Православные общины и поселения в россии: Информация о православных поселениях
Содержание
Созидание православной общины-поселения | Благотворительный Фонд Феодора Болгарского
По молитве Божией Матери, на земле мученика Божия — Араамия Болгарского, Господь сподобил начало созидания Общины Спасской, целью которой является возрождение и созидание православного общинного образа жизни, в центре которой Христос
Сознательная духовная жизнь, Церковь и Таинства, Слово Божие и молитва, полнота семейного очага, над которым, в меру, Богом данных талантов, трудятся супруги и они же родители, многодетность, возделывание земли и ведение своего хозяйства, соработники и друзья по духу, поддержка и взаимовыручка, взращивание большой духовной семьи, где все друг другу не просто добрые соседи, а истинно братья и сестры — вот тот фундамент, закладываемый не только для семей общинников, но и для тех, кто решит последовать их примеру. И, Слава Богу, в этом направлении мы уже далеко не одиноки – наш пример вдохновил и иных! Движение пошло по России.
В 2016 году, с Божьей помощью, в канун Рождества Пресвятой Богородицы, была зарегистрирована Община. Устав, как общественной некоммерческой организации (МООСРЕТИ, или просто – «Община Спасская»). Осуществлен проект поселения, в процессе оформления земельный фонд (ок. 10 га). Наш Фонд, в свою очередь, оказывает финансовую, информационную и организационно – хозяйственную поддержку созидающейся общине. Строительство православного поселения ведется с благословления правящего архиерея Чистопольской и Нижнекамской Епархии Пармена. Владыка, лично побывав в сентябре 2016 г. на месте строительства, порадовался за будущих поселян и пожелал им Божией помощи во всех их начинаниях. На сегодняшний день, в собственности Общины около полутора гектаров земли, 5 домов, в которых начало проживать 5 семей, а это – 10 взрослых и 17 детей, итого 27 человек! Подведены инженерные коммуникации — газ, свет, вода. Закончено возведение надворных построек. Идёт процесс оформления земельных участков, в непосредственной близости от Общины, общей площадью 9 гектаров. Главнейшая задача на данный момент — начать строительство Дома Божия — Храма, затем — детско-юношеского комплекса, общественных и производственных зданий.
К нам уже обращаются семьи, желающие присоединиться к Общине. Возводится дом на 4 семьи – для кандидатов в члены общины. А также закладываются новые дома. В дальнейших планах развития — обустройство имеющихся домов, дворов, участков. Помимо этого, для детей из сел Балымеры, Кирпичный, Полянки и детей Общины будет устраиваться большая, развивающая игровая площадка.
В меру данных нам талантов, мы стараемся жизнью свидетельствовать — Жив Господь наш и дело Его живет! И, с Божьей Помощью, Россия расцветет.
Контакты
Группа общины В Контакте
Чем помочь
Дорогие, братья и сестры! В первую очередь просим Вас о помощи молитвой об этом Богоугодном делании и о помощи добрым советом, а также у кого есть возможность волонтерским трудом, строительным или иным материалом, о материальной и финансовой помощи.
Свернуть
Православные общины и поселения в россии, видео, город или село?
Содержание
- Бегство из деревень и урбанизация
- Равные условия жизни
- Самые популярные города германии
- Исследования и ссылки по теме «город и село в Германии»
Бегство из деревень и урбанизация
Такого сильного перепада между столицами и провинцией, как в других странах, в Германии нет. Это объясняется федеративной структурой с 16 земельными столицами. Тем не менее существует известный дисбаланс между городом и сельской местностью. Пока деревни в непосредственной близости от больших городов процветают, целые регионы страдают от повального бегства сельского населения в городские центры. В особенности это касается Восточной Германии. Согласно некоторым прогнозам, некоторые округа в Бранденбурге могут к 2035 году лишиться до трети всего населения.
Там нет рабочих мест, магазинов, ремесленных предприятий, врачей, банков. Закрываются школы и гостиницы. Качество жизни оставшихся местных жителей снижается, приходится дольше добираться до социально значимых объектов. Из-за переезда хорошо образованных и мобильных молодых людей из провинции в города существует опасность утечки мозгов.
Равные условия жизни
Правительство не собирается сидеть сложа руки, готовит ответные меры. В коалиционном договоре ХДС/ХСС и СДПГ написано следующее: «Наша цель – создание равных условий жизни в городских и сельских регионах, на Востоке и на Западе». Небольшие коммуны должны получить больше возможностей для самоуправления, будет расширяться сеть широкополосного интернета, развиваться местный бизнес. В некоторых деревнях сами жители берутся за дело, развивают интересные концепции, которые должны сделать жизнь в деревне привлекательной для активных людей.
Самые популярные города германии
Столица Баварии Мюнхен считается самым привлекательным городом Германии. Помимо крупных столиц приток нового населения ощущается и в городах среднего размера. Здесь в списке лидеров Фюрт, Бамберг и Пассау на юге, Хемниц, Магдебург, Шверин и Эрфурт на востоке Германии. Они интересны как образовательные, культурные центры, там есть возможности для активного отдыха, плюс невысокие цены.
Несмотря на то, что подавляющее большинство немцев живет в городах, 44% мечтает о жизни в деревне. К таким результатам пришел репрезентативный опрос «Большое исследование Германии», проведенный по заказу телеканала ZDF.
Исследования и ссылки по теме «город и село в Германии»
Исследование фонда Bertelsmann: маленькие и средние города в тренде
Интерактивная карта: демографические тенденции в Германии
Демографический портал федерации и земель
«Die Zeit»: город, село, предрассудки
ZDF: «Большое исследование Германии»
30 декабря 2019 11:07
В селе Теплом Клинского района Московской области погибает шедевр архитектуры конца XVIII века — Знаменский храм. Его автор великий архитектор Николай Львов. В этом году снова отказано в финансировании работ по укреплению памятника архитектуры федерального значения. Недавно по поручению Синода составлен список погибающих сельских храмов — их оказалось более 4 тысяч. Патриарх Кирилл считает недопустимым, чтобы такие церкви превращались в руины. Эти слова прозвучали на съезде Русской словесности.
Никольский храм в подмосковном Карачарове — не просто одна из четырех тысяч заброшенных сельских церквей, это точная копия храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, построенного великим Матвеем Казаковым. Храм в ведении Епархии, но службы проводят редко. Прямо к памятнику прилепились курятники, их хозяйка Анжелика возмущается тем, что в храме недавно снимали клип, попросту взломав двери.
Русская православная церковь всегда больше заботится не о именах великих зодчих, не о хрестоматийно известных проектах, но о пастве. Именно поэтому еще в XVIII, XIX веке храмы ремонтировали, спокойно замазывая произведения древне-русской живописи. Так было всегда. Священник может служить в небольшой новой церкви, в часовне, значимость архитектуры и убранства — не на первом месте. Именно поэтому слова, которые сказал Патриарх Кирилл на недавнем съезде Русской словесности стали откровением.
«Как же мы хотим воспитывать национальное самосознание, укреплять связь времен в умах молодежи? Ведь нужно что-то показывать, о чем-то рассказывать, а уже сейчас показывать почти нечего, и то, что стоит, находится в руинах. Мы подсчитали, что более четырех тысяч храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или, по крайней мере, в консервации — с тем, чтобы они не превратились в руины в ближайшие 5-7 лет», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Краеведы, историки архитектуры, неравнодушные получили надежду. Патриарх говорит о необходимости спасать старинные красивые храмы. Он призвал помогать в деле воссоздания на волонтерской основе.
Город Кашин Тверской области, многопрофильный кашинский колледж, где учатся на ветеринаров и программистов. Элементы высшей математики преподает протоиерей отец Дмитрий.
Эти классы в здании, построенном для духовного училища до революции. Вообще весь колледж со своими корпусами и хозяйственными блоками занимает территорию старинного Дмитровского монастыря в центре Кашина. Совсем недавно Троицкая церковь и храм Страстной иконы богоматери служили складами. Директор училища Николай Герций и отец Дмитрий стали проводить субботники, студенты и неравнодушные кашинцы расчищали памятники.
Всего вокруг Кашина 32 разрушенных храма, отец Дмитрий с волонтерами работают в девяти. «Они понимают, что работа на этих храмах акт покаяния за наш народ, который эти храмы и разрушил», — говорит протоиерей Дмитрий Кунченко благочинный Кашинского округа Тверской митрополии.
После того как храмы расчищены, встает вопрос — а что делать дальше. Церкви нужно передавать епархии, но этому предшествует работа, нужны документы. И хорошо, если этим занимаются представители нынешнего пользователя. Вот в колледже готовят справку о межевании.
«Готовим обращения в два министерства- образования и имущественных отношений, а потом обратимся в Тверскую епархию», — сказал директор Кашинского много профильного колледжа Николай Герций.
В центре Кашина есть храмы, в которых до сих пор по традиции советских времен светские учреждения. Пока их не собираются передавать епархии – вот в храме Спаса Нерукотворного магазин, срок аренды не вышел.
Работа волонтеров — это лишь первоначальная расчистка. Для проекта консервации храма, кроме реставрации требуется большая профессиональная работа- прежде всего нужны исследования состояния здания, почвы вокруг , нужны специалисты, а это стоит больших денег.
Ольга Ткачено много лет борется за шедевр великого зодчего Николая Львова в подмосковном Теплом. В Епархию было написано не одно письмо с просьбой о спасении выдающегося памятника.
«В октябре был подписано акт технического состояния к охранному обязательству, был определен план работ на пять лет, включая документацию.
Знаменская церковь в Теплом — настоящий шедевр. Посмотреть на нее приезжают крупные исследователи, это пример палладианской архитектуры в России. Но реставрации нет, много лет храм рушится. Это связано еще и с тем, что села тут нет, это урочище. Вокруг дивный пейзаж, но прихода нет, а для Епархии это главное.
«Это немного прагматичный подход. Раз нет прихода — зачем восстанавливать храм», — говорит Ольга Ткаченко.
В Синоде составили список из четырех тысяч разрушенных храмов. Это те, что относятся к Епархиям, но есть такие, что просто брошены — они не в ведении музеев, не в ведении Епархий. Русская православная церковь не стремится брать их на баланс. Это ведь означает взвалить на себя всю заботу. Вот бесспорный шедевр архитектора Николая Львова. Храм Петра и Павла под Торжком. Волонтеры здесь работали, но хаотично.
Недавно тверской предприниматель Дмитрий Бессарабов стал вести работы по укреплению храма Петра и Павла. Работы велись без документов, были несанкционированны и быстро закончились. После этого из церкви исчезли кресты, двери, решетки. Бессарабов уверяет, что спас их таким образом – вывез в усадьбу Раек, так же построенную Львовым.
Архитекторы считают, что некоторые храмы, как например этот под Торжком, он точная копия стасовского Спасо-Преображенского собора в Петербурге, можно было бы оставить в виде живописных руин. Но для этого тоже нужен проект и затем работы по консервации. Если храм никому не принадлежит. Как этот, то за него некому и хлопотать. Дни его сочтены.
Сегодня в Беларуси более 570 человек считают себя владельцами родовых поместий. Особенно много таких граждан в Воложинском и Витебском районах. Одновременно в Беларуси все активнее создаются так называемые экопоселения. Однако при всем внешнем сходстве и родстве идей понятия «родовые поместья» и «экопоселения» совсем не тождественны друг другу.
Согласно «Википедии», экопоселение — это «поселение, созданное для организации экологически чистого пространства для жизни группы людей, как правило, исходящих из концепции устойчивого развития и организующих питание за счет органического сельского хозяйства». В странах Запада экопоселения создаются людьми, которым не по душе городская жизнь и которые хотели бы обеспечивать себя экологически чистыми продуктами питания.
Но при этом такие люди, как правило, не готовы и не хотят отказываться от разнообразных благ цивилизации — от автомобилей до мобильной связи и интернета. Также они активно используют современные агротехнологии, что позволяет минимизировать трудовые и денежные затраты на обеспечение себя экологически чистыми продуктами.
В странах бывшего СССР, однако, получила развитие другая концепция, в большей степени «идеологическая». Первыми, еще в начале 90-х, свои экопоселения стали создавать люди, исповедовавшие уход из городов по разным причинам — чаще религиозным. Это, например, были язычники-родноверы, желавшие жить «как предки», или ортодоксальные православные, считавшие, что нужно удалиться от города как от «рассадника греха». Эти течения объединяло одно — отрицание современных технологий, в том числе и в сельском хозяйстве.
Понятие «родовое поместье» появилось в России (а потом и в других постсоветских странах) во второй половине 90-х, когда начали публиковаться и распространяться книги писателя Владимира Мегрэ (серия из 10 книг «Звенящие кедры России»). Эти книги стали идеологической основой общественного движения по созданию «родовых поселений».
Среди жителей таких поселений обычной практикой являются те или иные системы естественного питания, например, вегетарианство, сыроедение, веганство и т. д. В отдельных случаях на территории экопоселений запрещено употреблять мясо или выращивать скотину на мясо. С другой стороны, большинство жителей таких поселений обычно придерживаются систем здорового образа жизни, который включает в себя закаливание, активную физическую нагрузку, позитивный жизненный настрой.
Само по себе общественное движение «Звенящие кедры России» считается религиозным, а многие исследователи характеризуют его как секту, называемую «Анастасийцы» (по имени Анастасии — главной героини книг Мегрэ). Тем не менее, в России членами этого движения созданы уже сотни экопоселений в разных регионах.
В последние годы, в том числе и в Беларуси, переезд из города в экопоселение становится все более популярен среди достаточно обеспеченных людей, которым чужда идеологическая подоплека, но которые придерживаются современных взглядов и стремятся к жизни в экологически чистом месте.
До сих пор нет четких критериев, разграничивающих экопоселения, родовые поместья и просто семьи, переехавшие жить в деревню, но строящие там жизнь по городским стандартам. Это не позволяет четко определить, сколько экопоселений сегодня существует в Беларуси. По разным оценкам — от нескольких десятков до сотни. Но точно можно сказать, что данное движение набирает обороты.
Новая карта еврейских общин Российской империи
На этой карте показано точное место жительства более 4,3 млн. евреев во время всероссийской переписи 1897 года. Черта оседлости , 25 западных губерний Российской империи, в которых евреи, как правило, могли проживать свободно. Вместе с еврейскими общинами, существовавшими за пределами черты оседлости, в Российской империи проживало около 5,3 миллиона евреев, что составляло более половины мирового еврейства. Это лучший источник статистической информации об этом населении и, возможно, о любом другом крупном еврейском скоплении до Второй мировой войны.
Карта представляет собой новую базу данных, недавно созданную Геннадием Полонецким и мной, в основном из данных переписи 1897 года. Он размещен здесь вместе с несколькими примечаниями, чтобы сделать эту визуализацию моделей еврейского поселения в Российской империи доступной для заинтересованных читателей. Другие фрагменты анализа, относящиеся к этой базе данных, будут опубликованы в ближайшее время.
На что следует обратить внимание
Рассредоточение
В отличие от тенденции 20-го века евреев скапливаться в крупных столичных центрах, оказывается, что евреи в оседлости имели очень равномерное пространственное распределение, за некоторыми исключениями, которые будет отмечено ниже. Это почти как если бы еврейские общины в черте оседлости рассеялись, как расширяющийся газ в закрытой камере. Лучший простой ответ на вопрос «где жили евреи?» — это примерно «везде, лишь бы им разрешили» . Но когда мы смотрим внимательнее, кажется, что это нечто большее, и можно различить несколько закономерностей.
Области нового заселения: Новороссия
Четыре южные губернии, граничащие с Черным морем (Бессарабия, Херсонская, Екатеринославская и Таврическая), были известны в то время как район Новороссии . Новая, потому что полностью вошла в состав Российской империи лишь в конце XVIII века. Я думаю, что полезно думать об этом регионе как о российском эквиваленте американского Среднего Запада с недавно открытыми обширными плодородными землями и зарождающимися торговыми, промышленными и портовыми городами.
Русские цари стремились заселить эту территорию, и помимо поощрения нееврейских земледельцев и горожан селиться здесь, было решено включить ее в черту оседлости. Это означало, что в отличие от территорий России до раздела Польши, Новороссия открылась как новое привлекательное место для еврейской иммиграции в XIX веке.
Этим объясняется довольно редкое размещение еврейских общин в этом районе. Однако эта редкость не обязательно означает, что евреи составляли относительно меньшую долю от общей численности населения, поскольку большая часть населения поселилась там совсем недавно и поскольку евреи, как правило, жили там в более крупных городах по сравнению с другими регионами. Действительно, доля евреев в Таврической губернии (Крым) была относительно небольшой, чего нельзя было сказать о трех других губерниях.
Районы нового заселения: Левобережная Украина
Полтавская и Черниговская губернии располагались в Левобережной Украине, на другом берегу Днепра, который обозначал восточную границу Речи Посполитой. Находясь вне польского государства и несколько косвенно (через казачью автономию) под властью царей, евреи не заселяли эту территорию до разделов Польши.
Несмотря на то, что Полтава и Чернигов не входили в состав Речи Посполитой, они были включены в черту оседлости, и евреям было разрешено селиться там в течение 19й век. В отличие от Новороссии, это были уже заселенные земли, поэтому еврейское поселение было новым, а нееврейское население там уже обосновалось. Этим объясняется как малочисленность еврейского расселения, так и тот факт, что они составляли не более 4,5% всего населения Левобережной Украины, в отличие от 11% в целом по черте оседлости.
Courlnad
Курляндская провинция располагалась за границей черты оседлости, в районе, ограниченном Балтийским морем на севере и западе и Ковенской губернией на юге. Сегодня эта территория является частью Латвии. Карта показывает, что Курляндия выделяется как относительно плотно заселенный еврейский район за чертой оседлости.
Курляндия представляет собой особый случай во многих отношениях. До раздела Польши Курляндия номинально находилась под польским суверенитетом, но фактически была автономным немецким герцогством. Евреи действительно заселили Курляндию до разделов, но она была исключена из черты оседлости в начале 19 века. Это означало, что были введены ограничения на новые поселения, но разрешены ранее созданные еврейские общины.
Припятские марши
Через южную сторону Минской области можно увидеть полосу земли, идущую с запада на восток, которая, кажется, успешно отказалась от еврейского поселения. Окруженная со всех сторон плотным еврейским населением, эта свободная от евреев земля требует объяснения.
Ответ заключается в том, что эта земля отвергла евреев и неевреев в равной степени. Припятские марши , район грязных и часто затопляемых лесов вдоль реки Припять, вполне может быть одним из наименее обитаемых мест в Европе, и это было верно еще до того, как он стал местом Чернобыльской катастрофы 1986 года.
Как была создана база данных
Для создания базы данных этой карты использовались два основных источника. Первый представляет собой обширный том из числа изданий 1897 переписи, в которой перечислялись все населенные пункты Российской империи, в которых проживало не менее 500 жителей. В этом томе были перечислены десятки тысяч населенных пунктов, и по каждому населенному пункту в томе сообщалось об общем населении города, общем населении мужчин и женщин, типе местности и районе, к которому она принадлежала. Важно отметить, что каждая религиозная группа, составлявшая более 10% всего населения местности, была указана и подсчитана.
Для каждого города, в котором была зарегистрирована еврейская община, мы закодировали общую численность населения, размер еврейского населения, район и тип. В томе не сообщалось о точном географическом местоположении местности. К счастью, База данных общин JewishGen содержала координаты большинства этих городов. Координаты других городов приходилось узнавать с помощью различных интернет-ресурсов. Это часто оказывалось сложной задачей, учитывая множество изменений, которые претерпели названия населенных пунктов за последнее столетие.
Более 300 общин были перечислены в базе данных JewishGen, но не были указаны в томе населенных пунктов. Как правило, JewishGen сообщает о численности еврейского населения косвенно из тома населенных пунктов (насколько я понимаю, JewishGen использовал в качестве источника записи из Российская еврейская энциклопедия , опубликованная в период с 1906 по 1913 год, в которой, в свою очередь, использовались тома по населенным пунктам.) В основном это были очень небольшие общины, и, если не было альтернативного источника, сообщающего о численности их населения, эти цифры оставались неизвестными. Они отмечены на карте вместе с самыми маленькими сообществами как сообщества неизвестного размера.
Какие сообщества включены?
Еврейская община была включена в список населенных пунктов, если выполнялись следующие два условия:
- Населенный пункт с населением не менее 500 жителей
- Еврейское население составляло не менее 10% от общей численности населения города
Кроме того, как упоминалось выше, существует более 300 дополнительных общин, которые были перечислены в базе данных общин JewishGen, но не указали еврейское население в томе переписи населения. В основном это небольшие общины и деревни, а иногда, потенциально, общины, существовавшие до или после 189 г.7, но не во время переписи.
Какие сообщества исключены?
Сообщества, не отмеченные на этой карте, принадлежат к одной из следующих двух групп
- Сообщества в городах с населением менее 500 человек
- Общины в городах с населением более 500 человек, но где евреи составляли менее 10% населения
Я предполагаю, что большинство пропавших сообществ в черте оседлости принадлежат к первой группе, а большинство пропавших сообществ за чертой принадлежат ко второй.
Мы можем наблюдать города, в которых еврейское население составляло от 10% до 20% от общей численности населения, но это редкий случай, в большинстве городов доля евреев была гораздо выше. Кажется маловероятным, что эта закономерность нарушается, когда мы пересекаем 10-процентную границу вниз.
Дополнительная литература
Мне известно об одной статье, в которой широко использовались данные из тома по населенным пунктам. Было еще более впечатляющим узнать, что он был написан без использования компьютеризированного файла данных.
Роуленд, Ричард Х. (1986), «Географические особенности еврейского населения в черте оседлости в России конца девятнадцатого века», Еврейские социальные исследования 48 (3/4).
Для читателей, читающих иврит, я рекомендую недавний обзор Шауля Штампфера о демографии евреев в черте оседлости. Он охватывает выводы Роуленда, а также другие важные вопросы, такие как внутренняя миграция.
שאול שטמפפר (תשע”ב), “היבטים דמוגרפיים של יהדות האימפריה הרוסית בשלהי המאה התשע עשרה”, איליה לוריא (עורך), תולדות יהודי רוסיה, כרך ב’: מחלוקות פולין עד נפילת הקיסרות הרוסית 1772-1917, מרכז זלמן שז”ר לחקר תולדות העם היהודי, ירושלים.
Насколько мне известно, неопубликованная работа Джоэла Перлмана о географическом происхождении еврейских иммигрантов в США — единственная работа, в которой использовалась закодированная карта черты оседлости, основанная на данных Всероссийской переписи населения 1897 года. У Перлмана были закодированные шейп-файлы на уровне районов (уездов), а карты в этой статье показывают распределение доли еврейского населения и других переменных на уровне округов.
Перлманн, Джоэл (2006), «Местное географическое происхождение русско-еврейских иммигрантов», около 1900», Рабочий документ Института экономики Леви № 465.
База данных JewishGen Communities Database , которая была важным источником, вносящим вклад в базу данных Shtetlach , представляет собой превосходную базу данных еврейских общин в 19-м и 20-м веках в Восточной Европе. и другие страны. Он был разработан в основном для генеалогических исследований. В нем есть поиск Soundex, ссылки на генеалогические источники и карты, альтернативные названия населенных пунктов на разных языках и в разные периоды, а также множество других полезных опций.
О формировании черты оседлости см. статью Джона Клиера в «Энциклопедии евреев Восточной Европы Йиво» или подробный отчет в его фундаментальной книге 1986 года.
Клиер, Джон (1986), Россия собирает своих евреев: истоки «еврейского вопроса» в России, 1772-1825 , ДеКалб, Иллинойс: Издательство Северного Иллинойского университета.
Благодарности
Работа над базой данных Штетлач стала возможной благодаря бесценному партнерству с Геннадием Полонецким. Шейп-файлы провинций Российской империи были созданы и предоставлены мне Андре Зергером (CSRIO).
Мне помогли беседы на эту тему с профессором Шаулем Штампфером (Еврейский университет) и Йохананом Петровски-Штерном (Северо-Западный университет).
Нравится:
Нравится Загрузка…
Метки: Перепись, Демография, Экономическая история, Еврейская история, Карта, Черта оседлости, Российская империя, Российская история, Штетл
Опубликовано в: Еврейская экономическая история , Исследования
Черта оседлости
Миллионы американских евреев ведут свою родословную от черты оседлости, большой территории царской России, где евреи имели законное право жить на протяжении 19до тех пор, пока ограничения не были сняты в 1917 году. Установленная после второго раздела Польши в 1793 году и впоследствии расширенная, черта оседлости включала в свои границы часть современной Польши, а также большую часть того, что сейчас является Литвой, Белоруссией и Украиной. По переписи 1897 г., в черте оседлости проживало 4 899 300 евреев, что составляло 94% еврейского населения России и 11,6% всего населения этой области. Из-за значительного еврейского населения в этом районе находится самая большая концентрация еврейских исторических памятников в мире, несмотря на разрушения во время Второй мировой войны и в коммунистическую эпоху.
Большие территории к востоку и югу имеют несколько иные традиции и историю. В этих районах, во многих случаях заселенных евреями только в 19 веке, большое население пережило Вторую мировую войну и сохраняется сегодня. Несмотря на эмиграцию из Украины, в нескольких городах, в том числе в Днепропетровске, Киеве и Одессе, находящихся в пределах черты оседлости, и в Харькове, которого нет, сегодня существуют значительные и активные еврейские общины.
Черта оседлости представляла собой территорию из двадцати пяти губерний царской России, в пределах которой евреям разрешалось жить, за пределами которой они могли проживать только с особого разрешения. Некоторые евреи в пределах Российской империи и СССР имели историческую связь, уходящую в довольно отдаленный период. Евреи впервые появились в Восточной Европе за несколько столетий до Рождества Христова. К первому веку нашей эры еврейские поселения существовали вдоль северных берегов Черного моря. В восьмом веке потомки этих первых еврейских поселенцев обратили кочевых тюркских хазар в иудаизм. Еврейские общины существовали в Киеве и других городах Киевской Руси. Документально подтверждено, что в степях между Доном и Волгой между 740 и 9 гг.70 г. н.э. Однако они были уничтожены во время монгольского нашествия в тринадцатом веке.
Однако основная история советского еврейства начинается с правления короля Польши Казимира III (1330-1370). Он предложил евреям, переживавшим в то время трудности в Германии, поселиться в его владениях. Преследуемые в Западной Европе, евреи начали мигрировать в Польшу в четырнадцатом веке, а оттуда они перебрались в нынешние Литовскую, Украинскую и Белорусскую республики.
В 1386 году произошла «Ягеллонская уния» Польши с Великим княжеством Литовским. Герцог Витовт, правитель с 139 г.2 по 1430 г. поощрял еврейское поселение в «литовских» частях объединенного государства во главе со своим дядей. В начале этого периода они включали всю современную Белоруссию и простирались до Киева; к концу они временно достигли Черного моря. Эту акцию можно рассматривать как попытку импорта среднего класса, по большей части ранее не существовавшего в этих регионах.
Единая государственная структура объединила две части Польши-Литвы после 1569 г., и к этому времени в нем проживало основное еврейское население Европы. Северная половина Италии, часть Германии и Авиньон были единственными другими христианскими владениями, где евреям разрешалось исповедовать свою религию. В 1648 году украинские крестьяне во главе с казаками Богдана Хмельницкого восстали против польской шляхты. Направленное в первую очередь против помещиков, вторичной целью восстания были евреи, которые считались в союзе с поляками.
К середине XVII века евреи исчислялись сотнями тысяч. Хотя изначально они находились под королевской защитой и пользовались общинной автономией, жизнь подавляющего большинства евреев в Польше ухудшилась, и они стали такими же угнетаемыми, как и христианские подданные Польши. Многие евреи, которым было запрещено владеть землей, служили управляющими имениями и посредниками между католической польской землевладельческой знатью и православными украинскими и белорусскими крепостными крестьянами, проживающими в дворянских имениях. В поместьях они часто собирали налоги для дворян, контролировали продажу соли и рыбы, содержали зерновые мельницы, выполняли функции надзирателей за крестьянским трудом. Евреи также владели местными деревенскими трактирами.
Особенно коварной была практика польских дворян-католиков заставлять евреев собирать налоги с православных церквей. В результате крестьяне не только не любили их как иностранцев и нехристиан, но и возлагали на евреев прямую ответственность за их угнетенную и несчастную жизнь. Эти ранние обиды были семенами примитивного антисемитизма в Восточной Европе, а затем и в Российской империи. Когда в середине семнадцатого века православное крестьянство присоединилось к украинским казакам в восстании против поляков и католической церкви, тысячи евреев также были убиты.
В течение десятка лет войско Хмельницкого и других украинских, русских и даже польских нерегулярных войск бесчинствовало в Царстве Польском. Когда русские армии ворвались на польско-литовские территории после союза Московии с украинскими казаками в 1654 году, они убили еще тысячи евреев, насильственно обратив некоторых в христианство и отправив других в изгнание. Около 700 еврейских общин были уничтожены, а неисчислимые тысячи бежали из разоренных войной районов. Договор 1667 года восстановил большую часть бывшей территории Польши. Киев и северо-восток Украины стали квазинезависимыми под контролем России.
Утверждения о том, что 100 000–500 000 человек были убиты в резне в Хмельницком, были опровергнуты современными еврейскими учеными: «Очень трудно определить общее количество еврейских жертв в 1648–1649 годах. Точных данных о количестве евреев в Речи Посполитой мало. даже в периоды затишья XVII века. В великой неразберихе и суматохе военных лет ни у кого, конечно, не было времени вести тщательные демографические записи, подсчитывать количество смертей в каждом месте или записывать обстоятельства. кажется, что в начале 1648 г. в пострадавших районах проживало около 40 000 евреев. Ясно, что тысячи были убиты, тысячи бежали и, возможно, несколько тысяч были захвачены и проданы в рабство в Османскую империю. Некоторые евреи обратились в христианство и спасли свои жизни. Неясно, сколько человек попало в каждую категорию… Можно с уверенностью сказать, что большинство евреев бежали и менее половины, или менее 20, 000, умерло, возможно, намного меньше половины».
В 1772 г. ослабленное польское государство было вынуждено уступить значительную часть своей территории своим могущественным соседям: Пруссии, Австрии и России. Русские приобрели территорию северной и восточной Белоруссии вокруг Витебска и Могилева, а также часть восточной Латвии. Хотя евреи были изгнаны из России в 1742 году, последующее присоединение польской территории в результате разделов Польши означало, что к концу восемнадцатого века в России была самая большая еврейская община в мире. Большое еврейское население новых территорий рассматривалось правительством Екатерины II как угроза.
В 1791-1792 годах императрица Екатерина II инициировала создание оседлости евреев — территории, на которой евреям разрешалось селиться и заниматься широким спектром экономической деятельности. Эта политика, по-видимому, применялась в течение предшествующих 20 лет; Евреям было запрещено переселяться из этих бывших польских провинций в остальную часть Российской империи. Царское правительство запрещало евреям жить где бы то ни было, кроме как в районе, известном как черта оседлости, в которую входили Прибалтика, большая часть Украины и Белоруссии и северное побережье Черного моря. Третий раздел Польши, поглотивший оставшуюся часть Польши, последовал в 179 г.5, подчинив Екатерине Литву, западную Белоруссию; и Волынскую область на северо-западе Украины и, конечно, еще больше евреев, запертых в черте оседлости.
Что касается русского народа, то по-прежнему непроницаемая стена отделяла его от еврейского населения. Жителям двух русских столиц и внутренних районов империи черта оседлости казалась такой же далекой, как Китай, а у русских, живущих в черте оседлости, — искры былых исторических пожаров, вековые предрассудки и непросвещенные представления. минувших дней еще мерцали под пеплом.
Вскоре после начала XIX века Александр I приказал евреям брать фамилии. Они, как правило, произошли от названий мест проживания евреев (Винницкий из Винницы, Заславский из Заславля и т. д.) или от оккупации (Сойфер, Резник и т. д.). Часто фамилии отражали религиозный признак, например семьи левитского происхождения брали фамилии Левитин, Левин, Левитанский, Левитан и т. д. Аналогичное происхождение имели Коган, Каган, Шойхет и другие имена.
Многие из самых важных еврейских мыслителей современности родились в этих городах. В Киеве и Одессе, например, еврейское просветительское движение; (известная как Хаскала, нашла одну из первых своих опор. Эти города были также домом для таких известных писателей на идише и иврите, как Шолом Алихем (1859–1916), И. Л. Перец (1852–1915) и Менделе Мохер Сефорим (1835–1835). 1917), а также видные сионистские деятели, такие как Лео Пинскер (1821–1891), Ахад Ха-Ам (1856–1927) и Владимир Жаботинский (1880–1919).40). Движение Хаскала также распространилось на запад центральной Украины, где, например, еврейское население Хотина выросло после присоединения Бессарабии к России в 1812 году. К середине века он стал центром Хаскалы и даже имел частную школу для девочек.
В 1817 году оседлость евреев была утверждена как территория, на которой евреи могли жить только в местечках, в основном на землях Галиции, Волыни и Подолья. Украина, как часть черты оседлости, была густо заселена евреями. Однако вся территория так называемой Слобожанщины (Харьковская, Екатеринославская, Луганская и др.) была территорией, где евреям было запрещено селиться. Однако в крупных городах, таких как Киев, Харьков и Одесса, евреям разрешалось жить, если они соответствовали определенным финансовым и социальным требованиям. Таким образом, несмотря на многие ограничения, евреи играли видную роль в развитии торговли и промышленности в регионе, и особенно в росте его крупных городов, таких как Киев, Одесса и Харьков.
Стоит отметить, что евреи были исключены из большинства преимущественно великорусскоязычных регионов. Им было разрешено селиться в Украине, Белоруссии, Литве, румыноязычных или польскоязычных районах. В ходе территориального передела, последовавшего за наполеоновскими войнами, русскому царю было передано Царство Польское с почти половиной польского населения той эпохи, около 3 000 000 поляков и 300 000 евреев. Польша, особенно поначалу, управлялась более либерально, чем собственно Россия, и условия для евреев никогда не становились такими тягостными, как на других царских территориях. По этой причине имел место приток евреев в Польшу из остальной части оседлости, который временами перерастал в движение беженцев, когда царь предпринимал репрессивные меры.
В Российской империи в начале девятнадцатого века проживало около 1,5 миллиона евреев. Заключенные в пределах черты оседлости, они подвергались строгим антиеврейским правилам. Хотя в течение следующего столетия ограничения в отношении евреев периодически ослаблялись, они вновь вводились или даже ужесточались во время последовавших за этим частых периодов реакции. После стабилизации европейской границы России в 1815 году проблема регулирования несколько громоздкой Российской империи стала главной заботой правительства.
Особенно это касалось царствования Николая I, 1825–1855 гг. Одной из его первых мер против евреев было запретить им въезд в 30-мильную полосу в приграничных и прибрежных районах не только как жителей, но даже как торговцев. Николай I (способствовал принудительному призыву еврейской молодежи на военную службу, где их часто принуждали к обращению в христианство. Отменялись права евреев на аренду земли и содержание кабаков, а черта оседлости была уменьшена в размерах. Общинное самоуправление. Разрешение евреям в Польше было отменено в 1843 г. Была введена специальная программа воинской повинности, чтобы отделить новобранцев-евреев от иудаизма, предложенная, возможно, дехристианизированными янычарами Турецкой империи9.0003
Однако царствование Александра II (1855-81) принесло ослабление ограничений, наложенных на еврейское население: некоторым евреям было разрешено селиться вне черты оседлости, учиться в университетах и поступать на государственную службу. Разрешение селиться за пределами черты оседлости было распространено сначала на богатых купцов, затем на тех, кто получил высшее образование (заведомо трудное для евреев в то время получить), на искусных ремесленников, считавшихся важными в русских городах, и на тех, кто имел отработал 25 лет военной службы, требуемой тогда от призывников.
Однако после убийства Александра II старые ограничения были вновь введены, и преследования евреев продолжались до Февральской революции 1917 г. В 1882 г. евреям оседлости было запрещено въезжать в деревни и владеть сельскохозяйственными угодьями. Особенно жестокими были санкционированные правительством погромы еврейских общин, во время которых евреев избивали или убивали, а их личное имущество уничтожали. Погромы возглавили черносотенцы, официально санкционированная реакционная группа, состоящая в основном из государственных служащих.
Погромы участились в городах как внутри, так и за пределами черты оседлости, и, как правило, считалось, что государство попустительствует им. Многие евреи, жившие к востоку от черты оседлости, время от времени были вынуждены возвращаться туда, особенно в 1891 году. Согласно единственной переписи царской России, в 1897 году все, кроме 300 000 из 5 000 000 евреев, жили в пределах оседлости.
Основной реакцией на ухудшение условий стала массовая миграция в Соединенные Штаты, в результате которой из России в конечном итоге прибыло более миллиона евреев — 125 000 в пиковый 19-й год. 06. Сионизм также приобрел последователей, и начала появляться современная светская письменность на иврите. Многие российские евреи были вовлечены в политическое брожение того времени, приведшее к формированию революционного (и антисионистского) Бунда в 1897 году.
В 1914-1916 годах, опасаясь их нелояльности, правительство переселило 600 000 евреев из приграничных районов в более отдаленные пункты. В 1917 году, примерно через месяц после образования Временного правительства, оно провозгласило юридическое равенство евреев со всеми остальными гражданами России. После Октябрьской революции большевистский комиссар постановил, что евреи являются национальностью; несколько нехарактерно, что Ленин принял эту классификацию, хотя она шла вразрез с его собственным мнением о том, что национальность должна иметь территорию. В следующем году советское правительство объявило антисемитизм вне закона. Ряд видных большевиков были еврейского происхождения, и к концу гражданской войны симпатии евреев были в основном красными. После Первой мировой войны почти половина довоенного еврейского населения оказалась в Польше, Литве, Латвии или Румынии. Освободившись от ограничений на проживание, многие евреи в пределах Советского Союза мигрировали в крупные промышленные города, особенно в Москву, Ленинград и Киев. Развилось культурное движение, сосредоточившееся на Московском еврейском художественном театре и выпустившем большое количество книг и журналов на идише. Советская антирелигиозная политика сделала невозможным традиционное еврейское образование.
Ко времени Второй мировой войны около трех четвертей из 3 000 000 советских евреев все еще жили в районах, входивших в черту оседлости. когда немецкие войска атаковали в 1941 году, произошел массовый исход на восток, в том числе (в частности) советских евреев и еврейских беженцев из Польши и других стран, захваченных нацистами. Из 20 000 000 советских погибших на войне около 1 000 000 были евреями: уничтожены; погибшие в тяготах эвакуации; жертвы среди гражданского населения в результате бомбардировок, обстрелов и обстрелов; и большое количество убитых в боях в Красной Армии.