Причины зарождения религии у древнейших людей: Что послужило причиной появления у древнейших людей религиозных веровани?

Разное

Содержание

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Бессилие первобытных людей перед природой.

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

2. Как появилась вера в «душу».

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

3. Как люди создали богов.

Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

4. Молитвы и жертвы.

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы.  Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ —  ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

  • < ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
  • -> СЧЁТ ЛЕТ В ИСТОРИИ >

Теги:

 Первобытные люди 

 40 тыс. лет до Н.Э. 

 10 тыс. лет до Н.Э. 

Добавить комментарий

§ 6. Первобытная культура и верования людей

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття
🚗 МЕГАЗБІР НА 50 БРОНЬОВИКІВ Spartan
🚑 Гуманітарна допомога

§ 6. Первоначальнаякультура и верования людей

1. Практические знания первобытного человека

Первыми знаниями, накапливалилюди еще во времена каменного века, были знания об окружающем мире. Именно онидавали возможность человеку выживать. Обрабатывая различные породы камня, человекузнавала об их свойствах. Поэтому уже в энеолите первоначальные ремесленники зналиспособы обработки большинства минералов, руд и метеоритного железа. В среднемпалеолите люди научились изготавливать из природных материалов краски.

Накапливали медицинские знания. Захоронениенеандертальцев в Ля Феррас во Франции и в Шанидар в Иране дают основанияутверждать, что уже тогда люди лечили переломы, раны, использовалилечебные свойства трав. Во времена мезолита первоначальные медики, роль которыхвыполняли шаманы и колдуны, умели делать ампутацию конечностей.

Первобытный человек прекрасно зналаповедение диких зверей и птиц. Со временем расширялись знания об анатомииживотных. Об этом свидетельствуют наскальные росписи в пещерах, изображающихживотных в так называемом рентгеновском стиле. Первобытные художники рисовали теложивотные с внутренними органами и скелетом. Знания о животном и растительноммир способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства.

Математические знания начали формироваться впалеолите. Тогда первобытный человек считала, нанося соответствующие отметки (насечки,точки, крестики) на специальные кости. Свидетельством возможных арифметическихрасчетов в палеолите являются, например, копье с 20 насечками, сгруппированнымипо 5 насечек, найденный в Дольни Вестонице (Чехия). Математике применяли вдележе добычи. Очевидно, именно в связи с этим первобытные люди научилисьвыполнять простейшие арифметические действия — Сложение и вычитание. На стенахпалеолитических пещер они рисовали геометрические фигуры, украшали ими разныеизделия. Позже, в неолите и энеолите, первобытный человек строила жилье правильнойгеометрической формы.

Удивительные знания астрономии имелапервобытный человек еще со времен палеолита. Наблюдая за движением Солнца, Луны иразглядывая звездное небо, люди смогли составить первые простейшие календаре. Именно таким календарем считают ученые браслеты с геометрическим орнаментом,найдены в Мизине (Украина). А на пластине из Мальты (Россия) нанесено 244 ямки вцентре и по 122 по сторонам. Если добавить центральную и левую или правую часть,получим 366 — число, количества дней в високосном году. Календари определялидаты проведения ритуалов, связанных с хозяйством первобытных людей,религиозных праздников.

В палеолите появилась «дописемнисть» —пиктография. Это рисунки-знаки,которые использовались для передачи определенной информации, общение.Возможно, символы на керамике, стенах пещер, каменных и костяных предметах естьзаписями древних преданий, которые нам никогда не удастся прочитать. Именно спиктограмм и развилось позднее иероглифическое письмо.

В энеолите впечатляющих размеров приобрелостроительство гробниц, храмов, астрономических обсерваторий. В III тыс. до н.э. в Европе строиликультовые сооружения — кромлехи(Круги из вертикально вкопанных камней) и менгиры(Длинные ряды вертикальных камней).

 

Интереснознать

Наиболее удивительной древнейдостопримечательностью является Стоунхендж в Великобритании. Здесь сочетаются три сооружения различноговремени. Древнейшая из них — образовано валом и рвом кругдиаметром 115 метров. Посредине круга -кольцо из 56 ям. Позже посерединекольца были построены два круга из вертикально поставленных камней (38 пар). Третью сооружение было возведено в эпоху бронзы, около 3,5 тыс.лет назад. Это закопаны в землю обтесанные камни высотой около 8,5 м и массой около 26 т. На них также лежат камни. СооруженияСтоунхенджа служили древним жителям этих мест для определения времени равноденствия,изменений сезонов, лет, предсказания солнечных затмений. Древние обсерватории, кромеВеликобритании, найдены во многих уголках мира.

 

2. Первобытныеформы религии

Накоплением практических знаний омир и невозможность объяснить большое количество явлений обусловило появление религиозныхпредставлений. Религия вера человека в сверхъестественные силы исуществование богов. Посредством их человек пытался объяснить то загадочное инепонятное, а возможно и пугающе, существовавшего в природе. Первые религиозныеверования появились в среднем палеолите (150-35 тыс. лет назад) внеандертальцев. К первобытным формам религии относятся: тотемизм, фетишизм, магия,анимизм.

Тотемизм (От индейцев. ототем
его род) — вера в происхождение рода от общего предка — животные, растенияили и птицы. Пращура считали защитником рода, просили у него помощи вохоте. Животное-тотемнельзя было убивать. ей поклонялись, изображали на стенах пещер, вырезалииз камня и кости.

Фетишизм (От португ. feitigo -талисман) — наделение неодушевленных предметов сверхъестественными свойствами. Людиверили, что фетиш мог защитить от злых сил, подарить удачу. Фетишем моглабыть любой-Всякая вещь. ееносили с собой, держали в квартире, клали в захоронение. Поклонение предметамсохранилось и доныне.В храмах можно увидеть иконы, скульптуры богов, которых современный человек наделяетсверхъестественными свойствами.

Магия (От греч. mageia – колдовство)- Вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью гадания,заклинаний, заговоров. По мнению первобытного человека, магические действия могли вызватьдождь, помочь в охоте или нанести ущерб врагам.

Возникновение анимизма (От лат.anima — душа) было связано с попыткой понять, почему человек, недавнодвигалась, разговаривала, вдруг становилась неподвижной и холодной. Первобытный человекобъясняла это тем, что из тела ушла душа. Считалось, что, потеряв тело, душаискала нового убежища. Не найдя его, она вынуждена была скитаться вечно,пугая родственников или оказывая им обиды. С этим верованием связан обычайхоронить покойников. А поскольку первоначальная человек считал, что в загробноммире дух живет так же, как и на земле, то покойника обеспечивали едой,орудиями труда и т.д. Если умерший при жизни был вождем, то после смерти онимел особое уважение. Таким образом анимизм — Это наделение живых существ инеодушевленных предметов душой, которая живет самостоятельно.

Не каждый человек знал, как говорить сдухами, задобрить или изгнать их. Со временем появились шаманы, колдуны, жрецы,которые знали заговоры, заклинания. их звали, когда болел человек или умиралскот. От имени рода, племени они общались с душами и духамипредков. Все эти формы религии тесно переплелись между собой, что в конечном итоге привелодо появления культа богов. Культ — Способ поклонения богам.

 

3. Искусство

Познание окружающего мира идуховное достояние отражены в уникальном, иногда непостижимомискусстве первобытного человека.

Палеолитическое искусство состоит издвух основных групп произведений: малые форты — Мелкая скульптура, резьба,роспись на предметах хозяйственного назначения, на кости, роговые, каменныхплитах и т.п.; монументальное искусство — Наскальные, чащепещерные, росписи, графика, рельеф.

Земледельческое население неолитаоставило после себя большое количество каменных и глиняных скульптур, украшавшихжилья и места поклонения богам. Последнее свидетельствует, что статуэтки имели и магическоеназначения. Найдены многочисленные женские изображения, украшенные разнообразнымиорнаментами и росписью. Позже, в энеолите, больше выявлено фигурокмужчин. Часто встречаются скульптурные изображения быков, леопардов, коз.

В среднем палеолите человекнаучилась изготавливать краски из природных материалов: красную, желтую, коричневую -с охры, темно-бурую — из окиси марганца, черную — из древесного угля.Разводили краски водой или животным жиром в морских ракушках и костяныхящиках. Чаще рисовали одним цветом. Но рисунки пещер Ласко и Фон де Гом (Франция)выполнено двумя цветами, в Альтамире — тремя.

Фотография из пещеры Ласко

 

Фотография из пещеры  Альтамира

 

 

   

 

Интереснознать

Открылпещерные фрески Альтамиры (Испания) Марселино деСаутуола в 1875 г. В 1880 г. он выступил с заявлением, что это -палеолитические изображения. Саутуолы обвинили в подделке, ученые не предполагали,что люди палеолита были такие талантливые. Но последующие открытия подтвердилидавность фресок.

 

Первобытный человек, в отличие отсовременных художников, не всегда уделяла внимание размеру и внешнему сходствуизображаемых предметов или животных. Поэтому для нас эти образы не всегда понятны.

Известен изображения бизона, убитойчеловека и птицы, которое было найдено в пещере Ласко. Этот почти детскийфотография исполненный трагизма. Наверное, на нем изображен неудачное охотычеловека, во время которого умирают и охотник, и его добычу. Интересно, что впалеолитического искусства почти нет неподвижных фигур. Движение изображали положениемног, наклоном тела или головы. Первобытные мастера умели передать быстрые движенияживотных.

Накопленные в каменном и засуток меди и бронзы знания и опыт, а также достижения первобытных художников сталиосновой для дальнейшего движения человечества к цивилизации.

 

4. Религиозные представления и развитиеискусства в древнюю сутки на территории Украины

Свидетельством распространения религиозныхпредставлений на территории Украины стали находки человеческих захоронений, найдены в пещере Киик-Коба,и других местах в Крыму. Умерших хоронили в специальных ямах, в сокращенномвиде, на боку. Это свидетельствует о появлении в неандертальцев простейшихпредставлений о существовании у человека души и жизни в потустороннем мире, присущихпочти всем древнем человечеству. Захоронение устраивали в пределах жильясвидетельствовало об отсутствии в тогдашней человека ужаса к умершему (по древнимпредставлениями считали, что они заснули) и веру в сохранение кровных связейпоследних с живыми.

В среднем палеолите появились первыеобразцы первобытного искусства на наших землях. Древнейшими произведениями искусствачеловека является изображение на костях животных. На днестровской стоянке вс. Молодово найдено лопатку мамонта с композицией, в центре которойстилизованная фигура оленя в окружении волнистых линий, треугольников и следовмногих ударов. Некоторые ученые считают, что эта находка связана с давнимиритуалами охотничьей магии.

Высокого уровня духовного развитиядостиг в период позднего палеолита (35-11 тыс. лет назад) кроманьонец.Первобытное искусство тогда было тесно связано с магическими обрядами, которыеосуществлялись в специальных местах. Остатки такого сооружения открыто на стоянкеМизин. Здесь были найдены фигурки и «шумный» браслет из костей мамонта,одевался во время магических церемоний. Среди находок также есть набор расписныхмамонтовых костей и молоток из рога северного оленя, используемых в качествеударные музыкальные инструменты. Современные ученые попытались воссоздать магическоезвучания этих первобытных музыкальных инструментов и записали их на грампластинку.Раскрашенный череп и ударные молотки найдены также на стоянкеМеждуречье.

Одним из самых известных святилищ натерритории Украины, где в течение длительного времени (от позднего палеолита до эпохибронзы) происходили магические обряды, есть гроты Каменной Могилы возле Мелитополя.

Вера в существование у человека души и еежизнь в загробном мире развивалось и в мезолите. Среди захоронений людей этойсуток встречаются завалены сверху камнями. Вероятно, это было сделаносоплеменниками с целью недопущения возвращения души умерших. В найденных наДнепропетровской могильниках скелеты посыпанные охрой — естественной краснойкраской. Этот обряд, считают ученые, олицетворял веру человека в очистительную силу огня.В гротах Каменной Могилы найдены каменные гальки и плитки, покрытые геометрическимиузорами со следами сплошного окрашивания охрой. Это были так называемые чуринги,которые имели важное мистическое предназначение и считались вместилищем души человека.

Нашли отражение в духовном миречеловека изменения, происходившие за неолита. Среди земледельческо-скотоводческих племенполучил распространение культ матери-земли, о чем свидетельствуют многочисленные находки вещей,необходимых в загробной жизни, теперь вместо оружия преподавали глиняную посуду иорудия труда. В религиозных представлениях охотников главное место, по-прежнему занималкульт животных, которые были объектами охоты. При захоронений осуществлялисьтризны, сопровождавшиеся избиениями глиняных сосудов, наполненных жертвеннойблюдом. Об осложнении религиозных представлений населения Поднепровья свидетельствуютнаходки захоронений, где в одной яме находилось около 40 черепов умерших, авсе остальные кости были прикопанные во второй яме рядом. Во многих могильникахнайдено скелеты, которые свидетельствуют, что умерших перед погребением было прочносвязано. Возможно, живые чувствовали так перед умершими и таким образомпытались их обезвредить.

Проявлениями вкусов человеканеолита являются находки разнообразных украшений. Одежду, пояса и головные уборыукрашали нашивными пластинками, вырезанными из клыков кабана и покрытымиорнаментом. Украшением женщин были бусы из полированной кости, ракушек иполудрагоценных камней. Широкое распространение за неолита приобрел обычай украшатьКстати орнаментом. Им покрывали не только каменные изделия и керамику, но,вероятно, вещи из дерева и кожи, которые не сохранились до наших времен.

 

Вопросы изадачи

1. Что способствовалонакоплению практических знаний первоначальнойной человеком?

2. Почему первобытныйчеловек наделяла неодушевленные предметы надестественными свойствами?

3. Каковы причины появления религии?

4. Охарактеризуйте первые формырелигиозных верований. Что из верований первобытных людейдошло до нашего времени?

5. Изображавшихпервобытные люди на своих рисунках?

6. Какразвивалось духовное и религиозное жизни первобытных людей на территории Украины?

 

 

Обобщениепо теме

Первоначальными мы называемвремена, когда человечество преодолело путь от появления первых людей до формированияцивилизации.

Первоначальная история человечестваделится на периоды: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, эпоха меди ибронзы, ранний железный век.

Первобытные людиотличались от других животных прямохождением, сложными движениями рук, развитымголовным мозгом.

За «неолитическойреволюции »состоялся переход человека от охоты и собирательства кземледелия и скотоводства.

В первобытные времена возниклипервые объединения людей — семья, род, община, племя.

В эпоху меди и бронзывозникли первые государства в мире.

Наиболее значительными открытиямипервобытного человека были овладения огня, приручение диких животных и ихиспользования в хозяйстве, изобретение лука и стрел, гончарного круга,ткачества, колеса.

По первобытных времен возникобмен, который стал основой для зарождения торговли.

В первобытности зародилисьнаучные знания и религиозные верования.

 

  • ← § 5. Освоение первобытным человеком земель Украины. Первые земледельцы и скотоводы на территории Украины
  • § 7-8. Образование древнеегипетского государства →

Древние обряды, породившие религию

Изобретение религии стало большим взрывом в истории человечества. Боги и духи помогали объяснить необъяснимое, а религиозная вера придавала смысл и цель людям, борющимся за выживание. Но что, если все, что, как нам казалось, мы знали о религии, было неверным? Что, если вера в сверхъестественное — это показуха того, что действительно важно, — тщательно продуманных ритуалов, укрепляющих групповую сплоченность, создающих личные связи, за которые люди готовы умереть.

Антрополог Харви Уайтхаус считает, что слишком много разговоров о религии основано на расплывчатых предположениях и упрощенных объяснениях. Уайтхаус руководит Институтом когнитивной и эволюционной антропологии Оксфордского университета. В течение многих лет он сотрудничает с учеными по всему миру, чтобы собрать огромный массив данных, которые обосновывают изучение религии в науке. Уайтхаус опирается на ряд дисциплин — археологию, этнографию, историю, эволюционную психологию, когнитивную науку — для построения профиля религиозных практик.

Увлечение Уайтхауса религией восходит к его собственному новаторскому полевому исследованию традиционных верований в Папуа-Новой Гвинее в 1980-х годах. Он разработал теорию религии, основанную на способности ритуалов создавать социальные связи и групповую идентичность. Он видел, что сложные ритуалы, такие как травмирующие обряды инициации, часто были незабываемыми и приводили к слиянию индивидуальной идентичности с группой. На протяжении многих лет теория религиозности Уайтхауса вызывала серьезные споры и породила несколько международных конференций.

Уайтхаус остается занятым человеком, отвечающим за различные исследовательские проекты. Я встретил его во время короткой остановки в Лондоне между поездками в Южную Америку и Гонконг. Он только что вернулся из Бразилии, где встретился с двумя исследовательскими группами, изучающими, как футбольные фанаты связаны друг с другом в этой помешанной на футболе стране. В нашем интервью мы затронули широкий круг тем: социальная полезность трудных, часто болезненных ритуалов; психологическая сила «Бога» в больших обществах; и почему так трудно придумать хорошее определение религии.

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ОБряды: Харви Уайтхаус показывает бычьи рога в Чаталхойюке, археологических раскопках в Турции. Проанализировав артефакты в поселении, которое процветало около 7000 г. до н.э., Уайтхаус обнаружил «возбуждающие» ритуалы, связанные с религиозной жизнью. Джастин Барретт

Как далеко мы можем проследить религию в истории человечества?

Ну, нам нужно разобраться с тем, что мы подразумеваем под «религией». Люди используют этот общий термин для самых разных вещей — веры в Бога или богов, веры в души и загробную жизнь, магических заклинаний, ритуалов, измененных состояний сознания. Некоторые из этих вещей невероятно трудно увидеть в древнем прошлом, особенно в доисторические времена.

Так что же вы ищете?

Археологи тратят много времени на поиск свидетельств ритуальной деятельности. Одними из лучших свидетельств веры в загробную жизнь являются погребальные принадлежности, такие как подвески и ожерелья из бисера, найденные в человеческих захоронениях. Некоторые африканские памятники датируются возрастом более четверти миллиона лет.

Откуда вы знаете, что эти захоронения как-то связаны с загробной жизнью?

Когда люди оставляют погребальный инвентарь, есть сильное предположение, что они воображают, что это не конец человека, которого они хоронят. Я думаю, что некоторые из палеолитических наскальных рисунков также наводят на размышления. Многие материалы в этих пещерах позволяют предположить, что они переживали измененные состояния сознания. Эти среды имеют действительно замечательную акустику, и вы можете себе представить, как можно манипулировать освещением, чтобы усилить воздействие на людей.

Что вы узнали о происхождении религии на основе этих древних археологических свидетельств?

Когда мы можем видеть, как часто проводились определенные виды ритуалов, мы думаем, что можно оценить, например, на основе останков животных, как часто происходили пиршества. Некоторые ритуалы включали убийство крупных и опасных животных. Подсчитано, что мясом дикого быка можно было накормить 1000 человек. Мы можем извлечь уроки из захоронений, особенно в домах, где захоронения связаны с событиями основания или закрытия. Затем мы можем оценить частоту конкретных ритуалов. Частота ритуала будет обратно пропорциональна уровню возбуждения, которое он вызывает. Эти индукторы включают сенсорное зрелище, пение, танцы, музыку, измененные состояния сознания и болезненные или травмирующие процедуры. Мы обнаружили, что религии с часто повторяющимися ритуалами будут более иерархичными, чем традиции, в которых таких ритуалов нет.

Многие любители футбола свято чтят свою команду и все ее эмблемы.

Одно из распространенных объяснений происхождения религии состоит в том, что боги и сверхъестественные существа могли объяснить бессмысленные вещи, будь то раскат грома или смерть ребенка. Было ли это корнем религиозной веры?

Я полагаю, что люди пытаются заполнить пробелы в своих знаниях, прибегая к сверхъестественным объяснениям. Но многие другие ситуации подсказывают сверхъестественные объяснения. Возможно, наиболее распространенным является мнение, что существует ритуал, который может помочь нам, когда мы делаем что-то с высоким риском неудачи. Многие люди ходят на футбольные матчи в своих счастливых штанах или счастливой рубашке. И вы заставляете игроков выполнять всевозможные ритуалы, когда есть рискованные ситуации, такие как выполнение пенальти.

Значит, ритуальные действия во время футбольного матча ничем не отличаются от чисто религиозных ритуалов?

Нет. На самом деле, мне кажется странным, что люди вообще хотят думать, что они другие. Психологически они невероятно похожи.

Но, по-видимому, религию отличает нечто, связанное с трансцендентным, с другим измерением реальности.

Это правда, что в религии есть определенная святость, которую люди не связывают с поддержкой футбольной команды. Но, откровенно говоря, многие футбольные фанаты считают свою команду и все ее эмблемы довольно священными. Мы склонны брать несколько фрагментов самых известных религий и рассматривать их как символ того, что древнее и общечеловеческое. Но те вещи, которые являются древними и общечеловеческими, на самом деле вездесущи и не являются частью мировых религий.

Опять же, все зависит от того, что мы подразумеваем под словом «религия». Я думаю, что лучший способ ответить на этот вопрос — попытаться выяснить, какие когнитивные способности появились первыми. Мы знаем, что использование инструментов уходит своими корнями в глубокую историю. Homo habilis , иначе известный как разнорабочий, — это ранний вид, который использовал инструменты, поэтому вполне возможно, что он имел какое-то представление о существах-творцах. Язык явно играет важную роль в некоторых аспектах религии, таких как развитие доктринальной системы. Но я не уверен, что это необходимо для многих фундаментальных верований, лежащих в основе того, что мы считаем религией.

Похоже, у всех религий есть истории сотворения. Разве вам не нужен язык, чтобы сформулировать такого рода мифическое воображение?

Когда вы смотрите на мифы многих культурных традиций, они кажутся чем-то сказочным. Часто они на самом деле вдохновлены мечтами. Сновидение, по-видимому, является широко распространенной функцией мозга млекопитающих, поэтому, хотя обмен мечтами и правда зависит от языка, для того, чтобы видеть сны, язык не нужен. Я предполагаю, что мифическое воображение не зависело бы от наличия языка.

Почему с психологической точки зрения Бог является такой могущественной идеей?

Это может быть продуктом культурной эволюции и перехода к более крупным и сложным обществам. Когда вы используете единственное число «Бог», вы говорите о каком-то высшем боге, что, вероятно, означает бога, который всеведущ и заботится о морали нашего поведения и наказывает нас, когда мы ведем себя плохо. Это относительно недавняя культурная инновация, которая, возможно, была адаптацией к жизни в очень больших обществах.

В какой-то момент человеческой истории многие общества перешли от анимистических форм религии к институционализированным системам, более близким к сегодняшним религиям. Как вы объясните этот переход?

По-настоящему критический переход происходит при постепенном переходе от образа жизни, связанного с добычей пищи, охотой и собирательством, к оседлому сельскому хозяйству, когда вы приручаете животных и выращиваете урожай. Происходит серьезное изменение размера и структуры группы. Я думаю, что религия действительно является основной чертой этого изменения. Что мы видим в археологических записях, так это увеличение частоты коллективных ритуалов. Это меняет ситуацию психологически и ведет к более доктринальным типам религиозных систем, которые более узнаваемы, когда мы смотрим на мировые религии сегодня.

Почему такая трансформация произошла в сельскохозяйственных обществах?

Сотрудничество, необходимое в больших оседлых сообществах, отличается от того, что вам нужно в небольшой группе, основанной на личных связях между людьми. Когда вы сталкиваетесь с опасными столкновениями с другими группами или опасными животными, вы хотите, чтобы в небольшой группе были люди, настолько сильно связанные, чтобы они действительно держались вместе. Ритуалы, которые кажутся наиболее подходящими для выполнения, являются эмоционально интенсивными, но выполняются не так часто. Но когда группа слишком велика, чтобы вы знали каждого лично, вам нужно связать людей вместе через групповые категории, такие как этническая группа или религиозная организация. Высокочастотные ритуалы в крупных религиях заставляют вас упускать из виду свое личное «я».

Я полагаю, что примером социальных связей может быть мусульманская практика пятикратной молитвы в день.

Или в христианстве это регулярно ходить в церковь на богослужения. Во всех действительно масштабных религиях есть ритуалы, которые люди совершают ежедневно или хотя бы раз в неделю. Мы считаем, что это одно из ключевых различий между простой идентификацией с группой и слиянием с группой. Когда вы слились с группой, социальная идентичность человека действительно затрагивает и личную идентичность. И слияние идентичностей имеет ряд поведенческих результатов. Возможно, наиболее важно то, что слитые индивидуумы демонстрируют значительную готовность пожертвовать собой ради своих групп.

Религия — это вера и опыт. Мы не можем разделить их.

А как насчет другого вида ритуала, когда у вас очень сильные переживания?

Многие небольшие группы связаны вместе болезненными или пугающими ритуалами инициации, особенно в группах, которые сталкиваются с высоким уровнем угрозы со стороны людей, не входящих в их группу. Вам нужно твердо стоять вместе, чтобы противостоять. Там, где я работал в Новой Гвинее, во многих небольших племенных группах проводились обряды инициации для мальчиков и юношей. Они возникли как сплоченные воинские части, способные совершать набеги на соседние деревни. То же самое мы наблюдаем и в современных армиях. У элитных сил есть дисфорические программы обучения и неформальные обряды инициации, которые объединяют группу.

Светским примером таких инициаций могут быть ритуалы дедовщины в студенческом братстве.

Верно. Мы разрабатываем опрос, чтобы выяснить, коррелирует ли интенсивность ритуалов дедовщины в братствах и женских клубах со слиянием групп. Мы также исследовали военные группы и футбольных фанатов. Мы обнаружили, что футбольные болельщики, которые больше страдают, также более привязаны друг к другу. Совместное переживание неприятностей на самом деле является более сильным связующим звеном, чем просто приятное времяпрепровождение.

Разве хорошо обученная армия не должна сломать индивидуальность солдата, чтобы он посвятил себя помощи своим товарищам?

Думаю, правильно. Болезненные или плохие переживания запоминаются лучше и становятся частью нашего понимания того, кто мы есть, что делает меня, меня и вас, вас. Разделение этих мощных переживаний разрушает границу между собой и другими и создает психологическое состояние, которое мы называем слиянием. Одним из интересных коррелятов слияния с группой является готовность сражаться и умереть за нее. Таким образом, люди, готовые принести огромные жертвы группам, обычно сливаются с ними.

Что привело вас в Папуа-Новую Гвинею?

Я не собирался изучать религию. Я отправился туда изучать экономическую антропологию, но у этих людей были другие идеи. Все они были членами религиозного движения, называвшего себя Кивунг, которое имело огромное количество верований и практик, направленных на возвращение предков из мертвых. Это было то, что люди действительно хотели, чтобы я понял.

Можете ли вы описать некоторые из этих ритуалов по возвращению мертвых?

Движение имело два аспекта, и это действительно то, что послужило основой для многих моих последующих исследований. Существовала большая традиция, объединявшая сотни деревень и тысячи последователей на довольно обширной территории. Это включало в себя очень часто повторяющиеся ритуалы, большинство из которых были сосредоточены на возложении подношений предкам в специально построенных храмах. Работая в очень больших масштабах, она была довольно иерархичной и очень хорошо организованной. Но были и небольшие группы, которые время от времени отделялись и выполняли гораздо более эмоционально интенсивные ритуалы, которые, казалось, оказывали очень сильное связывающее действие, хотя им так и не удалось воскресить предков из мертвых.

Что это были за интенсивные ритуалы в небольших группах?

В деревне, где я жил, проводились специальные ритуалы, когда они сбрасывали с себя одежду и ходили голыми, что оказывало довольно эмоциональное воздействие, особенно на женщин, которые подставляли свое тело хищным взглядам мужчин. Они уничтожали всех своих животных и устраивали огромные пиры, совершая массовые бракосочетания и проводя множество ритуалов, призванных возвестить о возвращении предков. Они совершали всенощные бдения в довольно тяжелых условиях, когда людям запрещали выходить и заставляли терпеть неприятные условия.

Они когда-нибудь объясняли, почему они думали, что эти ритуалы вернут их предков?

У них была сложная доктринальная система, которая объясняла историю мира и отношения между их группами и белыми людьми. Как и в любой религии, я не уверен, что все купились на каждую деталь доктрины. Наиболее привлекательным аспектом этой системы верований является то, что они будут освобождены от истории эксплуатации через братство с вторгшимися колониальными державами.

Они говорили о периоде, когда этнически европейские бизнесмены и технологи появятся в джунглях и волшебным образом за одну ночь создадут огромные высотные здания и города, и в результате у них будет западный образ жизни. Но эти европейцы на самом деле были бы предками группы, которая только что вернулась из мертвых, но с белой кожей и волосами европейского типа.

Значит, они думали, что возвращение предков даст им богатый образ жизни?

Я не думаю, что речь шла только о том, чтобы быть богатым в грубом материалистическом смысле. Речь шла об освобождении от всех страданий тяжелой жизни, которую они прожили в лесу, где ужасные болячки, тропические язвы, малярия и всевозможные болезни и травмы, в том числе преждевременная смерть близких, являются обычным явлением в повседневной жизни. . Они действительно мечтали о времени, когда все эти страдания будут устранены.

Вы предлагаете не сводить религиозный опыт к системам верований. Это сам опыт, который увлекает вас за собой и связывает вас с другими людьми.

Это и вера, и опыт. Я действительно думаю, что мы можем разделить их. Представьте себе, что у вас есть мозг, который от природы предрасположен верить в одни вещи с большей готовностью, чем в другие, а затем на протяжении поколений культурные системы развиваются таким образом, что по существу играют на этой предрасположенности. Дело в том, что наш опыт наполняется смыслом благодаря нашим имплицитным убеждениям, и в основном они работают вместе.

Любопытно, вы сами религиозны?

Что ж, у меня есть полный репертуар религиозных интуиций, как и у всех. Я лично не разделяю верований в сверхъестественное, и, поскольку я не являюсь членом какой-либо организованной религии, полагаю, вы могли бы сказать, что я нерелигиозен. Но, как я сказал ранее, это действительно зависит от того, что вы считаете религиозным. Я действительно думаю, что на одном уровне мы все религиозны, даже атеисты. Люди могут приучить себя отвергать религиозные интуиции, но я не думаю, что они могут их искоренить.

О каких видах интуиции вы говорите?

Интуиция, что когда люди умирают, они в каком-то смысле все еще живы. Я думаю, у нас есть эта интуиция независимо от того, объявляем мы себя религиозными или нет. И чувство того, что за тобой наблюдают, когда ты делаешь что-то, за что ты должен чувствовать себя виноватым. Когда видишь удивительные особенности природной среды — реки, морских обитателей, деревья в лесу — трудно не поверить, что их туда поместил какой-то творец. Наш мозг настроен на то, чтобы возложить ответственность за необычайную сложность дизайна на дизайнера. Я думаю, у нас есть интуиция, что вокруг есть сверхъестественные существа, что они создали мир, которым мы живем после смерти. Вопрос в том, купимся ли мы на культурную традицию, которая строится на этих идеях и превращает их в нечто более формализованное и доктринально последовательное. Я сам не знаю, но я думаю, что у многих людей во всем мире нет особого выбора. Если бы я вырос в других частях мира — например, в Папуа-Новой Гвинее, где я проводил полевые исследования, — я совершенно уверен, что был бы религиозен. Было интересно наблюдать упадок организованной религии в некоторых странах, которые обычно богаты, безопасны и защищены. По мере того, как жизнь становится легче, можно сказать, что люди становятся более эгоистичными и менее привязанными к групповым ценностям.

Но если основной импульс религии состоит в том, чтобы помочь нам найти смысл и цель в нашей жизни, разве это не должно относиться и к богатым обществам?

Это правда, но вопрос в том, как мы ищем смысл в мире. Лично я не согласен с идеей, что главное объяснение религии состоит в том, что мы ищем смысл. Я думаю, нам нужно посмотреть, что делает участие в той или иной культурной традиции — религиозной или иной — для человека и сообщества. Религия состоит из множества различных компонентов. Но если мы просто думаем о тех, которые универсальны, которые, кажется, являются частью нашей развитой психологии, я не думаю, что врожденное любопытство и желание вместе разгадывать смысл жизни объясняют религию.

Итак, что же в итоге объясняет религия?

Ну, это не монолитная сущность, для которой мы могли бы предложить общее объяснение. Если мы определим, что нас действительно интересует — сверхъестественные агенты, ритуалы, верования в загробную жизнь, истории сотворения, — то мы обнаружим, что они являются результатом действия совершенно разных механизмов и имеют разную эволюционную историю. Просто не может быть волшебного объяснения «религии», как будто это что-то одно.

Стив Полсон — исполнительный продюсер общенационального синдицированного шоу Wisconsin Public Radio «В меру наших знаний». Он автор Атомы и Эдем: Беседы о религии и науке. Вы можете подписаться на подкаст TTBOOK здесь.

Более длинная версия этой статьи была впервые опубликована в нашем выпуске «Большие взрывы» в сентябре 2014 года.

Получайте информационный бюллетень Nautilus

Самые новые и самые популярные статьи доставляются прямо на ваш почтовый ящик!

Когда древние ритуалы стали религией

Поверь,
Зачаровать

О причинах и процессах, благодаря которым древние обряды превратились в организованные институциональные культы, которые мы называем религиями…

Возникновение религий необратимо изменило историю человечества. Поэтому важно задаться вопросом, когда и как ритуалы древних народов стали организованными системами мышления, каждая со своими правилами, философией, космогониями и формами поклонения и поклонения. Некоторые эксперты склонны думать, что религии были созданы не только как способ объяснить необъяснимое и осмыслить страдания в человеческом опыте, но и для того, чтобы направлять наши межличностные связи и укреплять нашу коллективную сплоченность.

Одним из таких экспертов является антрополог Харви Уайтхаус из Центра антропологии и разума Оксфордского университета. Уайтхаус считает, что многие из наших способов объяснения возникновения религий недостаточны и упрощены. Его работа, открытая для множества других дисциплин (история, этнология и эволюционная психология, среди прочего), включала в себя десятилетия сотрудничества между учеными со всего мира, работающими над совершенствованием научных исследований человеческих религий.

Заинтересовавшись традиционными верованиями народов Папуа, Новая Гвинея, Уайтхаус разработал собственную теорию. Это то, что он применяет к ритуалам: практикам, способным придать идентичность сообществу и создать связи между его членами. Изучая ритуалы новогвинейских культур, он заметил, что болезненные или трудные ритуалы, как и некоторые обряды инициации, отмечают человека на всю оставшуюся жизнь, становясь неотъемлемой частью саморассказа человека и создавая ощущение принадлежность к сообществу.

Теории Уайтхауса вызвали многочисленные дебаты и побудили его путешествовать по миру, читая о них лекции. В недавнем интервью Стива Полсона для Nautilus Уайтхаус рассказал о своих недавних исследованиях в Бразилии, об связывающем влиянии футбола в этой стране и на такие интересные темы, как психологическая сила Бога в обществе и трудности определения термин, религия, даже сегодня.

Говоря об определении религии, Уайтхаус объясняет, что этот термин часто используется для обозначения множества других вещей: веры в одного или нескольких богов, веры в загробную жизнь, колдовства, ритуалов и даже измененных состояний сознания. Археологи, изучая древние религии, ищут ключи к ритуальной деятельности и способы установить частоту этих практик. Примерами могут быть изображения божеств и других элементов в гробницах. (Это почти всегда связано с верой в жизнь после смерти.) Останки животных в определенных местах могут указывать на пиршества или ритуальные пиршества. Из них эксперты смогли установить ранние стадии религий и пришли к выводу, например, что чем чаще ритуалы социальной группы, тем более иерархичной является ее религия.

О ритуалах, связанных с болью и травмами, физическими и психологическими, Уайтхаус объясняет, что они обычно менее часты, чем безболезненные ритуалы, и часто имеют аспект посвящения. Такие ритуалы функционируют как способ объединения групп посредством сопротивления, бессознательного сообщения, которое гарантирует, что «если мы объединимся, мы сможем пережить любую боль, любое испытание».

Чтобы объяснить происхождение и возможные причины возникновения религий, Уайтхаус использует футбол в качестве примера, полученного в результате его недавних исследований в Бразилии. Религии появляются, чтобы объяснить необъяснимые события, но они также служат своего рода амулетами при совершении рискованных подвигов, подобно тому, как болельщики футбольной команды часто носят амулеты и счастливую одежду на матчи. Например, игроки выполняют всевозможные ритуалы, прежде чем сделать штрафной удар. С помощью этой юмористической метафоры Уайтхаус объясняет сходство религий и их ритуалов, а также психологический фанатизм в футболе.

В его рассуждениях о возникновении религий другим важным элементом является язык. Без него доктринальные системы не могли бы существовать и не могли бы передаваться. Уайтхаус подчеркивает важность снов (возможно, в мозгу многих млекопитающих) в возникновении мифов о сотворении мира. Многие из них, должно быть, явились людям в снах.

Превращение охотничьих и кочевнических обществ в оседлые, земледельческие народы — и все вытекающие из этого изменения в размерах и структуре социальных групп — еще один фактор, на который ссылается Уайтхаус. Находясь в большой группе людей, сталкиваясь с опасностями, такими как нападения со стороны других народов, враждебность со стороны природы или опасных животных, религия рождается как форма сплоченности внутри группы и может рассматриваться как механизм выживания.

Таким образом, ритуалы, которые спустя века и века превратились в религии, зародились как механизмы объединения человеческих групп. Они также были, конечно, способом для людей относиться к тому, что мы называем священным. Такие ритуалы в более крупных религиях в конечном итоге превратились в такие практики, как посещение мессы в случае христианских религий или пятикратная молитва в день в случае исламских религий. Знание этого может вызвать многочисленные размышления. Один из них может быть связан с важностью социального аспекта человеческой сущности — то, что привело нас к достижению наилучших результатов как вида, по сей день представляет собой вызов всему человечеству.

Верь,
Чары

Ларунг Гар, долина, в которой живут тысячи буддийских монахов

Если мы думаем о монашеской жизни, очень вероятно, что мы думаем об одиночестве, уединении, тишине и некоторых других качествах, общим знаменателем которых является подходящая изоляция для посредничества

Подробнее

Верь,
Эволюционировать,
Вдохновить

Диалог с Далай-ламой о науке и духовности

Далай-лама интересовался наукой с детства. За эти годы он посетил множество лабораторий и присутствовал на конференциях, на которых сознание обсуждалось с научной точки зрения. 0003

Подробнее

Верь,
Эволюционировать,
Вдохновить

Новогоднее обещание для Земли

Человеческое население производит тревожное количество отходов. Особенно в городах они достигли беспрецедентного и тревожного уровня. В значительной степени неконтролируемая практика, она влияет на все на

Подробнее

Верь,
Эволюционировать,
Вдохновить

Проект «Темная гора»: или как литература может противостоять экоциду

Один порыв весеннего леса Может научить тебя большему о человеке, О нравственном зле и о добре, Чем могут все мудрецы. Вордсворт, «Столы перевернулись» (фрагмент) Слова элементарны. единственная причина, по которой мы можем

Подробнее

Верь,
Вдохновить

Разве в истории философии нет женщин?

Философствуют только мужчины? Это может показаться глупым вопросом, но если мы быстро просмотрим имена философов, от Аристотеля до Славоя Жижека, это окажется упражнением, которое

Подробнее

Верь,
Вдохновить

Вещи, которые вот-вот исчезнут: фотография как охрана окружающей среды

Кристина Миттермайер — основательница Международной лиги защитников природы (iLCP) и лидер современного движения за использование фотографии в экологических целях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts