Преподобная святая анна: Преподобная А́нна (Евфимиа́н) Вифинская
Содержание
Преподобная А́нна (Евфимиа́н) Вифинская
Краткие жития преподобных Анны и Иоанна Вифинских
Преподобная Анна и сын ее святой Иоанн жили в Византии. Святая Анна была дочерью диакона Влахернской церкви в Константинополе. После смерти мужа, одевшись в мужскую одежду, под именем Евфимиана вместе со своим сыном святым Иоанном она стала подвизаться в одной из Вифинских обителей, близ Олимпа. Скончалась преподобная Анна в Константинополе в 826 году.
Полные жития преподобных Анны и Иоанна Вифинских
Блаженная Анна родилась в Византии; отец ее был диаконом Влахернской церкви Пресвятой Богородицы[1]. Рано лишившись своего отца, Анна осталась юною сиротою на попечении бабки своей. Когда Анна пришла в возраст, бабка озаботилась отдать ее замуж, хотя девица и не желала того. Будучи замужем, благочестивая жена ходила к дяде своему, подвизавшемуся на Олимпе[2]. Сему подвижнику по повелению Льва Иконоборца[3] был урезан язык, и несмотря на это он свободно и без запинки мог говорить. Увидев Анну, он пожалел, что юная раба Божия отдана в супружество.
– Зачем сопрягли с мужем назначенную к Божественным подвигам и трудам? – сказал он и затем, благословив святую, отошел. Анна же возвратилась в Византию.
По прошествии многих лет беззаконный царь Лев скончался, и на царский престол вступили благочестивые и православные Константин и Ирина[4]. Они пожелали видеть вышеупомянутого подвижника с Олимпа, чтобы получить от него назидание и выслушать советы его[5]. Во время своего пребывания в Византии подвижник снова увидался со своею племянницею, блаженною Анною, и сказал ей:
– Мужайся и крепись, чадо, ибо много скорбей перенесешь ты; знай и то, что скоро умрет муж твой, но уже после того, как у тебя родится дитя.
Предсказание святого мужа исполнилось: у Анны родился отрок, и, когда он был еще очень юным, муж ее захворал. Блаженная Анна в это время готовилась сделаться матерью другого младенца. И, вот, по прошествии шестого месяца от зачатия, умер муж ее. Оплакав мужа и похоронив его, Анна отдала сына своего, рожденнаго до его смерти, на попечение одному родственнику; сама же предалась великим подвигам, молясь то в том, то в другом храме. Проводя такую жизнь, она родила другого младенца. В это время блаженная Анна снова виделась с олимпским подвижником, который пришел тогда с Олимпа в Византию. Анна поверглась пред ним на землю и, обнимая ноги его, просила благословения. Благословив ее, старец сказал:
– Где твой отрок, жено?
Анна ответила:
– Тот отрок, о котором ты предсказал мне, пребывает у твоего брата и моего благодетеля; а вот у меня другой отрок.
Сказав это, блаженная Анна стала стенать и жаловаться на тяжесть своей жизни.
– Помолись, честной отец, о детях моих, – говорила она с горьким плачем.
На это старец сказал ей:
– Не говорил ли я тебе, что много скорбей предстоит перенести праведникам. Надобно мужаться и терпеть; ибо если мы не претерпим сих скорбей, то не получим оправдания; так угодно Господу Богу. О детях же своих ты не беспокойся, – так как Господь наш и Владыка возьмет их к Себе.
Тогда Анна, возблагодарив Бога, припала к ногам старца и отошла от него успокоенною. Вскоре предсказание олимпского подвижника исполнилось, ибо дети Анны отошли ко Господу. Раздав все имение свое нищим, блаженная Анна стала обходить все церкви и святыни Константинополя, усердно предаваясь молитвам. Потом, встретив доброго инока-старца, который так же, как и упоминаемый выше прозорливец, подвизался на Олимпе, она в одном сокровенном месте приняла от него монашеский постриг и облеклась в монашеские мужские одежды[6], отложив свои женские. В таких одеждах, утаив свой женский пол, Анна пришла на Олимп. Достигнув одной киновии[7], она остановилась пред вратами обители и стала умолять вратаря, чтобы тот допустил ее до настоятеля. По обычаю вратарь оповестил о ней настоятеля, который и призвал пришедшую к себе. Припав к ногам его, святая Анна молила его, чтобы он принял ее в число братии. Преподав ей обычное благословение, сей божественный муж поднял ее и спросил:
– Что означает твое пришествие к нам и как твое имя?
На это Анна ответила:
– Пришел я к честной обители твоей ради множества прегрешений моих, чтобы провести оставшееся время жизни моей в чистоте и получить себе помилование от Господа в день судный. Имя же мое Евфимиан, я был евнухом при дворе царском.
И сказал святой старец:
– Если ты действительно имеешь такое помышление в сердце своем и желаешь спасение душе твоей, как ты говоришь, то бегай дерзновения и страстей, ибо природа евнухов склонна к страстным помыслам.
Сказав это, старец сотворил обычную молитву и сопричислил блаженную к братии. Будучи принята в число братии, святая Анна стала усердно упражняться во всяких добродетелях и особенно в смирении, являя собою высокий образец для всех подвизавшихся в киновии иноков.
Между тем бывший служитель Анны, которому было поручено окончательное устройство ее домашних дел, по окончании всех дел отправился отыскивать госпожу свою. Обретши инока, постригшего блаженную, он стал вопрошать его:
– Не знаешь ли, где госпожа моя, которая, оставив все земное, взыскала небесное?
Тот ответствовал:
– Что мне известно о ней, чадо, от того не буду отрекаться, ибо от меня она приняла пострижение и мною облечена в иноческий мужской образ; но где она теперь, – того не могу знать наверное. Впрочем я слышал, что она принята в число братии одного из Олимпских монастырей. Итак, пойдем вместе в тот монастырь и расспросим там о госпоже твоей.
Придя к упомянутой выше киновии, они стали расспрашивать вратаря и, разузнав от него относительно искомой, просили вызвать ее к ним. Когда святая вышла, инок сказал ей, указывая на слугу:
– Вот верный твой слуга, который много пострадал, отыскивая тебя.
Потом они стали молить ее, чтобы святая поселилась вместе с ними в Олимпской Лавре[8]. Блаженная Анна склонилась на их просьбы и, придя к настоятелю, приняла от него и от братии благословение и вышла оттуда. Придя, вместе с иноком тем и слугою своим в Олимпийскую Лавру, Анна поселилась в ней и пребывала там долгое время, неустанно трудясь и подвизаясь.
Бог прославил святую подвижницу даром чудотворения. Слух о ее чудесах достиг отдаленных стран, и толпы народа приходили к иноку Евфимиану, так что обитель не могла вмещать всех приходящих. Тогда настоятель Лавры известил о делах Евфимиана святейшего Тарасия[9], патриарха Константинопольского, поведав ему, что обитель по тесноте своей не может вместить всех желающих видеть подвижника. Патриарх вызвал святую Анну в столицу для бесед, а потом дал инокам Лавры более просторное место с повелением построить на ней пространную и большую Лавру. Когда новая Лавра была построена, блаженная Анна поселилась в ней для дальнейших подвигов на спасение многих. И распространялась слава о ней все дальше и дальше. Но и в славе своей блаженная жена не избежала скорбей. Ее ожидали новые напасти по вине одного лже-инока, оказавшегося на деле разбойником и приобщившегося злорадному клеветнику – диаволу. Совершив насилие над одной девицей, он разгласил, что сей грех сотворен Евфимианом. Но святая Анна не оскорбилась этим и ни во что вменила клевету, безропотно перенося постигшую ее напасть. Однако за нее вступилась одна боголюбивая женщина.
Услышав мерзкую клевету безстыдного, она сказала:
– Смотри, брат, не оказался бы евнух, опорочиваемый тобою, святою девственницею, и не пострадать бы тебе за грехи твои, ибо ты достоин огня геенского, безславя непорочную и будучи сам повинен в грехе.
Но нечестивый лже-инок и после того продолжал причинять святой Анне обиды и досаждения, пока, по воле Божией, не было обнаружено, что под видом инока Евфимиана подвизалась блаженная жена. Так была явлена лживость наговора нечестивого лже-инока, и уличенный в клевете и в преступном действии злодей был повешен. Святая же, не желая, чтобы тайна ее была известна многим, бежала оттуда с двумя иноками в одну пустыню. Найдя здесь заброшенную церковь и при ней источник с вертоградом, она поселилась там, а с ней вместе поселились и два инока из Олимпской Лавры, сопровождавшие ее, из которых один назывался Евстафием, а другой – Неофитом. Оттуда блаженная Анна перешла в страны Исигматские[10], где она и подвизалась, подавая всем исцеление и творя чудеса, пока не была призвана Богом в небесные обители. Таким образом, свято пожив, она отошла к Богу[11], Коего измлада возлюбила.
Примечания
[1] Влахерны – местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом Великим (457–474 гг.), при котором в эту церковь в 474 году положены были честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенные из Палестины. Здесь же вместе с одеждою Богородицы хранились в златокованном ковчеге омофор Ее и часть пояса. Под омофором Богородицы, или, правильнее, мафорием разумеется Ее головной покров, большое покрывало, которое носила Она на главе своей.
[2] Эта гора находится в Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии. Здесь было немало монастырей.
[3] Разумеется византийский император Лев 4 Хозар, царствовавший с 775–780 г.
[4] Император Константин VI Порфирородный царствовал в 780–797 гг. Императрица Ирина, мать его, сначала, за малолетством сына, управляла царством вместо него, а потом (797–802) царствовала от своего имени.
[5] Это было во время совещаний Вселенского Собора 787 года об иконах. Подвижник и был призван, несомненно, на соборные совещания.
[6] Этот поступок Анны объясняется обстоятельствами того времени. Император Константин Копроним (с 741–775) навел ужас лютостями против инокинь. Благочестивая Ирина старалась успокоить Церковь; но тогда мало надеялись на покой в будущем; отчего и возникали предосторожности, напоминающие собою поступок Анны.
[7] Киновиями называются общежительные монастыри, в которых братия не только стол, но и одежду и т.п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря.
[8] Лавра – с греческого «переулок», – собственно ряд келлий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков и обнесенных оградой или стеной. Иноки в Лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в келлии, собираясь вместе для богослужения в первый и в последний день недели, а в остальные дни сохраняя полное безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях. С глубокой древности название Лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям, от которых маленькие монастыри (киновии) часто находились в зависимости. Название Лавры впервые появилось в Египте и затем в Палестине. В настоящее время наименование Лавры употребляется у нас исключительно в смысле почетного названия.
[9] Св. Тарасий был патриархом Константинопольским в 784–806 гг.
[10] Местность Исигматская находилась в Константинополе близ одного портика, недалеко от пристани Иулианской, имевшего форму греческой буквы сигмы, отчего и произошло само название Исигматский.
[11] Кончина св. Анны последовала в 826 г.
Преподобная Анна Кашинская — Русская вера
Потеря исторической памяти — одна из главных проблем в жизни нашего общества. Люди не только забывают своё родословие, корни, традиции — события и имена исторического масштаба изглаждаются из памяти. К сожалению, иногда потеря исторической памяти и уважения к отеческим святыням становится следствием осознанной политики. В эпоху духовной секуляризации, наступившей после церковного раскола и продолжавшейся с конца XVII до первой половины XIX веков, наблюдалось губительное для национального и народного духа явление пренебрежения древнерусской святостью. Случай с преподобной и благоверной княгиней-инокиней Анной Кашинской явился самым ярким примером такого рода.
Тверская земля всегда славилась талантливыми, умными, светлыми людьми, которые оставили значительный след во всей русской истории. Среди них и благоверные княгини земли русской, такие как равноапостольная княгиня Ольга, преподобная Феврония Муромская, святая благоверная княгиня Василиса, святая благоверная княгиня Анна Кашинская и многие другие.
Старинная икона св. Анны Кашинской
15 октября по новому стилю (2 октября ст. ст.) — день преставления святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской. Анна Кашинская занимает особое место в истории Церкви. Она жила в сложный период средневековой Руси: во время Ордынского ига над Русской землей, в период борьбы за соперничество между Москвой и Тверью, была дважды канонизирована Русской Православной Церковью.
Об Анне Кашинской упоминали в своих трудах в XVIII в. М.М. Щербатов, А. Щекатов, первый тверской историк Д.И. Карманов. Калязинский мещанин С.П. Соковнин посвятил ей целую статью. В XIX в. о ней писали историки В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, П.М. Строев, Е.Е. Голубинский. Епископ Димитрий (Самбикин) включил статьи об Анне Кашинской в «Месяцеслов святых» и «Тверской патерик». В XX в. о благоверной княгине писали священники С. Архангелов, И. Завьялов, И. Восторгов, старообрядческий исследователь А. Павлов. Исследования агиографических произведений об Анне Кашинской провела С.А. Семячко. Однако особо следует отметить труд Т.И. Манухиной «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская», изданный в Париже в 1954 г.
Будущая княгиня увидела своего мужа впервые только на венчании
Княгиня Анна была дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского. Летописцы не сообщают точной даты рождения княгини. Однако Т.И. Манухина прибегает к приблизительному расчету: поскольку девушки выходили замуж в 15-17 лет, а брак княгини с Михаилом Тверским состоялся, по ее мнению, в 1294 г. , следовательно, Анна могла родиться в 1278 г. или 1279 г. Прадед Анны — князь Василько Ростовский, плененный татарами в 1238 г. на р. Сити, с гневом отверг предложение перейти на их сторону и был убит; дед Борис вместе с братом Глебом мирно правили 40 лет. Дед по матери — князь Михаил Черниговский — героически погиб в Орде за Христианскую веру, отказавшись поклониться монгольским идолам; дочь Михаила, княгиня Мария Ростовская, по мнению Д.С. Лихачева, была первой женщиной-летописцем.
Анна росла в традициях крепкой православной веры, любви к Церкви, в почитании духовенства и «иноческого чина», традиций Ростова. Епископ Игнатий, как глава Ростовской епархии и духовник Анны, был близок княжескому дому. Твердой вере учил Анну живой пример епископа Игнатия.
Можно с уверенностью сказать, что невесту сыну Михаилу подыскала княгиня Ксения, как того требовал обычай. Великая княгиня Ксения, мать Михаила, прослышав о добродетелях Анны, послала в Ростов сватов, которые обо всем договорились.
Супруг преп. Анны — благоверный князь Михаил Тверской. Он был также понижен в богослужебном статусе после церковного раскола
8 ноября 1294 г. в день архангела Михаила, в день ангела жениха, состоялась свадьба в Спасо-Преображенском соборе, где жених и невеста впервые увидели друг друга. Венчал Михаила и Анну епископ Андрей. В своей книге автор характеризует мужа Анны как человека душевно одаренного, сильного, благородно-отважного. В 1298 г. у княгини Анны родился первенец — сын Дмитрий, В 1299 г. — дочь Феодора (о ней ничего неизвестно и Манухина предполагает, что она скончалась в младенчестве), в 1300 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, и потом еще один сын — Василий, дата рождения которого неизвестна.
Трагедия жены и матери
В 1305 г. князь Михаил Тверской получил ярлык на Великое княжение и тем самым нажил себе врага в лице князя Юрия Московского. Кроме этого, семейную жизнь омрачали болезнь князя и детей, природные катаклизмы (мор, засуха). Князь Юрий Московский воспротивился законному наследнику престола. И в 1317 г., расположив к себе хана, женился на его сестре Кончаке и был возведен в достоинство великого князя Владимирского. Князь Юрий Московский решил подчинить себе Тверь. Однако Юрий понимал, что получил ярлык не по законам Древней Руси. В 1317 г. произошла битва возле села Бортенево, но Юрий был разбит и бежал в Новгород, а Михаил, захватил в плен жену Юрия — Кончаку, которая, вероятно, была отравлена монголами и скончалась в Твери. Великий князь Михаил Тверской был оклеветан перед ханом. В августе 1318 г. Михаила вызвали в Орду, где Тверской князь вскоре был казнен.
После трагической кончины супруга княгиня Анна в 1319-1320 гг. женит одного за другим трех своих сыновей. В 1322 г. старший сын Дмитрий получил ярлык на Великое княжение. Однако, встретив в Орде убийцу своего отца, Дмитрий в порыве гнева заколол князя Юрия Московского. Хан, разгневавшись на Дмитрия за его самоуправство, приказал казнить его 15 сентября 1326 г. , но ярлык на Великое княжение передал князю Александру Тверскому.
Князь Дмитрий расправляется с убийцей своего отца
В 1327 г. в Твери произошло восстание и тут же двинулся татарский карательный поход на Тверское княжество. Анна с сыновьями Константином и Василием, с боярами укрылись в Ладоге, а Александр Михайлович с женой и детьми — в Пскове. У Александра и Анастасии было восемь детей. Десять лет прожил Александр с семьей в Пскове. В 1337 г. Александр прибыл в Тверь проездом в Орду, где Анна после десятилетней разлуки увидалась с сыном. В Орде хан простил Александра и вернул ему Тверское княжество.
В 1339 г. Александр с сыном выехал в Орду, где без всякого суда их казнили. Анна, братья, княгиня Анастасия с детьми и весь город плакали о них горько и долго. Таким образом, Анна пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука. После трагедии 1339 г. вновь интриги родственников поспособствовали вызову в Орду правившего в это время третьего сына Анны — Константина Михайловича, однако дело до тяжбы не дошло: Константин Михайлович скончался в Орде.
Вместо княжеских хором — иноческая келья
Во время княжения сына Василия Анна участия в тверских событиях не принимала. Историки пишут, что родной Ростов воспитал княгиню в вере и благочестии, научил покоряться воле Божией, т.е. принимать свою земную долю, как дарованную свыше. Княгиня Анна направляется в Девичий Афанасьевский монастырь, именуемый в народе «Софийский».
Ныне на месте женского монастыря, в котором пребывала св. Анна, находится Покровская церковь и вещевой рынок
Житие Анны следует образцу всех монашеских житий, перечисляя подвиги Анны–инокини: молитва, всенощное бдение. Прибегая к расчетам, можно сказать, что доподлинно установить количество лет, проведённых Анной в Софийском монастыре, нельзя. Однако в 1358 году она уже была монахиней. По просьбам сына Василия она решает уехать в Кашин из Твери. Преставилась благоверная Анна 2 (15) октября 1368 г. В год преставления Анны скончался ее сын Василий. Погребли благоверную княгиню под соборной церковью Успения Божией Матери. Исследовательница Манухина замечает, что все, что известно о благоверной княгине Анне, хранит черты древнерусской «благоверной княгини»: целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги, покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа.
Явление таинственной жены
Память о княгине Анне угасла вместе с родом кашинских удельных князей, вместе с потомками ее — князьями тверскими, подпавшими под власть Москвы (в 1485 г.). Имена тверских князей сохранились в летописях, но большинство их из народной памяти исчезло бесследно. В исторической реальности поводом к воскресению забытой памяти о княгине Анне послужило событие, или даже, лучше назвать, сверхъестественное явление, случившееся в 1611 году.
Больному пономарю Успенского собора Герасиму явилась во сне некая жена, в «велицем иноческом образе одеяна» (т. е. в схимне), назвала себя «Анною», обещала ему исцеление, но при этом с упреком сказала:
Я вами небрегома и преобижена. Неужели нет среди вас разумного человека, что никто из вас доселе этого не понимает? И доколе будете вы попирать меня ногами?.. Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, дабы не предан был город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?…
Таинственная жена повелела Герасиму сказать священнику собора и всему причту, чтобы возжгли над гробом свечу перед образом Нерукотворного Спаса и не клали шапки на гроб.
Таинственный сон и чудесное исцеление пономаря Герасима всколыхнуло весь город. Люди вспомнили недавние события: в годы 1606-1611, когда поляки и литовцы грабили и жгли русские города, три раза враги подступали к Кашину, однако уходили всякий раз, не причинив самому городу особого вреда. В ту же пору возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился и город не погорел.
Настоятель собора Василий Михайлов и церковный причт стали приводить гробницу в порядок. Народ повалил в собор. Пробудилась благочестивая ревность, стали допытываться: кто же эта погребенная в соборе схимонахиня Анна?
Неожиданно узнав от соборного священника Василия о явлении великой княгини Тверской Анны и о почитании ее гробницы, родственник царя Михаила Федоровича, Василий Иванович Стрешнев, почел известие столь значительным, что повелел священнику немедленно подать челобитную Государю и известить о случившемся. Но Михаил Федорович умер, а в первые годы царствования Алексея Михайловича было не до них: венчание на царство молодого государя, его бракосочетание, а потом тревожные события — угроза крымских татар, неурожай, голод, сильный пожар в Москве, беспорядки. Во многих городах нарастало общее недовольство. Для умиротворения страны царь спешно созвал Земский Собор в 1649 году. Кашинцы воспользовались относительным затишьем и подали новую челобитную.
В правление Михаила Федоровича были найдены исчезнувшие во время пожара Твери при нашествии литовцев в 1606 г. мощи ее супруга, Михаила Ярославича. Они оказались спрятанными чьей-то попечительной рукою в земле у соборной стены и были торжественно водворены в 1643 г. в новостроенный собор, в придел его имени.
Покров на гробницу святой, вышитый руками жён царствующего дома Романовых
На челобитную последовали распоряжения от патриарха — немедленно направить в Кашин комиссию для освидетельствования мощей. В Кашин прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Иона, архимандрит Андрониева монастыря Сильвестр и игумен Данилова монастыря Иоанн. Досмотр оказался благоприятным для судьбы мощей. Была спешно составлена Служба на их обретение. Кашинские ревнители памяти княгини Анны, священник Троицкой церкви Иоанн Наумов и посадский человек Семен Сухоруков, сочинили тропарь, кондак и канон. Акт досмотра с описанием чудес, с тропарем, кондаком и каноном был представлен комиссией патриарху, который, по извещении Государя, собрал архиерейский собор; по рассмотрении материала было поставлено: мощи блаженной княгини Анны, как новой святой Русской Церкви, для общего поклонения — открыть.
Церковное прославление благоверной княгини Анны состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. Покрывало для мощей с изображением княгини собственными руками вышила супруга государя царица Мария. В тот же день на глазах у всех совершилось чудо: исцеление снохи кашинского губного старосты Скобеева. Царь привез с собой службу на перенесение мощей, которую по его заказу написал известный киевский ученый Епифаний Славенецкий. Вскоре архиерейский собор оформил канонизацию и установил празднование благоверной княгини Анны дважды в год: 2 октября, в день ее преставления, и 12 июня, в день перенесения ее мощей.
Читать онлайн
Тропарь, глас 3.
Днесь восхваляем тя преподобная благоверная великая княгиня инокиня Анно. Яко лоза плодовита процвела еси посреде терния. Во всех благочестивых великих княгинях. Во инокинях же, аки крин процвете в винограде, во граде Кашине. Добродетельми своими. И всех удивила еси чюдным своим житием. Тем угодила еси Христу Богу. К Нему же взыде радующеся и веселящися. И ныне пребываеши с лики преподобных жен. Наслаждающися райския красоты и веселия. Молим тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего. Даровати нам мир и велию милость.
Кондак, глас 4:
Яко пресветлая звезда явилася еси в русстей земли во граде Кашине преподобная мати Анно. Во всех благочестивых верных женах, чистым своим и непорочным житием. Во инокинях же аки крин процвела еси, совершенными своими труды и подвиги. И взыде к Вышнему Граду радующеся и веселящися. Яко добре соверши свое течение. И ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое явишася на исцеление всем приходящим ти с верою. Тем вопием ти, радуися всекрасная душею. И моли Христа Бога о спасении душ наших.
Извержение из святых
24 февраля (1677 г.) случилось невероятное! Неожиданно прибыла в Кашин патриаршая следственная комиссия с чрезвычайными полномочиями — вскрыть гроб княгини Анны, запечатанный царскими печатями в 1650 году, и произвести новый досмотр мощей и новый опрос церковного причта и свидетелей чудес. Канонические обоснования чествования благоверной княгини Анны, не вызывавшие в течение 30-ти лет ни возражений, ни сомнений, подлежали пересмотру.
Очевидно, что комиссии было предписано во что бы то ни стало найти поводы для уничтожения канонизации благоверной княгини Анны. При осмотре 1649 года обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями, летописями и Степенной книгой. Так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярыней, и родилась она не в Кашине, как было написано в житии, а в Ростове, и дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.
Патриарх Иоаким не раз говорил: «Не знаю я ни старой веры, ни новой, но что начальницы велят — то и творю». В бытность его патриархом был принят уголовный кодекс, вводящий смерть за проповедь Старой Веры
Малый церковный собор, созванный патриархом Иоакимом, постановил:
- житие и Сказание о чудесах признать недостоверными;
- гроб благоверной княгини Анны с мощами в Воскресенском соборе запечатать архиерейскими печатями;
- покров с образом княгини Анны и иконы взять в Москву и впредь, до рассуждения и подлинного рассмотрения Великого собора, образов не писать;
- празднеств княгине Анне не отправлять, молебнов не петь, а церковь, во имя ее в Успенском соборе построенную и «без известного испытания освященную», до Великого собора запереть и запечатать.
Все же, продолжающие иметь иконы или житие святой княгине, объявлялись подверженными анафеме. Однако реальными причинами извержения были вовсе не ошибки в житии святой. Известный историк и специалист в области агиографии профессор Голубинский прямо пишет:
Давно высказано предположение, что причину пересмотра и уничтожения канонизации святой Анны Кашинской следует видеть в её «благословляющей» руке.
То есть в руке, сложенной двуперстно для совершения крестного знамения. Продолжая свою мысль, Голубинский указывает:
Так вот, желая уничтожить авторитет свидетельства в пользу двоеперстия от святых мощей, патр. Иоаким и прибег к такой решительной мере, как объявить сами мощи как не мощи, и вообще уничтожить канонизацию княгини Анны.
Предание же гласило, что прибывшие по приказу патриарха Иоакима в Кашин священники-новообрядцы стали складывать пальцы усопшей благоверной княгини в троеперстие. Но сколько раз они это ни делали, на следующий день рука княгини вновь изображала двуперстие. Приходящие к мощам княгини видели это чудо и говорили, что княгиня свидетельствует об истинности и святости двуперстного крестного знамения. Особый авторитет этому придавали свидетельства автора первого жития благоверной княгини-инокини Анны — дьячка Никифора, а также священника кашинского Успенского собора Василия и инока Варлаама, имевших непосредственное отношение к обретению мощей княгини в 1648 году.
Все постановления Малого собора были утверждены с некоторыми дополнениями: храм во имя благоверной княгини Анны построенный переименовать во имя «Всех Святых», мощи же ее пусть стоят, как обыкновенная княжеская гробница; княгиню Анну поминать вместе со всеми православными великими князьями и княгинями. Серебряные и золотые украшения, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем к мощам преподобной Анны, были отняты и отосланы в подарок монастырю св. вмчц. Екатерины в Египте, где находятся и в наши дни.
Этот же собор наказал свидетелей и участников прославления святой Анны: дьячка Никифора, священника Василия и инока Варлаама. Последний был приговорен к затвору в монастыре «неисходно до смерти».
Старообрядцы и святая Анна
Несмотря на все запреты, анафемы и проклятия почитание благоверной княгини Анны сохранялось у старообрядцев и жителей Кашина. Чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Жители города Кашина переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. Еще более усилилось почитание святой в XIX веке: ее заступничеством перед Господом объяснили спасение города от эпидемии чумы в XVIII в., а в 1831 г. и в 1844 г. от холеры.
Вознесенский кафедральный собор г. Кашина (РПЦ). В этом храме ныне пребывают мощи святой Анны
В 1853 г. граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Подобные прошения последовали и в 1860, и в 1901 годах, но все они остались без внимания. Причина отказов была одна: страх, что официальное признание её святости будет содействовать признанию ошибок реформ патриарха Никона, секулярных деяний времен патр. Иоакима, императора Петра I и последующих.
Фактически господствующая синодальная церковь во второй половине XIX — начале XX века, вопреки распространяемым ныне историческим мифам, чувствовала себя крайне неуверенно, не имела действительной поддержки и опоры в русском народе, который осознанно или бессознательно сочувствовал дониконовской церковной старине.
В начале XX века, особенно после указа императора Николая II «Об укреплениях начал веротерпимости», в старообрядческой среде, журналах и газетах появились публикации о необходимости особенного, нарочитого почитания древнерусских святых и прославления новых. Стали поговаривать о том, что старообрядцы должны получить мощи святой княгини Анны, поскольку святость последней не признается государственной Церковью.
Газеты писали, что укрепляющаяся старообрядческая Церковь может претендовать не только на свою церковно–общественную нишу, но и на все духовное наследие древней Руси.
Не ровен час, — предупреждал в одной из подобных публикаций новообрядческий священник, — старообрядцы добьются получения мощей княгини Анны, почитание которой у нас запрещено.
В монографии Т. Манухиной говорится, что «вторую канонизацию» блг. Анны Кашинской «психологически предрешил закон о старообрядцах, даровавший им вероисповедную свободу и гражданские права».
Исследовательница уточняет:
Пришел конец и остракизму (преследованию — прим.) преподобной Анны. Могла ли господствующая Церковь не вернуть ей отнятого церковного достоинства, если сторонники реформы готовы признать старообрядцев братьями?.
Самим поводом для возбуждения процесса «второй канонизации» стали некоторые публикации в старообрядческих газетах и журналах, в частности, статья в журнале «Церковь» № 6 за 1908 год «На крови мученической. К вопросу канонизации святых». В них указывалось, что господствующая церковь отказывается чтить святую княгиню инокиню Анну и некоторых других святых, поскольку они «служат неоспоримым доказательством святости Церкви старообрядческой».
В ответ на подобные публикации 11 апреля 1909 года новообрядческий Синод поспешил ответить посланием ко всем чадам своей церкви «О восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны». К сожалению, в этом послании ничего не было сказано об истинных причинах посмертного гонения на святую Анну, ни о причинах ее второго прославления господствующим исповеданием. Наоборот, деяния патриарха Иоакима оправдывались. Епископ Михаил Семенов в статье «Великий старообрядческий праздник» писал по этому поводу:
Итак, старая ложь защищается и вместо покаянного дара св. княгине приносится явно недобросовестное оправдание… И синод в дни этого великого торжества скрыл истину — не принес покаяния.
Двуперстие было закрыто фальшивой нашивкой, изображающей трёхперстие
Несмотря на это старообрядческая Церковь все же нашла возможным послать делегацию в город Кашин на время торжеств, посвященных второй канонизации княгини в лоне господствующего исповедания. Группу христиан Древлеправославной Церкви Христовой возглавил председатель братства Честнаго и Животворящего Креста, начетчик Михаил Бриллиантов. По благословению епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенкова) главной целью этой депутации стало возбуждение ходатайства об отделении части честных мощей святой благоверной княгини Анны для храмов московского старообрядческого Рогожского кладбища. К сожалению, эта просьба старообрядческой делегации была отклонена. Позже частица мощей была передана единоверческому (ныне новобрядческому) Никольскому храму на Рогожском. На празднествах в Кашине было также запрещено распространение старообрядческой литературы. Единственное, чего смогли добиться члены делегации, так это снятия подложной нашивки со старинного покрова на гробе св. благоверной княгини.
Когда нашивка, изображающая троеперстие, была снята, все присутствующие на торжествах увидели двуперстие, вышитое царицей Марией. Эти торжества не остались не замеченными в среде всего староверия.
В некоторых старообрядческих храмах прошли праздничные богослужения. Так, в г. Боровске во Всехсвятской и Покровской общинах были отслужены вечером 11 июля 1909 года всенощные бдения, а утром 12 июля — Божественные литургии. Старообрядческий писатель и публицист Ф.Е. Мельниковна страницах журнала «Церковь» предложил установить ежегодное празднество по этому случаю с крестным ходом и особой молитвой ко Господу Богу, «вразумляющему противныя и просвещающему во тьме и озлоблении сидящих». Интересно, что у соседей г. Кашина, беспоповцев г. Кимры, распространился слух, что отныне по всем церквам империи богослужение будет совершаться по старому обряду.
Кульминацией старообрядческих празднеств, посвященных святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, стало освящение храма в ее честь в селе Кузнецы Богородского уезда Московской губернии.
Церковь св. Анны Кашинской в Кузнецах. Современное фото
Чин освящения этого первого на Руси храма во имя св. Анны Кашинской 16 декабря 1909 года совершил епископ Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков). По окончании торжественного богослужения, обращаясь к собравшимся, владыка Александр сказал:
Возблагодарим, братие, Господа, что он поспешествовал создателям соорудить этот благодатный храм, это хранилище таинств и благодати, Дом молитвы, училище боговедения и благочестия, источник освящения, пристанище обуреваемых, прибежище бедных, утешение скорбящим. Помолимся Ему и благоверной княгине Анне, и да будет сохранен сей храм невредим от огня и бури в долготу дний…
В годы гонений на религию этот храм был отнят у верующих. Долгое время в нем размещался цех трикотажных изделий. Не так давно этот храм был возвращен Русской Православной Старообрядческой Церкви. Однако еще предстоит немало сделать, чтобы восстановить здание церкви. Святая Анна Кашинская по-прежнему почитается в старообрядческой Церкви. Предполагается, что во имя благоверной княгини будет освящен древлеправославный храм в г. Твери.
Духовенство и персонал — Храм митрополии Сан-Франциско
Преподобный доктор Кристофер Флесорас — пастор Греческой православной церкви Святой Анны в Розвилле, прихода греческой православной митрополии Сан-Франциско.
Отец окончил Греческий колледж (бакалавр религиоведения), Греческую православную богословскую школу Святого Креста (MDiv), Северо-Восточный университет (MS) и Калифорнийский университет в Дэвисе (доктор философии). Позже в этом году он получит степень магистра военно-оперативного искусства и науки со специализацией в совместных боевых действиях.
Он был женат на Кристен Кириазис, блаженной памяти, 13 октября 1996 года в Софийском соборе в Лос-Анджелесе. Высокопреосвященнейший митрополит Сан-Францисский Антоний, также блаженной памяти, рукоположил его во диакона на своем домашнем Благовещенском приходе в Модесто, Калифорния, 17 ноября 1996 г. Креста в Белмонте, Калифорния, где он служил до своего назначения в церковь Святой Анны в июне 2001 года.0003
В 2010 году отец был назначен капелланом (1LT) в Калифорнийский государственный военный резерв и прикомандирован к 115-й региональной группе поддержки Национальной гвардии. В 2014 году он был переведен в Национальную гвардию ВВС Калифорнии, назначен капелланом (капитаном) и прикреплен к 162-й группе боевой связи. Сейчас он служит в 195-м авиакрыле Национальной гвардии со штаб-квартирой на авиабазе Бил. Отец получил звание майора в декабре 2019 года.
Отец Кристофер работал адъюнкт-профессором в Университете Уильяма Джессапа с 2011 по 21 год. В настоящее время он является заместителем декана по работе со студентами в Hellenic College Holy Cross в Бруклине, штат Массачусетс.
Он является сотрудником Службы экстренного реагирования в Международных православных благотворительных организациях (IOCC) и старшим научным сотрудником (класс XXII) Американского форума лидеров.
Он живет в Розвилле со своими детьми.
Ред. Фр. Серафим Айви 14 апреля 2018 г. рукоположен в сан диакона, а 15 апреля 2018 г. Высокопреосвященнейшим митрополитом Сан-Франциско Герасимом в приходе св. Анны. В 2017 году он окончил Крестовоздвиженскую греческую православную богословскую школу. Своё служение он начал помощником пастыря 1 января 2018 года и с одобрения Епархиального Синода и по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Герасима был рукоположен в сан второго, штатного священника нашего прихода.
Отец Серафим вырос полуместным, большую часть своей жизни он родился и вырос в Грасс-Вэлли/Невада-Сити. После окончания средней школы он учился в нескольких младших колледжах, прежде чем в конечном итоге поступил в Калифорнийский университет. Санта-Крус, где он получил степень бакалавра. степень в области континентальной философии с упором на древнегреческую философию. Десять лет спустя, поработав во множестве профессий, от строительства до социальной работы, отец вернулся в аспирантуру и получил диплом преподавателя нескольких предметов от Кэла. Государство Сакраменто, с намерением преподавать в начальной школе.
В это время он искал новую церковь для посещения и после многих лет поисков нашел православие, а затем и приход св. Анны, где через некоторое время был официально принят в веру (весна 2009 г.). После 5-летней «беседы» с о. Христофора, он решил поступить в Греческую православную богословскую школу Святого Креста, чтобы понять, как ему лучше всего служить Церкви. В течение следующих 4 лет ему была предоставлена возможность исследовать и развивать свои духовные интересы; все с непрекращающейся надеждой узнать, какой может быть его будущая роль в отношении моего служения Православной Церкви.
Отец Серафим женился в 2015 году на Рене Кириазис из Редондо-Бич в церкви Святой Варвары в Санта-Барбаре.
Преподобный дьякон Джозеф Руокко-Браун родился в Сан-Хосе, штат Калифорния, первые годы жизни провел в Стронгсвилле, штат Огайо, хотя в молодом возрасте вернулся в Калифорнию, поселившись в сельском городке Петалума в округе Сонома. Один из трех детей, рожденных Дональдом и Фрэнсисом (Руокко) Браун, он вырос в любящей и набожной римско-католической семье.
В школьные годы под духовным руководством приходского священника он с молитвой подумывал о вступлении в монашеское братство. После окончания средней школы он был готов поступить в бенедиктинский монастырь и семинарию в аббатстве Маунт-Энджел в Орегоне, хотя этот план был прерван провидением, когда он встретил Анну, свою жену с 34-летним стажем. Джозеф и Анна Моллер поженились 3 июня 1978 года. У них шестеро детей и восемь внуков.
Желая полнее служить Богу, а также пораженный красотой византийской литургии и ее богословия, Иосиф обратился к Римскому престолу с ходатайством о принятии в состав Греко-мелькитской католической церкви, что было предоставлено тогдашним кардиналом Ратцингером, ныне Папой Бенедикт. Их молитвенное путешествие продолжалось некоторое время, особенно под духовным руководством преподобного Константина Эфстатиу из Греческой Православной Церкви Рождества Христова в Новато. Иосиф, Анна и их дети были приняты в Святую Православную Церковь 5 января 19 года.91, в приходе Покровского православного храма в Санта-Розе, Калифорния.
После акклиматизации в Православной Церкви духовник, преподобный Михаил Маргитич, побудил его учиться на сан диакона. По благословению Преосвященнейшего епископа Тихона посещал программу поздних призваний Западной епархии в Беркли и Сан-Франциско, которой в то время руководил ныне на пенсии митрополит Иона, архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады. . После долгого обучения он успешно сдал экзамен на диакона, требуемый Православной Церковью в Америке. Затем, с благословения и ободрения своего Духовника, Иосиф ходатайствовал перед Преосвященнейшим епископом Тихоном о рукоположении во диакона.
14 июня 1997 года иподиакон Иосиф был рукоположен во диакона на старейшем православном приходе в сопредельных Штатах, резиденции Православной Церкви в Америке, епископе Сан-Францисском и Западном, Свято-Троицком кафедральном соборе в Сан-Франциско. Франциско. Диакон Иосиф был прикомандирован к Покровскому православному приходу и православному храму преп. Серафима Саровского в Санта-Розе. Там он верой и правдой прослужил пять лет. После переезда в поселок Сьерра-Футхиллс в Грасс-Вэлли в 2002 году по работе Дн. Иосиф служил в Крестовоздвиженском православном храме в Сакраменто. Хотя диакон и его семья вскоре после этого начали посещать приход св. Анны, он был официально освобожден и инкардирован в Греческую Православную Архиепископию Америки 15 сентября 2008 г. , помещен под омофор Высокопреосвященнейшего митрополита Герасима Митрополии Сан-Францисской и назначен Греческая православная церковь Святой Анны в Розвилле.
Дьякон Джозеф работает в светском мире инженером-технологом/технологом. Он работал в различных компаниях, таких как Hewlett-Packard, Parker-Hannifin, Cisco Systems, и в настоящее время работает в NVision в Грасс-Вэлли.
В 2001 году госпожа Морфула Ленакакис начала волонтерскую деятельность в приходе, помогая недавно назначенному о. Кристофер. Вскоре после этого Морфула стала нашим секретарем на неполный рабочий день и остается бесценным сотрудником нашего приходского офиса и администрации, особенно благодаря своим навыкам ведения бухгалтерского учета.
Уроженка Розвилля, Морфула — американка греческого происхождения в первом поколении, родители которой приехали в Соединенные Штаты в 1955 году. Она замужем за Стелио, с которым познакомилась в 1978 году. Через две недели после знакомства они поженились! Они только что отпраздновали 38-ю годовщину свадьбы.
У Морфулы и Стелио трое сыновей: Янни, Анджело и Атами. Янни, их старший сын, женат на Доун, у них двое детей, Стелио и Кириаки. Анджело, их средний сын, принял постриг отца Агафона и является монахом монастыря Святого Антония в Аризоне. Атами, их младший сын, женат на Марине, у них также есть сын Стелио.
В дополнение к своим обязанностям в приходе, Морфула также помогает управлять ландшафтной и ремонтной компанией своего мужа, которой они владеют более 35 лет.
Анна Лагиос Цу получила степень бакалавра в области охраны окружающей среды в Калифорнийском университете. Беркли в 1986 году, а затем несколько лет работал и путешествовал по Штатам и миру, прежде чем вернуться в школу и получить степень магистра традиционной китайской медицины в Тихоокеанском колледже восточной медицины в Сан-Диего (четырехлетняя профессиональная программа) в 1999. Она занимается частной практикой в качестве лицензированного специалиста по акупунктуре с офисами в Сакраменто и Розвилле. Анна нашла Православную Церковь поздно, после долгих поисков, и была крещена в святой Анне в 2017 году. Будучи взрослой новообращенной, она не понаслышке знает о важности раннего наставления и обучения православной вере. Ей выпала честь помогать передавать глубину и силу Православия нашим младшим прихожанам, как рожденным в вере, так и новообращенным. В 2019 году она взяла на себя ответственность за нашу Программу религиозного образования молодежи.
Дженнифер Финни вместе с мужем Ларри, блаженной памяти, служат (и служили) нашими взрослыми катехизаторами.
У них четверо взрослых детей и пятеро внуков (на данный момент). Они пришли в православие из протестантских традиций в 2011 году. Оба – уроженцы Северной Калифорнии, всю жизнь прожившие и работавшие в этом районе.
Принятие православной веры привело их к роли фасилитаторов приходского курса образования для желающих больше узнать о Православии.
Справочник персонала — Епископальная церковь Святой Анны в Новом Орлеане
Персонал и духовенство
Преподобный Уильям Х. Терри , ректор, 504.947.2121, [email protected]
3
3
Билл женат на Вики, у них трое детей и трое внуков. У них четыре собаки, и они живут недалеко от города в Мероксле, штат Луизиана. о. Билл также является адъюнкт-преподавателем Медицинской школы Тулейна, факультета этики и гуманитарных наук. Он также является капелланом Медицинской школы. о. Билл также является научным сотрудником Kellogg (выпуск 2019 г.).) и цитировался во многих СМИ/публикациях, включая State of the Reunion NPR, London Times, Times Picayune, а также в фильме «Контуженный шок» и т. д. за его работу с городским насилием. о. Билл имеет две степени M.Div. Nashotah House и MPS. Университет Лойолы.
Преподобный дьякон Луиджи Мандиле , администратор прихода, 504.947.2121, [email protected]
Луиджи женат на своем муже Шоне, и они живут с тремя большими собаками в Чалметте, Ла-Луиджи. Костелу Святой Анны более десяти лет. Он является одним из Мастеров Аколитов в Церкви. В настоящее время он учится на дьякона в церкви, уделяя основное внимание ЛГБТК+ сообществу.
Преподобный дьякон Лерой «Бак» Клоуз , (504) 947-2121, [email protected]
Дьякон Клоуз приезжает в церковь Святой Анны из Сент-Джонс в Нью-Порте, Род-Айленд, где он также служит. Дикон Клоуз является председателем комитета по восстановлению дома Додвелла в больнице Святой Анны. Дикон Клоуз родился в Южной Каролине, окончил Тулейнский университет со степенью бакалавра экономики и латиноамериканских исследований. Он и его жена Люси служили во Всемирной церковной службе в Никарагуа, а также основали некоммерческое агентство по созданию рабочих мест 1000 Jobs/Haiti. Клоузы живут в Литтл-Комптоне и Новом Орлеане, у них трое взрослых детей.
Anna’s Place NOLA
Со всеми сотрудниками можно связаться по телефону (504) 947-2121
Доктор Кэвин Дэвис, исполнительный директор Anna’s Place NOLA. [email protected]
Darryl Durham , основатель и общинный взаимодействие/развитие и расширение молодежи, [email protected]
Darry, заполненные в зависимости от Enna Arts. стать составной частью Anna’s Place NOLA. Дэррил родом из Южной Каролины и имеет степень магистра музыки Бостонского университета. Дэррил участвовал в проповедническом служении Святой Анны почти десять лет и получил награду «Ангел года» Голубого Креста. Страсть Дэррила — расширение прав и возможностей цветных молодых людей.
Кен Лич , органист, руководитель хора и руководитель детского хорового ансамбля.
Кен является выпускником Университета Южного Миссисипи со степенью магистра музыки и бакалавра искусств. в музыкальном образовании. У него долгая история профессионального музыкального руководителя и дирижера; имеет многолетний опыт работы музыкальным педагогом; Кен также играл в ряде церквей различных конфессий.
Брат Дон Дуба г., капеллан продовольственной кладовой и министерства помощи бездомным
Br. Дон является членом Сообщества Фрэнсиса и Клэр. Дон был членом церкви Святой Анны со своим мужем Расти Даунингом более десяти лет. бр. Страстью Дона остается солидарность с бездомными, голодными и бедными нашего города.
Комитет по восстановлению дома Додуэлл
«Комитет Дома Додуэлла» состоит из нескольких членов конгрегации. Это действующий рабочий комитет под эгидой Ризницы Святой Анны. В дополнение к Комитету мы заключили контракты с профессиональными архитекторами и другими соответствующими специалистами. Это мощная команда с реальным видением.
Преподобный дьякон Лерой «Бак» Клоуз является председателем Комитета по восстановлению Дома Додуэлла, должным образом назначенного комитета при ризнице епископальной церкви Святой Анны. Основной задачей Комитета по восстановлению Дома Додуэлла является привлечение капитала и пожертвований в поддержку Ресурсного центра сообщества Додуэлл-Хаус и его программ для резидентов.