Пророки ветхого завета: Пророчества с толкованиями. 1492 г. Книжные памятники. Топ 100 РНБ. Новости
Содержание
Пророчества с толкованиями. 1492 г. Книжные памятники. Топ 100 РНБ. Новости
Рукопись содержит Книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, Исайи, Иезекииля, Иеремии, Варуха, Даниила, а также Плач и Послание Иеремии и Толкование имен пророков. Тексты пророческих книг имеют комментарии, в большинстве предваряются предисловиями Феодорита Кирского (епископ, живший в V в.) и завершаются краткими житиями пророков.
Состав рукописи в своей основе соответствует древнему списку «Толковых пророков», созданному в 1047 г. попом Упырем Лихим для новгородского князя Владимира Ярославича (оригинал этой рукописи не сохранился, памятник известен по позднему списку). При этом текст дополнен отсутствовавшими в древнем славянском переводе главами Книг пророка Иезекииля (гл. 45—46) и пророка Иеремии (гл. 1—25, 46—52). Эти вставки — свидетельства важного этапа работы над составлением первого в России полного свода библейских книг при новгородском архиепископе Геннадии.
Дополненный текст переведен из Вульгаты католическим монахом Вениамином, который в начале 1590‑х гг. составил корпус библейских текстов, не представленных в славянском переводе. Тетради с новым переводом с латыни буквально успели вставить в уже готовую, но еще не переплетенную книгу — об этом свидетельствует сбой в потетрадной нумерации кодекса. На полях рукописи встречаются глоссы с пояснениями непонятных названий. Такие черты обличают в заказчике рукописи — священноиноке Досифее — подлинного знатока книжности.
Редкой особенностью рукописи является употребление глаголицы в заглавиях и отдельных словах — всего в книге ок. 80 таких случаев. Эта традиция восходит к списку Упыря Лихого и еще ранее — к южнославянским скрипториям Х в., в которых глаголица использовалась с декоративными целями (написание заголовков, инициалов, выделение начала библейских статей).
В книге читается запись с указанием времени создания книги и имени писца (тайнописью) и запись об отправлении этой рукописи игуменом Досифеем в Соловецкий монастырь. Здесь же помещен рукописный экслибрис Досифея, которым он отмечал принадлежащие ему книги. Досифей входил в круг книжников при архиепископе Геннадии, трудившихся над созданием библейского свода — известной Геннадиевской Библии 1499 г. Корпус заказанных Досифеем в Новгороде четьих книг стал основой знаменитой Соловецкой библиотеки, рукописная часть которой с 1928 г. хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ф. 717).
Книги Ветхого Завета: Пророчества с толкованиями. — 1492 г. — 4º. (12,4—14,2 × 20,2—20,7). I + 597 л. — Полуустав нескольких почерков. На некоторых листах отдельные слова и начальные буквы заголовков глаголицей. Один из писцов — дьякон Феодор (л. 534—595 об.). Заставка красками балканского стиля, киноварные инициалы. Переплет исконный — доски в коже с тиснением. На л. 595 об. записи: с указанием времени создания книги и имени писца; об отправлении рукописи игуменом Досифеем в Соловецкий монастырь; рукописный экслибрис игумена Досифея. — Инв. № 785.
Рукописная книга форматом в четвертую долю листа, написана на мануфактурной вержированной бумаге с водяными знаками (Буква Р, герб Три лилии, Голова быка, Корона, Кувшинчик, Чаша) типом письма полуустав, несколькими почерками. Один из писцов — дьякон Феодор. На некоторых листах отдельные слова и начальные буквы заголовков глаголицей. Киноварные инициалы. Заставка красками балканского стиля, заставка-плетенка. Переплет — доски в коже с тиснением.
Шифр РНБ: Сол. 694/802.
СМИ о событии:
news.myseldon
Книги Ветхого Завета (1492 г.)
Поделиться
Ссылка скопирована
×
Вы также можете поделиться напрямую в социальных сетях:
1492
Год издания
#1
Рукопись содержит Книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, Исайи, Иезекииля, Иеремии, Варуха, Даниила, а также Плач и Послание Иеремии и Толкование имен пророков. Тексты пророческих книг имеют комментарии, в большинстве предваряются предисловиями Феодорита Кирского (епископ, живший в V в.) и завершаются краткими житиями пророков.
Состав рукописи в своей основе соответствует древнему списку «Толковых пророков», созданному в 1047 г. попом Упырем Лихим для новгородского князя Владимира Ярославича (оригинал этой рукописи не сохранился, памятник известен по позднему списку). При этом текст дополнен отсутствовавшими в древнем славянском переводе главами Книг пророка Иезекииля (гл. 45–46) и пророка Иеремии (гл. 1–25, 46–52). Эти вставки — свидетельства важного этапа работы над составлением первого в России полного свода библейских книг при новгородском архиепископе Геннадии.
#2
Дополненный текст переведен из Вульгаты католическим монахом Вениамином, который в начале 1590-х гг. составил корпус библейских текстов, не представленных в славянском переводе. Тетради с новым переводом с латыни буквально успели вставить в уже готовую, но еще не переплетенную книгу — об этом свидетельствует сбой в потетрадной нумерации кодекса. На полях рукописи встречаются глоссы с пояснениями непонятных названий. Такие черты обличают в заказчике рукописи — священноиноке Досифее — подлинного знатока книжности.
Редкой особенностью рукописи является употребление глаголицы в заглавиях и отдельных словах — всего в книге ок. 80 таких случаев. Эта традиция восходит к списку Упыря Лихого и еще ранее — к южнославянским скрипториям Х в., в которых глаголица использовалась с декоративными целями (написание заголовков, инициалов, выделение начала библейских статей).
В книге читается запись (л. 595 об.) с указанием времени создания книги и имени писца (тайнописью) и запись об отправлении этой рукописи игуменом Досифеем в Соловецкий монастырь. Здесь же помещен рукописный экслибрис Досифея, которым он отмечал принадлежащие ему книги. Досифей входил в круг книжников при архиепископе Геннадии, трудившихся над созданием библейского свода — известной Геннадиевской Библии 1499 г. Корпус заказанных Досифеем в Новгороде четьих книг стал основой знаменитой Соловецкой библиотеки, рукописная часть которой с 1928 г. хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (фонд 717).
#3
Литература
Калугин В. В. Из истории глаголицы в Древней Руси: (Толковые пророчества 1047 года) // Труды Отдела древнерусской литературы / Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) РАН; отв. ред. О. В. Панченко. СПб.: Росток, 2016. Т. 64. С. 769-796.
Читать аннотацию полностью
Книжный памятник оцифрован в рамках госконтракта № 7/14-19 от 05 августа 2019 года. Исполнитель: РНБ.
Книги Ветхого Завета
Книги Ветхого Завета
1492
Год издания
Открыть цифровую копию
ПоделитьсяПоказать в реестре книжных памятников
#1
Рукопись содержит Книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, Исайи, Иезекииля, Иеремии, Варуха, Даниила, а также Плач и Послание Иеремии и Толкование имен пророков. Тексты пророческих книг имеют комментарии, в большинстве предваряются предисловиями Феодорита Кирского (епископ, живший в V в. ) и завершаются краткими житиями пророков.
Состав рукописи в своей основе соответствует древнему списку «Толковых пророков», созданному в 1047 г. попом Упырем Лихим для новгородского князя Владимира Ярославича (оригинал этой рукописи не сохранился, памятник известен по позднему списку). При этом текст дополнен отсутствовавшими в древнем славянском переводе главами Книг пророка Иезекииля (гл. 45–46) и пророка Иеремии (гл. 1–25, 46–52). Эти вставки — свидетельства важного этапа работы над составлением первого в России полного свода библейских книг при новгородском архиепископе Геннадии.
#2
Дополненный текст переведен из Вульгаты католическим монахом Вениамином, который в начале 1590-х гг. составил корпус библейских текстов, не представленных в славянском переводе. Тетради с новым переводом с латыни буквально успели вставить в уже готовую, но еще не переплетенную книгу — об этом свидетельствует сбой в потетрадной нумерации кодекса. На полях рукописи встречаются глоссы с пояснениями непонятных названий. Такие черты обличают в заказчике рукописи — священноиноке Досифее — подлинного знатока книжности.
Редкой особенностью рукописи является употребление глаголицы в заглавиях и отдельных словах — всего в книге ок. 80 таких случаев. Эта традиция восходит к списку Упыря Лихого и еще ранее — к южнославянским скрипториям Х в., в которых глаголица использовалась с декоративными целями (написание заголовков, инициалов, выделение начала библейских статей).
В книге читается запись (л. 595 об.) с указанием времени создания книги и имени писца (тайнописью) и запись об отправлении этой рукописи игуменом Досифеем в Соловецкий монастырь. Здесь же помещен рукописный экслибрис Досифея, которым он отмечал принадлежащие ему книги. Досифей входил в круг книжников при архиепископе Геннадии, трудившихся над созданием библейского свода — известной Геннадиевской Библии 1499 г. Корпус заказанных Досифеем в Новгороде четьих книг стал основой знаменитой Соловецкой библиотеки, рукописная часть которой с 1928 г. хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (фонд 717).
#3
Литература
Калугин В. В. Из истории глаголицы в Древней Руси: (Толковые пророчества 1047 года) // Труды Отдела древнерусской литературы / Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) РАН; отв. ред. О. В. Панченко. СПб.: Росток, 2016. Т. 64. С. 769-796.
Читать аннотацию полностью
Книжный памятник оцифрован в рамках госконтракта № 7/14-19 от 05 августа 2019 года. Исполнитель: РНБ.
Сколько пророков в Библии?
Ответ
Пророком в Библии был тот, кто открывал Божьи послания другим. Некоторые, как Моисей, слышали непосредственно от Бога и передавали слова письменно или устно. Некоторые, как Иосиф и Даниил, истолковывали сны и/или видения других. Сообщения могут быть пророчествами о будущем, сообщениями для слушателя или предупреждениями для других. Жизнь благочестивого пророка никогда не была легкой (см. Деяния 7:52). Вот список пророков из Библии:
Пророки Ветхого Завета
• Ной: Ной был пророком в том смысле, что Бог говорил с ним о будущем, и он, возможно, проповедовал суд над другими. Бытие 7:1–4; 8:16–17, 21–22; а в 9:1–16 записано время, когда Бог напрямую говорил с Ноем. Послание к Евреям 11:7 иногда интерпретируется как означающее, что Бог сказал Ною проповедовать против злых людей, рядом с которыми он жил, но слова «верой своей он осудил мир» также могут означать, что вера Ноя была примером того, как они должны были действовать. и доказательство того, что вера возможна.
• Авраам: Бог несколько раз говорил с Авраамом. Многие из их бесед были наполнены наставлениями, но Бог также дал Аврааму возможность заглянуть в будущее. На самом деле, при их первой встрече Бог сказал Авраму покинуть свою страну и отправиться в новое место (Бытие 12:1), а затем сразу же перешел к благословению, которое удвоилось как пророчество о будущем (Бытие 12:2– 3).
• Иаков: В Бытие 28:10–22 Иакову приснилась лестница на небо и повторение Божьего обетования его отцу Аврааму. В Бытие 49, Иаков дал точное пророчество о будущем потомков своих сыновей.
• Иосиф: В нашем первом знакомстве с Иосифом, в Бытие 37:3–11, он рассказал о двух своих снах – пророчествах о том, что однажды он будет править своими братьями и родителями. Его сны настолько рассердили его братьев, что они продали его в рабство, что в конечном итоге привело его к такому высокому политическому положению, что им пришлось приходить к нему за едой, тем самым исполнив его мечту. Однако до того, как Иосиф достиг этого положения, он истолковал сны виночерпия и пекаря фараона (Бытие 40), а затем собственный сон фараона (Бытие 41:1–40).
• Моисей: Большая часть книг Исход, Левит, Числа и Второзаконие наполнены Божьими посланиями к Моисею и через него. Они начинаются в Исходе 3, когда Бог призвал Моисея из горящего куста вернуться в Египет, чтобы произнести приговор фараону и спасти израильтян. Пророчества Моисея включают в себя как упрек израильтянам, так и предсказания будущего. Бог говорил с Моисеем больше, чем с кем-либо еще в Библии.
• Аарон: Когда Моисей пожаловался, что он плохой оратор, Бог сделал его брата Аарона своим рупором. В Исход 7:1–7 Аарон начал свою карьеру как Божий пророк, упрекая и предупреждая других.
• Мириам: В Исход 15:20 сестра Моисея, Мариам, названа пророчицей. Мы не знаем конкретно, какое послание дал ей Бог, за исключением песни, которую она поет в стихе 21. Однако в Числах 12 мы находим, что ни ее, ни Аарона суды не всегда основывались на Божьем руководстве.
• Семьдесят старейшин Израиля: Хотя Бог снабдил израильтян манной и водой, они также требовали мяса. Бог обещал исполнить. При подготовке Моисей приказал семидесяти старейшинам прийти в скинию собрания, и Святой Дух временно наделил их способностью пророчествовать (Числа 11:25).
• Эльдад и Медад: Эльдад и Медад были двумя из семидесяти старейшин, но по неизвестной причине они остались в стане и не пошли в шатер собрания. В любом случае Святой Дух нашел их, и они пророчествовали недолго (Числа 11:26).
• Валаам: Валаам отличается тем, что является истинным пророком, который также был злым человеком. Царь Моава пытался подкупить его, чтобы он проклял Израиль. Валаам пытался, но его страх перед Богом, его честность как пророка и его упрямая ослица преодолели его жадность (Числа 22–24). Грех Валаама предостерегается в Иуды 1:11.
• Елиуй: хорошо известны трое друзей Иова, которые не очень-то поддерживают его, но в середине их совета появился Елиуй. Его длинное послание (Иов 32–35) осудило трех других друзей, упрекнуло Иова в том, что он не доверяет Богу, и напомнило им всем, что Бог справедлив.
• Иисус Навин: Когда Моисей умер, Иисус Навин принял командование кампанией израильтян в Землю Обетованную. В Иисусе Навине 1:1–9 Бог воодушевил его на предстоящую трудную задачу и пообещал успех. Он также дал Иисусу Навину предостережение повиноваться закону, который Бог дал Моисею.
• Девора: Девора — единственная зарегистрированная женщина-судья Израиля, и Судей 4:4 указывает, что она также была пророчицей. В Судей 4:6–7 Девора либо передала Божью весть военачальнику Вараку, либо навязала ее; в Судей 4:9 она рассказала пророчество о будущих событиях.
• Гедеон: Гедеон был одним из самых неохотных библейских пророков. В Книге Судей 6–8 Бог вел Гедеона собрать небольшую армию и уничтожить угнетающих мадианитян и амаликитян. Неясно, был ли Гедеон тем пророком, который передал Божье обетование в Судей 6:8–10.
• Самуил: Свое первое послание от Бога Самуил получил в 1 Царств 3:4, когда был еще маленьким мальчиком. Он провел свою жизнь как посланник Бога; двумя из его самых значительных действий было помазание Саула (1 Царств 9) и Давида (1 Царств 1:13) на царство. Слова Самуила о Божьей мудрости, обращенные к Саулу, по большей части остались без внимания, и Самуил даже вернулся из могилы, чтобы объявить о Божьем наказании за непослушание Саула (1 Царств 28:15–19).
• Процессия пророков: Вскоре после помазания Саула на царство он встретился с семьюдесятью пророками и присоединился к ним (1 Царств 10:10).
• Царь Саул: Самуил дал Саулу конкретные инструкции сразу после того, как Самуил помазал его на царство. Следуя указаниям Самуила, Саул встретился с группой пророков и пророчествовал с ними (1 Царств 10:10).
• Гад: преследуемый Саулом, Давид и группа его последователей спрятались в крепости. Пророк Гад послал ему слово от Бога о том, что ему делать дальше (1 Царств 22:5).
• Натан: кажется, что Натан был основным связующим звеном Давида со словами Бога. Во 2 Царств 7:4–17 Натан сказал Давиду, что Соломон построит храм. Во 2 Царств 12: 1–15 Натан упрекнул Давида в прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве ее мужа.
• Давид: Во времена царей Бог имел тенденцию говорить с царем через пророков, а не напрямую, как это было с Авраамом, Моисеем, Иисусом Навином, Деворой и Гедеоном. Однако Давид, должно быть, получил какое-то послание от Бога, поскольку многие из его псалмов пророчат пришествие Иисуса (Псалом 8; 22; 110).
• Асаф: Асаф был одним из лидеров поклонения, назначенным царем Давидом. Он был левитом и плодовитым писателем — многие псалмы были написаны либо им, либо вдохновленной им гильдией. Его песни пели вместе с песнями Давида во времена Езекии (2 Паралипоменон 29).:30).
• Музыканты в скинии: Первая Паралипоменон 25:1–7 перечисляет музыкантов, которым Давид поручил играть перед скинией, и определяет их как пророков. Среди них Хеман, внук Самуила; Джедутун; и Асаф, а также их сыновья.
• Авторы псалмов: многие из псалмов, помимо тех, которые прямо идентифицированы как написанные Давидом, относятся к грядущему Христу, включая псалмы 2, 18, 89 (Ефана Езрахитянина), 132 и многие другие.
• Царь Соломон: В 1 Царств 3 Бог во сне спросил Соломона, хочет ли Соломон чего-нибудь от Него. Соломон выбрал мудрость.
• Агур: Агур, сын Иекея, упоминается как автор 30-й главы Притч. Больше о нем ничего не известно.
• Ахия: К сожалению, Соломон не всегда пользовался своей мудростью. Он женился на слишком многих женщинах и был втянут в поклонение их богам. В 3 Царств 11: 29–39 Ахия сказал Иеровоаму, что после смерти Соломона он возьмет на себя командование десятью коленами Израиля. Несколько лет спустя Ахия сказал жене Иеровоама, что из-за греха Иеровоама против Бога не только умрет их сын, но и прекратится весь род Иеровоама (3-я Царств 14:1–18).
• Иддо: Пророк Иддо упоминается несколько раз, и по крайней мере один отрывок предполагает, что когда-то у него была собственная книга, но в Библии о нем мало что написано. Иддо предсказал восстание Иеровоама (2 Паралипоменон 9:29) и написал летопись Ровоама (2 Паралипоменон 12:15) и Авии (2 Паралипоменон 13:17).
• Шемаия: После того, как десять северных колен последовали за Иеровоамом, сын Соломона Ровоам подготовил южные колена к битве. Бог послал Шемаию сказать им вернуться домой (3 Царств 12:22).
• Божий человек из Иудеи: Бог послал этого безымянного пророка в Вефиль, чтобы противостоять греху царя Иеровоама (3-я Царств 13:1–10). Бог сказал этому пророку не есть и не пить в пути и вернуться домой в Иудею другим путем, чем он прошел. Говоря с царем, пророк сделал знак, подтверждающий достоверность его слов: жертвенник, которым пользовался Иеровоам, раскололся надвое, и пепел рассыпался. Когда царь попытался арестовать человека Божия, рука царя иссохла; когда человек Божий помолился за царя, рука царя исцелилась.
• Старый пророк в Вефиле: Этот безымянный пророк перехватил человека Божьего по пути домой в Иудею и обманом заставил его пообедать в его доме (3-я Царств 13:11–32). Таким образом, старый пророк заставил человека Божия из Иудеи не повиноваться повелению Господа. В результате человек Божий из Иудеи был растерзан на пути львом. Старый пророк похоронил человека Божия и поручил своим сыновьям когда-нибудь похоронить его рядом с человеком Божьим.
• Азария: В Библии упоминается несколько Азарий, в том числе царь-долгожитель Иудеи (4 Царств 15), но только один конкретно назван пророком. Он передал Божье предупреждение царю Асе, побудив его избавить народ Иудеи от идолов (2 Паралипоменон 15:1–7).
• Ханани: Хотя царь Аса доверял Богу, он также подкупил царя Сирии, чтобы тот разорвал договор с царем Израиля Ваасой. Ханани сказал Асе, что Бог уничтожил бы сирийского царя ради него, если бы он последовал за Господом. В ответ Аса посадил Ханани в колодки в тюрьме и выместил свой гнев на некоторых из его людей (2 Паралипоменон 16: 7–10).
• Ииуй: Пророк Ииуй жил во времена царя Ваасы и был сыном Ханани. Ииуй объявил Божий суд над Ваасой, сказав, что из-за его греха псы и птицы будут есть тела его семьи (3 Царств 16:1–7).
• Илия: Илия был, вероятно, самым значительным пророком, который не написал своей собственной книги. Он провозглашал слово Божье в северном Израильском царстве во времена злого царя Ахава. Именно он позаботился о том, чтобы вдова всегда снабжалась маслом и мукой (3 Цар. 17:8–16), воскресил сына той же вдовы из мертвых (3 Цар. 17:17–24), у которого были разборки со священниками Ваала на горе Кармил (1 Царств 18:17–40), и который был укреплен тихим голосом Бога в его усталости и депрессии (4 Царств 2: 1–11). В конце его жизни огненная колесница унесла его на небеса, и его мантия досталась Елисею как его преемнику (4 Царств 2:1–12).
• Безымянный пророк: Когда северному Израильскому царству угрожала Сирия, этот пророк заверил царя Ахава, что Израиль восторжествует с Божьей помощью. Ахав одержал победу — дважды. Но он оставил в живых Венадада, царя Сирии. Другой или, может быть, тот же самый пророк переоделся раненым воином и пророчествовал против Ахава за то, что тот не убил Венадада (3 Цар. 20).
• Михей: По какой-то причине добрый царь Иудеи Иосафат неплохо ладил со злым царем Израиля Ахавом. Ахав пригласил Иосафата сражаться вместе с ним против Рамофа Галаадского, и Иосафат согласился, но не раньше, чем нашел пророка, чтобы попросить Божьего руководства. У Ахава было четыреста лжепророков, которые говорили им, что Бог с ними, но Иосафат настоял на пророке, который действительно слышал от Бога. Ахав знал одного, но не хотел звонить ему, так как никогда не мог сказать ничего хорошего. Михей открыл, что Бог послал лживого духа к четыремстам пророкам, чтобы соблазнить Ахава на смерть. Ахав все равно пошел в бой и был поражен случайной стрелой (3 Царств 22: 13–28).
• Иахазиил: Когда ему угрожали моавитяне и аммонитяне, царь Иосафат предпринял необычный шаг: постился и призывал всю Иудею искать помощи у Бога. Бог ответил через Иахазиила, который пророчествовал, что Иудея уничтожит своих врагов, и даже дал совет, как добиться разгрома (2 Паралипоменон 20: 1–23).
• Элиэзер: Обычно мудрый Иосафат присоединился к злобному царю Израиля Охозии, чтобы построить несколько кораблей. Элиезер противостоял Иосафату, говоря, что, поскольку он присоединился к Охозии, Бог разрушит то, что он создал. Корабли потерпели крушение, не успев достичь места назначения (2 Паралипоменон 20:35–37).
• Неизвестные пророки: Во времена Илии и Елисея жили разные пророки, принадлежащие к школе пророков. Об этих пророках ничего не известно, за исключением того, что некоторые жили в Вефиле (4 Цар. 2:3), а некоторые — в Иерихоне (4 Цар. 2:5), и все они раздражали Елисея, напоминая ему о скором уходе Илии.
• Елисей: Елисей был преемником Илии и вторым по значимости пророком без книги. Он провел семь или восемь лет в качестве ученика Илии, прежде чем Илия был взят на небеса. Затем он помог уничтожить организованное поклонение Ваалу (4 Царств 10:28), вернул к жизни сына вдовы (4 Царств 4:18–37) и вылечил Неемана от проказы (4 Царств 5). Его сила и власть через Бога были настолько велики, что, когда мертвец был брошен в могилу Елисея, этот человек вернулся к жизни (4 Царств 13:2–21).
• Священник Захария: Когда царь Иоас был младенцем, он был спрятан от своей отцеубийственной бабушки Гофолии и воспитывался священником Иодаем до тех пор, пока священники не смогли организовать смерть царицы. Иоас начинал как очень хороший царь, но, как и многие другие, стал слишком полагаться на себя. После смерти Иодая Иоас быстро стал поклоняться идолам. Когда сын Иодая, Захария, противостоял Иоасу и народу, царь приказал побить его камнями (2 Паралипоменон 24:20–22).
• Иона: Иона больше всего известен благодаря книге, носящей его имя, и его большому нежеланию идти в Ниневию. Но он также служил пророком в Израиле во времена Иеровоама II. Хотя царь был таким же злым, как и все остальные, Бог еще не хотел, чтобы Израиль был уничтожен. Он послал Иону к Иеровоаму и побудил его восстановить границу против их врагов (4 Царств 14:23–27).
• Иоиль: После того, как посевы Иуды были уничтожены стаей саранчи, Иоиль сравнил опустошение с тем, что сделал бы Бог, если бы люди не вернулись к Нему. Иоиль также предсказал излияние Святого Духа в Пятидесятницу (Иоиль 2:28; ср. Деяния 2:16–21).
• Амос: Амос был иудейским пастухом, которому было поручено пророчествовать против Израиля. Его предупреждения были проигнорированы, и через некоторое время Израиль был взят в плен Ассирией.
• Осия: Бог часто просил Своих пророков о многом, и Осия был ярким примером. Чтобы проиллюстрировать неверность северного Израильского царства, Бог повелел Осии жениться на блуднице, которая осталась неверной после того, как они поженились. Чтобы показать, как Бог жаждал простить Свой народ, Он сказал Осии вернуть Гомерь. В дополнение к посланию Израилю о Божьей верности Осия включает пророчество о том, что язычники однажды последуют за Богом (Осия 2:23).
• Исайя: Исайя является рекордсменом по количеству цитируемых в Новом Завете пророков. Он был советником царя Иудеи Езекии, но ему также пришлось ходить босиком и нагим в течение трех лет в знак предзнаменования против Египта и Хуша. Его книга содержит пророчества об Иисусе и Иоанне Крестителе, и Иисус использовал Исайю 61:1–2, чтобы начать Свое служение в Назарете. Возможно, что Исайя также был священником (Исайя 6:4).
• Михей: Михей служил пророком во время правления Иоафама, Ахаза и Езекии в Иудее. В его послании осуждение греха смешивалось с обещанием грядущего Мессии. В его книге есть единственное упоминание о Вифлееме как о месте рождения Мессии.
• Одед: Хотя цари Иудеи в целом были лучше царей Израиля, все же были некоторые, кто поклонялся идолам и даже приносил в жертву своих детей. Когда Ахаз сделал это, Бог привел сирийцев, чтобы наказать их. Сирийцы убили не менее 120 000 человек и взяли в плен 200 000 человек. Пророк Одед по повелению Бога остановил их, сказав захватчикам, что они зашли достаточно далеко и должны освободить пленников и вернуть добычу, что они и сделали (2 Паралипоменон 28:1–15).
• Софония: Софония был еще одним пророком, предупредившим Иудею об их надвигающейся гибели. Он осудил их идолопоклонство в их действиях и в их сердцах. Но он также передал обещание Бога, что остаток вернется.
• Наум: Через сто пятьдесят лет после Ионы у Ниневии не было второго шанса. Наум пообещал, что дни Ассирии сочтены и что Иудея будет избавлена от их угрозы.
• Олда: Олда была одной из немногих женщин, названных в Библии пророчицами. Когда священник Хелкия нашел в храме Книгу Закона и отнес ее царю Иосии, царь обратился к Оллде, чтобы узнать, что им делать. Она утверждала, что отвержение Иудой Бога означает, что нация будет уничтожена, но из-за покаяния Иосии это произойдет не в его время (4 Царств 22:8–20).
• Иеремия: Иеремия был одним из последних пророков Иудейского царства и беспомощно наблюдал, как его разбирали вавилоняне. Известный как «плачущий пророк» из-за того, как его слова от Бога повлияли на него, Иеремия также дал людям слово надежды, что они вернутся из плена через 70 лет. Его совет подчиниться Божьему суду был проигнорирован, и в конце концов он был взят в Египет с остатком царской семьи (4 Царств 25:26). Иеремия также написал книгу Плач, плач о падении Иерусалима.
• Урия: Иеремия был не одинок в своей неблагодарной работе. Урия также пророчествовал против зла в Иудее. Его выследил и убил царь Иоаким (Иеремия 26:20–23).
• Аввакум: В такой короткой книге Аввакум много рассказал. Он предсказал падение Ассирии, вавилонское изгнание и грядущую победу персов. Его пророчества были раскрыты в контексте разговора с Богом, в котором Аввакум задавал Богу вопросы, и Бог отвечал.
• Авдия: Как и у Ионы, у пророка Авдия была весть для народа, отличного от Израиля или Иудеи. Он пророчествовал против Эдома, потомков Исава, брата Иакова. Эдом фактически исчез после их удаления из Петры в пятом веке до нашей эры.
• Даниил: Даниил был одним из первых евреев, отправленных в плен в Вавилон. Будучи частью царского двора, Даниил прошел обучение, чтобы стать чиновником в Вавилоне. Однако Навуходоносор получил больше, чем рассчитывал, когда обнаружил, что Даниил не только умен, но и может толковать сны. Даниил служил нескольким поколениям лидеров, включая Валтасара, который увидел надпись на стене, и Дария, который пришел в ужас, обнаружив, что его обманом заставили отправить Даниила в ров со львами. В видениях и встречах с ангелами в Дан. 7–12 Даниил открыл о последних временах больше, чем любая другая книга, кроме Откровения.
• Иезекииль: книга пророчеств Иезекииля кажется несколько психоделической, с ее странными видениями. Иезекииль был священником, сосланным в Вавилон во время второй волны депортации, и передал мятежному народу Божий суд. Он также сделал несколько пророчеств о будущем, в том числе о пришествии Иисуса, Новом Иерусалиме (Иезекииль 48:30–35) и тысячелетнем царстве (Иезекииль 44). Иезекииль был одним из немногих пророков, которые охотно распространяли Божью весть, несмотря на то, с каким сопротивлением он сталкивался, хотя, возможно, это произошло потому, что Бог сказал ему, что если он не будет пророчествовать, то он будет нести ответственность за души тех, кого он не предупредил ( Иезекииль 33).
• Аггей: Аггей работал с Захарией и Зоровавелем, чтобы вернуть евреев, вернувшихся из изгнания, в нужное русло. В частности, он призвал людей серьезно задуматься о своих приоритетах и восстановить храм.
• Пророк Захария: Сын Берехии вместе с пророком Аггеем призвали евреев закончить восстановление храма в Иерусалиме после вавилонского плена. В серии из восьми связанных видений Захария получил обширную весть о Божьем плане для израильтян. По пути он довольно много говорил о Мессии и о том, что за Ним последуют люди со всего мира.
• Малахия: Он был последним пророком, пророчествующим в Израиле, пока ангел не посетил Захарию, отца Иоанна Крестителя. Таким образом, послание Малахии было призывом к послушанию и обещанием грядущего Мессии. После оракула Малахии последовало 400 лет божественного молчания.
Пророки в Новом Завете
• Захария, отец Иоанна Крестителя: Захария был священником и был избран для воскурения фимиама в храме. Внутри появился ангел и сказал ему, что его пожилая жена забеременеет от сына. Они должны были назвать его Иоанном, и он должен был обратить сердца людей обратно к Богу (Луки 1:8–23). Захария также пророчествовал после рождения Иоанна (Луки 1:67–79).).
• Мария: Марии, обрученной деве, Гавриил сказал, что она забеременеет Мессией (Луки 1:26–28). Ее пророчество находится в Луки 1:46–55.
• Иосиф: Иосиф получил сообщение от ангела о том, что Мария беременна Мессией (Матфея 1:20).
• Елизавета: Когда Мария была беременна Иисусом, она посетила свою кузину Елизавету, которая была беременна Иоанном Крестителем. Когда они встретились, Елизавета исполнилась Святого Духа и провозгласила, что ребенок Марии был Мессией (Луки 1:41–45).
• Симеон: Симеону, праведному старцу, было обещано Богом, что он увидит Мессию перед смертью. Когда Иосиф и Мария пришли в храм с младенцем Иисусом, Симеон сразу понял, Кто Он такой, и предупредил Марию, что она будет страдать (Луки 2:22–35).
• Анна: Анна была пожилой пророчицей, которая целыми днями поклонялась в храме. Она тоже знала, что младенец Иисус был долгожданным Мессией (Луки 2:36–38).
• Иоанн Креститель: Святой Дух могущественно сошел на Иоанна, и пророк провел свою жизнь, увещевая людей исповедовать свои грехи, обратиться к Богу и следовать за Иисусом (Иоанна 1:19).–28).
• Филипп: евангелист Филипп был одним из первых верующих с миссией. Ангел велел Филиппу отправиться в безлюдное место, где он нашел эфиопского придворного, едущего на своей колеснице. Филипп свидетельствовал ему, и чиновник принял Христа и крестился (Деяния 8:26–40).
• Павел: Павел был пророком как в пророческих обличающих словах, которые он писал в своих письмах, так и в своих пророчествах о конце времен. Его письма к Фессалоникийцам, в частности, содержат информацию о восхищении (1 Фессалоникийцам 4:13–18), грядущем суде (2 Фессалоникийцам 1:5–12) и антихристе (2 Фессалоникийцам 2:1–11).
• Петр: Петр имел преимущество проводить много времени с Иисусом во время Его трехлетнего служения, но он также слышал с небес после вознесения. После того, как царь Ирод убил Иакова, брата Иоанна, он заключил в тюрьму Петра. Ангел пришел к Петру, заговорил с ним и помог ему спастись (Деяния 12:6–12). Во 2 Петра 3 апостол и пророк предсказывает события, связанные с Днем Господним.
• Варнава, Луций Киринеянин, Манахен и Симеон Нигер: Эти четыре человека названы пророками в Деяниях 13:1.
• Иуда Варсава и Сила: Иуда и Сила названы пророками в Деяниях 15:30–33.
• Четыре дочери Филиппа: Эти женщины названы пророчицами в Деяниях 21:7–8.
• Агав: Агаву, пророку ранней церкви, была незавидна задача предсказать будущее заключение Павла (Деяния 21:10–11).
• Иоанн: Апостол Иоанн, брат Иакова, пожалуй, самый известный пророк Нового Завета. Его книга «Откровение» наполнена предостережениями для церквей и пророчествами о последних временах.
• Два свидетеля: Последние обещанные нам пророки — это два свидетеля, которые появятся во время скорби. Они будут творить знамения и пророчествовать в Иерусалиме в течение 1 260 дней, будут убиты, а затем вернутся к жизни (Откровение 11:3–12).
Лжепророки
• Седекия: Седекия, сын Хенааны, по-видимому, был лидером четырехсот лжепророков, подстрекавших Ахава и Иосафата к войне против Рамофа Галаадского. Оказалось, что у них у всех был лживый дух, посланный Богом с целью соблазнить Ахава на смерть (3 Царств 22: 1–12).
• Анания: Годы, предшествовавшие вавилонскому плену, были страшными для неверующих евреев, и Иеремия продолжал говорить им подчиниться вавилонянам и довериться Богу, чтобы вернуть их из плена. Такие пророки, как Анания, публично противоречили пророчествам Иеремии и отрицали, что Бог гневается на Свой народ (Иеремия 28).
• Ахав и Седекия: В своем письме к вавилонским пленникам Иеремия ободрял их обещанным возвращением в Иудею и предсказывал большие трудности для тех, кто остался в Иерусалиме. Он особенно укорял Ахава, сына Колаии, и Седекию, сына Маасеи, которые ложно пророчествовали от имени Бога (Иеремия 29).: 15–23).
• Шемайя и Ноадия: Хотя Артаксеркс сказал вернувшимся изгнанникам в Иерусалиме, что они могут восстановить городскую стену, их соседи выступили против их усилий и угрожали им. Неемия прибыл из Вавилона с припасами и готовился к завершению стены. Шемаия пытался обманом заставить Неемию спрятаться в храме. Неясно, что сделали Ноадия и другие пророки, но Неемия доверился Богу и не попался в их ловушки (Неемия 6:9–14).
• Симон волхв: Симон был волхвом в Самарии, когда пришло Евангелие. Симон исповедовал принятие Христа, но он также хотел разделить силу апостолов. Получив упрек Петра, он попросил апостолов помолиться за него (Деяния 8:9).–24).
• Елима (он же Вар-Иисус): Варнава и Павел встретили на Кипре еврейского лжепророка Елиму. Елима пытался отвлечь проконсула от послания Павла и Варнавы, но Павел проклял его слепотой, и проконсул поверил (Деяния 13:4–12).
• Прорицательница: Павел и Сила гостили у Лидии в Филиппах, когда их встретила рабыня, одержимая духом прорицания. Молодая рабыня следовала за ними несколько дней, объявляя, кто они такие. Пол устал от ее нежелательных пророчеств и, наконец, приказал духу покинуть ее. Так и случилось, и владельцы девушки бросили Павла и Силу в тюрьму за то, что они разрушили их гадания (Деяния 16:16–24).
• Иезавель: В укоре Иисуса церкви в Фиатире Он осудил их принятие «женщины Иезавели, называющей себя пророчицей» и которая вела Божий народ к сексуальной безнравственности и идолопоклонству (Откровение 2:20–23). .
• Лжепророк: Точно так же, как у многих царей Иудеи и Израиля были определенные пророки, которые давали им Божье руководство, так и антихрист в конце времен будет иметь лжепророка. Его работа будет заключаться в том, чтобы побудить мир поклоняться антихристу, и он сможет совершать обширные чудеса, чтобы сбить мир с пути (Откровение 13:11–15; 16:13; 19).:20; 20:10).
Кто такой пророк в Библии?
ГлавнаяМатериалыУказательЛюди в БиблииБиблейские основы людей Пророк в Библии
Вопрос
Ответ
В общем смысле пророк — это человек, который говорит Божью истину другим. Английское слово пророк происходит от греческого слова пророков , что может означать «тот, кто говорит вперед» или «адвокат». Пророков также называют «провидцами» из-за их духовной проницательности или способности «видеть» будущее.
В Библии пророки часто играли как обучающую, так и разоблачающую роль, провозглашая Божью истину по современным проблемам, а также открывая подробности о будущем. Служение Исайи, например, касалось как настоящего, так и будущего. Он смело проповедовал против развращенности своего времени (Исаия 1:4) и излагал великие видения будущего Израиля (Исаия 25:8).
Пророки должны были верно говорить людям Слово Божье. Они сыграли важную роль в руководстве народом Израиля и создании церкви. Божий дом «утвержден на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефесянам 2:20).
В Библии упоминается более 133 названных пророков, в том числе 16 женщин. Кроме того, многие другие пророчествовали, например, 70 старейшин Израиля (Числа 11:25) и 100 пророков, спасенных Авдией (3 Царств 18:4). Первым названным пророком в Библии является Авраам. В Бытии 20:7 Бог говорил с Авимелехом во сне, говоря: «Итак, верни жену [Авраама], ибо он пророк, чтобы он помолился за тебя, и ты остался жив». Бог неоднократно открывал Себя Аврааму.
Иаков и Иосиф, потомки Авраама, оба видели сны о будущем, которые можно отнести к категории пророческих. Моисея называли «человеком Божьим» и считали великим пророком (Второзаконие 34:10). Иисус Навин и многие судьи служили пророками, а последний судья, Самуил, слушал голос Божий еще юношей (1 Царств 3:4). Позже он помазал Давида, который служил и царем, и пророком в Израиле.
Время Илии и Елисея было отмечено высоким уровнем пророческой деятельности. На самом деле школа пророков процветала еще при их жизни (см. 3-я Царств 20:35). И Илия, и Елисей также совершили множество чудес.
В Новом Завете Иоанн Креститель предсказал Мессию (Матфея 3:1). Сам Иисус пришел как пророк, священник, царь и Мессия, исполнив многие мессианские пророчества Ветхого Завета.
В раннюю церковь также входили пророки. Например, Анании было дано пророчество о будущем апостола Павла (Деяния 9:10–18). В Деяниях 21:9 упоминаются четыре дочери Филиппа, которые могли пророчествовать. Пророчество указано как духовный дар в 1 Коринфянам 12 и 14. В последние времена два «свидетеля» будут пророчествовать из Иерусалима (Откровение 11).
Обычно к пророкам, которых посылает Бог, относятся с презрением, а к их посланиям не прислушиваются. Исаия описал свой народ как «мятежный народ, лживые дети, дети, не желающие слушать наставления Господа. Они говорят провидцам: «Не видеть больше видений!», а пророкам: «Не давай нам больше видений о том, что правильно! Говорите нам приятное, пророчествуйте иллюзии» (Исаия 30:9–10). Иисус оплакивал, что Иерусалим убил пророков, посланных им Богом (Луки 13:34).
Конечно, не каждый, кто «провозглашает» весть, на самом деле является пророком Бога. Библия предостерегает от лжепророков, которые заявляют, что говорят от имени Бога, но на самом деле обманывают людей, которых должны информировать. Царь Ахав держал на службе 400 таких лжепророков, чтобы они говорили ему то, что он хотел услышать (2 Паралипоменон 18:4; ср. 2 Тимофею 4:3).