Притча о зерне горчичном смысл: (. 13:31-32; . 4:30-32; 13:18-19)
Содержание
Притча о зерне горчичном | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР
Притчу о зерне горчичном мы встречаем у трёх евангелистов: Матфея (18: 31-32), Марка (4: 30-32) и Луки (13: 19-19). Вот как ее передаёт евангелист Матфей:
«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13: 31-32).
В этой притче нужно понимать, что Христос сравнивает Царство Небесное не с ничтожным по размеру зерном горчичным (у евреев того времени была поговорка: «Мал, как горчичное семечко»), а с конечным процессом его вырастания, когда оно превращается в большое густое дерево, в ветвях которого укрываются стаи птиц. Птицы — метафора, означающая народ Божий, который будет укрываться (спасаться) в имеющей быть основанной Церкви Христовой. На вид мертвое, ничтожно малое горчичное зерно, по слову притчи – «меньше всех семян» -символ тайны воскресения из мертвых. Обо всём этом мы скажем подробнее несколько позже.
Иисус Христос сказал притчу о зерне горчичном сразу после притчи о плевелах. Это не случайно, ибо они взаимосвязаны. В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит (спасается) только четвертая часть; притча о плевелах поясняет, что даже этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел. Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, которым может быть открыт путь к спасению. Потому Господь и предлагает им притчи о горчичном зерне и закваске. Зерно это, будучи меньше всех семян, когда всходит, делается больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. То же самое будет и с христианской проповедью. Хотя ученики Христовы, по человеческому разумению, были бессильны, но сокрытая в них сила была велика, и проповедь евангельская распространилась по всей вселенной.
Блаженный Иероним пишет об этом так: «Евангельская проповедь меньшее из всех учений. В самом начале оно кажется неправдоподобным: оно проповедует человека и Бога, Бога умирающего, и соблазн креста. Сравни это учение с догматами философов, с их книгами, блистательным красноречием, со сложением их речей, — пишет Иероним, — и увидишь, как семя Евангелия меньше всех этих семян. Но то (учение философов – В.П.), при своем начале, проникая глубоко, не животворит, напротив того, оно слабеет, истощается и, подобно злакам, иссыхает. Благовестие же, с виду малое, будучи посеяно в душе верующего или целом мире, укореняется подобно сильному дереву».
Царство Божие, Царство Христа на земле или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось. Церковь Христова всегда современна и вмещает в себя множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц.
В таких жарких странах, как Иудея, горчичное дерево достигает громадных размеров. Оно сильно отличается от горчичных растений в других странах мира, достигающих только роста обычного куста. Под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви его не ломаются даже под тяжестью человека. Семена горчичного дерева считались целебными, и потому, само растение было широко известно.
Христос Сам есть и горчичное семя и сеятель. В Нем одном, как в самом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его, и от Него она распространилась по всей вселенной. Христос — единый, вечный Глава Церкви; без Него Церкви не было бы. Христос же есть и сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через эту смерть даровавший жизнь Своей Церкви — всем верующим в Него. Он Сам говорит о Себе: «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин.12: 24).
Действительно, Христос был малым зерном в глазах людей. Родился Он в отдаленной, в политическом отношении незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме плотника; Своим учением привлёк к Себе немногих учеников из простых рыбаков и мытарей, и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте позорной смертью. Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно великому дереву. На Нем сбылось древнее пророчество Иезекииля: «И возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его» (Иез. 17:22-23).
Итак, от Христа, как от горчичного семени, распространилась на весь мир, через горсточки неученых апостолов, Его Святая Церковь. Тот же процесс происходит и с душой человека, откликнувшегося на евангельское учение: благодать Божия, действующая вначале едва заметно для человека, при его, человека, старании охватывает постепенно всю его душу, совершенствуя ее и делая «храмом Божиим». Действие евангельского учения уподобляет горчичному зерну и св. Климент Александрийский: «Оно огорчает душу с пользою для нас». То есть заповеди Христовы представляются для нашего, привязанного к греху сердца, сначала горькими, неприятными, но когда мы решимся исполнять их, они становятся целительными и спасительными, ибо они обновляют и преображают наши сердца.
Преп. Исаия пишет: «…Прилично нам подражать свойствам сего семени. Когда Писание называет его самым меньшим из всех семян, то этим показывает, что мы должны возлюбить смиренномудрие, считая себя ниже всякого, и иметь кротость и долготерпение. Его красный (румяный) цвет означает стыдливость и целомудрие, чтобы мы не допускали в плоти нашей ничего порочного. Его острая сила знаменует ненависть к страстям и суетам мира. А что сила его не иначе обнаруживается, как когда оно будет истолчено и истёрто, — этим доказывается, что добродетель не принесёт никакой пользы, если в возделывании ее не понесём труда и скорби. Итак, по образу этого семени, будем рассматривать себя: подобны ли мы ему смирением сердца, кротостью души, горячностью любви?»
Горчичное семя производит теплоту. Так и благодатное слово Божие, воспринятое сердцем, согревает его. Такую благодатную теплоту ощущали в себе два ученика Христа, Лука и Клеопа, на пути в Еммаус, с удивлением сказавшие: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк. 24: 32). Горчица производит позыв на пищу, а слово Божие возбуждает в душе алкание по Небесному Хлебу, жажду спасения и оправдания во Христе Спасителе.
Еще полнее и яснее Господь говорит об этом спасительном действии Его учения на наше сердце в совсем коротенькой притче о закваске.
©В.Потапов
Притчи о зерне горчичном и о закваске… (Мф. 13:31-36), Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов (Троицкие листки)
Святое Евангелие от Матфея
с толкованием Святых Отцов
Часть 62Часть 64
Скачать
epub
fb2
Из притчи о сеятеле ученики Господа узнали, что из семян, посеянных на ниве сердец человеческих, три четверти погибает и всходит только четвертая, а притча о плевелах открыла им то, что и этой четвертой части семян грозит опасность от плевел. Эти истины могли смутить будущих сеятелей слова Божия, и вот, чтобы они не впали в малодушие, Господь ободряет их новыми притчами о зерне горчичном и о закваске. Первая изображает постепенное возрастание Церкви, распространение ее по всей земле; вторая – внутреннее действие учения Христова на весь мир и на каждого человека.
ИНУЮ ПРИТЧУ ПРЕДЛОЖИЛ ОН ИМ, ГОВОРЯ: ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЗЕРНУ ГОРЧИННОМУ, КОТОРОЕ ЧЕЛОВЕК ВЗЯЛ И ПОСЕЯЛ НА ПОЛЕ СВОЕМ, КОТОРОЕ, ХОТЯ МЕНЬШЕ ВСЕХ СЕМЯН, его семя поразительно мало в сравнении с тем растением, какое из него вырастает; НО, КОГДА ВЫРАСТАЕТ, БЫВАЕТ БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗЛАКОВ И СТАНОВИТСЯ ДЕРЕВОМ, ТАК ЧТО ПРИЛЕТАЮТ ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ И УКРЫВАЮТСЯ В ВЕТВЯХ ЕГО. В таких жарких странах, как Иудея, горчичное деревце достигает роста, о котором мы не имеем и понятия: там под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви не ломаются даже под тяжестью человека. Семена этого растения считались целебными, и потому само растение было каждому известно. Зернышки горчичных семян так малы, что у Евреев была поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Поучая народ притчами, Господь и говорил просто, по-народному. Он Сам есть и горчичное семя и Сеятель. В Нем едином, как в малом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его; от Него распространилась она; в Нем едином она обретает и ныне свою жизнь; Он единая, вечная Глава ее, и без Него не было бы и Церкви. Он же есть и Сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через это даровавший жизнь Своей Церкви всем, верующим в Него. Он Сам говорит о себе: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Он был воистину «малым зерном» в глазах людей: родился в отдаленной, незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме древодела; Своим учением привлек к Себе немногих учеников из простых рыбарей и мытарей и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте, как один от злодеев. .. Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно древу великому… Сбылось на Нем древнее пророчество: «и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы» (Иез. 17:23). Климент Александрийский действие Евангельского учения уподобляет горчичному зерну: «оно огорчает душу с пользой для нас». Горькими, неприятными для нашего грехолюбивого сердца представляются заповеди Христовы, но когда мы решимся исполнять их, они будут для нас целительными и спасительными: они обновляют и преображают сердце. Горчичное семя, принятое внутрь, производит теплоту; так и благодатное слово Божие, воспринятое сердцем, согревает его.
Такую благодатную теплоту ощущали в себе два ученика Христовых, Лука и Клеопа, на пути в Эммаус: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге» (Лк. 24:32), – говорили они. Горчица производит позыв на пищу; и слово Божие возбуждает в душе жажду спасения и оправдания во Христе Спасителе. Еще полнее, еще яснее Господь говорит об этом спасительном действии Его учения на наше сердце в другой притче. ИНУЮ ПРИТЧУ СКАЗАЛ ОН ИМ: ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЗАКВАСКЕ, КОТОРУЮ ЖЕНЩИНА, ВЗЯВ, ПОЛОЖИЛА В ТРИ МЕРЫ МУКИ поставила, ДОКОЛЕ НЕ ВСКИСЛО ВСЕ. Господь избирает для притчи то, что бывает в природе, дабы показать, что слово Его так же неизменно, как неизменны законы природы. «Как небольшая закваска передает свою силу муке, так и вы, Мои апостолы, преобразите весь мир, хотя вас и немного. Не говорите Мне: что можем сделать мы, двенадцать человек, среди такого множества людей? В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, замешанные в это множество, не предадитесь бегству. Как закваска только тогда заквашивает тесто, когда смешивается с мукой, так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение с врагами своими, тогда и преодолеете их. И как закваска, будучи засыпана в муку, не теряется в ней, но быстро всему смешению сообщает собственное свойство, так то же самое и тем же образом произойдет и с проповедью. Итак, не устрашайтесь, что Я сказал о многих напастях: через них вы просияете и всех преодолеете», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Что же означает в этой притче женщина?.. Можно думать, что здесь подразумевается воплотившаяся во Христе благость Божия, которая берет свыше, приносит с неба закваску или учение Евангельское, и полагает его в три меры муки, т.е. сообщает его всему роду человеческому, от трех сынов Ноевых происшедшему; причем эта животворящая закваска проникает весь тричастный состав человека, освящая и дух, и душу, и тело его, «пока не вскиснет все», пока не достигнет он совершенства во Христе, и не станет новой тварью. И это действие Христова учения на души человеческие не прекратится дотоле, пока благодать Божия не выберет из среды людей всех, способных быть истинными сынами Царствия Божия. «Любовь, – говорит один толкователь, – сокрытая в нашей душе, должна расти до конца так, чтобы она могла изменить всю душу в свое собственное совершенство». Закваска действует только на тесто из муки неиспорченной; тесто, из муки залежавшейся и рассолодевшей, не вскиснет, не поднимется, как его ни заквашивай. И благодать Божия не действует в душе нерадивой, преданной порокам.
Преподобный Исидор Пелусиот говорит: «Под именем закваски разумеется безсеменное воплощение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и соединение Его с единосущным нашему телом, заимствованным от Богородицы Марии, посредством которого все люди возрождены к новой жизни». Утешительно замечание святителя Афанасия Александрийского на ту же притчу Христову: «Человек, приобретший и малую закваску добродетели, который хотя и не успел охлеботворить оной, однако же имел такое намерение, но не смог исполнить его, не останется в забвении у праведного Судии, когда он будет нечаянно застигнут и пожат; напротив, Бог, по смерти такового, возбудит ближних его, направит мысли их, привлечет сердца, преклонит души, и, подвигнутые этим, поспешат они подать ему помощь и пособие. И поелику Владыка коснулся сердец их, восполнят они недостатки отшедшего». ВСЕ СИЕ ИИСУС ГОВОРИЛ НАРОДУ ПРИТЧАМИ, И БЕЗ ПРИТЧИ на этот раз НЕ ГОВОРИЛ ИМ, – говорит святой евангелист, и приводит в свидетельство пророка, дабы показать, что проповедовать в притчах – дело не новое, что еще пророк предсказал такой образ учения: ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: ОТВЕРЗУ В ПРИТЧАХ УСТА МОИ; ИЗРЕКУ СОКРОВЕННОЕ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА (Пс. 77:2), открою то, что оставалось сокрытым, от создания мира, такие тайны, которые сокрыты и от Ангелов, и ведомы единому Мне, как Ипостасной Божией Премудрости. «Господь хотел увлечь слушателей притчами, хотел, чтобы они задавали Ему вопросы, – замечает святитель Златоуст, – но никто не вопрошал Его, хотя притчи угрожали даже наказанием; поэтому, отпустив их, Он ушел»: ТОГДА ИИСУС, ОТПУСТИВ НАРОД, ВОШЕЛ В ДОМ.
Часть 62Часть 64
Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. — Москва : Синтагма, 2010. — 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4
Притча о горчичном зерне | Reformed Bible Studies & Devotionals на Ligonier.org
16 марта 2016 г.
Изучение БиблииИзучение Нового ЗаветаУчение ХристаПритчи
Марка 4:30–32
С различными притчами, записанными в Марка 4, которые включают метафору прорастания семени , Иисус проливает свет на различные истины о Царстве Божьем. Притча о сеятеле в стихах 1–20 указывает на то, что проповедь о Царстве не найдет прочного отклика у каждого, кто ее услышит; скорее, только добрая почва — те, кого Господь избрал быть гражданами Царства, — получат Слово Божье в жизнь вечную. В притче о растущем семени (ст. 26–29), наш Господь подчеркивает таинственный, невидимый рост Царства по благоволению Бога и терпеливому ожиданию верных служителей, которые сеют, как Он повелел. Сегодняшний отрывок, притча о горчичном зерне, подчеркивает контраст между скромным началом Царства Господа и его окончательной, завершенной формой (ст. 30–32).
Царство Божие, говорит наш Спаситель, подобно горчичному зерну, которое «наименьшее из всех семян на земле» (ст. 30–31). Теперь, конечно, мы знаем, что есть семена меньше, чем горчичное семя. На самом деле в Палестине первого века были посеяны семена меньшего размера, чем семена горчицы, и Христос, безусловно, знал об этом. Но цель нашего Господа в этой притче не в том, чтобы преподать нам урок ботаники. В культуре того времени горчичное семя часто использовалось как пословица для самой маленькой вещи, о которой только можно было подумать. Иисус адаптирует это использование в этой притче. Его точка зрения состоит в том, что начало царства настолько ничтожно, что кажется незначительным. Его начало почти никто не замечает, как почти никто не обращает внимания на горчичное зернышко.
Однако королевство не следует оценивать по его скромному, почти невидимому происхождению. Ибо подобно тому, как горчичное семя вырастает в самое большое садовое растение, Царство Божие в конце концов разрастается до такой степени, что никто не может его упустить (ст. 32). История подтверждает истинность учения нашего Спасителя. Он начал с двенадцати обычных людей, которых Он назначил Апостолами, и горстки других последователей. Он жил и умер в том, что считалось захолустной провинцией Римской империи, и лишь вскользь упоминается в светских исторических источниках того времени. Но со времени служения, смерти, воскресения и вознесения Христа Царство Божие неуклонно росло. Его церковь можно найти по всему миру, и она растет даже в самых враждебных землях. Горчичное семя находится на пути превращения в горчичное растение.
Джон Кальвин комментирует эту притчу так: «Господь начинает свое царствование слабым и презренным началом с явной целью, чтобы Его могущество могло полнее проиллюстрироваться ее неожиданным развитием». Нет другого объяснения росту царства Христа, кроме того, что это дело рук Божьих. Продолжающееся существование и рост Церкви Христовой является мощным подтверждением Его Евангелия.
Для дальнейшего изучения
Бытие 15:1–61 Царств 19:9–18 от Матфея 13:31–33 от Луки 13:18–21
Медленный и устойчивый рост
Марка 4: 26–29
Говоря в притчах
МАНКА 4: 33–34
Притча из семян горчицы объяснил
Опубликовано 15 августа 2019 г.
Поэтому Он сказал: «Каково Царство Божие? И с чем мне его сравнить? Оно подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял в саду своем, и оно выросло и сделалось деревом, и птицы небесные вили гнезда в ветвях его. (Луки 13:18-19)
Притча о горчичном зерне хорошо известна многим христианам. Мы все слышали это с детства. Но почему-то истинное значение притчи для многих из нас ускользает. Какое послание Иисус хотел, чтобы мы вынесли из этой истории?
Вы когда-нибудь видели горчичное зерно? Он размером с горошину перца. В этой притче Иисус учит нас, что все хорошее должно начинаться с малого. Вот почему он использовал горчичное семя, чтобы показать, как маленькая вещь может превратиться в нечто большое. Такой большой, как дерево, что даже птицы могут вить свои гнезда в ветвях дерева.
Наш Господь начал со слов:
«Каково Царство Божие? И с чем мне его сравнить? Оно как горчичное зерно…»
В наше время это неверно, ибо Царство Божие уже широко распространено, приютив всех. Но раньше все было иначе.
В Библии Иисус буквально утверждает, что Царство Божие подобно горчичному зерну. Он имел в виду, что Царство Божие в его время было невидимым до такой степени, что оно кажется незначительным. Его почти не заметили во время его запуска, как почти никто не обращает внимания на горчичное зернышко. Зерно настолько маленькое, что его почти невозможно найти, если оно упадет на землю.
Именно Иисус вместе со Своими двенадцатью учениками составляли единственную часть Царства Божьего. Он сравнил свою силу и силу назначенных им апостолов с силой горчичного зерна. Он хочет рассказать нам, как началось Царство Божие, как они начинались с малых начинаний, которые впоследствии разрослись.
Затем Иисус продолжает,
«… взял человек и посеял в саду своем, и оно выросло и стало деревом…»
Иисус подразумевает, что сеятель есть не кто иной, как Он Сам.
«И оно выросло и стало деревом» — Горчица выросла в дерево. Все мы знаем, что горчичное семя не вырастает в дерево, а только в куст. Но Иисус знал это.
Иисус пытался научить нас тому, что даже если бы у Него было всего несколько проповедников, Его Царство будет расти, и многие последуют за ним. Верой, даже если это кажется невозможным, это произойдет. С силой Божьей их задача распространять слово среди заблудших людей распространится по всему миру.
Он даже снова использовал горчичное зерно в Евангелии от Матфея 17:20, чтобы подчеркнуть и показать пример веры.