Православные праздники 11 октября: Какой православный праздник 11 октября 2023 года по церковному календарю

Разное

Содержание

Какой сегодня церковный праздник 11 октября и что нельзя

Православный мир 11 октября вспоминает преподобного Харитона Исповедника, знаменующего собой образец настоящей веры во Спасение и преданного служению Богу.

Харитон Исповедник, епископ Иконийский

Преподобный Харитон проживал в Иконии (современный турецкий город Конья) в период правления римского императора Аврелиана, в IV веке. Как и многие христиане, он подвергся гонениям со стороны идолопоклонников и пострадал за веру.

Примером для него стала христианская мученица Фекла, которая тоже была родом из Иконии. Он искренне жаждал мученической кончины, но прежнего императора убили, а новый не стал преследовать христиан и отпустил святого.

После Харитон Исповедник решил посвятить остаток жизни служению Богу. На­прав­ля­ясь в Иеру­са­лим, он по­пал в ру­ки раз­бой­ни­ков. Его свя­за­ли и бро­си­ли в пе­ще­ру. От смерти Харитона спасло то, что в пещеру вползла змея и своим ядом отравила сосуд с вином — разбойники погибли.

Пре­по­доб­ный Ха­ри­тон, поблагодарив Бо­га, решил остаться жить в пещере. Вскоре у него появились последователи, и на месте его чудесного спасения возникла знаменитая в Палестине Фаранская лавра, для которой Харитон Исповедник утвердил строгий устав.

Вскоре, стремясь к уединению, преподобный Харитон покинул обитель и ушел в пустыню. На новом месте жительства он основал Иерихонскую лавру в пещерах Сорокадневной горы, а затем на третьем месте уединения — Суккийсккю лавру.

В конце жизни Харитон Исповедник подвизался в пещере на горе, близ Суккийской обители. Но желая умереть на месте начала своих отшельнических подвигов, он вернулся в Фаранскую лавру, где скончался около 350 года. Был погребен в церкви, построенной на месте пещеры разбойников.

Харитонов день — традиции 11 октября

В народе Харитонов день считался неудачным, поэтому крестьяне старались проводить его дома, по возможности даже не выходить во двор, избегая дурного глаза. При этом даже дома следовало соблюдать определенные правила. Например, не заниматься домашними делами и не выметать сор из избы — это считалось плохой приметой, пишет utro.ru.

Опасались в Харитонов день кареглазых, а еще больше черноглазых людей. Считалось, что они более склонны к колдовству, чем светлоглазые. 

По народным поверьям, после 11 октября не следовало есть ягоды, даже если оставались поспевшие. Легенда гласит, что за три дня до праздника Покрова, то есть 11 октября, сам дьявол плевал на все ягоды. Тот, кто вкусит любую, станет очень тяжело болеть от его ядовитой слюны.

Что нельзя делать 11 октября

В старину на Харитона Исповедника старались не выходить за порог, опасаясь сглаза. Очевидно, что в наше время следовать такому совету практически невозможно. В таком случае, перед выходом из дома можно помолиться и попросить защиты у Ангела-хранителя.

Также считалось, что заниматься хозяйством 11 октября не стоит. Существовала даже поговорка «Харитон — в избе урон». Особенно предки опасались выметать и выносить мусор, так как это может «впустить» недобрую энергетику в жилище.

Кроме того, нельзя обманывать. Также не стоит жаловаться и ныть — это только усугубит жизненные неурядицы.

Что можно делать в Харитонов день

Идеальный день для вступления в брак, особенно для тех, чьи отношения были продолжительными — он станет чем-то вроде завершающего аккорда ухаживаний. 

В Харитонов день влюбленные обычно, избегая прохожих, несли пирог знахаркам, чтобы планируемая семейная жизнь сложилась удачно. 

Лучше остаться дома и посвятить время себе.

Народные приметы в Харитонов день

  • К 11 октября зайцы еще не начали менять шубку — зима придет поздно.
  • Листья падают жилками вверх — следующей осенью жди богатый урожай.
  • Нахохлившиеся куры — к холодам.

что можно и нельзя делать 11 октября, народные приметы и традиции – Учительская газета

11 октября православная церковь вспоминает святого Харитона Исповедника. Преподобный жил в Иконии в конце III–IV веков, когда христиане подвергались гонениям со стороны язычников. В народном календаре – Харитонов день.

Фото: Никита Чудин

11 октября в православной церкви чтят память епископа Харитона Исповедника. Святой Харитон жил на рубеже III–IV столетий, он проповедовал православие, за что подвергся гонениям со стороны император Аврелиана. На свободе оказался, когда к правлению пришел Тацит.

В писаниях рассказано, что, выйдя из темницы, проповедник отправился в Иерусалим, но по дороге подвергся нападению разбойников. Они схватили старца и привели в пещеру, которая была настоящим логовом преступников.

От неминуемой смерти Харитона Исповедника спасла змея. Проникнув в логово разбойников, она выпустила яд в кувшин с вином. Выпив его, грабители отравились и умерли. Позже на этом месте Харитон создал церковь, а потом – мужской монастырь, названный Фаранской Лаврой, где его погребли после кончины.

Харитонов день: народный календарь

Фото: pixabay.com

По народному календарю день памяти Харитона Исповедника называют Харитоновым днем. В старину у него была дурная слава: считалось, что в это время активизируются темные силы. На Руси 11 октября (28 сентября по старому стилю) люди старались вечером без необходимости не выходить из дома, опасались темноглазых мужчин и женщин, поскольку верили – они способны причинить зло.

Что можно делать в Харитонов день

В Харитонов день не положено много трудиться. Поэтому можно позволить себе дольше обычного полежать в постели, конечно, если такая возможность есть. В ночь на Харитонов день снятся вещие сны, стоит их запоминать. Считалось, что если они были тревожными, надо выпить немного святой воды.

В старину в Харитонов день молодым парам, которым предстояло жениться, советовали отнести соседям кусочек пирога с медовой начинкой. Это для того, чтобы совместная жизнь была долгой и счастливой. В это время полагалось подавать милостыню нуждающимся. Считалось, что все доброе вернется сторицей.

Что нельзя делать в Харитонов день

Фото: pixabay. com

Харитонов день имеет множество ограничений. В это время наши предки старались не заниматься домашней уборкой. Они были убеждены, что можно вымести из дома благополучие. В Харитонов день также запрещается:

  • Делиться планами. Зависть может сыграть злую шутку, а все задуманное не сбудется.
  • Пересчитывать деньги. После этого они могут покинуть дом.
  • Совершать помолвки. Наши предки верили, что такие браки могут быть недолгими.

Оставаться равнодушным к чужим проблемам. Не ровен час можно самому оказаться в такой же ипостаси. Если в Харитонов день люди обращались за какой-то помощью, наши предки старались хоть как-то улучшить их участь.

Харитонов день: народные приметы

Харитонов день мог подсказать людям, что их ждет в ближайшем будущем, какой будет зима. Если в Харитонов день зайцы оставались в «старых шубах», это говорило о позднем приходе холодов. Если листья, падая на землю, ложились тыльной стороной, это означало, что урожай следующего года будет знатным. Если собаки после линьки покрывались густой шерстью, понимали: зима будет морозной.

Многие читатели «UG.RU» интересуются: стоит ли безоговорочно доверять приметам, ведь это – предрассудки, пришедшие из языческих времен. Конечно, не стоит. Мы живем в другую эпоху. Пожалуй, было бы смешно в век информационных технологий бояться черных кошек или сглаза. Но знать, как жили наши предки, чему верили они, чего опасались, каких традиций придерживались, не будет лишним.

11 октября именины отмечают: Вячеслав, Матвей, Федор, Александр, Валентин, Иван, Василий, Сергей, Георгий, Алексей. Многие из этих людей обладают даром провидения. Они готовы к самопожертвованию ради близких и друзей.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало о празднике, посвященном Иоанну Богослову, о том, что можно и что нельзя делать 9 октября. Сообщило об Успении Пресвятой Богородицы, а также о Преображении Господнем. В народе это событие называют Яблочным Спасом. Специальная рубрика UG.RU «Народный календарь» посвящена старинным русским традициям, обычаям, праздникам.

Жития всех святых, память которых 11 октября

Преподобный Филофей, Патриарх Константинопольский

Святитель Филофей был родом из Фессалоники и в раннем возрасте принял монашеский постриг. Пожив некоторое время на Синае, он отправился на Афон и стал игуменом Великой Лавры.

В 1347 году он стал митрополитом Гераклеи, Фракии. Позже он служил Константинопольским патриархом с 1354 по 1355 год и снова с 1364 по 1376 год.

Живя на Святой Горе и даже покинув ее, святой Филофей писал религиозные книги, раскрывающие его великую ученость и духовность. Многие его произведения направлены против антиисихастов, а также он писал на литургические и агиографические темы.

Святитель Филофей рукоположил во вторую неделю Великого поста память святителя Григория Паламы (память 14 ноября), председательствовал на его прославлении в лике святых и даже составил в его честь Службу.

Святитель Филофей преставился ко Господу в 1379 году.

Апостол Филипп Семидесяти, один из семи диаконов

Святителя Филиппа Семидесяти, одного из 7 диаконов, не путать со святителем Филиппом, одним из двенадцати апостолов (память 14 ноября). Этот Филипп родился в Палестине, был женат и имел детей.

После Сошествия Святого Духа Двенадцать Апостолов поставили Филиппа диаконом в Иерусалимской церкви. Вместе с другими шестью дьяконами они назначили его распоряжаться пожертвованиями верных и заботиться о вдовах, сиротах и ​​нуждающихся. Старшим среди семи диаконов был святой архидиакон Стефан. Когда начались гонения на христиан, иудеи побили камнями первомученика Стефана. Апостол Филипп покинул Иерусалим и поселился в Самарии. Там он успешно проповедовал христианство. Среди обращенных учеником был известный маг Симон, который «после крещения остался с Филиппом». (Деяния 8:9-13)

По повелению ангела Господня святой Филипп отправился на дорогу, соединяющую Иерусалим с Газой. Там он встретил чиновника императрицы Эфиопии, которую также обратил в христианство (Деяния 8:26-39). Святой ученик Филипп неустанно проповедовал Слово Божие во многих странах Ближнего Востока, прилегающих к Палестине. В Иерусалиме апостолы поставили его епископом и отправили в Траллес в Малой Азии, где он также многих крестил. Святой Филипп скончался в глубокой старости.

Святитель Феофан Исповедник и Песнописец, епископ Никейский

Святитель Феофан, исповедник и песнописец, епископ Никейский, младший брат святого Феодора Клейменного (память 27 декабря). Братья получили прекрасное образование и особенно занимались философией. Стремясь к познанию Бога, они поселились в Лавре Святого Саввы. Здесь святой Феофан принял постриг, а затем стал иеромонахом.

Святые братья прославились как поборники иконопочитания. Они смело выполнили возложенную на них иерусалимским патриархом миссию и отправились в Константинополь, чтобы обличать императора-иконоборца Льва Армянина (813-820). Впоследствии они также осудили императоров-иконоборцев Михаила Бальбоса (820–829 гг.).) и Феофила (829-842).

Святым пришлось пережить заточение, голод, даже пытки. Император Феофил приказал начертать на их лицах раскаленными иглами оскорбляющую славных исповедников фразу. Поэтому они и называются «Фирменными». «Пиши, что хочешь, а на Страшном суде прочтешь свое писание», — сказали императору измученные братья. Феодора отправили в темницу, где и он умер († 833), а Феофана отправили в ссылку. С восстановлением иконопочитания святой Феофан был возвращен из ссылки и рукоположен во епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, среди которых прекрасный канон в защиту святых икон. Он мирно скончался около 850 года.0005

Преподобный Феофан Постник Киевский Ближних Печер

Эпитет «Постник», под которым известен преподобный Феофан, указывает на то, что он приближался к Господу посредством своего строгого поста. Мощи святого Феофана покоятся в Ближних пещерах святого Антония. Он жил в XII веке, но подробности его Жития не описаны в поминальных книгах Киево-Печерской Лавры.

Память святителя Феофана совершается также в Собор преподобных Ближних пещер преподобного Антония (память 28 сентября) и в Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (вторая неделя Великого поста).

Преподобный Леонид Оптинский

Лев Наголкин, будущий святитель Леонид, родился в Карачеве Орловской губернии в 1768 году. В молодости работал у купца, совершая частые и длительные командировки по хозяйским делам. Он встречал самых разных людей, и этот опыт помог ему в дальнейшей жизни, когда к нему за духовным советом приходили посетители самого разного происхождения.

Лев впервые поступил в Оптину монастырь в 1797 году, но пробыл там всего два года. Затем он отправился в монастырь Белый Утес Орловской епархии, где игуменом был иеромонах Василий (Кискин). Он постриг Льва в монашество в 1801 году, дав ему новое имя Леонид. В декабре того же года отец Леонид был рукоположен во диакона, а затем во священника.

Взлет отца Леонида к известности был необычайно быстрым. Он был примером для других в том, как исполнял свои послушания, и это привлекало внимание начальства. В 1804 году, после всего пяти лет пребывания в Белом Утесе, он был назначен епископом Орловским и Свенским Дорофеем преемником отца Василия игуменом.

Перед тем, как приступить к своим новым обязанностям, отец Леонид провел некоторое время в Чольнском монастыре, где познакомился со схимонахом Феодором, учеником преподобного Паисия Величковского (память 15 ноября). Отец Феодор, который был старше отца Леонида лет на десять, тоже был из Карачева. Под его руководством отец Леонид многое узнал о духовных подвигах и о том, как стяжать благодать Святого Духа.

Отец Леонид был опечален, когда ему пришлось оставить своего мудрого старца, чтобы приступить к своим обязанностям в Белом Утесе. Их разлука, однако, была недолгой, так как отец Феодор переехал в Уайт-Блафф в 1805 году. Их частые беседы вдохновляли его на еще большие успехи в духовной жизни.

Отец Феодор жаждал уединения, и ему разрешили жить в келье примерно в версте от монастыря со своим учеником отцом Клеопой. Отец Леонид присоединился к ним после ухода с поста игумена в 1808 году. Не исключено, что в это время отец Леонид был пострижен в схиму с именем Лев.

Слава об этих аскетах вскоре распространилась по округе, и многие посетители приходили к ним за советом. Они обнаружили, что эти отвлекающие факторы вредят их духовной борьбе, и решили переехать в более отдаленное место.

Отец Феодор ушел первым. В 1809 году он ненадолго остался в монастыре Нового озера. Затем митрополит Санкт-Петербургский Амвросий отправил его в Палейскую пустынь, где он пробыл три года. Отец Феодор переехал в скит Всех Святых Валаамского монастыря в 1812 году. Отец Леонид и отец Клеопа также переехали туда в 1812 году и воссоединились с отцом Феодором. В 1816 году скончался иеросхимонах Клеопа, и отец Леонид и отец Феодор переселились в Александро-Свирский монастырь.

Царь Александр I посетил монастырь в 1820 году, чтобы встретиться с этими старцами, о которых он слышал. На вопросы Государя они отвечали самыми краткими ответами, так как не хотели показаться слишком болтливыми. Когда он попросил у них благословения, отец Феодор сказал ему, что он не рукоположен в монахи. Царь поклонился и пошел своей дорогой.

Отец Феодор отошел ко Господу 7 апреля 1822 года (Светлая Пятница). После этого отец Леонид ушел из монастыря, чтобы жить в более уединенном месте с единомышленниками. Архиепископ Казанский Амвросий (Подобедев) знал об отце Леониде и был готов принять его в своей епархии. Отца Леонида также пригласили жить в Площанскую пустынь Орловской епархии. Отец Леонид, однако, решил принять приглашение преподобного Моисея (память 16 июня) жить в Оптиной. Епископ Калужский Филарет тоже хотел, чтобы отец Леонид жил в Оптиной, но не было возможности сделать это именно тогда.

Отец Леонид должен был оставаться в Свирском монастыре еще пять лет, прежде чем его отпустили. В апреле 1829 года он прибыл в Оптину с шестью своими учениками. Ему дали келью в скиту, возле пасеки. Были найдены кельи в скиту и для его учеников.

Приезд отца Леонида стал новой главой в истории Оптиной, ведь именно он ввел в этом монастыре старчество. Руководство старцем всегда признавалось верным и надежным путем к спасению. Он распространился из пустынь Египта и Палестины на Афон, а затем и в Россию. Отец Леонид получил это учение от отца Феодора, ученика святителя Паисия Величковского. Через отца Леонида и его ученика преподобного Макария (память 7 сентября) было установлено старчество в Оптиной.

С приездом отца Леонида весь уклад жизни в Оптиной изменился. Без его ведома и благословения никогда не делалось ничего важного. Каждый вечер к нему приходила братия, чтобы обсудить свои духовные нужды и открыть, как они согрешили в мыслях, словах или делах в течение дня. Он предлагал утешение в их печалях, совет в их духовной борьбе и помощь в решении их проблем.

Мудрость и духовные советы святителя Леонида сделали его известным за пределами Оптиной. Люди из городов и сел, всех сословий стекались в Оптину в поисках его помощи. Он лечил их душевные недуги знаниями и опытом, полученными им после тридцатилетнего подвиза. Иногда он исцелял и их телесные недуги, помазывая маслом от лампады, которая всегда горела перед Владимирской иконой Божией Матери в его келье.

Отец Макарий (Иванов) переехал в Оптинский скит из Площанска в 1834 году. Он был под руководством старца, ученика преподобного Паисия Величковского. После смерти старца отец Макарий чувствовал себя сиротой и молился, чтобы Бог послал ему опытного духовника. Его молитвы были услышаны, когда отец Леонид приехал на Площанск в 1828 году. Даже после того, как отец Леонид покинул Площанск, отец Макарий поддерживал с ним переписку.

В Оптиной отец Макарий помогал старцу и в переписке, и в духовном окормлении братии и посещавших отца Леонида. После 1836 года отец Макарий стал духовником монастыря. Хотя он был духовником Севского монастыря более семи лет, но считал себя никем. Презирая человеческую славу, он довольствовался во всем покорением своей воли отцу Леониду. Отец Леонид, в свою очередь, проявлял такое же смирение и к отцу Макарию, считая его скорее другом и соработником, чем учеником.

Несмотря на то, что он высоко ценил отца Макария, он помнил изречение святого Иоанна Лествичника о том, что, во-первых, духовник сам лишится награды, если не исправит подчинённых. Во-вторых, духовный наставник поступает несправедливо, когда мог бы принести пользу другим, но не делает этого. В-третьих, даже трудолюбивые и терпеливые могут пострадать, если оставят их на время без упреков от Настоятеля, ибо тогда они могут утратить прежние кротость и терпение (ст. 4, 27). Поэтому он давал отцу Макарию много возможностей стяжать венец победы, испытывая его терпение, чтобы другим был полезен пример его смирения.

Однажды отец Макарий был вызван к себе игуменом отцом Моисеем, который попросил его опекать некоторых из братии при их постриге. Приняв просьбу игумена за команду, он только поклонился и вышел. Он пошел к отцу Леониду, окруженному множеством людей, ищущих у него совета, и сообщил ему, почему отец Моисей послал за ним.

Отец Леонид строго посмотрел на него и спросил: «Что ты сделал? Вы согласились на это?

— Я почти согласился, — ответил отец Макарий, — или, может быть, лучше сказать, что я не посмел отказаться.

— Это типично для твоей гордыни, — сказал Старейшина. Потом возвысил голос и сделал выговор отцу Макарию, как будто действительно сердился на него.

Отец Макарий постоянно кланялся, прося прощения. Присутствующие были поражены этим. Наконец, когда отец Леонид замолчал, он поклонился и сказал: «Прости меня, отец. Ты благословляешь меня отказаться?»

«Как ты можешь отказываться?» — спросил он. — Ты сам просил об этом, а теперь хочешь отказаться? Вы не можете отказаться, это решено».

С другой стороны, отец Леонид проявил свою любовь и уважение к отцу Макарию, доверившись ему, сделав его своим помощником и сотрудником.

Духовное влияние отца Леонида распространилось за пределы Оптиной, и он установил старчество в двух других монастырях Калужской епархии. Были и монахини из других епархий, которыми руководил отец Леонид. В трех женских монастырях (в Белеве, Севске и Борисове) одни его ученицы были более продвинуты в духовной жизни, чем другие. Они стали старцами для других сестер как при жизни отца Леонида, так и после его кончины.

Отец Леонид подвергался гонениям в 1835-1836 гг. из-за учреждения старчества в Оптиной. Инициаторами гонений были необразованные люди, которые не понимали понятия старчества, рассматривая его как новшество. Даже некоторые монахи жаловались епископу на отца Леонида, но не всегда добивались успеха.

Епископ Калужский Гавриил посетил Оптину и благосклонно отнесся к отцу Моисею. В присутствии всей братии он сделал выговор недовольным и приказал им исправиться.

Некоторые монахи, однако, остались недовольны отцом Леонидом из-за многочисленных посетителей, пришедших к нему. Они направили епископу рапорты с жалобами на то, что мирный распорядок монастыря нарушается. Николай, новый епископ Калужский, поначалу игнорировал эти сообщения. Затем анонимно епископу было отправлено ложное обвинение против отца Моисея и отца Леонида. Епископ Николай по какой-то причине приказал отцу Леониду покинуть свою келью возле пасеки и отправиться жить в монастырь. Он не позволял отцу Леониду принимать мирян обоего пола. Так как в монастыре не было свободной кельи, отец Леонид перешел в скитскую келью. В 1836 г. была отправлена ​​директива, предписывавшая отцу Леониду непременно переселиться в монастырь. Игумен о. Моисей и скитский игумен отец Антоний оказались застигнутыми врасплох. Они знали, что отец Леонид невиновен, но должны были повиноваться епископу.

В 1837 году митрополит Киевский Филарет посетил Оптину в сопровождении епископа Калужского Николая. Митрополит был знаком с отцом Леонидом ранее в монастыре Белый Утес и выказывал свое почтение старцу и игумену отцу Моисею. Это озадачило недоброжелателей отца Леонида и отца Моисея. Даже епископ Николай стал придавать меньше значения жалобам, и положение отца Леонида стало улучшаться.

За годы до смерти отцу Леониду пришлось пережить еще одно испытание. На этот раз это коснулось его духовных чад в Белевском Крестовоздвиженском женском монастыре.

Монахини Белева подчинялись старице Антии, продвинувшейся под руководством старца Леонида. Игуменья Епафродита была рада видеть, как матушка Антия и ее близкие отсекли свою волю, очистили свои мысли и искоренили страсти. Видя, что игуменья любит этих монахинь за их духовный прогресс, некоторые монахини завидовали ей. Одна, в частности, жаловалась своему духовному Отцу и распространяла ложные истории о Матери Антии и сестрах.

Священник уже склонялся к злу на матушку Антию, а также возмущался тем, что они ходили к отцу Леониду за духовным советом. Он начал распространять обвинения и клевету на отца Леонида, ибо он не понимал природы старчества. Услышав слухи о том, что священник открыл новую ересь в Белевском монастыре, епископ Тульский Дамаскин вызвал его и матушку Епафродиту для допроса. Он поверил ошибочным мнениям священника и решил действовать. В феврале 1841 года он приказал изгнать мать Антию и одну из других сестер из монастыря.

Отца Леонида заклеймили как возмутителя спокойствия и бунта против власти, но он все переносил терпеливо. Ему было приказано выйти из своей кельи у пасеки и перебраться в келью как можно дальше от монастырских ворот. Ему также было запрещено принимать мирян.

В конце концов именно митрополит Киевский Филарет ходатайствовал за епископа Тульского за отца Леонида. Он также помогал Матери Антии и другой монахине. Митрополит Московский Филарет также писал епископу Дамаскину, который понял, что был обольщен неразумной, неразумной ревностью священника (Римлянам 10:2). Обе изгнанные сестры были приняты обратно в монастырь 4 октября 1841 года, всего за неделю до кончины святителя Леонида.

В сентябре 1841 года здоровье отца Леонида стало ухудшаться, и он проболел пять недель. Однако он отказался обращаться к врачу или принимать какие-либо лекарства. Соборов он получил 15 сентября, и с этого времени стал готовиться к смерти. Он простился с пришедшими к нему братьями и благословил их. Он также дал каждому что-то на память, икону, книгу и т.д.

28 сентября принял Святое Причастие и просил прочитать Канон на Исход Души. Братия огорчилась этим, но старец сказал им, что, может быть, им придется несколько раз прочитать ему канон. На самом деле, перед смертью его прочитали восемь раз.

С 28 сентября по 11 октября не ел, только немного воды. Однако он укреплялся животворящими Христовыми Таинами. За последние две недели жизни отец Леонид двенадцать раз причащался. После 6 октября он уже не мог стоять и просил братию молиться, чтобы Господь сократил его страдания.

Утром 11 октября 1841 года святой Леонид причащался Святых Таин, и его посетил Василий Брагузин, слывший в округе юродивым Христа ради. Брагузин предвидел кончину старца и проехал более 180 километров, чтобы проститься с ним.

В десять часов утра Старец стал креститься и говорить: «Слава Богу». Повторив это много раз, он затих. Позже он снова обратился к окружающим, говоря: «Теперь милость Божия будет со мной». Примерно через час он стал очень радостным, несмотря на физическую боль. Он не мог скрыть своего счастья от благословений, которые ему предстояло получить, и лицо его просияло еще больше.

В тот вечер он попрощался с теми, кто был с ним, и молча благословил их. Они вышли из комнаты, и со старцем остался только один ученик. В 7:30 он закрыл глаза и отдал свою душу Богу.

Тело святого пролежало в храме трое суток без признаков запаха. Его тело было теплым, а руки оставались мягкими. С утра до вечера церковь была заполнена людьми, пришедшими засвидетельствовать свое почтение. Святой Моисей отслужил отпевание 13 октября со всеми присутствовавшими иеромонахами и иеродиаконами. Отец Леонид был погребен возле главного храма Введения Богородицы, напротив придела Святителя Николая.

Епископ Калужский Николай в 1843 году посетил Оптину и отслужил панихиду на могиле святителя Леонида. Он сказал игумену и братии, что сожалеет о том, что при жизни не оценил должным образом старца и даже поверил некоторым голословным слухам о нем, из-за чего стал относиться к отцу Леониду с подозрением и недоверием. Он признал, что ошибался, веря тому, что ему говорили некоторые люди, и выразил надежду, что биография старца когда-нибудь будет опубликована.

Московская Патриархия разрешила местное почитание Оптинских старцев 13 июня 1996 года. Работа по обретению мощей святителей Леонида, Макария, Илариона, Амвросия, Анатолия I, Варсонофия и Анатолия II началась 24 июня/7 июля 1998 года и завершилась на следующий день. Однако из-за церковных праздников (Рождества Иоанна Предтечи и др.), связанных с фактическими датами обретения мощей, Патриарх Московский Алексий II назначил датой празднования этого события 27 июня/10 июля. Мощи святых старцев ныне покоятся в новом храме Владимирской иконы Божией Матери.

Оптинские старцы прославлены Московской Патриархией для всеобщего почитания 7 августа 2000 года.

Собор преподобных отцов Оптинских

Сегодня Церковь чтит память святых старцев Оптиной пустыни:

Леонид (11 октября 1841 г.)

Макариос (7 сентября 1860 г.)

Моисей (16 июня 1862 г.)

Энтони (7 августа 1865 г.)

Иларион (18 сентября 1873 г.)

Амвросий (10 октября 1891 г.)

Анатолий I (25 января 1894 г.)

Исаак I (22 августа 1894 г.)

Джозеф (9 мая 1911 г. )

Варсонофий (1 апреля 1913 г.)

Анатолий II (30 июля 1922 г.)

Нектарий (29 апреля 1928 г.)

Никон (25 июня 1931 г.)

Исаак II (26 декабря 1938 г.)

Преподобномученицы Зенада и Филонилла, Тарсийские в Киликии

Мученицы Зинаида (Зинаида) и Филонилла жили в Тарсе Киликийском в I веке и были родственницами святого апостола Павла. Они были благочестивыми христианками и обе любили учиться. Какими бы средствами они ни были доступны в то время, они приобретали медицинские знания.

Две сестры покинули свой дом и поселились в пещере недалеко от города Деметриада, где жили в постоянной молитве и труде. Жители Деметриады вскоре узнали, что есть две женщины-врачи, которые с радостью лечат всех, кто к ним обращается за помощью, но не требуют платы за свои услуги. Они также исцеляли души людей, обращая их ко Христу.

Однажды ночью язычники пришли в их пещеру и забросали их камнями. Святые Зинаида и Филонилла претерпели мученическую смерть за Христа, получив тем самым от Господа нетленные венцы славы.

День памяти Чуда иконы Господа нашего Иисуса Христа в берете

Воспоминание чуда иконы Господа нашего Иисуса Христа в берете: На четвертом заседании Седьмого Вселенского Собора (в 787 г.) святитель Петр, епископ Никомидийский, отстаивая необходимость иконопочитания, представил отчет о святом Афанасия о чуде, происшедшем в городе Берете, что в Финикии.

В этом городе, недалеко от еврейской синагоги, жил христианин. Переехав в другое место, он оставил икону Господа Иисуса Христа. Еврей, вселившийся в дом, не обратил внимания на икону. Однажды его друг заметил на стене изображение Иисуса Христа и сказал хозяину дома: «Зачем тебе, еврею, икона в доме?» Затем он пошел в синагогу и сообщил об этом нарушении еврейского закона.

Евреи выгнали хозяина дома из синагоги. Сняли со стены икону и стали над ней издеваться: «Как некогда ругались над Ним отцы наши, так и мы ругаемся». Они плюют в лицо Господу. Осыпая бранью, они хлестали икону, обвязывали главу шипами, прибивали ее к дереву и подносили к устам губку с уксусом. Наконец они взяли копье, и один из иудеев вонзил его в бок Спасителя. Внезапно из проделанного копьем отверстия в иконе потекла кровь и вода. Еврейские раввины, увидев чудо, сказали: «Последователи Иисуса Христа говорят, что Он мог исцелять больных. Давайте возьмем эту кровь и воду в синагогу и помажем страждущих немощами. Тогда мы увидим, правда ли то, что сказано о Нем».

В синагоге поставили сосуд с кровью. Жители Берета, узнав о чуде, стали приводить в синагогу страдающих различными болезнями. Все они исцелились, помазавшись кровью от иконы Спасителя. Тогда еврейский народ уверовал во Христа и воскликнул: «Слава Тебе, Христе, Которого распяли отцы наши, Которого и мы распяли в образе Твоей иконы. Слава Тебе, Сын Божий, что сотворил такое чудо! Мы верим в Тебя, поэтому будь милостив к нам и прими нас!»

Евреи пошли к епископу Беретскому. Показав ему чудотворную икону и истекшие из нее кровь и воду, они рассказали ему о своем злодеянии. Епископ, видя их искреннее покаяние, принял их, много дней катехизировал, а затем крестил. Затем он освятил синагогу в храм Спасителя нашего Иисуса Христа. По просьбе иудеев он освятил и другие синагоги в храмы, посвященные святым мученикам. В том городе была великая радость не только потому, что многие люди исцелились, но и потому, что многие крестились благодаря чудесам, творимым иконой Спасителя.

Преподобная Этельбурга

Святая Этельбурга (Этельбург) родилась в королевской семье Восточной Англии в седьмом веке. Она была сестрой святого Эрконвальда (память 13 мая), основавшего монастырь Баркинг (Бересингум) в Эссексе. Святая Этельбурга стала первой настоятельницей этого монастыря.

Святая Беда (27 мая) говорит ( History of the English Church and People , Книга IV, гл. 6-9), что она была достойна своего святого брата во всех отношениях. Она вела добродетельную жизнь и руководила подчиненными ей. Говорят, что в ее время в монастыре произошло много чудес.

Незадолго до смерти святой Этельбурги монахине по имени Тортгит было видение, в котором она увидела тело, закутанное в саван и сияющее ярким светом. Она смотрела, как тело было поднято на небеса на веревках, которые казались ярче золота. Сестра Тортгит не сомневалась, что это видение означало неминуемую смерть одной из монахинь. Через несколько дней святая Этельбурга почила о Господе.

Спустя годы, когда монахиня Тортгит умирала, ей явилась святая Этельбурга и сказала, что час ее кончины близок.

Эту святую Этельбургу не следует путать с другой одноименной святой (память 5 апреля), вышедшей замуж за святого мученика короля Эдвина Нортумбрийского (память 12 октября).

11 октября 2021 г. + Православный календарь

Православный календарь 2021

Старый стиль

11 октября

Воскресенье

Новый стиль

24 октября

Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Тон 1.

Не быстро.

Святой апостол Филипп Семидесяти, один из семи диаконов (1 в.). День памяти святых отцов Седьмого Вселенского Собора (787 г.). Св. Феофан Грапт («Заклейменный»), исповедник и гимнограф, епископ Никейский (850). Собор Оптинских старцев: свв. Леонид (упокоенный) (1841 г.), Макарий (1860 г.), Моисей (1862 г.), Антоний (1865 г.), Иларион (1873 г.), Амвросий (1891 г.), Анатолий I (189 г.).4), Исаак I (1894 г.), Иосиф (1911 г.), Варсонофий (1913 г.), Анатолий II (1922 г.), Нектарий (1928 г.), новоисповедник Никон (1931 г.) и священномученик архимандрит Исаак II (1937 г.).

Мученицы Зинаида (Зенаида) и Филонилла, Тарсийские в Киликии (I в.). Св. Феофан, постник, Киево-Печерский (12 в.).

Священномученик Ювеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий (1937).

св. Нектарий (397 г.), Арсакий (405 г.) и Синисий (427 г.), архиепископы Константинополя. Святой Кайнех (Кеннет), аббат Агабо (Ирландия) и миссионер в Шотландии (600 г.). Святая Этельбурга, основательница монастыря Баркинг (Англия) (ок. 676 г.). Святой Гоммар, покровитель Лиера (Нет.) (775 г.). Воспоминание Чуда от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Бейруте Финикийском (7 в.). Св. Савва, юродивый, Ватопедский, Афонский (1349 г.)). Святитель Филофей (Коккинос) Афонский, патриарх Константинопольский (1379).

Мысли на каждый день года

Согласно Ежедневным церковным чтениям из Слова Божьего 90 254
Святитель Феофан Затворник

Неделя двадцатая по Пятидесятнице. [Гал. 1:11-19; Люк
7:11-16]

Господь видит мать, плачущую над
смерть ее сына и сострадает ей; в другой раз
он был призван к браку, и радовался вместе с
семья. Этим Он показал, что делиться обычными
повседневные радости и печали не противоречат Его духу.
Так поступают истинные, благоговейные христиане, живущие своей жизнью.
жизнь в страхе [Бога]. Однако они различают некоторые
рутина повседневной жизни от других; ибо многое вошло
в эти рутины, которые не могут быть благой волей Бога.
Есть обычаи, происходящие от страстей, которые возникают для
их снисходительность; других поддерживает тщеславие и
занятость. Имеющий дух Христов, сможет
отличать хорошее от плохого: он придерживается одного
и отвергает другой. Тот, кто делает это со страхом перед
Бог не отчужден от других, хотя и не действует
нравится им, потому что он всегда действует в духе любви
и сострадание к немощам своих братьев.
Только дух рвения сверх меры втирает людям неправду
пути и порождает дисгармонию и разделение. Такой дух
не может воздержаться от поучения и критики. Но [один
с духом Христа] занимается только упорядочиванием
жизнь его и его семьи по-христиански; он
не позволяет себе вмешиваться в дела
других, говоря себе: «Кто поставил меня
судить?» Он тихо всех настраивает на
себя, и внушает уважение к тем распорядкам, к которым
он держит. Надсмотрщик делает себя нелюбимым и вызывает
неодобрение хороших распорядков, которых он придерживается.
Смирение в таких случаях нужно — христианское смирение.
Это источник христианского здравого смысла, умеющего
хорошо действовать в той или иной ситуации.

Статьи

Бог подает молитву молящемуся: Избранные изречения святителя Илариона Оптинского
Святителя Илариона Оптинского

В чистых писаниях святых отцов мы видим, что желающий очистить свое сердце страстей надо призвать на помощь Господа — это так. Мы не можем произнести Иисусову молитву без ограбления наших мыслей. От начинающих Бог не требует неутомимой молитвы: она приобретается с большим трудом и временем. Как сказано в писаниях святых отцов: «Бог подает молитву молящемуся», — так и мы должны продолжать молиться, и устно, и умом.0197

Молитвенное правило преп. Амвросия Оптинского для чтения во время искушений
Святитель Амвросий Оптинский старец предложил приходящим к нему с разными скорбями и испытаниями особое, краткое молитвенное правило это может прочитать любой христианин.

Старец на собственном опыте знал, как действенны эти молитвы, как они укрепляют ослабевший дух и как рассеивают вражеские набеги, если читать их с верой и надеждой на всемогущую помощь Божию. Это молитвенное правило, составленное из псалмов Давида, мы предлагаем здесь вместе с выдержками из писем св. Амвросия.

Святитель Амвросий, старец Оптинский
Протоиерей Сергий Четвериков

Почему у людей бывает депрессия? «Уныние, по словам Марка Подвижника, есть крест духовный, ниспосланный нам для очищения прежних грехов наших. Уныние приходит и по другим причинам: от оскорбленного себялюбия, потому что мы не ищем своего; также от тщеславия, когда видишь, что равные ему пользуются большими привилегиями, от стрессовых ситуаций, в которых испытывается наша вера в Промысел Божий и надежда на Его милость и всемогущую помощь.

Иеромонах Василий (Росляков) радость воскресения Христова. Воспевая Гроб Спасителя нашего, мы говорим: «Как животворен, насколько прекрасней рая и лучезарнее всякого царского чертога явился Твой гроб, о Христе, источник нашего Воскресения!» И в тропаре преподобному Амвросию мы поем: «Яко к целебному источнику приходим к тебе, о Амвросий, отче наш!»
Ответ благожелательному к Латинской Церкви
Св.

Амвросий Оптинский

Восточная Православная Церковь с апостольских времен и по сей день соблюдает в неизменном и незапятнанном нововведениями как Евангелие, так и апостольское учение, как а также Предание Святых Отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи, собравшись со всего мира, соборно составили Божественный Символ Православной Веры [Символ веры] и провозгласили оно вслух на всю вселенную, во всех отношениях совершенное и законченное, запрещало под страхом страшных наказаний всякое добавление к нему, всякое сокращение, изменение или переделку хотя бы на йоту его.

Преп. Амвросий Оптинский о борьбе со страстями
Ольга Рожнева

воспоминание обид, земную скорбь, зависть, ненависть, хладнокровие и леность о молитве и делах благочестия».

Святитель Амвросий Оптинский
Ольга Глаголева

В истории России, как и в мировой истории, есть святые, которые служат как бы «вехами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого празднуется 10/23 октября.

Святитель Анатолий (Потапов) Оптинский
Ольга Рожнева

12 августа — день памяти преподобного Анатолия (Потапова), одного из последних оптинских старцев. В отличие от предшествующих оптинских святителей, после революции некому было составить житие этого старца. Остались лишь отрывочные воспоминания странников, записки духовных чад и письма старца, в которых часто отсутствуют биографические подробности, но в которых ярко и живо встает его образ. Мы чтим память старца и вспоминаем эти воспоминания.

Верный, послушный Раб Господень
Ольга Рожнева

«Все обретается молитвой. Ты только подходишь к первой ступени, ты еще не взошла на нее, только подходишь к ней, и тебе еще нужно войти в дверь, но никаким усилием ты не можешь войти, если нет милости Божией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы