Праздник иоасафа белгородского: День памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского
Содержание
День памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского
Святитель Иоасаф (при крещении Иоаким) родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, в 1705 году, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых.
В 1712 году отец отдал семилетнего Иоакима в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Илларион в Киевском Межигорском монастыре, а в 1727 году был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии.
После смерти преосвященнейшего Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил (Заборовский).
Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории.
Исполняя должность экзаменатора, Иоасаф приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лестнице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».
В июне 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена.
В монастыре игумен все силы полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, который несколько раз являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
В 1748 году в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и, особенно, за нравственностью паствы.
Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций.
Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Почил святитель в 1754 году. Прославление святителя в лике святых состоялось в 1911 году.
23 декабря — день памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского
Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни.
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский
7 лет испытывал себя будущий святитель и наконец открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре.
Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства.
Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки. епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая).
Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций.
Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось.
10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
Молитвы
Тропарь святителя Иоасафа Белгородского, глас 3
Святи́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чудеса́ пресла́вно источа́еши.
/ Моли́ Христа́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак святителя Иоасафа Белгородского, глас 8
Многоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть?/ Многообра́зныя ми́лости Бо́жия тобо́ю явле́нныя кто исчислит?/ Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще,/ во умиле́нии серде́чнем зове́м ти:/ не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния,// святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.
Молитва святителю Иоасафу Белгородскому
О, святи́телю Христо́в Иоаса́фе, чудотво́рче Белогра́дский! Ве́руем гре́шнии и недосто́йнии, я́ко о́чи Госпо́дни на пра́ведных и у́ши Его́ на моли́тву их, и того́ ра́ди к моли́твам твои́м прибега́ем и хода́тайства твоего́ за нас про́сим, по глаго́лу апо́стольскому упова́юще, я́ко любы́ твоея́ николи́же отпадае́т. Во гресе́х и боле́знех на́ших льну куря́щемуся и тро́сти сокруше́нней уподо́бихомся, и, а́ще живе́м, ми́лостию Бо́га живе́м и за моли́твы пра́ведник Его́.
Приклони́ у́бо и ты, о́тче пра́ведне, се́рдце твое́ к моле́нию на́шему, и предста́тельством твои́м даждь ро́ду христиа́нскому от Го́спода мир и благослове́ние. Правосла́вие укрепи́, нападе́ния же лука́внующих и беззако́нных на це́рковь Бо́жию отжени́. Умоли́ Отца́ Небе́снаго изба́витися нам от наше́ствия вра́жескаго, от междоусо́бий же и смяте́ний наро́дных, от губи́тельных пове́трий и смертоно́сныя я́звы, от гла́да, огня́, пото́па и ины́х бед и обстоя́ний. Испроси́ у Христа́ Бо́га душа́м на́шим кре́пость и телесе́м на́шим потре́бное здра́вие, боле́знем же исцеле́ние: хромы́м хожде́ние, слепы́м прозре́ние, разсла́бленным утвержде́ние, печа́льным утеше́ние и от всех скорбе́й избавле́ние. Отпа́дшыя же лозы́ Христо́вы ве́тви па́ки с то́ю соедини́, ея́же и сам прича́стник бы́ти сподо́бился еси́, да та́ко просла́вится тобо́ю пречестно́е и великоле́пое и́мя Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Теги
Теги:
- жития святых
- свт.
Иоасаф Белгородский
Опубликовано: пт, 23/12/2022 — 07:51
Статистика
Автор(ы) материала
- Pravlife.org
Популярное за 7 дней
Завешивать зеркала после смерти близкого – это суеверие?
04.01.23 14:47
Служба Навечерия Рождества Христова. Текст службы с переводом пояснениями
06.01.23 13:27
Что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник?
05.01.23 16:07
Что такое каноны и как их правильно читать?
04.01.23 08:44
Киево-Печерская Лавра опубликовала опровержение некоторых заявлений по поводу имущества монастыря
05.01.23 17:44
Завершены следственные действия СБУ в отношении митрополита Ионафана (Елецких)
04.01.23 15:06
Зачем повторять одни и те же молитвы?
03.
01.23 19:22
Митр. Антоний (Паканич): Ничего нам не страшно, потому что в мир пришел Сам Бог
06.01.23 21:22
4 января — память великомученицы Анастасии Узорешительницы
04.01.23 09:10
Почему Бог позволил ангелу стать диаволом?
09.01.23 20:44
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский
Тропарь и кондак
Родился святой Иоасаф на Пролуке, в бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Происходил он из древнего и почтенного малороссийского (украинского) рода Горленковых. При Крещении он был назван Иоакимом.
В 1712 году отец записал семилетнего Иоакима в Киевскую духовную академию. В стенах академии его тянуло к монашеской жизни. В течение семи лет он изучал его дальше и, наконец, открыл свое намерение своим родителям.
Мать и отец долго умоляли своего первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г., без их ведома, он стал «расофором» («рясноносным послушником») с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 г. был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киевском монастыре. -Братский монастырь. Это событие совпало с завершением его учебы в духовной академии.
После кончины Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил заметил способности молодого подвижника и направил его на большее служение Церкви. На него была возложена обязанность экзаменатора Киевской архиепископии.
В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил рукоположил иеродиакона Иоасафа во иеромонахи, и он был переведен из Братского монастырского училища в Киево-Софийский архиерейский дом. В то же время он был назначен членом Киевской духовной консистории.
Исполняя обязанности ревизора, много сил приложил к исправлению нравственных недостатков среди приходского духовенства.
Служба святителя в консистории позволила ему развить административные способности. За это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, отметив как достоинства, так и недостатки епархии. Его административный талант сочетался с большим духовным усилием. Он быстро восходил по лестнице духовного совершенства, что можно увидеть в его произведении «Конфликт семи почтенных добродетелей с семью смертными грехами».
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря и возведен в сан игумена. Здесь он всеми силами работал над благоустройством монастыря, ибо он был старым оплотом православия в борьбе с унией. В этом монастыре находились мощи святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского и Лувенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз святой Афанасий являлся игумену Иоасафу в знак своего покровительства.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был призван в Москву и вскоре по указанию Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В этом монастыре преподобный Сергий также неустанно нес послушание Церкви (этот год потребовал больших усилий для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был рукоположен во епископа Белгородского. Вступая на архиерейский престол, святой Иоасаф строго заботился о благочестии и состоянии храмов, о надлежащем совершении богослужений и особенно о нравственном состоянии своей паствы.
Большое внимание святитель уделял воспитанию духовенства, правильному соблюдению церковных норм и традиций. Как и прежде, святитель изо всех сил трудился в архипастырском служении, не заботясь о своем здоровье.
Накануне своей кончины святитель запретил своему келейнику Стефану стремиться к священству и предсказал, что, если тот не послушается его, его ждет безвременная кончина. Другому келейнику Василию святитель указал, что будет диаконом, но никогда не станет священником. Позднее это предсказание сбылось. Скончался святитель Иоасаф 10 декабря 1754 года, а прославился 4 сентября 19 года.
11.
| Святой Иоасаф Белгородский | ||||||||||
| ||||||||||

Иоасаф Белгородский
Из-за этого имения Горленков часто либо отнимались казацкими чиновниками, либо грабительски захватывались злонамеренными власть имущими. Только с восшествием на престол императрицы Елизаветы I семья Горленко смогла зажить спокойной и мирной жизнью.
Это было открыто в видении, которое видел его отец. В семилетнем возрасте Иоакима отправили учиться в Киевскую академию, а отец остался дома, размышляя, как лучше устроить будущее своих первенцев. Был вечер, и солнце садилось. Вдруг на краю неба Андрей Дмитриевич увидел в воздухе Богородицу, а пред Ней своего Иоакима, молящегося на коленях. Пресвятая Дева, ласково взглянув на мальчика, сказала: Твоя молитва находит одобрение у Меня. В этот момент с неба слетел ангел и накрыл мальчика епископской мантией
Он застал оба монастыря в ветхом состоянии и, как хороший управитель, усердно трудился для их процветания, как в ремонте старых зданий, так и в возрождении внутренней монастырской жизни. Среди монахов было полное отсутствие дисциплины, но святитель, строго соблюдая пост и молитву, своим примером вскоре повлиял на братию, в то же время относившись к ней с любовью и милосердием.
Господу благоугодно было такое пламенное усердие святителя об устроении дома Божия. Следующее событие было видимым проявлением Божьей милости:
Икона воссияла лучезарным светом, и глас сказал: Смотри, что священники этой церкви сделали с образом Моим! Моя икона призвана быть источником благодати для всей земли, а ее бросили на свалку. Пораженный таким сном, святой Иоасаф осматривал каждую церковь во время своих странствий, проверяя, соответствует ли она увиденной во сне. Когда он вошел в вышеупомянутую церковь и увидел икону, которую видел во сне, он приказал сделать все, как описано выше. Богородица не замедлила явить Свою благосклонность: икона, именуемая Песчанской Божией Матери, вскоре стала творить много чудес и привлекать множество паломников со всей России.
Узнав, что последнему 130 лет и он живет очень трудно, святой Иоасаф посоветовал священнику задуматься, нет ли на его совести какого-нибудь забытого и неисповеданного греха, обязывающего его к такой невыносимо долгой жизни. Поразмыслив немного, старый священник вспомнил забытый грех и рассказал святому Иоасафу, как он, опасаясь злого помещика, в один и тот же день служил две литургии, несмотря на то, что слышал неземной голос, говорящий ему: Стой! Что ты делаешь? Не смей, чтобы не понести проклятия! А священник даже усугубил свой грех, ответив: будь ты проклят сам. Услышав это и поняв, что старый священник проклял ангела той церкви, святой Иоасаф привел его в сознание тяжкости своего греха, а затем благословил его на совершение литургии, во время которой святой усердно молился о своем колени. После литургии святитель отпустил священнику все его грехи, и тотчас же старец начал ослабевать и, упав у подножия престола, мирно скончался.
В 1753 году он заболел чахоткой, от которой скончался 10 декабря 1754 года. Мощи святого Иоасафа обрели нетленные и произвели много чудес. Святой Иоасаф был канонизирован 4 сентября 1911 года, в царствование царя-мученика Николая и при деятельном содействии сего благочестивейшего Государя.
В этой притче Господь иносказательно описывает план действий иудейских старейшин – фарисеев и книжников – для отвлечения вверенного их попечению богоизбранного народа от Единого истинного Бога и склонения их к поклонению Его противнику. – Сатана. Говоря об этом в притче, Господь ясно открыл старцам, что, с одной стороны, Он знал об их тайных замыслах, а с другой стороны, Он еще не обличал их открыто, давая им возможность отречься. Но потом, видя, как твердо они стояли на своем пагубном пути, Он открыто обличил их, и евангелист Матфей приводит нам обличительную речь Господа целиком: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» – речь, в которой Господь пункт за пунктом описал, как еврейский народ был порабощен ложью, и особо назвал еврейских старейшин – этих злых виноградников из притчи – сыновьями дьявола.
В службе святому есть некая песнь, в которой есть такие слова: «Как ночь темнеет, так светлеют звезды, и к ним радостно возносятся очи заблудших странников; так же, видя, как умножается мрак греховный на земле, поднимем взор свой вверх, и видя там сияние добродетелей святого Иоасафа, да сподобимся устремиться к небесной отчизне».