Пророки святые: Пророки Ветхого Завета — Схемы и пособия

Разное

Духовно-просветительская беседа «Святые пророки и Рождество Христово»

В библиотеке имени Янки Купалы для учащихся 9 класса Полоцкого кадетского училища состоялась духовно-просветительская беседа «Святые пророки и Рождество Христово». Мероприятие было подготовлено по благословению протоиерея Александра Шаховича в рамках программы «Праздники православного календаря».

Прошёл январь. Православная Церковь торжественно встретила два двунадесятых праздника – Рождество Христово и Богоявление. Еще раз вспомнить и переосмыслить значение величайшего события – рождение на земле Сына Божия Господа Иисуса Христа – предложила учащимся Полоцкого кадетского училища библиотека имени Янки Купалы.

После грехопадения всё человечество жило в ожидании пришествия Спасителя мира. О Нём предсказывали великие пророки… Кадеты узнали, что пророки – это святые люди, которые жили до Рождества Христова и по внушению Духа Святого возвещали волю Божию, прорекали будущее, особенно о грядущем Спасителе, обличали пороки своих современников. Целью ветхозаветных пророчеств было подготовить человечество к пришествию Господа Иисуса Христа… Один из самых великих пророков был Моисей. Он записал в своих книгах  древние пророчества о Спасителе мира. В них сказано, что Христос сокрушит дьявола и его слуг, принесет благословение всем народам и Царство Его пребудет вечно. Именно через Моисея Господь дал человечеству 10 заповедей на горе Синай. А на горе Хорив Моисей однажды увидел терновый куст, который горел и не сгорал.

Память величайшего события земля увековечила: тысячи паломников на том месте находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Один из таких камней кадеты имели возможность не только увидеть, но и подержать в руках. Несгораемый куст стал одним из ветхозаветных прообразов Пресвятой Богородицы.

Примечательно, что икона Божией Матери «Неопалимая Купина» является небесной защитницей всех тех, чья служба связана борьбой с огнем. На иконе изображение Богоматери с Младенцем заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками – зелёным и красным (естественный цвет куста Купины и цвет объявшего её пламени). Похожая звезда используется и в символике белорусских спасателей. Ее восемь лучей олицетворяют 8 добродетелей, которыми должны быть наделены спасатели: доброта, мужество, самоотверженность, любовь к людям, ответственность, уверенность, быстрота ума и взаимовыручка. Перед иконой «Неопалимая Купина» люди молятся о спасении души от геенны огненной, чтобы чистый огнь Неопалимой Купины попалил грехи и сберёг жилища от пожаров…

Кадеты услышали также рассказ о святом царе, пророке и псалмопевце Давиде. Именно он в своих пророческих псалмах возвещал о пришествии Спасителя, об Иуде предателе, о страданиях, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа и вознесении Его на небо…

В конце мероприятия кадетам было предложено вспомнить историю Рождества Христова и пророчества о Спасителе. За активное участие в мероприятии кадеты Артём Козлов и Ксения Дайнека были награждены сладкими призами.

ПРОРОК — Древо

Проро́к (гр. προφήτης, лат. propheta), сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, “Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать?” (Ам. 3,8).

Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или “сынов пророческих” (1 Цар. 10, 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одной из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать – малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (1 Мак. 9, 27), Израиль воспринимает это как “великую скорбь” и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа (“В те дни приходит Иоанн Креститель… и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” – Мф. 3, 2-3).

Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”. Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: “И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” (Деян. 2, 18).

Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в ветхозаветной религии. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из “девятичинной” просфоры – в честь “Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков”.

  • В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
    • http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

пророков или святых | EWTN

ПРОРОКИ ИЛИ СВЯТЫЕ

Кардинал Г. М. Гарроне

Люди ищут Пророков; они должны просить Святых

Сегодня мир ищет свой путь. Все растеряны и уже не знают, в каком направлении двигаться дальше. Все они более или менее оглядываются вокруг, чтобы найти «пророка», который принесет свет.

Бог не умножает пророков, и требуется время, чтобы проверить ценность их послания. После Илии или Елисея ряды лжепророков увеличиваются. Их сотни, когда они собираются на горе Кармил, но есть только один Елисей.

Этот призыв к пророкам, звучащий повсюду, более или менее приглушенно, не может не вызывать «призваний». Не все они мошеннические. Многие иллюзорны. Прежде чем использовать ресурсы, всегда редкие и ненадежные, которые Дух предоставляет в распоряжение Своей Церкви, необходимо использовать повседневные ресурсы. Последние состоят прежде всего из милосердия, которое Бог увеличивает согласно потребностям. Только он может творить чудеса. А поиски верного пути есть результат терпеливой и скрытой работы душ доброй воли, послушных слову Церкви и внутреннему голосу Божию.

Люди ищут пророков: они должны просить святых. Менее необходимо открывать новое в Церкви, чем лучше осознавать новизну старого, лишь бы последнее было действительно Божьим.

Не на что надеяться, если, прежде чем искать какой-либо другой источник, не обратиться к истинным источникам, и если первым инструментом этого поиска не была вера. Никогда, как сегодня, когда глубокая перемена в вещах требует не менее важного изменения наших привычек на благо Церкви и на благо каждого из нас, так необходимо, чтобы основные истины веры освещали нашу жизнь. жизни, а доверие к Богу и молитва должны формировать атмосферу, в которой происходит каждый поиск.

* * *

Трудности настоящего времени явно новы, как и времена, из которых они возникли. Но они не являются непреодолимыми по этой причине. Для Бога нет ничего невозможного. Жизнь Церкви на каждом шагу отмечена испытаниями, иногда сбивающими с толку. По замыслу Провидения, эти испытания должны побуждать нас в любой момент постоянно обращаться к Тому, Кто может дать нам возможность преодолеть их. Мы должны быть убеждены, что Бог – наша опора. И мы не можем быть полностью убеждены, если что-то не заставит нас постоянно обращаться к Нему.

Неизбежно, что каждое поколение должно видеть в этой задаче что-то свое. Кажется, ничего подобного, а часто и столь тяжкого не случалось на пути Царствия Божия. Это чувство возникает из соображений, что никакая трудность не похожа на ту, которая ей предшествовала. Каждая из них требует своего конкретного решения. Но это чувство становится роковым, когда оно заставляет думать, что сегодня впервые Церковь переживает драму, захватывающую и глубоко тревожащую совесть.

Церковь пережила трагические испытания 3, 13, 16, 19 веков. Чем больше осознаешь человеческие испытания того времени, тем лучше понимаешь, что благодать может сделать сегодня, и урок тех, кто нес тяжесть Церкви в тех трудных ситуациях, остается для нас стимулом и примером.

Было бы вредно думать, что сегодняшние трудности — событие, не имеющее прецедентов в истории Церкви. Но не менее вредно было бы думать, что страдает только один сектор Церкви. Здесь тоже неизбежен соблазн считать свой случай уникальным. Истина в том, что сегодня никто не может уклониться от проблемы и обязанности жить по-христиански, не имея ничего общего с жизнью предыдущего поколения.

Любой поиск обновления должен избегать двух опасностей: веры в то, что Церковь никогда не знала трудностей такого рода, веры в то, что мы единственные, кто столкнулся с ними.

* * *

Опыт Совета должен служить правилом. Под влиянием ясного и спокойно мужественного пастыря Церковь призналась себе, что ее отдаление от мира рискует увеличиться. Она собралась, долго и торжественно осматривала себя. Она вернулась к своим собственным источникам, Евангелию и традиции; она повторяла про себя то, что уже знала, но должна была повторить про себя, чтобы встретить будущее, полностью владея своей силой и, прежде всего, своим светом.

Следуя примеру Совета, Конгрегации должны предпринять аналогичные усилия. Миряне, епархии, священники тоже. Каждая часть Церкви должна за свой счет совершить то, что Церковь сделала на своей вершине. Это значит, что, во-первых, необходимо вернуться к существенным фактам и к глубоким убеждениям.

Всегда следует опасаться, что под тяжестью смятения и тоски люди могут отказаться от поиска пути в вечных ценностях и в свете, который исходит непосредственно от Бога. Следует опасаться, что Магистериум, который учит вечным истинам, может показаться второстепенным источником, тогда как именно в этих существенных истинах веры заключается сила, необходимая для прогресса, от епископа, который должен их напомнить, до тех, кто должен исповедовать их. их. Верить в главное: это первый закон работы сегодня.

* * *

Но приверженность истинам веры обусловлена ​​особой атмосферой. Слова Бога — это не слова людей. Они не проникают в дух посредством человеческих даров, которыми он может распоряжаться. Отец не хотел открывать Своего Сына «мудрым и знающим».

Сегодня есть тысяча поводов запутаться. Спонтанно вспоминаются и вызывают некую тоску слова Евангелия: «Когда Сын Человеческий возвратится в мир, найдет ли Он еще там веру?» Это тайна души. Но одно остается для нас возможным наблюдать: степень молитвы, признак и существенное выражение живой веры. Каков уровень молитвы в Церкви? Те, кто отвечает за доставку питьевой воды в город, никогда не упускают из виду глубокий слой, из которого бьют родники. Те, кто несут тяжесть Церкви, глубоко огорчены, видя по стольким признакам упадок молитвы у священников, увлеченных действием, отвыкших от евхаристического поклонения, от молитвы, даже от требников. Что будет с верующими, если их пастыри окажутся в таком состоянии? Чего можно ожидать от проводимых исследований, от новых структур, если исследование не питается молитвой и не дает желаемых решений? Религиозные общины, пытающиеся обновить себя, должны быть уверены, что их проблемы, требующие изучения всякого рода элементов, никогда не будут решены, если атмосфера, в которой осуществляется их работа, не будет сверхъестественной атмосферой веры и молитвы.

Церковь нуждается в пророках, чтобы указать ей путь. Но ей нужнее чувствовать потребность в святости. Она должна смотреть на образцы, которые на протяжении столетий зарекомендовали себя ей больше святостью, чем внешними делами. Тогда ей нечего будет бояться. Тогда она не рискнет не признать ценности терпеливых исследований, наблюдений и занятий, но не будет путать технические инструменты с духовными силами и более или менее цель со средствами. Тогда, прежде всего, утвердившись навсегда в истине, она будет черпать из нее новую надежду.

Взято из:
L’Osservatore Romano
Еженедельный выпуск на английском языке
10 апреля 1969 г., стр. 11

L’Osservatore Romano — газета Святого Престола.
Еженедельное издание на английском языке издается для США:

The Cathedral Foundation
L’Osservatore Romano English Edition
320 Cathedral St.
Baltimore, MD 21201
Подписки: (410) 547-5315
Факс: (410) 332-1069
lormail@catholicreview. org

Существуют ли католические святые из Ветхого Завета?

АМАНДА ГРЕЙБЕР
29 СЕНТЯБРЯ 2017
КЛАСС

… Hemera Technologies/AbleStock.com/Getty Images

В католической религии нет определенного числа святых, но их число превышает 10 000. Часто, когда люди думают о святых, на ум приходят имена важных деятелей Нового Завета, таких как св. Петр и св. Павел. Однако не все святые были персонажами Нового Завета.

Изучить эту статью

  • Канонизация
  • Качества святых
  • Призыв к деятелям Ветхого Завета
  • Ветхозаветные деятели, считающиеся святыми

1 Канонизация

Святые канонизированы, потому что на момент их смерти были образцовые свидетели, давшие показания жития вели святые. Многие из этих свидетельств сохранились в документах, и когда в 10 веке был осуществлен процесс канонизации, католическая церковь смогла оценить эти документы, чтобы определить, будет ли святой канонизирован. Многие персонажи Ветхого Завета жили во времена, когда праведников еще не провозгласили святыми. Проще говоря, свидетельство, необходимое для святости, не сохранилось для лиц из Ветхого Завета.

2 Требования к святости

Сначала, чтобы считаться святым, христианин должен был не только вести образцовую жизнь, но и принять мученическую смерть за свою веру. Мученичество не играло большой роли в христианстве до эпохи Нового Завета, когда христиане начали сталкиваться с открытыми преследованиями, и многие из них были казнены за свои убеждения. Мучеников традиционно поминали в годовщины их смерти особыми праздниками в честь их жертвы. Святому, не являвшемуся мучеником, часто приписывали хотя бы одно чудо, а при отсутствии доказательств чуда канонизация была затруднена. Кроме того, люди Ветхого Завета жили во времена, предшествовавшие христианству, поэтому, хотя они, возможно, и были праведниками, их опыт в меньшей степени может служить прямым примером для собратьев-христиан.

3 Обращение к образам Ветхого Завета

Большинство, если не все, святые персонажи Ветхого Завета считаются святыми в том смысле, что они следовали за Богом и считаются на небесах, но лишь немногие из них были канонизированы как святые и присвоено звание «Святой». Поскольку сохранилось мало свидетельств, свидетельствующих об их вере и праведной повседневной жизни, канонизация ветхозаветных людей кажется почти невозможной. Однако в Ветхом Завете есть много людей, пользующихся большим уважением и почетом в Церкви. Авраам, например, упоминается в Римском каноне как пример истинной преданности Богу. Фраза «Все святые Патриархи и пророки, молитесь о нас», включенная в ектению святых, взывает к библейским персонажам Ветхого Завета. Многие святые дни также празднуют ветхозаветных святых как группу. Воскресенье между 11 и 18 декабря, например, празднует святых предков Христовых, а следующее воскресенье отведено памяти всех ветхозаветных святых.

4 Ветхозаветных деятеля, причисляемых к святым

Римский мартиролог — литургическая книга, изданная в 17 веке, в которой перечислены все святые и блаженные, официально признанные Церковью. Святых в римском мартирологе намного больше, чем святых, перечисленных в римско-католическом календаре святых. Однако римский мартиролог действительно включает в себя несколько фигур из Ветхого Завета, в том числе пророков Исайю и Аввакума, царя Давида, Даниила и Авраама. Хотя эти святые не включены в Римско-католический календарь святых, восточно-католические церкви выделяют специальные праздники для деятелей Ветхого Завета. В то время как святость в Римско-католическом календаре святых не присваивается библейским персонажам из Ветхого Завета, три архангела, фигурирующие в тексте Ветхого Завета, считаются святыми: святой Михаил, святой Гавриил и святой Рафаил.

ссылки

  • 1 Католический Интернет: Часто Задаваемые Вопросы о Святых
  • 2 Католический Интернет: Св. Архангел Гавриил
  • 3 Новости УЦА: Почему нет святых из Ветхого Завета?
  • 4 Телевизионная сеть Вечного Мира: обращение к образам Ветхого Завета

Об авторе

Аманда Грабер работает писателем и редактором с 2009 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts