Принятие христианства в риме: Как Римская империя стала христианской • Расшифровка эпизода • Arzamas

Разное

Содержание

Принятие христианства в римской империи, спаситель по гречески

Начало Римской империи

Начало Римской империи идет через череду гражданских войн, сначала Цезарь побеждает своего противника Помпея, затем он сам погибает под ножами заговорщиков, среди которым и его друг Брут. («И ты Брут?!», – последние слова Цезаря).

Убийство первого римского императора Юлия Цезаря.

Убийство Цезаря положило начало новой гражданской войны между сторонниками восстановления республики с одной стороны и сторонниками Цезаря Октавианом Августом и Марком Антонием с другой. Одержав победу над заговорщиками-республиканцами Октавиан и Антоний уже вступают в новую борьбу за власть между собой и опять начинается гражданская война.

Хотя Антония поддерживает египетская царевна, красавица Клеопатра (к слову бывшая любовница Цезаря), он терпит сокрушительное поражение, и Октавиан Август становится новым императором Римской империи. С этого момента начинается высокий имперский период истории римской империи, императоры сменяют друг друга, меняются и императорские династии, сама же Римская империя ведет постоянные завоевательные войны и достигает вершины своего могущества.

Арианское течение в христианстве

Первым широко известным богословским течением, выработавшим свою точку зрения по этому поводу, считается арианство, названное по имени священника Ария из египетской Александрии. Суть этого учения сводилась к рационалистическому (свойственному именно эллинам) объяснению проблемы: Христос, согласно евангельской традиции, — творение Бога Отца. Стало быть, он не единосущен ему, но зависим от него. Поэтому Христа не следует считать человеком, он божественный Логос, говорящий от имени высшего Бога, являющийся посредником между Богом и людьми. Но это все же не сам Бог, но лишь его Сын, ибо было время, когда его еще не было. Отсюда естественный вывод о неравенстве Бога Отца и сотворенного им Бога Сына.

На I Вселенском соборе в Никее, созванном в 325 г., учение Ария было объявлено ересью, а Христос провозглашен единосущным Богу Отцу. В противовес арианству собор выработал ортодоксальный православный символ веры, суть которого сводилась к ряду тезисов, включая триединство Бога, единосущного и недоступного разуму, а также боговоплощение, искупление, крещение, воскресение и т. п.

Никейский собор сурово осудил еретиков, отправив Ария в ссылку. Но император Константин не только проявил собственное мнение, но и счел возможным вмешаться в церковный спор на стороне ариан, предложив заменить термин «единосущный» на «подобосущный». Эта поправка не была принята. Последовали длительные споры, в ходе которых церковь одержала победу и на соборе 381 г., после смерти Константина, арианство было еще раз осуждено и отвергнуто, что, впрочем, не помешало сторонникам этого учения мигрировать на запад и со временем получить некоторую поддержку со стороны постоянно соперничавшей с византийским христианством католической церкви, особенно в окружавших Рим варварских королевствах остготов и вестготов.

Войны Римской империи

Хотя правильнее было бы назвать этот подпункт «войны римской республики», которая хотя и воевала с самого начала своей истории, но помимо мелких стычек с соседними племенами случались и действительно большие войны, сотрясавшие тогдашний античный мир. Первой действительно большой войной Рима было столкновение с греческими колониями. В ту войну вмешался греческий царь Пирр, которому хотя и удалось победить римлян, тем не менее, его собственная армия понесла огромные и невосполнимые потери. С тех времен выражение «Пиррова победа» стало нарицательным, означающим победу слишком большой ценой, победу практически равную поражению.

Затем продолжая войны с греческими колониями, римляне столкнулись на Сицилии с еще одной крупной державой – Карфагеном, бывшей финикийской колонией. На протяжении долгих лет Карфаген стал главным соперником Рима, соперничество же их вылилось в три пунические войны, в которых Рим одержал победу.

Первая пуническая война велась за остров Сицилию, после победы римлян в морской битве у Эгатских островов, в ходе которой римляне наголову разбили карфагенский флот, вся Сицилия стала частью римского государства.

Стремясь взять у римлян реванш за поражение в первой пунической войне, талантливый карфагенский полководец Ганнибал Барка в ходе второй пунической войны сначала высадился на испанском побережье, затем вместе с союзными иберийскими и галльскими племенами совершил легендарный переход через Альпы, вторгнувшись уже на территорию непосредственно римского государства. Там он нанес ряд сокрушительных поражений римлянам, особенно ощутимой была битва у Канн. Судьба Рима повисла на волоске, но Ганнибалу таки не удалось довершить начатое. Взять сильно укрепленный город Ганнибал не смог, и был вынужден покинуть Апенинский полуостров. С тех пор военная удача изменила карфагенянам, римские войска под командованием не менее талантливого полководца Сципиона Африканского нанесли сокрушительно поражение армии Ганнибала. Вторая пуническая война снова была выиграна Римом, который после победы в ней превратился уже в самое настоящее сверхгосударство древнего мира.

И третья пуническая война уже представляла собой окончательное сокрушение поверженного и потерявшего все свои владения Карфагена всесильным Римом.

Древний Рим исповедовал вначале язычество, позже приняв христианство

Какая религия у римлян была господствующей в тот или иной период существования Древнего Рима изучено хорошо. Большую часть своей истории они исповедовали язычество, при этом оно развивалось и прошло несколько стадий. Начало религиозной системе Древнего Рима положили этруски.

Дело в том, что древние римляне первоначально поклонялись именно этрусским богам, позже к ним присоединились греческие боги. Позже римляне сумели преодолеть мифологическую стадию развития своей религии и разработать собственные языческие культы.

В период заката Древнеримской империи язычество сменило христианство. Когда же в IV веке империя распалась на Западную и Восточную, христианство приняло очертания католичества.

Животные, которых ведут, чтобы принести в жертву. Длительный период римляне исповедовали язычество, приняв позже христианство. Фото: e-reading.club

Древнейшие преставления римлян связанны с культом земледелия. При этом они обожествляли силы природы. Кроме того, также практиковались культ предков, семейные культы.

После того, как было создано и развилось древнеримское государство, оно взяло на себя функцию организации и проведения религиозных ритуалов. Таким образом, создавалась официальная религия римского государства.

Вошедших в пантеон Древнего Рима новых богов римляне стали признавать в качестве его защитников, при этом их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.

До IV века в качестве государственной религии Древнего Рима признавалось язычество.

Для римской религии характерно многобожие, как и для религии Древней Греции. При этом она не имела единых канонов и единой организации, так как состояла из культов различных божеств.

Отец римского семейства мог совершать все религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами. В деревне его мог заменить наделенный особыми полномочиями управляющий поместьем.

Государственные обряды совершали представители государственной власти. Вначале это был царь, выступавший через так называемых жреческих царе. Позже эти обязанности стали исполнять консулы и преторы, а в критические моменты — диктаторы.

Император Древнего Рима совместил в себе функцию Великого понтифика, но самостоятельно её не исполнял.

Древнеримские жрецы. В Древнем Риме институт жречества ввел Нума Помпилий

Первоначально в Древнем Риме отсутствовал институт жречества. Ввел его позже царь Нума Помпилий. Доступ в жреческую коллегию при этом был открыт. Для этого достаточно было заниматься общественной деятельностью.

Цезарь и Нерон в ранней стадии своей карьеры были фламинами или жрецами отдельных божеств. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Коллегия весталок также была очень важна в Древнем Риме.

Об Иисусе Христе.

В I веке появились сказания, что в Палестине под видом человека жил бог: он приходил на Землю, чтобы помочь рабам и беднякам. Называли его Иисус Христос.  Рассказывали, что римский наместник распял его на кресте, а Иисус покорно терпел страдания. После смерти он воскрес и вознёсся на небо, обещая вскоре вернуться и судить души людей. Тех, кто терпел страдания и признавал Иисуса богом, он обещал наградить вечной счастливой жизнью в рае, а остальных людей осудить на вечные муки.

Во II-III веках эти сказания были записаны. Они получили название «евангелий», что по-гречески значило «добрая весть». Это была та весть, которую с нетерпением ожидали угнетённые.

Разные евангелия рассказывают о разных моментах из жизни Иисуса. 

Византия становится центром христианства

Император Константин принял важное решение сделать христианство официальной религией, перенеся одновременно столицу из приходившего в упадок Рима в античный Византий, переименованный в Константинополь. Этот город был расположен неподалеку от местонахождения христианских общин, что стало дополнительным подспорьем для расцвета новой государственной религии

Вскоре после перемещения императора и его аппарата власти на Восток, в зону наибольшего и наиболее раннего распространения христианства, вся империя вплоть до ее далеких западных окраин стала христианской. Более того, христианство начало проникать и в соседние государства, а после крушения Рима в V в. оно постепенно становилось религией возникших на его земле варварских государств. В этой ситуации центром западного христианства стал, как известно, все тот же Рим, а главой его — римский епископ, или Римский Папа, чья роль (не только духовно-религиозная, но и политическая) в истории средневековой Европы постоянно возрастала.

На Востоке же, под властью римского императора, христианство не имело единого главы, но оказалось раздробленным на епископаты, причем все они подчинились власти византийских императоров, которые провозглашали именно себя если и не формальными, то всегда фактическими главами христианской церкви.

После перемещения на Восток император был правителем всей империи, однако в 395 г. Рим окончательно разделился на Западную и Восточную империи. Восточным Римом продолжала именоваться Византия

Важно, однако, прибавить к сказанному, что в годы правления императора Юстиниана (527-565) была ненадолго завоевана часть Западной империи, включая и Рим. Видимо, это способствовало проникновению в Рим созданного Юстинианом кодекса права — наивысшего достижения древних в области частного права

В Риме, где к праву относились с гораздо большим вниманием, чем в Византии, которая в этом плане была ближе к Востоку, нормы этого кодекса сыграли существенную роль

Факторы упадка Древнего Рима

Падению Рима посвящено множество исследований. Одним из первых изучил эту тему глубоко и всесторонне английский учёный XVIII века Эдвард Гиббон. И Гиббон, и другие историки прошлых времён и современности указывают на целый комплекс факторов (всего их можно насчитать около 200), которые привели к гибели Западной Римской империи.

Один из таких факторов — отсутствие действительно сильного лидера. В последние 25 лет существования империи её императоры не обладали большим политическим авторитетом, умением собирать земли и предвидеть на несколько шагов вперёд.

Кризис армии тоже имел место в Римской империи в V веке. Вооружённые силы пополнялись в незначительном количестве из-за нежелания землевладельцев отправлять своих рабов в армию и нежелания свободных жителей городов идти в армию (их не привлекали низкие заработки и высокая вероятность гибели). Проблемы с воинской дисциплиной, низкий профессионализм рекрутов тоже, разумеется, сказывались не самым положительным образом.

Рабовладечельский строй тоже называется в числе причин падения. Жёсткая эксплуатация рабов вызывала с их стороны многочисленные восстания. А армия занималась прежде всего отражением атак варваров и не всегда своевременного могла прийти на помощь рабовладельцам.

Самое известное восстание рабов — восстание Спартака (кадр из сериала  «Спартак: кровь и песок»)

Экономический кризис тоже имел место в Римской империи. В провинциях большие земельные владения стали дробиться на малые и частично отдаваться в аренду мелким собственникам. Стало активно развиваться натуральное хозяйство, сектор перерабатывающих отраслей стал сжиматься, взлетели вверх цены на транспортировку различных товаров. Из-за этого торговые отношения тоже стали переживать определённый упадок. Центральная власть повысила налоги, но платёжеспособность людей была мала и собрать деньги в нужном объёме не удавалось, что привело к инфляции.

Экономические проблемы и несколько неурожайных лет привели к голоду и волне эпидемий инфекционных болезней. Смертность повысилась, а рождаемость снизилась. Вдобавок ко всему в римском обществе был слишком велик процент людей преклонного возраста, не способных защищать государство с оружием в руках.

Большую роль в закате рассматриваемой империи учёные традиционно отводят Великому переселению народов, которое происходило с IV по VII век н. э. В это время из Китая или Монголии в Европу прибыли беспощадные и жестокие гунны и начали сражаться с племенами, которые встречались им пути. Эти племена (речь идёт, например, о германских племенах — готах и вандалах) были вынуждены под давлением гуннов срываться с насиженных мест и двигаться вглубь Римской Империи.

Великое переселение народов

В принципе римляне и до этого уже были знакомы с вандалами и готами и отражали их набеги. Некоторые германские племена даже какое-то время находились под протекторатом Рима, выходцы из этих племён служили в имперской армии, достигая порой на этом поприще высоких позиций.

С конца IV века движение германских племён на юг стало более активным. Противостоять ему (при учёте больших проблем внутри самой империи) становилось всё сложнее. Итог закономерен: готы и вандалы в конце концов вторглись в ранее неприступный Рим и стали контролировать римских императоров.

Документальный фильм Discovery «Рим — Сила и величие: Падение империи»

Христианские течения несториан и монофизитов в Древнем Риме

На смену арианам в V в. пришли несториане и монофизиты. Суть учения несториан, основателем которого был константинопольский епископ Несторий, сводилась к тому, что Иисус прежде всего человек, что человеческое и божественное начала в нем никогда полностью не сливались воедино, но всегда находились лишь в неком неясном соединении. Только через наитие Бога Святого Духа Христос стал Мессией. Ожесточенная борьба вокруг учения несториан возникла на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г.

В эту борьбу на стороне противников несториан вмешался через своего посланника и Римский Папа. Борьба была длительной и ожесточенной и завершилась осуждением несторианской ереси. Несторий был отправлен в ссылку, а его сторонники в отличие от ариан ушли на Восток, расселившись в Иране, Средней Азии и более отдаленных районах вплоть до Китая.

Стоит заметить, что несториане стояли за весьма тесный союз церкви с политической властью, что, видимо, вызвало недовольство Папы, но не византийского императора, который явно колебался. Известно, что окончательно несторианская ересь была осуждена лишь спустя четыре года специальным императорским постановлением.

Что касается монофизитов, то их учение было наиболее активным и имело намного больше сторонников, чем арианское и несторианское. Возникшее в Константинополе в качестве своего рода противовеса несторианам, их толкование сущности Христа сводилось к тому, что ему присуща только одна природа — божественная. На созванном в том же Эфесе Вселенском (позже названном «разбойничьим») соборе 449 г. возникла ожесточенная борьба. Основными противниками в споре выступили константинопольский (поддерживавший монофизитов) и противостоявший ему александрийский клир, соперничавшие в то время за преобладающее влияние на церковь.

Римский Папа в споре поддержал константинопольцев, но император выступил на стороне александрийцев, в результате чего монофизиты одержали победу. Правда, она была недолгой. На IV Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г. новый византийский император не только осудил решение Эфесского собора 449 г., но и выступил против несторианской ереси, восстановив Никейский символ веры. Здесь сыграл свою роль союз константинопольского патриарха с Римским Папой. Оба, напуганные призраком не столько религиозного, сколько политического сепаратизма, проявившего себя в момент победы александрийцев, активно поддержали императора.

Культура древнего Рима

Распространение христианства

Первые христиане Рима собирались в тайных местах чаще всего в катакомбах

В первые века после жизни и смерти Иисуса Христа приверженцев его учения в Риме было немного. Однако по мере ослабления Римской империи традиционная государственная религия все меньше отвечала духовным запросам римлян, и христиан среди них становилось все больше.

Христианские общины

Как это ни парадоксально, но именно благодаря Римской империи с ее стабильностью, развитой системой дорог и четкой социальной структурой стало возможно широкое распространение христианства.

К концу II в. почти во всех римских городах существовали христианские общины. Это были не просто объединения единоверцев, а союзы взаимопомощи: в каждой общине существовала касса, из которой раздавались пособия и устраивались общие трапезы.

Символика

Хризма и рыба, опознава­ тельные знаки первых христиан

Христианские общины были связаны между собой, отдельные их представители находились в переписке, поддерживая друг друга и совместно вырабатывая нормы жизненного поведения.

Постепенно была создана особая христианская символика. Особенно распространены были изображения доброго пастыря, рыбы (греческое слово «рыба» образовано из первых букв во фразе «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»), виноградной лозы и хризмы, монограммы имени Христа, состоящей из двух начальных греческих букв его имени, скрещенных между собой.

По краям монограммы часто помещали первую и последнюю буквы греческого алфавита.

Гонения на христиан

Главная причина преследований сторонников христианства заключалась в их отказе признавать культ императора и участвовать в государственных религиозных церемониях и обрядах.

Впрочем, гонения на христиан были несистематическими и происходили от случая к случаю. Например, в 64 г. после разрушительного пожара в Риме император Нерон, чтобы отвлечь от себя подозрения, обвинил в поджоге христиан, и на этом основании многие из них были преданы мучительной смерти.

Наиболее массовыми и жестокими были гонения на христиан во время правления императора Диоклетиана , при этом уничтожались не только последователи учения Христа, но и их священные книги.

До появления первых церквей христиане молились в обычных домах.

Большие помещения предназначались для совместной молитвы и крещения

«Сим победишь»

Существует легенда, что накануне битвы у Мульвийского моста, победа в которой принесла Константину императорскую власть , он видел крест с начертанными на нем словами «Сим победишь». В следующем, 313 г. Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.

Государственная религия

В 391 г. император Феодосий I издал указ, запрещающий поклоняться языческим богам. Древние храмы были закрыты, многие святилища разграблены, а огонь, горевший в храме Весты в Риме , потушен. Теперь уже язычники подвергались гонениям со стороны государства.

4.Вступление богатых людей в число христиан.

В III веке жизнь в Римской империи была очень беспокойной и опасной. Во время восстаний богатые люди часто лишались не только имущества, но и жизни. В империю вторгались соседние племена, жестоко опустошавшие страну. Всё это лишало и богатых людей уверенности в завтрашнем дне: они не знали, сохранят ли они на следующий день своё имущество и жизнь. Все жили в постоянной тревоге.

Богатые люди, так же как бедняки, утешали себя надеждой на «вечное блаженство» после смерти. К тому же они видели, что христианство проповедует терпение и покорность, а этим отвлекает рабов и бедняков от борьбы с рабовладельцами. Поэтому богатые люди стали также вступать в число христиан.

Для купцов, разъезжавших по разным городам, было выгодно принять христианство. В этом случае христиане любого города гостеприимно принимали их в своих домах и помогали им в торговле.

Основные причины развала империи

Процесс разрушения, как химическую реакцию нельзя было остановить, несмотря на старания императоров стабилизировать ситуацию. К основным причинам развала великой державы историки отнесли:

  1. Вторжение чужеземцев, их римляне считали варварами. Римские войска в течении веков успешно сражались с германцами. Но в 300 годы начались вторжения на территории Римской империи. Прорвав оборону, варвары покушались на владения аристократов, но в 410 г. Аларих добрался до богатств Рима. Город оправился от разграбления, но его стали разрушать вандалы. Наемник Одоакр в 476 г. поднял мятеж, заставил отречься от престола Ромула Августа.
  2. Экономический кризис. Государство имело много финансовых проблем. Огромные расходы на армию требовали увеличения налогов. Что привело к большому разрыву между слоями населения. Богачи пытались сбежать из города для создания независимых владений. Но кому-то нужно было их обслуживать, работать. Недостаток рабочей силы обычно компенсировался рабами. Завоевания прекратились вместе с основным источником работников. Произошел развал сельского хозяйства.
  3. Разделение на 2 независимых государства. Вначале, это принесло положительный эффект. Но произошло значительное отдаление Запада от Востока. Правители не могли поделить ресурсы и военную мощь. Были разными темпы развития экономики. Византия богатела, а Запад обнищал до катастрофического положения.
  4. Масштабность территорий. Нужны были эффективные институты управления страной. В Риме строились дороги, но даже связь с отдаленными уголками не позволяла грамотно править. Разрушалась созданная веками наука, не хватало технологий, так как прекратилось их развитие.
  5. Частая смена императоров. В течение 75 лет Римом управляли 20 правителей. Ни один не мог сохранить власть на долгие годы. За главенство вели борьбу, что не способствовало укреплению государства.
  6. Без коррупции не обошлась ни одна из ветвей властных структур. Существовал огромный хаос в назначении на пост главы империи. В этом участвовали даже личные телохранители, военноначальники, которые выбирали главного человека для управления государством, по наличию у него искусства матерщины или способности купить на аукционе императорское место.
  7. Религия. Появление христианства изменило цивилизацию многих государств с новыми ценностями и мировоззрением. Это религиозное течение объединяло людей, но стало фатальным для Рима. Раньше императора наделяли статусом божества, где роль жрецов была низкой. С появлением церквей, вести за собой народ, играть ведущую политическую роль стали церковные служители. Статус главы государства снизился, вместе с указами, исходящими от императорского дворца.
  8. Слабость римских легионов. Сотни лет войска, принадлежащие Древнему Риму, победы легионов были страшны соседним государствам. Легионеров обучали особым приемам и тактике. Когда стал меняться состав войск, по причине отказа местных жителей записываться в них, появились в списочном составе готы, другие варвары. Наемники обладали силой и воинскими навыками. Но плохо подчинялись приказам. Они стали инициаторами бунтов и восстаний.

Многие историки считают, что Римскую империю разрушили наемники, у которых не было основного качества – преданности.

  • Автор: Владимир