Праздники господни: Праздники Господни — профессор Константин Петрович Победоносцев
Ветхозаветное святилище представляло собой уникальное явление. Прообразное служение в нем, различные ритуалы и жертвоприношения указывали на разные стороны служения Иисуса Христа. Однако кроме индивидуального служения, в котором участвовал человек и священник и человек лично от себя приносил жертву, существовали и общенациональные, календарные ритуалы. В них участвовал весь народ и священники совершали определенные жертвоприношения за весь народ. Во святилище было пять видов такого служения: ежедневное, еженедельное, ежемесячное, ежегодное и циклическое. О ежедневном служении говорилось выше. Каждый день утром и вечером священник приносил всесожжение с хлебным приношением и возлиянием, поддерживал огонь в светильнике, воскурял фимиам и носил на нагруднике пред Господом имена сынов Израилевых. Еженедельное служение совершалось по субботам. Тогда в двойном размере приносилось всесожжение и возлагались хлебы предложения на стол во Святом отделении. Ежемесячное служение заключалось в совершении праздника новомесячье, циклическое – в соблюдении определенных годовых циклов. Об этом подробно в следующем ракзделе. О ежегодном служении повествует нам книга Левит 23 глава и книга Числа 28 и 29 главы. В двадцать третьей главе книги Левит говорится о праздниках и субботах Господних. Эти дни не всегда выпадали на субботу, но работать было нельзя и народ собирался у Храма, принося жертву Господу. Это были Пасха, Праздник снопа, Пятидесятница, Праздник Труб, Йом Киппур и Кущи. Три назывались праздниками Господними Праздник снопа, Пятидесятница и Кущи, остальные три – субботами. О субботах выше уже говорилось. О праздниках Господних пойдет речь в этой главе. Новомесячья. В приближении новолуния многие израильтяне ложились спать позже, наблюдая за тем, как появится Луна. Во времена Христа о начале нового месяца сообщал специальный совет, состоящий из трех человек, включая первосвященника. Они собирались в храме для того, чтобы выслушать свидетелей, которые приходили и заявляли, что видели новый месяц. Синедрион устраивал специальный обед для того, чтобы привлечь как можно больше свидетелей. Когда наступление новолуния было окончательно подтверждено, в темном ночном небе над Елеонской горой вспыхивал факел, свет которого был виден далеко вокруг, и особые наблюдатели, стоящие на других холмах, в свою очередь, тоже зажигали факелы. И так своеобразная факельная эстафета оповещала весь Израиль о наступлении нового месяца – радостного праздника. Израильтяне считали своей святой обязанностью жить по Богом определенному времени. И точное наблюдение нового месяца было весьма важно. Мы знаем, что Пасха праздновалась четвертого нисана. Через пятьдесят дней после этого праздновалась Пятидесятница. Праздник труб и День искупления праздновались в первый и десятый день седьмого месяца. В книге Левит, 23 главе, эти дни месяца указаны совершенно определенно и точно. И чтобы не пропустить эти важные праздники, всегда необходимо было точно определить первый день месяца. Новомесячье всегда было радостным событием. Асаф, в Псалме 80, пишет: « Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова; возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева» (Пс. 80:2-5). В день новомесячья люди всегда собирались на пир (1 Царств 20). Однако центральным событием новомесячья являлось жертвоприношение. Книга Чисел подчеркивает, что в этот день приносилась особая жертва всесожжения (Числ. 28:11-14). Кроме всесожжения, за грех всего народа приносилась жертва. Все эти жертвоприношения очень четко связывали в сознании людей Бога-Творца времени — с заместительной жертвой. Без жертвоприношений празднование новомесячий не было угодно Богу. Эта истина становится особо понятной нам, христианам, читающим слова апостола Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» Ин. 1:2. Новомесячье – это один из календарных праздников, которые Бог повелел соблюдать. Однако Господь замыслил, чтобы люди наблюдали не только месяцы, но и годы. Каждый седьмой год считался особым (Лев. 25:2-7). В этот год нельзя было ничего сеять, и Господь обещал обильные благословения на шестой год, когда люди могли сделать запасы сразу на два года вперед. По прошествии же семи таких семилетних периодов наступал Юбилейный год. Это было время, когда каждого раба следовало отпустить на свободу, а заимодавец должен был списать все долги должникам своим. Представьте себе человека, который остался ни с чем. Неурожай или другие несчастья привели его семью на грань голода. Не имея средств, чтобы отдать долги, не имея пропитания, он вынужден продать все свое имущество и самого себя вместе с семьей в рабство. Однако Господь категорическим образом запрещал народу израильскому держать рабов пожизненно. И как бы тяжки ни были годы рабства, каждый из них приближал тот желанный день, когда раб вновь обретал свободу и возвращал потерянное имущество. Воистину, Юбилейный год был годом великой радости и особого духовного общения с Богом. Год этот служил как бы предвестником глобального эсхатологического освобождения, которое должен был принести на Землю Мессия. Недаром Иисус Христос, когда объявил Себя Спасителем мира, прочитал текст, записанный в книге пророка Исайи, 61гл. Каждый из нас, находящихся в тяжком рабстве на скованной грехом земле, может предвкушать счастье освобождения, которым одарит нас Господь в день Своего явления. Заметим также, что Бог повелел ветхозаветным людям наблюдать время не только ради праздников, которые должны были праздноваться “каждый во время свое”, но и чтобы они могли определять годы, оставшиеся до пришествия Мессии. Говоря о календарных праздниках, невозможно не упомянуть о дне субботнем. В этот день в святилище совершалось особое богослужение. Приносилась двойная жертва. Но самое важное служение совершал священник во Святом. В этот день менялись “хлебы предложения”. Некоторые богословы утверждают. что наличие “хлебов предложения” свидетельствовало о традиционном языческом культе “кормления божества”. Мы говорили уже об этом культе и о том, что вся система ветхозаветного служения показывала, что Господь Бог не нуждается в человеческой пище. В случае с “хлебами предложения” Бог конкретным образом повелевает священникам съедать этот хлеб. Очень важен тот факт, что “хлебы предложения” менялись по субботам. Бог, тем самым, связывал этот ритуал с днем, который указывал на Него, как на Творца. Хлеб является каждодневной пищей человека. “Хлебы предложения” (по-еврейски, “хлебы, положенные перед лицом”) указывали на Бога, который дает насущный хлеб. Он, Творец всего сущего, повелевает земле производить его. В молитве, которой учил Иисус Христос, также звучат эти слова: “хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Сегодня мы не должны забывать, что Бог, сотворивший небо и землю, творит нам и наш насущный хлеб.
Праздник возношения снопа.
Ритуал замены хлебов предложения, совершаемый каждую субботу, открывает перед нами цикл из трех праздников, связанных с урожаем. Открывал этот цикл Праздник вознесения первого снопа, который праздновали на третий день после Пасхи. О ритуале повествует нам книга Левит 23:9-14: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина; никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших.» Церемония начиналась вечером. Люди выходили на свои ячменные поля и сжинали первый сноп. До утра его держали в корзине, и на следующий день из каждого селения отправлялась группа паломников, чтобы принести свой первый сноп священнику. Талмуд повествует о том, что священник выходил на окраину города, чтобы встретить странников, и шел вместе с ними к храму. Вместе они проходили по улицам города, декламируя отрывок из Второзакония 26:5, 8-10: «…Отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; …и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесам и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед; итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим…»
В храме священник брал сноп, поднимал его высоко над головой, покачивая им из стороны в сторону во всех направлениях. Это действие символически подтверждало силу Божью, Творца неба и земли, благословляющего всякий урожай. Только с этого момента люди могли начинать сбор урожая. Ветхозаветное служение придавало огромное значение принесению пред лице Господа первых плодов. Все на земле — от новорожденного младенца до ягненка — было приносимо и посвящаемо Господу. Посвящение первых плодов освящало весь урожай. На этот праздник приносилась особая жертва Господу во всесожжение, что тем самым снова указывало на грядущего Мессию, которому человечество обязано урожаем первых плодов. Новый Завет, продолжая издревле знакомую израильтянам терминологию, иллюстрирует множество духовных уроков. Например, всем хорошо известный перечень “плодов духа”, произрастающих в сердце посвященного христианина. Но самый яркий, самый значительный пример “первого плода” — это, конечно же, Иисус Христос, ставший “первенцем из мертвых”. В 31г. н.э. праздник вознесения снопа, благодаря провидению Божьему, совпал с самым знаменательным событием в истории человечества: воскресением Иисуса Христа.
Пятидесятница.
Через пятьдесят дней после Потрясания снопа наступал один из самых радостных праздников в годовом цикле древнего Израиля — Пятидесятница. Это был один из тех трех особых дней, когда Господь призывал весь израильский народ придти и явиться в храме Господнем пред лице Божие (Исх. 23:14-16). На Пятидесятницу собиралось множество народа; и стар, и мал спешили в Иерусалим, чтобы отпраздновать сразу два события, совершавшиеся в этот день. Во-первых, это был праздник урожая. 16 ст. 21 гл. Книги Исход называет его “праздником жатвы первых плодов”. В этот день заканчивался сбор зерновых. Народу было предписано ни в коем случае не есть плодов нового урожая до тех пор, пока не произойдет его посвящение на празднике Пятидесятницы (Лев. 23:14). Как и в остальные праздники, центром всего ритуального служения было жертвоприношение. Об этих жертвоприношениях нам сообщается в книге Левит, 23:16-20: «До первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу; вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную; священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику». Особой, отличительной особенностью этого жертвоприношения было принесение пред Господом двух квасных хлебов. Эти хлебы не сжигались на жертвеннике, как “приношение хлебное”. Выпеченные из муки нового урожая, они возносились пред Господом, подобно снопу потрясания. Этот ритуал и являлся знаком посвящения нового урожая. После этого все собранное зерно можно было употреблять в пищу. Исследователь Эдерсхейм, говоря о значении принесения пред Господом квасных хлебов, подчеркивает разницу между потрясанием снопа и этим праздником: «Если пасхальный агнец, хлебное приношение и первый сноп представляли смерть и воскресение Иисуса Христа, Который не совершая греха, дает силу победить грех, то квасной хлеб Пятидесятницы представляет ответ Израиля на благословение спасения». Интересно заметить в этой связи, как последующие исторические события совпали с циклом праздников. Если воскресение Иисуса Христа вместе с умершими праведниками на третий день после Пасхи дало новый импульс и новое понимание плана спасения апостолам, то уже через 7 седьмиц (50 дней) этот первый «сжатый сноп» превратился в богатый урожай, когда Дух Святой сошел на учеников Иисуса, и 3 тысячи человек приняли весть Евангелия. Праздник Пятидесятницы имеет еще одно важное значение. Для того, чтобы раскрыть его, вернемся к далеким событиям Исхода. Книга Исход 19:1, сообщает, что народ израильский достиг подножья горы Синай в первый день третьего месяца. Мы знаем, что само событие Исхода произошло в пятнадцатый день первого месяца. Таким образом, прошло 45 дней с того момента, когда Бог вывел Свой народ из Египта. На третий день после того, как они расположились станом у горы Синай, Моисей поднялся на гору, где и получил от Бога 10 заповедей. В иудейской традиции Пятидесятница считается годовщиной получения Закона. Раввин Эхель Эккштейн, говоря о празднике Пятидесятницы, подчеркивает: «Отсчитывая 49 дней между Пейсахом (Пасхой) и Шавуотом (Пятидесятницей), тем самым связывая их, еврей заявляет, что человек не получает полную свободу через физическое освобождение. Исход из Египта является неполным без духовного освобождения». Современные исследователи подчеркивают еще один интересный факт. Год спустя после получения Закона произошло посвящение скинии. Об этом записано в книге Чисел, 7, 8 гл. В это время израильский народ двинулся от горы Синай в землю обетованную. Одновременно с этим было завершено строительство скинии и началось служение в ней. В 4 и 5 главах книги Откровение повествуется о том, как Иоанн был приглашен в небесное святилище. Там он увидел Бога, восседающего на престоле, подле которого находились четыре херувима и двадцать четыре старца, воскресшие вместе со Христом*. Затем он увидел как Всевышний Судья держит в руке книжный свиток, запечатанный семью печатями и не было достойного открыть и снять печати с него. Спустя некоторое время Иоанн видит: «вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5:6). Это не простой агнец, принесенный жертву. Он наделен Духом Святым, и более того, о Нем говорят что Он – «лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5). Вся вселенная объединяется в прославлении Агнца. Двадцать четыре старца поют Ему особую песнь. Они берут в руки полные чаши фимиама и воспевают: «достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9-10). Старцы держат в руках чаши с фимиамом. Этот фимиам должен возлагаться на золотой жертвенник благовонных курений и делать это могут только помазанные священники**. Христос смертью Своей соделал их священниками и стал их первосвященником. Служение в небесном святилище было открыто. Богословы называют видение 4 и 5 глав книги Откровение инаугурацией святилища***. Точно так же как на вторую пятидесятницу после исхода было открыто служение в скинии собрания, на пятидесятый день после исполнения праздника снопов (воскресения Иисуса) было открыто служение в небесном святилище. Неотъемлемой частью инаугурационной церемонии являлось помазание первосвященника. Об этом событии пророчествовал псалмопевец, об исполнении пророчества писал апостол Павел. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс 44:8, Евр 1:9). Елей стекал по бороде и даже по краям одежды первосвященника. Так это описывает Давид: «драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс 132:2). Но Христос был помазан не обычным елеем. Он, единственный, был помазан Святым Духом. Многие исполнялись Духа Святого, о некоторых сказано, что Дух Святой почил на них. Но помазан Им только Христос. Именно по этому его имя таково. Христос по-гречески машиах по-еврейски, означает помазанник. О нем писал Исаия, что Дух Святой помазал Его (Иса 61:1). В тот великий день пятидесятницы, когда Иисус был помазан первосвященником в небесном храме, Дух Святой как драгоценный елей стек с краев Его риз, низошел на землю в виде огненных языков и почил на учениках Христа. Так праздник пятидесятницы нашел свое антитипическое исполнение. На небе было открыто служение во святилище, на земле образовалась первая церковь.
Праздник кущей.
Этот праздник по своему размаху превосходил все. Он продолжался целую неделю. Такого количество всесожжений не было ни на одном из праздников. «И в пятнадцатый день седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте и празднуйте праздник Господень семь дней; и приносите всесожжение, жертву, приятное благоухание Господу: тринадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев; без порока пусть будут они; и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на каждого из тринадцати тельцов, две десятых части ефы на каждого из двух овнов, и по десятой части ефы на каждого из четырнадцати агнцев, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения его и возлияния его. И во второй день двенадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния их. И в третий день одиннадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его. И в четвертый день десять тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его. И в пятый день девять тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его. И в шестой день восемь тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его. И в седьмой день семь тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его» (Чис. 29:12-34). Сверх постоянного всесожжения, совершавшегося утром и вечером, за все дни во всесожжение приносилось 84 тельца, 98 агнцев и 14 овнов. По сравнению с всесожжениями, которые приносились в другие праздничные дни количество овнов и агнцев на каждый день было в два раза больше обычного. Количество тельцов было неимоверным. Все это говорит о том что это был праздник над праздниками. Он был посвящен последнему осеннему урожаю винограда. Но о самом необычном ритуале на этом празднике повествует 23 глава книги Левит: «В пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах» (Лев 23:39-42). Не проходило и недели после завершения Йом Киппура и пост сменялся праздничным весельем. Люди повсюду строили шалаши. В каждой куще был накрыт праздничный стол все шесть дней. По традиции крыша шалаша делалась таким образом, чтоб сквозь нее можно было видеть небо. Днем солнце, ночью – луну и звезды. Таким образом израильский народ с радостью вспоминал свое сорокалетнее пребывание в пустыне. Несмотря на все лишения и неудобства кочевой жизни, это было особое время для народа. Бог непосредственно пребывал с ними. Днем в столпе облачном, ночью – столп огненный сопровождал их. Подумать только, Бог, царь вселенной оставил все пребывал со Своим народом, никуда не отлучаясь, сорок лет. Возможно ли такое? В книге Откровение повторяется так же повествуется о сборе последнего урожая. Победным гимном 18 главы завершается небесный Йом Киппур. Громким кличем раздается последний призыв ко всем любящим Бога: «Выйди от нее народ Мой». Эти же самые события описаны в 14 главе. Там после вести, возвестившей Вавилона и суд над поклоняющимися образу зверя, выходит Ангел с верпом. «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата» (Откр. 14:14-16). Христос собрал всех, кто решил последовать за Ним в Свои закрома. Так он обещал еще когда был на земле. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Иоан. 10:16). Это урожай Христов. Но за Иисусом следует другой ангел, но он сжиная собирает остальных «в великое точило гнева Божия» (Откр 14:19). Это последняя жатва Йом Киппура. Но по завершении этой жатвы «Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:2-4). Новый Иерусалим стал великой кущей*, в которой Бог обитает со всеми людьми одновременно и постоянно. Не сорок лет, как это было в пустыне, а всю вечность. Не в разных шалашах, а в одном огромном «двенадцать тысяч стадий» по длине, ширине и высоте уместится все спасенные и тогда Христос соберет всех на великую «брачную вечерю Агнца» (Откр 19:9). * Видение 4 главы книги Откровение схоже с тем, что видел пророк Иезекииль в начале своего служения. Тот же престол Божий и Сидящий на нем, те же живые существа подле престола. Но нет 24 старцев. Богословы предполагают, что это были люди воскресшие в момент смерти Христа, как об этом записано в Евангелии от Матфея 27:52. Христос взял их с Собой в небесное святилище и они были там священниками, представляя 24 череды; а так же свидетелями славного воскресения Иисуса (по два от каждого колена израилева). ** Царь Озия был сурово наказан за попытку воскурить фимиам (2 Пар. 26:19) *** Подробно об этом написано в книге профессора Кеннета Стренда «Семь основных видений книги Откровение». * Греческое слово скейне по-русски означает шатер. В Синодальной Библии это слово иногда передается транслитерацией как скиния, а иногда – как куща.
|
Ветхий Завет : Левит : Глава 23 / Патриархия.ru
1 | И сказал Господь Моисею, говоря: | |
2 | объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои: | |
3 | шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. | |
4 | Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: | |
5 | в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; | |
6 | и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; | |
7 | в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; | |
8 | и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. | |
9 | И сказал Господь Моисею, говоря: | |
10 | объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; | |
11 | он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; | |
12 | и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, | |
13 | и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина; | |
14 | никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших. | |
15 | Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, | |
16 | до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: | |
17 | от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу; | |
18 | вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов [без порока]; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. | |
19 | Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную [вместе с хлебом первого плода]; | |
20 | священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, [который приносит, это принадлежит]; | |
21 | и созывайте народ в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши. | |
22 | Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш. | |
23 | И сказал Господь Моисею, говоря: | |
24 | скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]; | |
25 | никакой работы не работайте и приносите жертву Господу. | |
26 | И сказал Господь Моисею, говоря: | |
27 | также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; | |
28 | никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; | |
29 | а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; | |
30 | и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; | |
31 | никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; | |
32 | это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу. | |
33 | И сказал Господь Моисею, говоря: | |
34 | скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; | |
35 | в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; | |
36 | в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте. | |
37 | Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, | |
38 | кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего приносимого по усердию вашему, что вы даете Господу. | |
39 | А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; | |
40 | в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; | |
41 | и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; | |
42 | в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, | |
43 | чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. | |
44 | И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних. |
Глава 22
Глава 24
Библейские праздники и еврейский календарь — ФИРМА Израиль
Праздники Господни
На протяжении веков еврейский народ соблюдал многие библейские праздники. Бог установил библейские праздники для Своего народа. А с тех пор, как Израиль стал независимым государством в 1948 году, некоторые из праздников стали официальными выходными днями в Израиле.
То, что мы обычно называем «иудейскими праздниками», правильнее было бы называть библейскими праздниками или «праздниками Господними». Тем более, что в Библии Бог называет эти праздники просто Своими. Только посмотрите, сколько раз эта фраза повторяется в одной главе книги Левит:
Это праздники Господни, священные собрания, которые вы должны провозглашать в назначенное время. (23:4) Вот праздники Господни , которые вы должны провозглашать священными собраниями. (23:37) Отмечайте его как праздник Господень… (23:41) И объявил Моисей сынам Израилевым праздники Господни. (23:44 )
В стране, где ходил Иисус, Его знают менее 1%. Поможете ли вы приоткрыть завесу в 2022 году?
Подробнее
Библейский праздник как святое собрание
Левит 23 кратко описывает все праздники Господни. Есть три ежегодных праздника, которые Господь повелел всему Израилю праздновать в Иерусалиме — Песах, Шавуот (Пятидесятница) и Суккот (Праздник Кущей) . Каждый праздник, независимо от того, когда и как он отмечается, называется одним и тем же: «святым собранием».
Созыв на иврите — «микра». Конкорданс Стронга описывает это слово как «нечто вызванное, т. е. публичное собрание (действие, лица или место)». Но это не просто какое-то «общественное собрание». В Писании за этим словом «микра» почти всегда следует слово «ко-деш», что переводится как «святой». Это не похоже на очередную «церковную тусовку». Это указывает на священное собрание, потому что Сам Бог призвал Израиль собраться вместе, и Он будет среди них.
Библейские праздники
Есть несколько христианских праздников, которые, как известно, совпадают с еврейскими. Мы знаем, что у Иисуса были пасхальные трапезы со Своими учениками. Позже эта трапеза стала известна как Тайная вечеря, и это произошло в ночь перед Его распятием.
Вы также можете помнить, что излияние Святого Духа произошло в праздник Пятидесятницы. Не все знают, но Пятидесятница – это библейский праздник седмиц, Шавуот. Так почему же мы не отмечаем оба праздника – иудейский и христианский – в один и тот же день?
Еврейский календарь
Это потому, что еврейский календарь немного отличается от западного григорианского календаря. Короче говоря, григорианский календарь солнечный. Это означает, что времена года определяются солнцем. По григорианскому календарю сейчас 2020 год. Наши годы начинаются в январе.
Еврейский календарь, напротив, лунный. Каждый месяц определяется фазами луны. В библейские времена год начинался ранней весной. Бог сказал, что месяц Пасхи был первым месяцем года. Однако в Израиле сегодня год начинается ранней осенью — но об этом чуть ниже.
День недели
В еврейском календаре день длится от одного заката до другого. Это определение восходит к библейскому описанию праздника Йом-Кипур в Левит 23:32, где говорится, что праздник длился «с вечера до вечера». Еврейский народ и государство Израиль до сих пор следуют этому правилу.
Именно поэтому самый священный день недели – Шаббат, по праву именуемый субботой, начинает отмечаться в пятницу вечером. И как только в субботу садится солнце, начинается новая неделя.
Когда Бог сотворил мир, Он сделал это за шесть дней. После того, как Бог сотворил мужчину и женщину, еще до того, как они получили возможность править творением, Он пригласил их отдохнуть. Адам и Ева начали свою жизнь на земле с общения со своим Творцом в субботу.
Из-за истории сотворения дни недели на иврите называются просто: День Первый (воскресенье), День Второй (понедельник), День Третий… Отсчет заканчивается Шаббатом, седьмым днем.
Иврит
Измерение времени в библейских праздниках
Бог так много открыл о Себе в библейских празднованиях. Иисус сказал: Если бы вы верили Моисею, вы поверили бы и Мне; ибо Он написал обо Мне (Иоанна 5:46). Бог открыл в Своем Слове, что, несмотря на то, что Он таинственным образом работает вне наших временных рамок, Он работает с этим для нашего блага и хочет, чтобы мы помнили об этом.
Он учит нас быть бдительными. В одном из своих псалмов Моисей прекрасно выражает это, прося Господа: «Научи нас считать дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрости» (Пс. 9).0:12).
Какому бы календарю мы ни следовали, Бог учит нас Своим назначенным временам. Мы можем праздновать чудеса, которые Он совершил. Самое главное, мы можем подготовиться ко второму пришествию Его Сына на Землю.
Слово на иврите для обозначения праздника
Есть несколько слов на иврите для обозначения «праздника». Одним из них является Chag , что означает «кружить, как хоровод или пир». часто используется в отношении Праздника Опресноков, Праздника Недель (Пятидесятницы) и Праздника Кущей, как праздников паломничества.
В библейские времена эти три праздника требовали, чтобы вы направились туда, где стояла Скиния или Храм. Который изначально был несколькими разными местами, а в итоге и Иерусалимом. Напротив, другие праздники или назначенное время можно было отмечать в вашем доме или где бы вы ни жили.
Хагим (множественное число) должны праздноваться перед Господом в радостной, праздничной атмосфере с песнями, танцами и шествиями.
На что указывают Праздники Господни?
Праздники Господни являются публичным призывом Бога ко всем приходить на эти священные собрания. Бог также включил особые знамения, которые были назначены еще до основания мира и представляют Его желание для всего человечества.
«…относительно праздника, или новолуния, или дня субботнего — всего лишь тень того, что грядет; но сущность принадлежит Христу». (Колоссянам 2:16-17)
Христиане могут свободно отмечать еврейские праздники (библейские праздники) из-за желания узнать Божий характер. Итак, давайте углубимся в то, что они из себя представляют.
Праздники Господни весной
Песах
Песах приходится на десятое число этого месяца, называемого Нисан. Это первый из трех паломнических праздников. Это были назначенные времена для всех иудеев, чтобы прийти в Иерусалим.
Он празднует исход израильтян из Египта и освобождение от рабства.
Евреи, которые верили, что Бог хранит их в безопасности, были защищены от смерти кровью агнца на дверных косяках. Это ясная картина жертвы Иисуса, спасшего нас Своей смертью на Кресте.
Праздник Опресноков
Опресноки обычно отождествляют с Пасхой, поскольку они тесно связаны. Впрочем, об этом стоит сказать отдельно – как и в Библии.
На самом деле Песах случился только в первый день. Остальные семь святых дней – это Праздник Опресноков. Людям велено очистить свои дома от дрожжей и есть только хлеб без закваски, называемый маца.
Праздники Господни летом
Шавуот или Праздник Недели
В начале Лета (или иногда еще в конце Весны) весь Израиль празднует Шавуот – Праздник Недели. Это второй праздник паломничества, открывающий сезон сбора урожая в Израиле. Называемый также Праздником Недели, он отмечается через семь недель после Песаха.
50 дней также являются причиной того, что это число называется Пятидесятница , что означает пятьдесят на греческом и латинском языках. В Шавуот Бог дал Моисею и народу Израиля Свой закон. Тысячелетия спустя, в этот день Бог излил Свой Дух на людей, праздновавших Шавуот в Иерусалиме.
Лето — это также сезон, когда еврейский народ отмечает разрушение Храма. Этот день называется Тиша бе-Ав, и это день траура и поста.
Праздники Господни осенью
Осень — самое праздничное время года для еврейского народа. Осенние праздники — самые известные в еврейском праздничном цикле.
Праздник Труб или Рош а-Шана
Праздник Труб, , более известный как Рош ха-Шана , что означает «Голова года», указывает на начало гражданского календаря в Израиле. Как бы то ни было по-библейски, это был торжественный день с трубными звуками, напоминающими людям о том, что нужно задуматься о своей жизни и покаяться.
Тем не менее, еврейская традиция в Рош а-Шана – окунать яблоки в мед, желая всем хорошего и сладкого Нового года. Праздник Труб начинает Высокие праздники, также называемые Днями трепета, которые ведут к Дню искупления.
День Искупления – Йом Кипур
День Искупления на иврите называется Йом Кипур . Это самый священный день в году для еврейского народа. Многие проводят день в интенсивной молитве, прося у Бога прощения. Это день поста, и в Израиле все полностью останавливается, включая аэропорты и движение транспорта.
Этот день напоминает нам, какой дар есть у нас в Иисусе, Который стал окончательным искуплением наших грехов.
Суккот: Праздник Кущей
Радостный Праздник Кущей — третий (из трех) праздник паломничества. По своему значению оно одновременно и памятное, и пророческое.
Называется Суккот на иврите (шалаши), указывает на заповедь Божию оставаться во временных жилищах в течение недели. Это память о путешествии евреев по пустыне. Более того, это напоминает нам о том, что наша жизнь на земле также является временным жилищем.
Праздники Господни зимой
Зимой , есть и другие праздники. Однако следующие два праздника не включены в то, что Тора называет Праздниками Господними.
Праздник Света под названием Ханука и праздник Пурим – это время, когда еврейский народ празднует Бога, спасающего его от рук врагов.
Ханука или Праздник Света
Ханука известна как Праздник Света благодаря традиции зажигать свечи каждый вечер в течение восьми дней. Отмечая победу еврейского народа над греческим угнетателем, праздник также отмечает освящение Храма.
Божьим чудом менора (канделябр в Храме) горела восемь дней, несмотря на то, что масла хватило только на день. Праздник обычно приходится на период Рождества по григорианскому календарю.
Пурим
Пурим – праздник очередной победы еврейского народа над врагами. Книга Эстер рассказывает историю о том, как сирота заставила Королеву вместе со своим мудрым двоюродным братом распутать зловещий заговор, организованный против их собственного народа.
Они противостоят невзгодам, и их мужество празднуется в Пурим.
Пурим отмечается в последний месяц еврейского календаря (Адар), что возвращает нас к весне.
Хотите узнать больше о Великих Праздниках? Посмотрите это видео:
Христиане и библейские праздники
Вам может быть интересно, должны ли христиане соблюдать библейские праздники? За последние годы количество церквей по всему миру, отмечающих эти праздники, выросло. Мой ответ всегда был таким: мы не должны справлять застолья — мы успеваем!
Многие учения Иисуса происходили во время этих библейских праздников. Почему мы хотим упустить то, что, по Его словам, указывает на Него? Христиане могут свободно праздновать эти праздники из желания познать Божий характер.
«Если бы вы верили Моисею, вы поверили бы и Мне; ибо Он писал обо Мне». Иоанна 5:46
Простой путеводитель по библейским праздникам: бесплатная загрузка в формате PDF
Возможно, вы знаете их как «еврейские праздники», , но знаете ли вы, что Библия называет их «Праздниками Господними»?
Мы составили для вас это руководство, чтобы вы знали все, что вам нужно знать об этих праздниках, которые Бог называет Своими.
Получить этот PDF-файл
- Осенние праздники: полное руководство по еврейским высоким праздникам
- Празднование библейских праздников: Иисус и Пасха
- Шавуот и Пятидесятница: языки огня и 70 восточных языков Пятидесятница
- Еврейская Пятидесятница ?!
- Какие праздники праздновал Иисус? Вот список!
Расчетное время чтения: 11 минут
7 праздников, указывающих на Христа
Вернуться на главную страницу
Когда я был ребенком, побеленные стены приемной врача указывали только на одно: проверить «Где Уолдо?» книга. Забудьте о журналах «Дом и сад» или «Люди» — мои глаза жадно искали знакомую трату времени, пытаясь найти Уолдо посреди грязной толпы.
Разбор пророчеств и символов Ветхого Завета может показаться похожим на сложную игру «Где Иисус?»
Но богатство Божьего Слова в том, что оно часто открывает более глубокую истину, если знать, где искать.
Иисус часто указывал на «начало» (Бытие), на Закон Моисея (первые пять книг) и на пророков (от Иеремии до Малахии), чтобы раскрыть Божий план для человечества и ключи к познанию Спасителя. Для евреев его времени понимание Ветхого Завета было ключом к открытию того, что Иисус — их обещанный Мессия.
И если вы услышали Благую Весть из Нового Завета и приняли Иисуса как своего Спасителя, пророчества и символы Ветхого Завета обеспечивают дополнительное доказательство и уверенность в том, что Иисус есть Христос, сын живого Бога.
1. Пасха — Левит 23:4-8
Этот праздник напоминает о последней казни в Египте, когда ангел смерти «прошел мимо» детей Израиля, которые помазали кровью агнца свои двери. Израильтяне взяли пучок иссопа и окунули его в кровь в тазу у порога. Поднявшись, они поставили его на перемычку, затем коснулись двух сторон рамы (Исход 12). Вы можете видеть образы? Снизу вверх, из стороны в сторону: движение образовало крест.
Когда Иоанн Креститель сказал: «Смотрите! Агнец Божий, берущий на Себя грех мира!» (Иоанна 1:29, NLT), он понял отсылку к Ветхому Завету. И в Новом Завете мы видим, что Иисус — рожденный в хлеву, посещаемый пастухами и ведомый на заклание — и есть тот самый агнец, посланный за нами. Его смерть позволяет суду, которого мы заслуживаем, пройти над нами.
Когда мы принимаем Христа, мы принимаем любящий дар второго шанса — благодаря Его смерти на кресте у нас есть чистый лист!
2. Опресноки — Левит 23:6
Этот семидневный праздник начинается на следующий день после начала Пасхи. В спешке израильтян, покидавших Египет, не было времени добавлять закваску (дрожжи) в свой хлеб. За это время, помня лишения в Египте и то, как Бог освободил их из плена, евреи не едят ничего квасного.
Закваска часто представляет в Библии грех и распад. После включения дрожжи становятся неотъемлемой частью хлеба; то же самое относится и к влиянию греха на нашу жизнь. Евреи постоянно приносили в жертву безупречных животных, чтобы временно искупить грех. Только Мессия, совершенная безгрешная жертва, мог предложить окончательное решение.
Опресноки символизируют безгрешную жизнь Иисуса; он единственная совершенная жертва за наши грехи.
В Иоанна 6:35 Иисус смело заявляет, что он хлеб жизни. Он не только удаляет наши грехи, но и питает наши души!
3. Первые плоды — Левит 23:10
Праздник первых плодов — один из трех еврейских праздников урожая, когда благодарят и чтят Бога за все, что Он дал. Хотя они и не знали об этом в то время, дети Израиля праздновали очень важный день.
Священники приносили в жертву пасхальных агнцев 14-го числа месяца нисана, а первым днем Пасхи было 15-е число. Праздник первых плодов отмечался на третий день, 16 нисана. Это празднование «третьего дня» было тем самым днем, когда Иисус воскрес из мертвых. В 1 Коринфянам 15:20 Павел называет Иисуса первенцем из мертвых. Он представляет первую из великой жатвы душ, включая вас, которые воскреснут к вечной жизни благодаря новому завету в Его крови (Луки 22:20).
4. Праздник Седмиц или Пятидесятницы — Левит 23:16
Этот праздник является вторым из трех праздников урожая. Это происходит ровно через семь недель после праздника первых плодов, поэтому его также называют Пятидесятницей, что означает «50 дней». Традиционно ожидалось, что люди принесут Господу первый урожай зерна, включая две квасные буханки хлеба.
Божий план спасения душ включал в себя не только евреев. Через Иисуса этот план был раскрыт. В Евангелии от Матфея 9:37 Иисус говорит своим ученикам, что «жатвы много, а делателей мало». Затем он привел план в действие: в Деяниях 1:4 он говорит им ожидать Святого Духа в Иерусалиме.
Это прибытие было днем рождения Церкви — Пятидесятницы — и началась жатва с 3000 душ. Весть распространилась как среди иудеев, так и среди язычников (два квасных хлеба), распространяя урожай на нас!
5. Праздник Труб — Левит 23:24
В прекрасном заявлении Бог повелевает Своему народу отдыхать. В это время всякая обычная работа запрещена, и мужчины и женщины приносят жертву Богу.
В Левит 23:24 Бог повелевает Своему народу собраться и отметить указ трубными звуками.
На том же фронте звук трубы также ассоциируется с восхищением или временем, когда Иисус вернется за своей невестой (1 Коринфянам 15:52). Когда он вернется, будет свадебный пир. В Откровении 19:9 говорится: «Блаженны званые на брачный пир Агнца» (NLT). Он готовит нас к празднику!
6. День искупления — Левит 16, 23:26-32
Совершить «искупление» — значит возместить ущерб за совершенное зло. Как день смирения и покаяния перед Богом, это было время для евреев предстать перед Ним своими сердцами, совестью и жизнями. Соблюдение включало в себя жертвоприношение животных, когда первосвященник входил в Святая Святых. То, что сделал там первосвященник, не могло предложить больше, чем ежегодную плату за их грехи. Однако сокрытие на виду было обещанием того, кто сможет навсегда искупить их грехи (Евреям 9:12).
Где Иисус в этих принесенных в жертву животных? Бык и один из козлов были приношением благодарности, но «козёл отпущения» взял на себя их грехи (Левит 16:10). На козла отпущения должны были возложить все грехи Израиля и отправить его в пустыню.
Иудейские вожди осудили Иисуса, и Его — обремененного грехами всего человечества — повели за город на распятие: «Он Сам есть жертва, искупающая наши грехи — и не только наши грехи, но и грехи мир» (1 Иоанна 2:2, NLT).
Смерть Иисуса на кресте отменила необходимость Дня искупления — наш долг уплачен!
7. Праздник кущей или кущей — Левит 23:34
Празднование всегда следует за Днем искупления. Праздник кущей празднует Божье обеспечение и защиту народа Израиля во время их 40-летнего скитания по пустыне; в течение семи дней праздника люди живут во временных постройках, как в пустыне. Сам Господь был с израильтянами в пустыне, в шатровом храме, называемом скиния, поэтому праздник также празднует Его присутствие, когда Он обитает (обитает) с нами.
Иисуса зовут Эммануил, что означает «Бог с нами» (Матфея 1:23, NLT). Он поставил временную скинию — человеческое тело — чтобы жить на этой земле и принести себя в жертву.
Этот праздник также указывает на обещание, что Бог вернется и сплотится со своим народом — в лице Иисуса. И когда он это сделает, он пообещал, что больше не будет смерти и страданий, что он сам отрет всякую слезу с наших глаз (Откровение 21:4). Его возвращение — окончательный ответ на надежду, которую мы несли всю нашу жизнь. Что это будет за день!
В отличие от поисков Уолдо в грязном мире, мы можем молиться о мудрости Бога, читая его Слово. Даже с этим небольшим взглядом на эти праздники мы видим, что его намеренная любовь к человечеству выдержала века, и он оставил нам подсказки, предвещающие грядущую красоту. В Ветхом Завете есть много скрытых истин, которые в свете Нового Завета привносят более глубокое понимание в вашу жизнь в Иисусе Христе.