Православная библия читать: От Луки святое благовествование. Глава 1. + Православный Церковный календарь

Разное

От Луки святое благовествование. Глава 1. + Православный Церковный календарь




Глава 1.

1Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

5Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

6Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

7У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

8Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10а всё множество народа молилось вне во время каждения,-
11тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

12Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

13Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

18И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

19Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

21Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

22Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

23А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их;
52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

57Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

58И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

59В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

60На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

61И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

62И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.

63Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

64И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

65И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

66Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

67И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70ка́к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

76И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

80Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.



Следующая глава

От Иоанна святое благовествование. Глава 5. + Православный Церковный календарь




Глава 5.

1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

16И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41Не принимаю славы от человеков,
42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?


          * Дом милосердия.



Предыдущая глава

Следующая глава

Ортодоксальный план чтения Библии

На протяжении многих лет я испробовал множество различных планов чтения Библии, которые систематически и регулярно показывали мне Писание. Около трех лет я следовал разработанному мной плану, согласно которому я просматривал Новый Завет раз в три месяца и Ветхий Завет раз в год. Я также использовал планы на один год, тематические планы и даже план, основанный на методе Макартура, в котором вы читаете одну и ту же книгу Библии ежедневно — полностью — в течение тридцати дней. Еще один план, который я разработал какое-то время, был предложен православным христианином Эстебаном Васкесом в его прекрасной двухчастной статье «О чтении Священного Писания». Эти две статьи стоит прочитать, если вас интересует православный взгляд на ежедневное чтение Библии.

Хотя мне очень нравится этот план, я обнаружил, что он не дает мне времени, которое я хотел бы обдумать в ежедневных отрывках или просмотреть святоотеческие комментарии, если бы я хотел пойти глубже. Справедливости ради, Эстебан говорит об этом в статьях, но я все же хотел немного замедлить ход событий, не тратя два-три года на изучение Библии.

Однако как православный христианин я столкнулся с двумя противоположными направлениями: должен ли я читать Писание быстро, чтобы ознакомиться со всей Библией, или медленно, чтобы глубоко размышлять над ней, ценой того, что я никогда не попаду в обширные области. Священного Писания? Как я могу прочитать всю Библию за разумное время и при этом достаточно медленно, чтобы усвоить ее послание? Каков наилучший способ идти глубоко и широко одновременно?

После многих лет поисков я так и не нашел метода, который позволил бы мне прочитать Библию за год, сохраняя при этом синхронизацию с чтениями в Лекционарии ежедневных чтений. Итак, за последние пару лет я провел много времени, размышляя о том, как интегрировать эти две высокие цели таким образом, чтобы это работало для меня.

В православном каноне Писания около 1350 глав: 260 в Новом Завете, 905 в Ветхом Завете и 185 во Второканонических/Апокрифических книгах (219если добавить Вторую Ездру и Четвертую Маккавейскую). Если бы кто-то следил за ежедневным чтением Лекционария в течение года, он прочитал бы весь Новый Завет (за вычетом книги Откровения, которой нет в Лекционарии, потому что она была повсеместно принята в Новый Завет только после того, как Лекционарий уже был завершен). в четвертом веке) и прочитывал почти все Бытие, Притчи и Исайю (ежедневные чтения, предписанные для будних дней Великого поста). Это много Библии, но все же остается более 900 непрочитанных глав.

Другой вопрос, который я хотел рассмотреть, заключался в том, что в православном подходе к Писанию не все книги имеют одинаковое значение в использовании. Некоторые книги занимают почетное место как в наших богослужениях, так и в трудах первых христиан и отцов церкви. Среди них выделяются Евангелия и Псалтирь. С одной стороны, использование обычного плана «через Библию за один год» не уделяет дополнительного внимания этим частям Писания, а с другой стороны, следование только Лекционарию означает отсутствие чтения Евангелия в будние дни сорокадневного периода. Великий пост.

Следующий план, который я составил, пытается учесть большинство факторов, которые были важны для меня в плане чтения Библии, не перегружая его. В большинстве дней человек читает в среднем четыре главы, что еще оставляет время, чтобы подумать о прочитанном или найти интересные вопросы в комментариях или других учебных пособиях.

Мои три основных компонента в плане чтения и то, как я решил их решить:

1. Читайте Священное Писание синхронно с церковью. Каждый день включены лекционарии. Так мы проходим весь Новый Завет (за вычетом Откровения), а также раз в год Книгу Бытия, Притчи и Исайю.

2. Подчеркните те места Писания, на которые Церковь обращает особое внимание. Используя этот план, мы можем читать Евангелия и Псалтирь два раза в год. Четыре Евангелия читаются один раз в год после Лекционария. Этот план также предусматривает повторное прочтение их в течение сорока дней Великого поста (две главы в будние дни/три главы в выходные). Поскольку этот дополнительный евангельский цикл заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, я также добавил некоторые отрывки из Евангелия от Матфея для Страстной недели. Чтение каждого дня соответствует тому, что на самом деле делал Иисус в тот день, чтобы мы могли путешествовать вместе с Ним на Пасху. Я использовал отрывки из Матфея только потому, что подумал, что было бы слишком много добавлять параллельные отрывки из других Евангелий на неделю, когда мы проводим много дополнительного времени в церкви.

Существует также таблица чтения псалмов, которая проводит нас через Псалтырь два раза в год. Система стихосложения для этого следует Септуагинте, но включает главу масоретского текста и номера стихов в скобках для простоты использования, если вы не используете православный перевод. Если вы чувствуете себя особенно благочестивым, вы можете заменить свое ежедневное чтение стазисом или даже кафизмой из Псалтири, но я думаю, что многие люди сочтут усреднение псалма в день более удобным, учитывая остальные места Писания, которые мы пытаемся читать. покрытие также. Организация 151 псалма (с двумя разными системами стихосложения) в два цикла, в общей сложности  365 чтений, таким образом, чтобы это имело смысл, было немного сложной задачей!

3. Прочтите все места Писания, не включенные в ежедневный лекционарий. Убрав Псалтирь, Бытие, Притчи и Исаию (которые рассматриваются в другом месте этого плана) и добавив Апокалипсис (не вошедший в лекционарий в новозаветных чтениях), мы можем прочитайте оставшиеся книги Писания, читая их последовательно со скромным темпом: две главы в день в течение недели и три в день по выходным.

Мне нравится делить ежедневные чтения на два отдельных сеанса. Утром, когда день новый, я люблю начинать с Нового Завета. Обычно что-то всплывает и привлекает мое внимание, как о чем нужно подумать или применить на практике. Я мог бы написать этот стих на каталожной карточке и сделать его своим походным приказом, чтобы попытаться применить или понять перед следующим заседанием позже в тот же день. Ранним вечером, когда уже день, я люблю читать ветхозаветные чтения на день. Делая второе чтение ранним вечером, у вас еще есть время поразмышлять над какими-то особыми стихами или действовать в соответствии с ними перед сном. Я не могу сказать, что следую этой привычке каждый божий день, но могу сказать, что мне нравятся дни, когда я делаю это намного лучше.

Нашел ли я, наконец, свою серебряную пулю для ежедневного чтения Писания? Время покажет. Я предлагаю его сейчас для всех, кто может найти этот методический подход полезным, а также для любых полезных советов от моих сообразительных читателей по его улучшению.

Щелкните здесь, чтобы загрузить Библейский план на один год.

Чтобы загрузить календарь псалмов, нажмите здесь.

Комментарии

Комментарии

Как читать Библию

Святитель Тихон Задонский, писавший в России XVIII века, так говорит о нашем православном отношении к Священному Писанию: «Если бы земной царь, наш император, написал тебе письмо, разве ты не читал бы его с радостью? Конечно, с большой радостью и внимательным отношением. Вам послано письмо не каким-то земным императором, а Царем Небесным. И все же вы почти презираете такой дар, такое бесценное сокровище. Далее он говорит: «Всякий раз, когда вы читаете Евангелие, Сам Христос говорит с вами. И пока вы читаете, вы молитесь и разговариваете с Ним».

Мы должны рассматривать Писание как личное письмо, адресованное Богом каждому из нас. Каждый из нас должен рассматривать чтение Писания как прямой индивидуальный диалог между Христом и самим собой.

Спустя два века после святителя Тихона Московская конференция 1976 года между православными и англиканами выразила в разных, но одинаково верных выражениях истинное отношение к Писанию. Московское заявление, подписанное также англиканскими делегатами, представляет собой замечательное обобщение православного взгляда на Библию: «Писания составляют единое целое. Они одновременно вдохновлены Богом и выражены по-человечески. Они являются авторитетным свидетельством откровения Бога о Себе — в творении, в Воплощении Слова и во всей истории спасения. И как таковые они выражают слово Божие человеческим языком. . . . Мы знаем, получаем и толкуем Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии основан на послушании».

Соединяя святителя Тихона и Московское изречение, мы можем выделить четыре ключевых качества, отличающих православное чтение Писания. Во-первых, наше чтение должно быть послушным. Во-вторых, оно должно быть церковным, внутрицерковным. В-третьих, она должна быть сосредоточена на Христе. В-четвертых, оно должно быть личным.

Чтение Библии с послушанием
Прежде всего, читая Писание, мы должны слушать в духе послушания. Святитель Тихон и Московская конференция 1976 года одинаково подчеркивают богодухновенность Библии. Писание — это письмо от Бога. Говорит Сам Христос. Писание является авторитетным свидетельством Бога о Себе. Они выражают Слово Божье на нашем человеческом языке. Они божественно вдохновлены. Поскольку Сам Бог говорит с нами в Библии, наша реакция по праву состоит в послушании, восприимчивости и слушании. Когда мы читаем, мы ожидаем Духа.

Но, хотя Библия и вдохновлена ​​Богом, она также написана человеком. Это целая библиотека разных книг, написанных в разное время разными людьми. Каждая книга Библии отражает мировоззрение эпохи, в которую она была написана, и особую точку зрения автора. Ибо Бог ничего не делает в изоляции; божественная благодать сотрудничает с человеческой свободой. Бог не упраздняет нашу личность, а усиливает ее. Так же и в написании вдохновленного Писания. Авторы были не просто пассивным инструментом, диктофоном, записывающим сообщение. Каждый автор Писания вносит свой особый человеческий дар. Наряду с божественным аспектом в Писании присутствует и человеческий элемент. Мы должны ценить и то, и другое.

Каждое из четырех Евангелий, например, имеет свой особый подход. Матфей представляет более конкретно иудейское понимание Христа с упором на Царство Небесное. Марк содержит конкретные, живописные детали служения Христа, которые больше нигде не упоминаются. Лука выражает всеобщность любви Христовой, Его всеохватывающее сострадание, одинаково простирающееся и на иудея, и на язычника. У Иоанна есть более внутренний и более мистический подход к Христу, с акцентом на божественном свете и божественном пребывании. Мы должны наслаждаться и в полной мере исследовать это животворящее разнообразие Библии.

Поскольку таким образом Писание является словом Божьим, выраженным человеческим языком, при изучении Библии есть место для честного и тщательного критического исследования. Исследуя человеческий аспект Библии, мы должны в полной мере использовать данный нам Богом человеческий разум. Православная Церковь не исключает научных исследований происхождения, дат и авторства книг Библии.

Однако рядом с этим человеческим элементом мы всегда видим божественный элемент. Это не просто книги, написанные отдельными людьми-писателями. Мы слышим в Писании не просто человеческие слова, отмеченные большим или меньшим умением и проницательностью, но вечное, нетварное Слово Самого Бога, божественное Слово спасения. Когда мы обращаемся к Библии, мы приходим не просто из любопытства, чтобы получить информацию. Мы подходим к Библии с конкретным вопросом, личным вопросом о себе: «Как мне спастись?»

Будучи божественным словом спасения на человеческом языке, Писание должно вызывать в нас чувство удивления. Вы когда-нибудь чувствовали, когда читаете или слушаете, что все стало слишком знакомым? Библия стала довольно скучной? Нам нужно постоянно очищать двери нашего восприятия и с изумлением смотреть новыми глазами на то, что Господь открывает перед нами.

Некоторое время назад мне приснился сон, который я хорошо помню. Я снова оказался в доме, где в детстве три года жил в школе-интернате. Сначала во сне я проходила по уже знакомым мне комнатам. Но тут сопровождавшая меня спутница повела меня в другие комнаты, которых я никогда раньше не видел, — просторные, красивые, полные света. Наконец мы вошли в маленькую часовню с мерцающими свечами и темно-золотой мозаикой.

Во сне я сказал своему спутнику: «Как странно, что я живу здесь уже три года и при этом никогда не знал о существовании всех этих комнат». И он ответил мне: «Но это всегда так».

Я проснулся; и вот, это был сон.

Мы должны испытывать по отношению к Библии именно тот трепет, чувство удивления, ожидания и удивления, которое я испытал во сне. В Писании так много комнат, в которые мы еще не входили. Нам предстоит открыть для себя так много глубины и величия. Это чувство удивления является важным элементом нашего отзывчивого послушания.

Если послушание означает удивление, оно также означает слушание. Таково первоначальное значение слова как в греческом, так и в латинском языках.

Будучи студентом, я следил за Goon Show по радио. В одном конкретном случае, который я помню, звонит телефон, и персонаж протягивает руку, чтобы поднять трубку. «Здравствуйте, — говорит он, — здравствуйте, здравствуйте». Его громкость увеличивается. «Кто говорит, я вас не слышу. Алло, кто говорит?» Голос на другом конце говорит: «Вы говорите». — А, — отвечает он. — Мне показалось, что голос звучал знакомо. И он кладет трубку.

К сожалению, это притча о том, что слишком часто случается с нами. Мы лучше умеем говорить, чем слушать. Мы слышим звук собственного голоса, но не останавливаемся, чтобы услышать голос другого, говорящего с нами. Итак, первое требование, когда мы читаем Писание, — перестать говорить и слушать — слушать с послушанием.

Когда мы входим в православный храм, украшенный традиционным образом, и смотрим вверх на алтарь в восточной части, мы видим там в апсиде Богоматерь с воздетыми к небу руками — древний библейский способ молитвы, многие используют до сих пор. Таким символически должно быть и наше отношение, когда мы читаем Писание, — отношение восприимчивости, рук, невидимо воздетых к небу. Читая Библию, мы должны подражать Пресвятой Деве Марии, ибо Она в высшей степени та, кто слушает. На Благовещение она слушает с послушанием и отвечает ангелу: «Да будет Мне по слову Твоему» (Луки 1:38). Она не могла бы нести Слово Божье в своем теле, если бы сначала не слушала Слово Божье в своем сердце. После того как пастухи поклонились новорожденному Христу, о Ней говорится: «Мария все это хранила и размышляла в сердце своем» (Луки 2:19).). Опять же, когда Мария находит Иисуса в храме, нам говорят: «Все это хранила Матерь Его в сердце своем» (Луки 2:51). Эта же необходимость слушания подчеркивается в последних словах, приписываемых в Писании Богородице на брачном пире в Кане Галилейской: «Что скажет Он тебе, то исполни» (Иоанн 2:5), говорит Она слуг — и всем нам.

Во всем этом Пресвятая Богородица служит зеркалом, живой иконой библейского христианина. Мы должны быть подобны ей, когда слушаем Слово Божье: размышлять, хранить все это в своем сердце, делать все, что Он говорит нам. Мы должны с послушанием слушать, как говорит Бог.

Понимание Библии через Церковь
Во-вторых, как говорит Московская Конференция: «Мы знаем, получаем и истолковываем Писание через Церковь и в Церкви». Наш подход к Библии не только послушный, но и церковный.

Именно Церковь говорит нам, что такое Писание. Книга не является частью Писания из-за какой-либо конкретной теории о ее датировке и авторстве. Даже если бы можно было доказать, например, что Четвертое Евангелие на самом деле написано не Иоанном, любимым учеником Христа, это не изменило бы того факта, что мы, православные, принимаем Четвертое Евангелие как Священное Писание. Почему? Потому что Евангелие от Иоанна, кто бы ни был его автором, — а для себя я продолжаю принимать авторство Иоанна, — принято Церковью и в Церкви.

Именно Церковь говорит нам, что такое Писание, и в равной степени именно Церковь говорит нам, как следует понимать Писание. Наткнувшись на эфиоплянина, читавшего Ветхий Завет в своей колеснице, апостол Филипп спросил его: «Понимаешь ли ты, что читаешь?» И Ефиоплянин ответил: «Как я могу, если кто не наставит меня на прямой путь?» (Деяния 8:30, 31). Мы все находимся в положении эфиопа. Слова Писания не всегда говорят сами за себя. Бог говорит прямо к сердцу каждого из нас, когда мы читаем Библию — чтение Писания — это, как говорит святитель Тихон, личный диалог каждого со Христом, — но мы также нуждаемся в руководстве. И наш проводник – Церковь. Мы в полной мере используем наше личное понимание с помощью Духа, мы в полной мере используем результаты современных библейских исследований, но всегда мы подчиняем частное мнение — будь то наше собственное или мнение ученых — общему опыту Церкви. на протяжении веков.

Православная точка зрения здесь резюмируется в вопросе, заданном новообращенному на службе приема Русской Церкви: «Признаете ли вы, что Священное Писание должно приниматься и толковаться в соответствии с верой, переданной святых отцов, и которых всегда придерживалась и держит Святая Православная Церковь, наша Мать?»

Мы читаем Библию лично, а не как отдельные личности. Мы читаем как члены семьи, семьи Православной Католической Церкви. Читая Писание, мы говорим не «я», а «мы». Мы читаем в общении со всеми остальными членами Тела Христова во всех частях света и во все времена. Решающим тестом и критерием нашего понимания того, что означает Писание, является разум Церкви. Библия – это книга Церкви.

Чтобы открыть для себя этот «разум Церкви», с чего мы начнем? Наш первый шаг – посмотреть, как Писание используется в богослужении. Как, в частности, выбираются библейские уроки для чтения на разных праздниках? Мы также должны обращаться к писаниям отцов церкви и рассматривать то, как они интерпретируют Библию. Наш православный способ прочтения Писания в этом смысле и литургический, и святоотеческий. А это, как мы все понимаем, сделать на практике далеко не просто, потому что в нашем распоряжении так мало православных комментариев к Писанию, доступных на английском языке, а большинство западных комментариев не используют этот литургический и святоотеческий подход.

В качестве примера того, что значит литургически толковать Писание, руководствуясь употреблением его на церковных праздниках, рассмотрим ветхозаветные уроки, назначенные на вечерню в праздник Благовещения, 25 марта. Их три: (1) Бытие 28:10-17: сон Иакова о лестнице, поднятой с земли на небо; (2) Иезекииль 43:27-44:4: видение пророком Иерусалимского святилища с закрытыми воротами, через которые не может пройти никто, кроме Князя; (3) Притчи 9:1-11: один из великих софианских отрывков в Ветхом Завете, начинающийся словами «Премудрость построила себе дом».

Эти тексты Ветхого Завета, как указывает их выбор для 25 марта и других праздников Богородицы, следует понимать как пророчества о Воплощении от Девы. Мария — это лестница Иакова, дающая плоть, которую воплотившийся Бог принимает, входя в наш человеческий мир. Мария есть закрытые врата, единственная среди женщин родившая ребенка, оставаясь при этом неприкосновенной. Мария обеспечивает дом, который Христос, Премудрость Божия (1 Коринфянам 1:24), принимает в качестве Своего жилища (в другом толковании титул Премудрость или София относится к Самой Богородице). Исследуя таким образом выбор уроков для различных праздников, мы обнаруживаем пласты библейского толкования, отнюдь не очевидные при первом чтении.

Возьмем в качестве другого примера вечерню Великой субботы, первую часть древнего пасхального бдения. Здесь у нас не менее пятнадцати ветхозаветных уроков. К сожалению, во многих церквях большинство из них опущены, и поэтому Божий народ лишен надлежащего библейского питания. Эта последовательность из пятнадцати уроков раскрывает перед нами всю схему священной истории, подчеркивая в то же время более глубокий смысл Христова Воскресения. Первым среди уроков является Бытие 1:1-13, описание Творения: Воскресение Христа — это новое Творение. Четвертый урок — это Книга Ионы целиком, где три дня пророка во чреве кита предвещают Воскресение Христа после трех дней во гробе (ср. Мф. 12, 40). В шестом уроке рассказывается о переходе израильтян через Красное море (Исход 13:20–15:19).), который предвосхищает новую Пасху, посредством которой Христос переходит от смерти к жизни (ср. 1 Коринфянам 5:7; 10:1-4). Последний урок — это история о трех святых отроках в огненной печи (Дан. 3), еще раз являющаяся «прообразом» или пророчеством о воскресении Христа из гроба.

Таков эффект церковного чтения Писания в Церкви и с Церковью. Изучая таким литургическим путем Ветхий Завет и пользуясь помощью отцов, мы повсюду обнаруживаем указатели, указывающие вперед к тайне Христа и Его Матери. Читая Ветхий Завет в свете Нового и Новый в свете Ветхого, к чему нас побуждает церковный календарь, мы обнаруживаем единство Священного Писания. Один из лучших способов установить соответствие между Ветхим и Новым Заветами — использовать хорошее библейское соответствие. Это часто может сказать нам больше о значении Писания, чем любой комментарий.

В кружках по изучению Библии в наших приходах полезно дать одному человеку специальное задание отмечать, когда тот или иной отрывок из Ветхого или Нового Завета используется в связи с праздником или днем ​​святого. Затем мы можем вместе обсудить причины, по которым был выбран именно этот отрывок. Другим в группе можно поручить выполнять домашнее задание среди отцов, используя прежде всего библейские проповеди святого Иоанна Златоуста, которые все были переведены на английский язык. Но помните, вам придется копать, чтобы найти то, что вы ищете. Отцы обращались к другому веку, отличному от нашего, и их нужно читать с воображением. Мы не должны мыслить буквально, как русский сельский священник XIX века, которому его епископ сказал: «Возьмите ваши проповеди от отцов». Поэтому на очередной великий праздник он решил прочесть за Литургией проповедь святителя Иоанна Златоуста, не изменив ни единого слова. Церковь была переполнена, и его прихожане были сбиты с толку, когда он зазвонил: «Что это? Что я вижу? Церковь пуста. Здесь никого нет. Куда они все ушли? Все на ипподроме.

Отец Георгий Флоровский говорил, что православным сегодня нужно приобретать святоотеческий ум. Но чтобы достичь этого, мы должны проникнуть за голые слова отцов в ядро ​​их внутреннего смысла.

Христос, сердце Библии
Третий элемент нашего чтения Писания заключается в том, что оно должно быть сосредоточено на Христе. Когда Московская конференция 1976 года говорит нам: «Писания составляют единое целое», где мы должны обнаружить это единство и согласованность? В лице Христа. Он является связующей нитью, пронизывающей все Священное Писание от первого предложения до последнего. Мы уже упоминали, каким образом Христос может быть увиден в прообразе на страницах Ветхого Завета. Как говорил мой учитель истории в школе: «Все взаимосвязано. Это отличный принцип, который следует использовать при чтении Писания. Только подключить.

Многие современные критические исследования Писания на Западе используют аналитический подход, разбивая каждую книгу на разные источники. Связующие звенья распутаны, и Библия сводится к ряду голых первичных единиц. В этом, безусловно, есть ценность. Но нам нужно видеть как единство, так и разнообразие Писания, всеобъемлющий конец и разбросанные начала. Православие в целом предпочитает синтетический, а не аналитический подход, рассматривая Писание как единое целое, где Христос везде выступает как связующее звено.

Мы всегда ищем точку слияния Ветхого Завета и Нового, и находим ее в Иисусе Христе. Православие придает особое значение «типологическому» методу толкования, посредством которого во всем Ветхом Завете усматриваются «прообразы» Христа, знаки и символы Его дела. Ярким примером этого является Мелхиседек, священник-царь Салима, который предложил хлеб и вино Аврааму (Бытие 14:18) и который рассматривается как прообраз Христа не только отцами, но даже в самом Новом Завете. (Евреям 5:6; 7:1). Другим примером является то, как, как мы видели, Ветхая Пасха предвещает Новую; Избавление Израиля от фараона у Красного моря предвосхищает наше избавление от греха через смерть и Воскресение Спасителя. Таков метод толкования, который мы должны применять на протяжении всей Библии. Почему, например, во второй половине Великого поста в ветхозаветных чтениях из Бытия доминирует фигура Иосифа? Почему на Страстной неделе мы читаем из Книги Иова? Потому что Иосиф и Иов — невинные страдальцы, и как таковые они являются прообразами или прообразами Иисуса Христа, чьи невинные страдания на кресте Церковь вот-вот прославит. Это все связывает.

«Христианин, — замечает отец Александр Шмеман, — это тот, кто, куда ни взглянет, всюду находит Христа и радуется Ему». Мы можем сказать это, в частности, о библейском христианине. Он тот, кто, куда бы он ни посмотрел, везде находит Христа, на каждой странице Писания.

Библия как личное
По словам раннего писателя-аскета христианского Востока, преподобного Марка Монаха: «Кто смирен в мыслях и занят духовным трудом, когда читает Священное Писание, все приложит к себе, а не ближнему». Как православные христиане, мы должны повсюду искать в Писании личное применение. Мы должны спрашивать не просто: «Что это значит?» но: «Что это значит для меня?» Писание — это личный диалог между Спасителем и мной: Христос говорит со мной, а я отвечаю. Это четвертый критерий в нашем чтении Библии.

Я должен видеть все истории в Писании как часть моей личной истории. Кто такой Адам? Имя Адам означает «человек», «человек», поэтому рассказ о падении Адама в Книге Бытия — это также история обо мне. Я Адам. Это мне Бог говорит: «Адам, где ты?» (Бытие 3:9). «Где Бог?» мы часто спрашиваем. Но настоящий вопрос заключается в том, что Бог спрашивает Адама в каждом из нас: «Где ты?»

Когда в истории о Каине и Авеле мы читаем слова Бога к Каину: «Где Авель, брат твой?» (Бытие 4:9), который также адресован каждому из нас. Кто такой Каин? Это я сам. И Бог спрашивает Каина в каждом из нас: «Где твой брат?» Путь к Богу лежит через любовь к другим людям, и другого пути нет. Отрекаясь от своего брата, я заменяю образ Божий печатью Каина и отрицаю свою сущностную человечность.

Читая Писание, мы можем сделать три шага. Во-первых, в Писании мы имеем священную историю: историю мира от Сотворения, историю избранного народа, историю воплощения Бога в Палестине, «великие дела» после Пятидесятницы. Христианство, которое мы находим в Библии, — это не идеология, не философская теория, а историческая вера.

Тогда мы должны сделать второй шаг. История, представленная в Библии, является личной историей. Мы видим, как Бог вмешивается в определенное время и в определенных местах, когда Он вступает в диалог с отдельными людьми. Он обращается к каждому по имени. Мы видим перед собой конкретные призывы, данные Богом Аврааму, Моисею и Давиду, Ревекке и Руфи, Исаии и пророкам, а затем Марии и Апостолам. Мы видим особенность божественного действия в истории не как скандал, а как благословение. Божья любовь универсальна по своим масштабам, но Он решает воплотиться в определенном уголке земли, в определенное время и от определенной Матери.

Таким образом, мы должны ощутить всю конкретность действий Бога, описанных в Писании. Человек, который любит Библию, любит детали датировки и географии. Православие имеет сильную преданность Святой Земле, именно тем местам, где Христос жил и учил, умер и воскрес. Отличный способ глубже погрузиться в чтение Писания — совершить паломничество в Иерусалим и Галилею. Иди туда, где ходил Христос. Спуститесь к Мертвому морю, посидите в одиночестве на скалах, почувствуйте, что чувствовал Христос в течение сорока дней Своего искушения в пустыне. Пейте из колодца, где Он говорил с самарянкой. Отправляйтесь ночью в Гефсиманский сад, посидите в темноте под древними оливами и посмотрите через долину на огни города. В полной мере ощутите отличительную «естьность» исторической обстановки и возьмите этот опыт с собой при ежедневном чтении Писания.

Тогда мы должны сделать третий шаг. Переживая заново библейскую историю во всех ее особенностях, мы должны применять ее непосредственно к себе. Мы должны сказать себе: «Все эти места и события произошли не только далеко и давно, но и являются частью моей личной встречи со Христом. Истории включают меня».

Предательство, например, является частью личной истории каждого. Разве мы все когда-нибудь в жизни не предавали других, и не все ли мы знали, что такое быть преданным, и разве память об этих мгновениях не оставляет неизгладимых шрамов в нашей душе? Итак, читая рассказ о предательстве Христа святым Петром и его восстановлении после Воскресения, мы можем увидеть себя в роли действующих лиц этой истории. Представляя, что должны были пережить и Петр, и Иисус в момент сразу после предательства, мы входим в их чувства и делаем их своими. Я Питер; в этой ситуации я тоже могу быть Христом? Размышляя также о процессе примирения — видя, как воскресший Христос с любовью, совершенно лишенной сентиментальности, вернул падшего Петра к общению, видя, как Петр со своей стороны имел мужество принять это восстановление, — мы спрашиваем себя: насколько я подобен Христу? тех, кто предал меня? И, после моих собственных предательских поступков, могу ли я принять прощение других — могу ли я простить себя?

Или взять, например, святую Марию Магдалину. Могу ли я увидеть в ней свое отражение? Разделяю ли я щедрость, непосредственность и любящую импульсивность, которые она проявила, когда вылила алебастровый сосуд с миром на ноги Христа? «Прощаются ей грехи многие, ибо она возлюбила много». (Здесь я следую нормальному западному мнению, которое отождествляет грешную женщину в Луки 7:36-50 с Марией Магдалиной; на христианском Востоке такое отождествление обычно не проводится.) Или я робок, скуп, сдерживаю себя, никогда не готов полностью отдаться чему-нибудь хорошему или плохому? Как говорят отцы-пустынники: «Лучше тот, кто согрешил, если он знает, что согрешил, и раскаивается, чем человек, который не согрешил и считает себя праведником».

Приобрел ли я смелость святой Марии Магдалины, ее постоянство и верность, когда она вышла помазать тело Христово во гробе (Ин. 20:1)? Слышу ли я, как воскресший Спаситель зовет меня по имени, как Он назвал ее, и отвечаю ли я «Раввуни» с ее простотой и полнотой (Иоанна 20:16)?

Читая Писание таким образом — в послушании, как член Церкви, везде находя Христа, рассматривая все как часть своей личной истории, — мы почувствуем разнообразие и глубину Библии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts