Проект по литературному чтению о битве на куликовом поле в 1380 году: Куликовская битва (литературное чтение, 4 класс)

Разное

Наши проекты стр. 32. Литературное чтение 4 класс

Создание календаря исторических событий.

В разделе «Летописи. Былины. Жития» рассказывается о нескольких важных исторических событиях в России.

1) О завоевании Царьграда князем Олегом.

2) О благословении Сергием Радонежским князя Дмитрия Донского.

3) О Куликовской битве.

Собранный материал мы оформим в виде календаря.

Календарь исторических событий.

— с 879 года по 912 – правил князь Олег.

— 988 год. В этот год произошло Крещение Руси.

— 1174 год – упоминание Москвы в летописях.

— 1242 год – Ледовое побоище.

— 1380 год – Куликовская битва.

— 1613 — Приход к власти в России династии Романовых.

— 1703 год – основание Санкт-Петербурга

— 1812 год – Бородинское сражение.

— 1917 год – Февральская революция.

— 1914 год – Начало Первой мировой войны.

— 1941–1945 – Великая Отечественная война.

— 1991 – независимость России.

Сообщение о важном историческом событии — Куликовской битве.

Благодаря разделению русских князей, Киевская Русь ослабла, чем тут же воспользовалась Золотая Орда.

Монголо-татарское иго поработило русские земли, и долгое время грабило русский народ.

Прошло несколько сот лет и русские князья поняли свою оплошность.

Они объединились под руководством московского князя Дмитрия Донского и объявили послам Золотой Орды, что не будут больше платить дань татарам.

Конечно, Мамай разгневался и пошёл войной на Русь.

Но на Руси уже все были готовы дать отпор врагу.

В 1830 году русское войско вышло из ворот Московского Кремля на смертельный бой с оккупантами.

Перед битвой великий князь Дмитрий пришёл за благословением к святому старцу Сергию Радонежскому.

Князь получил благословение, а также святой отец предсказал, что будет победа за Русью.

Действительно, первый бой показал, что удача улыбается русскому войску.

Русский воин Пересвет победил в первом поединке татарского воина Челубея.

Куликовская битва состоялась в 1380 году и закончилась полным разгромом войска Золотой Орды.

Русь стала свободной — сбылось предсказание святого игумена Сергия Радонежского.

Подсказка:

_______

Куликовская битва, кратко самое важное (рассказ для 4 класса) 🤓 [Есть ответ]

Дмитрий Донской и Куликовская битва – это одна из самых героических страниц истории России. В 1380 году с окончанием битвы начинается постепенное освобождение русских земель от монголо-татарского ига, которое длилось уже более 150 лет.

Конфликт с Золотой Ордой – государством монголо-татар начался еще в 1377 году, когда московский князь Дмитрий отказался выплачивать дань. Мамай – военный предводитель монгольского войска направил своих воинов на Москву. Состоялась битва на реке Пьяне, где было разбито Новгородское войско, но дальше Мамай не решился идти. В следующем году в битве на реке Воже русские войска одержали первую крупную победу. В течение 2-х лет Мамай вел подготовку к новому нападению на Русь: он заключил договор с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом.

Дмитрий тоже стал готовится к предстоящему сражению. Летом 1380 года почти все русские княжества прислали свои войска, в которое входило и ополчение. Оно насчитывало около 170 тысяч человек. Дмитрий не стал ждать прихода на русские земли войска Мамая, а сам отправился ему на встречу. Он выбрал для боя Куликово поле.

8 сентября 1380 года состоялась битва на Куликовом поле. Войско Мамая насчитывало около 150 тысяч воинов. Его участники – монголо-татары, войско литовского князя Ягайло, а также генуэзские наемники. Сражение началось с битвы Пересвета и Челубея. Всадники нанесли друг другу мощные удары и пали с коней замертво. Битва продолжалась с 11 часов утра до 3 часов дня. Полководческий талант Дмитрия помог ему выиграть битву. В засаде у него был дополнительный полк, который в нужный момент нанес решающий удар. Русские войска преследовали своего врага более 30 км.

Победа в битве возродила народное самосознание, князья поняли, что вместе они могут противостоять самому мощному врагу. За победу в этой битве Дмитрий получил прозвище Донской. Теперь Дмитрий сам назначил своего наследника не спрашивая разрешения у татаро-монгол.

Куликовская битва и Дмитрий Донской. Сообщение 3-4 класс

 Задание найти информацию о куликовской битве в энциклопедии есть и в третьем, и в четвертом классе на уроках окружающий мир и литература. Мы подготовили для вас краткое сообщение о Куликовской битве для детей, а значит простыми словами расскажем о самом главном, самом важном, другими словами: найдем суть произошедшего.

Куликовская битва

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. Потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли. Перед битвой и сам Дмитрий Иванович получил благословение у Сергия Радонежского, который дал ему в помощь монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.

В начале сентября русское войско во главе с князем Дмитрием вышло к реке Дон и уничтожило за собой перправу, чтобы отрезать пути к отступлению. Дмитрий построил войско так:

— в центре большой полк (во главе сам князь Дмитрий),
— впереди передовой полк,
— по флангам  – полки левой и правой руки,
— в лесу засадный полк (во главе воевода Дмитрий Боброк и Серпуховской князь Владимир Андреевич).

На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

И сразу же началась жестокая сеча. Когда уже сложно было сдерживать натиск неприятеля, подошло время вступать в бой засадному полку. Из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся враг и вскоре обратился в бегство. Русские воины преследовали остатки армии Мамая до реки Красивая Меча 50 вёрст. Сам Мамай успел сбежать.

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Ликовали русские люди, но и печалились, потому что много русских погибло в битве. Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина — более половины командного состава русского войска.

Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».

Однако, Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

 

Вопросы по теме Куликовская битва:

  • Каково значение Куликовской битвы?

Россия впервые за долгие годы проявила себя как единое государство, способное постоять за свою независимость. В военном отношении она показала, что русская армия может сражаться на равных и даже побеждать Орду. Окончательно рухнул миф о непобедимости монголов. Была восстановлена вера народа в свои силы.

  • От кого князь Дмитрий получил благословение на битву:

У Сергия Радонежского.

Озеленение четырнадцатого века — русская жизнь

В европейской части России осталось немного степей, и Куликово поле не исключение: относительно ровная земля распахана и обработана с шестнадцатого века, а леса вырублены для нужд местных деревень . Но вот уже чуть более десяти лет Музей Куликова поля пытается восстановить степь в том состоянии, в котором она, вероятно, была во время Куликовской битвы, в сентябре 1380 года.

Иллюстрация из книги Сказка о Мамаевом побоище / Wikimedia Commons

Каждый сентябрь на полях у слияния Дона и Непрядвы проводится масштабная историческая реконструкция битвы между войсками, собранными князем Дмитрием Донским из разрозненных княжеств, впоследствии ставших Русью, и золотоордынскими войсками под командованием Мамая. .Но установить точное место сражения, не говоря уже о стоянках противоборствующих лагерей, было трудно. Поначалу археологи даже не знали, где копать боевые артефакты, а ландшафт давал мало ориентиров благодаря многовековому сельскому хозяйству и посадке деревьев советской эпохи.

Рисунок лубка XIX века о Куликовской битве / Wikimedia Commons
Затем

историки обратились к палеогеографам.

«Лесно-степной ландшафт здесь сформировался одиннадцать тысяч лет назад, и, конечно, любое сражение должно было происходить в открытой степи, а не в лесу.А узнать, каким был ландшафт в четырнадцатом веке, можно, изучая почву, которая способна сохранять следы утраченного ландшафта на тысячу лет», — говорит Ольга Бурова, географ, работающая в музее «Куликово поле», возглавляющая проект. восстановить Куликовские степи.

Ольга Бурова, географ, работающая в музее «Куликово поле», держит желтый цветок льна — типичное степное растение, которое сейчас растет в воссозданной степи. / Фото Марии Антоновой.

Исследователи выкопали ямы в разных местах по всему району и точно определили места, где раньше были леса, таким образом точно определив вероятное место битвы.Затем с картой ландшафта музей взялся за еще более сложную задачу: восстановить древнюю степь там, где она была давно потеряна.

Самой большой проблемой было посадить ковыль, или ковыль , виды растений рода Stipa, которые растут во всем мире на лугах и прериях и являются символом русской степи. K ovyl когда-то был вездесущим и упоминается в нескольких стихотворениях Сергея Есенина, но сегодня это исчезающее растение, которое в основном растет в заповедниках.

Колос растения ковыль : на одном конце семя, а на другом конце «перо», которое помогает ветру разносить семя. / Фото Марии Антоновой.

«Мы начали с горстки семян, собранных с разрешения на охраняемых территориях, — говорит Бурова. Семена были посажены рядами, и крошечные однолетние листочки ковыла пришлось в первый год тщательно прополоть – иначе у них не было бы шансов. Сегодня на Куликовом поле растет четыре вида ковыля, а также 75 других типичных степных видов.Местные жители ежегодно помогают музею собирать семена растений, чтобы эксперимент можно было расширить.

В июне в музее проходит ежегодное мероприятие, посвященное цветению ковыля — его длинные серебристые пряди, развевающиеся на ветру, напоминают сияющее море.

Куликово требует много работы: территория, идентифицированная как место битвы 1380, занимает 1800 гектаров, и только 100 гектаров до сих пор воссозданы как степь, а остальные остаются в основном заросшими бывшими сельскохозяйственными угодьями.«Мы можем засеять только около трех гектаров в год», — говорит Бурова.

Задонщина | Encyclopedia.

com

Задонщина (грубо говоря, Задонская битва) — условное название средневекового литературного произведения об исторически важной Куликовской битве (1380 г.). Написанная через несколько лет после исторического события, в конце XIV или, возможно, начале XV века, она приписывается в одной из сохранившихся копий Софонии Рязанской, о которой ничего не известно.Текст сохранился в более длинной и более короткой редакциях, что порождает обычные в таких случаях споры о том, что было «оригиналом». Первенство важно для ключевого вопроса об отношении Задонщина к «Слову о полку Игореве». Краткая редакция представляется неполным отрывком, а не авторским текстом.

Не может быть никаких сомнений в тесной связи с Lay , ввиду большого сходства, выходящего за рамки любой взаимной зависимости от какого-то третьего источника или традиции. Задонщина почти наверняка написана как подражание «Слову » и ответ на него, трактуя победу на Куликово как месть за поражение Игоря от рук другого степного врага. Писатель стремился перевернуть обстоятельства 1185 г., описанные в «Слове », г., перевернув, так сказать, с ног на голову неудачный поход Игоря. При этом он искажал историю: например, преувеличивая единство князей в 1380 году, чтобы уравновесить разобщенность 1185 года.Большинство его фигур речи заимствованы из Lay и часто неумело комбинируются и используются слишком часто. По этим причинам Задонщина считается производной и неполноценной.

См. также: фольклор; план кампании Игоря

библиография

Джейкобсон, Роман и Уорт, Дин С., ред. (1963). Повесть Софонии о русско-татарской битве на Куликовом поле. Гаага: Мутон.

Зеньковский Серж А., тр. и изд.(1974). Средневековая Русь Былины, летописи и сказки, 2-е изд. обр. Нью-Йорк: Даттон.

Норман В. Ингхэм

ZADONSHCHINA

« ZADONSHCHINA » представляет собой памятник Авторство принадлежит Софонию Рязанец . Повествование против « слова около полка ‘ S «, который описал побежение из русских армии в битве с Polovtsy и Brilliant победа часть русская вооруженная сила во главе Москва князь Дмитрий.

« Задонщина » — это часть рассказов, появившихся в связи с Куликовской битвой. Повесть сложилась на основе летописных легенд, фольклорных легенд и народных поэтических произведений.

8 сентября 1380 на Куликово поле (район в пределах Тульской области расположенный в верховьях Дона р. поле» — незаселенная степь) сражение между коалицией русских князей во главе с московским великим князем Дмитрием Ивановичем и монголо-татарской армией, усиленной наемными войсками, под предводительство Мамая, Орды хана.Это была первая большая битва между русскими и поработителями после наложения монголо-татарского ига (1237). Эта битва закончилась полным поражением монголов- татар . Куликовская битва (часто именуемая Мамаевой битвой) прекратила не иноземное иго в Руси (было бы только в 100 — в 1480 годах), а символ отношения между русскими княжества и Орда резко изменились, стала очевидной главенствующая и объединяющая роль Московского княжества и московского князя.

Куликовская битва показала, что будучи объединенными русскими княжествами могли успешно противостоять монголо-татарам. Победа на Куликовом поле имела огромное моральное значение для национального самосознания. Не случайно с этим событием связано имя Святителя Сергия : основателя и настоятеля Троицкого монастыря , по преданию благословившего Дмитрия Московского на поход (Дмитрий был прозван ‘ Донского» после битвы на Куликовом поле) против Мамая и, несмотря на правила монастыря года, Сергей послал с воинами Дмитрия на поле боя двух монахов монастыря: их звали Ослябя и Пересвет. русских человека заинтересовались событиями Куликовской битвы с тех пор. В Древней Руси написан ряд произведений, посвященных битве 1380 года, эти произведения в русской литературе собраны под названием «Куликовский цикл»: летописные рассказы о Куликовской битве, « Задонщина », Легенда о Мамаевом побоище».

« Задонщина » — эмоциональный, лирический отклик на события Куликовской битвы.« Задонщина » известна в 6 свитках, самый ранний из которых, Кирилло-Белозерский (КБ), составленный Ефросиным, монахом Кирилло-Белозерского монастыря, в 70-80-х годах XV века, представляет собой обработку только первые половина исходного текста. Остальные 5 свитков относятся к более позднему времени (самый ранний из них — фрагмент конца XV ​​- начала XVI вв. , остальные — XVI- XVII вв.). Только два рулона содержат полный текст, во всех списках много ошибок и искажений.Поэтому только на основании всех свитков, вместе взятых, можно реконструировать весь текст.

Многие исследователи датируют время создания « Задонщина » 80-ми годами XIV века.
Это Традиционно считалось, что автором « Задонщина » был некий Софоний Рязанец: в двух свитках « Задонщина » он назван автором произведения. В Тверской летописи имеется небольшой фрагмент текста, который близок к некоторым местам « Задонщина » и «Сказания о Мамаевом побоище», начинающимся с такой фразы: «И сие сочинение Софония Рязанец, Брянск боярин, славить великого князя Дмитрия Ивановича и брата его князя Володимера Андреевича » (перед этой записью стоит дата Куликовской битвы — 1380).

А.Д. Седельников обратил внимание на сходство этого имени с именем рязанского боярина из окружения Олега, рязанского князя — Софония Алтыкулачевича (Олег Рязанский собирался воевать в 1380 на стороне Мамая). Таким образом, Софоний Рязанец, несомненно, так или иначе связан с произведениями куликовского цикла. В тексте « Задонщина » он упоминается как лицо, чуждое автору произведения: «Все же упоминаю Софония Рязанеца…» На основании этой цитаты исследователь куйковского цикла И.Назаров в 1858 г. утверждал, что вышеизложенное делает Софония предшественником автора « Задонщина «.

Недавно была рассмотрена гипотеза об авторстве Софония. Дмитриевой Р.П., и ее вывод состоит в том, что Софоний не был автором « Задонщина »: «…последний относится к Софонию как к поэту или певцу своего времени, творчеству которого он был склонен подражать. По-видимому, Софоний был автором поэтического произведения (которого, к сожалению, до нашего времени не сохранилось) о Куликовской битве; поэтические образы этого произведения оказали влияние на авторов « Задонщина » и «Сказание о Мамаевом побоище». .Это предположение согласуется с гипотезой академика А.А. Шахматова о существовании утерянного «Слова о Мамаевом побоище».

Основная идея « Задонщина » — подчеркнуть значение Куликовской битвы. Автор произведения восклицает, что слава о победе на Куликовом поле достигла разных уголков мира . В основу произведения легли реальные события Куликовской битвы. История переносит нас из одного места в другое: из Москвы на Куликово поле, снова в Москву, в Новгород , потом снова на Куликово поле.Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. Сам автор охарактеризовал произведение как «сострадание и похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Ондреевичу».

Уже по характеру произведения, по сочетанию скорби и похвалы « Задонщина » близка к «Слову о полку Игореве». Это сходство не только общего характера, но и прямого, и в этом еще одна замечательная черта этого произведения древней русской литературы.

Ряд ученых исходит из того, что «Слово» было написано в подражание « Задонщине » (французские ученые Л. Леже, А. Мазон, русский историк А. А. Зимин). Сравнительный анализ текстов «Слова» и « Задонщина », изучение стиля письма Ефросина, автора «КБ», изучение фразеологии и лексики «Слова» и « Задонщина » — все свидетельствует о том, что « Задонщина » является второстепенным по сравнению со «Словом о полку Игореве».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Для чего бог нам посылает испытания: Почему Бог допускает, чтобы мы проходили через испытания и бедствия?

Почему Бог допускает, чтобы мы проходили через испытания и бедствия?ВопросОтветОдной из самых сложный частей христианской жизни является тот факт, что став последователями Христа, мы не

Разное

Какое свято завтра: Какой завтра церковный праздник по православному календарю 2022 в России

Какой Завтра Праздник?• Всемирный день молодёжи (World Youth Day)77 лет• Всемирный день курицы (World Chicken Day)• День кухонной мойки• День сотрудника органов внутренних дел РФ

Разное

Бортсурманский алексей: Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский, пресвитер

Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский, пресвитерСвя­той Алек­сий (Гнев­у­шев) ро­дил­ся 13 мая 1762 го­да в се­ле Борт­сур­ма­ны Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии Ни­же­го­род­ской