Праздник вознесение креста господня: Праздник Воздвижения Креста Господня в 2022 году

Разное

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: М. С. Желтов, А. А. Лукашевич; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ, один из дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков пра­во­слав­ной церк­ви [празд­ну­ет­ся 14 сент. ст. ст. (27 сент. н. ст.)], по­свя­щён­ный со­бы­тию об­ре­те­ния Цер­ко­вью Кре­ста Гос­под­ня, уте­рян­но­го по­сле Рас­пя­тия Хри­сто­ва.

Об­ре­те­ние Св. Кре­ста про­изош­ло во вре­мя прав­ле­ния св. имп. Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. По со­об­ще­ни­ям цер­ков­ных ис­то­ри­ков 4–5 вв., на­ка­ну­не бит­вы у Муль­вий­ско­го мос­та (312) имп. Кон­стан­ти­ну бы­ло яв­ле­ние Кре­ста с над­пи­сью «Сим по­бе­ди­ши»; по­сле одер­жан­ной по­бе­ды мать им­пе­ра­то­ра св. имп. Еле­на от­пра­ви­лась по прось­бе сы­на в Ие­ру­салим, что­бы от­крыть мес­та, свя­зан­ные с со­бытия­ми зем­ной жиз­ни Хри­ста.

Су­ще­ст­ву­ет три пре­да­ния об об­ре­те­нии Св. Кре­ста. Со­глас­но наи­бо­лее древ­ней вер­сии (4 в. ), Крест Хри­стов вме­сте с дву­мя дру­ги­ми кре­ста­ми был най­ден под языч. свя­ти­ли­щем Ве­не­ры, по­стро­ен­ным рим­ля­на­ми по­сле взя­тия Ие­ру­са­ли­ма в 70. По­сле ус­та­нов­ле­ния его под­лин­но­сти (ко­гда, при­ло­жив­шись к Кре­сту, ис­це­ли­лась тя­же­ло­боль­ная жен­щи­на) еп. Ие­ру­са­лим­ский Ма­ка­рий (ум. 333) воз­двиг Крест для по­кло­не­ния. По вто­рой вер­сии (1-я пол. 5 в.), Св. Крест был най­ден за­дол­го до имп. Кон­стан­ти­на, но за­тем скрыт и вновь об­ре­тён св. имп. Еле­ной. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние со вре­ме­нем по­лу­чи­ла тре­тья вер­сия (5 в.), ос­но­ван­ная на пер­вой, но со­об­щаю­щая до­пол­нит. под­роб­но­сти – что ме­сто­по­ло­же­ние Кре­ста ука­зал ие­ру­са­лим­ский иу­дей по име­ни Иу­да, впо­след­ст­вии став­ший еп. Ие­ру­са­лим­ским, а под­лин­ность Кре­ста Хри­сто­ва бы­ла до­ка­за­на вос­кре­ше­ни­ем умер­ше­го, ко­то­ро­го слу­чай­но про­но­си­ли ми­мо. Треть­ей вер­сии сле­ду­ет, в ча­ст­но­сти, Алек­сандр Мо­нах (527–565), ав­тор по­хваль­но­го Сло­ва Кре­сту, ко­то­рое долж­но чи­тать­ся на празд­ник Воз­дви­же­ния со­глас­но ли­тур­гич. па­мят­ни­кам ви­зант. тра­ди­ции и где впер­вые упо­ми­на­ет­ся сам тер­мин «воз­дви­же­ние». Точ­ная да­та об­ре­те­ния Кре­ста Гос­под­ня не­из­вест­на; пред­по­ло­жи­тель­но оно про­изош­ло в 325 или 326.

Вос­по­ми­на­ния об­ре­те­ния Св. Кре­ста пер­во­на­чаль­но бы­ли со­став­ным эле­мен­том празд­нич­ных тор­жеств в честь Об­нов­ле­ния (ос­вя­ще­ния) Мар­ти­риу­ма, гл. ие­ру­са­лим­ской ба­зи­ли­ки (ос­вя­ще­на ок. 335), воз­двиг­ну­той близ Гол­го­фы и пе­ще­ры Гро­ба Гос­под­ня. День Об­нов­ле­ния Мар­ти­риу­ма и хра­ма Вос­кре­се­ния (Гро­ба Гос­под­ня) – 13 или 14 сен­тяб­ря – в Ие­ру­са­лим­ской церк­ви празд­но­вал­ся еже­год­но с боль­шой тор­же­ст­вен­но­стью и к кон. 4–5 вв. от­ме­чал­ся на­рав­не с Пас­хой и Бо­го­яв­ле­ни­ем в те­че­ние 8 дней. На­чи­ная с 6 в. зна­че­ние празд­ни­ка Воз­дви­же­ния ста­ло по­сте­пен­но пре­об­ла­дать. К 7 в. тес­ная связь празд­ни­ков Об­нов­ле­ния и Воз­дви­же­ния пе­ре­ста­ла ощу­щать­ся. Впо­след­ст­вии имен­но Воз­дви­же­ние ста­ло осн. празд­ни­ком; празд­ник Об­нов­ле­ния ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма Вос­кре­се­ния со­хра­нил­ся, но сде­лал­ся пред­празд­нич­ным днём пе­ред Кре­сто­воз­дви­же­ни­ем.

По Ти­пи­ко­ну Ве­ли­кой церк­ви, от­ра­жаю­ще­му со­бор­ную прак­ти­ку Кон­стан­ти­но­по­ля 9–12 вв., празд­ник Воз­дви­жения – 5-днев­ный празд­нич­ный цикл, на­чи­нав­ший­ся 10 сент. В день празд­ни­ка 14 сент. бо­го­слу­же­ние от­ли­ча­лось тор­же­ст­вен­но­стью; по­сле ве­ли­ко­го сла­во­сло­вия ут­ре­ни со­вер­шал­ся чин Воз­дви­же­ния Кре­ста, за­тем на­чи­на­лась Бо­же­ст­вен­ная ли­тур­гия. В па­мят­ни­ках сту­дий­ской тра­ди­ции то­го же вре­ме­ни бо­го­слу­же­ние празд­ни­ка Воз­дви­же­ния име­ет прак­ти­че­ски сфор­ми­ро­вав­ший­ся вид – сло­жил­ся кор­пус чте­ний (в це­лом сле­дую­щий Ти­пи­ко­ну Ве­ли­кой церк­ви) и пес­но­пе­ний и т. д.

Со­глас­но при­ня­то­му ны­не в пра­во­слав­ной церк­ви Ие­ру­са­лим­ско­му ус­та­ву, имею­ще­му в сво­ей ос­но­ве сту­дий­скую тра­ди­цию, празд­нич­ный цикл Воз­дви­же­ния со­сто­ит из пред­празд­н­ст­ва 13 сент. (со­еди­нён­но­го с празд­ни­ком Об­нов­ле­ния ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма Вос­кре­се­ния), са­мо­го празд­ни­ка 14 сент. и 7 дней по­праздн­ст­ва, вклю­чая от­да­ние 21 сен­тяб­ря. Служ­ба 14 сент. со­вер­ша­ет­ся, по ус­та­ву Гос­под­ских дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, в ка­фед­раль­ных хра­мах и мо­на­сты­рях (а в греч. тра­ди­ции – по­все­ме­ст­но), в кон­це ут­ре­ни со­вер­ша­ет­ся чин Воз­дви­же­ния Кре­ста (но да­же ес­ли чин не со­вер­ша­ет­ся, все­гда бы­ва­ет из­не­се­ние Кре­ста из ал­та­ря для по­кло­не­ния).

«Воздвижение Креста». Миниатюра из Греко-грузинской рукописи. Кон. 15 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).

Архив «Православной энциклопедии»

«Воздвижение Креста». Икона-таблетка из собора Святой Софии в Великом Новгороде. Кон. 15 – нач. 16 вв. Новгородский государственный объединённый архитектурно-художественный музей-заповедник.

«Обретение Креста». Фрагмент фрески из цикла «История Креста» в хоре церкви Сан-Франческо в Ареццо. 1452–64. Художник Пьеро делла Франческа.

Ико­но­гра­фия Воз­дви­же­ния Кре­ста су­ще­ст­ву­ет в двух не­за­ви­си­мых ва­ри­ан­тах – сим­во­ли­ко-дог­ма­ти­че­ском и ис­то­ри­че­ском. В 1-м слу­чае Воз­дви­же­ние Кре­ста пред­став­ля­ет­ся в кон­тек­сте бо­го­слу­же­ния празд­ни­ка, во 2-м – ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся сце­на под­ня­тия Кре­ста еп. Ие­ру­са­лим­ским Ма­ка­ри­ем. 1-й ва­ри­ант по­яв­ля­ет­ся в ви­зантийских ми­ниа­тю­рах 10–11 вв. (Ми­но­ло­гий Ва­си­лия II, 976–1025, Биб­лио­те­ка Ва­ти­ка­на; гру­зин­ский ко­декс Си­нак­са­ря За­ха­рия Ва­лаш­керт­ско­го, 1030, Ин-т ру­ко­пи­сей АН Гру­зии, Тби­ли­си). Ча­ще все­го епи­скоп с Кре­стом сто­ит на ам­во­не, ок­ру­жён­ный кли­ри­ка­ми. В серб. рос­пи­сях 14 в. (ц. Бла­го­ве­ще­ния в Гра­ча­ни­це, ц. Воз­не­се­ния в Де­ча­нах) в этой сце­не впер­вые по­яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние им­пе­ра­то­ра. В зап.-ев­роп. иск-ве в со­став фре­ско­вых и гра­вюр­ных цик­лов 14–15 вв., по­свя­щён­ных ис­то­рии Кре­ста Гос­под­ня, вхо­дит изо­бра­же­ние «ис­то­ри­че­ско­го» Воз­дви­же­ния (рос­пи­си А.  Гад­ди в ц. Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция, 1380; фре­ски Пье­ро дел­ла Фран­че­ска в ц. Сан-­Фран­че­ско в Арец­цо, 1452–64; цикл гра­вюр «Ис­то­рия Св. Крес­та», из­да­тель – И. Вель­де­нер, Ку­лем­бург, 1484). На Ру­си, в от­ли­чие от Ви­зан­тии, В. К. Г. ста­ло сю­же­том осо­бой ико­ны празд­нич­но­го ря­да ико­но­ста­са, с ори­ги­наль­ной ико­но­гра­фи­ей: ар­хи­епи­скоп рас­по­ло­жен ли­цом к мо­ля­щим­ся и под­ни­ма­ет Крест над го­ло­вой, его под­дер­жи­ва­ют под ру­ки два диа­ко­на, под ки­во­ри­ем сто­ят имп. Кон­стан­тин и имп. Еле­на (ико­на-таб­лет­ка из собора Св. Со­фии в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, кон. 15 – нач. 16 вв.). В 16 в. на не­ко­то­рых рус. ико­нах В. К. Г. по­яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние ко­лон­ны с кон­ной ста­ту­ей имп. Юс­ти­ниа­на, бла­го­да­ря че­му уточ­ня­ет­ся ме­сто дей­ст­вия (храм Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле). Имя пат­ри­ар­ха ино­гда пи­шет­ся как Силь­вестр (па­па Рим­ский, уча­ст­во­вав­ший, по пре­да­нию, в по­ис­ках Ис­тин­но­го Кре­ста в Ие­ру­са­ли­ме и по­слав­ший бе­лый кло­бук нов­го­род­ским ар­хи­епи­ско­пам). В 16–17 вв. В. К. Г. в пост­ви­зан­тий­ской и рус. ико­но­пи­си не­ред­ко со­че­та­ет­ся с сю­же­том Об­ре­те­ния Св. Кре­ста имп. Еле­ной. В кон. 17–18 вв. Крест обыч­но изо­бра­жа­ют вы­ше че­ло­ве­че­ско­го рос­та, в ме­ру под­лин­но­го Кре­ста Гос­под­ня. На За­па­де со­хра­ня­ет­ся «ис­то­ри­че­ский» тип В. К. Г., в 16–17 вв. этот сю­жет встре­ча­ет­ся ред­ко (К. де Фи­гу­эй­ре­до, ал­тарь со­бора Св. Кре­ста в Ко­им­бре, 1522–30). В 18 в. В. К. Г. из­вест­но в со­ста­ве не­сколь­ких фре­ско­вых ан­самб­лей (фре­ски со­бо­ра бе­не­дик­тин­цев в Виб­лин­ге­не, 1778–80, худ. И. Зик).

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу Господских двунадесятых, то есть самых больших православных праздников.

Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы – места распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году.

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Основным действием праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения верующим, при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Император Адриан (117–138) приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Только через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Произошло это во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306–337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной её части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Равноапостольный император Константин, с помощью Божией одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши».

Константин, желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, отправляется в Иерусалим со своею матерью, благочестивой царицей Еленой, с письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Елена начала в Иерусалиме археологические раскопки, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Гора Голгофа, на которой распяли Иисуса Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Еленой оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня – то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа – обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов – Христов.

Крест Господень опознали по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Также есть предание, что от возложения Креста Господня воскрес умерший – его проносили мимо для погребения. Отсюда и название – Животворящий Крест.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположён во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361–363) он принял мученическую смерть за Христа.

После обретения Креста Господня предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда – Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Иисус Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет и был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день после освящения храма и стало принято праздновать Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Впоследствии Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке.

После победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения Святого Креста из плена в 629 году стали праздновать и второе обретение Креста Господня.

Христианскую святыню захватил в плен персидский царь Хосрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда византийская армия разбила персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам Византийский император Ираклий.

По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает Ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный Путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и беспрепятственно вошёл в ворота.

О дальнейшей судьбе Креста Господня нет единого мнения. По одним источникам Животворящий Крест оставался до 1245 года в том виде, в каком он был обретён при святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесён по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

История о монастыре, возведённом по указу царицы Елены в честь Животворящего Креста Господня

Покидая Палестину, царица Елена распилила Крест Господень и взяла с собой лишь его часть. Во время обратного пути из Палестины в Константинополь Святая Елена основала несколько обителей, в каждой из которых оставляла частички Животворящего Креста. Этому предшествовали значимые события. Согласно легенде корабль царицы Елены застал шторм и было принято решение укрыться и переждать стихию в одной из бухт у побережья Кипра.

Ночью Елена увидела дивный сон, в котором ей явился Ангел и сказал, что необходимо построить монастырь и оставить в нём часть Креста Господнего. На следующий день было обнаружено, что с корабля таинственным образом исчез один из крестов. Позже Святая Елена и её спутники увидели этот крест, парящим в воздухе над вершиной горы Олимп.

Благодаря этому знамению царица Елена приняла решение о необходимости возведения монастыря именно на этом месте. Она собственноручно заложила камень в фундамент постройки и подарила церкви один из больших крестов и частицу от Креста Господнего.

Так в 326 году на 700-метровой горе появился Монастырь Ставровуни, который стоит там и поныне. Он неоднократно подвергался нападениям завоевателей, которых было немало за долгую историю монастыря.

В наши дни монастырь Ставровуни полностью восстановлен и продолжает оставаться святым местом для паломников.

Возвышаясь над уровнем моря, монастырь открывает своим посетителям необыкновенный, завораживающий вид. Стоя на смотровой площадке, ощущаешь какое-то необыкновенное чувство невесомости и единения с чем-то действительно великим.

Икона, приобретённая председателем Кипрского отделения ИППО Л. А. Булановым в монастыре «Ставровуни»

На Кипре было построено много храмов и монастырей в честь Животворящего Креста. Вот лишь некоторые из них:
Монастырь Святого Креста. Деревня Омодос.
Монастырь Святого Креста. Деревня Кука.
Монастырь Миртового Креста. Недалеко от деревни Тсада.
Храм Честного Креста. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Платаниса.
Церковь Святого Креста. Деревня Агия Ирини.
Церковь Святого Креста. Деревня Пелендри.

Поэтому на Кипре праздник Воздвижения Креста Господня отмечают с особым почтением и благоговением. А в кипрских семьях детям очень часто дают имена Ставрос (мальчикам) и Ставрулла (девочкам) в честь Святого Креста, почитая особую роль этой христианской реликвии в судьбе и истории своего острова.

На Руси существуют также народные традиции, связанные с праздником Воздвижения Креста Господня.

На Воздвижение соблюдают строгий пост. Кто держит пост, у того жизнь складывается удачно, и он получает прощение всех своих грехов.

В новых храмах колокола и кресты на маковки ставятся только в этот день.

На Воздвижение «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась». Воздвижение празднуется 27-го сентября. В народе считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме. Настоящих зимних морозов ещё не будет, но заморозки с этого дня уже становятся нормой для погоды. Днём можно ходить в расстёгнутой куртке, но утром и вечером нужно одеваться теплее.

На Воздвижение последние птицы отправляются на зимовку. Если вы увидели последний отлёт птиц в этот день, можно загадать желание, и оно обязательно исполниться.

На Воздвижение – осень к зиме быстрее движется. Этот день в народе считался окончанием «бабьего лета».

На Воздвижение «двери на замке, чтобы гады в дом не попали». Именно в этот день все змеи начинают прятаться по своим норам на зимовку. Чтобы змеи не заползли в дом, принято держать двери закрытыми. Будьте в этот день внимательны и не оставляйте двери открытыми.

Чтобы защитить свои дома от бед, в былые времена люди рисовали над дверями кресты – светлый знак не давал «злу» проникнуть в жилище и нарушить благополучие семьи.

На Воздвижение наши предки защищали не только свои дома, но и дороги. Кресты возле дорог были полезны для путников: тот, кто находился в долгом пути, мог остановиться, поклониться кресту.

Поля, с которых убрали урожай, обносили иконами, вознося к Богу просьбу послать хлеб насущный и на будущий год. Люди совершали крестный ход вокруг деревни.

На Воздвижение начинали делать зимние запасы. Особое внимание уделялось капусте, потому праздничные дни иногда именовали «капустницами». Были распространены так называемые «вечера-капустники» – весёлые посиделки. Нарядные девушки ходили в гости рубить капусту, и работа сопровождалась песнями и весёлыми разговорами. Юноши во время таких посиделок приглядывали себе будущих невест. Гостей угощали блюдами из капусты.

Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

14 сентября Праздник Воздвижения Креста Господня — Провиденсская епархия, Род-Айленд

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. — Иоанна 3:16

Чтения

Святые Мессы

В праздник Воздвижения Креста Господня (или Крестовоздвижения) мы чтим Святой Крест, которым Христос искупил мир. Согласно ранним источникам, публичное почитание Креста Христова зародилось в четвертом веке. Чудесное обретение креста 14 сентября 326 г. святой Еленой, матерью Константина, во время паломничества в Иерусалим, стало началом традиции празднования в этот день праздника Воздвижения Креста. Позже Константин построил храм Гроба Господня на месте обнаружения ею креста. Во время этого же паломничества она приказала построить еще две церкви: одну в Вифлееме у Грота Рождества, другую на горе Вознесения, близ Иерусалима.

Христиане «превозносят» (возвышают) Крест Христов как орудие нашего спасения. Поклонение Кресту есть, таким образом, поклонение Иисусу Христу, Богочеловеку, страдавшему и умершему на этом римском орудии пыток для нашего искупления от греха и смерти. Крест представляет Единую Жертву, которой Иисус, послушный даже до смерти, совершил наше спасение. Крест — это символическое обобщение Страстей, Распятия и Воскресения Христова — все в одном образе.

Крест — из-за того, что он представляет — является наиболее мощным и универсальным символом христианской веры. Он вдохновил как литургические, так и частные богослужения: например, Крестное знамение, которое является призывом к Святой Троице; «маленькое» крестное знамение на голове, устах и ​​сердце при чтении Евангелия; молиться о Станциях (или Пути) Креста; и Почитание Креста верующими в Страстную Пятницу целованием ног образа распятого Спасителя.

Размещение распятия (креста с изображением тела Христа на нем) в церквях и домах, в классах католических школ и других католических учреждений или ношение этого изображения на себе является постоянным напоминанием — и свидетельством — о Окончательный триумф Христа, Его победа над грехом и смертью через Его страдания и смерть на Кресте.

Мы помним слова Господа нашего: «Кто не берет крест свой и не следует за Мною, недостоин Меня. Нашедший душу свою потеряет ее, и потерявший душу свою ради Меня обретет» (Мф 10:38,39).). Размышляя над этими словами, мы соединяемся — наши души и тела — с Его послушанием и Его жертвой; и мы радуемся этому бесценному дару, благодаря которому у нас есть надежда на спасение и слава вечной жизни.

(фото: Святой Крест — Сан-Клементе, Рим; Фрагмент мозаики апсиды, 12 век)

Праздник Воздвижения Креста Господня

14 сентября (по григорианскому календарю)
27 сентября (по юлианскому календарю)

Этот великий праздник в самом начале христианского года, следующего за Рождеством Божией Матери 8 сентября, провозглашает, что Крест стоит твердо, а земля вращается, как говорили отшельники древности. Крест имеет значение для всего мира. Иисус сказал: « Если Я вознесусь от земли, то привлечу к Себе все народы».

В этот день Крест возносится на четыре стороны земли и нисходит даже в ад, чтобы мир спасся. Он поднимается пять раз, лицом к востоку, югу, западу, северу и снова востоку. Весь мир охвачен. Мы находим в Экспостиларионе эту идею:

Крест — хранитель всей земли.

Крест — красота Церкви.

Крест — сила королей.

Крест — опора верующих.

Крест — слава ангельская и чудо бесовское.

Дата 14 сентября -го года напоминает об обретении святой Еленой Креста в Иерусалиме и освящении церкви Воскресения Христова, построенной ее сыном святым Константином и освященной в 335 году.0006

Св. Иоанн Златоуст, писавший в 395 г., в проповедях на св. Иоанна (евангелиста), говорит о трех крестах, обнаруженных императрицей Еленой под курганом Голгофы.

В начале V -го -го века Руфин и Паулин из Нолы записывают чудеса, по которым святая Елена и святой Макарий, епископ Иерусалимский, узнали истинный Крест Христов.

Из Константинополя праздник распространился на другие христианские центры. Его праздновали в Риме в конце седьмого века.

Важность праздника показана приготовлением в воскресенье накануне, когда послание из Галатам 6:1–18 напоминает нам об учении св. Павла:

Крест Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».

 

В Евангелии от Иоанна 3:13–17 читаем:

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Он может иметь жизнь вечную».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts