Православный календарь на 24 августа: 24 Августа 2022 года — Православный Церковный календарь

Разное

Содержание

Преподобный Фео́дор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок

Дни памяти

10 сентября

 – Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах

24 августа

12 марта

 – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

25 июня

 – Собор Белорусских святых

23 октября

 – Собор Волынских святых

Житие

Краткое житие преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

Про­ис­хо­дил из ро­да св. рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра и стя­жал се­бе сла­ву устро­е­ни­ем хра­мов и за­щи­той пра­во­сла­вия на Во­лы­ни от на­си­лия па­пиз­ма. Пер­вый раз имя св. кня­зя упо­ми­на­ет­ся под 1386 г., ко­гда за ним бы­ло утвер­жде­но на­след­ствен­ное вла­де­ние – Острож­ский округ. В 1410 г. св. Фе­о­дор участ­во­вал в раз­гро­ме ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на под Грюн­валь­дом. В 1422 г. св. князь из-за со­чув­ствия пра­во­слав­ным в Че­хии под­дер­жал гу­си­тов в борь­бе с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром Си­гиз­мун­дом. В 1432 г. ря­дом по­бед над по­ля­ка­ми св. Фе­о­дор вы­ну­дил кня­зя Ягел­ло огра­дить за­ко­ном сво­бо­ду пра­во­сла­вия на Во­лы­ни. В 1438 г. свя­той участ­во­вал в бит­ве с та­та­ра­ми.

По­сле 1441 г., оста­вив об­шир­ные име­ния в луч­ших об­ла­стях По­до­лии и Во­лы­ни, во­ин­скую сла­ву и кня­же­ство, пре­по­доб­ный при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­до­сия в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре и под­ви­зал­ся здесь для спа­се­ния сво­ей ду­ши до са­мой кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей во вто­рой по­ло­вине XV в. (год точ­но неиз­ве­стен). По­гре­бен он в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах. В 1638 г. иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский сви­де­тель­ство­вал, что пре­по­доб­ный Фе­о­дор «от­кры­то по­чи­ва­ет в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре в це­лом те­ле».

Полное житие преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор, князь Острож­ский, стя­жал сла­ву устро­е­ни­ем хра­мов и за­щи­той пра­во­сла­вия на Во­лы­ни от на­си­лий па­пиз­ма. Он про­ис­хо­дил от ро­да свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра (па­мять 15 июля) через его пра­вну­ка Свя­то­пол­ка-Ми­ха­и­ла, кня­зя Ту­ров­ско­го (1080–1093), ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го († 1113). Пер­вый раз имя пре­по­доб­но­го кня­зя Фе­о­до­ра упо­ми­на­ет­ся под 1386 го­дом, ко­гда поль­ский ко­роль Ягел­ло и Ли­тов­ский князь Ви­то­вт утвер­ди­ли за ним на­след­ствен­ное вла­де­ние – Острож­ский округ и уве­ли­чи­ли За­слав­ским и Ко­рец­ким окру­га­ми. В 1410 го­ду пре­по­доб­ный князь Фе­о­дор участ­во­вал в раз­гро­ме ры­ца­рей ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на под Грюн­валь­дом. В 1422 го­ду свя­той князь из-за со­чув­ствия пра­во­слав­ным в Че­хии под­дер­жал гу­си­тов в борь­бе с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром Си­гиз­мун­дом. (В рус­ское во­ен­ное ис­кус­ство вве­ден был свя­тым кня­зем осо­бый при­ем – гу­сит­ский строй, т. н. та­бо­ры, усво­ен­ный укра­ин­ским ка­за­че­ством.) В 1432 го­ду, одер­жав ряд по­бед над поль­ски­ми вой­ска­ми, свя­той Фе­о­дор вы­ну­дил кня­зя Ягел­ло огра­дить за­ко­ном сво­бо­ду пра­во­сла­вия на Во­лы­ни. Князь Свид­ри­гай­ло, опа­сав­ший­ся уси­ле­ния сво­е­го со­юз­ни­ка, в 1435 го­ду за­клю­чил пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра в тем­ни­цу, но на­род, лю­бив­ший свя­то­го, под­нял мя­теж, и он был осво­бож­ден. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор при­ми­рил­ся с обид­чи­ком и явил­ся ему на по­мощь в борь­бе с ли­тов­ско-поль­ской пар­ти­ей. В 1438 го­ду свя­той князь участ­во­вал в бит­ве с та­та­ра­ми; в 1440 го­ду по вступ­ле­нии на поль­ский пре­стол Ка­зи­ми­ра, млад­ше­го сы­на кня­зя Ягел­ло, свя­той Фе­о­дор по­лу­чил на пра­вах на­мест­ни­че­ства го­ро­да Вла­ди­мир, Дуб­но, Острог и стал об­ла­да­те­лем об­шир­ней­ших име­ний в луч­ших об­ла­стях По­до­лии и Во­лы­ни. Все это вме­сте с кня­же­ской си­лой и сла­вой пре­по­доб­ный Фе­о­дор оста­вил, по­сту­пив по­сле 1441 го­да в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где, при­няв мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­до­сий, под­ви­зал­ся для спа­се­ния сво­ей ду­ши до са­мо­го пре­став­ле­ния к Бо­гу. Год пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра неиз­ве­стен, но не под­ле­жит со­мне­нию, что он скон­чал­ся во вто­рой по­ло­вине ХV ве­ка в глу­бо­кой ста­ро­сти (С.М. Со­ло­вьев в «Ис­то­рии Рос­сии» счи­тал го­дом его кон­чи­ны 1483). По­гре­бен пре­по­доб­ный в Даль­них пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста). Про­слав­ле­ние, оче­вид­но, бы­ло в кон­це ХVI ве­ка, так как в 1638 го­ду иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский сви­де­тель­ство­вал, что «пре­по­доб­ный Фе­о­дор от­кры­то по­чи­ва­ет в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре в це­лом те­ле».

Развернуть

Случайный тест

Церковный православный праздник 24 августа. Какой праздник 24 августа?

В последнем летнем месяце отмечают много исторических и религиозных событий, в том числе православный праздник 24 августа – мученика Евпатия Коловрата (Евпла). Но месяц богат не только знаменательными датами, ведь с 14 по 27 августа длится Успенский пост, которого придерживаются все православные христиане.

Из истории

Мученик архидиакон Евпл жил и служил в Сицилии в городе Катане, во время императорства Диоклитиана и Максимиана. Это был бесстрашный проповедник, который не расставался с Евангелием, неся свои проповеди о Христе непросвещенным язычникам. Он не боялся гонений и путешествовал по городам.

Во время одного из чтений Евангелия, когда Евпл общался с окружившими его язычниками, он был схвачен и передан местному правителю, перед которым архидиакон как истинный христианин обличил идолопоклонство. Святой Евпл был подвержен жестоким мучениям и, будучи тяжело раненым, заточен в темницу на семь дней. Все это время он не прекращал молиться, и Господь в помощь мученику сотворил прямо в темнице живительный источник воды, чтобы тот не умер от жажды.

По окончании заточения Евпла снова привели к судье, перед которым уже укрепленный и воодушевленный архидиакон вторично подтвердил веру в Иисуса Христа и бесстрашно обвинил правителя за пролившуюся кровь невинных христиан. За это мученика подвергли жестокой казни отрубанием головы. Он шел туда с Евангелием, повешенным на шею. Даже свои последние минуты жизни Евпл не переставал читать Святое Писание, и множество людей тогда приняло веру во Христа. Православными христианами чтится память мученика архидиакона Евпла, православный праздник 24 августа в честь которого отмечается торжественной церковной службой.

Народное предание

По народному преданию, Евпатий Коловрат посвятил свою жизнь обращению язычников в христианскую веру. Он никогда не расставался с Евангелием, разъясняя народу его значение. После казни мученика 24 августа стало считаться страшным днем. Люди говорили, что призрачный белый конь бродил по болотам в поисках своего потерянного всадника. Он скакал весь день, а ночью разрывал кладбищенские могилы, пытаясь найти хозяина. И никому не удалось поймать белого коня. Люди верили, что в этот день над кладбищами и болотами, как блуждающие огни, летают души невинно убитых.

В день Евпла по народному календарю было принято начинать вязать зимние вещи. Православный праздник 24 августа является днем поминовения мученика архидиакона Евпатия Коловрата, который до последней минуты своей жизни учил покаянию и нес людям веру во Христа.

Кто является именинником 24 августа

Именины в августе, православные праздники в августе принято отмечать с учетом Успенского поста, который длится с 14 по 27 августа. Двухнедельный пост достаточно строг, поэтому разрешается только скоромная пища. Исключением является праздничный день 19 августа – Преображение Господне, когда разрешается есть рыбу.

Православный праздник 24 августа богат именинами: Василия, Марии, Федора, Александра, Макара, Марка, Максима, Мартина.

День памяти преподобномучеников Феодора и Василия

Мы говорим о 24 августа. Какой праздник еще в этот день отмечает православная церковь? В этот день чтят память преподобномучеников Феодора и Василия (11 век), мощи которых находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Святой Феодор пожертвовал свое состояние нуждающимся и ушел в монастырь, где пребывал и преподобный Василий. В минуты уныния и скорби Василий поддержал Феодора, не дав ему поддаться бесовскому искушению, и помог освободиться от страстного сребролюбия. Феодор покаялся в грехе, и с тех пор они стали близкими друзьями.

Когда под видом ангела бес снова явился иноку и сообщил, где зарыты ценности, чтобы тот оставил монастырь и вернулся в мир, соратники закопали найденное серебро и даже под пытками не открыли своей тайны правящему князю Мстиславу.

Святые Феодор и Василий были истерзаны до смерти, причем последнего стрелою пронзил сам князь. Умирая, Василий предсказал ему смерть от такой же стрелы, и сказанное исполнилось во Владимирской крепости в ходе междоусобного сражения в 1099 году. Раненый в грудь, Мстислав произнес, что умирает за преподобномучеников Феодора и Василия.

Кого принято вспоминать в августе

Православный праздник 24 августа является еще и днем, когда с любовью и почитанием вспоминают о мученице Сосанне. Дева Сосанна была родственницей Римского папы, воспитывалась в благочестии и христианстве и предпочла плотскому супружеству служение Богу. За это с ней жестоко расправились гонители христиан, а мощи святой Сосанны и ныне находятся в Риме.

24 августа (11 августа по старому стилю) отдают дань памяти преподобному Феодору, князю Острожскому, почивающему в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. В 1386 году за ним был закреплен Острожский округ, а славу князь заслужил не только знаменательными военными подвигами, но прежде всего защитой православия на Волыни. Оставив все, в достаточно почтенном возрасте преподобный Феодор принял постриг и с именем Феодосий до самой смерти (в 1483 году) служил Господу в молитвах и посте.

Успенский пост

На последний месяц лета выпадают не только церковные и православные праздники 24 августа и другие даты, но также день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, в предзнаменовании которого идет двухнедельный строгий пост.

Он же является подготовкой к знаменательной дате. Название праздника происходит от слова «засыпания», поскольку Матерь Божия словно уснула на три дня, после чего воскресла волею Господа и вознеслась на небо.

Так же как и 24 августа, какой праздник обходится без особой, торжественной службы в Святой русской православной церкви? Это просто невозможно представить. Православный календарь, праздники и посты в августе по которому отмечены особыми датами, показывает, что непереходящий праздник Успения приходится на 28 августа. А последний в году многодневный пост соблюдается всеми истинно верующими православными людьми.

Успение Пресвятой Богородицы

После кончины Иисуса Христа многие годы (по различным источникам, от 10 до 22 лет) Пречистая Матерь Его находилась в Иерусалиме, где жила в доме апостола Иоанна Богослова, которому Иисус поручил Ее перед Своей казнью.

Она часто бывала на тех местах, где был распят, умер и воскрес Иисус. Пресвятая Богородица молилась в слезах, вспоминая страдания Сына, и радовалась на месте Его Вознесения, прося, чтобы Христос скорее принял Ее к Себе. Став для всех Христовых учеников общей Матерью, Она проводила время в молитвах и поучительных беседах. Даже христиане из других стран приходили, чтобы увидеть Богородицу и послушать Ее слова.

По окончании земной жизни Пресвятой Марии сам Господь явился к Ней в сопровождении Ангелов небесных, чтобы принять Ее пречистую душу. Покидая же землю, Она сказала апостолам, что всегда будет для них молитвенницей перед Богом. И поставил Господь Пресвятую Матерь Свою выше Ангелов Своих.

Пречистое тело Богоматери по Ее воле было захоронено в пещере Гефсиманского сада, рядом с могилами Ее родителей и праведного Иосифа. И с тех пор множество чудес происходило на месте погребения: болезни исцелялись, бесы изгонялись, а слепые прозревали от прикосновения к одру Пресвятой Богородицы. И в наши дни мы ощущаем незримое присутствие Матери Божьей, а в минуты скорби и отчаяния просим ее защиты: «Пресвятая Богородица, помоги нам!»

24 августа 2022 г. + Православный календарь

Православный календарь 2022

900:30 Вторник

Старый стиль

24 августа

Новый стиль

6 сентября

13-я неделя по Пятидесятнице.
Тон 3.

Не быстро.

Священномученик Евтихий, ученик св. Иоанна Богослова (I в.). Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Киевского и Московского (1479 г.).

Мученик Татион в Клавдиополе (305). Богородица-мученица Кира Персидская (558). Святой Георгий Лимниот Исповедник с горы Олимп в Вифинии (ок. 716 г.). Священномученик Косма Этолийский, равноапостольный (1779). Преподобный Арсений, основатель Комельского монастыря (Вологда) (1550 г.). Священномученик Максим Сандович, иерей, Лемковина, Польша (1914). Святитель Аристоклей, старец Московский и Афонский (1918). Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому (ок. 1385 г.).

Священномученики Михаил Воскресенский, иерей (с 28 другими мучениками) (1918), священномученик Серафим (Шахмут), архимандрит, Гродненский (Белоруссия) (1946).

Икона Пресвятой Богородицы «Петровская» («Святого Петра Московского») (ок. 1306 г.).

Сент-Уан (Адуэн), архиепископ Руанский (Галлия) (ок. 683 г.). Священномученик Афанасий II, патриарх Иерусалимский (1244). Перенесение мощей святого Дионисия Закинфского, архиепископа Эгинского (1716). Преподобный Серапион Чудотворец, игумен Иоанно-Предтеченского монастыря в Гареджи, Грузия (1774).

Мысли на каждый день года

Согласно Ежедневным церковным чтениям из Слова Божьего
Святитель Феофан Затворник

Вторник. [2 Кор. 8:16-9:5; Марка 3:13-19]

Господь избрал апостолов, , что
они должны быть с Ним, и чтобы Он мог послать их
проповедовать и иметь силу исцелять болезни и
изгоняющий бесов
. Каждый христианин
избранный — избранный для подобных дел, а именно: быть с
Господа, непрестанным воспоминанием о Нем и
осознание Его вездесущности через проповедь и
исполнение Его заповедей, и через готовность
исповедовать свою веру в Него. В тех кругах, где
делается такое признание, это громкая проповедь для всех
слышать. Каждый христианин имеет силу исцелять
немощи — не чужие, а свои, а не
тела, а души, то есть грехи и греховные
привычки — и бесов изгонять, отвергая зло
мысли, посеянные ими, и угасая волнение
разжигаемые ими страсти. Сделайте это, и вы станете
апостол, исполнитель того, для чего тебя избрал Господь,
исполнителем своего призвания в качестве посланника. Когда сначала
тебе все это удастся, то, может быть, Господь
назначить вас специальным послом — чтобы спасти других
после того, как вы спасли себя; и помогать тем, кто
искушаемый, после того как сам пройдешь через все искушения,
и через все опыты в добре и зле. Но твоя работа
работать над собой: для этого вы избраны; в
остальное в руках Божиих. Тот, кто смиряет себя,
быть возвышенным.

Статьи

Избранные места из Учения святого Космы Этолийского
Св. Космы Этолийского

Бог, всеблагий и милостивый, братия мои, един, и кто говорит, что Богов много, тот дьявол. Он триедин: Отец, Сын и Святой Дух; но одна природа, одна слава, одно царство, один Бог. Он весь свет, вся радость, все сострадание, вся любовь.

© ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Жития всех святых, память 24 августа


Священномученик Евтихий, ученик святого Иоанна Богослова

Священномученик Евтихий, ученик святых апостолов Иоанна Богослова и Павла, жил с первого по начало второго века, родом из палестинского города Севастии.

Хотя святой Евтихий не входит в число 70 апостолов, он назван апостолом из-за его трудов со старшими апостолами, которыми он был поставлен епископом. Услышав о Христе Спасителе, святитель Евтихий сначала стал учеником апостола Иоанна Богослова. Позже он познакомился с апостолом Павлом и проповедовал вместе с ним в первых путешествиях.

Святой Евтихий претерпел много страданий: его морили голодом, били железными прутьями, бросали в огонь, а затем на растерзание диким зверям. Однажды на святого выпустили льва, который всех удивил, потому что человеческим голосом восхвалял Творца. Священномученик Евтихий завершил свои подвиги в родном городе, где был усечен мечом в начале II века.


Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Святитель Петр, митрополит Московский, скончался 21 декабря 1326 года. Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года и было установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра произошло после освящения Успенского собора, перестроенного 24 августа 1479 года, и праздник 1 июля был заменен.

Был праздник явления мощей святого Петра (4 августа) по случаю явления жене Ивана Грозного (1533-1584), царице Анастасии (1547-1560). Святой Петр явился царице Анастасии и никому не позволил вскрыть его могилу. Он приказал запечатать могилу и установить праздник.

Сохранились три послания святого Петра. Первое было обращено к священникам с увещеванием достойно продолжать свое пастырское служение и с усердием опекать своих духовных чад. Он заканчивался изложением церковного закона о вдовствующих священниках и имел целью защитить их от упреков и искушений. Он посоветовал им поселиться в монастыре, а детей отдать в монастырскую школу для воспитания и обучения. Во втором послании святитель призывал священников быть истинными пастырями, а не наемниками, и заботиться об укреплении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр вновь увещевает священников относительно их пастырских обязанностей, а мирян призывает исполнять заповеди Христовы.

Известный в церковно-государственных делах, даже у его современников были веские основания сравнивать святого Петра со святыми Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Основные усилия святителя Петра заключались в борьбе за единое Русское государство и благословение Москвы как объединительницы Русской земли.


Преподобный Арсений, игумен Комельский, г. Вологда

Святой Арсений Комельский родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В юности он принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре, где занимался переписыванием книг. Есть Евангелие, которое он переписал в 1506 году. В 1525-1527 годах преподобный был игуменом в Троице-Сергиевом монастыре. Он часто удалялся в уединенный монастырь Макриш. Великий князь Василий IV (1505-1533), посетив в это время монастырь, с удивлением увидел игумена зажиточного монастыря в ветхой одежде, покрытой заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает отправиться в пустыню.

Отправившись вместе со своим келейным старцем в Комельский лес, расположенный в 50 верстах от Вологды, преподобный Арсений изготовил большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес выбирать место для будущего монастыря . Подойдя к топкому месту через болото, преподобный споткнулся под тяжелым крестом и упал. Небесный луч света озарил подвижника именно в этот момент и убедил его основать на этом месте свой монастырь. Он поставил крест и построил первую келлию.

Местные жители, отправившись на охоту на диких зверей, убили ученика святого Арсения. Сам он был вынужден уйти в Шелегодский лес. Вскоре в его новом монастыре собралось несколько монахов, а впоследствии там поселились беглецы от татарского нашествия на окрестное население. Святой Арсений, ища тишины, пожелал жить в более тихом месте.

В 1530 году великий князь Василий дал ему грамоту на землю в Комельском лесу при реке Кохтише. Здесь преподобный начал расчищать лес вместе со своим учеником Герасимом. Молитвой святитель укрощал диких зверей. Когда вокруг него собралось несколько монахов, он построил храм в честь Положения Покрова Пресвятой Богородицы.

Посетив Шелегодский монастырь, монах проинструктировал крестьян, поселившихся на территории монастыря. Он велел им благоговейно соблюдать праздники и воскресенья. Однажды, когда услышавший его крестьянин в праздничный день принялся за работу, вдруг поднялся ветер и разметал все его снопы.

Проведя жизнь в посте, молитве и постоянном труде, преподобный Арсений скончался 24 августа 1550 г. Житие его было написано вскоре после его кончины, но сгорело в огне в Комельском монастыре в 159 г. 6. В сокращенном виде восстановлена ​​по сохранившимся рукописям и дополнена посмертными чудесами монахом монастыря Иоанном.

Через сто лет после кончины святого игумен Иоасаф построил в монастыре каменный храм в честь Положения Покрова Пресвятой Богородицы. Левый придел церкви был посвящен преподобному Сергию Радонежскому, а правый придел – преподобному Арсению Комельскому.


Мученик Татион (Татион) Клавдиопольский

Мученик Татион жил в Вифнии и пострадал при императоре Диоклитиане (284-305). Когда гонители христиан узнали, что он верует во Христа, они схватили его и отвезли в город Клавдиополь к правителю Урбану.

Много раз уговаривали святого отречься от Христа, заключали его в темницу и предавали на разные истязания. Его били палками и волокли за город на казнь. Святой мученик, перекрестившись, скончался в пути.


Преподобномученица Сира Персидская

Мученица Сира жила в шестом веке в Персии и была дочерью прославленного языческого жреца огнепоклонников (т. е. зороастрийцев) из Карх-Селевкии в Элимиаде (Абизарде). Отец Сиры, опасаясь влияния христианства на свою дочь, отправил ее после смерти матери в город Фарсис для получения образования языческой жрицы.

Сира стала жрицей в языческом храме огня и занялась почетной деятельностью. Но однажды, поговорив с какими-то нищими христианами, Сира уверовала во Христа Спасителя и стала жить по-христиански. Она начала учить молитвы и псалмы, поститься и читать христианские книги.

Однажды Сира заболела. Она не смогла найти средства от своей болезни, поэтому пошла в христианскую церковь и попросила священника только дать ей немного пепла из церкви, надеясь получить от него исцеление. Священник, зная Сиру, что она служительница идолов, отказал ей в просьбе.

Сира не прогневалась, сознавая свое недостоинство, но с верою прикоснулась к ризе священника, как прикоснулась некогда кровоточащая к ризе Спасителя (Мф. 9).: 20-22). Она немедленно получила исцеление и вернулась домой исцеленной.

Родственники Сиры стали подозревать, что она хочет принять христианство, и попросили мачеху Сиры убедить ее отказаться от этого намерения. Мачеха, притворяясь тайной христианкой, ласково беседовала с Сирой, говоря ей хранить свою веру в тайне. Она также сказала Сире, чтобы она продолжала служить огню внешне, чтобы она не отпала совсем от Христа, подвергнувшись пыткам.

Сира стала колебаться с принятием Крещения, но увидев во сне видение о безрадостной судьбе, постигшей ее мать после ее смерти, и о светлых обителях, уготованных христианам, решилась и пошла к епископу , прося его крестить ее. Епископ отказался выполнить ее просьбу, опасаясь дать жрецам повод для гонений на христиан. Кроме того, он думал, что Сира, опасаясь гнева отца, отречется от Христа. Епископ посоветовал ей сначала открыто исповедовать свою веру в Спасителя перед родными.

Однажды во время утреннего жертвоприношения святая Сира разжигала жреческий огонь, которому персы поклонялись как своему богу, и, опрокидывая жертву, громко возглашала: «Я христианка и отвергаю ложных богов и верую в Бога Истинного!»

Отец бил дочь до изнеможения, а потом бросил ее в тюрьму. Со слезами и мольбами он убеждал ее вернуться к прежней вере, но Сира была непреклонна. Затем отец донес на нее языческому первосвященнику, а затем правителю и императору Хозрою Старшему.

Долго мучили святую девицу в темнице, но Господь укрепил ее, и она твердо стояла на своей вере во Христа. Подкупив тюремщика, святая Сира пошла к епископу и приняла Крещение. Господь даровал святой Сире дар чудотворения. Когда персы предали мученика на посмешище нечестивым людям, они стали насмехаться над святым, говоря: «Что за басня про тебя рассказана, что узы сами собой спадают с твоей шеи, рук и ног? Посмотрим теперь, как спадают цепи!» Святая Сира в глубине сердца помолилась Спасителю, и тотчас же спали с нее узы. И это был не единственный раз.

Поддавшись пыткам, Святая Сира смертельно заболела. Она стала умолять Господа, чтобы Он не попустил ей умереть от болезни, но даровал ей мученический венец. Господь услышал ее и даровал исцеление. Увидев исцеление мученицы, темничный страж и тюремный надзиратель пошли обесчестить святую деву, но одного Господь поразил болезнью, а другой умер. Мученика приговорили к удушению.

Казнь проводили с утонченной жестокостью. Через некоторое время они оставили веревку, спросив у святой, не хочет ли она передумать и остаться в живых. Но мученик, едва живой, отказался и просил поскорее совершить казнь. Тело святого было брошено на растерзание собакам, но они не тронули его. Затем христиане погребли тело святой Сиры.


Святой Георгий Лимниот, исповедник горы Олимп

Святой Георгий Лимниот жил в седьмом и восьмом веках и был монахом Олимпийского монастыря близ Константинополя. Пострадал за почитание икон при императоре-иконоборце Льве Исавре (716-741). Ему сожгли голову и отрезали нос. Преставился святитель Георгий в 718 году.


Преставление священномученика Космы Этолийского, равноапостольного

Священномученик Косма, равноапостольный, в миру Констас, был родом из Этолии. Учился сначала под руководством архидиакона Анании Дервисана, а затем продолжил свое образование на Святой Горе Афон, в Ватопедской школе, известной такими учителями, как Николай Царцулиос (из Мецово) и Евгений Вулгарис (впоследствии в 1775-1779 гг. архиепископ Екатеринославский и Херсонесский).

Оставшись на Афоне в Филофейском монастыре, чтобы посвятить себя духовным подвигам, он принял монашеский постриг с именем Косма, а позже был рукоположен в иеромонахи. Желание принести пользу своим собратьям-христианам, наставить их на путь спасения и укрепить их веру побудило святого Косму испросить благословения своих духовников и отправиться в Константинополь. Там он овладел искусством риторики и, получив письменное разрешение Патриарха Серафима II (а позже и его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие.

Так святитель стал проповедовать Евангелие сначала в церквях Константинополя и окрестных сел, затем в Подунавье, в Фессалониках, в Веррое, в Македонии, Химере, Акарнании, Этолии, на островах Святой Мавры, Кефалония и другие места.

Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, была проста, спокойна и кротка. Это принесло христианам большую духовную пользу. Сам Господь помогал ему и подтверждал его слова знамениями и чудесами, как Он подтверждал проповедь апостолов.

Проповедуя в отдаленных районах Албании, где христианское благочестие почти исчезло среди грубых и грубых людей, закосневших во грехе, святой Косма приводил их к искреннему покаянию и исправлению Словом Божиим.

Под его руководством в городах и селах были открыты церковные школы. Богатые жертвовали свои деньги на благоустройство церквей, на покупку священных книг (которые святитель раздавал грамотным), плат (которые он давал женщинам, увещевая приходить в церковь с покрытой головой), на четки и кресты (которые он раздавал простолюдинам) и купели для крещения, чтобы детей можно было крестить должным образом.

Так как храмы не могли вместить всех желающих послушать мудрого проповедника, святой Косма с сорока или пятьюдесятью священниками служил Всенощное в полях и на городских площадях, где тысячи людей молились о живых и об умерших, и были назидаемый его проповедью. Везде, где останавливался и проповедовал святой Косма, благодарные слушатели ставили большой деревянный крест, который оставался потом в память об этом.

Апостольское служение святителя Космы завершилось его мученической кончиной в 1779 году. В 65-летнем возрасте он был схвачен турками и задушен. Тело его было брошено в реку, а через три дня найдено священником Марком и погребено близ села Коликонтаси при Введено-Храмовом монастыре Пресвятой Богородицы. Впоследствии часть его мощей была перенесена в разные места в качестве благословения.

Прославлен Вселенским Патриархатом в 1961 году.


Икона Божией Матери «Святой Петр Московский»

Икона Пресвятой Богородицы «Святой Петр» названа так потому, что написана святителем Петром, митрополитом Московским (+ 21 декабря 1326 г.), когда он был игуменом Рацкого монастыря близ Волыни. Во время посещения Рацкого монастыря святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси (+ 6 декабря 1306 г.), святитель Петр подарил ему эту икону. Митрополит отвез его во Владимир на Клязьме, где тогда располагался его собор.

По кончине святого Максима игумен Геронтий, желавший стать новым митрополитом, намеревался отнести эту икону Константинопольскому Патриарху Афанасию (память 24 октября). Путешествие игумена Геронтия, однако, задержала страшная буря на море. Во время этой бури ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не тебе будет даровано епископство, но тому, кто написал Мою икону».

Когда он предстал перед патриархом Афанасием, святитель Петр уже был в Константинополе и был рукоположен во митрополиты. Патриарх передал икону святому Петру со словами: «Возьми святую икону Божией Матери, которую ты написал своими руками, потому Сама Приснодева даровала тебе этот дар и Она предсказала путь твой». ».

Святитель Петр отвез икону во Владимир, а при переносе митрополичьего собора в Москву в 1325 году икона была поставлена ​​в Успенском соборе над жертвенником.


Святитель Мартирий, Архиепископ Новгородский

Святой Мартирий, архиепископ Новгородский, родился в Старой Руси. На северо-восточной стороне города, у правого берега реки Полисты, он основал в 1192 году Спасо-Преображенский мужской монастырь.

В Новгородском соборе святой Мученик был избран по жребию после кончины святителя Григория (память 24 мая). 10 декабря 1193 года в Киеве возведен в сан архиепископа. Святой Мартирий прославился как неутомимый строитель храмов. В мае 119 г.5, он заказал церковь во имя Божией Матери у городских ворот. 13 сентября 1196 года он освятил храм в честь Воскресения Христова в новом женском монастыре на озере Мячина.

В январе 1197 года святитель освятил церковь в честь святителя Кирилла Александрийского в одноименном мужском монастыре в 3 верстах от Новгорода. В 1197 году он заказал в Новгородской столичной слободе женский монастырь во имя святой великомученицы Евфимии, построенный набожными девами города.

В январе 1197 года преподобный Мартирий освятил в Спасо-Преображенском монастыре Старой Руси храм во имя преподобного Никефора, Патриарха Константинопольского. В мае 1198 года он начал строить каменный храм в честь Преображения Господня, а 15 августа того же года освятил его.

В том же году княгиня Елена, жена князя Ярослава Владимировича, построила на купеческой стороне на Молотковой церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре, основанном преподобным Мучеником. Церковь была построена в память о следующем чуде. Один благочестивый новгородец каждый день ходил в церковь. Однажды он вернулся домой, устал, заснул и уронил просфору с изображением Богородицы. Собаки, почуяв хлеб, подбежали к просфорам, но отскочили, отгоняемые невидимой силой.

Великий князь Всеволод разочаровался в новгородцах. В 1199 году святой Мартирий отправился во Владимир с представителями горожан. По дороге, на берегу озера Селигер, он скончался 24 августа 1199 года. Его тело было перенесено в Новгород к Мартыриеву притвору Софийского собора, названного так потому, что он был построен святителем Мучеником. Его икона находится в алтаре новгородского Софийского собора.


Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому

Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому: Однажды глубокой ночью преподобный Сергий (1314-1392) читал акафист Богородице. Окончив свое обычное правило, он присел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая): «Бодрствуй, чадо, ибо нас ждет дивное посещение». Едва он произнес эти слова, как послышался голос: «Приближается Пречистая!»

Преподобный Сергий бросился из келии ко входу, и вдруг он осветился ярким светом, ярче солнца. Он узрел рядом в нетленной славе Богородицу в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Не выдержав такого видения, преподобный Сергий благоговейно пал ниц перед Богородицей. Она сказала ему: «Не бойся, избранный Мой! Я пришел навестить вас. Ваша молитва о ваших учениках и вашей обители была услышана. Не смущайся, ибо жилище твое будет благоустроено не только при жизни твоей, но и после отшествия твоего к Богу. Я буду с вашим монастырем, обильно снабжая его нужды и защищая его». Сказав это, Богородица стала невидимой.

Долго пребывал преподобный Сергий в неизреченном восторге и, придя в себя, воскресил святого Михея. «Скажи мне, отче, — спросил он, — что означает это чудесное видение? Моя душа чуть не покинула тело от ужаса!» Но преподобный Сергий молчал, и только его светоносное лицо говорило о пережитой им духовной радости. «Подожди немного, — сказал он наконец своему ученику, — и моя душа трепещет от этого дивного видения».

Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, святых Исаака и Симона, и поделился с ними видением и обетованием Богородицы. Все они спели молебен Богородице. Оставшуюся часть ночи преподобный Сергий провел без сна, вспоминая божественное видение.

Явление Божией Матери в келье преподобного Сергия, на нынешнем месте Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Воспоминание посещения Божией Матери в Троицкую обитель и обетования Ее благоговейно хранили ученики преподобного Сергия.

5 июля 1422 года были обретены святые мощи преподобного Сергия, а вскоре на могилу преподобного Сергия была поставлена ​​икона Явления Божией Матери. Икона почиталась с большим почтением.

В 1446 году великий князь Василий (1425-1462) был осажден у Троицкого монастыря войсками князей Дмитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он забаррикадировался в Троицком соборе, а когда услышал, что его разыскивают, взял икону Явления Божией Матери и с нею встретил князя Иоанна у южных церковных дверей, сказав: Животворящего Креста и сию икону в сем храме Живоначальной Троицы на сей могиле чудотворца Сергия, да не умыслим и не пожелаем зла никому из братьев наших между собой. Теперь я не знаю, что со мной здесь будет».

Троицкий монах Амвросий воспроизвел резную из дерева икону Явления Божией Матери преподобному Сергию (середина XIV в.).

Царь Иван Грозный взял икону Явления Божией Матери в свой Казанский поход (1552 г.). Самая известная икона, написанная в 1588 году, была написана домоправителем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным на доске из деревянного ковчега преподобного Сергия, разобранной в 1585 году, когда мощи преподобного Сергия были помещен в серебряный ковчег (память 14 августа).

Через эту икону Богородица неоднократно защищала русское войско. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) взял ее в Польский поход 1657 года. В 1703 году икона участвовала во всех военных походах против шведского короля Карла XII, а в 1812 году митрополит Платон отправил ее в Московский военный сбор. . Икона носила в русско-японскую войну 1905 года, а во время Первой мировой войны находилась на квартире верховного главнокомандующего в 1914 году. 10 декабря 1734 г. назван в честь Явления Пресвятой Богородицы и святых Апостолов преподобному Сергию Радонежскому.

27 сентября 1841 года храм был восстановлен и освящен митрополитом Московским Филаретом, сказавшим: «Милостию Всесвятаго и Пресвятаго Духа ныне совершается восстановление сего храма, пред нами устроенного в честь и память Явления Владычицы нашей Пресвятой Богородицы святому нашему богоносному отцу Сергию, очевидцем которого был и святой Михей».

Память этого благодатного события по праву отмечена освящением храма, однако весь этот монастырь является памятником тому чудесному посещению. Поэтому его целью в последующие века было исполнение обещания небесного Гостя: «Это место пребудет».

В память о посещении Богородицей Троице-Сергиева монастыря по пятницам поется Акафист Пресвятой Богородице, а в монастыре совершается особое богослужение в честь явления Богородицы 24 августа, во второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.


Преподобный Серапион Чудотворец, игумен Иоанно-Предтеченского монастыря

Преподобный Серапион был наместником Иоанно-Предтеченского монастыря в Давид-Гареджской пустыни. Он был наделен Богом способностью творить чудеса.

Однажды преподобный Серапион отправился в город, следуя на небольшом расстоянии за несколькими монастырскими братиями.

Пока они путешествовали, группа бандитов напала на монахов, которые шли впереди их аббата, и скрылась со многими церковными сосудами, которые они несли.

В ужасе монахи побежали обратно к Серапиону и рассказали ему о случившемся.

«Велик Бог!» — сказал Серапион. «Я не позволю неверующим украсть Его святыни!»

Старейшина с посохом в руке бросился вперед в погоне за грабителями. Когда разбойники повернули назад, то увидели страшное пламя, выходящее из посоха старца, и сильно испугались. Они бросили осла, который вез их добычу, и бросились наутек.

В другой раз Серапион вдруг вырвался из кельи и воззвал к братьям: «Горе мне! Горе мне! Грабители напали на слуг по дороге в монастырь!» Сделав это устрашающее объявление, он вернулся в свою келью и стал молиться. Через несколько часов обезумевшие слуги прибыли в монастырь и сообщили, что по дороге на них напали бандиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts