Просто христианство льюис: Просто христианство
Содержание
Просто христианство. Книга 1. Добро и зло как ключ к пониманию Вселенной — читать онлайн | Просто христианство. Книга 1. Добро и зло как ключ к пониманию Вселенной
Настройки
Проекты «Правмира»
- Pravmir.ru
- Матроны.RU
- Не инвалид.RU
- pravmir.com
- Форум
- Книги
- Лекторий
- Благотворительность
По книге: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я
По автору: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я
Рубрикатор
- Священное Писание
- Богословие
- История
- Монастыри и монашество
- Подвижники благочестия
- Богослужение
- О жизни христианской
- Церковно-богословские науки
- Церковные искусства
- Церковь и современный мир
- Научная литература
- Художественная литература
- Книги для детей
- Свидетели истории
- Книги на церковнославянском языке
- Справочные материалы
- Православная семья
- Акафисты и каноны
- Афон
- О молитве
- Аудиокниги
Новости
26. 11
Жизнь в присутствии зла. Иеромонах Иоанн (Гуайта)
24.12
«Это ты виновата, что папа умер!» История одной трагедии
24.12
В Кемерове сгорел частный дом престарелых. Погибли 22 человека
24.12
«Видела, как автобус набирает скорость». Студентка вытащила мальчика из-под колес
Все новости
Священное Писание
|
Научная литература
» Религиозная философия
Льюис Клайв Стейплз
Каждый слышал, как люди ссорятся между собой. Иногда это выглядит смешно, иногда — просто неприятно; но как бы это ни выглядело, я считаю, что мы можем извлечь для себя кое-какие важные уроки, слушая, что ссорящиеся говорят друг другу.
Читать онлайн
Скачать:
EPUBFB2MOBIPOCKETAUDIOHTML
Код вставки на сайт
Содержание
- Предисловие
- 1. 1. Закон человеческой природы
- 1.2. Некоторые возражения
- 1.3. Реальность закона
- 1. 4. Что скрывается за законом
- 1.5. У нас есть основание для беспокойства
Создание сайта: Hamburg Church Studio и itmedia.by
Клайв Стейплз Льюис: Просто христианство == БИБЛИЯ-ЦЕНТР
Клайв Стейплз Льюис
Я сказал в одной из предыдущих глав, что целомудрие — едва ли не самая непопулярная из христианских добродетелей. Но я не уверен, что был прав. Пожалуй, есть добродетель еще менее популярная, чем целомудрие. Она выражается в христианском правиле: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Непопулярна она потому, что христианская мораль включает в понятие «твоего ближнего» и «твоего врага»… Итак, мы подходим к ужасно тяжелой обязанности прощать своих врагов.
Каждый человек соглашается, что прощение — прекрасная вещь, до тех пор, пока сам не окажется перед альтернативой прощать или не прощать, когда прощение должно исходить именно от него. Мы помним, как оказались в такой ситуации в годы войны. Обычно само упоминание об этом вызывает бурю, и не потому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной. Нет, просто прощение такого рода кажется им недопустимым, им ненавистна самая мысль о нем. «Нас тошнит от подобных разговоров»,— заявляют они. И половина из вас уже готова меня спросить: «А как бы вы относились к гестапо, если бы были поляком или евреем?»
Я сам хотел бы это знать. Точно так же как хотел бы знать, что мне делать, если передо мной встанет выбор: умереть мученической смертью или отказаться от веры. Ведь христианство прямо говорит мне, чтобы я не отказывался от веры ни при каких обстоятельствах. В этой книге я не пытаюсь сказать вам, что я мог бы сделать, — я могу сделать крайне мало. Я пытаюсь показать вам, что представляет из себя христианство. Не я его придумал. И в самой сердцевине его я нахожу эти слова: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Здесь нет ни малейшего намека на то, что прощение дается нам на каких-то других условиях. Слова эти совершенно ясно показывают, что если мы не прощаем, то не простят и нас. Двух путей здесь нет. Так что же нам делать?
Что бы мы ни пробовали делать, все будет трудно. Но я думаю, две вещи мы можем сделать, и они облегчат нам нашу трудную задачу. Приступая к изучению математики, вы начинаете не с дифференциального исчисления, а с простого сложения. Точно так же, если мы действительно хотим (а все зависит именно от нашего желания) научиться прощать, нам, наверное, следует начать с чего-то полегче, чем гестапо. Например, с того, чтобы простить мужа, или жену, или родителей, или детей, или ближайших соседей за что-то, что они сказали или сделали на прошлой неделе. Это, возможно, захватит наше внимание. Затем нам надо понять, что значит «любить ближнего, как самого себя». А как я люблю себя?
Вот сейчас, когда я подумал об этом, я понял, что у меня нет особой нежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственное общество. Значит, слова «возлюби ближнего своего», очевидно, не означают «испытывай к нему нежность» или «находи его привлекательным». Впрочем, так и должно быть, потому что, конечно же, как бы вы ни старались, вы не заставите себя почувствовать нежность к кому бы то ни было. Хорошо ли я отношусь к самому себе? Считаю ли я себя приятным человеком? Что ж, боюсь, что минутами — да (и это, несомненно, худшие мои минуты). Но люблю я себя не поэтому; не потому, что считаю себя славным парнем. На деле все наоборот, а именно: любовь к себе заставляет меня думать, что я, в сущности, славный парень. Следовательно, и врагов своих мы можем любить, не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи.
Давайте продвинемся еще на шаг вперед. В моменты просветления я не только не считаю себя приятным человеком, но, напротив, нахожу себя просто отвратительным. Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил. Значит, мне, по всей видимости, дозволяется ненавидеть и некоторые поступки моих врагов. И вот уже мне вспоминаются слова, давно произнесенные христианскими учителями: «Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его». Или иначе: «Ненавидеть грех, но не грешника». Долгое время я считал это различие глупым и надуманным; как можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не ненавидеть его самого? Но позднее я понял, что годами именно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе. Как бы я ни ненавидел свою трусость или лживость, или жадность, я тем не менее продолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно. Фактически я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя. Именно поэтому так огорчало меня то, что я делал, каким я был. Следовательно, христианство не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова, которые мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком.
Проверить себя можно следующим образом. Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: «Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал». Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали,— законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который — пройди он его до конца — заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее.
Стоит дать волю этому чувству, и через какое-то время захочется, чтобы серое, а потом и белое тоже стало черным. В конце концов появится желание все, буквально все — Бога, и наших друзей, и себя самих — видеть в черном свете. Подавить его уже не удастся. Атмосфера безудержной ненависти поглотит такую душу навеки.
Попытаемся продвинуться еще на шаг вперед. Означает ли «Возлюби врага своего», что мы не должны его наказывать? Нет: ведь и то, что я люблю самого себя, не значит, что я всячески должен спасать себя от заслуженного наказания, вплоть до смертной казни. Если вы совершили убийство, то по христианскому принципу надо сдаться в руки властям и испить чашу даже до смерти. Только такое поведение было бы правильным с христианской точки зрения. Поэтому я полагаю, что судья-христианин абсолютно прав, приговаривая преступника к смерти, прав и солдат-христианин, когда убивает врага на поле сражения. Я всегда придерживался этого мнения с тех пор, как сам стал христианином, задолго до войны, и сегодня держусь его. Известное «Не убий» приводится в неточном переводе. Дело в том, что в греческом языке есть два слова, которые переводятся как глагол «убивать». Но одно из них значит действительно просто «убить», тогда как другое — «совершить убийство». И во всех трех Евангелиях — от Матфея, Марка и Луки,— где цитируется эта заповедь Христа, употребляется именно то слово, которое означает «не совершай убийства». Мне сказали, что такое же различие существует и в древнееврейском языке. «Убивать» — далеко не всегда означает «совершать убийство», так же как половой акт не всегда означает прелюбодеяния. Когда воины спросили у Иоанна Крестителя, как им поступать, он и намека не сделал на то, что им следует оставить армию. Ничего такого не требовал и Сам Иисус, когда, например, встретился с римским сотником. Образ рыцаря-христианина, готового во всеоружии защищать доброе дело, — один из великих образов христианства. Война — вещь отвратительная, и я уважаю искреннего пацифиста, хотя считаю, что он полностью заблуждается. Кого я не могу понять, так это полупацифистов, встречающихся в наши дни, которые пробуют внушить людям, что если уж они вынуждены сражаться, то пусть сражаются, как бы стыдясь, не скрывая, что делают это по принуждению. Подобный стыд нередко лишает прекрасных молодых военных из христиан того, что принадлежит им по праву и является естественным спутником мужества, а именно — бодрости, радости и сердечности.
Я часто думаю про себя, что бы случилось, если бы, когда я служил в армии во время первой мировой войны, я и какой-нибудь молодой немец одновременно убили друг друга и сразу же встретились после смерти. И, знаете, я не могу себе представить, чтобы кто-то из нас двоих почувствовал обиду, негодование или хотя бы смущение. Думаю, мы просто рассмеялись бы над тем, что произошло.
Я могу себе представить, что кто-нибудь скажет: «Если человеку дозволено осуждать поступки врага и наказывать и даже убивать его, то в чем же разница между христианской моралью и обычной человеческой точкой зрения?» Разница есть, и колоссальная. Помните: мы, христиане, верим, что человек живет вечно. Поэтому значение имеют только те маленькие отметины на нашем внутреннем «я», которые в конечном счете обращают душу человеческую либо в небесное, либо в адское существо. Мы можем убивать, если это необходимо, но не должны ненавидеть и упиваться ненавистью. Мы можем наказывать, если надо, но не должны испытывать при этом удовольствия. Иными словами, мы должны убить глубоко гнездящуюся в нас враждебность, стремление отомстить за обиды. Я не хочу сказать, что любой человек может прямо сейчас покончить с этими чувствами. Так не бывает.
Я имею в виду следующее: всякий раз, когда это чувство шевелится в глубине нашей души, заявляя о себе, день за днем, год за годом, на протяжении всей нашей жизни, мы должны давать ему отпор. Это тяжелая работа, но не безнадежная. Даже когда мы убиваем или наказываем, мы должны так относиться к врагу, как относились бы к себе, то есть желать, чтобы он не был таким скверным, надеяться, что он сумеет исправиться. Короче, мы должны желать ему добра. Вот что имеет в виду Библия, когда говорит, чтобы мы возлюбили своих врагов: мы должны желать им добра, не питая к ним особой нежности и не говоря, что они — славные ребята, если они не таковы.
Да, это значит любить и таких людей, в которых нет ничего вызывающего любовь. Но, с другой стороны, есть ли в каждом из нас что-нибудь так уж достойное любви и обожания? Нет, мы любим себя только потому, что это мы сами. Бог же предназначил нам любить внутреннее «я» каждого человека точно так же и по той же причине, по которой мы любим свое «я». В нашем собственном случае Он дал нам готовый образец (которому мы должны следовать), чтобы показать, как эта любовь работает. И, воспользовавшись собственным примером, мы должны перенести правило любви на внутреннее «я» других людей. Возможно, нам легче будет его усвоить, если мы вспомним, что именно так любит нас Бог: не за приятные, привлекательные качества, которыми, по нашему мнению, мы обладаем, но просто потому, что мы — люди. Помимо этого нас, право же, не за что любить. Ибо мы способны так упиваться ненавистью, что отказаться от нее нам не легче, чем бросить пить или курить.
Amazon.com: Mere Christian (Audible Audio Edition): Джеффри Ховард, К. С. Льюис, Blackstone Audio, Inc.: Audible Books & Originals
К сожалению, произошла ошибка. Пожалуйста, перезагрузите эту страницу и повторите попытку.
Предыдущая страница
C. S. Lewis Essential Audio Library
C. S. Lewis
#1 Бестселлер в европейской литературе
Аудиокнига Audible
0,00 $ Бесплатно с пробной версией Audible
Письма о болтовне
К. С. Льюис
11,930
№ 1 бестселлер в христианской классической и аллегорической художественной литературе
Audible Audiobook
$ 0,00 БЕСПЛАТНО С Звуковым испытанием
C. S. S. Lewis’s Mere Christianity: A Biography
Джордж М. Марсден
Audible Audiobook
$ 0.00 БЕСПЛАТНО Audible
.0003 C. S. Lewis
2,536
Audible Audiobook
$0.00 Free with Audible trial
Weight of Glory
C. S. Lewis
1,386
Audible Audiobook
$0.00 Free with Audible trial
Next страница
Предыдущая страница
Хроники Нарнии Полное аудио собрание
К. С. Льюис
15 241
# 1 бестселлер в антологиях научной фантастики
Audible Audiobook
$0. 00 Free with Audible trial
The Weight of Glory
C. S. Lewis
1,386
Audible Audiobook
$0.00 Free with Audible trial
God in the Dock: Essays on Theology and Этика
К. С. Льюис
Аудиокнига Audible
0,00 $ Бесплатно с пробной версией Audible
Прогресс Пилигрима: от этого мира до того, что должно быть
Джон Буньян
1 624
Аудиционный аудиокниг
$ 0,00 БЕСПЛАТНО СУДОВОГ Скептицизм
Тимоти Келлер
4,158
#1 Бестселлер в христианском евангелизме
Аудиокнига Audible
0,00 $ Бесплатно с пробной версией Audible
Next page
Previous page
A Little History of Philosophy
Nigel Warburton
Audible Audiobook
$0. 00 Free with Audible trial
Heretics
G. K. Chesterton
Audible Audiobook
0,00 $ Бесплатно с пробной версией Audible
Потому что Бог реален: шестнадцать вопросов, один ответ
Питер Дж. Крифт
Аудиокнига Audible
$ 0,00 БЕСПЛАТНО С Audible Trial
Karma Yoga
Swami Vivekananda
Audible Audiobook
$ 0,00 БЕСПЛАТНО С Аудируемой испытанием
.
Аудиокнига Audible
0,00 $ Бесплатно с пробной версией Audible
Следующая страница
Простое христианство: Руководство для читателей по христианской классике
Что делает книгу К. С. Льюиса « Простое христианство » столь неизменно привлекательной? В то время как популярность большинства книг ослабевает, апологетическая книга Льюиса продается в двадцать первом веке даже лучше, чем когда она была впервые опубликована. Только на английском языке с 2001 года она достигла примерно четырех миллионов экземпляров. Это по-прежнему любимая книга для тех, кто думает о христианстве или сомневается в своей вере. Обозреватель New York Times Дэвид Брукс пошутил, что, когда он размышлял о принятии христианства, знакомые прислали ему около трехсот книг, «только сто из которых были разными копиями книги К. С. Льюиса 9».0226 Простое христианство ».
Простое христианство изначально даже не было написано как книга. Он возник из четырех наборов радиообращений, которые Льюис дал на BBC в очень напряженные годы Второй мировой войны, с 1941 по 1944 год. Льюис опубликовал их в виде отдельных небольших буклетов вскоре после передач. Но только в 1952 году он собрал их в один том с новым введением под названием « Простое христианство ».
Учитывая замечательные успехи этой книги, возникает назидательный вопрос: каковы были качества проповеди веры Льюисом, которые сделали ее столь долговременной? Никто из нас не является другим К. С. Льюисом, но каждый из нас может научиться у него тому, как лучше всего донести свою веру до других.
1. Льюис искал вечные истины.
Одна из самых сильных привычек мышления как во времена Льюиса, так и в наши дни состоит в том, чтобы думать, что новое понимание самых основных аспектов жизни и реальности лучше, чем прежнее понимание. Льюис, изучавший историю, осознавал, что многие из «последних идей» нашего времени покажутся будущим поколениям странными. Когда сам Льюис был на пути к тому, чтобы стать христианином, он понял, что есть веская причина доверять идеям, которые существовали долгое время, а не последним причудам, которые приходят и уходят.
Соответственно, он определил «чистое христианство» как «веру, которая во все времена была свойственна почти всем христианам» (viii). Вместо того, чтобы представить новейшие современные идеи о христианстве, он представил существенное христианство, которое существовало «задолго до того, как я родился, и нравится мне это или нет» (ix).
Основание своего выступления на истории также означало, что он тщательно избегал представлять христианство как поддержку какого-то модного в настоящее время социального или политического дела — как он выразился, например, «христианство и вегетарианство» или «христианство и новый порядок». В Письма Баламута , старший черт Баллотка советует младшему черту Полыни внушить своему «пациенту» (молодому человеку, которому «опасно» стать истинным христианином), что христианство ценно главным образом теми превосходными аргументами, которые оно дает. позиции его политической партии (135). Такая пристрастность, предполагает Баламут, уведет молодого человека в сторону от рассмотрения более существенных вопросов.
«К.С. Льюис старался избегать попыток улучшить христианство современными теологическими причудами».
Точно так же Льюис старался избегать попыток улучшить христианство современными теологическими причудами. Это, по его словам, оказывается версиями «христианства и воды», которые разбавляют сущность по сути крепкого, меняющего жизнь напитка. В отличие от либерального экуменизма, который был так популярен в его время и предлагал в значительной степени демифологизированное христианство, Льюис настаивал на твердом присвоении центральных сверхъестественных утверждений, которые были евангельской вестью на протяжении веков.
2. Льюис связан с вечной человеческой природой.
Стремление Льюиса к вечным истинам на протяжении всей его жизни привело к тому, что он не только подчеркивал основные христианские доктрины, но и смог охватить широкую аудиторию. Изучая историю литературы, он стремился найти общие черты человеческой натуры, проявлявшиеся во многих обличьях в разное время и в разных местах. Поэтому, когда его попросили выступить на Би-би-си буквально перед всеми людьми в Англии, он знал, с чего начать — с обычного человеческого опыта.
Он начал с того, что обратился к личному опыту отдельных людей и их извечной убежденности в том, что во Вселенной действительно есть правильное и неправильное. Большинство людей могли признать, что другие люди (например, нацисты, с которыми они сражались) часто вопиющим образом не соответствовали должным стандартам правильного и неправильного. И если бы они были честными, они могли бы увидеть, что и сами не всегда соответствовали этим стандартам. Итак, Льюис начал с попытки культивировать чувство вины, которое было необходимым первым шагом к поиску лекарства.
3. Льюис поместил разум в контекст воображения.
Одной из наиболее поразительных особенностей Простое христианство является ясность языка, особенно эффективное использование воображения, метафор и аналогий. Иногда предполагают, что Льюис был в первую очередь рационалистическим апологетом, и отмахиваются от него без особого внимания или даже говорят, что такая рациональность устарела в двадцать первом веке. Но, как отмечают многие комментаторы, несмотря на то, что в Простое христианство , Льюис больше обращается к воображению. Как литератор и писатель, он понимал действительность через аналогии и образы. Итак, Льюис из Нарнии и другие его творческие работы — это также Льюис из «Простое христианство» .
Читатели, знакомые с Простое христианство , могут вспомнить некоторые из множества образов, которые Льюис использует для описания того, как стать христианином. Это все равно, что перейти от смерти к жизни, или сложить мятежное оружие и сдаться, или извиниться, или убить часть себя, или научиться ходить или писать, или купить Богу подарок за его собственные деньги. . Или это похоже на утопающего, схватившегося за руку спасателя, или на оловянного солдатика, или на оживающую статую, или на лошадь, превращающуюся в пегаса, или на стрелку компаса, качающуюся на север, или на темную оранжерею, преображающуюся вместе с крыша вдруг становится яркой на солнце. И многое другое.
4. «Простое» христианство включало требовательную евангельскую весть.
Льюис не пропагандировал «дешевую благодать» — если использовать термин, который придумал в ту же эпоху Дитрих Бонхёффер. «Простое» христианство — это не минимальное христианство. Это не легко и не безопасно. Скорее, читатели обнаруживают, что их увлекает понимание христианства, которое будет чрезвычайно требовательно лично к ним.
Их просят отказаться от самого своего «я» как суверенной сущности и пережить Христа, живущего в них. «Стать новыми людьми — значит потерять то, что мы теперь называем «себя». Мы должны выйти из себя во Христа» (224). В другом месте он пишет: «В этом все христианство. Ничего другого нет. . . . Церковь существует не для чего иного, как для того, чтобы привлекать людей ко Христу, делать их маленькими Христами» (19).9). Мы превращаемся в существ, которые могут повиноваться команде: «Будьте совершенны» (198). Мы должны быть преобразованы «из творений Божьих в сыновей Божьих» (220). Это возможно только в том случае, если вы находитесь «во Христе», который является первой инстанцией этого нового человечества. Итак, должен быть «настоящий отказ от себя» (226).
«Простое» христианство — это не минимальное христианство. Это непросто и небезопасно».
Требование отказаться от свободы самоуправления, чтобы быть «во Христе», иногда затушевывается в популярных традициях возрождения, где «рождение свыше» может быть представлено как своего рода волшебный момент, основанный на «решении для Христос», как будто мы все еще контролируем ситуацию. Для Льюиса акцент делается на стремлении быть открытым для того, чтобы быть «удивленным радостью», как он выразился в названии своей духовной автобиографии. Признание красоты, которая приносит эту радость, ведет к невозможному в противном случае подчинению себя. Быть «во Христе» означает радикальную перестройку своей любви, как в августинской традиции. Мы оказываемся на орбите солнца любви Христовой, так что наша собственная любовь начинает занимать подобающее место. Мы стремимся любить то, что любит Бог.
5. Льюис указал читателям на светоносность самой евангельской вести.
В 1939 году Льюис опубликовал в литературной критике эссе «Личная ересь». Он утверждал, что неправильно рассматривать стихотворение как выражение душевного состояния поэта. «Поэт не тот человек, — писал он, — который просит меня взглянуть на него ; это человек, который говорит «посмотри на это» и показывает пальцем; чем больше я слежу за указанием его пальца, тем меньше я могу видеть его » (14).
Льюис сказал бы то же самое о своей работе в качестве апологета. Если бы это привлекло основное внимание к нему самому или было бы просто отражением его собственных специфических взглядов, это не имело бы долговременного воздействия.