Праздник иоасафа белгородского: День памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Разное

День памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Святитель Иоасаф (при крещении Иоаким) родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, в 1705 году, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых.

В 1712 году отец отдал семилетнего Иоакима в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Илларион в Киевском Межигорском монастыре, а в 1727 году был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии.

После смерти преосвященнейшего Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил (Заборовский). Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории.

Исполняя должность экзаменатора, Иоасаф приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лестнице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

В июне 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В монастыре игумен все силы полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, который несколько раз являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

В 1748 году в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и, особенно, за нравственностью паствы.

Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Почил святитель в 1754 году. Прославление святителя в лике святых состоялось в 1911 году.

23 декабря — день памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Свя­ти­тель Иоасаф ро­дил­ся в При­лу­ках, быв­шей Пол­тав­ской гу­бер­нии, 8 сен­тяб­ря 1705 го­да, на празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При Кре­ще­нии на­зван Иоаки­мом. Он про­ис­хо­дил из древ­не­го бла­го­че­сти­во­го ро­да Гор­лен­ко­вых. В 1712 го­ду 7-лет­не­го Иоаки­ма отец от­дал в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию. В сте­нах ака­де­мии он ощу­тил вле­че­ние к мо­на­ше­ской жиз­ни. 

 

Свя­ти­тель Иоасаф, епископ Белгородский

7 лет ис­пы­ты­вал се­бя бу­ду­щий свя­ти­тель и на­ко­нец от­крыл­ся ро­ди­те­лям. Дол­го мать с от­цом упра­ши­ва­ли сы­на-пер­вен­ца не при­ни­мать мо­на­ше­ский по­стриг. Но в 1725 оду он тай­но от них при­нял ря­со­фор с име­нем Ила­ри­он в Ки­ев­ском Ме­жи­гор­ском мо­на­сты­ре, а 21 но­яб­ря 1727 го­да был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иоасаф в Ки­е­во-Брат­ском мо­на­сты­ре. Это со­бы­тие сов­па­ло с за­вер­ше­ни­ем обу­че­ния в ду­хов­ной ака­де­мии. Через год инок Иоасаф был хи­ро­то­ни­сан ар­хи­епи­ско­пом Вар­ла­а­мом Во­на­то­ви­чем в сан иеро­ди­а­ко­на. Его оста­ви­ли пре­по­да­ва­те­лем в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. По­сле смер­ти прео­свя­щен­но­го Вар­ла­а­ма Ки­ев­ской ка­фед­рой стал управ­лять ар­хи­епи­скоп Ра­фа­ил За­бо­рос­кий. Ар­хи­епи­скоп Ра­фа­ил об­ра­тил вни­ма­ние на вы­да­ю­щи­е­ся спо­соб­но­сти мо­ло­до­го по­движ­ни­ка и при­влек его для бо­лее ши­ро­ко­го слу­же­ния Церк­ви. Ему бы­ло по­ру­че­но от­вет­ствен­ное по­слу­ша­ние в долж­но­сти эк­за­ме­на­то­ра при Ки­ев­ской ар­хи­епи­ско­пии. В но­яб­ре 1734 го­да ар­хи­епи­скоп Ра­фа­ил по­свя­тил иеро­ди­а­ко­на Иоса­фа в сан иеро­мо­на­ха и пе­ре­вел из учи­лищ­но­го Брат­ско­го мо­на­сты­ря в Ки­е­во-Со­фий­ский ар­хи­ерей­ский дом. Од­новре­мен­но он был на­зна­чен чле­ном Ки­ев­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии. Ис­пол­няя долж­ность эк­за­ме­на­то­ра, он при­ло­жил мно­го уси­лий к ис­прав­ле­нию нрав­ствен­ных недо­стат­ков при­ход­ско­го ду­хо­вен­ства. Кон­сис­тор­ская долж­ность свя­ти­те­ля бы­ла пре­крас­ной шко­лой для его ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей. В это вре­мя он хо­ро­шо изу­чил нуж­ды свя­щен­но­слу­жи­те­лей, до­сто­ин­ства и недо­стат­ки. епар­хии. Здесь яс­но опре­де­ли­лась все­сто­рон­ность де­ло­вых ка­честв Иоаса­фа, со­че­та­ю­ща­я­ся с боль­ши­ми внут­рен­ни­ми по­дви­га­ми. Он быст­ро вос­хо­дил по лествице ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, о чем сви­де­тель­ству­ет со­хра­нив­ше­е­ся его про­из­ве­де­ние «Брань сед­ми чест­ных доб­ро­де­те­лей с сед­ми гре­ха­ми смерт­ны­ми».

24 июня 1737 го­да иеро­мо­нах Иоасаф был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Свя­то-Пре­об­ра­жен­ско­го Мгар­ско­го мо­на­сты­ря с воз­ве­де­ни­ем в сан игу­ме­на. В сво­ем мо­на­сты­ре все си­лы игу­мен по­ла­гал на бла­го­устрой­ство оби­те­ли, в про­шлом быв­шей опло­том пра­во­сла­вия в борь­бе с уни­ей. В мо­на­сты­ре на­хо­ди­лись мо­щи свя­ти­те­ля Афа­на­сия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, Лу­бин­ско­го чу­до­твор­ца (па­мять 2 мая). Несколь­ко раз пат­ри­арх Афа­на­сий яв­лял­ся игу­ме­ну Иоаса­фу, сви­де­тель­ствуя о сво­ем по­кро­ви­тель­стве.

В 1744 го­ду мит­ро­по­лит Ра­фа­ил воз­вел игу­ме­на Иоаса­фа в сан ар­хи­манд­ри­та. В кон­це то­го же го­да он был вы­зван в Моск­ву и вско­ре рас­по­ря­же­ни­ем Свя­тей­ше­го Си­но­да на­зна­чен на­мест­ни­ком Свя­то-Тро­иц­кой Лав­ры. В оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия он также са­мо­от­вер­жен­но ис­пол­нял по­слу­ша­ния Церк­ви (в те го­ды тре­бо­ва­лось мно­го сил для вос­ста­нов­ле­ния мо­на­сты­ря по­сле по­жа­ра).

2 июня 1748 го­да в Пет­ро­пав­лов­ском со­бо­ре Пе­тер­бур­га ар­хи­манд­рит Иоасаф был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Бел­го­род­ско­го. Всту­пив на ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру, свя­ти­тель Иоасаф стро­го сле­дил за бла­го­че­сти­ем и со­сто­я­ни­ем хра­мов, за пра­виль­но­стью со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния и осо­бен­но за нрав­ствен­но­стью паст­вы. Осо­бен­но боль­шое вни­ма­ние свя­ти­тель уде­лял об­ра­зо­ва­нию ду­хо­вен­ства, пра­виль­но­му со­блю­де­нию ими уста­ва и цер­ков­ных тра­ди­ций. Как и преж­де, свя­ти­тель Иоасаф все си­лы от­да­вал ар­хи­пас­тыр­ско­му слу­же­нию, не ща­дя сво­е­го здо­ро­вья. Сво­е­му ке­лей­ни­ку Сте­фа­ну на­ка­нуне пре­став­ле­ния свя­ти­тель за­пре­тил до­мо­гать­ся свя­щен­но­го са­на и пре­ду­пре­дил, что в слу­чае непо­слу­ша­ния его по­стигнет безвре­мен­ная кон­чи­на. Дру­го­му ке­лей­ни­ку, Ва­си­лию, свя­ти­тель ука­зал, что он бу­дет дья­ко­ном, са­на свя­щен­ни­ка ни­ко­гда не до­стигнет. И это пред­ска­за­ние впо­след­ствии ис­пол­ни­лось.

10 де­каб­ря 1754 го­да свя­ти­тель пре­ста­вил­ся. Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Иоаса­фа в ли­ке свя­тых со­сто­я­лось 4 сен­тяб­ря 1911 го­да.

Молитвы

Тропарь святителя Иоасафа Белгородского, глас 3

Святи́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чудеса́ пресла́вно источа́еши. / Моли́ Христа́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак святителя Иоасафа Белгородского, глас 8

Многоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть?/ Многообра́зныя ми́лости Бо́жия тобо́ю явле́нныя кто исчислит?/ Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще,/ во умиле́нии серде́чнем зове́м ти:/ не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния,// святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому

О, святи́телю Христо́в Иоаса́фе, чудотво́рче Белогра́дский! Ве́руем гре́шнии и недосто́йнии, я́ко о́чи Госпо́дни на пра́ведных и у́ши Его́ на моли́тву их, и того́ ра́ди к моли́твам твои́м прибега́ем и хода́тайства твоего́ за нас про́сим, по глаго́лу апо́стольскому упова́юще, я́ко любы́ твоея́ николи́же отпадае́т. Во гресе́х и боле́знех на́ших льну куря́щемуся и тро́сти сокруше́нней уподо́бихомся, и, а́ще живе́м, ми́лостию Бо́га живе́м и за моли́твы пра́ведник Его́. Приклони́ у́бо и ты, о́тче пра́ведне, се́рдце твое́ к моле́нию на́шему, и предста́тельством твои́м даждь ро́ду христиа́нскому от Го́спода мир и благослове́ние. Правосла́вие укрепи́, нападе́ния же лука́внующих и беззако́нных на це́рковь Бо́жию отжени́. Умоли́ Отца́ Небе́снаго изба́витися нам от наше́ствия вра́жескаго, от междоусо́бий же и смяте́ний наро́дных, от губи́тельных пове́трий и смертоно́сныя я́звы, от гла́да, огня́, пото́па и ины́х бед и обстоя́ний. Испроси́ у Христа́ Бо́га душа́м на́шим кре́пость и телесе́м на́шим потре́бное здра́вие, боле́знем же исцеле́ние: хромы́м хожде́ние, слепы́м прозре́ние, разсла́бленным утвержде́ние, печа́льным утеше́ние и от всех скорбе́й избавле́ние. Отпа́дшыя же лозы́ Христо́вы ве́тви па́ки с то́ю соедини́, ея́же и сам прича́стник бы́ти сподо́бился еси́, да та́ко просла́вится тобо́ю пречестно́е и великоле́пое и́мя Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Теги

Теги: 

  • жития святых
  • свт. Иоасаф Белгородский

Опубликовано: пт, 23/12/2022 — 07:51

Статистика

Автор(ы) материала

  • Pravlife.org

Популярное за 7 дней

Завешивать зеркала после смерти близкого – это суеверие?

04.01.23 14:47

Служба Навечерия Рождества Христова. Текст службы с переводом пояснениями

06.01.23 13:27

Что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник?

05.01.23 16:07

Что такое каноны и как их правильно читать?

04.01.23 08:44

Киево-Печерская Лавра опубликовала опровержение некоторых заявлений по поводу имущества монастыря

05.01.23 17:44

Завершены следственные действия СБУ в отношении митрополита Ионафана (Елецких)

04.01.23 15:06

Зачем повторять одни и те же молитвы?

03. 01.23 19:22

Митр. Антоний (Паканич): Ничего нам не страшно, потому что в мир пришел Сам Бог

06.01.23 21:22

4 января — память ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­ни­цы

04.01.23 09:10

Почему Бог позволил ангелу стать диаволом?

09.01.23 20:44

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский

Тропарь и кондак

Родился святой Иоасаф на Пролуке, в бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Происходил он из древнего и почтенного малороссийского (украинского) рода Горленковых. При Крещении он был назван Иоакимом.

В 1712 году отец записал семилетнего Иоакима в Киевскую духовную академию. В стенах академии его тянуло к монашеской жизни. В течение семи лет он изучал его дальше и, наконец, открыл свое намерение своим родителям.

Мать и отец долго умоляли своего первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г., без их ведома, он стал «расофором» («рясноносным послушником») с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 г. был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киевском монастыре. -Братский монастырь. Это событие совпало с завершением его учебы в духовной академии.

После кончины Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил заметил способности молодого подвижника и направил его на большее служение Церкви. На него была возложена обязанность экзаменатора Киевской архиепископии.

В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил рукоположил иеродиакона Иоасафа во иеромонахи, и он был переведен из Братского монастырского училища в Киево-Софийский архиерейский дом. В то же время он был назначен членом Киевской духовной консистории.

Исполняя обязанности ревизора, много сил приложил к исправлению нравственных недостатков среди приходского духовенства. Служба святителя в консистории позволила ему развить административные способности. За это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, отметив как достоинства, так и недостатки епархии. Его административный талант сочетался с большим духовным усилием. Он быстро восходил по лестнице духовного совершенства, что можно увидеть в его произведении «Конфликт семи почтенных добродетелей с семью смертными грехами».

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря и возведен в сан игумена. Здесь он всеми силами работал над благоустройством монастыря, ибо он был старым оплотом православия в борьбе с унией. В этом монастыре находились мощи святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского и Лувенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз святой Афанасий являлся игумену Иоасафу в знак своего покровительства.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был призван в Москву и вскоре по указанию Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В этом монастыре преподобный Сергий также неустанно нес послушание Церкви (этот год потребовал больших усилий для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был рукоположен во епископа Белгородского. Вступая на архиерейский престол, святой Иоасаф строго заботился о благочестии и состоянии храмов, о надлежащем совершении богослужений и особенно о нравственном состоянии своей паствы.

Большое внимание святитель уделял воспитанию духовенства, правильному соблюдению церковных норм и традиций. Как и прежде, святитель изо всех сил трудился в архипастырском служении, не заботясь о своем здоровье.

Накануне своей кончины святитель запретил своему келейнику Стефану стремиться к священству и предсказал, что, если тот не послушается его, его ждет безвременная кончина. Другому келейнику Василию святитель указал, что будет диаконом, но никогда не станет священником. Позднее это предсказание сбылось. Скончался святитель Иоасаф 10 декабря 1754 года, а прославился 4 сентября 19 года. 11.

Жития святых

Святой Иоасаф Белгородский

23 декабря (10 по старому стилю) Церковь празднует день преставления святителя Иоасафа Белгородского чудотворца. В этом году исполняется 250 лет со дня кончины блаженных святых.

Святитель Иоасаф родился 8 сентября 1705 года в городе Прилуки Полтавской губернии нынешней Украины. Родившийся в день Рождества Пресвятой Богородицы, он получил имя Иоаким. Его родители были знатными и благочестивыми людьми. Отец его происходил из древнего и прославленного рода Горленков, верно служивших русским государям. Его прадед, казак Лазарь Горленко, даже кончил мученическую смерть за верность царю, будучи изрубленным восставшими казаками. Мать святой была дочерью известного казачьего полководца Даниила Апостола. Но юный Иоаким с раннего детства познал горе и лишения из-за жизненных перипетий, ведь его отец, служивший при Петре Великом, часто становился жертвой клеветы, вследствие чего царь благоволил ему и ссылал в повернуть. Из-за этого имения Горленков часто либо отнимались казацкими чиновниками, либо грабительски захватывались злонамеренными власть имущими. Только с восшествием на престол императрицы Елизаветы I семья Горленко смогла зажить спокойной и мирной жизнью.

Святитель Иоасаф Белгородский

В течение всех долгих лет, в течение которых святой отец Андрей Дмитриевич жил в ссылке, ведение домашнего хозяйства в условиях почти нищеты и воспитание детей всецело ложилось на плечи их матери, Марии Даниловны. Она была истинной христианкой и так искусно управляла разграбленными поместьями, что даже нашла способ предложить широкую благотворительность бедным и паломникам. Дом Горленко всегда был домом для всех благочестивых странников и нищих.

У праведной пары Андрея и Марии было восемь детей, которые рано осознали иллюзорность обманчивого земного счастья и научились искать утешения и помощи в молитве. Иоаким был первенцем и избран Богом от рождения. Это было открыто в видении, которое видел его отец. В семилетнем возрасте Иоакима отправили учиться в Киевскую академию, а отец остался дома, размышляя, как лучше устроить будущее своих первенцев. Был вечер, и солнце садилось. Вдруг на краю неба Андрей Дмитриевич увидел в воздухе Богородицу, а пред Ней своего Иоакима, молящегося на коленях. Пресвятая Дева, ласково взглянув на мальчика, сказала: Твоя молитва находит одобрение у Меня. В этот момент с неба слетел ангел и накрыл мальчика епископской мантией

Во время учебы в Киевской академии Иоаким получил общее и богословское образование в духе строгого православия и любви к Родине. Все директора и преподаватели Академии были учеными монахами. По окончании Академии Иоаким стал монахом с именем Иоасаф, живя в разных киевских монастырях, а также преподавая в родной Академии. В 1737 г. он был переведен в Москву и назначен сначала игуменом Лубенского монастыря, а затем в 1745 г. Троице-Сергиевой Лавры. Святитель Иоасаф провел одиннадцать лет в неутомимом монашеском служении, что послужило прекрасной подготовкой к его будущему архиерейскому служению. Он застал оба монастыря в ветхом состоянии и, как хороший управитель, усердно трудился для их процветания, как в ремонте старых зданий, так и в возрождении внутренней монастырской жизни. Среди монахов было полное отсутствие дисциплины, но святитель, строго соблюдая пост и молитву, своим примером вскоре повлиял на братию, в то же время относившись к ней с любовью и милосердием.

Столь велики были труды преподобного Иоасафа, что вскоре он стал известен императрице Елизавете I, которая призвала его ко двору и с большим вниманием выслушала его проповеди, а затем призвала его на архиерейское служение. В 1748 году святитель Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. С этого момента и до конца своих дней святой был буквально добрым пастырем своего стада и знал каждую овцу по имени. Он постоянно ездил по вверенной ему епархии и везде наводил порядок: заботился о состоянии церквей и церковной посуды, о красоте служб и икон, о соблюдении церковных правил; он следил за тем, чтобы его жрецы с великим трепетом относились ко всем святыням, особенно к Святым Дарам; он исправлял различные недостатки среди духовенства, особенно гордыню, надменность и скупость. Господу благоугодно было такое пламенное усердие святителя об устроении дома Божия. Следующее событие было видимым проявлением Божьей милости:

В 1754 году святой Иоасаф совершил одно из своих частых путешествий по своему епископству. В городе Изюме он уделял большое внимание главному храму. Войдя в церковь, он сразу с изумлением взглянул на большую икону Божией Матери, стоявшую в углу притвора, за которой прислужники вытряхивали уголь из кадильницы. Преклонившись перед иконой на колени, святитель воскликнул: Царица Небесная, прости нерадение недостойным рабам Твоим! Потом, обратившись к старейшему священнику, сказал: Почему эта икона не поставлена ​​на лучшее место? На этой иконе покоится особая благодать Божия. Это знак особого заступничества Пресвятых Богородиц за нас здесь и за всю нашу страну. Тогда святой Иоасаф велел поставить икону на левый клирос и ежедневно приходил молиться перед ней. Для такого приказа была особая причина.

Песчанская икона Божией Матери

Когда святой Иоасаф собирался уходить из Белгорода, то увидел во сне некую церковь и в ней, на куче сора, икону Божией Матери. Икона воссияла лучезарным светом, и глас сказал: Смотри, что священники этой церкви сделали с образом Моим! Моя икона призвана быть источником благодати для всей земли, а ее бросили на свалку. Пораженный таким сном, святой Иоасаф осматривал каждую церковь во время своих странствий, проверяя, соответствует ли она увиденной во сне. Когда он вошел в вышеупомянутую церковь и увидел икону, которую видел во сне, он приказал сделать все, как описано выше. Богородица не замедлила явить Свою благосклонность: икона, именуемая Песчанской Божией Матери, вскоре стала творить много чудес и привлекать множество паломников со всей России.

Исправляя различные недостатки в своей епархии и наказывая тех, кто действительно был виноват, святой Иоасаф в то же время пытался любовно исцелять человеческие слабости. Господь наделил его способностью заглядывать вглубь человеческих сердец, о чем свидетельствует следующий исключительный случай. Путешествуя по своей епархии, святой Иоасаф заметил очень древнего священника. Узнав, что последнему 130 лет и он живет очень трудно, святой Иоасаф посоветовал священнику задуматься, нет ли на его совести какого-нибудь забытого и неисповеданного греха, обязывающего его к такой невыносимо долгой жизни. Поразмыслив немного, старый священник вспомнил забытый грех и рассказал святому Иоасафу, как он, опасаясь злого помещика, в один и тот же день служил две литургии, несмотря на то, что слышал неземной голос, говорящий ему: Стой! Что ты делаешь? Не смей, чтобы не понести проклятия! А священник даже усугубил свой грех, ответив: будь ты проклят сам. Услышав это и поняв, что старый священник проклял ангела той церкви, святой Иоасаф привел его в сознание тяжкости своего греха, а затем благословил его на совершение литургии, во время которой святой усердно молился о своем колени. После литургии святитель отпустил священнику все его грехи, и тотчас же старец начал ослабевать и, упав у подножия престола, мирно скончался.

Управление святителя Иоасафа Белгородской епархией было довольно кратким. В 1753 году он заболел чахоткой, от которой скончался 10 декабря 1754 года. Мощи святого Иоасафа обрели нетленные и произвели много чудес. Святой Иоасаф был канонизирован 4 сентября 1911 года, в царствование царя-мученика Николая и при деятельном содействии сего благочестивейшего Государя.

Ежедневно, в 3 часа дня, в час, в который Господь наш Иисус Христос умер на кресте, святой Иоасаф произносил Спасителю особую молитву, которую он и нам завещал:

Благословен день и час, в который Господь мой Иисус Христос родился, пострадал на кресте и умер за меня. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моей прими дух раба Твоего, земного странника, молитвами Пресвятой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. . Аминь.

 

 

Слово на праздник святого Иоасафа, совпадающий с 13 Воскресеньем после Пятидесятницы

 

В сегодняшнем евангельском чтении, братия мои, мы услышали притчу о злых виноградарях. В этой притче Господь иносказательно описывает план действий иудейских старейшин – фарисеев и книжников – для отвлечения вверенного их попечению богоизбранного народа от Единого истинного Бога и склонения их к поклонению Его противнику. – Сатана. Говоря об этом в притче, Господь ясно открыл старцам, что, с одной стороны, Он знал об их тайных замыслах, а с другой стороны, Он еще не обличал их открыто, давая им возможность отречься. Но потом, видя, как твердо они стояли на своем пагубном пути, Он открыто обличил их, и евангелист Матфей приводит нам обличительную речь Господа целиком: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» – речь, в которой Господь пункт за пунктом описал, как еврейский народ был порабощен ложью, и особо назвал еврейских старейшин – этих злых виноградников из притчи – сыновьями дьявола.

Но притча о злых виноградарях относилась не только к евреям времен Христа. Сегодня мы тоже живем в мире, который представляет собой предпоследнюю стадию притчи, — мире, который полностью находится в руках злых виноградарей — преемников тех книжников и фарисеев, которых обличил Господь; мир, в котором все слуги и даже Сын Хозяина виноградника были убиты; мир, приближающийся к часу расплаты, то есть к Страшному суду.

Воистину мы видим вокруг себя, что злые виноградари убили всех слуг Господина: убили нравственность, убили честность, убили справедливость, убили красоту, убили благочестие, убили страх Бога. На наших глазах убивают даже Сына Учителя: христианство убивают неоязычеством и бесчисленными ересями, христианские церкви убивают экуменизмом и модернизмом, христианскую молодежь убивают духовно различными методами демонизации, в то время как Самого Господа Иисуса Христа убивают через осквернение, насмешки, сквернословие, святотатство. Вот до чего дошел мир в руках нечестивых виноградарей, дорогие братья!

Впрочем, хотя час суда близок и, как мы слышали в притче, придет Хозяин виноградника и истребит злых виноградарей, но час тот еще не пришел, а между тем как нам, православным, Христиане, продолжайте жить в этом духовно опустошенном винограднике? В этом нам помогает пример святого, которого мы сегодня вспоминаем, – преподобного Иоасафа Белгородского. В службе святому есть некая песнь, в которой есть такие слова: «Как ночь темнеет, так светлеют звезды, и к ним радостно возносятся очи заблудших странников; так же, видя, как умножается мрак греховный на земле, поднимем взор свой вверх, и видя там сияние добродетелей святого Иоасафа, да сподобимся устремиться к небесной отчизне».

Вот наш ответ, братья дорогие: как бы ни была густа тьма вокруг нас, мы должны только возвести очи свои к небу, т. жизни откроется нам, и мы точно будем знать, как жить и что делать. Несмотря на окружающий нас страшный мрак зла и греха, мы по-прежнему имеем в своем распоряжении все необходимые средства для спасения: у нас есть Церковь с ее таинствами и службами, у нас есть заповеди Господни и слово Божие, у нас есть сила молитвы и поста, мы имеем жития святых как образец для подражания, а также имеем величайший дар любви и заступничества Пресвятой Богородицы. Сегодня мы празднуем одну из Ее икон, именуемую «Неопалимая Купина»; эта икона имеет силу спасти верующих не только от физического огня, но и от огня греха и пламени страсти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts