Проповедь сергий радонежский: Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского
Содержание
Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского
Преподобный Сергий Радонежский жил в XIV веке. С ранних лет он возлюбил Господа, поставив себе единственной целью во всем угождать Ему. Не желал преподобный ни славы, ни почета. Ничто из того, что зовется «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин 2:16) не привлекало боголюбивого юношу.
Водимый благочестивым желанием послужить Богу молитвой и воздержанием, вселился он в непроходимые Радонежские леса, претерпевая жестокие страхования от демонов, силящихся сбить с избранного пути молодого подвижника. Мы знаем, что диавол никогда не оставит в покое человека, подвизающегося ради спасения души. Но преподобный Сергий имел такую решимость и доверие Богу, что победил все козни нечистой силы и посрамил врага спасения.
Вскоре слава о его подвижнической жизни разошлась по городам и весям. Вокруг него стали собираться братия, желавшие также послужить Богу в преподобии. Но никто из числа этой небольшой общинки не мог представить, что на месте небольшого деревянного храма и нескольких келий, выстроенных их собственными руками, со временем будет воздвигнута величественная Свято-Троицкая Сергиева Лавра, которая станет духовным центром Святой Руси и, подобно могучему маяку, будет освящать путь спасения многим тысячам душ, преданных Богу.
Сегодня в стенах Лавры располагается не только монастырь, но и духовная школа, духовная академия, где черпают знания и постигают богословскую науку будущие священники, регенты, иконописцы. Таковы плоды «молитвенного сеяния» Преподобного.
Избегая почета, Сергий Радонежский был прославлен Господом за добродетельную жизнь, смирение, любовь еще при жизни. На нем сбылись слова апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона»(Гал 22:23).
Что значит: «На таковых нет закона»? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «…кто может научить того, кто сам в себе имеет все, и совершеннейшим учителем мудрости – любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, делающая добро действием Духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, Апостол и здесь с удивительною мудростию отвергает закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже мудрости, подаемой Духом».
Стяжав мудрость, нисходящую свыше, преподобный Сергий явился объединителем православного народа. Простой монах, живший в нищете и безвестности становится печальником за всю землю русскую. К нему за благословением едет великий князь Димитрий Донской накануне Куликовой битвы. Его молитвенному предстательству вверяет он победу. К нему нескончаемым потоком идут богатые и бедные, простецы и вельможи, счастливые и скорбящие. Что желают они получить от Преподобного? Желают получить самое важное знание – как жить богоугодно, как душу спасать.
Мало кто достигает такого ведения. Мы многое знаем из того, что происходит в окружающем мире и имеет весьма малое к нам отношение, но очень мало знаем из того, что происходит в нашей душе. Поэтому во все времена боголюбцы стремились к святым подвижникам, чтобы они пролили свет Христов на греховную темноту души. И чем больше таких людей, тем лучше и добрее становится наше общество. Ведь в нем действуют те же страсти, что и в отдельном человеке. И чем чище, нравственнее живет каждый из нас, тем чище и нравственнее становятся социальные взаимоотношения.
Прославляя преподобного Сергия, мы должны стараться подражать его богоугодному житию, его трудам во спасении души своей и ближних. Много препятствий встретим мы на своем пути, но пусть они не смущают нас. Постараемся скромно и тихо нести окружающим любовь Христову, нести с упованием на Бога. Каждый христианин призван проповедовать милосердного Отца Небесного, проповедовать, прежде всего, своей жизнью. А если нас не слушают вспомним, что говорит Господь: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф 10:14). «Слушают или не слушают нас — мы должны проповедовать, – поясняет эти слова праведный Иоанн Кронштадтский. – Мы делаем свое дело; если нас не слушают, на неслушающих — Судия праведный, Который в день Суда строго взыщет с них, а мы получим мзду по своему труду».
Делая же дело Божие, не будем ждать награды здесь, не будем подсчитывать сколько должны нам облагодетельстванные нами люди. Постараемся стать достойными чадами Нового Завета, в котором любовь возвышается над законом, в котором мы призваны быть «совершенными, как совершен Отец наш Небесный» (ср. Мф 5:48).
По мысли святителя Илария Пиктавийского Господь доказал, что все совершенствуется добротой. Закон требовал любить ближнего, но позволял ненавидеть врага. Вера же предписывает любить врагов. Она не только сдерживает от отмщения гнев, но смягчает его, претворяя в любовь к обидчику. Вера призывает нас не только стать наследниками Божиими, но и подражать Христу, утвердившему нас для совершенной жизни согласием доброты ко всем, потому что нам следует подражать совершенному Отцу на небесах. И жизнь преподобного Сергия – лучший пример тому, что «невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18:27).
Много было великих преподобных в истории Православной Церкви, мы с любовью почитаем их память, но Сергий Радонежский особенно близок нам. И сегодня, совершая ему молебен, мы сливаемся с соборной молитвой, которая возносится сейчас в Лавре у его святых мощей. После своей смерти он продолжает нас объединять любовью.
Поздравляю всех тех, кто носит имя этого великого святого, всех, кто в день его памяти сподобился стать причастником Святых Тела и Крови Христовых. Пусть молитвами преподобного Сергия Господь даст нам крепость душевных и телесных сил идти путем исполнения заповедей Божиих, чтобы приобретая дары Духа Святого, мы полюбили всем сердцем добродетель и руководствовались в своих поступках любовью и милосердием, возвышаясь над минимальными нравственными требованиями закона, ибо Господь желает нас видеть сынами, а не рабами, или наемниками.
Проповедь архим. Кирилла (Павлова) на преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры, сегодня весь православный христианский мир с чувством духовной радости и веселья светло празднует день преставления угодника Божия, великого подвижника и молитвенника Земли Русской Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия. Но для нас с вами, дорогие братия и сестры, эта духовная радость усугубляется еще тем, что, по милости Божией, мы имеем счастье в этот торжественный и радостный день телом и духом присутствовать на сем святом месте, где жил, трудился, подвизался сам Преподобный Сергий и где покоятся его нетленные святые мощи.
Жизнь Преподобного Сергия весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу. Возлюбив Господа всей своей душой, тихий и кроткий юноша Варфоломей по смерти своих родителей удаляется в дремучий и непроходимый лес, в то место, где мы с вами сейчас находимся. И здесь, в тиши и уединении, в постоянной молитве предается подвигам суровой пустыннической жизни для стяжания христианских добродетелей, для победы над своими страстями и похотями, для очищения своего сердца. Преподобне отче, кто исповесть труды твоя и болезни? Или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легание, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанныя, и рассуждение доброрассудное, худость ризную и память смертную?* — так воспевает Святая Церковь подвиги и труды преподобного Сергия.
По своему смирению Преподобный Сергий не счел возможным поведать людям о всех своих скорбях и искушениях, сопряженных с такой суровой подвижнической жизнью, но были они весьма часты и, конечно, служили для юного пустынника большим испытанием. Дремучий лес и дикие звери — вот что окружало его в первое время, вот сожители его, с которыми провел он едва ли не половину своей жизни. Но, несмотря на все эти искушения, Преподобный Сергий никогда не унывал, не роптал, не скорбел, всегда и всем был доволен. Это был истинный воин Христов. Вот такими подвигами была украшена на земле жизнь Преподобного Сергия, и благодаря этим подвигам прославил его Господь Своею Божественной славой, и он, еще будучи на земле, приобрел величайшую чистоту и упокоение сердца, глубокий мир души, залог будущего блаженства. За его святую жизнь Господь даровал ему дар чудотворения и прозрения, так что Преподобный Сергий, еще живя на земле, творил множество чудес и имя его было известно во всех уголках нашей Русской земли, как имя великого угодника Божия и молитвенника. Он удостоился посещения великой Небесной Гостьи — Пресвятой Богородицы с двумя Апостолами; Она изрекла: «Неотступна буду от места сего и буду покрывать его». А к концу жизни имя его настолько уже стало известно, что редко кто из верующих не призывал Преподобного Сергия в своих молитвах. Призывавшие же его сподоблялись величайших милостей и щедрот Божиих. Прославляющия Мя прославлю (1 Цар. 2, 30), — говорит Господь. Так прославил Он и угодника Своего — преподобного Сергия.
Достигнув духовного преуспеяния, Преподобный Промыслом Божиим поставляется духовным наставником для ищущей спасения под его руководством многочисленной братии. И он приносит себя в жертву для блага ближних, с великим терпением и любовью трудясь над нравственным усовершенствованием каждого новоначального инока. Под его мудрым духовным руководством было воспитано высокодуховно-нравственное монашеское братство, воплотившее в себе высочайшие идеалы христианской жизни; причем многие из членов сего братства и сами впоследствии стали наставниками и руководителями иноческих обителей. Мы уже сказали, что Господь прославил Своего угодника даром пламенной молитвы и чудотворения, так что имя его стало известно всей Русской земле, и к Преподобному еще при жизни стекалось множество народа, чтобы поведать ему свои скорби и печали, чтобы услышать от него совет и наставление, чтобы попросить его святых молитв и, по мере своей веры, получить от него исцеление своих недугов и утешение в скорбях. Но помимо той благодатной помощи, которую получали от него приходящие к нему с верой, и того утешения, которым утешал Преподобный Сергий скорбящих и страждущих, он имеет еще иную, величайшую заслугу перед нашим русским народом и по праву может быть назван спасителем и восстановителем нашей Русской земли, ибо именно с его именем в нашей истории связано воспоминание о светлой поре нравственного народного возрождения и освобождения от татаро-монгольского владычества, так что пред светлым образом Преподобного Сергия за его заслуги преклоняются даже люди, совершенно не имеющие никакого отношения к Церкви.
Преподобный Сергий своим нравственным влиянием и молитвой вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовной крепости, поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, веру в свое будущее, помог нашему народу после двухсотлетнего порабощения снять оковы иноземного владычества. Его благословением и молитвами русский народ обрел нравственную и гражданскую свободу. Но вот, дорогие братия и сестры, отошел Преподобный Сергий ко Господу, и было это более пятисот лет тому назад. Оплакали его православные русские люди, но крепко веровали, что угодник Христов не забудет их пред Престолом Божиим, ибо неложно слово Господне, что праведники во веки живут (ср.: Прем. 5, 15). И действительно, после смерти своей угодник Божий еще более стал источать благодатной помощи, еще ближе стал к прибегающим к нему с молитвой. Нет возможности перечислить все те чудесные знамения, в которых Преподобный Сергий являл свою благодатную помощь после своего прославления всем, кто с верою притекал к его святым мощам и со смирением призывал его в молитве.
Преподобный Сергий был и является доныне теплым молитвенником за всю Землю Русскую и за русских православных людей, помогая им своим молитвенным предстательством в самые тяжелые годы испытаний и скорбей. Поэтому всем своим необъятным миром ходил и ходит русский православный народ на поклонение своему крепкому начальнику и молитвеннику в его святую, благодатную обитель. Здесь, среди непрекращающихся чудес, у преславной раки мощей Преподобного Сергия, верующее сердце почерпает для себя утешение и благодатную помощь в своих скорбях и печалях, в невзгодах житейской жизни. Дорогие братия и сестры, Преподобный Сергий и доселе остается для приходящих к нему тем же любвеобильным отцом и утешителем, каким был он для наших предков, и теперь Преподобный с любовью взирает на собравшихся в его святую обитель, чтобы почтить его святую память, и готов подать помощь и утешение всем нам, с усердием и теплым упованием к нему притекающим.
Помолимся же ему сегодня с любовью и верою, чтобы не оставил он нас без своего молитвенного покрова и своим ходатайством помог нам переплыть это житейское море и достигнуть тихой пристани вечной жизни. Помолимся ему и из глубины сердца с любовью воззовем к нему: Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Аминь.
1960 г.
STSL.Ru
Тэги: Преподобный Сергий Радонежский, Архимандрит Кирилл (Павлов), Проповеди лаврских насельников
Оглавление
Икона Преподобного Сергия Радонежского
Икона Преподобного Сергия Радонежского | Коллекция русских икон
+1-917-658-5075
Имя Сергия Радонежского занимает особое место в русском монашестве и восточном православии. Он по праву считается одним из самых почитаемых и значительных русских святых и духовных лидеров. Он не только разработал влиятельные социальные программы и доктрины, но и основал Свято-Троицкий монастырь к северу от Москвы. Ныне она называется Троице-Сергиевой Лаврой и имеет статус духовного центра Русской Православной Церкви. В Коллекции Русской Иконы мы рады владеть святыми 19Икона преподобного Сергия Радонежского X века, покрытая серебряным окладом, с 16 житийными сюжетами.
Икона преподобного Сергия Радонежского с 16 житийными сценами
Житийные иконы с изображением святого весьма разнообразны, каждая из них представляет разные сюжеты, переданные разными иконописцами на протяжении истории. Самый древний создан учеником Сергия и монахом Епифанием Мудрым в XV веке. Что касается древнейшей из существующих икон, то старинная икона была написана около 1480 года и сейчас находится в иконостасе Свято-Троицкого собора.
Житийный цикл, который вы видите на картине, основан на традиционном подходе. Он начинается со сцен Крещения и Рождества и переходит к воспитанию мальчика, который встречает ангела в образе старца. Клейма отдают дань чудесам, которые творил преподобный Сергий Радонежский при жизни. К ним относятся видение ангела на литургии, воскресение мертвого ребенка и призыв воды из камня. В награду за свои действия преподобный Сергий получил откровение от Пресвятой Богородицы, пришедшей к подвижнику с апостолами Иоанном и Петром.
При внимательном рассмотрении иконы преподобного Сергия Радонежского также можно заметить три сцены, повествующие о крестьянине, пожелавшем встретиться с русским монахом. Человек ожидал увидеть славного благочестивого старца, а вместо этого встретил святого в изношенной одежде. Сначала он разочаровался, но потом увидел, как Сергий дал ему благословение, и устыдился своего поведения. В конце рассказа святитель проявил великое смирение и утешил бедняка. Изображенный сюжет относится к старообрядческой традиции, и представленная икона не является исключением.
Рукописная икона Преподобный Сергий Радонежский датируется второй половиной XIX века. Можно предположить, что произведение было написано в Гуслицах, известном старообрядческом центре Москвы. Серебряный оклад, который вы видите поверх картины, является ярким образцом качественной работы из серебра, оформленной в русском стиле.