Притча о блудном сыне на старославянском языке: Притча о блудном сыне. — Сотая овечка. — LiveJournal
Содержание
Притча о блудном сыне. — Сотая овечка. — LiveJournal
Вчера, конечно, нужно было выложить, но проволынилась. Все же, думаю, лучше поздно, чем никогда.
Рече Господь притчу сию: человек некий име два сына :
И рече юнейший ею {от них} отцу: отче, даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение. И не по мнозех днех собрав все мний сын , отыде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно. Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися. И шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния. И желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.
В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю? Востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих.
И востав иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его.
Рече же ему сын: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозе: И приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: Яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися. Бе же сын его старей на селе: и яко грядый приближися к дому, слыша пение и лики: И призвав единаго от отрок, вопрошаше: что (убо) сия суть?
Он же рече ему, яко брат твой прииде: и закла отец твой телца упитанна, яко здрава его прият. Разгневася же, и не хотяше внити. Отец же его изшед моляше его. Он же отвещав рече отцу: се толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых:
Егда же сын твой сей, изъядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомаго. Он же рече ему: чадо, ты всегда со мною еси и вся моя твоя суть: Возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся.
Нет лучшего текста для грамматического разбора церковнославянского текста. чем притча о блудном сыне. В ней все прекрасно — и фонетика. и морфология, и синтаксис. Делать разбор полностью не буду: получится очень длинно и утомительно. Обращу ваше внимание лишь на отдельные трудные и непонятные места. Итак,
име два сына
Обратите внимание не «двух сыновей», а «два сына». Здесь мы сталкиваемся с двойственным числом, корнями своими ухъодящим в архаику и в архаичные представления о парных предметах и о количестве: один, два, много. Вот для обозначения пары и для этого «два» и имелся особый тип склонения.
даждь ми достойную часть имения
Достойную часть сегодня воспринимается как «часть, соответствующую моему статусу, моему достоинству».
Однако в церковнославянском языке у этого прилагательного был иной смысл: достаточную, надлежащую.
В спомните в молитвах ко святому Причащению: и не имаши
И раздели има имение
Собственно, не хотела здесь останавлиаться на глагольных формах прошедшего времени, но конкретно здесь не могу не сказать: глаголам прошедшего времени, а именно, аористу, в третьем лице свойственно нулевое окончание. В первом было бы совершенно понятно: разделих. А третьем нулевое окончание сбивает с толку, так как порой совпадает с повелительным наклонением в русском языке. Здесь одно спасение — контекст. И — память о том, что в третьем лице единственного числа глагольное окончание отсутствует. Има — это как раз форма двойственного числа: има двоима, вместо «им, троим» 🙂
Мний сын
Мний сын — странно звучит, совершенно непонятно. Что еще за «мний» такой? Откуда столь странное словечко? Словарь Дьяченко отправляет нас обратно к притче… Ларчик же открывается просто. В церковнославянском языке были два редуцировпанных звука, обозначаемых буквами Ъ (ер) и Ь (ерь). Звуки эти были очень коротенткими, под ударением они «проявлялись» и звучали как О и Е, без ударения — исчезали. В конце концов они исчезли из языка, а зватем и из текстов Библии. Правда, при изъятии еров случилось несколько ляпов: там, где надо было заменить их на О или Е, еры были просто удалены. Отсюда режущие ухо «ссущие» (сОсущие!) и непонятный «мний«, который, конечно же, мЕний.
Изжившу же ему все
Еще же ему далече сущу
Обратите внимание на падеж местоимения — дательный. Сам же этот малопонятный оборот так и называется — «дательный самостоятельный». «Самостоятельный» — потому что переводится он отдельным придаточным предложением. В данном случае — придаточным времени: «Когда он все прожил», «Когда он был еще далеко».
Может этот оборот иметь и уступительное значение. Вспомните звоскресный тропарь первого гласа: «Камени, запечатану от иудей и воином, стргущим пречистое тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе…»
Опять два дательных падежа — «камени запечатану» «воином, стрегущим». Это тоже дательный самостоятельный, который переводится так; Хотя камень был запечатан иудеями и воигы стерегли пречистое тело Твое, ты воскрес…»
Бысть глад
Глагол бысть следует переводить как стал, случился, а не как был. для был существует другой глагол — Бе (тут должна быть буква ять, но как ее вставлять — не знаю)
начат лишатися
избывают хлебы
Оба словосочетания — классические образчики паронимов. Глагол лишаться сегодня означает терять (лишиться друга, лишиться жилья). В церковно-слаянском же его значение «терпеть лишения»
Избыть сегодня близко по значению к изжить, пережить.
В ЦСЯ совсем другое значение: избывают хлебы — избыточествуют хлебом.
И, самое. пожалуй, главное, это —
Востав иду ко отцу моему
Мы понимаем это как «воссстану из бездны падения и пойду к отцу моему». На самом деле словосочетание «востав иду» — плеоназм, «излишество»(см. Грамматику церковнославянского языка иеромонаха Алипия (Гамановича). Это калька идиоматического выражения с иврита или греческого. К этому типу относятся выражения «отвеща глаголя», «слухом услышите» и т. д.. Назначение плеонастического выражения — усилить действие глагола. Поэтому переводить фразу следует не «встав, пойду», а скорее «изо все сил пойду», «поспешу». Примерно так…
Читаем вместе на церковнославянском: притча о блудном сыне
Андрей Григорьев, доктор филологических наук.
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
В этом небольшом блоке хотелось бы просто прочитать небольшой церковнославянский текст и сделать небольшие комментарии в контексте других лекционных блоков, которые вы тоже можете посмотреть и сделать свои выводы о том, насколько сложно понимать церковнославянский текст, или, наоборот, это не составляет особого труда.
Возьмем классическую притчу о блудном сыне, которая очень часто разбирается на занятиях в курсах и старославянского, и церковнославянского языков.
Начинаем с первого предложения «Рече же: человек некий име два сына…» Что здесь может вызвать сложность? В общем вся лексика должна быть понятна, сложность вызывает грамматика. “Рече” – если мы обратим внимание, что это похоже на глагольную форму, заканчивается на “е”, основа “речь”, которая может чередоваться (“рек”), то есть это глагол “речь” и “рещи”, который образуется подобным образом, как любой аорист с окончанием “е”, то мы должны опознать эту форму как аористную. То есть “рече” – это сказал, рассказал некую притчу. Основа на согласный плюс “е” – это аористная форма.
“Человек некий” – здесь ничего переводить не надо. “Име” – это тоже аорист, только с формой от основы на гласный – “иметь”. “Ть” в русском языке мы отбросим и получим основу на гласный. Это аорист, который образуется от основ на гласный и имеющий чистую основу, то есть буквально “имел”. “Два сына” – это форма двойственного числа, которая совершенно не отличается от нашей современной, потому что так и перешла в русский язык. То есть раньше это была двойственная форма, а сейчас это просто конструкция, которую мы переосмыслили как родительный единственного – два – кого-чего? – сына.
Трудность в этом предложении вызывают только два аориста, которые мы попытались опознать. Чем больше начитываешь церковнославянских текстов, тем больше опознаешь форм, потому что когда-то их уже определил и разобрал.
«… И рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения…» “Рече” мы уже опознали как аорист, можем пропустить. “Юнейший” – сравнительная степень “юный”, которая тоже используется в русском языке.
“Ею” – это как раз сложность: местоимение двойственного числа, то есть “один из двух сыновей”. Это случай, который нужно посмотреть в табличке, связанной с местоимениями.
Но дальше мы видим вполне прозрачный текст: «рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения…» “Отцу” – это понятно, вопрос “кому?”. “Отче” – это форма звательного падежа, которая в принципе достаточно понятна носителю современного русского: “отче”, “Боже”, “старче”. “Даждь” – старая книжная церковнославянская форма повелительного наклонения, которая часто встречается в книжных контекстах. «Хлеб наш насущный даждь нам…» – где “даждь” – это “дай”. «Восстань, пророк, и виждь и внемли», – пишет Пушкин. “Виждь” – то есть смотри.
“Даждь ми”. “Ми” – это устаревшая форма местоимения, которая тоже особо не затрудняет понимания – “дай мне”.
Далее – «достойную часть имения». “Имение” здесь в более конкретном значении -имущества. Сейчас это употребляется в значении какого-нибудь помещичьего имения, но исконно надо смотреть именно в корень этого слова – то, что человек имеет.
“Достойную часть”. “Достойный” мы сейчас употребляем в значении человека, который что-то заслужил, получил нечто достойное. Но исконно, как мы здесь видим, это приставка “до” и корень “стои” – то, что стоит, пребывает в спокойном состоянии. Первоначально это “до-стои-нство” – наследство, удел, некое владение, то, что стоит, можно сказать, какая-то недвижимость. “Достойную” – с одной стороны, заслуженную, подобающую, а, с другой стороны, ту, что переходит по наследству. Здесь тонкость с точки зрения значения семантики может быть возможна. “Часть” – это понятно.
«И раздели има имение». “Раздели” – мы уже видели форму “име” глагола “иметь”. “Разделить” – “ть” отбросили, получили чистую основу, то есть это снова аорист от основы на гласный. “И – что сделал? – разделил има (то есть им двоим) имение (имущество)”.
«И не по мнозех днех собрав все мний сын, отиде на страну далече…» “Собрав” – историческое причастие, которое станет русским деепричастием. В принципе, для понимания текста здесь мы не наблюдаем никаких трудностей. “Отиде”, как и “рече”, с окончанием “е” и перед ним есть основа на согласный – это тоже аорист, то есть “ушел, отошел”. “На страну” – существительное, просто мы заменим предлог и получим определенную, близкую нам форму “в страну”.
«…И ту расточи имение свое». “Расточи” – вроде бы сложная глагольная форма, но мы видим, что “расточи” – это “расточить”. Отбросили “ть”, получили основу на гласный, – это снова же аорист. То есть в данном случае даже глагольные формы, вызывающие определенную сложность, при навыке их понимания и наблюдения, могут быть вполне опознаваемы. А в лексике, как мы видим, текст совершенно понятен, только если мы будем чуть более подробно останавливаться на каких-то знакомых словах. Например, “достойную часть”, то есть заслуженную, подобающую, но в контексте того, что человек получает по наследству. И, может быть, еще задумываться о дополнительном значении слов.
Таким образом, чтобы нарабатывать умение чтения и понимания церковнославянского текста, нужно просто больше читать подобных текстов и активно сравнивать этот материал и с материалом современного русского языка, и других языков, которыми вы владеете.
Притча о блудном сыне
Притча о блудном сыне, пожалуй, одна из самых известных притч, упоминаемых в Писании. Он не только рисует картину Божьей любви к нам, но также показывает, как мы должны любить наших братьев и сестер во Христе.
Притча о блудном сыне
В Евангелии от Луки Иисус рассказывает известную притчу о блудном сыне. Сын просит у отца свое наследство, а затем безрассудно растрачивает его, живя в роскоши. Так как от его состояния ничего не осталось, он вынужден работать наемным работником у свиновода. Он настолько беден, что жаждет есть пищу свиней. Понимая, что у слуг его отца лучшие условия труда, он решает вернуться к отцу, просить прощения и проситься к нему в слуги.
Однако по прибытии в дом своего отца его встречают с любовью. Его отец переполнен радостью по поводу возвращения сына и устраивает пир в его честь:
Так что он встал и пошел обратно к отцу. Когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Он подбежал к своему сыну, обнял его и поцеловал. Сын его сказал ему: «Отец, я согрешил против неба и против тебя; Я больше не достоин называться твоим сыном». Но его отец приказал своим слугам: «Скорее принесите лучшую одежду и оденьте его; надел кольцо на палец и сандалии на ноги. Возьми откормленного теленка и зарежь его. Тогда празднуем пиршеством, потому что этот сын мой был мертв и снова ожил; он пропадал и нашелся». Затем началось празднование. — Луки 15:20-24
Однако старший брат блудного сына, оставшийся служить в отчем доме, не разделяет отцовской радости. Вместо этого он завидует тому, что его отец не почтил его. Его отец убеждает его не обижаться на своего брата, а вместо этого порадоваться за него.
Любовь Бога-Отца
История блудного сына — это картина любви Бога к нам как к Его детям. Божья любовь к нам не зависит от нашей верности; это безусловно. Он любил нас, когда мы были еще грешниками. Хотя мы требовательны и не остаемся верными, Бог по-прежнему остается нашим верным и любящим Отцом. Когда мы приходим к покаянию в своих грехах, Он готов простить нас и приветствует нас с распростертыми объятиями.
«…Я возлюбил тебя вечной любовью; поэтому я сохранил свою верность тебе». — Иеремия 31:3 (NRSVCE)
Любовь к Божьей семье
Пример старшего сына показывает, как мы не должны относиться к другим верующим. Мы все равны в Его глазах — грешники, спасенные благодатью Божией. Иисус рассказывает эту притчу вскоре после того, как группа фарисеев и книжников пожаловалась на то, как Иисус братался с мытарями и грешниками. Иисус отвечает на их критику притчей о заблудшей овце и притчей о потерянной монете, демонстрируя Свою готовность преследовать грешников.
Христос в образе Доброго Пастыря
Если Иисус, Царь всего творения, ценит наименьшее из них, то насколько больше мы должны ценить? Мы не должны относиться к себе с большим уважением, чем к тем, чьи грехи мы считаем «хуже» своих, но любить и принимать их как членов церкви. Мы должны разделять их радости и горести и жить с ними в гармонии.
Как тело одно, хотя и имеет много частей, и все части тела, хотя и многие, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом…
Глаз не может сказать руке: «ты мне не надобна», ни голова ногам: «ты мне не надобна». Действительно, те части тела, которые кажутся более слабыми, тем более нужны… Если [одна] часть страдает, то с ней страдают и все части; если одна часть получает честь, все части разделяют ее радость. — 1 Коринфянам 12:12-13, 21-22, 26
Basilica Insider: Создание купола Троицы
Бог, наш любящий Отец
Свяжитесь с нами
Ресурсы
Политики
© Copyright 2022. Все права защищены.
Воскресенье блудного сына
Источник: Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки
Фр. Николас Белчер | 16 февраля 2020
Блудный сын. Картина Николая Лосева
О добрый Отец, я удалился от Тебя. Не оставляй меня и не изгоняй из Твоего Царства. Самый злой враг раздел меня догола и украл мое состояние; и я растратил дары души в разгульной жизни. Посему встану и возвращусь к Тебе, взывая: Соделай меня одним из наемников Твоих, Ты, ради меня простерший Твои чистые руки на Кресте, чтобы похитить меня от лукавого зверя и облечь меня в первую ризу, ибо Ты один самый сострадательный. Похвальный Доксастикон
Во второе воскресенье Триоди Святая Православная Церковь размышляет над притчей о блудном сыне. Господь описывает двух сыновей: старший послушен отцу, а младший неугомонен и жаждет уйти из дома, чтобы идти один. Этот младший сын в ошеломляющем поступке наглого эгоизма просит наследство у своего отца, который все еще жив! Его отец отвечает любовью и дает сыну наследство и свободу преследовать его прихоти и желания. После переезда в далекую страну и растраты состояния на распутную жизнь возникает голод. Все друзья, которые раньше развлекались с сыном, бросают его, когда заканчиваются деньги. Единственная работа, которую сын может обеспечить для себя, — это кормление свиней, и, голодая, он желает съесть их стручки для своей еды.
Господь говорит, что тогда сын «пришел в себя» и осознал, в какое низшее положение он пришел – он не только проводил время в грязи и кормил свиней, но и был достаточно голоден, чтобы обедать с ними! Он жаждал хлеба слуг в доме своего отца. Он решил вернуться к отцу и умолять принять его не как сына, а как слугу. Господь описывает, как отец бежит к сыну, когда видит его еще вдали, потом обнимает и целует его. Когда сын смиренно просил, чтобы его приняли в качестве слуги, отец требует, чтобы ему дали одежду, чтобы облачить его тело, кольцо, чтобы украсить его палец, и обувь, чтобы обуть его ноги. Он повелевает заколоть откормленного теленка и устроить большое праздничное пиршество.
Эта притча глубоко показывает как греховность человечества, так и милость Божию. Наш добрый и любящий Отец дарует нам свободу вступить в общение с Ним через жизнь Церкви. Он наделяет нас духовными дарами — способностью любить, рассуждать, творить, исцелять и т. д. Мы склонны злоупотреблять дарами в собственных вариантах «разгульной жизни» — притупляя себя постыдными развлечениями, объедаясь едой и напитками. , погоня за мирскими почестями, уничтожение других для удовлетворения наших амбиций, затаивание обиды, пренебрежение к бедным и т. д. Подобно блудному сыну, мы можем потерять сознание того, что мы покинули дом Отца, потому что мы привыкаем к своим греховным привычкам и злая компания.
Церковь дает нам это святое время, чтобы «прийти в себя» – со смирением осознать, что мы в пресловутой грязи со свиньями, вспомнить благодатную жизнь Отчего Дома и возжаждать Хлеба Жизни что там едят. Это время, когда мы говорим нашему Доброму Отцу: «Я встану и вернусь к Тебе с криком: „Прими меня в число наемников Твоих“». Когда мы приближаемся к Богу со смиренным покаянием, как Он отвечает? Святитель Иоанн Кронштадтский в своей проповеди, рассуждающей об этой притче, прекрасно ободряет нас:
Ты согрешил? Скажи в сердце твоем с полной решимостью: встану и пойду к Отцу моему, и действительно иду к Нему. И так же, как вы можете сказать эти слова в своем сердце; как только вы твердо решите жить по Его воле, Он тотчас же увидит, что вы возвращаетесь к Нему. Он всегда недалеко от каждого из нас (Деяния 17:27) и тотчас же изольет Свой мир в ваше сердце.
Как мы видели на прошлой неделе, мытарю были прощены его большие грехи, когда он смиренно бил себя в грудь и просил о пощаде. На этой неделе мы видим, как блудный сын получает прощение от своего отца за то, что вернулся в смирении, чтобы быть принятым в качестве слуги. Имея в виду эти примеры, мы не отчаиваемся, когда приходим к осознанию своей греховности, ибо видим, что в тот момент, когда мы искренне обращаем свое сердце к Богу, Он приходит к нам , чтобы простить нас и дать нам Свою божественную благодать, чтобы мы могли переориентировать нашу жизнь обратно на Него. Мы восстановлены как дети нашего Отца. Мы обретаем благословенное общение с Ним, мир с нашими братьями и с нашей совестью. Мы получаем обратно нашу радость.
Святой Феофилакт в своем комментарии приписывает аллегорические значения ризе, кольцу и обуви, которые Отец дает Своим кающимся и восстановленным детям. Он объясняет, что одежда — это наше крещение и облечение Самого Христа: «Все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Затем он описывает кольцо как наше Миропомазание и указывает, что оно кладется на нашу руку как «символ действия», чтобы мы могли «совершать добрые дела во имя Его». Наконец, он учит, что обувь — это защита от духовных «скорпионов», которые представляют собой «кажущиеся незначительными» грехи, и от «змей», которые являются «теми грехами, которые видны всем».
Что же означает пир и откормленный теленок? Св. Феофилакт поясняет, что Господь наш Иисус Христос есть закланный телец, а праздник есть Божественная литургия. Когда мы восстанавливаемся как дети Благого Отца, Он предлагает нам плоть и кровь Своего Сына, Который, по словам Канона Приготовления к Причащению, «всегда заклан, освящая причащающихся Его». Вкушая сей праздник Тайной Вечери, св. Феофилакт говорит о воскресшем сыне: «Тогда он становится источником радости Отцу, а также и рабам Его, именно ангелам и священникам, потому что умерший ожил, и пропавший нашелся».
Подобно предыдущей неделе, эта притча о покаянии также является предостережением для тех, кто считает себя праведным перед Господом и судит других. Старший сын, оставшийся рядом с отцом, возвращается с полей, чтобы застать семейный праздник по возвращении своего брата. Он не разделяет радости своего отца и слуг. Он обижен и жалуется, что его верность не была вознаграждена пиром с друзьями. Он отказался признать свое родство с братом, называя его «этот твой сын».
Просто мы поставили себя в смиренное положение мытаря на прошлой неделе, не соблюдая наш пост два раза в неделю, давайте использовать эту неделю, чтобы подумать о том, чем мы подобны блудному сыну, живущему в трясине. нашего греховного состояния и кормления свиней, которые являются нашими страстями. Когда мы увидим, что наши братья приходят покаяться в течение следующих недель, давайте убежим от примера старшего брата и с радостью приветствуем их как наших братьев и сестер в доме нашего Отца. Продолжая свой путь к Великому посту, давайте взращивать смиренные сердца, ищущие Божьего прощения, и распространять наше прощение на других, чтобы наше постное пришествие было угодно Богу и во спасение наших душ.