Проповедь неделя 14 я по пятидесятнице проповедь: Проповедь в Неделю 14-я по Пятидесятнице. Притча о брачном пире
Содержание
Проповедь в Неделю 14-я по Пятидесятнице. Притча о брачном пире
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Во время Своего земного служения Господь наш Иисус Христос постоянно беседовал с окружающими Его людьми и проповедовал возвышенные истины. Для того, чтобы все могли уразуметь, что говорит Господь в Своем Божественном учении, Он употреблял сравнения, примеры, уподобления.
И вот сегодня мы тоже слышали, как евангелист Матфей поведал нам о том, что Господь уподобляет Царство Небесное человеку царю, который приготовил брачный пир для своего сына, это одно из тех уподоблений, которые употреблял Господь для того, чтобы окружающие Его люди уразумели то, о чем Он возвещал. Потому что Господь говорил о возвышенных предметах, о том, что касается будущей вечной, блаженной жизни. И в этой притче Господь, уподобляя Царство Божие брачному торжеству, пиршеству, говорит о том, что, собственно, нужно здесь разуметь и каким образом применить эту притчу к тому, о чем возвещал Господь.
Царь приготовил пир брачный для своего сына и послал слуг своих для того, чтобы пригласили ранее званых, предупрежденных о том, что будет такое пиршество. Но все стали отказываться: кто пошел, как говориться, «на поле свое, кто на торговлю свою»(Мф.22:5). Тогда, царь послал других слуг для того, чтобы снова и снова пригласить тех, которые вот таким пренебрежительным образом отказались придти на приготовленный брачный пир. Но как поступили эти люди: они унизили посланных слуг, а некоторых даже и убили. Когда царь узнал об этом, то послал воинов своих для того, чтобы они убили тех, которые таким постыдным образом поступили с его слугами, а город сжег. И повелел снова своим слугам, чтобы они пошли на перекрестки дорог и пригласили всех, кого они встретят, как сказано: «и злых и добрых». Это было исполнено, и наполнились хоромы брачного пира, и царь стал обходить и смотреть: кто же пришел? И увидел одного человека, который оказался не в брачной одежде, и спросил: «как же ты оказался здесь, не имея брачного одеяния?»(Мф. 22:11). Этот человек ничего не ответил, и тогда царь повелел своим слугам, чтобы они связали по рукам и ногам этого человека и бросили его в «тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов»(Мф.22:13).
Вот такова эта притча — одна из тех, которые Господь употреблял для того, чтобы привлечь внимание к возвышенным истинам людей, которые были простыми и не всегда могли разуметь глубокие истины, если бы они предлагались прямо, без понятных для них уподоблений.
Святой Иоанн Златоуст, изъясняя содержание этой притчи, говорит: «конечно, это притча связана с такими примерами,которые имеют отношение к обыденной жизни, но их нужно применять к возвышенным предметам, поэтому воспринимать нужно не физически, не телесно, а духовно», потому что пиршество брачное — это, собственно, свидетельство том, что Царство Божие — это, «правда и мир, и радость во Святом Духе», как говорит св. апостол Павел. То есть, здесь пиршество брачное свидетельствует о той радости неизреченной, нескончаемой, которая связана с пребыванием в Царствии Небесном. Именно об этом нужно помышлять, когда речь идет о таком свадебном пиршестве.
Что же касается человека, который оказался не в брачной одежде, то, конечно, тоже это нужно понимать духовно. Где мог взять человек, который был приглашен с перекрестков дорог, брачную одежду? Святой Иоанн Златоуст говорит, что «не имеющий брачной одежды — это образ человека, который лишен Божественной благодати, который оказался злым по своему внутреннему духовному состоянию, и это одеяние его души оказалось скверным, недостойным для того, чтобы человек участвовал в Царствии Небесном, где «правда и мир и радость во Святом Духе».
Вот так надо понимать эту притчу, те образы, которые Господь приложил в данной притче к разъяснению смысла и значения Царства Небесного. Конечно, эта притча имела отношение к окружающим Его людям — к иудеям, потому что иудеи ведь по разному относились к проповеди Господа. Он проповедовал Царство Божие — они не принимали этого учения; Он совершал чудеса, а они говорили, что Он делает это «силою веельзевула — князя бесовского» (Мф. 12:24) и всячески старались унизить в лице народа личность Господа и Спасителя и опорочить Его пред людьми, чтобы и другие так же, как и они, не принимали Его Божественного учения. И поэтому, как сказано в притче, те люди, которые были призваны на брачный пир и убили слуг — это свидетельство о том, что многие из богоизбранного народа не принимали пророков, убивали пророков в Ветхом Завете, которые возвещали о грядущем Спасителе. Они убили Иоанна Крестителя, который свидетельствовал о Христе, как о Сыне Божием, Который пришел в мир, чтобы свершить дело спасения, они замышляли убийство и Самого Господа и достигли этого при помощи Понтийского Пилата.
Вот так, как говорит святой Иоанн Златоустиудеи оказались виновны трижды, потому что они убивали пророков, убили Иоанна Крестителя, свидетельствующего о Господе и предали крестной смерти Самого Господа. Так что эта притча имеет, прежде всего, отношение к тем иудеям, которые не приняли Господа, проповедующего приближение Царства Божия.
Конечно, эта притча имеет отношение ко всем людям, и к нам тоже, потому что Господь постоянно призывает нас к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененныеи я упокою вас, вот Я стою и стучу и,если кто откроет двери сердца своего-Я вниду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» — так словами Священного Писания Господь свидетельствует о том, что Он постоянно призывает нас к Себе. Но как мы относимся к этим призывам? Каждый из нас, наверно, если не идет «на поле свое» и «на торговлю свою», то мыслями своими отвлекается, даже во время службы, несмотря на то, что словами церконого песнопения святая Церковь призывает «отложить всякое житейское попечение». А часто мы слышим колокольный звон, призывающий нас на богослужение, но откладываем посещение храма Божия, потому что нам некогда, потому что мы устали, потому что мы нуждаемся в отдыхе и поэтому не можем откликнуться на этот призыв. Да и в храме не всегда со вниманием слушаем богослужение, отвлекаемся — не только о молитве думаем, но и о каких-то мирских делах.Оставив мир, душою, сердцем, помыслами находимся в том мире, который, как-будто бы физически оставили, но на самом деле мысленно там пребываем.
Поэтому, дорогие братья и сестры, эта притча, которую мы слышали сегодня, свидетельствует нам о том, что мы должны быть внимательными к тому, что говорит нам Господь, к чему Он нас призывает, чего от нас требует, к чему Он нас зовет, действительно, чтобы мы всегда были чуткими, и откликались на Божественный призыв и следовали по тем заповедям, которые дал нам Господь для того, чтобы мы шли верным путем в Царство Божие.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
14 сентября 2014г.
Оставить комментарий
Неделя 14-я по Пятидесятнице, Проповеди. Книга 2 (2002 г.)
В сегодняшнем евангельском чтении Церковь предлагает нам притчу Господню о брачном пире. Эта притча о Царствии Небесном. Царствие Небесное сравнивается со свадьбой, которую устраивает Отец Небесный Сыну Своему.
В Библии есть книга «Песнь песней», в которой под видом любви юноши и девушки рассказывается о любви человека и Бога. Еще издревле человеческой душе в ее стремлении к Богу усваивали те же отношения, что и в браке. В истинном браке два человека становятся одним существом, не теряя своей личности; у них все делается общим, они имеют друг к другу жертвенную любовь, желание один другому послужить, каждый живет не для себя, а для другого. И отношения души человека и Бога такие же. Господь, чтобы спасти человека, нисходит на землю, распинается за него. Человек должен быть убит за свои грехи, а это наказание берет на Себя Бог, отдает Себя в жертву, и человек в ответ отдает Ему всю свою жизнь, отвергается себя, берет крест свой и следует за Богом по тому пути, который Господь ему предначертал.
Поэтому Господь и уподобляет Царствие Небесное брачному пиру. А Церковь – это Царствие Небесное, находящееся на земле. Господь приводит нас в Свое Царствие через Церковь. И наше богослужение, вершиной имеющее Божественную литургию, есть Царство Небесное, пришедшее в силе. Мы здесь стоим перед лицом Самого Христа Спасителя. Все мы пришли на этот пир, но каждый из нас находится к нему в особом отношении. Много званых – Господь призывает в Царство Небесное не только нас с вами, но и весь мир через слово Божие. Священное Писание переведено на все языки мира. Каждый человек, живущий в мире, знает имя Христово. Любой может познакомиться с теми словами, которыми Господь призывает его в Царствие Небесное, но совсем не каждый откликается на это, даже не каждый верующий.
Вот сегодня Отец наш Небесный устраивает брачный пир. Идет воскресная ранняя литургия, и Господь всех верующих из близлежащих домов (а их здесь очень много, несколько тысяч человек) призывает на нее, но совсем не все идут – под разными предлогами. Как в притче написано: «Они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою», то есть у людей свои дела: у кого дети, у кого внуки, кому надо обои клеить, у кого холодильник испортился. Господь зовет всех на брачный пир, зовет всех в Царство Небесное – не в какое-то там символическое, а в самое реальное: в храме присутствует живой Христос, и Духом, и Телом. И каждый может не только послушать то, что нам Христос сегодня скажет, не только ощутить душой своей Его близость, но даже дотронуться до Христа, осязать Его. Мы можем вкусить Его Пречистого Тела и Честной Его Крови, то есть соединиться со Христом – не как кровоточивая женщина края одежды Его коснулась, а всего Христа принять в себя.
Брак – это сочетание двух существ в одно, и душевно, и телесно, поэтому и говорит Писание, что муж и жена есть одна плоть; из них происходит даже третья плоть – дитя. И такое же сочетание души христианской со Христом совершается на этом брачном пире, они соединяются не только в один дух, но и в одно тело: Тело Христово растворяется в нашем теле, а Кровь Его в нашей крови. Какую еще благодать можно вообразить выше? Что для человека может быть вожделенней, чем такое общение со Христом? Что может быть радостнее, полнее? К чему еще можно на земле стремиться, как не к одному только – к соединению со Христом, если, конечно, человек Его любит?
И вот Господь всех зовет, а приходят совсем не все. В Евангелии сказано: «Услышав о сем, царь разгневался». Это в истории часто происходит. Например, в нашей стране не так давно было более тысячи действующих монастырей, на каждой улице – по два храма. Какая была маленькая Москва, а храмов – в сто раз больше, чем сейчас. Можно себе представить, что это была за жизнь! И вот все оказалось сметено. Единственная причина этого – что люди причащались раз в году. Христос звал, а никто не шел – значит, это никому не нужно, и Господь все отнял. Так случалось со многими народами, когда они пренебрегали Христом.
Мы сейчас имеем только памятники прежней жизни. Стоят эти остовы храмов и свидетельствуют, что некогда здесь была жизнь, а теперь ее нет. Многие говорят: храмов мало. На самом деле их всегда ровно столько, сколько желающих причащаться, желающих идти за Христом. Потому что Сам Господь это дает, и, когда человек пренебрегает Его даром, Он отбирает. Так и сказано, что «истребил убийц оных и сжег город их». И действительно в этом катаклизме очень много погибло так называемых верующих.
«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими». Это сказано о нас: Господь остатки какие-то собрал по разным закоулкам и все-таки наполнил пир. Мы не являемся изначала зваными, а представляем собой некий сброд, который не знает ни заповедей Божиих, ни Священного Писания, и пришли мы как бы ниоткуда, потому что никакого христианского воспитания не получили, имеем отрывочные сведения о вере, о Боге. Мы только собираемся учиться чему-то доброму. Среди нас есть люди, по душе своей злые, а есть добрые, есть разговорчивые и молчаливые, умные и глупые, худые и толстые – всякие есть. Господь собрал всех, кого нашел способным вместить хотя бы часть благовестия Христова.
Дальше в притче события развиваются таким образом: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду». То есть Сам Отец Небесный входит в наш храм и смотрит, кто из нас в брачной одежде, а кто нет. «И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных». А это о чем? Кто из нас будет связан и брошен вон, во тьму внешнюю, то есть в мир внешний, мир страстей, в погибель? Тот, кто попал сюда случайно. А что такое брачная одежда? Раньше на Востоке каждому, кто приходил на свадьбу, хозяин выдавал нарядную одежду, чтобы все пировали в праздничном платье. Сейчас только невесту обряжают, а раньше и все гости одевались в специальный наряд. И вдруг Царь приходит, а за столом сидит человек в своей пыльной, грязной одежде. Господь не сказал ему: «Как ты посмел сюда явиться, грязная собака?» Он говорит: «Друг, как ты сюда попал?» А тот молчит.
Мы тоже получаем брачную одежду – вот здесь, на исповеди. Мы приходим в храм, с ног до головы опутанные и оклеенные грехами своими, и Господь нас вопрошает, часто устами священника: «Какие у тебя на совести грехи?» А человек молчит или отвечает: «Пелагея» – и все. Тогда он брачной одежды не получает, а отходит от исповеди такой же грязный, как и подошел, то есть очищения не происходит, потому что нету покаяния. А покаяния нет потому, что человек не замечает, что он весь в грязи; он считает, что ничем не согрешил. Некоторые так и говорят: я ни в чем не грешен. То есть настолько человек привык к своей одежде, что она кажется ему чистой. Если надеть темную рубашечку и носить две недели – она все чистенькая, но стоит окунуть ее в таз со стиральным порошком, сразу окажется, что она черна от грязи, хотя человек этого и не замечает. Так и живущий в грехах не замечает, что он полностью черен, что он весь в грязи. И чтобы ему участвовать в брачном пире Отца Небесного, чтобы соединяться со Христом Спасителем, нужна другая одежда, а эту ветхую надо скинуть, то есть нужно покаяться.
Покаяние есть совлечение с души греха, а если этого не происходит и человек, несмотря на то что не покаялся ни в едином грехе, дерзает причащаться Святых Христовых Таин, то он причащается себе в осуждение и как бы выводится из Церкви. Вместо того чтобы принять благодать Божию, он на самом деле хулит Христа, потому что дерзает причащаться в таком состоянии, когда от греха не очистился. Многие из года в год, из десятилетия в десятилетие на исповеди говорят два-три слова; эти поговорки я выучил уже наизусть. Первая: «Шаг ступил и согрешил»; вторая: «Во всем грешна»; третья: «Кого осудил, кому чего сказал, а кому чего – не помню». А еще некоторые говорят: «Все мы грешные». Экая невидаль, как будто Бог или священник не знают, что все мы грешны. То есть покаяния не происходит, человек хочет приступить к Чаше без покаяния.
Само желание причаститься – это Божественное желание. И то, что человек пошел на брачный пир даже в грязной одежде, не есть еще грех, потому что стремление причаститься – от Бога. Дьявол не может внушить человеку такую мысль, потому что для дьявола это невыносимо. Наоборот, он всеми правдами и неправдами старается нас отвратить от причастия. Если не может под благовидным предлогом, то старается любым способом так устроить, чтобы нас увести от этого подальше. И нужно всегда помнить, что то или тот, кто нас от причастия отводит, есть сеть или непосредственно служитель дьявола.
К сожалению, мы часто, следуя, как нам кажется, своим мыслям (на самом деле они внушены нам сатаной), под разными предлогами уходим от причастия. А Господь нас зовет. Он же не говорит: пийте от нее Маша, Даша, Катя и Вова, Он говорит: «Пийте от нея вси» – все, весь мир призывается к Чаше для соединения с Богом. Но единственное условие этого соединения – покаяние, потому что мы все пришли к Богу в грехах. Если бы мы родились в христианских семьях, то были бы святы, потому что у святых родителей рождаются святые дети. А наши родители, наши деды, прадеды вольно или невольно послужили тому, что, наоборот, все святое было отнято, все разрушено. Осталось всего несколько храмов, где мы можем соединиться со Христом. Нам дана еще такая возможность, но нужно покаяние. Нужно обязательно получить брачную одежду, чтобы не быть отвергнутыми, не быть связанными и выброшенными во тьму кромешную.
И вот с покаянием нашим начинается страшная путаница. Чаще всего она происходит от незнания. Человек никогда в жизни не исповедовался, никто его этому не учил. Что, собственно, исповедовать? как говорить? что вообще нужно? Обычно каждый старается все правильно исполнить, некоторые даже спрашивают: а что вперед целовать, Крест или Евангелие? Но правильность заключается не в том, что сначала целовать, или как голову наклонять, или как креститься, – она заключается в том, чтобы покаяться. Человек должен осознать перед Богом, что он недостоин участия в этом пире. Каждый входящий в храм должен глубоко понимать, что он здесь пришелец, он убогий нищий, которого подобрали где-то на дороге и из милости сюда пустили.
Вот с таким чувством надо входить в храм. И когда мы стоим в очереди для получения брачного одеяния, нам нужно рассматривать свою грязную одежду. Если мы неделю назад были на брачном пире и нам дали новую одежду, то за эту неделю мы ее опять испачкали, потому что у нас другой нету, мы не могли ее сложить в сундучок, походить в стареньком, а потом надеть новенькую. К нам постоянно прилипает грех, мы согрешаем делом, словом, помышлением, всяким нашим чувством. И надо видеть эту грязь, надо каяться в этом, надо все силы души употреблять на то, чтобы одежду, которую мы здесь получаем, одежду нашей души, сохранять чистой. Тогда постепенно наша жизнь будет меняться, мы будем усыновляться Богом, мы из людей, которые ничего не знают, ничего не понимают, которые чужды Церкви, будем постепенно превращаться в рабов Божиих, в деток Божиих. Господь нас будет воспитывать, Господь нас будет учить, будет нас очищать.
Источник нашего очищения есть Чаша Христова. Взять отсюда Чашу Христову – и это уже будет не храм, потому что центр и средоточие нашей духовной жизни есть эта божественная служба – Евхаристия, благодарение. Одна раба Божия вчера сказала: «Я в церковь очень редко хожу, но я дома молюсь». Да, помолиться можно и дома, и даже очень хорошо, что человек дома молится, но причащаться, соединяться со Христом не только духовно, через молитву, но и телесно можно только в храме. А причащение есть самая большая полнота общения с Богом, без него не может быть ни молитвы, никаких добрых дел, никакой жизни христианской, а только одна иллюзия ее. Поэтому целью нашей жизни должно стать постоянное причащение. Причастие – это есть Царство Небесное. Когда мы причащаемся, мы тем самым возносимся к престолу Божию и восседаем одесную Бога Отца. Некоторые говорят: но я же этого не чувствую. Да, ты не чувствуешь, потому что ты мертв. Когда человек теряет сознание, он тоже бесчувственный: очнется – а он уже в больнице, или дома оказался, или на дороге где-то лежит. Итак, независимо от того, чувствуем мы или нет, это факт духовной жизни.
Наше нечувствие зависит от того, что мы связаны грехом, у нас залеплены духовные очи и духовные уши. Но по мере очищения от греха мы увидим воочию, какие страшные и высокие вещи здесь происходят. Именно поэтому в храме нельзя разговаривать, не должно быть ничего постороннего, ничего отвлекающего наше внимание; именно поэтому нужно здесь всю душу раскрыть, стараться освобождать ее от всякого житейского попечения, потому что храм есть воистину Небо. Вот оно, Царствие Небесное, другого просто не существует. Царствие Небесное – это не значит, что мы сядем где-то на облаке и будем по воздуху летать. Нет, оно здесь находится, но оно духовное и увидеть его можно только духовными очами. А для этого надо их открыть, надо промыть их от греха.
«Царствие Божие внутрь вас есть», – сказал Господь. Божественная жизнь, спасение, бессмертие, вечность раскрываются уже здесь, сейчас. Мы приобщаемся трапезы вечности, потому что Тело Христово воскресшее, бессмертное, и мы его вкушаем для того, чтобы и нам обожиться, и нам раскрыть в себе способность к Царству Небесному, воспринять его. А мы этим пренебрегаем, мы откладываем, нам лень подготовиться, лень попоститься, какие-то предрассудки отягчают наше сознание, мы грешим.
А некоторые полностью формализовали свою духовную жизнь, им лишь бы причаститься. Ну да, причаститься ты можешь, но не только ничего не получишь от этого, а и нанесешь себе вред. Апостол Павел так и говорит, что многие внезапной смертью умирают и многие часто болеют, потому что без рассуждения приступают к Святым Христовым Тайнам, не понимая, чего причащаются. Мы причащаемся того Тела, которое ходило по Иудее, которое страдало на Кресте, того Тела, которое вознеслось на небо. Мы соединяемся с Самим Христом. Это не есть какой-то символ. Просто потому, что мы не можем есть человеческое мясо – человек не может переступить через это, – Господь так премудро устроил, что мы вкушаем Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Но это только вид, как во Христе был вид человека, но с Его человечеством было соединено Божество. И поэтому кто слушал человека Иисуса Христа, тот тем самым слушал и Самого Бога. Кто прикасался ко Иисусу Христу, тот прикасался к Самому Богу. Кто любил Иисуса Христа – любил Самого Бога. Кто ненавидел Христа – ненавидел Бога. И вот как Божество соединяется во Христе с Его человечеством, так и в хлебе, который мы вкушаем, Божество соединяется с этим хлебом, нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно – так святые отцы на Соборе установили эту Божественную истину, догматизировали, выработали эту замечательную, изысканную формулу.
Поэтому, причащаясь Тела Христова, мы причащаемся Самого Христа. Так как же мы к этому должны стремиться?! Да мы должны каждый день этого жаждать! Поэтому Господь нам и дал такую молитву. Когда у Него ученики спросили: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих», Он сказал: хорошо, слушайте, повторяйте за Мною: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – чтобы внедрить в их сознание жажду хлеба насущного, который сверх всякой сущности, который есть Тело Христово; чтобы человек желал его причащаться каждый день и это стало средоточием всей его духовной жизни.
А у нас совершенно иное к этому отношение, мы равнодушны. Но равнодушие к Чаше – это равнодушие ко Христу. Кто не любит Иисуса Христа, тому анафема, то есть отлучение, как апостол Павел сказал. Кто не любит Евхаристию, тому анафема, потому что этим и проверяется все. Когда Христос ходил по земле, то отношение к Богу было видно из отношения к Иисусу Христу: как человек относится ко Христу, так он относится к Отцу Небесному. Теперь, когда Христос вознесся на небеса, отношение ко Христу проверяется отношением к Евхаристии, к святому причащению. Если святое причащение – это средоточие и жажда всей его жизни, значит, человек действительно стремится к Царствию Небесному, действительно стремится быть со Христом. Если у человека есть помимо этой жажды какое-то еще желание, это говорит о том, что он либо просто еще не понимает, что такое христианство, либо равнодушен ко Христу.
Евхаристия – это краеугольный, пробный камень нашей веры и нашего отношения к Богу. И если что-то нас может отлучать от причастия, то только церковная дисциплина, потому что не каждый, в силу своей греховности, может выдержать, не повредившись умом, душой и прочими составами, ежедневное причащение, не может удержать эту чистую одежду. Поэтому нужно к причастию особенно готовиться. Если святые апостолы причащались ежедневно, то уже по прошествии нескольких десятков лет христиане стали причащаться раз в неделю. А потом это все более и более скудело, и уже во времена Иоанна Златоуста появились христиане, которые причащались раз в году. А теперь есть такие, которые вообще почти не причащаются, хотя по канонам церковным кто хотя бы раз в год не причастился, тот уже, собственно, не христианин, то есть он становится как бы не крещеным.
В Церкви есть канон: если человек три воскресенья в храме не был, он считается отлученным. Потому что как так? Там идет брачный пир Христа Спасителя, а тебе вроде и не нужно, у тебя какие-то свои соображения. Чашу выносят, Чашу жизни, в которой Тело Христово! Да мы должны броситься к ней, обнять! Вот как Иоанн Кронштадтский: он, когда Божественную литургию служил, эту Чашу обнимал, он ее целовал, поливал ее слезами – такая была у него любовь ко Христу. А мы? Мы можем и потолкаться, и свечами заниматься, и чем-то шуршать, и о чем-то думать… Выходит Сам Христос, Чашу жизни предлагает – вот оно, Царство Небесное, вкушай, пей! А нам все равно, мы даже покаяться не хотим. Так только, по обычаю: вроде уж время пришло, вот в пост – тогда, мол, и причащусь. А желания такого не испытываем; какая-то обязанность, какая-то поденщина в этом, а жажды нету. Потому что, когда мы причащаемся, мы как бы ничего не испытываем, в нас ничего не происходит. Ну причастился… Вот «запивку» мы пьем с большей жадностью, вокруг нее всегда больше оживления и реальной какой-то жизни, это нам ближе, а к Чаше Христовой мы почти равнодушны.
Наше равнодушие есть тягчайший грех против Христа. Поэтому нам надо изменить свое сознание, надо нам покаяться, всю жизнь свою перевернуть, начать стремиться к тому, чтобы нам постоянно, постоянно приступать к Чаше, как мы поем на Божественной литургии. Каждое ее слово говорит о том, чтобы нам причащаться, чтобы нас Господь сподобил, потому что это и есть, собственно, жизнь духовная, это и есть источник всякой духовности, в этом и есть наше спасение. Как мы можем в себя благодать принять? Только через святое причастие соединяясь со Христом Спасителем.
А то приходит человек: батюшка, у меня то, у меня се, кому мне молебен заказать, кому мне отслужить? Чаша жизни выносится, Сам Христос живой перед нами! Какой еще молебен? Можно помолиться любому святому – это очень хорошо. Можно просить помощь, можно и молебен отслужить – все это вещи прекрасные. Но если человек пренебрегает Самим Христом Спасителем, как можно просить чего-то у Его Матери? Неужели Матерь Божия нас послушает, если мы отвергаемся Ее Сына? Как это возможно? Поэтому нам надо стремиться к Чаше. Нам ее Господь дал, Он для этого и Кровь Свою пролил, чтобы нас этой Кровью напитать, потому что эта Кровь животворящая, она оживотворяет нас. И если мы хотим ожить, если мы хотим просветиться, начать новую жизнь, то нам надо к Чаше стремиться.
Но, стремясь к Чаше, нужно стараться принимать ее достойно. Нужно рассматривать свою душу, нужно видеть, чем мы оскорбили Бога, чем мы пренебрегли, чем нарушили Его заповеди. Нужно глубоко раскаяться, начать новую жизнь: если мы видим в себе какое-нибудь несовершенство, нужно отвергнуться себя, поступить с собою жестоко, себя переломить, исправить в себе грех для того, чтобы оказаться достойными. Нужно трудиться над тем, чтобы постоянно получать брачную одежду. А у нас это превратилось в формальность, поэтому мы в результате причащения не только не соединяемся с Богом, а наоборот, здесь, на земле, причащаемся, а на небесах-то – нет, потому что наше причастие бывает недостойно.
Поэтому наша духовная жизнь должна, если можно так выразиться, идти по двум направлениям: мы должны устремляться к Чаше Христовой, во что бы то ни стало постоянно причащаться Святых Христовых Таин и в то же время ни на секунду не забывать, кто мы такие, всегда помнить, что мы этого совершенно никак не достойны, и постоянно, изо всех сил трудиться над своей душой, очищать ее от греха, насколько это для нас возможно, чтобы принятие Святых Христовых Таин было для нас не во вред, а на пользу. Потому что все, что относится ко Христу, – меч обоюдоострый. Вот, например, возьмем Священное Писание. Оно может нас спасти и может нас ввергнуть еще глубже в геенну огненную. Если человек читает Священное Писание, принимает его слово и начинает жизнь свою исправлять по нему, то он спасается. Если человек читает Священное Писание, но не исправляет свою жизнь, то ему это чтение делается в осуждение, он наказывается больше, потому что знал и не делал. Лучше бы не знал.
Так и Чаша Христова. Надо к ней стремиться, потому что она – источник жизни. Но надо стремиться, задумываясь о том, какими мы к ней подходим. Потому что иначе, если мы будем, как бараны, просто теснясь, вкушать, не рассуждая, чего мы причащаемся, то мы не только пользы не получим, но и погубим душу свою. Аминь.
Крестовоздвиженский храм, 28 сентября 1986 года
Где-то 9:00, День Пятидесятницы (C) – 5 июня 2022 г. – Епископальная церковь
05 июня 2022 г.
[RCL] Деяния 2:1–21 или Бытие 11:1–9; Псалом 104:25-35, 37; Римлянам 8:14-17 или Деяния 2:1-21; Иоанна 14:8-17, (25-27)
Слова не работают. Каким бы красноречивым ни был человек, пишущий или говорящий, слова не могут передать человеческий опыт. От эмоций первого взгляда матери на новорожденного здорового ребенка до ощущения пребывания в маленькой лодке во время шторма на море, мы иногда можем запечатлеть что-то из опыта, не имея возможности запечатлеть саму вещь. Подобно взгляду любви в глазах собаки, не все можно выразить словами.
Евангелист Лука оказывается на пределе возможностей языка, когда описывает опыт Пятидесятницы. Он пишет: «При наступлении дня Пятидесятницы все ученики были вместе в одном месте. И вдруг с неба раздался шум, как бы от порыва сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. Между ними появились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по языку на каждом из них. Все они исполнились Святого Духа и начали говорить на иных языках, поскольку Дух дал им способность».
Звук был подобен порыву сильного ветра. Языки были как бы огненные. Это подобно тому, как Лука писал о крещении Иисуса: «[Когда Он] молился, небо отверзлось, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, подобно голубю». Не ветер. Не огонь. Даже не голубь. Но что-то вроде ветра, огня и голубя.
Репортер телевизионных новостей, освещающий торнадо, часто записывает, как кто-то описывает звук, когда семья сбилась в кучу в целях безопасности, как что-то вроде проносящегося мимо товарного поезда. Не грузовой поезд. Но что-то в этом роде.
Фактически, опыт Пятидесятницы был посланием творческой силы, которая прошла сквозь пространство и время, поскольку Святой Дух оставался активным в мире. До того утра Движение Иисуса было относительно небольшим. У величайшего проповедника в мире иногда были тысячи людей на склоне холма, но в основном он шел и разговаривал с небольшой группой путешествующих мужчин и женщин, чтобы все они могли быть в одном месте в тот 50-й день после Пасхи. К концу дня все последователи Христа больше никогда не поместятся в одной комнате. Джастин Уэлби, архиепископ Кентерберийский, называет Пятидесятницу чем-то вроде Большого Взрыва, поскольку все христианство излучается вовне с этого момента творения.
Влияние можно увидеть в лице Питера. Пятьдесят дней назад он отрицал, что вообще знал Иисуса. С тех пор он сначала прятался от страха, а затем, после явления Иисуса и Его вознесения, поклонялся с другими в храме в Иерусалиме. Доказательством является то, что он умалчивал об Иисусе. Но после чего-то подобного ветру и огню робкие ученики стали смелыми евангелистами, и когда они провозглашали Благую Весть об Иисусе, люди со всего мира услышали Евангелие на своем родном языке. Святой Дух обратил вспять путаницу в Вавилонской башне благодаря чуду, когда группа в основном необразованных галилеян проповедовала на чистом египетском, парфянском и так далее. Святой Дух служит объединяющей силой, объединяющей отдельных людей, чтобы каждый из них услышал одну и ту же Благую Весть так, как он или она могли лучше всего ее понять.
Петр смело рассказывает историю Иисуса и говорит собравшимся: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, чтобы простились ваши грехи и вы получили дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование, и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет к Себе Господь, Бог наш».
Лука заключает: «Итак крестились те, кто приветствовал его весть, и присоединилось в тот день около трех тысяч человек. Они посвятили себя учению и общению апостолов, преломлению хлеба и молитвам».
В то утро Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел с такой силой, что слова не могли полностью передать это переживание, первой мыслью тех, кто видел и слышал учеников, было то, что они сильно ударились о дешевое вино. Молодое вино — дешевое вино, а эти мужчины и женщины, в конце концов, были из Галилеи. Толпа посмотрела на посланников и решила, что у галилеян поговорка, вероятно, не была «где-то 5:00» как предлог, чтобы начать пить. Вместо этого поговорка должна быть такой: «Это 9:00 где-то», возможно, больше похоже на: «Господь знает, с этими парнями всегда где-то 9:00».
Однако толпа что-то предчувствовала в том, что Святой Дух всегда готов проявить себя могущественным образом. Когда подруга звонит тебе поздно вечером и плачет, потому что ее муж ушел. Или когда вы идете с мамой на утренний прием, чтобы получить результаты биопсии. Или когда коллега узнает, что его сын попал в автомобильную аварию. Или когда ребенок звонит поздно ночью из тюрьмы. В любое время и в любом месте, когда вам нужно присутствие Бога, помните: «Сейчас 9:00 где-то», и так же, как Святой Дух явился в одну из Пятидесятниц, когда пришло время идти на работу, так и Бог не оставит вас без утешения. Святой Дух будет приходить к вам в любое время, в любом месте и во многих других случаях.
В нашем мире есть много видов боли, страданий и мучений, но есть только один источник исцеления. И мы, знающие Великого Врача Иисуса Христа, можем предложить это утешение и исцеление другим. Прежде чем закончится неделя и для многих из вас, прежде чем этот день закончится, вы встретите кого-то, кто сражается в великой битве. И когда вы столкнетесь с нуждающимся, вспомните эту проповедь и не сдерживайтесь. Вам не нужно понимать это правильно. Просто доверься Святому Духу, чтобы почтить твои благие намерения. Делитесь любовью Иисуса по-маленькому или по-крупному. Об остальном позаботится Бог.
Хотя мысль о том, чтобы попросить Бога использовать вас на предстоящей неделе, может показаться пугающей, знайте, что вы делали это раньше. Вы вышли на прогулку или посидели с нуждающимся другом или коллегой. Возможно, вы разделили трапезу и предложили выслушать. Возможно, вы косили траву для соседа, который заболел. Каждый из нас был рядом с кем-то раньше. Задача здесь состоит в том, чтобы следовать указаниям Духа, и тогда такие случаи будут происходить чаще. Хотя вы, возможно, не особо задумывались об этом, это не значит, что это не имело большого значения для человека, с которым вы были. Это не то, что мы делаем для Бога, но это Божий дар нам, поскольку мы рядом с кем-то, когда он в этом нуждается.
Когда и как это может произойти? Я понятия не имею. Но я точно знаю, что Бог могущественным образом пришел в 9 часов утра той Пятидесятницы, когда родилась христианская Церковь, а где-то всегда 9 часов. Всякий раз, когда Дух подталкивает вас, просто наклонитесь и доверьтесь Богу, чтобы Он был в центре ситуации, потому что та созидательная сила, которая изменила мир в Пятидесятницу, все еще дует в нашей жизни.
ул. Преподобный Фрэнк Лог является епископом епархии Джорджии. Ранее он работал в Исполнительном совете Епископальной церкви и был основателем епископальной церкви Короля мира в Кингсленде, штат Джорджия.
Слово – День Пятидесятницы (С) Проповедь Скачать
PDF – День Пятидесятницы (С) Проповедь Скачать
«Гостиная проповеди Петра на Пятидесятницу» (Деяния 2:14а, 22-36)
Святая Троица
Воскресенье, 15 июня 2014 г.
«Жилая проповеди Петра на Пятидесятницу» (Деяния 2:14а, 22-36)
Сегодня праздник Святой Троицы. В этот день мы поем гимны, подчеркивающие тринитарную природу единого истинного Бога, Отца, Сына и Святого Духа. В этот день мы произносим тот самый длинный символ веры со смешным названием, Афанасийский символ веры, который наиболее подробно описывает отношения трех лиц в Троице. Сегодня мы празднуем не какое-то сухое учение, не имеющее отношения к жизни, нет, мы празднуем живую реальность — реальность того, кем является Бог, как Он есть, как Он действовал, чтобы спасти нас и дать нам жизнь, как Он открылся нам в Священном Писании. Сегодня мы исповедуем истину Святой Троицы против всех еретиков, которые возникали в истории, от ариан четвертого века до мормонов и Свидетелей Иеговы наших дней. Живая реальность триединого Бога и истинное и спасительное учение о том же – вот что такое праздник Святой Троицы.
Нам многое трудно понять в тайне Святой Троицы. Как может быть три личности и все же только один Бог? Как мог этот триединый Бог всегда быть несозданным от вечности? Я полагаю, что если бы мы могли полностью понять Бога, мы должны были бы быть Богом!
Но хотя многое остается сокрытым для нас, смертных существ, многое открылось. Бог хочет, чтобы мы знали Его в живых, жизненно важных отношениях и знали, что нам нужно знать о Нем, чтобы спастись. И вот где наши сегодняшние чтения Писания приходят на помощь.
Сегодня я хочу, чтобы мы сосредоточились на одном из чтений, на чтении из 2-й главы Деяний. Это чтение начинается с того места, где мы остановились на прошлой неделе. Это проповедь Петра на Пятидесятницу. На прошлой неделе мы услышали первую часть его проповеди, введение, то, что я назвал «парадным крыльцом» его проповеди. Сегодня мы продолжим основную часть этой проповеди, которую я назову «Гостиная Пятидесятнической проповеди Петра».
Если на прошлой неделе было «крыльцо», то это «гостиная». Предисловие прошлой недели привело нас в дом. Сегодня мы заходим в главный зал, в гостиную, потому что именно здесь мы более подробно слышим животворящую весть о живом Боге, Отце, Сыне и Святом Духе.
Итак, вперед. Петр встает и проповедует собравшейся снаружи толпе. Он уже сказал им, что явления, которые привлекли их внимание — шум несущегося ветра, христиане, говорящие о великих делах Божьих на всех этих иностранных языках, — что это знак того, что Бог изливает Свой Дух в чтобы возвестить благую весть всем народам, чтобы «всякий, кто призовет имя Господне, спасся».
Теперь Питер идет оттуда. И обратите внимание на то, как Петр будет вплетать свое послание в работу трех Лиц Троицы, чтобы спасти нас. Он начинает: «Мужи Израильские, выслушайте слова сии: Иисус Назорей, Муж, засвидетельствованный вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как вы сами знаете, — Сей Иисус, преданный согласно по определенному плану и предвидению Божию, вы распяты и убиты руками беззаконников».
Отправной точкой Петра, чтобы перейти к сути своей проповеди, является Иисус из Назарета. Который у него должен быть. Мы познаем Бога таким, какой Он есть, только через Иисуса Христа. «Я есмь путь и истина и жизнь», — говорит Иисус. «Никто не приходит к Отцу, как только через меня». Итак, Иисус, Иисус из Назарета — вот на чем Петр собирается сосредоточить свое послание.
И люди в этой толпе помнят этого человека Иисуса из Назарета. Они в Иерусалиме, в день Пятидесятницы. И всего семью неделями раньше, в Иерусалиме, во время праздника Пасхи, многие из тех же самых еврейских паломников стали свидетелями приговора Иисуса из Назарета к смертной казни через распятие. Фактически, многие люди в этой толпе Пятидесятницы были бы среди тех, кто призывал к распятию Иисуса. И все бы слышали об этом человеке, Иисусе из Назарета. Он был притчей во языцех во время Пасхи, и эхо его все еще звучало семь недель спустя.
Чудеса, совершенные Иисусом во время его служения – Его «великие дела, чудеса и знамения» – еще до появления социальных сетей молва об этих вещах распространилась повсюду. Должно было быть ясно известно, самоочевидно, что этот Иисус был человеком, посланным Богом. Он не мог бы делать то, что делал, если бы Бог не был с ним. И все же – и все же враги Иисуса из зависти и злобы подняли толпу, призывающую к его смерти. Люди в этой толпе Пятидесятницы, многие из них, согласились с этим.
И Петр сообщает им об этом: «Сего Иисуса, — говорит он, — вы распяли и убили руками беззаконников». Вау! Разговор о возложении вины на людей! Поговорите о том, чтобы сказать жесткое слово вашей аудитории! Вот чем занимается Питер. Он проявляет безудержное мужество, говоря это жесткое, осуждающее слово своей аудитории. Это было очень опасное дело, которое он делал. Толпа могла повернуться против него. Но Петру нужно было сделать это, чтобы уличить своих слушателей в их грехе, в их умышленном невежестве и неверии, чтобы они знали, что промахнулись в отношении к Богу. Проповедники и сегодня должны проповедовать Закон своим слушателям, чтобы люди были готовы услышать и принять Евангелие.
А ты? Вы понимаете, как вы облажались по отношению к Богу? Осознаете ли вы свой грех и беспокоитесь ли вы о нем? Сколько раз вы уделяли Иисусу мало внимания в своей повседневной жизни? Я знаю, что бывал, много раз. Нам нужно знать, что мы нуждаемся в Спасителе, которого дал нам Бог. Мы должны быть лишены нашей праведности, чтобы получить Его.
Что ж, даже несмотря на то, что те слушатели Пятидесятницы призывали к распятию Иисуса и раздули его по-крупному, тем не менее, Бог творил добро вопреки и даже через их зло. Этот Иисус действительно был «предан по определенному плану и предвидению Божию». «Вы задумали это во зло, а Бог уготовил это во благо», — вот что здесь говорит Петр. Бог осуществлял Свой план и цель, предав Иисуса на смерть. Ибо у человечества не было другого пути спасения, кроме жертвенной смерти Сына Божьего, Иисуса Христа. Отец послал Сына в мир во плоти именно для этого: нести бремя наших грехов на крест. Пролив Свою кровь за нас, вместо нас, этот Иисус приобрел прощение, праведность и искупление для нас, бедных грешников.
Только так это и могло случиться. Мы были слишком слепы, невежественны и погрязли в грехе, чтобы найти выход из того беспорядка, в который мы сами себя втянули. Только Бог мог спасти нас. И у него есть! Это Божий совершенный и вечный план для нас еще до основания мира: чтобы Отец послал Сына, чтобы Он стал нашим Спасителем. И это произошло через смерть Иисуса на кресте.
Но на этом история не заканчивается. Петр продолжает: «Бог воскресил его, отпустив муки смертные, потому что он не мог ими удержаться». Речь идет о воскресении Христа в день Пасхи. Бог Отец воскресил Своего Сына, Сын выполнил миссию, с которой Отец послал Его. Миссия выполнена! Молодец, мой сын! Восстань с победой! Вернись к славе, которая принадлежит тебе от вечности! Воскресение показывает победу Сына. Бог доволен.
Петр цитирует Псалом 16, чтобы показать, что это воскресение Мессии даже было предсказано в Писании: «От того возрадовалось сердце мое, и возрадовался язык мой; и плоть моя будет жить в надежде. Ибо ты не оставишь мою душу в Аиде и не дашь Святому Твоему увидеть тление». Это говорит Христос. Но, дорогие друзья, вы, которые соединились с Иисусом крещением и верой, говорите и вы! Вы разделите победу воскресения Иисуса! Бог воскресит вас телесно, в прославленном теле, в последний день! Вы можете сказать вместе с псалмопевцем — и с Иисусом — вы тоже можете сказать Богу: «Ты показал мне пути жизни; Ты наполнишь меня радостью своим присутствием».
Отсюда Петр продолжает объяснять нынешнюю ситуацию: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, вознесшись одесную Бога и приняв от Отца обетование Святого Духа, Он излил то, что вы сами видите и слышите». Обратите внимание на всех трех лиц Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец воскресил Иисуса. Христос сидит одесную Отца и излил Святого Духа на церковь. И это происходит по сей день. Ныне Христос восседает одесную Отца, управляя всем на благо церкви. Святой Дух сейчас продолжает укреплять проповедь церкви, чтобы все больше и больше людей услышали благую весть, уверовали и спаслись.