Православный экстремизм в россии: Православный экстремизм — Антиэкстремизм

Разное

Бойцы «Христианского государства» Жертвы православных экстремистов просят помощи у ФСБ: Криминал: Силовые структуры: Lenta.ru

В Екатеринбурге 4 сентября около шести утра по местному времени УАЗ, груженный бочками с бензином и газовыми баллонами, протаранил здание киноконцертного театра «Космос». За рулем машины находился 39-летний житель города Ирбит Денис Мурашов: на допросе он признался, что перед этим весь день провел в Храме-на-Крови. Ранее, в январе, члены общественной организации «Христианское государство — Святая Русь» разослали директорам кинотеатров письма с угрозами и требованиями отказаться от проката картины Алексея Учителя «Матильда». «Если выйдет фильм, (…) кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди», — писали они. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему православные активисты в борьбе со своими оппонентами все чаще переходят от слов к делу, и дела эти все больше напоминают религиозный экстремизм.

Фактор «Матильды»

Мурашова задержали, когда он сам пришел в больницу с ожогами. Там же его допросили. И вот что он сообщил на камеру:

Материалы по теме:

«Я специально приехал в Екатеринбург на УАЗике, госномер не помню, машина моя, купил у мужика в Ирбите. В Екатеринбург приехал вчера утром, в Храме-на-Крови был весь день, а сегодня поехал в кино».

Вскоре выяснилась и причина, по которой Мурашов отправился жечь кинотеатр: в беседе со следователем он рассказал, что в «Космосе» запланирован показ фильма «Матильда». Мурашов пытался воспрепятствовать этому. Не подвергая сомнению намерения поджигателя, следователи, однако, усомнились в его вменяемости и приняли решение отправить подозреваемого на судебно-психиатрическую экспертизу. В свою очередь Екатеринбургская епархия Русской православной церкви оперативно и решительно осудила поступок Мурашова.

Вообще, за последнее время «Матильда» успела стать настоящим камнем раздора между теми, кто считает, что в искусстве не должно быть запретных тем и неприкасаемых персонажей, и их оппонентами, думающими иначе. В фильме режиссера Алексея Учителя рассказывается о любовных отношениях наследника российского престола Николая Романова (будущего императора Николая II) и балерины Матильды Кшесинской. Официальная премьера ленты планировалась на 6 октября, но затем ее перенесли на 23-е. Против картины активно выступает депутат Госдумы от Крыма Наталья Поклонская. Она фильм не смотрела, но утверждает, что в нем содержатся материалы, способные оскорбить верующих и их чувства. Дело в том, что Николай II канонизирован РПЦ как страстотерпец и какие-либо упоминания о нем во фривольном контексте, по мнению депутата и ее единомышленников, кощунственны.

Благодаря ли активности депутата Поклонской или по другой причине, но еще до премьеры этот фильм стал проблемой номер один для той части верующих, которых принято называть православными активистами. Эта категория граждан известна своей нетерпимостью и агрессивными выпадами в отношении оппонентов. История Дениса Мурашова — последний, но не единственный пример. Так, адвокат Учителя Константин Добрынин 6 сентября сообщил, что руководители более 100 кинотеатров получили угрозы поджогов и физической расправы в случае показа фильма «Матильда». Угрожали и другим организациям, связанным с прокатом картины.

«Если выйдет фильм «Матильда», кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди. Официально уведомляем: любой баннер, афиша, листовка с информацией о прокате фильма будет рассмотрена как желание унизить святых православной церкви и провокация к «русскому майдану»», — цитировали это письмо в СМИ.

Адвокат обратился за помощью к директору ФСБ Александру Бортникову, а также попросил правоохранительные органы привлечь к уголовной ответственности членов движения «Христианское государство — Святая Русь». Они еще в январе разослали в российские кинотеатры письмо с требованием отказаться от проката «Матильды».

Зампредседателя синодального отдела Московского патриархата РПЦ Вахтанг Кипшидзе заявил, что организация «Христианское государство — Святая Русь» не имеет отношения к церкви. Однако сентябрьская история с Денисом Мурашовым, произошедшая семь месяцев спустя после скандальной рассылки, наглядно показала, что идеи православного экстремизма пошли в народ.

Воинствующие царебожники

«Думаю, сотрудникам правоохранительных органов об экстремистах от христианства известно куда больше, чем нам, — говорит адвокат Константин Добрынин. — Другое дело, что работать по этой информации они почему-то не торопятся, хоть мы и надеемся, что оперативники ФСБ в этом плане окажутся профессиональнее. Угрозы, которые некие фанатики рассылают по кинотеатрам, выглядят довольно странно с точки зрения светского общества и XXI века. По этому поводу мы писали заявления в МВД, Генпрокуратуру и Следственный комитет (СКР)».

По словам юриста, защита Алексея Учителя даже давала пояснения специалистам по экстремизму из столичного главка МВД — однако тем дело и закончилось. А в августе пошли еще более угрожающие письма.

Фото: e1.ru / Globallookpress.com

«Если не ошибаюсь, авторы писем угрожали, что за поддержку фильма, как они выражались, «прилетит» министру культуры Мединскому, — отмечает Добрынин. — Мы написали еще одно заявление в правоохранительные органы. А в киностудию Алексея Учителя полетели коктейли Молотова, и УАЗ протаранил кинотеатр в Екатеринбурге. Кроме того, журналистке Екатерине Винокуровой угрожали убийством после ее публикаций о главной противнице «Матильды» Наталье Поклонской».

Адвокат признает, что «Христианское государство», вполне возможно, фантомная организация — вот только угрозы от нее исходят вполне реальные. А ведь у государства в лице МВД есть механизм, способный пресечь подобные явления в зародыше.

«Когда мы поняли, что на полицию полагаться не стоит, то обратились в ФСБ. Мы надеемся, что за месяц, оставшийся до премьеры «Матильды», сотрудники ведомства соберутся с силами и с этой раковой опухолью будет покончено. В неформальных беседах сотрудники правоохранительных говорили, что загадочные агрессоры входят в довольно известную организацию, так называемую «секту царебожников». Они — такие своеобразные раскольники. Это не фантом и не выдумка для полицейских, это реальность, которая из подвалов начала выползать в мир людей и диктовать свои правила жизни», — заключает адвокат.

Фундаментально верующие

«Происходящее в целом связано с активизацией религиозных фундаменталистов и религиозных сил в обществе, — полагает Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. — И христиане, и мусульмане ощущают себя ущемленными, поскольку в современном обществе религию стараются не допускать в публичную сферу и сферу политики. Притом, что в России, и это хорошо видно, религия вообще и православие в частности играет достаточно большую идеологическую роль. Но она больше символическая, сакральная».

Роман Лункин

Кадр: BALANCE-TV.RU / YouTube

По мнению эксперта, появление разнообразных (в том числе христианских) фундаменталистов вызвано желанием показать обществу, что есть реальная церковь со своими реальными интересами, а не символическими образами. Это не означает, что все они экстремисты. Фундаментализм в исламе, христианстве и других религиях это — последовательное, целенаправленное следование основам веры и требование от себя и от окружающих жестко соблюдать все религиозные предписания.

«Для тех, кто почитает Николая II как святого, фильм «Матильда» — кощунство и святотатство, против которого необходимо выступать. Кроме того, фундаменталисты отстаивают свое видение истории», — объясняет Роман Лункин.

По мнению эксперта, стоит разделять экстремистов, способных на противозаконные действия, и законопослушные фундаменталистские движения. Последние не нарушали закон — и не брали на себя ответственность за громкие события последнего времени, связанные с «Матильдой». Лункин отмечает, что говорить о христианском терроризме сегодня некорректно — в России сейчас этого нет.

От Мухаммеда до «Матильды»

«Раньше православных (или околоправославных) движений, подобных «Христианскому государству», в России просто не было, — говорит Роман Лункин. — Но сейчас возникло то, что не имеет отношения даже к фундаменталистским православным движениям. Можно строить разные теории о том, как это получилось. К примеру, могли появиться некие ультраконсерваторы, считающие, что надо действовать более решительно, а руководство Русской православной церкви занимает соглашательскую позицию. А есть и либеральная общественность, которая могла попросту придумать этих загадочных экстремистов, чтобы выставить представителей РПЦ группой маргинальных и фанатиков».

По его мнению, в случае инцидентов наподобие тех, что произошел в Екатеринбурге, не следует скрывать реальные мотивы их виновников и говорить, что это просто сумасшедшие. Подобная тактика ни к чему хорошему не приведет.

«Все уже знают, что в кинотеатр на УАЗе въехал некий верующий — а значит, будут додумывать, как он связан с московской патриархией, хотя такой связи нет и в помине», — объясняет эксперт.

Лункин считает, что сейчас рост и развитие православных консервативных движений лишь начинается — ведь часть общества действительно концентрируется вокруг церкви. А одним из побочных эффектов этого и будет появление различных фанатиков с их громкими акциями.

В свое время карикатуры на пророка Мухаммеда, опубликованные в одном малотиражном французском еженедельнике, привели к трагедии и послужили поводом для мусульман в едином порыве осудить этот конкретный факт и ценности европейской цивилизации в целом. По всему миру тогда прокатились многолюдные акции протеста. Православные фундаменталисты наверняка завидуют столь мощной поддержке единоверцев и тому, как к их мнению начинают прислушиваться, видя эту поддержку.

Будем надеяться, что правоохранительные органы сумеют оградить граждан от выходок религиозных фанатиков, независимо от их вероисповедания. Иначе в России однажды может повториться трагедия Charlie Hebdo. К слову, епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг) прямо заявил о том, что ЧП в Екатеринбурге напоминает ему ситуацию с атакой на редакцию французского журнала. «Постоянные провокации, не находящие достойной реакции со стороны французских компетентных органов, привели к трагическому кровопролитию. К счастью, в Екатеринбурге люди не пострадали, но конфликт, вызванный в обществе провокационной кинолентой, безусловно, сохраняется. Более того, в год столетия трагической гибели царской семьи прокат этой киноленты может породить дальнейшие общественные настроения», — сказал епископ.

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? — NovaUm.Ru

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

№9,

Юридические науки

Супонина Елена Александровна (Кандидат юридических наук)

Ключевые слова: ЭКСТРЕМИЗМ; ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; EXTREMISM; EXTRIMIST ACTIVITY; CRIMINAL RESPONSIBILITY; NATIONAL SECURITY; RELIGIOUS EXTREMISM; ORTHODOX EXTREMISM.


Аннотация: Статья посвящена так называемому православному экстремизму – явлению крайне противоречивому и неоднозначному. Анализируя причины и условия возникновения экстремизма, а также лексическое значение самого понятия «экстремизм», автор приходит к выводу, что экстремистские проявления характерны для лиц, проповедующих любые религиозные ценности.

Поводом для настоящего исследования стало заявление депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н. В. Поклонской, которое она сделала 27 сентября 2017 года на заседании Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей. В своем выступлении на собрании депутат, в частности, сказала, что православного экстремизма не бывает [1]. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Экстремизм (от лат. extremus – чрезмерный, крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий (чаще всего в политической сфере). Экстремизму подвержены как отдельные лица, так и целые группы, организации.

Начало двадцать первого века оказалось сопряженным с эксплуатацией экстремизма и терроризма как средства разрешения любых противоречий и конфликтов: от межличностных и групповых, до территориальных, религиозных и национальных. Как справедливо заметил А.В. Павлинов, более эффективного и универсального инструмента воздействия на власть, дестабилизации правопорядка в отдельном государстве и в мире в целом современная история не знала [2, с. 3].

Несмотря на то, что проблемы борьбы с экстремизмом уже давно стали предметом научных изысканий, единства в разграничении разновидностей этого явления среди исследователей по-прежнему нет. Вместе с тем, вопросы терминологии и концептуализации экстремизма имеют не только академический, но и практический характер.

Различные аспекты уголовной ответственности за те или иные проявления экстремистской деятельности анализировались в научных трудах многих ученых. В частности, указанная проблема стала предметом диссертационных исследований С.В. Азевой, В.А. Бурковской, И.В. Воронова, К.К. Демирова, А.С. Киреева, Н.Е. Макарова, Д.Е. Некрасова, Д.В. Новикова, А.В. Павлинова, Е.Н. Плужникова, И.А. Сазонова, Е.П. Сергуна, Н.В. Степанова, Р.М. Узденова и некоторых других. Однако в большинстве своем эти работы касались, в первую очередь, политического экстремизма. Вместе с тем, экстремистские проявления присущи не только политически мотивированным лицам, но и представителям различных социальных, религиозных, этнических, национальных и т.п. групп.

Вопросы корреляции религиозного экстремизма с современными угрозами российской национальной безопасности рассматривались в работах Возженикова А. В., Глебова И.Н., Золотарева В.А., Майорова Л.И., Манилова В.Л., Моисеева Н.Н., Панарина И.Н., Пирумова В.С., Прохожева А.А., Шуберт Т.Э. Но проблемы христианского (тем более православного) экстремизма научным исследованиям до сего времени не подвергались.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день проблема противодействия экстремизму (в том числе и религиозному) в нашей стране стоит наиболее остро. В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента России от 31.12.2015 №683, в ряду основных угроз государственной и общественной безопасности указана деятельность радикальных общественных объединений и группировок, которые используют религиозно-экстремистскую идеологию [3].

Существование в стране религиозного экстремизма в конечном итоге ставит под угрозу религиозную безопасность российского общества, под которой Я.А. Лонский понимает «защиту российского социума от деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций на сознание, психику и поведение граждан России, а также сохранение традиционной религиозной системы в пределах исторически устоявшейся нормы» [4, с. 93]. В целом соглашаясь с ученым, хотелось бы обратить и его внимание, и внимание читателя на тот факт, что религиозные фанатики, какие бы цели они не преследовали и какую бы мировую религию (или отдельное ее направление) не представляли, в конечном итоге бьют по имиджу этой самой религии и потенциально ставят ее в положение изгоя.

Умышленно оставим за рамками исследования ортодоксальные и ультраортодоксальные религиозные секты, по определению не способные увлечь за собой значительные массы людей. А вот мировые религии, несмотря на узость заявленной темы, мы в данном контексте не затронуть не можем.

Религиозный экстремизм существует ныне уже потому, что общество, не раз испытавшее на себе весьма жестокие действия религиозных фундаменталистов, так и не расставило все точки над «i», не дало принципиальной оценки «религиозному беспределу».

Череда разномасштабных религиозных войн в средневековой Европе унесла десятки тысяч жизней, а нежелание принять христианство стало причиной истребления целых народов. То, что сделали в Америке представители католической церкви, иначе как геноцидом не назовешь. Помимо этого, именно католики осуществляли планомерное уничтожение связанных с иноземной наукой и культурой артефактов.

И это далеко не исчерпывающий перечень преступлений, совершенных «святой» церковью…

Однако самое прискорбное состоит в том, что человечество до сегодняшнего дня не дало принципиальной оценки всем перечисленным событиям. Недавние признания католической церкви в том, что она допускала некие ошибки, — лишь исключение, подтверждающее правило. «Ошибки», стоившие жизни миллионам людей и практически приведшие к регрессу цивилизации, бумерангом вернулись в наше время.

Как справедливо утверждают криминалисты, неустраненные недостатки в борьбе с преступностью порождают рецидив [5, с. 111]. Как результат – мы наблюдаем всплеск исламского экстремизма. Примечательно, что, творя свои зверства, отрезая людям головы и разрушая архитектурные памятники, новые экстремисты по сути своей не совершают ничего нового. Более того, те ужасные вещи, которые мы наблюдаем на экранах телевизоров и о которых читаем в прессе, — слабое подобие того, что вытворяли христиане, вооруженные специальными приспособлениями и письменными наставлениями, способными сделать смерть человека особенно болезненной.

Несколько утрируя свою мысль, можно представить, в каком недоумении находятся сейчас исламские террористы, которые не понимают, почему по ним наносят бомбовые удары войска Западной коалиции. Ведь они фактически занимаются теми же делами, что и их духовные наставники каких-то два-три столетия тому назад.

Ну а как же быть с православием? Да, оно не дискредитировало себя массовыми убийствами и уничтожением интеллектуальных и духовных ценностей. Но является ли это основанием для того, чтобы ставить православие за рамки потенциального экстремизма? Конечно же нет.

Во-первых, отечественное законодательство, нормативно закрепляя понятие экстремистской деятельности [6], предоставляет правоприменителю возможность достаточно широко его трактовать, что само по себе увеличивает спектр субъектов соответствующих преступных деяний.

Во-вторых, проявления так называемого «экстремизма от православия» в последние годы встречаются все чаще и чаще. Так, 21 декабря 2010 года лозунг «Православие или смерть!», изображенный на футболках, представленных на Интернет-ресурсе «www.russiansymbol.ru», решением Черёмушкинского районного суда города Москвы был признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов под №865 [7] В соответствии с заключением экспертов Российского института культурологии, данная надпись пропагандирует превосходство граждан одной религии по отношению к другой и возбуждает религиозную вражду [8].

В январе 2017 года широкую известность в связи с конфликтом, возникшим вокруг выхода на киноэкраны фильма режиссера А.Е. Учителя «Матильда», получила официально незарегистрированная общественная организация «Христианское Государство – Святая Русь», активистами которой в адрес руководителей российских кинотеатров были разосланы предупреждения о недопустимости демонстрации упомянутого фильма. В письмах содержались угрозы об уничтожении и повреждении имущества кинотеатров, а также о возможном причинении вреда людям.

Следует согласиться с А.В. Римским и А.В. Артюхом, выделяющим в качестве основных критериев для определения религиозного экстремизма крайние толкования вероучений и крайние методы по реализации и распространению взглядов и целей, а также крайнюю нетерпимость к инакомыслию [9, с. 247].

Таким образом, словосочетание «православный экстремизм» имеет право на существование и как синтаксическая конструкция, и как реальный феномен.

Так почему же православный экстремизм не только остался за рамками сферы деятельности человека, связанной с выработкой и теоретической систематизацией знаний о действительности, но и, по мнению представителя высшего органа законодательной власти в стране, вообще не возможен?

Судя по всему, на этот вопрос нет ответа…


Список литературы

  1. Сайт российского медиахолдинга «РБК» («РосБизнесКонсалтинг») / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/59cba3d49a794726a2f02edb (дата обращения: 26.10.2017).
  2. Павлинов А.В. Криминальный антигосударственный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореферат диссертации… доктора юридических. Москва, 2008. — 48 с.
  3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 27.10.2017).
  4. Лонский Я.А. Религиозный экстремизм как угроза религиозной безопасности // Журнал философских исследований. 2017. Том 3. №2. С. 93-103.
  5. Артемьев Н.С., Бурчихин А.Н. Причины и условия рецидивной преступности и основные меры ее предупреждения // Вестник Вятского государственного университета. 2015. №5. С. 110-114.
  6. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base. consultant.ru (дата обращения: 27.10.2017).
  7. Федеральный список экстремистских материалов // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_content_value=&page=4 (дата обращения: 27.10.2017).
  8. Футболку «Православие или смерть!» признали экстремистской // Lenta.ru, 02.02.2011 / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://lenta.ru/news/2011/02/02/extremesale/ (дата обращения: 27.10.2017).
  9. Римский А.В., Артюх А.В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №10. С. 244-249.

Россия и «православные талибы» – DW – 06.09.2017

Депутат Государственной Думы РФ Наталья Поклонская приняла участие в крестном ходе в честь царя Николая II в июле Фото: picture-alliance/ТАСС/Донат Сорокин

Религия

Роман Гончаренко

06.09.2017

После поджога кинотеатра в Екатеринбурге протесты из-за скандального фильма могут перерасти в насилие. Некоторые опасаются роста «ортодоксального экстремизма», но российское правительство, похоже, это не беспокоит.

https://p.dw.com/p/2jT1c

Реклама

Константин Добрынин не стесняется в выражениях. «На наших глазах формируется фундаменталистская религиозно-террористическая организация. Эта группировка не имеет никакого отношения ни к русским традициям, ни к истинному православию», — написал Добрынин, адвокат российского кинорежиссера Алексея Учителя, в Facebook. Он призвал государство и Русскую православную церковь осудить этот «экстремистский фронт».

Его сообщение было вызвано инцидентом, произошедшим ранее на этой неделе в Екатеринбурге, четвертом по величине городе России. На видео с камер наблюдения видно, как фургон врезался в парадную дверь кинотеатра «Космос». Водитель вышел из машины и, похоже, намеренно поджег автомобиль. В сообщениях говорится, что в фургоне были газовые канистры, но они не взорвались, а серьезных травм в результате пожара не было.

Сообщается, что предполагаемый поджигатель — психически больной человек из близлежащего города. Если его признают виновным в поджоге, ему грозит до пяти лет лишения свободы. Никаких подробностей о расследовании экстремистского прошлого пока не поступало.

Параллели с нападениями джихадистов

Этот инцидент напоминает о смертоносных нападениях с участием транспортных средств, совершенных джихадистами в Европе. Мэр Екатеринбурга Леонид Ройсман назвал это терактом в Твиттере, предположив связь с протестами против нового фильма Учителя «Матильда», в котором показан роман между последним русским царем Николаем II и юной балериной. Местные СМИ опубликовали видеозапись, на которой предполагаемый поджигатель принимает участие в одном из таких протестов.

Царь Николай II причислен Русской Православной Церковью к лику святых Изображение: Getty Images/AFP/A. Исакович

«Матильда» выйдет в российский прокат не раньше конца октября, но уже несколько месяцев вызывает протесты. Неофициальным главой протестного движения является российский депутат Наталья Поклонская. Она говорит, что фильм является оскорблением последнего царя, которого Русская православная церковь считает святым. Кинотеатр «Космос» расположен рядом с православным собором, построенным на месте расстрела большевиками Николая II и его семьи в 19 г.18.

Пожар в Екатеринбурге произошел всего через несколько дней после того, как неизвестный бросил коктейли Молотова в студию, которую использовал Учитель. Преступник до сих пор не найден.

Рост религиозных протестов

Некоторые россияне говорят, что инциденты вокруг выхода фильма Учителя — дело рук «православных талибов». Участились случаи, когда люди, называющие себя «православными активистами», протестуют против художников, даже угрожая применить насилие. В 2014 году газета в Екатеринбурге предупредила о растущей религиозной цензуре в России. Статья была ответом на отмену концертов западных хэви-металлических групп и протесты против спектаклей или выставок, имеющих какое-то отношение к Иисусу. Эти инциденты произошли после принятия закона 2013 года, предусматривающего тюремное заключение за «оскорбление религиозных чувств».

В 2015 году произошел всплеск таких инцидентов. Министр культуры России уволил директора сибирского театра, чья постановка оперы Вагнера «Тангейзер» оскорбила Русскую православную церковь. В Москве члены православной отколовшейся группы «Воля Божия» уничтожили скульптуры на выставке современного искусства. А в Санкт-Петербурге снесли статую Мефисто на фасаде исторического дома.

Постановка оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирске была остановлена ​​после многочисленных протестов в 2015 году Изображение: picture Alliance/РИА Новости/Кряжев

Неверное сравнение

Николай Митрохин, эксперт по православию Бременского университета, считает, что полемика вокруг фильма «Матильда» является частью более широкой тенденции. «Это продолжение того, что происходило в России последние 20 лет с иммунитетом от действий экстремистов, использующих православную веру для оправдания своего поведения», — сказал Митрохин DW. По его оценкам, существует несколько тысяч православных экстремистов, которые организованы в различные отколовшиеся группы.

«Фильм «Матильда» возмутил большую группу монархистов», — сказал Митрохин. «Они боготворят царскую семью и очень чувствительны даже к намеку на клевету».

Но он говорит, что сравнивать этих людей с радикальным исламистским Талибаном или террористической милицией «Исламское государство» (ИГ) вводит в заблуждение. «Талибан и ИГ — централистские организации, у которых много сторонников, — сказал Митрохин. «В России это движение имеет лишь маргинальную поддержку населения, оно плохо структурировано и не имеет лидера».

Иоахим Виллемс, специалист по религии в России из Ольденбургского университета, согласен с Митрохиным. «ИГ оккупировало значительную часть различных государств Ближнего Востока, создавая государственные структуры с налогами и школами. Это несопоставимо с тем, что происходит в России», — сказал Виллемс DW.

«Проблема в том, что руководство Церкви с одной стороны дистанцируется от насилия, а с другой стороны, как религиозные, так и политические лидеры дают понять, что идеи, принимающие форму насильственного протеста, на самом деле в их собственных интересах», добавил он.

Православная церковь в Екатеринбурге осудила поджог и раскритиковала тех, кто пытался связать инцидент и гнев по поводу фильма «Матильда» с православным населением.

Митрохин считает причиной роста насилия безнаказанность так называемых православных активистов. Президент России Владимир Путин убежден, что Церковь станет для него массовым источником поддержки, «но это иллюзия», сказал Митрохин. Опасным последствием является то, что «многие считают, что им все сойдет с рук». 9Связанные темы



МЭРИ ЛУИЗА КЕЛЛИ, ВЕДУЩАЯ:

Она называется РПЦЗ — это РПЦЗ, Русская Православная Церковь Заграницей. Это религиозная традиция, уходящая корнями в Россию, но в последнее время наблюдается ее рост в тех частях США, где ее никогда не было, в основном за счет новообращенных американцев, вообще не связанных с Россией.

САРА РИККАРДИ-ШВАРЦ: Обычно это вера иммигрантов, поэтому меня очень заинтересовал этот опыт и то, почему он повлиял на новообращенных.

КЕЛЛИ: Антрополог Сара Риккарди-Шварц много лет изучает сообщество. В 2017 году она приехала в крошечный городок в Аппалачах в Западной Вирджинии, где познакомилась с белыми американскими христианами, которые почувствовали себя оторванными от перемен в США, вытесненными эрозией социальных и гендерных границ прошлого.

РИККАРДИ-ШВАРЦ: Они против абортов. Это прогетеронормативные семьи. Они против трансов.

КЕЛЛИ: Их идентичность уходит своими корнями в традиции, иерархию и, особенно, в белизну. Сара помнит одну. Она называет его Дин (тел.).

РИККАРДИ-ШВАРЦ: И он сказал, я так зол. И я сказал, ну почему ты сердишься? И он сказал, я — вы знаете, я белый парень. Меня оттеснили на обочину в этом разнообразном обществе. И он сказал, весь мой район меняется. Там все эти геи, и все эти разные люди, и теперь ты даже не можешь получить работу, будучи белым парнем, потому что ты… знаешь, типа, ты угнетен. Он также рассказал о том, насколько сильно поддерживает Владимира Путина и Россию.

(МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОТрывок)

КЕЛЛИ: ЗАДУМАЙТЕ ЭТО — В Америке недавно был президент, который открыто апеллировал к расовому недовольству белых, в России все еще есть лидер, который с удовольствием разжигает расовые разногласия в США, а некоторые, кто отслеживает экстремизм, говорят, что американцы последователи Русской православной церкви не должны быть проигнорированы.

Из NPR, я Мэри Луиза Келли. Вторник, 10 апреля.

ПОСМОТРИТЕ ЭТО ОТ NPR. В России на этой неделе отмечается 77-летие.

(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

НЕИЗВЕСТНЫЙ РЕПОРТЕР: В 10 утра начинается гигантский парад. Массированный отряд Красной Армии стоит первым в очереди, когда Советская Россия приветствует зарю победы.

КЕЛЛИ: В мае 1945 года русские праздновали поражение нацистской Германии, и они продолжают это делать каждый год 9 мая — День Победы.

(ЗВУКИ ИГРЫ ОРКЕСТРА И Аплодисменты толпы)

КЕЛЛИ: Это звук понедельника, военный оркестр на Красной площади в Москве, где прошли парадом танки и тысячи солдат, а Россия занимает совсем другое положение на мировой арене, чем так было в конце Второй мировой войны.

(ЗВУК РЕЧИ)

ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИР ПУТИН: (Не на английском языке).

КЕЛЛИ: На третьем месяце атак России на Украину международные наблюдатели приготовились к тому, что президент России Владимир Путин может сказать в своей большой речи. Ходили слухи, что Путин может использовать этот день, чтобы заявить о своей победе на Украине или подать сигнал о планах России мобилизоваться для участия в более крупном конфликте. В конце концов, Путин не сделал ни того, ни другого. Хотя он признал гибель русских на Украине, не было ни заявлений о победе, ни сигналов о расширении действий — вместо этого Путин, обращаясь к российским солдатам, обязался придерживаться курса на Украине, и он связал действия России там с борьбой против фашизма 77 лет назад.

(ЗВУК РЕЧИ)

ПУТИН: (Не на английском языке).

КЕЛЛИ: «Вы сражаетесь за нашу Родину, — сказал он, — за ее будущее, чтобы никто не забыл уроки Второй мировой войны».

(ЗВУК РЕЧИ)

ПУТИН: (Не на английском языке).

КЕЛЛИ: Путин использовал ложные заявления о нацизме в Украине, чтобы оправдать вторжение России. В своем выступлении на этой неделе он сказал, что в современном мире нет места нацистам, а также упомянул об отмене культуры. Он оплакивал потерю так называемых традиционных ценностей.

(МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ)

КЕЛЛИ: Этот политический сценарий — нападки на оппонентов как на фашистов, осуждение культуры отмены, апелляция к традиционным ценностям — не нов для Путина и перекликается с риторикой бывшего президента США Дональда Трампа и его политических союзников.

Эта связь заинтересовала антрополога Сару Риккарди-Шварц. Вы слышали немного от нее ранее. Она намеревалась понять, почему Русская православная церковь привлекала американцев, не связанных с Россией. Одетта Юсеф из NPR сообщает о том, что она нашла.

ОДЕТТ ЮСЕФ, ПОДПИСКА: Антрополог Сара Риккарди-Шварц — научный сотрудник Университета штата Аризона. Ее книга, основанная на ее исследовании, вышла в прошлом месяце. То, что она обнаружила, было сообществом белых американских христиан, которые были разочарованы переменами в США и жаждали социальных и гендерных границ прошлого.

РИККАРДИ-ШВАРЦ: Гендерные роли в церкви и в домашней сфере очень разные.

ЮСЕФ: Риккарди-Шварц сказал, что эти новообращенные верили, что в РПЦЗ они нашли церковь, которая остается неизменной независимо от места или политики, где правят традиции и иерархия. Но она также обнаружила, что некоторые из этих новообращенных искали не только религиозной чистоты.

РИККАРДИ-ШВАРЦ: Я действительно не видел расизма вблизи, пока не поговорил с человеком по имени Дин.

ЮСЕФ: Дин — это псевдоним. Риккарди-Шварц не использует настоящие имена в своих опубликованных работах в соответствии с этикой своей области.

РИККАРДИ-ШВАРЦ: И он сказал, как сильно поддерживает Владимира Путина и Россию, а потом вроде бы остановился и как бы улыбнулся. И он сказал, ты знаешь, что у меня наверху? И я сказал, нет, что у вас есть наверху? Я никогда раньше не был в твоем доме. И он сказал, у меня есть оружейный сейф, и у меня много оружия. И я знаю, что грядет война, и я хочу быть на правильной стороне этой войны. И я сказал, с кем идет война? Кто правая сторона? А он сказал, Россия на правой стороне.

(ЗВУК АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

НЕИЗВЕСТНОЕ ЛИЦО: Вы нас не замените.

НЕИЗВЕСТНАЯ ГРУППА: (Пение) Вы не замените нас. Вы не замените нас. Вы не замените нас.

ЮСЕФ: Когда неонацисты и белые националисты собрались в Шарлотсвилле почти пять лет назад, язык, который они использовали, был новым для многих американцев. С тех пор разговоры о так называемой великой замене и, цитирую, о «вынужденном мультикультурализме» превратились в мейнстримную риторику правых. Некоторые ортодоксальные новообращенные были среди тех, кто с самого начала разжигал эти страхи.

Пожалуй, самым известным был Мэтью Хеймбах. Он основал неонацистскую традиционалистскую рабочую партию, которая помогла организовать митинг в Шарлоттсвилле. За несколько лет до того смертельного митинга он был отлучен от нерусской православной церкви после того, как духовенству стало известно о его, цитирую, «националистических, сегрегационистских взглядах». Но ортодоксия децентрализована. Есть почти два десятка ответвлений, в том числе греческий, русский, коптский, антиохийский и другие. Когда Хаймбаха выгнали из одного, он присоединился к другому.

Те, кто отслеживает рост экстремизма в православии, говорят, что он особенно остро стоит в РПЦЗ, Русской церкви, но и другие ветви церкви не остались в стороне. Инга Леонова — основательница журнала The Wheel о православии и культуре. По ее словам, как только она начала об этом писать, шлюзы открылись.

ИНГА ЛЕОНОВА: Есть люди, которые изучают этот материал, и поэтому они выходят из дерева и снабжают меня большим количеством информации.

ЮСЕФ: Те, кто изучает приток экстремистов в православие, говорят, что в цифрах он невелик. Православные христиане составляют менее половины процента населения США. А в ортодоксии эти элементы считаются второстепенными.

Но они также предупреждают, что игнорировать их опасно. Они отмечают, что эти несколько экстремистов налаживают связи с внешними группами и создают онлайн-СМИ, проповедующие ненависть во имя ортодоксальности. Их подкасты и интернет-шоу вращаются вокруг антисемитизма, неуважения к правам женщин и ЛГБТК, ксенофобии и полной поддержки белых националистов, в том числе тех, кто был осужден за насильственные преступления на почве ненависти. Совсем недавно некоторые использовали свои каналы для усиления пропутинской пропаганды.

(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

ЛОУРЕН ВИТЦКЕ: Вот еще что. Вы знаете, Россия — христианская националистическая нация. На самом деле они православные христиане и русские православные, так что…

ЮСЕФ: За день до того, как Россия вторглась в Украину, клип из крайне правого ток-шоу в сети обошел социальные сети. В нем фигурировала женщина по имени Лорен Витцке, кандидат от Республиканской партии в Сенат 2020 года от Делавэра. Витцке также находится в процессе обращения в русское православие.

(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

ВИТЦКЕ: Я больше идентифицирую себя с русскими — с христианскими ценностями Путина, чем с Джо Байденом.

ЮСЕФ: Витцке отказался говорить с NPR по поводу этой истории. Верный сторонник MAGA, она присоединяется к Белому националистическому движению «Америка прежде всего» и выступает на антииммиграционной платформе. В какой-то момент она, казалось, поддерживала заговоры QAnon, но с тех пор отказалась от этого. Арам Саркисян говорит, что такая пропутинская позиция распространена среди ультраправых, принявших православие.

АРАМ САРКИСЯН: Они видят в нем ортодоксального лидера, который отстаивает их взгляды на проблемы культурных войн, который говорит на том же резком языке, который они ищут в сильном лидере.

ЮСЕФ: Саркисян — докторант, который изучает историю восточных православных христиан в США в Северо-Западном университете. Он говорит, что кремлевская пропаганда изображает Путина благочестивым защитником ортодоксальности и традиционных ценностей. Это понравилось христианским фундаменталистам в США. Путин также позиционировал себя как фольгу для плюралистических демократий Запада. Это понравилось белым националистам Америки.

Теперь, с войной, Путин получил религиозное прикрытие от главы церкви. Патриарх в Москве заявил, что вторжение в Украину необходимо для защиты православных украинцев от западного влияния, а именно от гей-парадов. В США из-за этого некоторые пожизненные приверженцы РПЦЗ покинули свои церкви.

ЛЕНА ЗЕЗУЛИНА: Вы знаете, кто-то только что сказал, что мы должны стоять и молиться за обе стороны. Ну что, британцы должны были одновременно молиться за Гитлера и Черчилля?

ЮСЕФ: Лена Зезулина выросла в общине РПЦЗ на Лонг-Айленде. Она сбита с толку восхищением, которое эти новообращенные питают к Путину, и тем притяжением, которое ее любимая церковь питает к белым националистам, но Зезулин говорит, что наблюдает растущую терпимость к расизму в церкви.

ЗЕЗУЛИН: Вдруг ты, типа, развернешься и уйдешь, я этого не узнаю.

ЮСЕФ: Четыре десятилетия назад, когда она вышла замуж за своего афроамериканского мужа, их приветствовали. Но когда церковь распространилась на новые районы США, их дети столкнулись с расизмом. Эти перемены в отношении могли сигнализировать белым националистам, что эта церковь будет местом, где их будут терпеть.

Инга Леонова использует слово «инфильтрация», когда говорит об этом, и ей кажется, что православные епископы намеренно смотрят в другую сторону. Она говорит, что это расстраивает, но все же предпочитает оставаться ортодоксальной.

ЛЕОНОВА: Это сокровище, которым я дорожу, сформировало меня — сформировало, как это ни парадоксально, может быть для некоторых людей, мои взгляды на ценность каждой человеческой личности.

ЮСЕФ: Леонова говорит, что чернокожая, белая, азиатка, женщина, гей или трансгендер — это то, что она понимает под ортодоксальностью.

(ЗВУК МУЗЫКИ)

КЕЛЛИ: Одетт Юсеф из NPR.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts