Преднаучный период: Преднаучный период истории науки — презентация онлайн
Содержание
5. Донаучный и преднаучный периоды в истории социологии: представления об обществе.
Донаучный.
Античность:
1).представление об обществе как о
естественном образовании и 2).представление
об обществе как об искусственном
образовании.
.Человек-существо социально
и не может существовать вне общества.
Общество
возникает одновременно с человеком.
Государство-закрепление естественной
природы.
.Человек-существо не
социальное, эгоистическое.
Общество-искусственная организм,
созданный для улучшения жизни
индивидов.
Государство
подчиняет себе индивидов по их желанию
и для их же блага.
Одна
из особенностей социального знания
того времени — стремление не столько
объяснить происходящие процессы,
сколько описать желаемое, идеальное
состояние. Средневековье: Влияние
христианства на философские учения.
Понятие общества носило конфессиональный
характер.
Человеческий
род как большая семья. Общество как
много отдельных семей каждая из которых
обладает правами. Преднаучный.
Просвещение:
По своей социально-исторической сущности
представляли собой антифеодальные,
раннебуржуазные явления. Для этого
периода стали характерными такие
социальные тенденции, как ломка
феодальных и возникновение
раннекапиталистических отношений,
усиление позиций буржуазных прослоек
общества, секуляризация общественного
сознания. Шарль Луи де Монтескье
(1689-1755) начал изучение проблематики так
называемого гражданского общества,
исследовал типы политических устройств.
При этом он вышел за пределы уравнивания
государства с обществом, но политические
характеристики общества преподносил
как основные, заслуживающие наибольшего
внимания обществоведов. В своем труде
«О духе законов» он показал, что за
многообразием случайных явлений,
обычаев, нравов, привычек, кроются
глубокие причины, вызванные самой
природой вещей, т. е. объективные законы,
и что все социальные явления можно
объединить в типовые группы. Он выделяет
три вида законов: гражданские, уголовные
и законы политического строя. Эта
близкая к социологической постановка
проблемы не была им реализована в полной
мере.
Жан-Жак
Руссо (1712-1778) завершил разработку теории
общественного договора, начатой Ш.
Монтескье. В трактатах «Способствовало
ли возрождение наук и искусств улучшению
нравов», «Рассуждение о происхождении
и основаниях неравенства между людьми»,
«Об общественном договоре» и других
он критиковал современное ему общество
и предложил идеальную модель общественного
устройства. И то, и другое делалось им
на базе рассуждений о «естественном
состоянии» дообщественного человека.
Французская
социологическая школа — направление
во французской социологии, основанное
Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг
созданного им журнала «L’Annee
Sociologique».
Представители французской
социологической школы — М. Мосс,
Леви-Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П.
Фокэнне, М. Хальбвакс.
1
.С точки зрения Французской социологической
школы общество — это система нравственных
связей между людьми, которые как бы
навязывались им и обладали принудительной
силой. 2.Общество необходимо изучать
через изучение социальных фактов причём
только в категориях социального
(социальные факты — явления социальной
жизни, внешние по отношению к отдельным
индивидуумам, не зависящие от их
субъективных побуждений и обладающие
в отношении этих субъектов принудительной
силой).
Сознание человека
существует в двух формах: индивидуальное
и коллективное, последнее при этом
проявляется в виде «коллективных
представлений», которые обеспечивают
устойчивость общества.Функция культуры,
в том числе и религии, заключается
в том, чтобы через коллективные
представления объединять общество.
Навигация: Главная Топ: Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного… Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья… Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования… Интересное: Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории. .. Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом… Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция | ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 17Следующая ⇒ XVIII столетие называют веком Просвещения. Именно в этот период начинают складываться основы социальной мысли в России. Социальная мысль России до XVIII века, как известно, находилась под влиянием религии. Поэтому все социальные проблемы решались посредством религиозных формул. Наиболее радикальные мыслители XVIII века решительно порвали с наследием средневековья. Они размышляли о том, как создать сильное светское государство и, бросив вызов всему религиозному мировоззрению, стали рассматривать не только природу, но и человека как бы автономными по отношению к богу. Конечно, появлению социальной мысли в России как светского знания способствовали реформы Петра I, именно благодаря им появилась возможность для развития в Российском государстве не только мирских знаний, науки, но и активной предпринимательской деятельности.
ПетрI: · закончил формирование абсолютной монархии в России. · упразднил боярскую думу, · отменил патриаршество, · во главе церкви поставил Синод (то есть церковь была полностью подчинена государству) · ограничил светскую власть феодальной аристократии.
Петр I пытался внедрить в русскую жизнь, не учитывая особенности уклада ее психологии, европейские социальные формы. Это стало основой противоречий всего последующего развития России, а также русских социально-философских поисков. Как оценивать проведённые Петром реформы? Поддерживать их или низвергать? Что важнее для России: самобытность или общечеловечность?
Для первой половины XVIII века было характерно обоснование необходимости деспотического социально-политического устройства с помощью просветительских идеалов идей естественного развития общества. С этого времени постоянной темой для российской социальной мысли стали проблемы государства и политической власти. Ф.Прокопович, принадлежавший к числу высших церковных иерархов, был сподвижником Петра в его устремлениях подчинить церковь государству. Составленные им «Духовный регламент», «Правда воли монаршей» теоретически обосновывали необходимость сильного государства, которое обладает безраздельно властью. Среди сторонников просвещенного абсолютизма можно также выделить В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова. В 60-е годы XVIII века Екатерина II укрепила устои светского абсолютистского государства. Проведенные ею экономические меры по изъятию земельных владений, принадлежавших церкви и монастырям, значительно ослабили экономические основы церкви. Параллельно этому во время ее царствования российские города получили право самоуправления, что привело к определенному улучшению положения различных слоев населения (предпринимательских, купеческих, ремесленных). Казалось бы, что просвещенный абсолютизм в России стал вполне реальным государственным строем, но именно в это время ведущие теоретики практически отказались от надежды на просвещенного монарха и начали поиск различных проектов ограничения самодержавия и дальнейшего политического реформирования. Во второй половине XVIII века можно выделить целую группу либеральных просветителей: Д.С. Аничков, Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, А.Н. Радищев. Именно они впервые наиболее полно и критически рассмотрели петровские реформы, вычленили структурные элементы общества и показали их роль в социальном процессе. Они подвергли уничтожающей критике феодально-крепостной порядок. Благодаря им в России был поднят вопрос о судьбе крепостного крестьянства, именно они подтолкнули общество к установлению новых прогрессивных общественных порядков. Таким образом, первая половина XIX века — это период зарождения программы социологического поиска. Реализация же этой программы происходила во второй половине XIX— начале XX века. Выделим основных мыслителей того времени. Н.И. Надеждин являлся одним из основоположников теоретической социологии в России, им введена в социальную мысль России идея историзма. П.И. Пестелю принадлежит идея революционного преобразования общества как способа его прогресса. Следует отметить и В.Н. Майкова, который первым четко заговорил о социологии и познакомил Россию с идеями О. Конта. Не приняв контовский термин «социология», он в своей статье «Общественные науки в России» (1845) ставит задачу формирования новой «социальной философии», под которой им подразумевается общественная наука озаконах социальной жизни людей и народов. В этой статье было изложено его понимание социологии как новой позитивной науки и убедительно обоснована необходимость ее появления в России.
Чаадаев, отрицая упрощенные идеи просветительского прогрессизма, пытался найти новые способы осмысления социальных фактов, опираясь при этом на единство истории человечества и ее законосообразный характер. «Философические письма» (1829—1831) в течение многих лет ходили по России в рукописи на французском языке и были известны немногим. В 1836 г. первое из этих писем было переведено на русский язык и неожиданно опубликовано в издававшемся в Москве журнале «Телескоп». Оно определило дальнейшее направление философско-социологических поисков в России.Описывая трагическую и безысходную картину российской жизни, он пришел к выводу о внеисторичности русского народа, выпадении его из общечеловеческой логики. Чаадаев считал, что русский народ оказался в стороне от «всемирного движения человечества».В дальнейшем взгляды Чаадаева более оптимистичны. В своих последних работах он уже неоднократно говорил, что России предстоит великое будущее, а для этого необходимо только сделать правильный социальный выбор, понявособенности России.
«Письмо» оказало огромное влияние на население России. В острых идейных спорах, вызванных «Письмом», оттачивались и складывались позиции западников и славянофилов в России. И западников, и славянофилов тревожила одна проблема — судьба России. У этих направлений была одна логика, один метод, одни и те же заслуги и слабости. Расхождения между ними имели место при определении, что понимать под социальным развитием и каким образом оно должно происходить. Так, западники стояли за насильственное внедрение общечеловеческих социальных форм, а славянофилы выступали за естественный процесс эволюции культуры, происходящей благодаря духовному самоопределению народа в тесной связи с национальными ценностями и традициями. Основными представителями западников являлись: Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский,А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевскийи др.
Основные идеи западников: · признавали необходимым развитие России по западноевропейскому пути; · выступали за ликвидацию крепостничества; · считали, что крестьянская революция — единственное средство достижения справедливых идеалов, а крестьянская община — основа будущего социалистического общества в России; · говорили о том, что в России возможен переход к социализму, минуя капитализм; · подчеркивали единство мировой истории и ее закономерный характер и др.
В середине XIX века многие передовые люди России проповедовали утопический взгляд, суть которого заключалась в том, что Россия может перейти к социализму через преобразование общины с ее коллективистской сущностью. Герценым были разработаны теоретические основы народнической концепции социализма и путей его достижения в России. В дальнейшем эти взгляды Герцена заимствовал М.А. Бакунин, а у Бакунина — П.Н. Ткачев.
Славянофилами являлись И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.
Основные идеи славянофилов: · отрицательное отношение к петровским реформам; · идеализация патриархальногобыта; · отрицательноеотношениек революции; · отрицание государственности и элементы анархизма; · выдвижение религиозно-философских концепций; · подчеркивание особой роли духовной, религиозной детерминации социального поведения людей. Славянофилы выступали засамобытной путь исторического развития России, который принципиально отличается от западноевропейского пути. Они идеализировали старую, допетровскую Русь. Считали, что она была гармоничным обществом, в котором не было внутренних потрясений. По их мнению, Петр I произвольно нарушил органичное развитие России. Это привело к тому, что государство встало над народом, дворянство и интеллигенция односторонне усвоили внешнюю и бытовую западноевропейскую культуру, совершенно оторвались от своего народа и своей самобытной культуры. Славянофилы призывали интеллигенцию изучать народную жизнь, ее быт, культуру и язык, чтобы сблизиться с народом. Они считали, что государство является естественной формой организации жизни людей для Запада, так кате западное общество создано в результате завоеваний и насилия,поэтому тамнеобходимыюридические нормы и конституция. А в России конституция, по их мнению, была не нужна, так как в основе русского общества изначально лежит соборность. У славянофилов полностью отсутствовала (центральная для христианства) идея личности, которая поглощена у них коллективным субъектом общества — общиной. Общину же они считали исконно русской, самобытной формой общественного устройства. Интересно, что это центральное положение славянофилов позднее заимствовали анархисты, народники, революционеры-демократы.
Важный для русской социологии вопрос о социальном прогрессе славянофилы решали следующим образом. Социальный идеал — это община, а так как она находится не впереди исторического развития (община уже существовала в допетровские времена), то они отрицательно относились к социальному прогрессу.
Для него было характерно желание преодолеть недостатки,имеющиеся в течениях западничества и славянофильства, и заложить основы новой социальной науки. Сформулированные им идеи стали центральными для социологии в России.В своих широких социологических обобщениях он стремился использовать идею права. На протяжении всей творческой деятельности его привлекали социологические и сравнительно—исторические аспекты права.Основу его размышлений составлял поиск социальных форм, позволяющих органично сочетать общечеловеческое и национально—самобытное, при этом главенствующим оставалось последнее. Он считал, что внутреннее развитие русской истории всегда оставалось самостоятельным, даже во время и после реформ Петра I. Огромное влияние на развитие русской социологии также оказала идея социализма, получившая в России особое звучание и оригинальное развитие. К этой идее впервые обратились славянофилы, которые связывали с ней надежды на лучшую форму организации общественной жизни, мечтали об историческом устройстве сельской и ремесленной промышленности на основе сочетания христианской идеи с потребностями материального существования. Таким образом, на преднаучном этапе развития социологии в России русская социальная мысль уже сформулировала программное поле социологических исследований, выдвинула ряд основных вопросов, которые необходимо было решить, и заложила основы социальной методологии. Все сказанное наглядно показывает, что во второй половине XIX века в России рядом с социальной философией зарождается и начинает бурно развиваться русская социологическая мысль.
Российская социология ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой… Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства… Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций… Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого… |
Донаучное определение и значение — Merriam-Webster
до·научный·энтeфик·ик
ˌprē-ˌsī-ən-ˈti-fik
: относящийся к периоду до возникновения современной науки или состоянию до применения научного метода или имеющий его характеристики0003
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете
Используя множество красочных примеров, автор искусно иллюстрирует разочарование, неуверенность, необоснованную уверенность и частую бесплодность медицинской практики в донаучную -ю эпоху.
Адриан Вулфсон, 9 лет0011 WSJ , 12 декабря 2018 г.
В донаучном мире неожиданное уменьшение и даже исчезновение солнца должно было быть крайне ужасающим.
Раввин Дан Финк, idahostatesman , 18 августа 2017 г.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «донаучный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1854, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование донаучный был
в 1854 г.
Посмотреть другие слова того же года
предвидение
донаучный
пресечь
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер
«Донаучный». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/prescientific. По состоянию на 8 декабря 2022 г.
Copy Citation
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск — без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
хулиганить
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Тест на часто путаемые слова
- Я пошел в магазин ______, чтобы купить открытку на день рождения.
- стационарный
канцелярские товары
Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Время | Определение и факты
Alfred North Whitehead
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Анри Бергсон
Фердинанд Берту
- Похожие темы:
- восприятие времени
динамическое время
замедление времени
неделя
месяц
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
время , измеряемый или измеримый период, континуум, лишенный пространственных измерений. Время представляет философский интерес, а также является предметом математических и научных исследований.
Время и его роль в истории мысли и действия
Время кажется более загадочным, чем пространство, потому что кажется, что оно течет или проходит, или люди продвигаются сквозь него. Но проход или продвижение кажется непонятным. Вопрос о том, сколько секунд в секунду течет время (или человек продвигается по нему), очевидно, абсурден, поскольку предполагает, что течение или продвижение включает в себя скорость изменения по отношению к чему-то другому — к своего рода гипервремени. Но если само это гипервремя течет, то требуется гипергипервремя, и так до бесконечности. Опять же, если мир мыслится растянутым в пространстве-времени, можно задаться вопросом, продвигается ли человеческое сознание вверх во временном направлении этого мира, и если да, то как быстро; появляются ли будущие события, когда их достигает «сейчас», или они существуют все время; и как можно изобразить такие изменения в пространстве-времени, поскольку время уже находится внутри картины. (Обычное изменение, конечно, может быть представлено пространственно-временной картиной: например, покоящаяся частица изображается прямой линией, а колеблющаяся частица — волнистой линией. )
Перед лицом этих трудностей философы склонны разделяться на два типа: «философы процесса» и «философы многообразия». Философы процесса, такие как Альфред Норт Уайтхед, англо-американский математик, ученый. и метафизик, умерший в 1947 г., считают, что течение времени (или продвижение человека через него) является важным метафизическим фактом. Подобно французскому интуитивисту Анри Бергсону, они могут считать, что этот поток можно уловить только с помощью нерациональной интуиции. Бергсон даже считал, что научная концепция времени как измерения на самом деле искажает реальность. Философы многообразия считают, что течение времени или продвижение человека сквозь время — это иллюзия. Они утверждают, например, что такие слова, как прошлое , будущее и сейчас , а также времена глаголов являются индексальными выражениями, которые относятся к акту их собственного высказывания. Следовательно, предполагаемое изменение события из будущего в прошлое есть иллюзия. Сказать, что событие является будущим, значит утверждать, что оно позднее, чем это высказывание. Затем еще позже, когда кто-то говорит, что это было в прошлом, он или она утверждает, что это раньше, чем это другое высказывание. Прошлое и будущее не являются реальными предикатами событий с этой точки зрения; и изменение в отношении их не является подлинным изменением.
Опять же, хотя философы процесса думают о будущем как о чем-то открытом или неопределенном, тогда как прошлое неизменно, фиксировано, детерминировано, философы многообразия считают, что говорить об изменении будущего так же бессмысленно, как и говорить о изменение прошлого. Если человек решает указать налево, а не направо, то указание налево равно тому, что было в будущем. Более того, они утверждают, что этот тезис об определенности будущего не следует смешивать с детерминизмом, теорией о том, что существуют законы, по которым более поздние состояния вселенной могут быть выведены из более ранних состояний (или наоборот). Философия многообразия нейтральна в этом вопросе. Будущие события вполне могут существовать и все же не быть связаны достаточно закономерным образом с более ранними.
Одной из особенностей времени, которая озадачила философа-неоплатоника Августина Гиппопотама в V веке н. э., была сложность его определения. Однако в одном из течений философии языка 20-го века (под влиянием Людвига Витгенштейна) в этой задаче не усматривалось никакой тайны. Обучение обращению со словом время включает в себя множество вербальных навыков, включая способность обращаться с такими связными словами, как раньше , позже , сейчас , секунд и час . Эти вербальные навыки приходится приобретать очень сложными способами (частично с помощью остенсии), и неудивительно, что значение слова время не может быть сведено к точному словесному определению. (Например, это не аббревиатура вроде холостяк .)
Философия времени сильно влияет на человеческие эмоции.