Принятие христианства в риме: Как Римская империя стала христианской • Расшифровка эпизода • Arzamas
Содержание
Принятие христианства в римской империи, спаситель по гречески
Начало Римской империи
Начало Римской империи идет через череду гражданских войн, сначала Цезарь побеждает своего противника Помпея, затем он сам погибает под ножами заговорщиков, среди которым и его друг Брут. («И ты Брут?!», – последние слова Цезаря).
Убийство первого римского императора Юлия Цезаря.
Убийство Цезаря положило начало новой гражданской войны между сторонниками восстановления республики с одной стороны и сторонниками Цезаря Октавианом Августом и Марком Антонием с другой. Одержав победу над заговорщиками-республиканцами Октавиан и Антоний уже вступают в новую борьбу за власть между собой и опять начинается гражданская война.
Хотя Антония поддерживает египетская царевна, красавица Клеопатра (к слову бывшая любовница Цезаря), он терпит сокрушительное поражение, и Октавиан Август становится новым императором Римской империи. С этого момента начинается высокий имперский период истории римской империи, императоры сменяют друг друга, меняются и императорские династии, сама же Римская империя ведет постоянные завоевательные войны и достигает вершины своего могущества.
Арианское течение в христианстве
Первым широко известным богословским течением, выработавшим свою точку зрения по этому поводу, считается арианство, названное по имени священника Ария из египетской Александрии. Суть этого учения сводилась к рационалистическому (свойственному именно эллинам) объяснению проблемы: Христос, согласно евангельской традиции, — творение Бога Отца. Стало быть, он не единосущен ему, но зависим от него. Поэтому Христа не следует считать человеком, он божественный Логос, говорящий от имени высшего Бога, являющийся посредником между Богом и людьми. Но это все же не сам Бог, но лишь его Сын, ибо было время, когда его еще не было. Отсюда естественный вывод о неравенстве Бога Отца и сотворенного им Бога Сына.
На I Вселенском соборе в Никее, созванном в 325 г., учение Ария было объявлено ересью, а Христос провозглашен единосущным Богу Отцу. В противовес арианству собор выработал ортодоксальный православный символ веры, суть которого сводилась к ряду тезисов, включая триединство Бога, единосущного и недоступного разуму, а также боговоплощение, искупление, крещение, воскресение и т. п.
Никейский собор сурово осудил еретиков, отправив Ария в ссылку. Но император Константин не только проявил собственное мнение, но и счел возможным вмешаться в церковный спор на стороне ариан, предложив заменить термин «единосущный» на «подобосущный». Эта поправка не была принята. Последовали длительные споры, в ходе которых церковь одержала победу и на соборе 381 г., после смерти Константина, арианство было еще раз осуждено и отвергнуто, что, впрочем, не помешало сторонникам этого учения мигрировать на запад и со временем получить некоторую поддержку со стороны постоянно соперничавшей с византийским христианством католической церкви, особенно в окружавших Рим варварских королевствах остготов и вестготов.
Войны Римской империи
Хотя правильнее было бы назвать этот подпункт «войны римской республики», которая хотя и воевала с самого начала своей истории, но помимо мелких стычек с соседними племенами случались и действительно большие войны, сотрясавшие тогдашний античный мир. Первой действительно большой войной Рима было столкновение с греческими колониями. В ту войну вмешался греческий царь Пирр, которому хотя и удалось победить римлян, тем не менее, его собственная армия понесла огромные и невосполнимые потери. С тех времен выражение «Пиррова победа» стало нарицательным, означающим победу слишком большой ценой, победу практически равную поражению.
Затем продолжая войны с греческими колониями, римляне столкнулись на Сицилии с еще одной крупной державой – Карфагеном, бывшей финикийской колонией. На протяжении долгих лет Карфаген стал главным соперником Рима, соперничество же их вылилось в три пунические войны, в которых Рим одержал победу.
Первая пуническая война велась за остров Сицилию, после победы римлян в морской битве у Эгатских островов, в ходе которой римляне наголову разбили карфагенский флот, вся Сицилия стала частью римского государства.
Стремясь взять у римлян реванш за поражение в первой пунической войне, талантливый карфагенский полководец Ганнибал Барка в ходе второй пунической войны сначала высадился на испанском побережье, затем вместе с союзными иберийскими и галльскими племенами совершил легендарный переход через Альпы, вторгнувшись уже на территорию непосредственно римского государства. Там он нанес ряд сокрушительных поражений римлянам, особенно ощутимой была битва у Канн. Судьба Рима повисла на волоске, но Ганнибалу таки не удалось довершить начатое. Взять сильно укрепленный город Ганнибал не смог, и был вынужден покинуть Апенинский полуостров. С тех пор военная удача изменила карфагенянам, римские войска под командованием не менее талантливого полководца Сципиона Африканского нанесли сокрушительно поражение армии Ганнибала. Вторая пуническая война снова была выиграна Римом, который после победы в ней превратился уже в самое настоящее сверхгосударство древнего мира.
И третья пуническая война уже представляла собой окончательное сокрушение поверженного и потерявшего все свои владения Карфагена всесильным Римом.
Древний Рим исповедовал вначале язычество, позже приняв христианство
Какая религия у римлян была господствующей в тот или иной период существования Древнего Рима изучено хорошо. Большую часть своей истории они исповедовали язычество, при этом оно развивалось и прошло несколько стадий. Начало религиозной системе Древнего Рима положили этруски.
Дело в том, что древние римляне первоначально поклонялись именно этрусским богам, позже к ним присоединились греческие боги. Позже римляне сумели преодолеть мифологическую стадию развития своей религии и разработать собственные языческие культы.
В период заката Древнеримской империи язычество сменило христианство. Когда же в IV веке империя распалась на Западную и Восточную, христианство приняло очертания католичества.
Животные, которых ведут, чтобы принести в жертву. Длительный период римляне исповедовали язычество, приняв позже христианство. Фото: e-reading.club
Древнейшие преставления римлян связанны с культом земледелия. При этом они обожествляли силы природы. Кроме того, также практиковались культ предков, семейные культы.
После того, как было создано и развилось древнеримское государство, оно взяло на себя функцию организации и проведения религиозных ритуалов. Таким образом, создавалась официальная религия римского государства.
Вошедших в пантеон Древнего Рима новых богов римляне стали признавать в качестве его защитников, при этом их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.
До IV века в качестве государственной религии Древнего Рима признавалось язычество.
Для римской религии характерно многобожие, как и для религии Древней Греции. При этом она не имела единых канонов и единой организации, так как состояла из культов различных божеств.
Отец римского семейства мог совершать все религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами. В деревне его мог заменить наделенный особыми полномочиями управляющий поместьем.
Государственные обряды совершали представители государственной власти. Вначале это был царь, выступавший через так называемых жреческих царе. Позже эти обязанности стали исполнять консулы и преторы, а в критические моменты — диктаторы.
Император Древнего Рима совместил в себе функцию Великого понтифика, но самостоятельно её не исполнял.
Древнеримские жрецы. В Древнем Риме институт жречества ввел Нума Помпилий
Первоначально в Древнем Риме отсутствовал институт жречества. Ввел его позже царь Нума Помпилий. Доступ в жреческую коллегию при этом был открыт. Для этого достаточно было заниматься общественной деятельностью.
Цезарь и Нерон в ранней стадии своей карьеры были фламинами или жрецами отдельных божеств. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Коллегия весталок также была очень важна в Древнем Риме.
Об Иисусе Христе.
В I веке появились сказания, что в Палестине под видом человека жил бог: он приходил на Землю, чтобы помочь рабам и беднякам. Называли его Иисус Христос. Рассказывали, что римский наместник распял его на кресте, а Иисус покорно терпел страдания. После смерти он воскрес и вознёсся на небо, обещая вскоре вернуться и судить души людей. Тех, кто терпел страдания и признавал Иисуса богом, он обещал наградить вечной счастливой жизнью в рае, а остальных людей осудить на вечные муки.
Во II-III веках эти сказания были записаны. Они получили название «евангелий», что по-гречески значило «добрая весть». Это была та весть, которую с нетерпением ожидали угнетённые.
Разные евангелия рассказывают о разных моментах из жизни Иисуса.
Византия становится центром христианства
Император Константин принял важное решение сделать христианство официальной религией, перенеся одновременно столицу из приходившего в упадок Рима в античный Византий, переименованный в Константинополь. Этот город был расположен неподалеку от местонахождения христианских общин, что стало дополнительным подспорьем для расцвета новой государственной религии
Вскоре после перемещения императора и его аппарата власти на Восток, в зону наибольшего и наиболее раннего распространения христианства, вся империя вплоть до ее далеких западных окраин стала христианской. Более того, христианство начало проникать и в соседние государства, а после крушения Рима в V в. оно постепенно становилось религией возникших на его земле варварских государств. В этой ситуации центром западного христианства стал, как известно, все тот же Рим, а главой его — римский епископ, или Римский Папа, чья роль (не только духовно-религиозная, но и политическая) в истории средневековой Европы постоянно возрастала.
На Востоке же, под властью римского императора, христианство не имело единого главы, но оказалось раздробленным на епископаты, причем все они подчинились власти византийских императоров, которые провозглашали именно себя если и не формальными, то всегда фактическими главами христианской церкви.
После перемещения на Восток император был правителем всей империи, однако в 395 г. Рим окончательно разделился на Западную и Восточную империи. Восточным Римом продолжала именоваться Византия
Важно, однако, прибавить к сказанному, что в годы правления императора Юстиниана (527-565) была ненадолго завоевана часть Западной империи, включая и Рим. Видимо, это способствовало проникновению в Рим созданного Юстинианом кодекса права — наивысшего достижения древних в области частного права
В Риме, где к праву относились с гораздо большим вниманием, чем в Византии, которая в этом плане была ближе к Востоку, нормы этого кодекса сыграли существенную роль
Факторы упадка Древнего Рима
Падению Рима посвящено множество исследований. Одним из первых изучил эту тему глубоко и всесторонне английский учёный XVIII века Эдвард Гиббон. И Гиббон, и другие историки прошлых времён и современности указывают на целый комплекс факторов (всего их можно насчитать около 200), которые привели к гибели Западной Римской империи.
Один из таких факторов — отсутствие действительно сильного лидера. В последние 25 лет существования империи её императоры не обладали большим политическим авторитетом, умением собирать земли и предвидеть на несколько шагов вперёд.
Кризис армии тоже имел место в Римской империи в V веке. Вооружённые силы пополнялись в незначительном количестве из-за нежелания землевладельцев отправлять своих рабов в армию и нежелания свободных жителей городов идти в армию (их не привлекали низкие заработки и высокая вероятность гибели). Проблемы с воинской дисциплиной, низкий профессионализм рекрутов тоже, разумеется, сказывались не самым положительным образом.
Рабовладечельский строй тоже называется в числе причин падения. Жёсткая эксплуатация рабов вызывала с их стороны многочисленные восстания. А армия занималась прежде всего отражением атак варваров и не всегда своевременного могла прийти на помощь рабовладельцам.
Самое известное восстание рабов — восстание Спартака (кадр из сериала «Спартак: кровь и песок»)
Экономический кризис тоже имел место в Римской империи. В провинциях большие земельные владения стали дробиться на малые и частично отдаваться в аренду мелким собственникам. Стало активно развиваться натуральное хозяйство, сектор перерабатывающих отраслей стал сжиматься, взлетели вверх цены на транспортировку различных товаров. Из-за этого торговые отношения тоже стали переживать определённый упадок. Центральная власть повысила налоги, но платёжеспособность людей была мала и собрать деньги в нужном объёме не удавалось, что привело к инфляции.
Экономические проблемы и несколько неурожайных лет привели к голоду и волне эпидемий инфекционных болезней. Смертность повысилась, а рождаемость снизилась. Вдобавок ко всему в римском обществе был слишком велик процент людей преклонного возраста, не способных защищать государство с оружием в руках.
Большую роль в закате рассматриваемой империи учёные традиционно отводят Великому переселению народов, которое происходило с IV по VII век н. э. В это время из Китая или Монголии в Европу прибыли беспощадные и жестокие гунны и начали сражаться с племенами, которые встречались им пути. Эти племена (речь идёт, например, о германских племенах — готах и вандалах) были вынуждены под давлением гуннов срываться с насиженных мест и двигаться вглубь Римской Империи.
Великое переселение народов
В принципе римляне и до этого уже были знакомы с вандалами и готами и отражали их набеги. Некоторые германские племена даже какое-то время находились под протекторатом Рима, выходцы из этих племён служили в имперской армии, достигая порой на этом поприще высоких позиций.
С конца IV века движение германских племён на юг стало более активным. Противостоять ему (при учёте больших проблем внутри самой империи) становилось всё сложнее. Итог закономерен: готы и вандалы в конце концов вторглись в ранее неприступный Рим и стали контролировать римских императоров.
Документальный фильм Discovery «Рим — Сила и величие: Падение империи»
Христианские течения несториан и монофизитов в Древнем Риме
На смену арианам в V в. пришли несториане и монофизиты. Суть учения несториан, основателем которого был константинопольский епископ Несторий, сводилась к тому, что Иисус прежде всего человек, что человеческое и божественное начала в нем никогда полностью не сливались воедино, но всегда находились лишь в неком неясном соединении. Только через наитие Бога Святого Духа Христос стал Мессией. Ожесточенная борьба вокруг учения несториан возникла на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г.
В эту борьбу на стороне противников несториан вмешался через своего посланника и Римский Папа. Борьба была длительной и ожесточенной и завершилась осуждением несторианской ереси. Несторий был отправлен в ссылку, а его сторонники в отличие от ариан ушли на Восток, расселившись в Иране, Средней Азии и более отдаленных районах вплоть до Китая.
Стоит заметить, что несториане стояли за весьма тесный союз церкви с политической властью, что, видимо, вызвало недовольство Папы, но не византийского императора, который явно колебался. Известно, что окончательно несторианская ересь была осуждена лишь спустя четыре года специальным императорским постановлением.
Что касается монофизитов, то их учение было наиболее активным и имело намного больше сторонников, чем арианское и несторианское. Возникшее в Константинополе в качестве своего рода противовеса несторианам, их толкование сущности Христа сводилось к тому, что ему присуща только одна природа — божественная. На созванном в том же Эфесе Вселенском (позже названном «разбойничьим») соборе 449 г. возникла ожесточенная борьба. Основными противниками в споре выступили константинопольский (поддерживавший монофизитов) и противостоявший ему александрийский клир, соперничавшие в то время за преобладающее влияние на церковь.
Римский Папа в споре поддержал константинопольцев, но император выступил на стороне александрийцев, в результате чего монофизиты одержали победу. Правда, она была недолгой. На IV Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г. новый византийский император не только осудил решение Эфесского собора 449 г., но и выступил против несторианской ереси, восстановив Никейский символ веры. Здесь сыграл свою роль союз константинопольского патриарха с Римским Папой. Оба, напуганные призраком не столько религиозного, сколько политического сепаратизма, проявившего себя в момент победы александрийцев, активно поддержали императора.
Культура древнего Рима
Распространение христианства
Первые христиане Рима собирались в тайных местах чаще всего в катакомбах
В первые века после жизни и смерти Иисуса Христа приверженцев его учения в Риме было немного. Однако по мере ослабления Римской империи традиционная государственная религия все меньше отвечала духовным запросам римлян, и христиан среди них становилось все больше.
Христианские общины
Как это ни парадоксально, но именно благодаря Римской империи с ее стабильностью, развитой системой дорог и четкой социальной структурой стало возможно широкое распространение христианства.
К концу II в. почти во всех римских городах существовали христианские общины. Это были не просто объединения единоверцев, а союзы взаимопомощи: в каждой общине существовала касса, из которой раздавались пособия и устраивались общие трапезы.
Символика
Хризма и рыба, опознава тельные знаки первых христиан
Христианские общины были связаны между собой, отдельные их представители находились в переписке, поддерживая друг друга и совместно вырабатывая нормы жизненного поведения.
Постепенно была создана особая христианская символика. Особенно распространены были изображения доброго пастыря, рыбы (греческое слово «рыба» образовано из первых букв во фразе «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»), виноградной лозы и хризмы, монограммы имени Христа, состоящей из двух начальных греческих букв его имени, скрещенных между собой.
По краям монограммы часто помещали первую и последнюю буквы греческого алфавита.
Гонения на христиан
Главная причина преследований сторонников христианства заключалась в их отказе признавать культ императора и участвовать в государственных религиозных церемониях и обрядах.
Впрочем, гонения на христиан были несистематическими и происходили от случая к случаю. Например, в 64 г. после разрушительного пожара в Риме император Нерон, чтобы отвлечь от себя подозрения, обвинил в поджоге христиан, и на этом основании многие из них были преданы мучительной смерти.
Наиболее массовыми и жестокими были гонения на христиан во время правления императора Диоклетиана , при этом уничтожались не только последователи учения Христа, но и их священные книги.
До появления первых церквей христиане молились в обычных домах.
Большие помещения предназначались для совместной молитвы и крещения
«Сим победишь»
Существует легенда, что накануне битвы у Мульвийского моста, победа в которой принесла Константину императорскую власть , он видел крест с начертанными на нем словами «Сим победишь». В следующем, 313 г. Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.
Государственная религия
В 391 г. император Феодосий I издал указ, запрещающий поклоняться языческим богам. Древние храмы были закрыты, многие святилища разграблены, а огонь, горевший в храме Весты в Риме , потушен. Теперь уже язычники подвергались гонениям со стороны государства.
4.Вступление богатых людей в число христиан.
В III веке жизнь в Римской империи была очень беспокойной и опасной. Во время восстаний богатые люди часто лишались не только имущества, но и жизни. В империю вторгались соседние племена, жестоко опустошавшие страну. Всё это лишало и богатых людей уверенности в завтрашнем дне: они не знали, сохранят ли они на следующий день своё имущество и жизнь. Все жили в постоянной тревоге.
Богатые люди, так же как бедняки, утешали себя надеждой на «вечное блаженство» после смерти. К тому же они видели, что христианство проповедует терпение и покорность, а этим отвлекает рабов и бедняков от борьбы с рабовладельцами. Поэтому богатые люди стали также вступать в число христиан.
Для купцов, разъезжавших по разным городам, было выгодно принять христианство. В этом случае христиане любого города гостеприимно принимали их в своих домах и помогали им в торговле.
Основные причины развала империи
Процесс разрушения, как химическую реакцию нельзя было остановить, несмотря на старания императоров стабилизировать ситуацию. К основным причинам развала великой державы историки отнесли:
- Вторжение чужеземцев, их римляне считали варварами. Римские войска в течении веков успешно сражались с германцами. Но в 300 годы начались вторжения на территории Римской империи. Прорвав оборону, варвары покушались на владения аристократов, но в 410 г. Аларих добрался до богатств Рима. Город оправился от разграбления, но его стали разрушать вандалы. Наемник Одоакр в 476 г. поднял мятеж, заставил отречься от престола Ромула Августа.
- Экономический кризис. Государство имело много финансовых проблем. Огромные расходы на армию требовали увеличения налогов. Что привело к большому разрыву между слоями населения. Богачи пытались сбежать из города для создания независимых владений. Но кому-то нужно было их обслуживать, работать. Недостаток рабочей силы обычно компенсировался рабами. Завоевания прекратились вместе с основным источником работников. Произошел развал сельского хозяйства.
- Разделение на 2 независимых государства. Вначале, это принесло положительный эффект. Но произошло значительное отдаление Запада от Востока. Правители не могли поделить ресурсы и военную мощь. Были разными темпы развития экономики. Византия богатела, а Запад обнищал до катастрофического положения.
- Масштабность территорий. Нужны были эффективные институты управления страной. В Риме строились дороги, но даже связь с отдаленными уголками не позволяла грамотно править. Разрушалась созданная веками наука, не хватало технологий, так как прекратилось их развитие.
- Частая смена императоров. В течение 75 лет Римом управляли 20 правителей. Ни один не мог сохранить власть на долгие годы. За главенство вели борьбу, что не способствовало укреплению государства.
- Без коррупции не обошлась ни одна из ветвей властных структур. Существовал огромный хаос в назначении на пост главы империи. В этом участвовали даже личные телохранители, военноначальники, которые выбирали главного человека для управления государством, по наличию у него искусства матерщины или способности купить на аукционе императорское место.
- Религия. Появление христианства изменило цивилизацию многих государств с новыми ценностями и мировоззрением. Это религиозное течение объединяло людей, но стало фатальным для Рима. Раньше императора наделяли статусом божества, где роль жрецов была низкой. С появлением церквей, вести за собой народ, играть ведущую политическую роль стали церковные служители. Статус главы государства снизился, вместе с указами, исходящими от императорского дворца.
- Слабость римских легионов. Сотни лет войска, принадлежащие Древнему Риму, победы легионов были страшны соседним государствам. Легионеров обучали особым приемам и тактике. Когда стал меняться состав войск, по причине отказа местных жителей записываться в них, появились в списочном составе готы, другие варвары. Наемники обладали силой и воинскими навыками. Но плохо подчинялись приказам. Они стали инициаторами бунтов и восстаний.
Многие историки считают, что Римскую империю разрушили наемники, у которых не было основного качества – преданности.
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(1 голос, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
2.
ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ
2. ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ. Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб
ВикиЧтение
Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб
Носовский Глеб Владимирович
Содержание
2. ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ
Настоящая книга в значительной степени посвящена независимому датирования эпохи принятия христианства в Империи и вытекающим отсюда следствиям. Прежде всего напомним, что представляло из себя принятие христианства согласно традиционной версии, см., например, [133]. Считается, что христианство в I–III веках н. э. было гонимой религией. Римские императоры преследовали христиан. Но в начале IV века римский император Константин I Великий делает христианство государственной религией Римской империи. С этого момента и начинается история христианства не как гонимой, а как государственной религии. В скалигеровской истории здесь кончается древняя «языческая» эпоха и наступает эпоха христианства. Принятие христианства сопровождалось переносом столицы. Считается, что Константин Великий перенес столицу из Рима в Италии в Новый Рим – Царь-Град на Босфоре (Константинополь). С принятием христианства при Константине Великом связаны два ярких события.
Первое – битва Константина с императором Максенцием, в которой, как считается, и решилась судьба христианства. Битва с Максенцием считается крупнейшим событием в истории Империи. В сражении Константину Великому, как считается, помог христианский символ – крест. С его помощью Константин и разбил врага.
Еще одно знаменитое событие при Константине Великом – первый Вселенский собор, установивший новую веру.
В целом, жизнеописание Константина Великого – в значительной мере военная биография. Он очень много воевал.
Хотя Константин считается одним из самых знаменитых императоров римской истории и причислен к лику святых, тем не менее, исследователи отмечают, что в сведениях о нем много неясного [133]. Темными остаются даже обстоятельства крещения Константина. По данному поводу существует большая литература (мы имеем здесь в виду специальные исследования, а не обычные учебники, излагающие «приглаженную» версию).
Правление Константина Великого было переломным в истории Империи. После принятия христианства исторические, хронологические и другие традиции в значительной мере стали основываться на христианских источниках. Поэтому именно на них основана в конечном счете и любая современная историческая версия. В том числе – и скалигеровская. Ясно, что христианская традиция начала бурно развиваться лишь после превращения христианства в государственную религию. С другой стороны, события, происшедшие до эпохи принятия христианства, освещались в христианских источниках существенно слабее.
Напомним, что «античные» тексты дошли до нас, как считается, в основном из христианских монастырей. Надо сказать, что подлинные «античные» первоисточники создавались еще до принятия апостольского христианства, в рамках другой традиции (хотя тоже – христианской). Отношение к ней со стороны новых христиан было, вообще говоря, отрицательным. Особенно – на первых порах. Затем, когда прошло время и страсти улеглись, «дохристианские» события (то есть до принятия апостольского христианства при Константине Великом) стали уже достаточно древними и не столь понятными. В этом смысле эпоха принятия христианства оказалась переломной для всей письменной истории. Поэтому ее датировка исключительно важна не только для истории церкви, но и для установления правильной хронологии и реконструкции истории вообще.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
61. Иисус Христос ввёл в «античном» Риме XII века русские штаны
61. Иисус Христос ввёл в «античном» Риме XII века русские штаны
Все мы привыкли к тому, что «античные» римляне эпохи Христа по сути дела не знали штанов. Их одежда была другой. Они облекались в тоги, см. рис. 2.126. Воины надевали короткие юбки, покрытые металлическими
§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства
§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства
Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в
Последствия принятия Русью христианства
Последствия принятия Русью христианства
Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом
Последствия принятия Русью христианства
Последствия принятия Русью христианства
§ 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на
61. ИИСУС ХРИСТОС ВВЕЛ В «АНТИЧНОМ» РИМЕ XII ВЕКА РУССКИЕ ШТАНЫ
61. ИИСУС ХРИСТОС ВВЕЛ В «АНТИЧНОМ» РИМЕ XII ВЕКА РУССКИЕ ШТАНЫ
Все мы привыкли к тому, что «античные» римляне эпохи Христа по сути дела не знали штанов. Их одежда была другой. Они облекались в тоги, см. рис. 2.126. Воины надевали короткие юбки, покрытые металлическими
Глава 2 ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ
Глава 2
ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ
1. ДАТИРОВКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Здесь мы вкратце напомним полученную нами в 2003 году датировку Рождества Христова 1152 годом н. э. Распятие Христа датируется 1185 годом, на 33 года позже. Подробный анализ
5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ
5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ
Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и
6. НА СТАРЫХ ИКОНАХ, НА НИМБЕ ХРИСТА ЗАПИСАНА ДАТА, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ 1370 ГОД – ЭПОХУ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
6. НА СТАРЫХ ИКОНАХ, НА НИМБЕ ХРИСТА ЗАПИСАНА ДАТА, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ 1370 ГОД – ЭПОХУ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
На старых русских, а также сербских и болгарских, иконах, изображающих Христа, на нимбе вокруг его головы рисовали крест и на нем писали три церковно-славянские буквы. На
Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979
Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979
Индоевропейские по своему происхождению племена славян, двигаясь, по всей вероятности, с северной части Восточных Карпат, постепенно расселились по Центральной и Восточной Европе на широком пространстве от
9.1. Особенности принятия христианства на Руси
9.1. Особенности принятия христианства на Руси
Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном
1. Причины принятия христианства
1. Причины принятия христианства
Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:1. 1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с
5. Значение принятия христианства
5. Значение принятия христианства
Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу
Империя при Константине Великом
Империя при Константине Великом
Император, который достиг единоличной власти над Империей после долгой и тяжелой борьбы, взял на себя власть в полном объеме и осуществлял монократию таким решительным способом, как немногие правители до и после него. Его претензия на
10. «Бесследно пропавший» каменный барельеф с надписью в Успенском соборе Московского Кремля, рассказывавший о Константине Великом = Дмитрии Донском
10. «Бесследно пропавший» каменный барельеф с надписью в Успенском соборе Московского Кремля, рассказывавший о Константине Великом = Дмитрии Донском
Как мы показали в книге «Крещение Руси», на Руси долгое время сохранялись письменные и археологические следы того, что
Как римское христианство перешло от казней к усыновлению? – ЗАТЕРЯННЫЕ В ИСТОРИИ
Статуя римского императора Константина возле Йоркского собора
За первые 300 лет после смерти Иисуса христианство выросло раз, но христиане подверглись гонениям жестокой Римской империи. Как же тогда она стала доминирующей мировой религией? Каким был чудесный поворотный момент? Древние римляне поклонялись совокупности богов, большинство из которых заимствовано у древних греков. Зевс стал Юпитером, Афродита стала Венерой и т. д. Рим был полон языческих храмов, где с помощью различных ритуалов и праздников добивались благосклонности богов.
По мере того, как Рим рос по всему Средиземноморью, он столкнулся с новыми религиями – терпящих некоторых и преследовавших большинство . Евреи стали жертвами после завоевания Иудеи римлянами. Таким образом, г. Христианство зародилось в Римской империи г. после того, как Иисус из Назарета был распят в Иерусалиме. Его ученики, особенно Петр и Павел, затем распространили его новую религию в городах и деревнях обширной Римской империи.
Сначала римляне игнорировали этих христиан », так как их было не так много. Однако в течение следующих двухсот лет христианство росло и распространялось по Средиземноморью. Когда германские варвары начали нападать на империю с севера, многие римляне обвинили в этом христиан, говоря, что они прогневили богов, не поклоняясь им.
Римские императоры становились все более нетерпимыми к христианству.
Они увидели в новой религии угрозу для Империи и предприняли шаги, чтобы остановить ее распространение. Христиане отказывались служить в римской армии и поклоняться императору как богу. Итак, христиан арестовывали, избивали и убивали. Те, кто предпочли умереть, чем отказаться от своей веры, стали мучениками за веру. Несмотря на эти гонения, христианство продолжало расти.
Первое преследование в масштабах империи было совершено печально известным императором Нероном. Нерон уже был непопулярен ко времени Великого пожара в Риме в 64 г. н.э. Предположительно, он разжег огонь, чтобы освободить место для нового дворца, а затем играл на скрипке, пока горел Рим. Поползли слухи, что за пожаром стоял Император, так Нерон обвинил христиан! Он приказал их арестовать, подвергнуть пыткам и казнить. На ум приходит ужасный образ христиан, скармливаемых львам в римском Колизее . Нерон также приказал казнить апостола Петра в Риме, распяв его вверх ногами на кресте.
В течение следующих 200 лет последующие римские императоры пытались, но безуспешно, уничтожить растущую христианскую религию. Так когда и как ветры переменились в пользу христианства?
Все началось с приходом династии Константинов. В 306 г. н.э., г., Константин I стал «Императором на Западе» г. после смерти своего отца Констанция. В это время Римская империя была разделена на западную и восточную половины с «соправителями». Константин и его зять Максенций были непримиримыми соперниками за власть, и в конце концов разразилась война. Перед тем, как эти двое встретились в роковой битве в 312 году нашей эры, Константину, как говорят, накануне ночью во сне приснился Христос.
По словам священника Евсевия, Иисус явился императору с пылающим крестом в небе.
Он поручил Константину поместить этот небесный знак на боевые штандарты своей армии. Вертикальное копье с перекладиной, образующей форму креста, вместе с чи-ро лабаран , ранним символом имени Христа, буква ро, пересекающаяся с хи в центре. На баннере были слова: In hoc signo vinces [ в этом знаке ты победишь] . На следующий день он приказал своим солдатам нарисовать крест на всех своих щитах. Вооружившись этими святыми символами, Константин сокрушил Максенция в битве при Мильвийском мосту в северном Риме, закрепив за собой место единственного западного императора. Максенций утонул в реке Тибр.
После того, как его армия победила, Константин поверил, что ему помог христианский Бог! Хотя ранее он был поклонником Sol Invictus , Бога Солнца , теперь он ревностно поддерживал Иисуса и христианство. Он заявил, что своей победой обязан христианскому Богу, и изменил имперскую политику, чтобы продвигать религию.
Он дал деньги и землю христианам и основал новые церкви по всей Империи. Он писал христианским епископам, говоря им, что своим успехом обязан их вере. Константин в конце концов обратился в веру, сам стал христианином. Он крестился незадолго до смерти, как это было принято у первых христиан. Быть «очищенным» от грехов непосредственно перед смертью, а не при рождении.
На собрании епископов в Милане в 313 году нашей эры Константин издал МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ , который предоставил правовой статус христианству и терпимости ко всем религиям. Это позволило римлянам всех вероисповеданий иметь религиозную свободу. Теперь христианам было разрешено свободно участвовать в римской гражданской жизни. пап-католиков , затем Папа Сильвестр I, изгнанные предыдущими императорами, были допущены обратно в Рим.
Император Востока, Лициний , продолжал поддерживать традиционные языческие обычаи, отстаивая поддержку своего нехристианского большинства. К 324 году нашей эры этот конфликт и соперничество вылились в новую войну. Константин победил императора Лициния в 9 г.0007 Битва при Хризополисе (в современном Стамбуле). Лициний был схвачен, и Константин приказал его повесить.
С победой Константина он стал единственным римским императором и продвинул христианство дальше.
Он разрешил христианам служить в армии и работать в правительстве. На строительство были выделены деньги из императорской казны. Новые церкви были построены вокруг империи. Это включало новую базилику в Риме , тщательно построенную на Ватиканском холме, на месте цирка Нерона, где апостол Петр был замучен императором.
Когда Константин перенес столицу Западной Римской империи в Византию , он построил там первые христианские церкви. Собор Святой Ирины и Собор Святой Софии были построены на месте бывших языческих храмов. Греческая Византия была переименована в Константинополь . Его мать, Елена, отправилась в паломничество в Палестину. Там она помогла основать храм Рождества Христова в Вифлееме и храм Гроба Господня в Иерусалиме. За этот и другие подвиги она впоследствии была причислена к лику святых.
Хи Ро – «Под этим знамением ты победишь»
В 325 году нашей эры Константин созвал НИКЕЙСКИЙ СОБОР , собрание 300 христианских епископов со всей империи. Они встретились (в современной Турции), чтобы определить формальные — или ортодоксальные — верования христианства. Результатом стал так называемый Никейский символ веры , в котором были изложены согласованные верования христианства. Никейский собор обсудил состояние христианской церкви и разработал важные доктрины, направленные на противодействие язычеству.0007 еретических идей.
После смерти Константина в 337 г. н.э. его наследники в основном продолжили распространение христианства, а папы в Риме получили право возглавлять церковь. Во время их правления было введено в действие множество антиязыческих законов, направленных на борьбу с инакомыслием часто в жестокой римской манере . В то время как популярность христианства росла естественным образом, оно также было насильственно распространено среди населения Империи по всему Средиземноморью и на запад, в то, что впоследствии стало Францией, Испанией и Великобританией.
ln 380 г. н.э. император Феодосий I сделал христианство официальной государственной религией Римской империи .
Горячий христианин, он признает удивительный рост и силу еще молодой веры. ФЕССАЛОНИКСКИЙ ЭДИКТ Феодосия был последним словом в любых разногласиях в ранней церкви. Например, он закрепил в камне православие Святой Троицы Отца, Сына и Святого Духа. Те «сумасшедшие» старых языческих религий, которые этого не признавали, подавлялись и, конечно же, преследовались. Большинство других христианских сект были признаны еретическими, утратили свой правовой статус или были объявлены вне закона, а их имущество было конфисковано.
Вот и все. К началу V века, всего за 400 лет, христианство выросло из молодой преследуемой религии в силу, почти равную римским императорам, и все благодаря наследию Иисуса из Назарета , его пылких учеников, и Константин Великий . Римская империя вскоре придет в упадок, но римско-католических и восточно-православных церквей (которые отделились в 1054 году) только вырастут оттуда. Христианство постепенно будет доминировать во всем западном мире, распространяясь по королевствам в Европе и России, а также в американских и африканских колониях испанцев, французов, голландцев и британцев. Сегодня он превосходит ислам, индуизм и буддизм.
Для будущих сообщений нажмите ПОДПИСАТЬСЯ ниже. Чтобы узнать больше об историческом писателе Поле Эндрюсе, щелкните КНИГИ в меню.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Римская империя принимает христианство
Когда Константин, император Рима, стал христианином, это означало, что империя стала христианской, что имело важные последствия для еврейского и языческого мира.
Когда евреи начали устанавливать автономный образ жизни и пустили глубокие корни в Вавилоне — месте на дальнем конце Римской империи, изолированном от Рима в крутом упадке — римский полководец по имени Константин поднялся в ряды. Его обращение в христианство буквально потрясло бы весь мир.
Его мать, Елена, тайно обратилась в христианство примерно в 310 г. н.э. Если бы она сделала это публично, ее бы казнили. Она также скрывала свое христианство, потому что думала о карьере своего сына. Если выяснится, что его мать была признанной христианкой, он потеряет если не голову, то чин.
Константин, великий воин и человек значительных талантов, поднялся на вершину политической лестницы, пока не смог путем бескровного переворота узурпировать власть и стать императором Рима. Затем его мать смогла убедить его организовать первый крестовый поход против неверных в Палестине… хотя Константин еще не был христианином! Однако мать столько лет вдалбливала ему это, что он уже проникся большим рвением.
Когда он, наконец, стал императором, он повел большую римскую армию на восток с намерением раз и навсегда свести счеты со всеми партизанскими отрядами, раздиравшими Рим на части. Накануне одной из великих битв, в 330 году н. э., Константину было видение, в котором его мать стояла по правую руку от Иисуса. Он пообещал ему: «Если ты дашь мне победу в этой битве, то я официально стану христианином». Константин выиграл битву и выполнил свое обещание.
Когда император стал христианином, это означало, что империя стала христианской.
Внезапно преследуемое стало истеблишментом. Константин очистил римскую бюрократию от язычников и заменил их христианами. Как часто случается с новообращенными, он стал более фанатичным, чем те, кто до него долгое время был верующим. Короче говоря, он был полон решимости сделать всю империю христианской.
И он, вероятно, сделал бы это, если бы не совершил ошибку… умер.
Христианское преследование евреев в Израиле
Перед смертью он приехал в Израиль и построил церковь Рождества Христова в Вифлееме. Он также пришел в Иерусалим и построил церковь на горе Мориа. Он также пытался установить христианство по всей остальной стране.
Он, естественно, не нашел положительного отклика в еврейской общине. Это усилило антиеврейские настроения христиан. Действительно, к этому времени можно отнести начало официальных христианских преследований евреев.
Те еврейские отдельные лица и небольшие общины, которые остались на Земле Израиля, должны были уйти в подполье. Хотя никогда не было времени без какого-либо еврейского присутствия в Земле Израиля — даже когда количество евреев было очень мало и жизнь там была очень скудной — обращение Константина ознаменовало очень значительное, долгосрочное ослабление еврейского присутствия в Израиле. С ослаблением еврейского присутствия также произошло ослабление Синедриона, а также ослабление Князя Синедриона с важными последствиями, как мы объясним ниже.
Константин – еще одна плохая новость для евреев
Когда Константин умер, его сын – Константин, которого историки также называют Константином II, вступил во владение. Он тоже был сильным христианином. Из скромности он переименовал Византию в Константинополь. Теперь отцы ранней церкви действительно начали получать контроль над Римской империей.
Как и все революционеры, когда христиане пришли к власти, они были более жестокими, чем те, кого они сменили. Они, которые годами призывали к религиозной терпимости, теперь заявили, что никакая другая религия, кроме христианства, неприемлема. Вместо того, чтобы бросать христиан львам, они бросали нехристиан львам. Религия любви, мира и братства очень походила на религию Рима. Те же самые люди, которые руководили тюрьмами и публичными казнями для римлян, руководили ими для христиан.
Это подвергло евреев огромному давлению — настолько сильному, что относительно большое их число (возможно, несколько тысяч) обратилось в христианство. Некоторые из них дослужились до высоких должностей в Церкви, и такая ситуация повторится в истории много раз. Эти евреи-отступники стали злейшими врагами еврейского народа. Они понимали еврейскую жизнь и лучше всех понимали, как полностью ее уничтожить.
Таким образом, впервые в зарегистрированной истории — в 350 г. н. э. — синагоги были сожжены с официальной санкции Церкви. Они также официально закрыли все школы еврейского обучения, запретили обрезание, кошерную пищу, соблюдение еврейской субботы и другие обычаи.
A Brief Relief
В 360 г. н.э., после трех последовательных христианских императоров, трон занял язычник по имени Юлиан Грек. Он пытался отменить то, что сделали его предшественники. Из-за своей враждебности к христианству он был, вероятно, самым благосклонным императором, когда-либо иудейским.
Он поддерживал интересы евреев и даже пообещал разрушить церковь на Храмовой горе и восстановить там Храм. Чтобы доказать, что он настроен серьезно, он отложил большую сумму денег и послал римских подрядчиков, которые действительно снесли там церковь и начали строить Храм.
Это был дикий, невероятный момент в еврейской истории.
Тем временем он направил свою армию на восток, чтобы сражаться с персами и парфянами, но, к сожалению, допустил несколько очень серьезных тактических ошибок. Первый заключался в том, чтобы ввести языческую армию на христианскую территорию для борьбы с персами. Случилось так, что пока он сражался с персами, христиане уничтожали его армию позади него.
В течение трех лет никто в Риме не знал, что случилось с его армией, пока не подтвердили, что она уничтожена, а он убит. С его смертью бесцеремонно умер и проект восстановления Храма.
Установление постоянного еврейского календаря
Следующий император, Феодосий, снова был яростным антиязыческим христианином. Он не только намеревался отменить то, что сделал Юлиан, но и христианизировать империю больше, чем когда-либо.
Он издал ряд указов, затронувших еврейский народ. Во-первых, он запретил собрание Синедриона. Среди последствий этого была фактическая отмена еврейского календаря, потому что, как мы обсуждали ранее (см. статью о Мужчины Великого Собрания ), это зависело от объявления дат членами Синедриона. Не зная дат еврейских праздников, евреи не смогут выжить как евреи.
Когда в 1917 году к власти в России пришли коммунисты, они запретили еврейский календарь еще до того, как запретили молитвенник. Они понимали, что, не зная точных дат еврейских святых дней, ни один еврей не может поддерживать свою религию. Если бы один еврей подумал, что Йом Кипур была среда, и один думал, что это был четверг, а другой думал, что пятница, структура еврейской жизни рухнет. Поэтому они и запретили календарь в первую очередь.
Больше, чем какой-либо другой указ, этот указ Феодосия подтолкнул к установлению постоянного еврейского календаря, каким мы его знаем сегодня. Начиная с 380 г. н.э. велись серьезные дискуссии по поводу его официального принятия. К 415 г. н.э. он был официально принят еврейским народом.
Постоянный еврейский календарь, основанный на математических расчетах[1], всегда был известен еврейским лидерам и использовался ими. Синедрион собрался, потому что в рамках определенных параметров они имели право корректировать календарь. Например, Синедрион имел право удлинять год на месяц, если в этом нуждались земледельцы, или если дата Пасхи не выпадала на весну, или по другим возможным соображениям. Эта гибкость была его гениальностью. Это позволяло людям настраивать его по мере необходимости. Тем не менее синедрион всегда руководствовался математическими расчетами, и именно эти расчеты использовались в постоянном еврейском календаре.
Постоянный календарь работает по девятнадцатилетнему циклу. Каждые девятнадцать лет есть семь високосных лет (годы с дополнительным месяцем). Он настолько точен, что даже сейчас, спустя 1500 лет, еврейский календарь отличается всего на пару минут. Сравните это с юлианским календарем, используемым западным миром, который уже несколько столетий назад должен был быть скорректирован более чем на 11 дней.
Постоянный календарь был официально утвержден Князем того времени, человеком по имени Гиллель, которого не следует путать с более известным Гиллелем, жившим четырьмя веками раньше. Фактически, этот Гилель будет предпоследним князем еврейского народа в Земле Израиля. Он видел, что христианские гонения разрушают еврейскую жизнь, в том числе делают невозможным собрание Синедриона и установление дат по еврейскому календарю. Именно он предложил на тайном собрании Синедриона установить постоянный календарь.
Успешно проделав это, он смог установить постоянный календарь во всех еврейских общинах по всему миру, независимо от того, насколько они удалены. С тех пор всегда были евреи, которые могли разобраться в календаре независимо от ситуации.
Есть истории о евреях, потерпевших кораблекрушение на островах (например, после того, как они были изгнаны из Испании в 1492 году) или заключенных в нацистских концлагерях, которые смогли использовать принципы еврейского календаря, чтобы точно воссоздать его для себя. Некоторые из этих календарей выставлены в Музее Израиля. Есть одна еврейская семья, которая 11 лет терпела кораблекрушение на острове! Ты можешь представить? Была одна еврейская семья на пустынном острове, праздновавшая Песах и Йом Киппер и т. д. в нужное время.
Как и на протяжении всей истории, это яркий пример того, как попытка христианского мира сломить еврейский народ и религию только укрепила их.
Свидетели
После 50 лет интенсивных христианских гонений на евреев церковные лидеры пришли к выводу, что избавиться от евреев будет нелегко. Острая проблема, существующая в трудах отцов ранней церкви, заключается в том, как объяснить существование еврейского народа после прихода его основателя.
С одной стороны, евреи изображаются как самые гнусные и злые люди, люди, виновные в богоубийстве, у которых нет причин выживать и которые обречены на вечный огонь и серу. С другой стороны, они здесь; они существуют.
В итоге отцы Церкви придумали теорию «Людей-Свидетелей». Это постулировало, что, поскольку еврейский народ присутствовал, когда Иисус пришел в мир, и поскольку он сам был евреем, то евреи, которые отвергли его, обречены жить на протяжении всей истории, чтобы в конце дней они стали свидетелями его второго Приходят – посредством чего они станут христианами.
Это очень важная для понимания теория, которая во многом объясняет отношение христиан к евреям. Например, у Папы всегда есть за пределами Ватикана несколько евреев, которые живут под папской защитой. Их называют «евреями Папы». Папа должен сохранить их в живых, потому что они нужны ему в качестве свидетелей. Единственный протест, который Папа Пий XII, Папа во времена Холокоста, выступил против депортации евреев в концлагеря, состоялся, когда гестапо в 1944 году вывезло евреев Папы из Рима.
Сегодня учение о людях-свидетелях, возможно, уже не имеет для многих людей того значения, которое имело когда-то, но до нашего времени оно окрашивало все христианско-иудейские отношения. Это очень важный момент, о котором следует помнить в будущем.
История евреев и христиан сделала необратимый поворот к худшему, когда Константин обратил себя, а затем и Римскую империю в христианство. Это не было разовым событием с краткосрочными последствиями. Модель христианских преследований евреев была институционализирована через верования и доктрины, которые выросли непосредственно из церковных лидеров в те годы становления.