Праздник пятидесятницы: Пятидесятница — Православный портал «Азбука веры»

Разное

Пятидесятница — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Кален­дарь. Празд­ник Пяти­де­сят­ницы
  • Пяти­де­сят­ница проф. М.Н. Ска­бал­ла­но­вич
  • 12 вопро­сов о Пяти­де­сят­нице Сер­гей Ху­ди­ев
  • Празд­ник Святой Троицы – день соше­ствия Свя­того Духа на Апо­сто­лов еп. Алек­сандр (Миле­ант)
  • Пяти­де­сят­ницу празд­нуем. Тол­ко­вое бого­слу­же­ние П.П. Миро­но­сиц­кий
  • Каноны цер­ков­ной службы празд­ника Пяти­де­сят­ницы
  • Служба в неделю святыя Пять­де­сят­ницы с после­до­ва­нием коле­но­пре­кло­не­ния А.А. Лука­ше­вич
  • Обзор исто­рии празд­ника Пяти­де­сят­ницы С. Ваню­ков
  • Из исто­рии бого­слу­же­ния на празд­ник Святой Пяти­де­сят­ницы
  • Тест: День Святой Троицы. Пяти­де­сят­ница

1. Пятидеся́тница – празд­ник Пра­во­слав­ной Церкви, при­над­ле­жит к дву­на­де­ся­тым. Иначе назы­ва­ется Днем Святой Троицы. Празд­ну­ется в пяти­де­ся­тый день после празд­ника Пасхи (в вос­кре­се­нье). Празд­ник Пяти­де­сят­ницы посвя­щен Соше­ствию Свя­того Духа на апо­сто­лов: на пяти­де­ся­тый день после Вос­кре­се­ния Иисуса Христа (и на деся­тый день после Воз­не­се­ния Гос­подня), когда апо­столы собра­лись вместе, «вне­запно сде­лался шум с неба, как бы от несу­ще­гося силь­ного ветра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­еся языки как бы огнен­ные, и почили по одному на каждом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­того, и начали гово­рить на иных языках, как Дух давал им про­ве­ща­вать» (Деян.2:2-4; см. также далее). Этот день явля­ется Днём рож­де­ния Церкви.

Пяти­де­сят­ни­цей закан­чи­ва­ется Пас­халь­ный цикл, и сле­ду­ю­щие недели нуме­ру­ются в бого­слу­жеб­ном кален­даре как «недели по Пяти­де­сят­нице».

2. Пяти­де­сят­ница – период в пять­де­сят дней от дня Пасхи до празд­ника Святой Троицы.

  • В первое вос­кре­се­нье после Пасхи (второе вос­кре­се­нье Пяти­де­сят­ницы) вос­по­ми­на­ется явле­ние вос­крес­шего Иисуса Христа апо­сто­лам и уве­ре­ние ап. Фомы (см. Ин.20:24–29).
  • Во втор­ник второй недели в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви совер­ша­ется все­цер­ков­ное поми­но­ве­ние умер­ших – Радо­ница.
  • Третье вос­кре­се­нье Пяти­де­сят­ницы посвя­щено свв. женам миро­но­си­цам (см. Мк.15:40-41; 16:1-8).
  • В чет­вер­тое вос­кре­се­нье вспо­ми­на­ется исце­ле­ние Иису­сом Хри­стом рас­слаб­лен­ного при Овчей купели (Ин.5:1-15).
  • В пятое – встреча Иисуса Христа и сама­рянки (Ин.4:5-42).
  • Шестое посвя­щено вос­по­ми­на­нию исце­ле­ния сле­пого (Ин.9:1-38).
  • В соро­ко­вой день по Пасхе (в чет­верг шестой недели) празд­ну­ется Воз­не­се­ние Гос­подне.
  • В седь­мое вос­кре­се­нье вспо­ми­на­ются свв. отцы Пер­вого Все­лен­ского собора.
  • Суб­бота седь­мой недели явля­ется Тро­иц­кой роди­тель­ской суб­бо­той.
  • В пяти­де­ся­тый день, в вос­кре­се­нье седь­мой недели празд­ну­ется день Святой Троицы и Соше­ствие Свя­того Духа на апо­сто­лов, этот день также назы­ва­ется празд­ни­ком Пяти­де­сят­ницы.
  • Поне­дель­ник после дня Святой Троицы – день Свя­того Духа.
  • В первое вос­кре­се­нье после Пяти­де­сят­ницы совер­ша­ется память Всех святых.
  • С поне­дель­ника второй недели после Пяти­де­сят­ницы начи­на­ется Петров пост.
  • В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви во второе вос­кре­се­нье совер­ша­ется память Всех святых, в земле Рос­сий­ской про­си­яв­ших.

Бого­слу­же­ния Пяти­де­сят­ницы, дня Свя­того Духа и дня Всех святых содер­жатся в Цвет­ной Триоди.

Об укра­ше­нии храма на празд­ник Пяти­де­сят­ницы

«Укра­ше­ние моло­дыми дерев­цами берез и других пород уста­нов­лено не цер­ков­ными пра­ви­лами, а народ­ным обы­чаем. Свя­тей­ший Синод запре­тил (Указ 1875 г. 23 мая) упо­треб­лять для этого укра­ше­ния моло­дые деревца березы, а доз­во­лил упо­треб­ле­ние цветов, кустар­ных и полу­ку­стар­ных рас­те­ний и ветвей дерев. Нов­го­род­ская Духов­ная Кон­си­сто­рия разъ­яс­нила мест­ному духо­вен­ству, что древ­ний обычай укра­ше­ния в день Святыя Троицы церк­вей и домов зеле­нью необ­хо­димо под­дер­жи­вать, а не забо­титься о совер­шен­ном его пре­кра­ще­нии. Рас­по­ря­же­ние Свя­тей­шего Синода «о сохра­не­нии молод­ня­ков дре­вес­ной породы от упо­треб­ле­ния на укра­ше­ние в неко­то­рые празд­нич­ные дни храмов, жилых поме­ще­ний и пр.» имело целию не уни­что­жить этот обычай, а только предот­вра­тить ненуж­ное истреб­ле­ние моло­дых берез, в виду обще­ствен­ной же пользы, при чем, конечно, не име­лись в виду такие мест­но­сти, где самая густота лес­наго про­из­рас­та­ния тре­бует вырубки излиш­них дерев для сво­боды роста других дерев. А потому Нов­го­род­ской Кон­си­сто­рией пред­пи­сано бла­го­чин­ным, чтобы на буду­щее время они пре­кра­тили сооб­щать в полу­го­дич­ных своих рапор­тах све­де­ния, каса­ю­щи­еся молод­ня­ков дре­вес­ной породы» (Руко­вод­ство для сель­ских пас­ты­рей, 1889, 19).

Как понять кондак празд­ника Пяти­де­сят­ницы?

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Пере­вод: Когда сошел Все­выш­ний и языки смешал (Быт. 11:1-9), Он этим раз­де­лял народы; когда же огнен­ные языки раздал (Деян.2:1-8), Он к еди­не­нию всех при­звал, и мы согласно славим Все­свя­того Духа.

Здесь налицо приём про­ти­во­по­став­ле­ния двух дей­ствий Свя­того Духа. Образ вет­хо­за­вет­ного сме­ше­ния языков для раз­де­ле­ния неко­гда еди­ного народа (Быт.11:1-9) про­ти­во­по­став­лен образу ново­за­вет­ного явле­ния раз­де­ля­ю­щихся языков пла­мени (Деян.2:1-8) ради духов­ного соеди­не­ния всех наро­дов в один — Единую Цер­ковь Хри­стову. При этом в сла­вян­ском пере­воде этот кон­траст уси­ли­ва­ется оди­на­ко­вым зву­ча­нием разных поня­тий: «язык» как речь и сгу­сток огня и «язык» как народ (прот. Вита­лий Гол­ва­тенко).

  • 70 тыс. 1