Притча о воскрешении лазаря: Иисус воскрешает Лазаря / Детская Библия Онлайн
Содержание
Глава 33. Воскрешение Лазаря. Заговор первосвященников и фарисеев, Толкование Евангелия
Анализ эпизода чтения евангелия о Воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание».
Притча о Воскресении Лазаря, это рассказ о великом чуде, о великой вере в бога и истинной любви.
Не случайно сцена из Евангелия включена в роман почти целиком, это показывает акцент автора на данной теме. Благодаря этой сцене мы можем почувствовать глубокий религиозный смысл романа, его суть.
В этом эпизоде многие детали имеют значение.
Раскольников приходит к дому в канаве, это то место где жила Соня. Её местоположение в пространстве обозначает её близость к спаду в «канаву». Она как бы находится на обрыве. Немало важно то, что комната её была «единственная отдававшаяся от Капернаумовых». Эти люди были очень добрые и ласковые. Они жили большой дружной семьёй. Сонина комната напоминала «сарай». В этом всём мы можем увидеть частичку библейского сюжета. Она словно Иисус находилась какое-то время в сарае. Но ещё больше вызывает интерес фамилия хозяев этой комнаты. Капернаум упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес. Получается автор хочет нам показать что комната Сонечки Мармеладовой «от жильцов» является неким местом где случаются чудеса. И это чудо может произойти с Раскольниковым, и оно постепенно после чтения Лазаря произойдёт.
Раскольников и Соня Мармеладова — оба грешники. Она блудница, он убийца, но и Сонечка тоже убийца, ведь она ‘убила себя’, повесив на себя клеймо ”желтого билета”. У них у обоих комнаты «с низкими потолками» — «от жильцов». Возможно эта давящая атмосфера является одним из факторов неудачной судьбы обоих героев. Но Соня всегда знала что есть бог, и что он её защитит, а даже если не её, то её близких. “нет, нет! Её бог защитит, бог!” говорила Соня о Полечке, когда Раскольников говорил ей самые трагические варианты развития событий. Он сам, ушёл с пути правильного, его безбожный ум, одержимый страшной идей убить, увёл его с пути покаяния и веры, ибо стал он великим грешником. Ведь как показывает его собственная теория, право на это он не имел. Сонечка хоть и была грешницей, но идя с богом в душе она осознавала свои грехи. В её положении многие бы скорее всего покончили бы с собой, и Соня об этом тоже думала, но любовь к ближним своим не давала ей совершить подобное. А Родион без веры в бога не способен на такое ‘Да, может бога-то совсем и нет – с каким-то злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел не неё’. Раскольников несет в себе грех и гордыню. Причем герой греховен не только совершенными поступками, но и своими мыслями.
Раскольников живёт разумом, протестует, не принимает жизнь, а Соня полная противоположность ему, она живёт, ведь главное в жизни для неё любовь и вера в бога. Соня для Раскольникова является родственной душой и он пытается вызвать протест в её душе, говоря о несчастной будущности её и найти поддержку для его преступления под девизом «Одна жизнь и тысячи жизней взамен!». Но соня не бунтует, она смиряется и верит в бога. Раскольников почувствовал её силу! Её сила заключалась в вере, и он тоже захотел уверовать. Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными святыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни.
«На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперёд, замечал её. Это был Новый завет в русском переводе ». Придя к Соне, Раскольников недаром несколько раз заметил Новый завет, этим он положил дорогу становления на путь истинный. Раскольников обращается к Евангелию и по мнению автора именно там он должен найти ответы на мучающие его вопросы. Он как бы должен встать на путь исправления. Достоевский предполагает, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и станет жить по его заповедям.
Тот факт что книгу принесла убитая им Лизавета, которая по мнению Сони «бога узрит» показывает на связь этой книги с Раскольниковым. Ближе к концу книги будет эпизод который подтверждает таинственную связь между Раскольниковым и Лизаветой. (Когда Раскольников отправится на каторгу, то есть примет страдание, Сонечка даст ему кипарисовый крестик, который раньше принадлежал убитой им Лизавете) Лизавета как будто помогает ему искупить грехи.
Он просит отыскать про Лазаря. Почему именно про Лазаря? И почему он просит читать именно Соню? И не просит, а практически требует! Дело в том, что ему надоело жить с тяжким грехом на душе, он смог ‘переступить’, но его натура, с детства впитавшая в себя заповедь ‘Не убий!’, ведь Раскольников читал евангелие ‘Давно …когда учился’, не даёт ему преодолеть ощущение преступности содеянного, жить спокойно. Поэтому и мучается Раскольников, тоска по милосердию и взаимопониманию через Евангелие и притчу о воскрешении возвращает его к жизни. Соня спрашивает Раскольникова ‘Зачем вам? Ведь вы не веруете?…’. На что он отвечает ‘Читай! Я так ХОЧУ!’. Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя. Это желаннее Раскольникова – попытка принять что то божественное, возможно он захотел освободиться от греха и встать на путь исправления. Соня начала читать ‘именно ему, чтоб он слышал’! Автор между строчками чтения ‘Лазаря’ описывает Соню, её эмоциональное состояние и на это стоит обратить внимание. Начинает она читать с усилием, голос её срывается, ‘рвётся, как слишком натянутая струна’, но она продолжает. Раскольников понимает, что она ему не решается читать, но в то же время она хочет ему прочитать. Она инстинктивно понимала важность этого чтения для Раскольникова и, несмотря на свои сомнения, была рада читать именно ему эту главу Вечной книги. Она хочет поставить его на путь истинный, она хочет помочь ему воскреснуть. И после слов текста ‘Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог ‘ Соня остановилась, ‘стыдливо предчувствуя, что дрогнет и опять порвется её голос’. Чем вызван этот стыд? Возможно Соня просто стесняется Раскольникова, такого безбожника. Перед прочтением эпизода истинного доказательства веры «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. ” голос её стал более уверенный, в нём появлялась сила! Сонечка, предвкушая великое чудо, окрепла внутренне “голос её стал звонок, как металл». Когда она читала это было ясно видно как много для неё это значит, самое сокровенное трепетало в душе её, охватывая новыми и новыми порывами «она уже вся дрожала в действительности, настоящей лихорадке». Радость крепила её, радость за существование бога и истинных чудес уверовавших. Она читала это не в первый и не во второй, она «знала наизусть». Она знала наизусть, потому что верила, и трепетала перед господом богом «А тебе что бог за это делает? — спросил Раскольников. Всё делает! — Быстро прошептала Соня, опять потупившись» . Она читала для Раскольникова, дабы показать ему истинные чудеса верующих, произвести переворот в его душе. Религиозность Сони «заражает» его: «Тут и сам станешь юродивым! заразительно!»
При чтении последнего стиха она передаёт «сомнение, укор и хулу неверующим», подразумевая под ними Раскольникова. И он тоже услышит и уверует, мечталось Соне и она «дрожала от радостного ожидания», как бы предвкушая победу над неверием. «Ибо четыре дни как он во гробе». Соня сделала ударение на слово четыре, дабы дать Родиону понять, что не всё потеряно, что есть ещё шансы на воскрешение. Недаром Соня читает эту притчу в четвёртой главе четвёртой части романа. Более того Соня читает Раскольникову Лазаря на четвёртый день после преступления, в чём тоже есть своя символичность. Именно срок четыре дня становится таким сроком когда ещё не всё потеряно и можно начинать жить заново, даже если ты уже «мёртвый на протяжении четырёх дней». В то же время не является совпадением то, что старуха-процентщица, то есть жертва Раскольникова живёт на четвёртом этаже и комната Семёна Мармеладова находится так же на четвёртом этаже. Полицейская контора находится на четвёртом этаже. Соня советует Раскольникову поклониться на все четыре стороны. Следовательно число четыре в данном случае как число искупления греха, то число, с помощью которого наш герой сможет возродиться. И при прочтении самого финала сцены она громко и восторженно его произнесла, так, чтобы Раскольников поверил в чудо. Чтобы он смог воскреснуть.
Соня сама при прочтении эпизода сравнивала Раскольникова с иудеями, которые стояли наблюдали чудо воскрешения уже смердящего Лазаря, которому уже ничто не поможет, так как четыре дня это срок когда тело начинает уже разлагаться, а потом уверовали в Иисуса Христа. Эпизод чтения Лазаря начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…». Я думаю, между образом больного и Родиона можно провести параллель. Сначала Раскольников был болен, он заболел теорией «сверхчеловека». Заканчивается эпизод тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробе четыре дня, подобно Раскольникову, который промучался и был как мёртвый на протяжении четырёх дней. На чётвёртый день пришёл Иисус и помог ему воскреснуть, в то время как Сонечка Мармеладова на четвёртый день «помогает Раскольникову», читая Лазаря. Этим самым можно провести параллель Сонечка – Иисус. А в конце романа, когда Соня издали сопровождает Раскольникова, отправившегося в свой крестный путь — добровольно признаться в совершенном им преступлении и понести соответствующее наказание, главный герой явно сопоставляется со Христом, за которым на Его крестном пути издали следовали жены-мироносицы. Следовательно Раскольников побывал во всех трёх образах от неверующих иудеев до Иисуса Христа, что показывает его перерождение и «воскрешение».
Таким эмоциональным прочтением данного эпизода Соня пытается донести до Раскольникова смысл. Возможно поэтому Раскольников решил открыться Соне целиком и полностью, тем самым избавиться от части греха.
После этого эпизода он решает признаться Соне в убийстве, и говорит что он её «выбрал», так как она тоже смогла переступить, только она убила себя (но это не важно). Но именно это и важно! Раскольников возомнил себя Наполеоном и совершил убийство, а Сонечка со своей искренней и чистой верой приносит в жертву себя ради спасения других, ближних её и не считает других «тварью дрожащей». А Раскольников наоборот считал, что большинство — «тварь дрожащая» и меньшинство — «властелины», призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок. «Свобода и власть! А главное власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником! Помни это!». После этих слов Соня посмотрела на него как на помешанного.
Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе, если я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»
После этого визита к Соне произошло чудо. Раскольников понял что так жить больше нельзя и решает признаться в преступлении и понести наказание, то есть взять страдание на себя, искупить грехи. Соня своим примером направила его на путь истинный и укрепила его в отношении к жизни и к вере . Так же любовь к Соне помогает ему отчистится от грехов, ведь это божественное чувство способно творить настоящие, ни с чем не сравнимые чудеса. Бог наш отец он любит нас всех и говорит нам возлюбить ближнего своего. Так и поступил наш герой. После совершения преступления Раскольников лежит в своей квартире, похожей на «гроб» и заболевает, от греховности души своей. Ведь такие понятия как страдание, очищение и любовь — самые главные в христианском мировоззрении. Его теория сверх человека потерпела поражение, на так же поражение потерпел и сам автор, который решил проверить свою теорию на собственном опыте. Раскольников ни с кем не хочет общаться и родных бросил. Он как будто умер для всех. А после прочтения Лазаря он начинает постепенно воскресать, перерождаться. Он налаживает отношения с матерью и сестрой и начинает жить более менее нормальной жизнью. И в конце романа он осознаёт, что чёрт его вёл на все эти преступления. “Убей ее и возьми ее деньги, — с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу”- эта фраза была одной из подталкивающих причин преступления. Раскольников когда её услышал в трактире увидел в этом некую символичность. И всё таки автор даёт герою возможность очищения, тем самым пытается донести до читателя, что чудеса возможны. Основная идея, которую автор проносит через весь роман: человек должен жить по-христиански, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. И истинная вера- это чудо. Чудо воскрешения ждёт теперь от Сони и сам Раскольников: «Всё у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждой минутой».
На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мысли он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Это он покаялся, кланяясь перед народом и на душе ему сразу же стало легче.
Преступление и наказание
Сцена коленопреклонения характерна для церковных сюжетов. Преклонить колени — означает отдать должное человеку более высокого положения, умолять о чем-то, признать свое подчинение и более низкое положение. Следовательно Раскольников преклоняет колени дважды: первый раз «всему человеческому страданию» в лице Сони, а второй раз по просьбе Сони он преклоняет колени на площади. И оба раза он это делает непроизвольно, как будто бессознательно.
В итоге Раскольников сам сознаётся в убийстве и идёт на каторгу.
Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря показывает человеку к чему приводит вера в бога и покаяние, ведь истинная вера в бога способна творить чудеса. И в нашем случае Раскольников принимает этот путь и идёт верным путём очищения через великое страдание.
«Друг Христов» за каменной стеной
Walimai.photo
Для Достоевского в каждом из нас, как в склепе, тлеет друг Христов. За каменной стеной, заваленный камнем – и все же еще живой, не могущий до конца умереть – ибо друг Христов – это образ самого бессмертного Христа.
На ряде икон, изображающих воскрешение Лазаря, мы видим, что Лазарь и Христос имеют один лик. Христос может воскресить Лазаря, потому что Он одновременно – и внутри склепа, заваленного камнем, – и вовне. Христос воскрешающий взывает к Своему Образу в друге своем, в том, который своим путем и своей волей может только умереть. Но воскреснет, поднятый воззвавшей к нему извне волей Христовой, а изнутри воздвигнутый ответившим этой воле Его образом.
Каменная стена, заваливший проход камень – это наше отдельное Я, повторившее грех праотцев, пожелавшее обособленного бытия. Наше Я, заслонившее нас от внешнего мира крепостной стеной и заключившее образ Божий внутри нас в тюремную камеру, могильный склеп. Наше Я, отделившее нас и от того, что вовне, и от того, что внутри нас.
Адам и Ева, пожелавшие быть сами по себе, как боги, оказываются в позиции блудного сына, потребовавшего от отца своей части наследства. И Господь такое наследство им дает, «проклиная» – то есть отделяя от Себя в их владение землю, закручивая ее законами сохранения вещества и энергии ради возможности автономного бытия. Так все человечество, все мироздание становятся Лазарем в склепе, ибо отделенное от всего тело, питающееся само собой, – это и есть тело тлеющее, разлагающееся, живущее в длящейся смерти, принимаемой за закон жизни.
«Преступление и наказание» с этой точки зрения – лишь ответ на «Записки из подполья», на страстный вопль «подпольного», раздавшийся там: «Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если и в самом деле сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней потому только, что у меня каменная стена и у меня сил не хватило» (5, 105-106). «Подпольный» видящий, что эту каменную стену формируют «законы природы», все же не может, по образцу других, смириться с невозможностью преодолеть ее – обрекающую наш мир на отдельность и автономность, обрекающую нас на смерть. В одном из его высказываний каменная стена, опоясывающая мироздание, прямо сожмется до размеров склепа: он будет говорить о том, что «человек природы и правды» легко мирится с каменной стеной – а «человек природы и правды» – «l’homme de la nature et de la vérité» – это надпись на гробнице Руссо, определившего себя похожими словами в своей «Исповеди».
Начало истории Лазаря у Достоевского полагает неожиданное заключение подпольного «на вечную тему» о том, «что даже и в каменной стене как будто чем-то сам виноват» (5, 106). Вспомнивший о том, что каменная стена, отделяющая человека и мироздание от Бога, от жизни вечной есть то, что формируется, поддерживается и обновляется его грехом, вспомнивший о своей ответственности – лишает каменную стену иллюзорной неприступности.
Иллюзорной – потому, что неприступность каменной стены, однажды возведенной для охраны свободы воли пожелавшего отдельности человека, была разрушена пришествием Христовым. Потому мы и читаем в Псалтири: «Богом моим прейду стену» (Пс 17, 29).
Так в стене появляется пролом, проход. Дверь. Сам Христос – дверь, отворенная нам, выход из недр того склепа, которым каждый из нас становится для себя самого; дверь, открывшаяся, «чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 9-10).
Но уважающий нашу свободную волю Господь не рушит стену, оставляя за нами нерушимое право завалить проход своим грехом, как камнем, вновь заключить себя в обособленное от Бога бытие.
Обособленное от Бога бытие – бытие отрезанного пальца. Какое у отрезанного пальца бытие – кроме тления?
Раскольников, заваливая награбленное камнем, – заваливает себе тем же камнем выход из склепа.
Воскрешение Лазаря у Достоевского – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 9 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
— Где тут про Лазаря? — спросил он вдруг.
Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
— Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.
Она искоса глянула на него.
— Не там смотрите… в четвертом Евангелии… — сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.
— Найди и прочти мне, — сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.
В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится включенная в текст евангельская глава о праведном Лазаре, друге Христовом. В слабом свете гаснущего огарка мы видим убийцу и блудницу, «странно сошедшихся за чтением вечной книги» (6, 525) [1]. И в блуднице, и даже, отголоском, – в убийце, чтение о воскрешении погребенного за каменной стеной, заваленного камнем, тлеющего, смердящего («ибо четыре дни, как он во гробе») Лазаря отзывается дикой, жгучей, исступленной надеждой: «Вот и я, вот и меня…» Хотя, казалось бы, какое отношение имеют очевидные и страшные грешники к другу Христову?
Ну ладно Соня – ее тело болезненно тлеет, не допуская пока греха в ее душу, как тлело тело мертвого Лазаря, не касаясь души. (И однако сама Соня видит свою душу пораженной грехом – не тем внешним, бросающимся в глаза нам, в жертву которому отдано тело, – а грехом против любви (нами часто и не замечаемым: нам удивительно и даже немного смешно: она – великая грешница, потому что воротнички не захотела подарить Катерине Ивановне?) – грехом сбережения своего для себя, грехом неполной самоотдачи. Грехом отказа другой душе, робко потянувшейся из повседневного ада в попытке восстановить в себе образ красоты…)
Но Раскольников – нераскаянный убийца? Откуда в нем надежда? Откуда в нем желание слушать про Лазаря?
Чтобы это постичь, нужно понять, как Достоевский видит человека.
«Друг Христов» за каменной стеной
Walimai.photo
Для Достоевского в каждом из нас, как в склепе, тлеет друг Христов. За каменной стеной, заваленный камнем – и все же еще живой, не могущий до конца умереть – ибо друг Христов – это образ самого бессмертного Христа.
На ряде икон, изображающих воскрешение Лазаря, мы видим, что Лазарь и Христос имеют один лик. Христос может воскресить Лазаря, потому что Он одновременно – и внутри склепа, заваленного камнем, – и вовне. Христос воскрешающий взывает к Своему Образу в друге своем, в том, который своим путем и своей волей может только умереть. Но воскреснет, поднятый воззвавшей к нему извне волей Христовой, а изнутри воздвигнутый ответившим этой воле Его образом.
Каменная стена, заваливший проход камень – это наше отдельное Я, повторившее грех праотцев, пожелавшее обособленного бытия. Наше Я, заслонившее нас от внешнего мира крепостной стеной и заключившее образ Божий внутри нас в тюремную камеру, могильный склеп. Наше Я, отделившее нас и от того, что вовне, и от того, что внутри нас.
Адам и Ева, пожелавшие быть сами по себе, как боги, оказываются в позиции блудного сына, потребовавшего от отца своей части наследства. И Господь такое наследство им дает, «проклиная» – то есть отделяя от Себя в их владение землю, закручивая ее законами сохранения вещества и энергии ради возможности автономного бытия. Так все человечество, все мироздание становятся Лазарем в склепе, ибо отделенное от всего тело, питающееся само собой, – это и есть тело тлеющее, разлагающееся, живущее в длящейся смерти, принимаемой за закон жизни.
«Преступление и наказание» с этой точки зрения – лишь ответ на «Записки из подполья», на страстный вопль «подпольного», раздавшийся там: «Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если и в самом деле сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней потому только, что у меня каменная стена и у меня сил не хватило» (5, 105-106). «Подпольный» видящий, что эту каменную стену формируют «законы природы», все же не может, по образцу других, смириться с невозможностью преодолеть ее – обрекающую наш мир на отдельность и автономность, обрекающую нас на смерть. В одном из его высказываний каменная стена, опоясывающая мироздание, прямо сожмется до размеров склепа: он будет говорить о том, что «человек природы и правды» легко мирится с каменной стеной – а «человек природы и правды» – «l’homme de la nature et de la vérité» – это надпись на гробнице Руссо, определившего себя похожими словами в своей «Исповеди».
Начало истории Лазаря у Достоевского полагает неожиданное заключение подпольного «на вечную тему» о том, «что даже и в каменной стене как будто чем-то сам виноват» (5, 106). Вспомнивший о том, что каменная стена, отделяющая человека и мироздание от Бога, от жизни вечной есть то, что формируется, поддерживается и обновляется его грехом, вспомнивший о своей ответственности – лишает каменную стену иллюзорной неприступности.
Иллюзорной – потому, что неприступность каменной стены, однажды возведенной для охраны свободы воли пожелавшего отдельности человека, была разрушена пришествием Христовым. Потому мы и читаем в Псалтири: «Богом моим прейду стену» (Пс 17, 29).
Так в стене появляется пролом, проход. Дверь. Сам Христос – дверь, отворенная нам, выход из недр того склепа, которым каждый из нас становится для себя самого; дверь, открывшаяся, «чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 9-10).
Но уважающий нашу свободную волю Господь не рушит стену, оставляя за нами нерушимое право завалить проход своим грехом, как камнем, вновь заключить себя в обособленное от Бога бытие.
Обособленное от Бога бытие – бытие отрезанного пальца. Какое у отрезанного пальца бытие – кроме тления?
Раскольников, заваливая награбленное камнем, – заваливает себе тем же камнем выход из склепа.
Христос медлит?
Читайте также
Чему учит Достоевский?
И в «Преступлении и наказании», и в 11 главе Евангелия от Иоанна есть один странный эпизод. Он исключен Достоевским из того, что слышит читатель в Сонином чтении – именно потому, что он включен им непосредственно в ход романа, вписан в путь жизни Раскольникова. Извещенный о болезни Лазаря Иисус не идет сразу к нему, но медлит два дня (Ин 11, 6), и только узнав внутри Себя о смерти его, идет к его гробу вместе с учениками.
Раскольников, ужаснувшийся своему замыслу после сна о лошадке, обращается к Господу: «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей» (6, 50). И он немедленно чувствует себя успокоенным, исцеленным, освобожденным. А дальше – он делает по пути домой лишний крюк, «небольшой, но очевидный и совершенно ненужный» (6, 50). И именно на этом лишнем пути, в момент промедления на пути домой, он слышит разговор Лизаветы с торговцами, который сокрушает его только что обретенный мир, свободу, самую жизнь: «Он вошел к себе как приговоренный к смерти» (6, 52).
И в том, и в другом случае Христос медлит, Он как бы дает человеку попытаться справиться самому, во всяком случае – не навязывает своей помощи до тех пор, пока невозможность без нее обойтись не становится очевидной. В предыдущей главе (Ин 10, 34) Он напомнит об упреке Бога, обращенном к слышащим слово Божие – и не исполняющим его: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс 81, 6-7). Но – как бы продолжают слова псалма евангельская глава о смерти Лазаря и «Преступление и наказание» – когда вы умрете и падете. Я приду к заваленному входу в ваш гроб. Приду не для того чтобы умереть с вами (высшее доступное прежде человеку выражение дружбы, о котором напомнит Фома Близнец, сказавший ученикам: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11, 16)) – но чтобы вновь вывести вас на свободу, вновь принять в число своих друзей. В какую бы бездну вы не упали – Я схожу к вам для того, чтобы вновь сделать ее небом.
«Мой Бог мне помог»
m8oxy
В истории о воскрешении Лазаря есть еще два странных момента.
Первый – это слезы и возмущение духовное, скорбь Иисуса, подходящего ко гробу. Он знает о смерти заранее, знает заранее и о воскресении – почему же Он плачет? Полагаю, это можно объяснить только одним образом – здесь явлено нам то истинное со-чувствие и со-страдание, когда Один буквально ощущает то, что ощущает – нет, даже не другой, но Он сам за этим завалившим вход камнем. Он сам, Его образ, скорчившийся в гниющей плоти Лазаря, но не покинувший ее, ждущий, чтобы отозваться на зов. Так образ Христов будет мучиться и болеть в Раскольникове-убийце, пока тот не воскреснет на берегу реки, несущей вечные воды и не явит в себе отчетливо Младенца-Христа [2].
Второй странный момент – это слова Иисуса: «отнимите камень» (Ин 11, 39). Зачем возвращающему жизнь мертвому просить соучастия людей? Не властен ли Тот, Кто властен над жизнью и смертью, убрать любое препятствие? Не подчинится ли камень Тому, пред Кем отступает смерть? Но Иисусу – и Лазарю – нужна поддерживающая вера. Засомневается сестра умершего Марфа: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин 11, 39). Так и мы всегда сомневаемся: может ли воскреснуть тот, кто, по нашему разумению, уничтожил в себе все человеческое; страшный и нераскаянный грешник? Но даже там, где умирает человек – остается страдающий Бог, Который откликнется на Свой же призыв извне.
Весь роман Достоевского о том, что без человека не спасается человек. Что вера человека нужна, чтобы Бог начал действовать. Отваливание камня как бы производится с двух сторон: нужно признание в своем преступлении от преступника – и вера в возможность его преображения и обожения от тех, кому он признается. Камень от гроба героя романа Достоевского отваливают Соня и Порфирий Петрович. Раскольникова спасает верящая в него сквозь страх и отчаяние Соня. Вспомним, между прочим, что другая героиня романа – Дуня – не сможет поверить в Свидригайлова – и он погибнет.
Накануне Своей смерти, преодоление которой выведет все мироздание из того гроба, из того уединения, в которое вверг его однажды человек, Христос выводит из гроба самого человека, не могущего одолеть им самим порожденной каменной стены иначе как с помощью Божией. Недаром и само имя Лазарь означает «мой Бог мне помог».
[1] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., Наука, 1972–1990. Здесь и далее том и страница указываются в тексте в скобках после цитаты.
[2] О том, как это явление происходит в тексте, можно посмотреть, например в книге: Касаткина Т. О творящей природе слова. М.: ИМЛИ РАН. 2004. С. 228-239.
Читайте также:
9 вопросов о «Преступлении и наказании»
Быть Достоевской
Братья Карамазовы. Инфографика
На заставке фрагмент фото volker-kannacher
Лазарь, воскресший из мертвых
1
Был болен человек по имени Лазарь. Он был из Вифании, деревни Марии и ее сестры Марфы.
2
(Эта Мария, чей брат Лазарь теперь был болен, была той самой, которая возлила благовония на Господа и отерла Его ноги своими волосами.)
3
Итак, сестры послали к Иисусу: «Господи, тот, кого ты любишь, болен».
4
Услышав это, Иисус сказал: «Эта болезнь не закончится смертью. Нет, это для славы Божией, чтобы через нее прославился Сын Божий».
5
Иисус любил Марфу, ее сестру и Лазаря.
6
Поэтому, когда он услышал, что Лазарь болен, он остался там, где был, еще два дня,
7
а затем сказал своим ученикам: «Пойдем назад в Иудею».
8
«Но Равви, — сказали они, — недавно иудеи пытались побить тебя камнями, а ты возвращаешься?»
9
Иисус ответил: «Разве световой день не двенадцать часов? Кто ходит днем, тот не споткнется, ибо видит светом мира сего.
10
Когда человек идет ночью, он спотыкается, потому что у него нет света».
11
Сказав это, Он сказал им: «Наш друг Лазарь уснул; но я иду туда, чтобы разбудить его.
12
Его ученики ответили: «Господи, если он уснет, ему станет лучше».
13
Иисус говорил о его смерти, но его ученики подумали, что он имел в виду естественный сон.
14
Тогда Он прямо сказал им: Лазарь умер,
15
и ради вас я рад, что меня там не было, чтобы вы поверили. Но пойдем к нему.
16
Тогда Фома (также известный как Дидим) сказал остальным ученикам: «Пойдем и мы, чтобы нам умереть с ним».
17
По прибытии Иисус обнаружил, что Лазарь уже четыре дня находится во гробе.
18
Теперь Вифания находилась менее чем в двух милях от Иерусалима,
19
и многие иудеи пришли к Марфе и Марии, чтобы утешить их в потере их брата.
20
Когда Марфа услышала, что Иисус идет, она вышла ему навстречу, а Мария осталась дома.
21
«Господи, — сказала Марфа Иисусу, — если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы.
22
Но я знаю, что и теперь Бог даст тебе все, о чем ты попросишь».
23
Иисус сказал ей: «Воскреснет брат твой».
24
Марфа ответила: «Я знаю, что он воскреснет в воскресение в последний день».
25
Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня будет жить, даже если умрет;
26
и тот, кто живет верой в меня, никогда не умрет. Вы верите в это?
27
«Да, Господи, — ответила она, — я верю, что Ты Мессия, Сын Божий, которому должно прийти в мир».
28
Сказав это, она вернулась и отозвала в сторону свою сестру Марию. «Учитель здесь, — сказала она, — и спрашивает вас».
29
Услышав это, Мария быстро встала и подошла к нему.
30
Иисус же еще не входил в селение, а был еще на том месте, где встретила Его Марфа.
31
Когда бывшие с Марией в доме иудеи, утешая ее, заметили, как быстро она встала и вышла, то последовали за ней, думая, что она идет ко гробу оплакивать там.
32
Когда Мария дошла до места, где был Иисус, и увидела его, она пала к его ногам и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы».
33
Когда Иисус увидел ее плачущей и пришедших с нею иудеев, тоже плачущих, Он глубоко растрогался духом и смутился.
34
— Где ты его положил? он спросил. «Иди и посмотри, Господи», — ответили они.
35
Иисус плакал.
36
Тогда иудеи сказали: «Смотрите, как он любил его!»
37
Но некоторые из них сказали: «Не мог ли тот, кто открыл глаза слепому, уберечь этого человека от смерти?»
38
Иисус, еще раз глубоко тронутый, подошел к гробнице. Это была пещера, вход в которую был заложен камнем.
39
— Уберите камень, — сказал он. «Но, Господи, — сказала Марфа, сестра покойника, — к этому времени уже дурно пахнет, ибо он пробыл там четыре дня».
40
Тогда Иисус сказал: «Разве Я не говорил вам, что если вы поверите, то увидите славу Божию?»
41
Итак, они забрали камень. Затем Иисус поднял глаза и сказал: «Отец, я благодарю тебя за то, что ты услышал меня.
42
Я знал, что Ты всегда слышишь меня, но сказал это для людей, стоящих здесь, чтобы они поверили, что Ты послал меня».
43
Когда он сказал это, Иисус воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!»
44
Вышел покойник, его руки и ноги были обернуты полосами полотна, а лицо было обернуто тканью. Иисус сказал им: «Снимите погребальные одежды и отпустите его».
45
Поэтому многие из иудеев, пришедших навестить Марию и видевших, что делал Иисус, уверовали в Него.
Воскрешение Лазаря, Иоанна 11:1-44
Иоанна 11:1-44
Был болен один человек, Лазарь из Вифании, селения Марии и Марфы, сестры ее… И послали сестры к Иисусу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен». Но Иисус, услышав это, сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Поэтому, хотя Иисус и любил Марфу, ее сестру и Лазаря, узнав, что Лазарь болен, он остался еще на два дня на том месте, где находился. Потом после этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. «Наш друг Елеазар уснул, но я иду разбудить его». Ученики сказали Ему: «Господи, если он уснул, то с ним все будет в порядке». Иисус, однако, говорил о его смерти, но они думали, что он имел в виду просто сон. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер. Я рад за вас, что Меня не было там, чтобы вы поверили. Но пойдем к нему». …Когда пришел Иисус, он обнаружил, что Лазарь уже четыре дня был во гробе… многие из иудеев пришли к Марфе и Марии, чтобы утешить их о своем брате. Когда Марфа услышала, что Иисус идет, она пошла и встретила его, а Мария осталась дома. Марфа сказала Иисусу: «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы… Иисус сказал ей: «Твой брат воскреснет». Марфа сказала Ему: «Я знаю, что он снова воскреснет в воскресение в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь. Те, кто верят в меня, даже если и умрут, будут жить, а все, кто живет и верит в меня, никогда не умрут. Ты веришь этому?» Она сказала ему: «Да, Господи, я верю, что Ты Мессия, Сын Божий, грядущий в мир». Марии, и сказала ей наедине: «Учитель здесь и зовет тебя». Услышав это, она быстро встала и пошла к нему. Иисус же еще не пришел в селение, но был еще на месте. где Марфа встретила его… Когда Мария пришла туда, где был Иисус, и увидела его, она преклонила колени у его ног и сказала Ему: «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы». и иудеи, пришедшие с нею, тоже плакали, он весьма возмутился духом и глубоко растрогался. Он сказал: «Где ты положил его?» Они сказали Ему: «Господи, иди и посмотри». Иисус заплакал. Иудеи сказали: «Смотрите, как Он возлюбил его!» А некоторые из них сказали: «Не мог ли тот, кто открыл глаза слепому, уберечь этого человека от смерти?» Тогда Иисус, снова в сильном смятении, пришел к могиле. Это была пещера, и возле нее лежал камень. Иисус сказал: «Отнимите камень». Марфа, сестра умершего, сказала ему: «Господи, уже смрад, потому что он мертв четыре дня». Иисус сказал ей: «Разве Я не говорил тебе, что если ты уверуешь, то увидишь славу Божию?» Итак, они забрали камень. И Иисус взглянул вверх и сказал: «Отец, благодарю тебя за то, что ты услышал меня. Я знал, что ты всегда слышишь меня, но я сказал это ради толпы, стоящей здесь, чтобы они поверили, что ты послал меня. » Сказав это, он возопил громким голосом: «Лазарь, выходи!» Вышел покойник, его руки и ноги были связаны полосами ткани, а лицо обернуто тканью. Иисус сказал им: «Развяжите его и отпустите».
Воскрешение Лазаря
«
Исцеление Лазаря — это инсценировка темы, что Иисус есть жизнь». «Иисус возлюбил Марфу и ее сестру и Лазаря» Всего в двух милях от Иерусалима, Вифания находится на восточном склоне Елеонской горы. Это было место для проживания, когда он пришел в Иерусалим, там всегда был прием и трапеза. Чувствуется теплота и близость к семье.Они были просто друзьями Иисуса.
Лазарь — символ всех, кого любит Иисус. Как он отдает свою жизнь за Лазаря, так он отдаст свою жизнь за своих последователей. Как исцеление слепорожденного явило Божью славу, так и болезнь и смерть Лазаря предназначены для славы Божьей. Иисус возвращает ему физическую жизнь как знак вечной жизни. Чудо прославит Иисуса не потому, что оно принесет хвалу, а потому, что оно приведет к Его смерти и прославлению. В Евангелии от Иоанна воскресение Лазаря является причиной его смерти. Созывается собрание Синедриона (Иоанна 10:38-53), на котором принимается решение, что Иисус должен умереть.
Марфе и Марии было достаточно отправить сообщение: «Господи, тот, кого ты любишь, болен». Иисус понимал, но ждал. Ученики были обеспокоены. Как часто их принимали в Вифании! Потом, через два дня, он сказал: «Пойдем к нему».
Посещение Вифании происходит во время растущего сопротивления. Его уже пытались побить камнями. Ученики чувствуют опасность. Фома мужественно заявляет: «Пойдем и мы, чтобы умереть с ним». Иисус говорит им: Лазарь умер. Цель путешествия не просто утешить семью, но воздать славу Богу и укрепить веру учеников.
Лазарь был мертв четыре дня. В первый день сообщение было доставлено, во второй и третий дни он ждал, в четвертый день он отправился в Вифанию. На Востоке обычно хоронили в день смерти человека. Похоже, что Лазарь умер в тот день, когда Иисус получил известие о его болезни.
Марфа укоряла Иисуса: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат». Она заявляет о своей вере в Воскресение: «Я знаю, что он воскреснет в воскресение в последний день». Затем Иисус делает важное заявление: «Я есмь воскресение и жизнь. Те, кто верят в Меня, даже если они умрут, будут жить, и все, кто живет и верит в Меня, никогда не умрут. Вы верите в это?» Марфа сказала: «Да, Господи, я верю, что Ты Мессия, Сын Божий, грядущий в мир».
Мэри прибывает в сопровождении группы евреев. Она повторяет слова Марфы: «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы». Она и ее спутники безутешно плачут. Ее появление вызывает у Иисуса две эмоции. Он сердится и спрашивает, где положили Лазаря, и плачет. Его гнев можно объяснить недоверием к Марии и ее спутникам, восприятием с их стороны неизбежности смерти.
Гробница открыта. Иисус молится Отцу. Потом командует: «Лазарь, выходи!» Он вышел, его руки и ноги были связаны полосами ткани, а лицо обернуто тканью. Иисус сказал: «Развяжите его, и пусть он идет». «Многие из Иудеев, видя, что сделал Иисус, уверовали в Него». Решающее значение имеет то, что Иисус вернул Лазарю физическую жизнь в знак Своей силы дать вечную жизнь на земле, в обещание, что в последний день Он воскресит мертвых9.0003
История Лазаря приходит в конце служения Иисуса, она объявляет о его смерти. Нам он сообщает благую весть: «Я есть жизнь». «Каждый, кто верит в меня, никогда не умрет».
В других Евангелиях это чудо не описано. Одно из объяснений состоит в том, что Петра не было.