Праздник вознесение креста господня: Праздник Воздвижения Креста Господня в 2022 году
Содержание
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: М. С. Желтов, А. А. Лукашевич; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ, один из двунадесятых праздников православной церкви [празднуется 14 сент. ст. ст. (27 сент. н. ст.)], посвящённый событию обретения Церковью Креста Господня, утерянного после Распятия Христова.
Обретение Св. Креста произошло во время правления св. имп. Константина Великого. По сообщениям церковных историков 4–5 вв., накануне битвы у Мульвийского моста (312) имп. Константину было явление Креста с надписью «Сим победиши»; после одержанной победы мать императора св. имп. Елена отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы открыть места, связанные с событиями земной жизни Христа.
Существует три предания об обретении Св. Креста. Согласно наиболее древней версии (4 в. ), Крест Христов вместе с двумя другими крестами был найден под языч. святилищем Венеры, построенным римлянами после взятия Иерусалима в 70. После установления его подлинности (когда, приложившись к Кресту, исцелилась тяжелобольная женщина) еп. Иерусалимский Макарий (ум. 333) воздвиг Крест для поклонения. По второй версии (1-я пол. 5 в.), Св. Крест был найден задолго до имп. Константина, но затем скрыт и вновь обретён св. имп. Еленой. Наибольшее распространение со временем получила третья версия (5 в.), основанная на первой, но сообщающая дополнит. подробности – что местоположение Креста указал иерусалимский иудей по имени Иуда, впоследствии ставший еп. Иерусалимским, а подлинность Креста Христова была доказана воскрешением умершего, которого случайно проносили мимо. Третьей версии следует, в частности, Александр Монах (527–565), автор похвального Слова Кресту, которое должно читаться на праздник Воздвижения согласно литургич. памятникам визант. традиции и где впервые упоминается сам термин «воздвижение». Точная дата обретения Креста Господня неизвестна; предположительно оно произошло в 325 или 326.
Воспоминания обретения Св. Креста первоначально были составным элементом праздничных торжеств в честь Обновления (освящения) Мартириума, гл. иерусалимской базилики (освящена ок. 335), воздвигнутой близ Голгофы и пещеры Гроба Господня. День Обновления Мартириума и храма Воскресения (Гроба Господня) – 13 или 14 сентября – в Иерусалимской церкви праздновался ежегодно с большой торжественностью и к кон. 4–5 вв. отмечался наравне с Пасхой и Богоявлением в течение 8 дней. Начиная с 6 в. значение праздника Воздвижения стало постепенно преобладать. К 7 в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Воздвижение стало осн. праздником; праздник Обновления иерусалимского храма Воскресения сохранился, но сделался предпраздничным днём перед Крестовоздвижением.
По Типикону Великой церкви, отражающему соборную практику Константинополя 9–12 вв., праздник Воздвижения – 5-дневный праздничный цикл, начинавшийся 10 сент. В день праздника 14 сент. богослужение отличалось торжественностью; после великого славословия утрени совершался чин Воздвижения Креста, затем начиналась Божественная литургия. В памятниках студийской традиции того же времени богослужение праздника Воздвижения имеет практически сформировавшийся вид – сложился корпус чтений (в целом следующий Типикону Великой церкви) и песнопений и т. д.
Согласно принятому ныне в православной церкви Иерусалимскому уставу, имеющему в своей основе студийскую традицию, праздничный цикл Воздвижения состоит из предпразднства 13 сент. (соединённого с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), самого праздника 14 сент. и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября. Служба 14 сент. совершается, по уставу Господских двунадесятых праздников, в кафедральных храмах и монастырях (а в греч. традиции – повсеместно), в конце утрени совершается чин Воздвижения Креста (но даже если чин не совершается, всегда бывает изнесение Креста из алтаря для поклонения).
«Воздвижение Креста». Миниатюра из Греко-грузинской рукописи. Кон. 15 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).
Архив «Православной энциклопедии»
«Воздвижение Креста». Икона-таблетка из собора Святой Софии в Великом Новгороде. Кон. 15 – нач. 16 вв. Новгородский государственный объединённый архитектурно-художественный музей-заповедник.
«Обретение Креста». Фрагмент фрески из цикла «История Креста» в хоре церкви Сан-Франческо в Ареццо. 1452–64. Художник Пьеро делла Франческа.
Иконография Воздвижения Креста существует в двух независимых вариантах – символико-догматическом и историческом. В 1-м случае Воздвижение Креста представляется в контексте богослужения праздника, во 2-м – иллюстрируется сцена поднятия Креста еп. Иерусалимским Макарием. 1-й вариант появляется в византийских миниатюрах 10–11 вв. (Минологий Василия II, 976–1025, Библиотека Ватикана; грузинский кодекс Синаксаря Захария Валашкертского, 1030, Ин-т рукописей АН Грузии, Тбилиси). Чаще всего епископ с Крестом стоит на амвоне, окружённый клириками. В серб. росписях 14 в. (ц. Благовещения в Грачанице, ц. Вознесения в Дечанах) в этой сцене впервые появляется изображение императора. В зап.-европ. иск-ве в состав фресковых и гравюрных циклов 14–15 вв., посвящённых истории Креста Господня, входит изображение «исторического» Воздвижения (росписи А. Гадди в ц. Санта-Кроче, Флоренция, 1380; фрески Пьеро делла Франческа в ц. Сан-Франческо в Ареццо, 1452–64; цикл гравюр «История Св. Креста», издатель – И. Вельденер, Кулембург, 1484). На Руси, в отличие от Византии, В. К. Г. стало сюжетом особой иконы праздничного ряда иконостаса, с оригинальной иконографией: архиепископ расположен лицом к молящимся и поднимает Крест над головой, его поддерживают под руки два диакона, под киворием стоят имп. Константин и имп. Елена (икона-таблетка из собора Св. Софии в Великом Новгороде, кон. 15 – нач. 16 вв.). В 16 в. на некоторых рус. иконах В. К. Г. появляется изображение колонны с конной статуей имп. Юстиниана, благодаря чему уточняется место действия (храм Св. Софии в Константинополе). Имя патриарха иногда пишется как Сильвестр (папа Римский, участвовавший, по преданию, в поисках Истинного Креста в Иерусалиме и пославший белый клобук новгородским архиепископам). В 16–17 вв. В. К. Г. в поствизантийской и рус. иконописи нередко сочетается с сюжетом Обретения Св. Креста имп. Еленой. В кон. 17–18 вв. Крест обычно изображают выше человеческого роста, в меру подлинного Креста Господня. На Западе сохраняется «исторический» тип В. К. Г., в 16–17 вв. этот сюжет встречается редко (К. де Фигуэйредо, алтарь собора Св. Креста в Коимбре, 1522–30). В 18 в. В. К. Г. известно в составе нескольких фресковых ансамблей (фрески собора бенедиктинцев в Виблингене, 1778–80, худ. И. Зик).
27 сентября – Воздвижение Креста Господня
Праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу Господских двунадесятых, то есть самых больших православных праздников.
Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы – места распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Основным действием праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения верующим, при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».
После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.
Император Адриан (117–138) приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Только через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.
Произошло это во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306–337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной её части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.
Равноапостольный император Константин, с помощью Божией одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши».
Константин, желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, отправляется в Иерусалим со своею матерью, благочестивой царицей Еленой, с письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Елена начала в Иерусалиме археологические раскопки, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.
В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Гора Голгофа, на которой распяли Иисуса Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Еленой оказалась внутри них.
Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня – то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.
В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа – обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов – Христов.
Крест Господень опознали по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Также есть предание, что от возложения Креста Господня воскрес умерший – его проносили мимо для погребения. Отсюда и название – Животворящий Крест.
Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположён во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361–363) он принял мученическую смерть за Христа.
После обретения Креста Господня предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда – Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.
В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.
Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Иисус Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет и был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день после освящения храма и стало принято праздновать Воздвижение Животворящего Креста Господня.
Впоследствии Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке.
После победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения Святого Креста из плена в 629 году стали праздновать и второе обретение Креста Господня.
Христианскую святыню захватил в плен персидский царь Хосрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда византийская армия разбила персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам Византийский император Ираклий.
По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает Ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный Путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и беспрепятственно вошёл в ворота.
О дальнейшей судьбе Креста Господня нет единого мнения. По одним источникам Животворящий Крест оставался до 1245 года в том виде, в каком он был обретён при святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесён по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.
История о монастыре, возведённом по указу царицы Елены в честь Животворящего Креста Господня
Покидая Палестину, царица Елена распилила Крест Господень и взяла с собой лишь его часть. Во время обратного пути из Палестины в Константинополь Святая Елена основала несколько обителей, в каждой из которых оставляла частички Животворящего Креста. Этому предшествовали значимые события. Согласно легенде корабль царицы Елены застал шторм и было принято решение укрыться и переждать стихию в одной из бухт у побережья Кипра.
Ночью Елена увидела дивный сон, в котором ей явился Ангел и сказал, что необходимо построить монастырь и оставить в нём часть Креста Господнего. На следующий день было обнаружено, что с корабля таинственным образом исчез один из крестов. Позже Святая Елена и её спутники увидели этот крест, парящим в воздухе над вершиной горы Олимп.
Благодаря этому знамению царица Елена приняла решение о необходимости возведения монастыря именно на этом месте. Она собственноручно заложила камень в фундамент постройки и подарила церкви один из больших крестов и частицу от Креста Господнего.
Так в 326 году на 700-метровой горе появился Монастырь Ставровуни, который стоит там и поныне. Он неоднократно подвергался нападениям завоевателей, которых было немало за долгую историю монастыря.
В наши дни монастырь Ставровуни полностью восстановлен и продолжает оставаться святым местом для паломников.
Возвышаясь над уровнем моря, монастырь открывает своим посетителям необыкновенный, завораживающий вид. Стоя на смотровой площадке, ощущаешь какое-то необыкновенное чувство невесомости и единения с чем-то действительно великим.
Икона, приобретённая председателем Кипрского отделения ИППО Л. А. Булановым в монастыре «Ставровуни»
На Кипре было построено много храмов и монастырей в честь Животворящего Креста. Вот лишь некоторые из них:
Монастырь Святого Креста. Деревня Омодос.
Монастырь Святого Креста. Деревня Кука.
Монастырь Миртового Креста. Недалеко от деревни Тсада.
Храм Честного Креста. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Платаниса.
Церковь Святого Креста. Деревня Агия Ирини.
Церковь Святого Креста. Деревня Пелендри.
Поэтому на Кипре праздник Воздвижения Креста Господня отмечают с особым почтением и благоговением. А в кипрских семьях детям очень часто дают имена Ставрос (мальчикам) и Ставрулла (девочкам) в честь Святого Креста, почитая особую роль этой христианской реликвии в судьбе и истории своего острова.
На Руси существуют также народные традиции, связанные с праздником Воздвижения Креста Господня.
На Воздвижение соблюдают строгий пост. Кто держит пост, у того жизнь складывается удачно, и он получает прощение всех своих грехов.
В новых храмах колокола и кресты на маковки ставятся только в этот день.
На Воздвижение «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась». Воздвижение празднуется 27-го сентября. В народе считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме. Настоящих зимних морозов ещё не будет, но заморозки с этого дня уже становятся нормой для погоды. Днём можно ходить в расстёгнутой куртке, но утром и вечером нужно одеваться теплее.
На Воздвижение последние птицы отправляются на зимовку. Если вы увидели последний отлёт птиц в этот день, можно загадать желание, и оно обязательно исполниться.
На Воздвижение – осень к зиме быстрее движется. Этот день в народе считался окончанием «бабьего лета».
На Воздвижение «двери на замке, чтобы гады в дом не попали». Именно в этот день все змеи начинают прятаться по своим норам на зимовку. Чтобы змеи не заползли в дом, принято держать двери закрытыми. Будьте в этот день внимательны и не оставляйте двери открытыми.
Чтобы защитить свои дома от бед, в былые времена люди рисовали над дверями кресты – светлый знак не давал «злу» проникнуть в жилище и нарушить благополучие семьи.
На Воздвижение наши предки защищали не только свои дома, но и дороги. Кресты возле дорог были полезны для путников: тот, кто находился в долгом пути, мог остановиться, поклониться кресту.
Поля, с которых убрали урожай, обносили иконами, вознося к Богу просьбу послать хлеб насущный и на будущий год. Люди совершали крестный ход вокруг деревни.
На Воздвижение начинали делать зимние запасы. Особое внимание уделялось капусте, потому праздничные дни иногда именовали «капустницами». Были распространены так называемые «вечера-капустники» – весёлые посиделки. Нарядные девушки ходили в гости рубить капусту, и работа сопровождалась песнями и весёлыми разговорами. Юноши во время таких посиделок приглядывали себе будущих невест. Гостей угощали блюдами из капусты.
Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО
14 сентября Праздник Воздвижения Креста Господня — Провиденсская епархия, Род-Айленд
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. — Иоанна 3:16
Чтения
Святые Мессы
В праздник Воздвижения Креста Господня (или Крестовоздвижения) мы чтим Святой Крест, которым Христос искупил мир. Согласно ранним источникам, публичное почитание Креста Христова зародилось в четвертом веке. Чудесное обретение креста 14 сентября 326 г. святой Еленой, матерью Константина, во время паломничества в Иерусалим, стало началом традиции празднования в этот день праздника Воздвижения Креста. Позже Константин построил храм Гроба Господня на месте обнаружения ею креста. Во время этого же паломничества она приказала построить еще две церкви: одну в Вифлееме у Грота Рождества, другую на горе Вознесения, близ Иерусалима.
Христиане «превозносят» (возвышают) Крест Христов как орудие нашего спасения. Поклонение Кресту есть, таким образом, поклонение Иисусу Христу, Богочеловеку, страдавшему и умершему на этом римском орудии пыток для нашего искупления от греха и смерти. Крест представляет Единую Жертву, которой Иисус, послушный даже до смерти, совершил наше спасение. Крест — это символическое обобщение Страстей, Распятия и Воскресения Христова — все в одном образе.
Крест — из-за того, что он представляет — является наиболее мощным и универсальным символом христианской веры. Он вдохновил как литургические, так и частные богослужения: например, Крестное знамение, которое является призывом к Святой Троице; «маленькое» крестное знамение на голове, устах и сердце при чтении Евангелия; молиться о Станциях (или Пути) Креста; и Почитание Креста верующими в Страстную Пятницу целованием ног образа распятого Спасителя.
Размещение распятия (креста с изображением тела Христа на нем) в церквях и домах, в классах католических школ и других католических учреждений или ношение этого изображения на себе является постоянным напоминанием — и свидетельством — о Окончательный триумф Христа, Его победа над грехом и смертью через Его страдания и смерть на Кресте.
Мы помним слова Господа нашего: «Кто не берет крест свой и не следует за Мною, недостоин Меня. Нашедший душу свою потеряет ее, и потерявший душу свою ради Меня обретет» (Мф 10:38,39).). Размышляя над этими словами, мы соединяемся — наши души и тела — с Его послушанием и Его жертвой; и мы радуемся этому бесценному дару, благодаря которому у нас есть надежда на спасение и слава вечной жизни.
(фото: Святой Крест — Сан-Клементе, Рим; Фрагмент мозаики апсиды, 12 век)
Праздник Воздвижения Креста Господня
14 сентября (по григорианскому календарю)
27 сентября (по юлианскому календарю)
Этот великий праздник в самом начале христианского года, следующего за Рождеством Божией Матери 8 сентября, провозглашает, что Крест стоит твердо, а земля вращается, как говорили отшельники древности. Крест имеет значение для всего мира. Иисус сказал: « Если Я вознесусь от земли, то привлечу к Себе все народы».
В этот день Крест возносится на четыре стороны земли и нисходит даже в ад, чтобы мир спасся. Он поднимается пять раз, лицом к востоку, югу, западу, северу и снова востоку. Весь мир охвачен. Мы находим в Экспостиларионе эту идею:
Крест — хранитель всей земли.
Крест — красота Церкви.
Крест — сила королей.
Крест — опора верующих.
Крест — слава ангельская и чудо бесовское.
Дата 14 сентября -го года напоминает об обретении святой Еленой Креста в Иерусалиме и освящении церкви Воскресения Христова, построенной ее сыном святым Константином и освященной в 335 году.0006
Св. Иоанн Златоуст, писавший в 395 г., в проповедях на св. Иоанна (евангелиста), говорит о трех крестах, обнаруженных императрицей Еленой под курганом Голгофы.
В начале V -го -го века Руфин и Паулин из Нолы записывают чудеса, по которым святая Елена и святой Макарий, епископ Иерусалимский, узнали истинный Крест Христов.
Из Константинополя праздник распространился на другие христианские центры. Его праздновали в Риме в конце седьмого века.
Важность праздника показана приготовлением в воскресенье накануне, когда послание из Галатам 6:1–18 напоминает нам об учении св. Павла:
Крест Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».
В Евангелии от Иоанна 3:13–17 читаем:
«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Он может иметь жизнь вечную».