Праздник иконы божией матери казанской: какого числа, история и традиции праздника
Содержание
какого числа, история и традиции праздника
Казанская икона Божией Матери — один из известнейших в России образов Богородицы. Она есть в большинстве православных храмов, ею благословляют на семейную жизнь молодых. А еще Казанская не раз оказывалась в гуще самых грозных событий российской истории.
День Казанской иконы Божией Матери празднуется два раза в год. В середине лета (21 июля по гражданскому календарю) отмечается явление этого чудотворного образа, а осенью (4 ноября) церковь чтит память иконы в знак благодарности за изгнание с русской земли поляков. Кстати, в ноябре церковное торжество совпадает с государственным праздником — Днем народного единства.
История
История Казанской иконы Пресвятой Богородицы начинается в XVI веке. Именно тогда, 21 июля 1579 года, произошло ее явление.
Незадолго до того в Казани бушевал пожар, который полностью уничтожил некоторые районы города. После этого бедствия Богородица явилась во сне 9-летней Матроне — дочери купца Онучина — и поведала ей о своей иконе, зарытой под развалинами сгоревшего дома. Сначала взрослые отказывались верить Матроне, но Богородица являлась ей трижды и указывала место, где был спрятан святой лик. В конце концов мать девочки согласилась сходить с ней на пепелище. Там они действительно нашли икону — никак не пострадавшую от огня!
Образ с почестями перенесли в храм Николы Тульского, а затем — в Благовещенский собор; во время торжества совершились и первые чудеса Казанской — прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, и слепец Никита. А на месте явления иконы вскоре был воздвигнут женский монастырь, причем первыми его насельницами стали Матрона и ее мать.
Что касается ноябрьского Дня Казанской иконы Божией Матери, то он совпадает с Днем народного единства не случайно. Ведь оба праздника связаны с одним и тем же событием — изгнанием поляков из Москвы в 1612 году. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) того года народное ополчение освободило от иноземных захватчиков Китай-город и вскоре после этого торжественно вступило в Кремль. К тому времени Казанская успела стать своеобразным духовным символом ополчения.
Но как же икона оказалась у русского войска? Чудотворный список с Казанского образа был передан дружинам северных русских городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, отправляющимся в освободительный поход. Накануне штурма Москвы русские воины усердно молились перед образом Казанской Богородицы.
Казанский собор в Москве. Фото: Reda Kerbush, commons.wikimedia.org
После избавления Москвы от иноземных захватчиков князь Дмитрий Пожарский построил в самом центре столицы Казанский собор, в который в 1636 году был помещен чудотворный образ — тот самый, который помог вернуть Москву.
В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился два местных празднования — казанское летнее и московское осеннее — сделать общероссийскими; Казанская стала почитаться как покровительница Дома Романовых.
Удивительна история и второго чудотворного списка с Казанской иконы. Император Петр I перенес его в новую северную столицу, где в честь иконы возвели кафедральный Казанский собор. Именно перед этим списком молился, собираясь выезжать в действующие войска, Михаил Илларионович Кутузов в 1812-м. Здесь же, в соборе, неподалеку от чудотворного образа, упокоился и прах великого полководца… Особую роль в истории города на Неве сыграл этот образ и в Великую Отечественную войну — уже во время блокады верующие жители пронесли Казанскую крестным ходом, исполняясь решимости выстоять до конца. Петербургский список Казанской иконы чудом сохранился в советское время и, пробыв некоторое время в Князь-Владимирском соборе, вернулся в Казанский собор…
Сам же явленный в Казани первообраз был в 1904 году похищен из Казанского монастыря ворами, охотившимися за драгоценной ризой иконы, — и уничтожен ими. Кроме этих трех икон множество списков Казанской прославились по всей России чудесами исцелений и милости к людям.
Молитва Казанской иконе Божией Матери
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Икона Божьей Матери Казанская
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.)
[1]
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в. , а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г.
[2]
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
… Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. .. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
Примечания
[1] Память 21 июля.
[2] Память 4 ноября.
Праздник Казанской иконы Божией Матери
Икона Казанской Божией Матери, написанная в Свято-Елисаветинском монастыре*
Праздник Казанской иконы Божией Матери мы празднуем как вдохновение для всех христиан, борющихся со своими искушениями, скорбями и напастями вопреки всему; это праздник для тех, кто может быть в отчаянии, но не отчаивается даже в моменты своей величайшей слабости.
Праздник Казанской иконы был учрежден Русской православной церковью в честь освобождения Москвы и России от вторгшихся польских войск в начале 1600-х годов. Вторжение произошло в самое отчаянное время в истории России, когда страну раздирали раздоры, раздоры и смута. Польские армии наступали, и надвигалось поражение. Люди прекрасно понимали, что на карту поставлена их вера, их идентичность и само их будущее.
Ведя, казалось бы, проигранную битву, они обратились к Богородице с покаянием и сердечной молитвой. По указанию патриарха Гермогена установили трехдневный пост. С иконой Казанской Божией Матери совершили крестный ход вокруг крепости. Произошло чудо. Польские войска отступили. Серьезный враг был побежден и в конце концов побежден. С тех пор икона Казанской Божией Матери почитается как покровительница Святой Руси на протяжении всей ее истории. Его жители сплотились вокруг него в борьбе против наполеоновских армий, шведов и нацистов.
И все же Казанский образ Божией Матери – это гораздо больше, чем просто плацдарм для вооруженного сопротивления внешнему врагу. Скорее, это вдохновение для всех перед лицом сильных искушений и горьких скорбей, исходящих от внутреннего врага. Неизменно наш враг нанесет удар в самые уязвимые моменты, особенно когда нам не хватает мира и гармонии внутри нас самих, наших семей или на работе.
Мы должны ободриться, зная, что Богородица рядом с нами. Она заступится за нас перед Своим Сыном, когда мы прибежим к ней в молитве и покаянии. Как заметил святитель Димитрий Ростовский: «Богородица спасает от великих бед не только праведных, но и грешных, сетующих; которые, подобно блудному сыну, возвращаются к своему Небесному Отцу».
Мы можем быть в отчаянии, но мы не должны отчаиваться. В, казалось бы, безнадежной ситуации народ России никогда не терял надежды. Они каялись, постились и всем сердцем молились Господу и Его матери. Их услышали и спасли. Если мы молимся от всего сердца, мы будем благословлены большим чувством гармонии и единства. Пресвятая Богородица смотрит на нас и желает нам добра. Она всегда придет к нам на помощь, если мы обратимся к ней с верой и любовью.
* Заказать эту икону или другие изделия Свято-Елисаветинского монастыря можно по этой ссылке.
05 ноября 2020 г.
- Вверх
- Новый
Ответить
Как выглядела Дева Мария?
Рождество Пресвятой Богородицы как праздник духовного обновления
Сретение Господне во храме
Пост дня Праздники
15 февраля православные будут отмечать один из самых радостных праздников всей литургический год — Сретение (Сретение) Господа нашего. Этот древний праздник дает много надежды и света и вдохновляет нас идти дальше.
Успенский пост
Сообщение дня Праздники
У православных христиан, живущих по юлианскому календарю, 14 августа начинается самый короткий период богослужебного года — Успенский пост. Он длится всего две недели.
Предания и Крестовоздвиженская литургия
Сообщение дня Праздники
Когда был открыт Животворящий Крест, по приказу Константина Великого в Иерусалиме был построен храм в честь Воскресения Христова. . Службу Воздвижения Честного и Животворящего Креста совершает…
Праздник Богоявления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
Сообщение дня Праздники
19 января Православная Церковь празднует радостный праздник Богоявления. В христианской традиции праздник Богоявления отмечает крещение Иисуса Христа святым Иоанном Крестителем и явление Христа как Бога.
Воздвижение Креста Господня – великий дар и торжество
Пост дня Праздники
В праздник Воздвижения Креста – 27 (14) сентября – празднуем чудесное обретение истинного креста Иисуса Христа, на котором Он принял мученическую смерть за наше спасение.
Праздник, который напоминает нам о смысле нашей жизни
Праздники
В нашей жизни было бы гораздо больше радости, если бы мы могли больше думать о значении наших праздников, включая День Всех Святых. Что этот день значит для нас?
Празднование единства человека и мира как творений Божиих
Праздники Очерки и интервью
Как напоминают нам в церковных гимнах, Христос пришел на Иордан не только для того, чтобы обновить падшую природу человека, но также благословить все Свое творение, освятив воду. Праздником Богоявления Господь являет нам иное…
Тихая и неожиданная радость встречи с Иисусом
Проповедь дня Праздники
Как мы можем представить нашу встречу с Господом? Наши сердца пробудятся к Его присутствию и бесконечной любви; мы познаем радость прощения и молитвы за весь мир.
Икона Казанской Божией Матери
Икона Казанской Божией Матери
Грегори ДиПиппо
По юлианскому календарю сегодня 8 июля, день, когда Русская Церковь отмечает чудесное обретение одной из своих самых почитаемых икон – Казанской иконы Божией Матери. Традиционно считается, что оригинальная икона была привезена где-то в XIII веке из Константинополя в город Казань, расположенный на реке Волге, примерно в 500 милях к востоку от Москвы. В 1438 году город был захвачен татарами, после чего икона исчезла; был отбит царем Иваном Грозным в 1552 г., но полуразрушен пожаром в 1579 г.. Мусульманское татарское население злорадствовало, что опустошение города было божьей карой христианам-завоевателям. Затем, как говорят, Дева Мария явилась во сне трижды 10-летней девочке по имени Матрона, открыв ей место, где 140 лет назад была спрятана икона, чтобы спасти ее от татар. 8 июля 1579 г. девочка и ее мать извлекли его из развалин разрушенного дома; чудеса, приписываемые ему в последующие годы, сыграли значительную роль в постепенном обращении местных мусульман. Второстепенный праздник отмечается 22 октября (в настоящее время 4 ноября по григорианскому календарю), первоначально учрежденный в ознаменование сохранения Москвы от нападения во время польского нашествия, которое приписывалось защите иконы.
Список с иконы Казанской Божией Матери, ок. 1850 г. (Общедоступное изображение с Викисклада.) |
В честь этого откровения был построен ряд церквей, в том числе соборы в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле, и были сделаны многочисленные копии с иконы. (На Востоке нет ничего необычного в том, что в одном городе признается собором более одной церкви; в Москве и Санкт-Петербурге в настоящее время их по одиннадцать.) К сожалению, оригинал иконы был украден 29 июня., 1904 г., из храма во имя Богородицы, где она долгое время хранилась. (Сама церковь позже была снесена коммунистами.) Воры, принявшие ее за золотой и украшенный драгоценными камнями оклад, были схвачены через несколько лет и утверждали, что сама икона была изрезана и сожжена. Икона долгое время считалась своего рода палладием России, и многие русские приписывали бедствия, обрушившиеся на их народ в последующие годы, революцию 1905 года, постыдное поражение от рук гораздо меньшего народа Японии в войне. из 1904-05, катастрофа Первой мировой войны и неисчислимые бедствия, причиненные коммунизмом, к его осквернению.
Копия XVI века, украденная из Санкт-Петербурга в 1917 году, была привезена в Фатиму (Португалия) в 1970 году и оставалась там до 1993 года, когда была подарена Папе Иоанну Павлу II, который хранил ее в своем кабинете. В 2004 году в знак великодушия к Русской Православной Церкви Папа Римский вернул его Православной Церкви, и теперь он почитается в Крестовоздвиженском соборе в Казани. В церковнославянском и русском языке форма прилагательного от «Казань» — «Казанская» в женском роде; этот экземпляр часто называют «ватиканским».
Отстроенный собор Божией Матери в Казани; изображение с Wikimedia Commons Дмитрия Сагдеева, CC BY-SA 4.0 |
Я часто использовал видео с YouTube-канала Сретенского монастыря в Москве для иллюстрации статей о византийской литургии, так как их хор имеет и заслуживает репутацию один из лучших в России. Их пение на Всенощном бдении вчера вечером (Вечерня, Орфрос и Прайм) и на Божественной литургии сегодня утром были особенно хороши, что и побудило меня поделиться ими здесь.