Принес в жертву сына библия: Авраам приносит в жертву Исаака / Детская Библия Онлайн
Содержание
Жертвоприношение Исаака — Детская Библия
Господь всегда исполняет то, что обещает. Теперь вспомните, чего желал Авраам и что ему обещал Бог? Он обещал дать Аврааму сына. Вскоре после этого обещания действительно у Авраама от Сарры родился сын. Этого младенца назвали Исааком.
Вы можете себе представить, как обрадовались отец и мать маленькому Исааку. Чем больше он становился, тем был для них милее. Ведь это было их единственное дитя.
Маленький Исаак рос и был так же добр и благочестив, как и его отец. Но послушайте, что случилось!
Однажды Бог сказал Аврааму: «Возьми Исаака, твоего единственного сына, которого ты так любишь, пойди в землю Мориа на гору, которую Я тебе укажу. Там ты должен принести Мне Исаака в жертву».
Удивительно! Непостижимо, чего потребовал Бог!
Авраам тотчас же подумал: «Бог сказал это. Он хочет этого, и я должен исполнить Божью волю, а Господь силен воскресить умерщвленного мной сына для исполнения Своего обещания о многочисленном потомстве и о будущем Спасителе всего мира».
На другое утро Авраам встал рано, наколол сухих дров, чтобы можно было легче развести огонь, потом вывел осла и положил на него дрова, затем взял двух слуг и своего сына Исаака и отправился в путь. Исааку же Авраам ничего не сказал о том, что он хочет сделать. Дорога была дальняя. Только на третий день пришли они к горе. Когда стояли под горой, Авраам сказал обоим слугам: «Подождите здесь под горой, а я взойду на вершину помолиться. Когда будем готовы, вернемся к вам. Мы останемся там недолго».
Авраам взял дрова и положил вязанку на спину Исаака. «Неси это ты», – сказал он ему. Сам же Авраам взял в одну руку огонь, а в другую острый, большой нож.
И пошел Исаак на гору рядом со своим отцом.
Авраам шел тихо и молча. Когда они прошли немного, Исаак спросил: «Любезный батюшка! У тебя огонь и нож, но где же овечка, которую мы принесем в жертву?»
«Не беспокойся, мое милое дитя, – сказал Авраам. – Бог пошлет овечку, когда мы взойдем на гору».
Больше отец не сказал ничего. Он молча пошел дальше. Исаак тоже не говорил ни слова, хотя и удивлялся. Когда они поднялись на гору, Авраам построил алтарь и положил на него дрова, не говоря при этом ни слова. Исаак спокойно смотрел, что делал отец.
Когда алтарь был готов, Авраам связал Исааку руки и ноги и положил его на дрова.
Послушный мальчик позволял с собой делать все, что хотел отец. Но, дети, тяжело было отцу! Горько было на душе у отца, когда он видел своего сына лежащим на костре! Теперь он должен был заколоть его ножом.
Это было тяжело. Но Авраам тотчас одумался: «Так хочет Бог, и я должен это сделать».
И вот он взял большой острый нож в правую руку и занес его, чтобы заколоть Исаака. Но когда он хотел опустить нож, вдруг услышал голос с неба. Это был ангел, который звал: «Авраам!» «Я здесь!» – ответил Авраам. Тогда ангел сказал снова: «Не поднимай руки на сына твоего, потому что я теперь знаю: ты боишься Бога».
Лишь только услышал Авраам эти слова, как далеко-далеко отбросил от себя нож. Живо развязал он своего милого Исаака, обнял и поцеловал его от радости, что тот остался жив.
«Но, – подумал Авраам, – все-таки надобно принести Богу какую-нибудь жертву! Ах, если бы теперь были под руками овечка или теленок». Что же?! Оглядывается Авраам и видит недалеко барашка, который зацепился рогами в кустарнике и никак не может выпутаться. Быстро взял Авраам этого барашка, заколол его и принес Богу в жертву.
Бог сказал тогда Аврааму: «Так как ты не пожалел для Меня сына своего единственного, Я благословлю тебя и умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря, и через твое потомство, из которого произойдет Христос Спаситель, получат благословение все народы земли». Авраам отправился со своим сыном домой и радовался, что исполнил волю Божью и вместе с тем остался жив сын его Исаак, удостоенный столь великого обещания Божьего.
← глава 14
Гибель Содома и Гоморры
список
глав
глава 16 →
Женитьба Исаака
Жертвоприношение Исаака Авраамом.
| bibliya-online.ru
Жертвоприношение Исаака Авраамом – один из наиболее широко обсуждаемых эпизодов книги Бытия, да и всего Ветхого завета. История о том, почему Авраам приносит в жертву сына своего Исаака рассказана в 22 главе книги Бытия.
В данной статье вы познакомитесь с толкованием данного эпизода библейской истории Филарета Московского (Дроздова). Вы также можете прочесть толкование жертвоприношения Исаака профессора A.П. Лопухина.
Более короткое объяснение эпизода жертвоприношения Исаака есть также в нашей статье жертвоприношении Авраама.
22.1 И было после сих происшествий, что Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он ответствовал: вот я.
22.2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и поди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе.
22.3 И так Авраам встал рано, оседлал осла своего, взял с собою двоих из рабов своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и встав, пошел на место, которое указал ему Бог.
22.4 На третий день Авраам, возведши очи свои, увидел место издалека.
22.5 Тогда Авраам сказал рабам своим: останьтесь здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонясь, возвратимся к вам.
22.6 И взял Авраам дрова для всесожжения и положил на плечи Исааку, сыну своему, а сам взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
22.7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: Батюшка! Он сказал: что сын мой? А тот сказал: вот огонь и дрова; где же агнец во всесожжение?
22.8 Авраам сказал: Бог усмотрит для Себя агнца во всесожжение, сын мой. И шли далее оба вместе.
22.9 И когда они пришли на место, которое указал ему Бог, тогда Авраам создал там алтарь, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на алтарь поверх дров.
22.10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
22.11 Тогда Ангел Господа воззвал его с небес и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я
22.12 Ангел оказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, когда ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
22.13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, один овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
22.14 Тогда Авраам назвал имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
22.15 Потом вторично воззвал Авраама Ангел Господа с небес
22.16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что поелику ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего;
22.17 то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на брегу моря; и наследует семя твое города врагов своих;
22.18 и благословятся в семени твоем все народы земные за то, что ты послушался гласа Моего.
22.19 И возвратился Авраам к рабам своим, и встали, и пошли вместе в Беэр-шаву; и жил Авраам в Беэр-шаве.
Принесение сына в жертву есть верховное дело веры Авраамовой. Оно есть решительное испытание по совершении образования, или, если можно так сказать, Божественного воспитания отца верующих; оно есть последний шаг на пути благодатных обетований и потому существенное заключение истории Авраама как отца верующих. В немногих последующих о нем сказаниях глас Божьих обетований более не слышен; и виден более Авраам – отец семейства, нежели Авраам – отец верующих.
Важность рассматриваемого теперь происшествия, к сожалению, принятого некоторыми христианами с холодным недоумением, чувствовали, конечно, и магометане, когда вменили себе за честь в своих сказаниях перенести приключение Исаака на лице Патриарха своего Измаила и уставили праздник в память оного.
Простота, с какою Моисей излагает происшествие столь поразительное, выше всякого искусства. Она делает, и она одна могла сделать, его сказание чистым отпечатком истины и приблизить к разумению такие чувствования и деяния, для изображения которых язык человеческий весьма недостаточен.
И было после сих происшествий. Сим указуется время следующего происшествия, впрочем, так, что указание не относится собственно и точно ни к последнему из предшествовавших Богоявлений, ниже к последнему приключению Авраама в Герарах, но неопределенно к предшествовавшим происшествиям жизни Авраамовой. Посему полный смысл текста может быть таков: после многих внутренних и внешних искушений, коими Авраам столь долго был очищаем и утверждаем в вере, и после некоторого отдохновения, данного ему в Гераре, как бы для возобновления сил к новому подвигу, наконец, последовало величайшее и Божественное искушение.
Бог искусил Авраама. Здесь останавливает некоторых мысль, как можно приписать действие искушения Богу, который есть сердцеведец и который, по свидетельству апостола Иакова, не искушает никого (Иак. 1. 13).
Уклоняясь от сих затруднений, один из толкователей (Cleric, in comm.) полагает, что искушавший Авраама был Ангел, который хотел узнать, так ли Авраам любит Бога своего, как язычники чтят своих, принося им человеческие жертвы. Но в сей догадке то не может быть доказано, что человеческие жертвы были в употреблении у язычников прежде времен Авраама26; то, что искушавший был Ангел, противоречит сказанию Моисея, где глаголющим представляется сперва Сам Бог (1), потом хотя и Ангел (11), но по воле (16) и даже в лице Самого Бога (12). Наконец, если Ангел испытывал праведника для Бога, сие есть то же, как бы испытывал сам Бог; но если для себя, то какое он мог иметь к сему побуждение и какую на сие власть?
Другие мнения новейших критиков, будь то как требование Богом Исаака в жертву, так и исполнение оного виделись Аврааму во сне (Эйхгорн), или будто он предпринял было сию жертву по примеру финикиян, но вдруг оставил сие намерение, получив лучшее понятие о богослужении (Брунс), столь несовместны с ясными выражениями повествования Моисеева, что не имеют права на опровержение, как сновидения разума и порождения упрямого неверования бытию и действию вышних сил, языческого в христианстве.
Искушение, по всеобщему понятию сего слова в Св. Писании, есть приведение какого- либо существа в такое состояние, в котором бы сокровенные его свойства открылись в действии (Исх. XV. 25. XVII. 2. 3Цар. X. 1). Как сие может быть делаемо по многим причинам и побуждениям, то в основание искушения не всегда должно полагать неведение искушающего (Ин. VI. 6). В духовном смысле искушение есть двоякое: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы. Первое не от Бога, но есть следствие оставления Богом (2Пар. XXXII. 31). Второе от Бога и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять от исполнения воплощенного Сына Божия и благодать на благодать. Такого искушения Давид просил себе (Пс.XXV. 2). Сам Иисус Христос искушаем был всячески (Евр. IV. 15) и в заключение бесчисленных искушений от диавола и человеков был в Божественном искушении в саду Гефсиманском (Мф. XXVI. 38. 39). Сего рода было искушение Авраама в Исааке.
Сие искушение Авраама концом и плодом своим долженствовало иметь утверждение в нем веры, надежды и любви в высочайшем их порядке, которому последняя должна быть больше двух первых (1Кор. XIII. 13), то есть их себе подчинить, объять как бы поглотить, не истребляя их; указание другим призываемым на путь жизни духовной, к какой высоте они призываются; прообразование как для самого Аврама, так и для потомства великой жертвы Сына Божия.
Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и поди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение, на одной из гор, которую Я укажу тебе.
Вместо единственного перевод семидесяти прилагает к Исааку наименование возлюбленного, подобно как и в других местах не выдерживает он знаменательности первого из сих слов, как, например, в приложении его к Соломону (Притч. IV. 3). Но как бы то в семпоследнем случае ни было, а Исаак есть точно единственный у Авраама, по обетованию и по предназначению к наследию, хотя и не единородный по плоти.
Землю Мориа семьдесят называют землею высокою; Симмах и по нем Иероним – землею видения (от ראה видеть), Онкелос и Ионафан – землею Богослужения (от ירא бояться), некоторые новейшие прелагают землею явившегося Бога ( יהמראה) и думают, что сие имя употреблено здесь по предварению в соответствии с последующим сказанием и проименованием места от Авраама (14). Страна Мориа, без сомнения, есть та самая, где гора Мориа, место храма Иерусалимского (2Пар. III. 1).
Об одной из гор неопределенно упоминается потому, что сия страна имела многие, которых положение, конечно, еще не было известно Аврааму (Пс. XXIV. 2).
Дух искусительного повеления таков, что в каждом слове заключается особенное искушение или еще многие искушения. Сие было, так сказать, множество стрел, одна за другою ударявших в щит веры Авраамовой.
Возьми сына твоего. Отрекись от чувствований отеческих и решись не только лишиться своего сына, но еще сам лишить его жизни.
Единственного твоего. Ты пожертвовал первым твоим сыном благоденствию второго и изгнал оного; третьего иметь не чаешь; жертвуй в единственном твоем всеми утешениями и чаяниями твоими.
Которого ты любишь. Сердцеведец знает, что не каждый отец любит своего сына так, как ты, и что сам ты не столько возлюбил первого твоего сына, как второго. В последний раз почувствуй всю силу сея любви и отвергнись ее.
Исаака. Того, которого ты от рождения его нарек радостью, на котором утверждены все твои обетования, который предназначен к завету вечному, в котором заключено благословение всех народов, того самого умертви беспотомственно. «Как же исполнятся обетования? Как сбудется слово Божие: В Исааке наречется тебе семя? Что будет с племенами земными, когда их благословение вземлется от земли? »
И поди в землю Мориа. Три дня путешествия (3) даются тебе для того, чтобы ты не уклонился от внутренней борьбы скорым исполнением повеленного и чтобы сие исполнение не показалось следствием опрометчивой решимости. Прежде требуемого наружного ты должен совершить внутреннее жертвоприношение, несравненно труднейшее и продолжительнейшее.
И там принеси его во всесожжение. Принеси его тому Богу, Которому ты веруешь и служишь от всего сердца и Который обещал быть твоим щитом и наградою; тою любовью, которою ты возлюбил Даровавшего тебе сына обетования, возлюби ныне Отъемлющего.
На одной из гор, которую Я укажу тебе. Ты не будешь знать места, где совершится твое жертвоприношение, как только во время самого жертвоприношения. Ты не узришь гроба твоего сына и, может быть, не найдешь после места, где будет рассыпан пепел его. При таком понятии о испытательном повелении Божием, которое, по-видимому, необходимо рождается из самых слов повеления, как могло статься, что Авраам признал откровение сие истинным, и он решился поступить по нему, несмотря на видимые в нем противоречия против естественного своего чувствования и убеждения?
В истине откровения не мог он усомниться, потому что образ истинных откровений был ему известен из многократных опытов.
Луч света, который озарял и ободрял Авраама в сей ноше веры, была, как изъясняет сие его состояние Апостол (Рим. IV. 17. Евр. XL. 19),мысль о воскресении мертвых, которая представляла ему смерть Исаака не совсем невозвратною его потерею и, таким образом, еще питала веру и надежду обетования. Впрочем, так как тот же апостол примечает, что Авраам сверх упования с упованием веровал (Рим. IV. 18), должно признать, что в сие время вера и надежда сокрыты были в любви его к Богу как временные, приготовительные и частные добродетели во всеобщей, полной и вечной. Исполненный силою сей Божественной любви, Авраам творит ее дело; и как она всему верит, всего надеется, и никогда не отпадает (1Кор. XIII. 7. 8), то вера и надежда не могли поколебаться при сем, хотя и теряли видимое средство к достижению своего предмета.
Оседлал осла своего. Осел для одного Авраама или по причине старости, или по обыкновению, по которому сим преимуществом пользовались только сильные из людей (Суд.IV. 9. X. 4).
Двоих из рабов. Вероятно, для того, чтобы нести дрова.
Наколол дров, ибо нужны были сухие.
На третий день. Флавий и Иероним считают точно три дни пути от Вирсавии до горы Мориа.
Увидел место издалека. Конечно, по некой ему знамению, данному от Бога.
Останьтесь здесь с ослом. Рабы не должны были видеть жертвоприношения, как не знавшие тайны веры. Они могли бы удержать Авраама, как неистового.
И поклонясь возвратимся к вам. Сие Авраам сказал или с притворством для того, чтобы скрыть свое намерение; или, по обыкновению, доразумевая всеобщее условие: если будет угодно Промыслу. Но дух его так был приближен к Богу, что он, не примечая, пророчествовал.
И пошли оба вместе. Отец и сын, и они же – жрец и жертва! И безмерно великодушный отец не чувствует необходимости даже на время удалиться от своей любезной жертвы, чтобы предаться своим чувствованиям или чтобы сокрыть их. Они оба вместе, они одни, но тяжкая тайна неприкосновенно лежит в душе Патриарха.
Батюшка. Как болезненно долженствовало быть для Авраама сие воззвание, которое он почитать мог последним!
Бог усмотрит для себя агнца во всесожжение, сын мой. Не открывая истины, дабы преждевременно не возмутить Исаака, Авраам нечувствительно приготовляет его к открытию, предварительно давая разуметь, что дело совершается под непосредственными повелениями от Бога. Между тем и здесь заключается нечаянное предсказание.
Связав. Должно думать, что более по обряду жертвенному, нежели по нужде. Исаак был в такой крепости, а Авраам в такой старости, что первый не иначе мог быть связан последним к закланию, как разве по собственному его согласию.
Авраам! Авраам! Призывание поспешности. Оно показывает, что Авраам удержан был пред самым совершением рокового удара. Итак, в сердце Авраама жертвоприношение было уже совершено.
Теперь я знаю и проч. Познавание, приписываемое Богу на языке Св. Писания, не предполагает в Нем никакого предшествовавшего неведения. Так говорит Давид: испытай меня Боже и узнай сердце мое (Пс. CXXXVIII. 23), и говорит сие непосредственно после того, как изобразил всеведение и вездеприсутствие Божие. Как Бог, по высочайшей чистоте существа Своего, положительным образом ведает единое благо, а зло удаляет как от всеблагой воли Своей, равно и от всеобъемлющего ума Своего (Лк. XIII. 27), то когда Он человека посредством сильного и деятельного искушения очищает, возвышает, утверждает во благе и соединяет с Собою, тогда можно сказать, что Он познает человека. Так знал Он Моисея по имени (Исх. XXXIII. 17). Так познал Авраама в жертвоприношении сына. «Ты прошел, – глаголет Он, – многие искушения27 голод в земле Ханаанской, 3) похищение Сарры в Египте, 4) брань против четырех царей, 5) неплодство Сарры, отчего и брак с Агарью, 6) изгнание Агари, уже имущей во чреве, 7) обрезание, 8) похищение Сарры в Гераре, 9) отлучение Измаила, 10) жертвоприношение Исаака., но которые только постепенно развивали и возращали посеянное в тебе семя страха Божия и веры; теперь оно принесло зрелый плод: ты достиг твоего назначения; ты явился таким, каким предуведен; ты пришел теперь в меру вечного познания. Теперь Я знаю.Боишься. Страх здесь разумеется не рабский, который изгоняется любовию (1Ин. IV. 18.), но чистый, который пребывает в век (Пс. XVIII. 10).
Один овен. Вместо אחד один в нынешнем тексте еврейском читается אחר, что, как думают, значит назади. Но в сем значении надлежало бы сказать אחור; и как Авраам мог видеть овна, который был у него назади? Из сего видно, что истинное чтение есть первое из сих, которое находится в текстах самаритянском, семидесяти толковников и вообще у древних.
В чаще. Сие значение, под разными словами, дают слову סבך большею частию древние переводчики и сами семьдесят толковников в книге Исаии (IX. 18). По сему перевод их в настоящем месте: εν φυτω σαβεκ, в котором слово савек принято за название некоторого растения, доверия не заслуживает.
Взял овна. Евреи говорят, что сей овен создан и уготован для сего жертвоприношения в шестой день мира. Или очень баснословно, или очень таинственно!
Христианские законники вопрошают: какое Авраам имел право принести в жертву овна, ему не принадлежащего? На сие должно сказать, что при виде овна он почувствовал истину своего нечаянного предсказания: Бог смотрит для Себя агнца, и принял жертву от Бога, чтобы принести Богу.
Иегова-ире. То есть Иегова усмотрит. Наименование сие взято из прежних слов Авраама к Исааку: Бог усмотрит для Себя агнца, которые слова имели сколько непредвиденное, столько и радостное событие. Имена, особенно мест, у евреев нередко состоят из нескольких слов (Быт. XXVIII. 19. Исх.XVI. 15).
По сему и ныне говорится. Моисей приводит здесь пословицу своего времени с двоякою пользою: сохранившаяся пословица свидетельствует о древнем происшествии; древнее происшествие вразумляет о глубоком значении пословицы.
На горе Иеговы усмотрится. Проще: когда придешь на гору, куда призывает Господь, там видно будет. Таковая пословица приличествует тем случаям, в которых искушение кажется непрестанно возрастающим, и человек, желая исполнить волю Божию, приближается к очевидной опасности. В сих случаях знающие пример Авраама должны говорить себе: восходи с доверенностью на тору искушения по пути, указанному Богом, и не заботься прежде времени о своей безопасности; когда достигнешь самого верха горы и готов будешь пожертвовать самою кровью, и тогда еще Господу будет время явить тебе Свою милость и сотворить со искушением и избытие: Он призрит на твою веру и послушание, и ты узришь Его спасение.
Мною клянусь. Силу и основание сей клятвы апостол изъяснил в Послании к Евреям (VI. 13 – 20). Подобно сему Бог клянется именем Своим великим (Иер. XLIV. 26), душою Своею (Иер. LI. 14), святынею Своею (Am. IV. 2).
Благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое и проч. Теперь все прежние многочастные благословения и обетования, совокупно и с усугублением, льются на главу Патриарха.
Как звезды небесные и как песок на брегу моря. Отцы примечают здесь два семени: небесное и земное. В постепенном раскрытии обетований прежде показано было Аврааму земное (XIII. 16.), потом небесное: посмотри на небо и проч. (XV. 5). Так и в событии обетований сперва явились чада Авраамовы земные, по плоти; потом чада по духу – небесные.
* * *
История приносимого в жертву Исаака в Новом Завете называется притчею воскресения из мертвых (Евр. XI. 19). Смерть и Воскресение Иисуса Христа есть самое близкое и верное разрешение сей притчи.
Авраам из любви к Богу жертвует Ему единственным своим сыном. Бог из любви к человеку не пощадил Сына своего единородного, но за нас всех предал Его (Ин. III. 16. Рим. VIII. 32).
Исаак, оставив рабов с ослом, один с отцом восходит на гору жертвоприношения. Иисус, оставленный учениками, не совсем еще отрешившимися плоти, восходит на гору пропятая (которая была та же самая если не частью и вершиною своею, то общим основанием), дабы одному истоптать точило (Ис. LXIII. 3).
На Исаака возлагаются дрова, потом он возлагается на дрова. Иисус несет на гору крест, потом Сам возносится на крест.
Исаак не противится своему закланию. Иисус послушен даже до смерти, и притом смерти крестныя (Флп. II. 8).
Жертвою сына своего Авраам хотел, как недостаточные, восполнить и запечатлеть свои прежние жертвы овнов и тельцов. Крестною жертвою Сына Своего Бог благоволил запечатлеть все кровавые жертвы не совершенные и только преобразовательные.
Исаак, в течение трех дней закалаемый решительным произволением отца своего, уже возложенный на дрова всесожжения, приемлет жизнь с небеси, оставляя смерть свою овну, явленному Богом. Иисус, умерщвлен быв плотию, яко агнец, ожив духом (1Пет. III. 18), яко Бог, тридневен восстает от гроба.
Жертва Исаака низводит обильнейшие благословения Божии на все потомство Авраамово. Жертва Иисуса Христа привлекает бесчисленные благословения на всю Церковь, весь человеческий род и весь мир.
* * *
Те, которых Бог ведет во внутреннем пути по следам Отца верующих, могут в Его великой жертве видеть образ высочайшей жертвы духовной. Если слова Господа: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее (Мк. VIII. 35), заключают в себе непреложный закон спасаемых, то должно быть место на внутреннем пути, где по мере любви приносят в жертву не только тело, дела, помышления, но самую душу свою, подобно как Авраам принес Исаака – душу рода своего.
Когда Моисей в жару молитвы о избранном от Бога народе желает сам изглажден быть из книги Божией (Исх. XXXII. 32), когда Павел свидетельствуется Духом Святым, что он желал бы сам отлучен быть от Христа, дабы привести к нему Израиля (Рим. IX. 3), сии мужи для любви к Богу забывают собственные чаяния грядущих благ; они таинственно теряют свою душу, одушевляясь одною чистою ревностью по славе Его имени; они приносят в жертву единственного своего Исаака.
Люди, порабощенные или закону плоти похотью, или закону внешних только дел гордостью и лицемерием, не достигают сей высоты любви; не постигают ее и даже отвергаются.
Душевен человек не приемлем, яже Духа Божия (1Кор. II. 14). Вместо того чтобы, оставя все земное и неся крест свой, восходить на гору являющегося Бога, дабы причаститься смерти и воскресения Христова, они остаются под горою и стерегут осля свое.
Почему Бог попросил Авраама принести в жертву Исаака?
Что мы делаем с насилием в Библии? Часть 2
по
Энди Паттон
2 года назад
В Библии есть много трудных для современного читателя отрывков, но немногие из них являются более сложными, чем момент, когда Бог просит Авраама принести в жертву своего сына Исаака в Бытие 22. Эта история заставляет нас задать много тревожных вопросов. Какой Бог попросит об этом? Повелевает ли Бог приносить в жертву детей? Разве эта просьба не противоречит всему остальному, что, кажется, ценит Бог?
Мы находимся в середине серии трудных отрывков из Библии. В первой части мы рассмотрели наводнение. Теперь мы перескакиваем на несколько глав Книги Бытия, чтобы рассмотреть запрошенную жертву Исаака.
Если Библия представляет собой единую историю, которая ведет к Иисусу, то связан ли Иисус с такой тревожной просьбой? Встречается ли где-нибудь в этом отрывке Бог любви? Давайте взглянем.
Долгожданный сын Авраама
Бытие 1–11 рассказывает историю о том, как Бог сотворил все сущее и создал людей по своему образу, чтобы они правили от его имени. Однако люди злоупотребляют своим правилом, и мир выходит из-под контроля, приводя к насилию и смерти. Все это приводит к восстанию и рассеянию народа Вавилона (Быт. 11).
Бог призывает человека по имени Аврам, позже известного как Авраам, чтобы осуществить свой план спасения и благословения всего мира через семью Авраама (Быт. 12). Но есть проблема: Авраам бездетен, а жена его бесплодна. Хотя эта проблема скрывается в предыстории истории Авраама, Бог подтверждает свое обещание. Однажды у Авраама родится сын, и его потомки станут великим народом. И после десятилетий ожидания родился Исаак.
Но долгое ожидание Исаака не было настоящим испытанием для Авраама. Это происходит уже в следующей главе (Бытие 22), когда Бог говорит Аврааму взять своего возлюбленного сына и принести его в жертву. Почему Бог пообещал Аврааму сына, а затем забрал сына? Жестокий ли это трюк, странная нестыковка или здесь происходит что-то еще?
Что здесь происходит на самом деле?
Когда мы смотрим на контекст этой истории, мы замечаем три вещи, которые помогают нам лучше понять этот отрывок.
1. Это был не первый опыт общения Авраама с Богом
Бог уже много раз открывал себя Аврааму через его успехи и неудачи. Авраам знал характер Бога. Однажды он даже спросил Бога: «Неужели судья всей земли поступит правильно?» (Быт. 18:25). Возможно, после этой встречи Авраам решил этот вопрос раз и навсегда.
Авраам повиновался неожиданному повелению Бога, потому что он доверял Божьему обетованию и знал, что он хороший и заслуживающий доверия.
2. Авраам не думал, что Исаак умрет
Когда они достигли горы, Авраам сказал своему слуге: «Останься здесь с ослом; я и отрок пойдем туда, поклонимся и опять придем к тебе» (Быт. 22:5). Обратите внимание, что текст включает в себя и Авраама, и «мальчика», Исаака, на обратном пути.
И рассмотрим вопрос Исаака о том, откуда взять агнца для жертвоприношения. Авраам отвечает: «Сам Бог усмотрит агнца» (Бытие 22:8). Похоже, Авраам приготовился сделать то, о чем просил Бог, но ожидал, что произойдет что-то еще.
Автор Послания к Евреям раскрывает нам мысли Авраама. «Он думал, что Бог силен даже воскресить [Исаака] из мертвых» (Евр. 11:19а). И в метафорическом смысле Исаак воскрес, поскольку он был избавлен от смерти, когда Бог уготовил овна вместо него (Евр. 11:19б).
Когда в Библии описывается насилие, вещи часто оказываются не такими, какими кажутся на первый взгляд. Поверхностное прочтение может скрывать мотивы и намерения персонажа. В других случаях мы можем пролить свет на трудные отрывки, ссылаясь на другие места Библии. Это, безусловно, относится и к нашему следующему пункту, пророческой реконструкции.
3. Это была пророческая реконструкция
История Авраама и Исаака приобретает большее значение, если поместить ее в контекст пророческой реконструкции. На протяжении всей Библии Бог просил пророков действовать так, как Он обещал (например, Иез. 5:1-4). Сами действия намного менее странны, когда мы видим их в этом свете. Затем мы начинаем задавать разные вопросы.
Когда мы читаем Бытие 22, мы можем подумать: как Бог мог требовать этого? Но когда мы рассматриваем эту историю через призму пророческой реконструкции, мы можем вместо этого спросить: что Бог хотел, чтобы мы узнали через это?
Подобно тому, как Бог призвал пророка Осию сыграть роль Бога, женившись на блуднице (Ос. 1), и сказал Иезекиилю лежать на боку больше года, чтобы символизировать осаду Иерусалима (Иез. 4), так и Бог попросил Авраама сыграть роль Бога в жертве собственного сына.
Возникает вопрос: о каком сыне идет речь?
Бытие 22 указывает на Иисуса
Вся Библия указывает на Иисуса, и это особенно верно в отношении Бытие 22. Этот отрывок подобен замку, а Иисус — ключом. Подумайте о параллелях между этой историей и историей Иисуса.
И Исаак, и Иисус — долгожданные «возлюбленные сыновья», родившиеся при чудесных обстоятельствах (Быт. 22:1; Мф. 3:17). Оба сына несут на спине дрова, которые должны стать орудием их смерти (Бытие 22:6; Иоанна 19:17). В обеих историях отец ведет сына на гору, а сын послушно следует за ним навстречу собственной смерти (Быт. 22:3; Мф. 26:39). И в обоих сценариях Бог предоставляет жертвенную замену, которой, по словам Авраама, будет овен (агнец мужского пола), а авторы Нового Завета называют Иисуса, «агнца Божьего» (Бытие 22:8; Иоанна 1:29). ).
Иисус — истинный Исаак
Что означают все эти параллели? Авраам и Исаак указывают помимо себя на Мессию. Эта история является пророческой реконструкцией великого искупления, которое Бог когда-нибудь совершит через одного из их потомков, Иисуса.
Обмен происходит в Бытие 22, баран идет вместо Исаака. Это указывает на больший обмен, который происходит на кресте, Сын Божий вместо человечества. В Иисусе Бог приводит Своего обетованного Сына в смерть и через нее. Точно так же, как Бог щадит Исаака, Бог щадит человечество, потому что берет на себя крест.
Утешение на кресте
Большинство людей не обеспокоены исходом 22-й главы Бытия. Наоборот, это тот факт, что Бог в первую очередь попросил Авраама принести в жертву своего сына. Как Авраам мог согласиться? Это больше похоже на родительское пренебрежение, чем на верное послушание.
Но помните, что мы уже рассмотрели. Если Исаак, добровольный сын, представляет в этой истории Иисуса, то Авраам заменяет Бога. Исаак также представляет нас, потому что его пощадили, поэтому в этой части истории баран представляет Иисуса.
С этой точки зрения история может быть утешительной. Именно на это указывает Павел, когда обращается к Бытие 22, чтобы спросить: «Кто не пощадил сына своего, но отдал его за всех нас, не даст ли и нам все по милости с Ним?» (Рим. 8:31).
На основании этой жертвы Павел произносит одно из самых сильных посланий надежды и утешения во всем Писании: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).).
«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни другое что во всем творении не сможет отлучить нас от любви от Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:38-39).
Римлянам 8:38-39
Но зачем вообще смерть?
Возможно, просмотр этой истории в более широком контексте жертвы Иисуса не избавит вас от тревожных вопросов; возможно, это только делает их хуже. Ведь Бог по-прежнему требует смерти сына, только на этот раз собственной! Почему смерть вообще должна быть вовлечена? Почему такое насилие? Разве Бог не мог просто махнуть рукой и все исправить? Почему должна была быть жертва?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно обдумать всю библейскую историю. В начале Бог творит хороший мир и создает существ по своему образу, чтобы править им вместе с ним (Быт. 1:26-28). Он предлагает человечеству жизнь с ним, источником всей жизни. Но если бы человечество отвернулось от него, оно погибло бы, потому что ничто не может жить без Бога. Но это именно то, что выбирают люди.
Бог не вводил смерть в уравнение; человечество сделало. Божья проблема (и наша) заключается в том, чтобы выяснить, как с этим справиться.
Бог не может притворяться, что смерти нет. Он — жизнь, и мы решили жить по нашим собственным стандартам. Еврейские Писания бьются над вопросом, как разрешить смерть. И ответ, который она дает, — жертва.
Жертвоприношение — это смерть одного ради новой жизни чего-то другого. Что делает Евангелие такой благой вестью, так это то, что Бог решает проблему смерти, не требуя смерти всего, на что коснулось пятно зла, а предлагая вместо этого Себя. Результат жертвы Иисуса означает новую жизнь для всех нас.
Итак, где мы приземлимся?
На первый взгляд, Бытие 22 представляет собой проблематичный отрывок. Но когда мы замечаем, как эта история вписывается в более широкий контекст Писания, мы видим, как она указывает нам на Божье решение проблемы смерти в нашем мире. Слова Авраама Исааку в конечном итоге указывают на Иисуса: «Сам Бог усмотрит жертву».
Энди Паттон — бывший сотрудник L’Abri Fellowship в Англии. Он является соредактором информационного бюллетеня Three Things Newsletter и создателем The Darkling Psalter, сборника комментариев, переводов и стихов о псалмах. У него степень магистра богословия в Троицкой евангелической богословской школе, и если бы существовала такая вещь, как библейский ботаник с визитной карточкой, он бы тоже получил одну из них.
Почему Бог попросил Авраама принести в жертву Исаака?
Авраам, Сара и Исаак показаны снаружи базилики
Хотя история Авраама и Исаака знакома многим, ее часто неправильно понимают. На первый взгляд рассказ об Исааке кажется тревожным и поднимает вопросы о Божьей благости и последовательности. Что означает этот странный отрывок и как он применим к нам сегодня?
Обещанный сын
В Книге Бытия говорится, что Бог обещал Аврааму и Сарре ребенка. Когда они состарились, а Сарра осталась бесплодной, они усомнились в Божьем обетовании, но Он не забыл их. Когда Аврааму было 9 лет9 Сарра зачала и родила сына по имени Исаак, что означает «смех», потому что каждый из них смеялся, узнав, что в старости у них родится ребенок. Бог пообещал Аврааму, что продолжит Свой завет с Исааком и что у него будет много потомков через этого обещанного сына.
Повеление принести жертву
Однажды, когда Исаак был мальчиком, Бог пришел к Аврааму и сказал ему принести Исаака в жертву на горе Мориа. Хотя он очень любил своего сына, он без колебаний повиновался Господу. На следующий день Авраам оседлал своего осла и отправился в путь вместе с Исааком, двумя слугами и дровами для жертвоприношения. Когда они приблизились к горе, Авраам приказал слугам остаться, пока он и Исаак поднимались. Бытие 22:7-8 описывает разговор между отцом и сыном, когда они поднимались на гору:
Исаак говорил со своим отцом Авраамом. «Отец!» он сказал. — Вот я, — ответил он. Исаак продолжал: «Вот огонь и дрова, а где овцы для всесожжения?»
«Сын мой, — ответил Авраам, — Бог усмотрит овец для всесожжения». Затем они вдвоем пошли дальше.
В нижней половине этого окна в Большой Верхней церкви изображено жертвоприношение Исаака
Господь усмотрит
Они пришли на место, куда Бог сказал ему идти, и построили жертвенник. Авраам связал Исаака, разложил дрова на жертвеннике и вытащил свой нож. Но в этот момент ангел остановил его. Бытие 22:11-12 описывает:
Но ангел Господень воззвал к нему с небес: «Авраам, Авраам!» — Вот я, — ответил он. — Не поднимай руки на мальчика, — сказал ангел. «Не делай ему ни малейшего дела. Ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога, раз ты не пожалел мне сына твоего, единственного твоего».
Авраам заметил в чаще барана, пойманного рогами, и вместо этого предложил его Господу. Он назвал это место «Яхве-йирэ», что означает «Господь усмотрит». После жертвоприношения ангел снова заговорил с ним, сказав, что он будет благословлен за готовность отдать все, что у него есть, Господу, как повествует Бытие 22:16-18:
«Клянусь самим собой — оракулом Господним, — что за то, что ты поступил так, как поступил, не лишив меня сына твоего, единственного твоего, я благословлю тебя и сделаю твое потомство таким же бесчисленным, как звезды неба и пески морские; потомство твое овладеет воротами врагов своих, и в потомстве твоем найдут благословение все народы земли за то, что ты послушался моего повеления».
Вера Авраама
На первый взгляд история Авраама и Исаака кажется тревожной. Почему любящий Бог попросил Авраама принести в жертву своего единственного сына так же, как его соседи-язычники? Приносил ли Он ненужные мучения человеку, который уже так долго ждал ребенка?
При ближайшем рассмотрении становится ясно, что просьба Бога принести Исаака в жертву не была нелюбовью или капризом. Наоборот, это прекрасная картина верности Авраама и Божьего обеспечения. В прошлом Авраам сомневался в Боге. Он пытался завести детей по-своему, вместо того, чтобы ждать от Бога. Попросив его принести в жертву Исаака, Бог проверял Авраама, чтобы увидеть, доверяет ли он Ему.
И он это сделал: вера Авраама в Бога была настолько велика, что он был готов отдать Ему своего единственного сына, надеясь, что Бог может воскресить его из мертвых. Когда они с Исааком ушли, чтобы подняться на гору, Авраам сказал своим слугам: «Мы вернемся к вам». И Евреям 11:17-19 открывает:
Верою Авраам, подвергшийся испытанию, принес в жертву Исаака, и тот, кто получил обетования, был готов принести в жертву своего единственного сына, о котором сказано: «через Потомки Исаака будут носить твое имя». Он рассудил, что Бог силен воскресить даже из мертвых, и принял обратно Исаака…
4-я Часовня Скорбящих Тайн демонстрирует параллель между Исааком и Христом
Взамен Бог обещал сделать его потомство многочисленным, как звезды.
Подобно Аврааму, мы должны доверять Богу, доверять Ему во всем и быть готовыми пожертвовать Ему всем, чем можем. Хотя мы можем не до конца понимать Его планы, Он в Своем провидении восполняет все наши нужды. Все, о чем Он просит, это чтобы у нас было готовое сердце.
Изображение Христа
История Исаака — это и картина готовности Авраама принести в жертву своего единственного сына, и предзнаменование готовности Бога принести в жертву Своего единственного Сына ради нас. Авраам говорит: «Бог усмотрит жертву». Бог не только уготовил овна в жертву Аврааму, но Он уготовил вечную жертву через Своего Сына — для Авраама и для всех нас.
Хотя Иисус не заслуживал смерти, Бог сделал Его жертвой, чтобы смыть наш грех.