Православное вечернее правило молитвенное: Вечерние молитвы на сон грядущим с толкованием

Разное

Содержание

Вопрос священнику. Молитвенное правило

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Разделы по теме:

Вопросы Архиерею

Вопросы священнику

«Подводные камни» молитвенного правила

В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).

Сопротивляясь хаосу

 

Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.

Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком­то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.

Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.

Нет регулярности — нет основы

 

Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.

Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.

Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.

«Выигрывая время», проигрываем всё

 

Но не только сонливостью враг может во время молитвы искушать человека. Порой стоит только взять молитвослов и открыть первую страницу, как в памяти тут же всплывают какие-то дела, которые прямо сейчас необходимо сделать, так что возникает желание дочитать молитвы поскорее. И в этом случае имеет смысл, напротив, нарочито замедлить чтение молитв — и через несколько минут эта внутренняя суета, эта спешка прекращаются, а враг опять же отступает. Полезно в таких случаях напоминать себе, что те пять или пятнадцать минут, которые мы получим в результате спешки или пропусков каких-то молитв, на самом деле никакой погоды в нашей жизни не сделают, и этот «выигрыш времени» совершенно не окупит того вреда, который мы себе причиним, сделав свою молитву нерадивой и невнимательной. Вообще, когда мы становимся на молитву и нам начинают приходить в голову какие-то очень важные и серьезные мысли, нужно в этот момент очень ясно осознать, что мы предстоим сейчас перед Тем, в Чьих руках находится абсолютно всё — все наши обстоятельства, все наши дела, сама наша жизнь — и потому важнее этого предстояния ничего нет. Все мы прекрасно знаем, что можно порой сколько угодно трудиться, совершать вполне разумные и эффективные действия, а результата не будет никакого, потому что нет на это Божиего благословения. И наоборот, иногда стоит нам только приступить к какому-то делу, и трудному, и непонятному,— и всё как-то складывается, и мы это дело с помощью Божией совершаем.

Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.

К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.

Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.

И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.

Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.

Чуть меньше, чем можем

 

Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.

Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.

Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то константы, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.

Можно ли молиться нерассеянно?

 

К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.

Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.

Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.

Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.

Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.

Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем пять-десять минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Как мне молиться? | Греческий православный собор Святого Георгия

Как мне молиться?

«Молитве не нужен учитель. Она требует усердия, усилия и личного усердия, и тогда Бог будет ее учителем. »  — Св. Мелетий Исповедник

Ежедневная личная молитва

Как только вы начинаете внешне упорядочивать свою жизнь, молитва становится первой дисциплиной, которую вы должны развивать. Что такое молитва? Это взаимная и личная встреча с Богом. Именно через молитву мы открываемся невидимой, неосязаемой силе Божией. Совершенный пример личной молитвы дал нам Сам Иисус: Отец наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как и на небе. Дай нам хлеб насущный и прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас. Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Молиться — значит стоять перед Богом с мыслями в сердце.

Почему мы молимся?

Прежде всего, Христос просит нас молиться. Он говорит нам в Евангелии от Луки: «Насколько больше Отец Небесный даст Святого Духа просящим у Него» (Луки 11:13). Мы молимся, чтобы Бог помог нам стать более похожими на Него в наших действиях. Мы также молимся о нашем обновлении и росте нашей души. Мы молимся, чтобы благодарить Бога за все, что он дает для нас. Мы также молимся, чтобы получить прощение за нашу греховность. Мы также можем молиться, чтобы искать помощи для других, а также для себя. Но мы не должны забывать молиться о Его помощи в нашем собственном духовном росте. Это не эгоистично, но необходимо для того, чтобы мы лучше любили других и служили им, а также исполняли Божьи заповеди. Мы также можем просить Его о помощи в различных аскетических практиках, которые мы выбираем для очищения нашего внутреннего существа.

Нас просят непрестанно молиться. Вот ссылки Писания на эту идею:

  • Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17)
  • Всегда молитесь всякою молитвою и прошением в Духе (Еф. 6:158)
  • Он сказал им притчу, что люди всегда должны молиться и не унывать. (Луки 18:1)

Наша жизнь должна стать постоянной молитвой, в которой мы постоянно находимся в отношениях с Богом. Это наша главная задача, приблизиться к Богу. Преподобный Исаак Сирин говорит, что нельзя приблизиться к Богу иначе, как непрестанной молитвой.

Как мы молимся?

Регулярное время

Во-первых, вам нужно установить регулярное время для молитвы. У вас должно быть как минимум время утром и время вечером. В нашей напряженной жизни это означает, что вам придется сделать некоторые сознательные изменения, чтобы найти время для молитвы. Выберите время, которое, как вы знаете, вы можете сохранить, несмотря ни на что. В этом важна строгая дисциплина. Продолжительность — это то, что можете определить только вы, посоветовавшись со своим духовником. Время молитвы не должно быть меньше десяти минут утром и вечером. Ваше время в молитве будет увеличиваться по мере того, как растут ваши отношения с Богом. Сначала вам будет трудно поддерживать то, что кажется простой дисциплиной, поскольку существуют негативные силы, которые будут пытаться удержать вас от регулярной молитвы. Но придет время, когда вы не сможете дождаться времени, чтобы помолиться. Ожидайте борьбы в начале, чтобы поддерживать строгий график. Как говорится в народной поговорке: «Просто сделай это!» Подумайте обо всех других вещах в вашей жизни, которые вы регулярно делаете, например, приходите на работу вовремя или о личной гигиене, такой как чистка зубов. Конечно, вы также можете сделать молитву постоянной рутиной.

Уединенное место

Далее вам нужно найти тихое уединенное место, где вас никто не побеспокоит во время ежедневной молитвы. Это может быть уголок в спальне (разделитель может помочь выделить особое место), место в гардеробной или, если вам посчастливилось иметь лишнюю комнату, особая комната, предназначенная только для молитвы. Это должно быть место, где вы можете быть спокойным и одиноким. Выбрав место, следует установить небольшой домашний иконостас. На нем поместите икону Христа, Богородицы и вашей святой покровительницы. Имейте масляную лампу или свечу, которую вы можете зажечь во время молитвы. Также курильница, крест и молитвенник и Библия.

Молитва

В определенное время и в особом месте вы готовы начать. Вы начинаете молиться с того, что сосредоточиваете свое сознание в своем сердце и насильно собираете там все силы души и тела. Выделите время в начале молитвенного времени, чтобы успокоить свое тело и сконцентрировать свою энергию в сердце. Христос говорит: «Войди в комнату твою и… затвори дверь твою» (Мф. 6:6). Удалите все действия, которые могут нарушить ваше внутреннее нисхождение. Отложите, насколько это возможно, все проблемы дня и заботы о завтрашнем дне. Это не время думать или беспокоиться. Когда вы готовитесь к молитве, встаньте, посидите или пройдитесь несколько минут и успокойте свой ум, чтобы сконцентрироваться на Боге. Подумайте, к кому вы будете обращаться. Помните, что это Сам Бог, с которым вы собираетесь говорить. Постарайтесь вызвать чувство смирения и благоговейного трепета. Прежде чем начать, сделайте несколько простираний.

У вас должно быть особое правило как для утра, так и для вечера. Не пытайтесь взмахнуть им. Вы развиваете дисциплину, которая выходит за рамки того, что вам хочется делать. Это не упражнение на расслабление, а путь к общению со своим Богом. У вас должен быть определенный набор рекомендаций, которым вы будете следовать каждый раз без каких-либо оправданий для их сокращения. Включите в свое правило стояние, поклоны, коленопреклонение, крестное знамение, чтение и иногда пение. Используйте молитвенники и письменные молитвы. Православные молитвенники наполнены молитвами, которые хорошо проверены и используются сотнями лет. Молитва не обязательно должна быть творческой деятельностью. Вы должны быть искренними. Сохраняйте осознанность в своем сердце и концентрируйтесь на словах молитвы. Как только вы установили правило, всегда соблюдайте его. Обязательно поработайте над этим со своим духовным Отцом.

Когда вы начнете молиться, вникайте в каждое слово молитвы. Впустите значение слов в свое сердце. Не торопитесь с молитвами, как будто вы спешите закончить их. Пусть они медленно опускаются в глубины вашего сердца со смирением и благоговением перед Богом. Это как с вождением автомобиля. Когда вы едете по шоссе со скоростью 90 миль в час, водитель может чувствовать себя сильным и контролирующим ситуацию. Но на высоких скоростях все может пойти не так быстро. При движении со скоростью двадцать пять миль в час машина легко управляется, и если кто-то совершает опасный маневр, вы можете легко его избежать. Ну, так же работает и разум. Мы хотим научить его замедляться, чтобы мы могли открыть свое сердце Божьему присутствию. Итак, в молитве мы произносим слова медленно, чтобы понять их значение и позволить им проникнуть в наше сознание и вызвать в нашем сердце чувства любви и благоговения к нашему Богу. Пусть слова по отдельности падают в ваше сердце, как камешки падают в пруд. Со временем вы найдете правильный темп для себя. Остерегайтесь склонности спешить с их завершением. Когда это происходит, вы превращаете свою молитву в обязанность, и это уже не настоящая молитва. Не переживайте, если поймаете себя на этом. Сначала это нормально. Просто остановитесь, замедлитесь и продолжайте просить у Бога прощения и помощи. Кроме того, изучите молитвы, прежде чем использовать их, чтобы знать значение каждого слова. В конце концов вы захотите их запомнить.

После того, как вы начнете читать свои молитвы, вы обнаружите, что ваш разум захочет блуждать. Не беспокойтесь об этом, так как это естественно из-за сил, которые не хотят, чтобы мы молились Богу. Работайте над тем, чтобы научиться концентрировать свое внимание. Когда ваш ум блуждает, будьте снисходительны к себе, вернитесь назад и повторите снова то, что вы сказали, когда ваш ум был где-то еще. Заставьте себя сосредоточиться на словах молитвы. Иногда полезно произнести их вслух какое-то время. Ум вполне способен заставить вас делать больше, чем одно дело за раз. Вам нужно привести себя к единому сосредоточению на Боге. Эти блуждания ума показывают вам масштабы вашей напряженной жизни, которые вам нужно найти, чтобы сделать их тише, чтобы вы могли всегда помнить о Боге. Молитва Не время сосредотачиваться на этих мирских делах, потому что это только еще больше отвлечет вас от молитвы. Старайтесь все больше и больше концентрировать свое внимание. С каждым днем ​​вы будете увеличивать свою внимательность во время молитвы.

Закончив молитву, встаньте на несколько минут. Подумайте, к чему вас обязывает ваша молитвенная жизнь. Постарайтесь удержать в своем сердце то, что вам дано. Цените это несколько мгновений.

Помните, что ваша молитвенная жизнь должна быть твердым правилом, а не чем-то, что совершается от случая к случаю или от случая к случаю. Это должно быть сделано каждый день утром и вечером, как минимум. У вас должны быть определенные молитвы, которые являются частью вашего молитвенного правила. Вы должны посвятить себя тому, чтобы править каждый день. Подумайте об определенных задачах личной гигиены, таких как чистка зубов, которые вы делаете каждый день по привычке. Не забывайте делать их каждый день. То же самое должно быть и с вашим молитвенным правилом. Вам нужно сделать молитву похожей привычкой, которую вы никогда не забудете. Так же, как гигиена, которую мы делаем для здоровья нашего тела, молитва необходима для здоровья нашей души.

Что такое Иисусова молитва?

Молитва Иисусова известна в Православной Церкви как одна из самых сильных молитв. Это дисциплина, которая с годами принесет многочисленные дивиденды в вашу православную жизнь, если вы будете следовать ее простой практике. Молитва очень проста. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Практика Иисусовой молитвы заключается в том, чтобы повторять молитву снова и снова, пока она не станет непрестанной молитвой в вашем сердце. Конечно, это занимает много лет. Чтобы начать читать Иисусову молитву, добавьте к своему платному правилу чтение определенного количества повторений. Вы можете начать с того, что повторите это пятьдесят раз. Вот тут-то и пригодится молитвенная четка. Молитвенная веревка состоит из фиксированного количества узлов. Обычный имеет пятьдесят узлов. Произнося Иисусову молитву, вы продвигаете каждый раз большой и указательный пальцы на один узелок. Таким образом вы узнаете, сколько раз вы повторили молитву. Четки изготавливаются в монастырях и благословляются молитвой при их изготовлении.

Имя Господа нашего Иисуса Христа — божественное имя. Сила и действие этого имени божественны, всемогущи и спасительны и превосходят нашу способность постичь его. Итак, с верой, с доверием и искренностью, с великим благоговением и страхом должны мы приступить к выполнению великого дела, которое Бог доверил нам: упражняться в молитве, употребляя имя Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Практику Иисусовой молитвы, как и других молитв, начинаете с чтения их устами или вслух. Затем, когда вы научитесь концентрировать свой ум на молитве, вы можете начать произносить их в уме. Наконец, спустя много времени, вы спуститесь из ума в свое сердце, и ваши молитвы будут произнесены из глубины вашего внутреннего существа.

Св. Иоанн Лествичник советует заключить ум в слова молитвы и возвращать его назад каждый раз, когда он отходит от нее (шаг XXVIII, гл. 17). Такой механизм молитвы удивительно полезен и удобен. Когда ум по-своему обретет внимательность, тогда и сердце присоединится к нему со своим приношением — умилением. Сердце будет сопереживать разуму посредством умиления, и молитва будет произнесена умом и сердцем вместе. Слова молитвы следует произносить без праздничной спешки. даже затяжной, чтобы ум мог зафиксироваться в каждом слове. Святого Игнатия (Брянчанинова)

Почему мы молимся за умерших?

В православном мировоззрении есть вечная жизнь и мы никогда не выходим из Церкви. В Боге все живы. Наша церковная жизнь пронизана живым сознанием и ощущением того, что наши умершие продолжают жить и после смерти, только в ином виде. Они не лишены духовной близости к нам, здесь, на земле. Святой Павел говорит нам: «Ни смерть, ни жизнь… не могут отлучить нас от любви Божией, которая во Христе, Господе нашем». (Рим. 8:38-3) Об этом свидетельствуют все древние литургии как на Востоке, так и на Западе.

Когда мы молимся за умерших, Церковь ходатайствует за них так же, как и за живых. Мы молимся о прощении грехов всем умершим, ибо нет безгрешных (1 Иоанна 1:8). Молитва помогает взрастить семена новой жизни, которые взрастили умершие. Теперь нам не обольщаться насчет возрождения гнилых семян. Ничто не может оживить гнилые семена. Бессильны молитвы за умерших в нечестии и без покаяния. (1 Фес. 5:19). Однако на земле мы не знаем, какому жребию подвергся человек. Молитва любви никогда не бывает бесполезной. Мы должны помнить, что те, кто на небесах, отвечают на наши молитвы молитвами за нас.

Почему мы включаем святых в наши молитвы?

В нашем молитвенном правиле мы также можем просить святых заступиться за нас и помочь нам в нашей мирской борьбе. Святые – это святые люди, умершие мученической смертью, бесстрашно исповедовавшие веру, часто под угрозой смерти, проявившие самоотверженное служение, обладающие особым даром врачевания и творящие чудеса после своей смерти при поминании в них. молитва.

Этих святых людей Господь называет Своими друзьями. Вы Мои друзья, если будете делать все, что Я вам прикажу. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. (Иоанна 15:14-15)

Это те, кого Он принял в Своих небесных обителях во исполнение Своих слов: Где Я, там и вы можете быть. (Иоанна 14:3) Вместо того, чтобы молиться о прощении их грехов, мы восхваляем их за их борьбу во Христе. Мы обращаемся к ним с просьбами помолиться о нас и о прощении наших грехов и о духовном росте, ищем их помощи в наших духовных нуждах.

Святые возле Престола Божия:

Тогда я взглянул и услышал голос многих ангелов вокруг престола, живых существ и старцев; и число их было десять тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч, которые славили Господа. (Откр. 5:11)

Наше молитвенное общение со святыми есть осуществление связи между христианами на земле и Небесной Церковью. (Евр. 12:22-23)

Священное Писание дает многочисленные примеры того, что праведники еще при жизни могут видеть, слышать и знать многое из того, что недоступно обычному пониманию. Святые, пока они были еще на земле, могли проникать духом в горний мир.

Из притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16:10-31) мы знаем, что Авраам, находясь на небе, мог слышать вопль богача, страдающего в аду, несмотря на великую непреодолимую пропасть, разделяющую их.

Церковь всегда учила призывать святых, убежденных, что они ходатайствуют за нас перед Богом на небесах. Молитвенные отношения со святым – это еще один способ получить помощь на нашем духовном пути ко спасению в Церкви.

Образец молитвенного правила

Молитвенное правило – это схема нашего ежедневного молитвенного распорядка. Важно иметь продуманное правило. Случайно ходить к себе домой для молитвы и просто разговаривать с Богом — не лучший способ начать развивать свою молитвенную жизнь. Мы обнаружим, что заканчиваем тем, что болтаем перед нашим Богом. Мы можем воспользоваться многовековой мудростью и бытием, используя проверенные молитвы, которые поднимут нас на пути общения с Богом.

В молитвенном правиле должно быть указано место и время молитвы. Затем следует наметить последовательность ваших молитв и конкретные молитвы, которые вы будете произносить. Ниже приведен пример молитвенного правила для начинающих.

Утренняя и вечерняя молитва

  • Место: В углу иконы
  • Время: 6:30 и 23:00 по 20 минут каждый раз
  • Начните с того, что зажгите свечу и сделайте три простирания, а затем встаньте спокойно, чтобы собраться в своем сердце
  • Трисвятая молитва
  • Один из шести утренних или вечерних псалмов
  • Заступничество за живых и умерших
  • Псалом 51 и исповедание своей греховности
  • Славословие и утренняя или вечерняя молитва
  • Личный диалог с Богом
  • Иисусова молитва — повторить 100 раз.
  • Спокойно подумайте о повседневных задачах и подготовьтесь к трудностям, с которыми вы можете столкнуться, прося Бога помочь вам.
  • Отпускная молитва
  • Остановитесь в середине утра, в полдень и в середине дня, чтобы произнести простую молитву.
  • Повторяйте в уме Иисусову молитву всякий раз, когда можете в течение дня.
  • Молитесь перед и после каждого приема пищи, благодаря Бога и прося Его благословения.

Что такое корпоративная молитва?

Общая молитва является официальной молитвой Церкви, когда она официально собирается. Так Церковь участвует в непрестанной молитве в присутствии Бога в Царстве Небесном. В Православной Церкви нет традиции совместной молитвы, которая не была бы богослужебной. Чтобы участвовать в совместной молитве, нужно молиться и самому, дома, в своем уме и сердце. Посещение Божественной литургии раз в неделю необходимо, но недостаточно для активной молитвенной жизни. Мы должны посещать Божественную литургию каждое воскресенье, так как это одна из Божьих заповедей. Когда мы посещаем богослужения, мы должны не забывать участвовать и молиться ектениями, произносимыми священником или диаконом, и другими молитвами, возносимыми от нашего имени. Надеюсь, поклонение в церкви станет еще одной привычкой в ​​вашей жизни. Это может стать новым источником радости в вашей жизни, а не обязательством, которое вы изо всех сил пытаетесь выполнить.

Соблюдайте правило молитвы, исполняемое дисциплиной

В третьем из наших размышлений о о. В «55 принципах христианской жизни» Томаса Хопко мы фокусируемся на том, как « Иметь соблюдаемое правило молитвы, выполняемое посредством дисциплины». «Молитвенное правило» — это просто стандартная ежедневная молитвенная рутина, ju st, как тренировка в спортзале или подготовка к приему гостей на ужин — каждый раз один и тот же процесс. В то же время это одно из самых важных дел, которые мы можем сделать, чтобы построить жизнь во Христе, и, к сожалению, это то, чего большинство людей добивается с трудом. Во время Великого поста у нас также будет шестинедельная серия кратких бесед на тему «Построение молитвенной жизни» на вечерних обедах по средам после Преждеосвященных литургий, но в качестве подготовки к этому мы приводим нижеприведенную статью на сайте православного христианства. практические способы сделать это.

Невозможно представить осмысленную христианскую жизнь без ежедневного молитвенного правила. Но каким должно быть это молитвенное правило? Насколько длинные или короткие и из каких молитв состоят? Как не допустить, чтобы наше ежедневное молитвенное правило превратилось в чистую формальность? На что следует обратить особое внимание и каких ошибок следует избегать? А что самое главное в молитвенном правиле? В молитвенном правиле есть три важных компонента: правильная мера, постоянство и качество.

  1. Надлежащая мера. Правильная мера украшает человека в любом деле — и земном, и духовном. Очень важно найти срединный, царский путь. Это залог успеха. Этот закон важен и актуален в нашем молитвенном правиле. Мы должны понуждать себя в молитве, с одной стороны, но воздерживаться от усердия не по разуму, с другой. Нельзя лениться, но и переусердствовать тоже опасно. На мой взгляд, лучше что-то не доделывать в молитвенном правиле, а оставить желание помолиться на другой день. Переусердствование чаще всего вызывает отвращение и внутренний протест. Отцы говорят, что маленькое правило бесценно. Очевидно, здесь нужен духовный наставник, опытный и рассудительный в практическом деле молитвы. Но этот совет предполагает определенную свободу и личный выбор со стороны исследователя.

Не берите на себя длинное правило. Пусть это будет то, чем вы могли бы заниматься всю жизнь. Помните: правило для человека, а не наоборот. Найденная мера держит человека в хорошей духовной форме, но и сохраняет в сердце радость и желание к молитве. Учитывайте множество факторов: возраст, здоровье, семейное положение, загруженность и так далее. Плод правильного молитвенного труда — глубокое смирение и внутренний покой.

  1. Консистенция. Будьте последовательны в молитве. Это то, что апостол Павел говорит нам делать. Успех во всяком деле зависит от нашего усердия и последовательности, но не только от этого. Конечно, катящийся камень не покрывается мхом. Но мы также должны помнить, что мы всего лишь соработники Бога. Итак, ни насаждающий, ни поливающий; но Бог, дающий рост 90 140 (1 Кор. 3:7). Важно, чтобы Бог благословил наши труды. Святые отцы говорят о синергии — о нашем последовательном труде в молитве и о благодатной помощи свыше. В этом залог нашего успеха. В молитвенном труде не может быть пауз. Молитвенный труд напоминает нам езду на велосипеде или греблю вверх по течению — только неустанное усилие и труд обеспечивают наше движение вперед. Те же законы действуют и в молитве: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Ради нашего постоянства в молитвенном деле сухость сердечная и душевная скука со временем уступят место бодрости духа и желанию молитвы. Это знак прогресса и благодатной помощи свыше.
  2. Качество. Качество лучше количества. Тот, кто решил взяться за дело молитвы, должен помнить об этом. Качество молитвы можно определить по двум признакам: внимание ума и глубина покаяния в сердце.

Св. Иоанн Лествичник обращает внимание на душу молитвы. Он советует каждому заключать ум в слова молитвы. Поначалу это очень тяжело для всех, но мы не должны сдаваться. Если мы приложим усилия, Бог обязательно поможет нам и со временем пошлет ангела-хранителя для нашей молитвы.

Покаяние в сердце и глубокое смирение — вот истинная жертвенная трапеза, с которой Бог принимает наши духовные жертвы, главная из которых — молитва. И молитесь, как бормочущий ребенок и невинный младенец, — прощайте всех обидевших вас и молитесь за них. Помните свой безвозмездный долг перед Богом, и тогда вам будет легче прощать людей. Важно стяжать внутренний плач сердца о своих грехах — важный признак истинного покаяния.

Понятно, что выполнить эти условия можно кратким молитвенным правилом. Все, что действительно хорошего качества, обычно встречается ограниченным тиражом. При обучении детей музыке мы требуем, чтобы они играли «чисто» простую гамму, при изучении иностранного языка мы должны правильно построить фразу, а начинающий водитель должен не опрокинуть флажки при парковке. Опыт приходит со временем, а потом можно добавить больше труда. Но мы будем со смирением исполнять наше малое молитвенное правило, ежедневно и последовательно, контролируя качество нашей молитвы, помня, что не наши труды определяют успех, а всесильная помощь Божия, с которой нам все возможно в этой жизни. и следующее.

Наша жизнь такова, что любое содержание связано с формой. Бессмертная душа присутствует в смертном теле, Святые Дары хранятся в скинии, благоуханное миро хранится в сосуде, а внешняя форма для молитвенных воздыханий является правилом. Как у реки есть русло, по которому вода легко течет вперед, так и молитвенное правило есть это русло, по которому наша молитва течет к Богу. Когда человек хочет просто помолиться без всякого правила, обычно такая молитва быстро заканчивается. , худеет после нескольких сердечных вздохов души, и не знает, что сказать; потому что мы сами не можем найти молитвенное настроение. Молитвенное правило организует душу и настраивает ее на молитву. Утренняя и вечерняя молитвы, правило перед Причащением, различные молитвы из молитвослова — все эти молитвы были составлены святыми людьми; в них помещаются мысли и чувства, которые должны быть у каждого молящегося. Поэтому мы не можем научиться молиться, если будем игнорировать молитвенное правило.

В молитвенном правиле важна последовательность. Если правило не выполняется регулярно, оно перестает быть правилом. Это будет своего рода духовное хобби на выходных, когда ты берешься за молитвенник, потому что от нечего делать, говоря: «Что у нас тут?» Молитвенное правило — это как солдат, выходящий на свой пост, на свои часы: не важно, как ты себя чувствуешь и в каком настроении — ты все равно идешь молиться. И происходит чудо — можно начать молиться в подавленном, вялом и внутренне подавленном настроении, а кончаешь бодрым и сильным, внутренне крепким. Это потому, что молитва дает силу душе. Но смысл правила не в простом чтении текстов, а в том, чтобы предстоять пред Богом, обретая молитвенное настроение и дух общения с Господом. Молитвенное правило есть только средство, а цель есть благодать Божия, которую молящийся должен стараться стяжать.

Давайте представим, что кто-то пытается найти спрятанное сокровище. Кирка и лопата — только средства, используемые для этого; они ценны только постольку, поскольку они позволяют ему найти сокровище. Поэтому нелепо гордиться своим молитвенным правилом, как будто ты уже от этого святой. Преподобный Силуан Афонский рассказывал об одном подвижнике, который сказал, что он обязательно должен спастись, потому что каждый день совершает такое-то количество поклонов. Но в день своей смерти он разодрал одежды свои, потому что ему было открыто, что поклоны сами по себе не могут спасти человека. Мы спасаемся не нашими поклонами или молитвами, а Богом — общением с Которым мы жаждем через наши молитвы.

Мы должны каждый раз совершать наше правило с ощущением, что Господь присутствует рядом с нами, что Он видит, как мы обращаемся к Нему; это наше личное обращение к Богу. Молитвенное правило, исполняемое усердно, внимательно и с покаянием, открывает сердце благодати Божией, и благодать исполняет всякую нужду. И, может быть, наша вечная участь зависит от того, с каким чувством и вниманием мы будем совершать молитвенное правило.

Будем с любовью устремляться ко Господу всем сердцем, душой и разумом, во всякое время и во всякий час, с глубоким сознанием своей немощи, — и тогда каждое молитвенное правило, даже самое простое и краткое, будет несомненно , по милости Божией, принеси нам духовную пользу.

 

Образец молитвенного правила

Молитвенное правило – это схема нашего ежедневного молитвенного распорядка. Важно иметь продуманное правило. Случайно ходить к себе домой для молитвы и просто разговаривать с Богом — не лучший способ начать развивать свою молитвенную жизнь. Мы обнаружим, что заканчиваем тем, что болтаем перед нашим Богом. Мы можем воспользоваться многовековой мудростью и бытием, используя проверенные молитвы, которые поднимут нас на пути общения с Богом.

В молитвенном правиле должно быть указано место и время молитвы.

Затем следует указать последовательность ваших молитв и конкретные молитвы, которые вы будете произносить.

Ниже приведен пример молитвенного правила для начинающих. Всегда советуйтесь со своим духовником по поводу вашего молитвенного правила. Он поможет вам разработать молитву, соответствующую вашему уровню молитвы.

Образец плана утренней и вечерней молитвы

Место: В углу иконы или специальном месте, всегда подготовленном для молитвы

Время: два раза в день в определенное время (например, в 6:30 и 20:00 или «после пробуждения» и «после ужина») по 10–20 минут каждый раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts