Монах антоний: Преподобный Анто́ний Печерский

Разное

Преподобный Анто́ний Печерский

Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие, к вам мы гре́шнии и смире́ннии, я́ко к те́плым засту́пником и ско́рым помо́щником и изве́стным предста́телем, усе́рдно прибега́ем, смире́нно прося́ще ва́шея по́мощи и заступле́ния в бе́здне зол и бед погружа́емии, я́же на всяк день и час нам и от челове́к лука́вых приключа́ются и от духо́в зло́бы поднебе́сныя, всегда́ и везде́ и вся́кими о́бразы поги́бели души́ и теле́с на́ших и́щущих, нахо́дят на ны. Изве́стны бо есмы́ несумне́нно, коль вели́кое к Милосе́рдому Бо́гу и́мате дерзнове́ние: еще́ бо на земли́ ме́жду стра́нствующими к Го́рнему Оте́честву пребыва́юще, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жией, уста́ми и рука́ма ва́шими чудоде́йствующей, в себе́ показа́сте, я́ко и огнь с небе́с, по подо́бию Илии́ну, на показа́ние ме́ста, на не́мже и́маше бы́ти осно́вана, на че́сть и всегда́шнее Бо́га и Бо́жия Ма́тере славосло́вие, вели́кая це́рковь Пече́рская, и ро́су, по о́бразу Гедео́нову, на очище́ние и ве́чное прославле́ние того́жде свята́го ме́ста низведо́сте: та́кожде ве́мы, коль мно́гое мно́жество муже́й и жен, из ра́зных стран и наро́дов, скорбя́щих и напа́ствуемых, или́ разли́чными тя́жкими боле́зньми одержи́мых, или́ под бре́менем наси́лия и притесне́ния неудо́бь носи́мым упа́дающих и жития́ своего́ отчаява́ющихся, ва́шими моли́твами и заступле́нием получи́ша ско́рое себе́ облегче́ние и избавле́ние. А́ще у́бо вся́ та помоществова́ния, еще́ в сме́ртном су́ще стра́нствовании, бе́дствующим ми́лостивно подава́сте, кольми́ па́че днесь, егда́ уже́ Всемогу́щей предста́сте Тро́ице, и бо́льшее прия́сте дерзнове́ние, во е́же моли́ти Ю о на́шем недосто́инстве, и нас в беда́х и печа́лех су́щих утеша́ти, в тя́жких ну́ждах и напа́стех по нас ра́товати, в злоключе́ниях и бе́дствиях нас заступа́ти и защища́ти. Сего́ ра́ди и мы, столь мно́гими вражде́бными наве́тами, озлобле́ниями и кова́рными злоумышле́ниями отвсю́ду угрожа́емии и тесни́мии, ва́шему те́плому и си́льному по Бо́зе вруча́ем себе́ покрови́тельству и защище́нию, и усе́рдно мо́лим благосты́ню ва́шу, сохрани́те нас неврежде́нных от всех бед и зол, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, льсти́вых по́дступов и на́глых нападе́ний: да не бу́дем им в поруга́ние и посмея́тельство, но та́ко их кре́пкою ва́шею по́мощию от нас отжени́те, я́коже во дни о́ны от оби́тели отгна́сте их, мно́гия па́кости иногда́ де́ющих. Сицева́я же их неполе́зная укроти́вше на ны воста́ния и устремле́ния, та́ко нас, утвержде́нных в ве́ре, наде́жде и любви́ постоя́нных соде́лайте, да николи́же на́ми каково́е возоблада́ет недоуме́ние, или́ сумне́ние в тех, я́же Свята́я Ма́ти Це́рковь ве́ровати поуча́ет, и испове́дати дерзнове́нно повелева́ет: наде́жду на́шу на Го́спода Бо́га в душа́х на́ших ве́сом и ме́рою пра́вды и ми́лости Бо́жия си́це устро́йте, я́ко да ниже́ изли́шне упова́ем обе́щанная от Бо́га без труда́ и по́двига восприя́ти, ниже́, зря́ща вели́кая прегреше́ния и тя́жкая законопреступле́ния, весьма́ Бо́жия милосе́рдия отчаива́емся. Любо́вь в сердца́х на́ших си́це утверди́те, и досто́йну соде́лайте, да ничто́же земно́е и скороги́бнущее па́че Бо́га, вся сотво́ршаго и вся в Себе́ содержа́щаго, ниже́ помышля́ем, ниже́ жела́ем, ниже́ предпочита́ем. Чу́вства на́ша душе́вная вку́пе и теле́сная в таково́м благоустрое́нии и благоле́пной ме́рности на всяк день и час удержива́йте и снабдева́йте, да те́ми никогда́же Блага́го, Человеколюби́ваго Бо́га прогне́ваем. Ра́зум уцелому́дрите, да он па́че о Бо́зе, Его вездепрису́тствии и благопромышле́нии помышля́ет, неже́ о вре́менных и ничто́же су́щих пече́тся. Развраще́нную во́лю на́шу вы́ну исправля́йте, да николи́же хо́щет, е́же хоте́нию Бо́жию сопротивля́ется, но те́ми да удовля́ется, и в сих безмяте́жно и безпеча́льно да пребыва́ет, я́же суть Бо́гу уго́дна и прия́тна, челове́ку же спаси́тельна и поле́зна. Па́мять истрезвля́йте, да та непреста́нно представля́ет уму́ и сия́, и́миже Всеми́лостиваго прогне́ва Бо́га и Его́ благоутро́бие раздражи́ и о́ная, я́же вся́каго челове́ка, кроме́ вся́каго сумне́ния по вре́менной сей жи́зни ожида́ют: к сим же и Оте́чества ва́шего не забыва́йте, но в ми́рном устрое́нии пребыва́ти ему́ у Престо́ла Вели́чества Бо́жия непреста́нно хода́тайствуйте. Вся лю́ди, су́щия в стране́ на́шей, ми́рных и безпеча́льных сохрани́те, и от вся́каго зла́го обстоя́ния вско́ре изба́вите. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности преселе́ние, си́це нам в по́мощь предста́ните и от наси́лий вра́жиих свободи́те, я́коже предста́сте иногда́ Ера́зму мона́ху в тя́жком сме́ртном бе́дствии обрета́вшемуся, и си́це сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию и жале́нию о греха́х подви́гните, я́коже и о́наго се́рдце подвиго́сте, и́же в и́стинном покая́нии от зде́шних к Бо́гу отъи́де, да и мы, в чи́стем со́вести на́шея свиде́тельстве, Пресвяте́й и Нераздели́мей предста́вше Тро́ице, прославля́ем Ю́ ку́пно с ва́ми и все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ — Древо

Прп. Антоний Печерский. Фрагмент Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (Киев, ок. 1288 г.). Москва, Государственная Третьяковская галерея

Антоний Печерский (982/983 — 1073), преподобный

Память 7 мая — преставление (Др. -рус., Афон.) [1], 10 июля, 2 сентября — вместе с прп. Феодосием Печерским [2], в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер, Афонских преподобных, Преподобных русских Святогорцев, Винницких, Киевских и Черниговских святых

В миру Антипа, родился в 983 году [3] недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Он принял постриг с именем Антоний и будучи юным иноком во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Вопрос о том где именно подвизался прп. Антоний Печерский на Афоне остается открытым. Ряд исследователей ставят под сомнение распространенные с середины XIX века гипотезы о существовании пещер преподобного Антония Печерского как возле Великой Лавры святого Афанасия так и Эсфигменского монастыря. На Афоне среди русских монахов существует более давнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы («Панагия Ксилургу», или «Древодел») [4]

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков».

Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.

По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом [5]. Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон Печерский, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского.

Святой Антоний принимал с любовью стремившихся к иночеству. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Прп. Антоний Печерский. Икона (на холсте), автор Алла Мельниченко

Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года [6]. Общецерковно канонизирован в 1133 году [7].

До наших дней сохранилось несколько преданий о его погребении. Немец Эрих Лясота, посетивший Киев в 1594 г., записал рассказ инока, водившего его по пещерам. Из этого рассказа известно, что, провидя приближение своей кончины, преподобный Антоний простился с братией и удалился в пещеру, в которой сам выкопал себе место погребения. Наставник печерских монахов запретил братии следовать за ним. А когда он несколько отдалился, внезапно за ним обвалилась земля. Иноки хотели откопать останки преподобного, но тут из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и сегодня.

В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Киево-Печерской Лавры, но так как они не были официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Так или иначе, но Господь не открывает нам мощи двух великих Своих угодников, Антония и Феодосия.

1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых [8].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Прп. Антоний Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры.

От мирска́го мяте́жа изше́д,/ отверже́нием же ми́ра еван’гельски Христу́ после́довал еси́/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ в ти́хое приста́нище Святы́я Горы́ Афо́на дости́гл еси́,/ отону́дуже благослове́нием отце́в в го́ру Ки́ева прише́д/ и та́мо трудолю́бно жи́знь соверши́в,/ оте́чество твое́ просвети́л еси́/ и, мно́жеству мона́шествующих стезю́, веду́щую к Небе́сному Ца́рствию, показа́в,/ Христу́ сия́ приве́л еси́,/ Его́же моли́, Анто́ние преподо́бне,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной)

Возложи́в себе́ Бо́гу, па́че все́х возлю́бленному от ю́ности, преподо́бне,/ Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́,/ ми́ра же тле́нная нивочто́же вмени́в,/ в земли́ пеще́ру соде́лал еси́/ и, в не́й до́бре проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней подвиза́вся,/ я́ко светоза́рное со́лнце, во вся́ концы́ земли́ возсия́л еси́,/ отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом. / И ны́не со А́нгелы Влады́чню престо́лу предстоя́,/ помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.

Ин кондак, глас тот же

В ми́ре я́ко А́нгел, о́тче, пожи́л еси́,/ в земли́ пеще́ру себе́ соде́лав,/ в не́йже до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней,/ и отту́ду, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом./ Помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.

Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Использованные материалы

  • Страницы календаря портала Православие.Ru:
    • http://days. pravoslavie.ru/Life/life4208.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/name/218.htm
  • Пещеры Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Минея-июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 526, 530, 534:
  • http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1526.html — тропарь
  • http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1530.html — ин кондак
    • http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1534.html — кондак
  • Минея-сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 59, 63, 68:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep60.html — тропари прпп. Антония и Феодосия
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep64.html — ин кондак прпп. Антония и Феодосия
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep69.html — кондак прпп. Антония и Феодосия


[1]  «Преставление преподобного Антония Печерского», Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт. , М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 663-655, сноска 1: «В минее Макария под 7 число мая «слово о св. Антонии Печерстем». Служба ему на 7 мая (у Царского No 563). В святцах старинных (Синодальн. Апостола XVI в. по опис. Синод. р. 1, 339 и устава XII в. у Толстого, I, No 100) память о прп. Антонии также под 7 мая; а под 10 июля в уставе замечено: «соборная церкви св. Антонию не празднуют». Последняя заметка дает видеть, что в то время лавра уже праздновала прп. Антонию 7 мая. О древнем праздновании св. Антонию, кроме Симона и Поликарпа, неизвестный в сборнике XV в. (Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. № 406)». См. также: Андроник (Трубачев), игум., сост., «Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX-сер. XIII в.)», в кн.: Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви, т. 3, приложение, http://coollib.com/b/109423/read#t25; Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока, т. II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo…2_1. Эта память сохранилась (наряду с 10 июля) у старообрядцев (см. календарь на официальном сайте Русской Православной Старообрядческой Церкви, http://rpsc.ru/calendar/2014-05-20/) и (также наряду с 10 июля) в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне: Аѳонскій Церковный Календарь 2017, Святая Гора Аѳонъ: Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Свято-Пантелеимонова монастыря, 2017, с. 72.

[2]  Эта память отсутствует в официальном календаре Украинской Православной Церкви. По объяснению уставщика Киево-Печерской Лавры, архим. Поликарпа (Линенко), эта память была в 1983 году самовольно помещена редакторами в Церковный календарь Издательства Московской Патриархии. В календарь память попала из Минеи 1978 года издания, где под 2 сентября помещена дореволюционная «Служба преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским», не имевшая, по-видимому, богослужебного употребления. По словам архим. Поликарпа, нет никаких исторических оснований для этой даты и «никаких благословений ни соборных, ни первосвятительских». См. «Комментарий уставщика Киево-Печерской Лавры по поводу «Службы преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским»» на официальном сайте Киево-Печерской Лавры, http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=44…105 (недейств.), зеркала: http://pravoslavye.org.ua/2016/09/киев-уставщик-лавры-день-п…по/ и http://pravlife.org/content/ustavshchik-lavry-den-pamyati-pr…ogo.

[3]  По Брокгаузу — в 982 году.

[4]  Сергей Шмель, Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества, Портал Православие.RU: http://www.pravoslavie.ru/put/72420.htm

[5]  впоследствии святой Митрополит Киевский

[6]  По Брокгаузу — 10 июля.

[7]  Гладышева И С., Колыбель русского иночества, Разорения и возрождение, сайт Саратовского Троицкого собора, — http://www.trsobor.ru/listok.php?id=281.

[8]  «Журнал № 15», Журнали Священного Синоду Української Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Українскої Православної Церкви, http://news. church.ua/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sino…ku/

Антоний Египетский | Христианская история

«Где бы ты ни оказался, не уходи из этого места слишком быстро. Постарайся быть терпеливым и научись оставаться на одном месте».

Рожденный в богатой семье, Антоний подчинился своим родителям и их ожиданиям, что он пойдет по их богатым стопам. Они умерли, когда Антонию было всего около 20 лет, и он унаследовал каждую копейку. Но примерно в то же время Антонию довелось услышать чтение из Евангелия от Матфея, где Иисус говорит богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди и продай все, что имеешь, а деньги раздай нищим». Антоний поверил, что он и есть этот богатый юноша, и сразу же сделал то, что велел Иисус.

Бегство в пустыню

Все, что мы знаем об Антонии, исходит из агиографии (благоприятного жизнеописания святого человека), написанной вскоре после его смерти известным богословом Афанасием. По его словам, Антоний видел задачу христианина как простую, так и сложную: стать «любящим Бога», сопротивляясь дьяволу и уступая Христу. Антоний видел мир как поле битвы, на котором служители Божии вели войну против дьявола и его демонов.

Его путь к чистоте начался с того, что он уехал из деревни. Он занялся тяжелыми духовными упражнениями: бессонными ночами, проведенными в молитве, постом через день и питанием только хлебом и водой. Он обнаружил, писал Афанасий, что «ум души силен, когда слабы телесные удовольствия».

Хронология

70

Поликарп мученик

180

Ириней пишет Против ересей

230

Самые ранние известные общественные церкви построены

251

Антоний родился в

году.

356

Антоний умирает

367

Письмо Афанасия определяет канон Нового Завета

Вскоре Антоний покинул территорию деревни и укрылся в близлежащих гробницах, где, по словам Афанасия, бесы и дикие звери нападали на него как физически, так и духовно. Подобно атлету на арене, Антоний терпел неоднократные атаки, пока демоны не были окончательно рассеяны присутствием Бога. В спокойствии после беспорядков Антоний спросил Бога, почему он остался сражаться один. Бог сказал ему, что, хотя он и присутствовал, он ждал, чтобы увидеть, как святой сражается.

Антоний снова бежал из гробниц, на этот раз ища убежища в заброшенной римской крепости на уединенной пустынной горе. Там он замкнулся на 20 лет, ведя безмолвный, уединенный бой. Когда он появился, Антоний стал символом силы и мудрости для всего Египта.

Аскет суперзвезда

Построив фундамент уединения и непрестанной молитвы, Антоний был готов поделиться своими тайнами с теми, кто стремился пойти по его пути. Многих привлекала его мудрость, и он побуждал их к самоотречению и отшельнической жизни. В Апофтегматах, сборнике изречений, приписываемых отцам и матерям-пустынникам, рассказывается следующая история мудрости Антония:

Брат отрекся от мира и раздал свое имущество бедным, но немного удержал на личные расходы. Он пошел к авве Антонию. Когда он сказал ему это, старик сказал ему: «Если ты хочешь быть монахом, иди в деревню, купи мяса, покрой им свое голое тело и иди сюда вот так». Брат так и сделал, и собаки и птицы растерзали его плоть. Когда он вернулся, старик спросил его, последовал ли он его совету. Он показал ему свое израненное тело, и святой Антоний сказал: «Отрекающиеся от мира, но желающие сохранить что-то для себя, так терзаются бесами, воюющими с ними».

Антоний также пришел на помощь большой церкви. Когда в 303 году римский император Диоклетиан начал преследование египетских христиан, весть об этом дошла до одинокого Антония в его пустынной келье. Он и несколько других монахов отправились в Александрию и служили преследуемым. Его так уважали, что даже власти оставили его в покое, чтобы проповедовать, утешать и облегчать страдания заключенных. Фактически, при Максимине он предлагал себя в мученики, но получил отказ.

Только один раз Антоний оставил свое пустынное одиночество. Ближе к концу жизни Антония Арий (бывший дьякон в Александрии) начал распространять свою ересь о том, что Христос был создан и, следовательно, не равен Богу. Многие египетские христиане находились под влиянием арианских учений. Афанасий, лидер церкви в Александрии и защитник ортодоксальности, призвал Антония в столицу Египта отстаивать истину. После проповеди монах в последний раз покинул мир, вернувшись в свою тихую келью. Когда в возрасте 105 лет он понял, что близок конец своей жизни, он взял с собой двух товарищей в пустыню, чтобы дождаться своей смерти. Им было приказано похоронить его тело без надписей, чтобы никто не мог сделать его могилу или реликвии объектом почитания.

Хотя Антоний не был первым монахом, его страсть к чистоте проложила путь к монашеской духовности. Биография Афанасия стала «бестселлером» и вдохновила тысячи людей начать монашескую жизнь, которая превратилась в один из самых важных институтов в западной истории.

Кто такой святой Антоний Великий?

Жизнеописание преподобного Антония Великого

Преподобного Антония Великого

Преподобный Антоний, отец монахов, родился в Египте в 251 г. от благочестивых родителей, ушедших из жизни еще в юности. Услышав слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, что имеешь, продай и раздай нищим» (Мф. 19).:21), он немедленно привел его в действие. Раздав беднякам все, что имел, и, спасаясь от всех смут мира, удалился в пустыню. Многочисленные искушения, которые он постоянно претерпевал в течение двадцати лет, невероятны. Его аскетические подвиги днем ​​и ночью, которыми он умерщвлял восстания страстей и достиг высоты бесстрастия, превосходят пределы природы; и молва о его добродетельных делах привлекла за ним такое множество людей, что пустыня превратилась в город, а он стал, так сказать, правителем, законодателем и мастером-наставником всех граждан этого новообразованного город.

Города мира также наслаждались плодами его добродетели. Когда христиан преследовали и казнили при Максимине в 312 году, он поспешил к ним на помощь и утешение. Когда Церковь возмутили ариане, он с усердием отправился в Александрию в 335 году и подвизался против них за Православие. За это время, по благодати своего слова, он и многих неверующих обратил ко Христу.

Преподобный Антоний начал свою подвижническую жизнь за пределами своего селения Кома в Верхнем Египте, изучая пути тамошних подвижников и святых и совершенствуясь в добродетелях каждого, пока не превзошел их всех. Желая умножить свои труды, он удалился в пустыню и, найдя в горе заброшенную крепость, устроил в ней свое жилище, упражняясь в крайнем посте, непрестанной молитве и яростных схватках с бесами. Здесь он пробыл, как сказано выше, около двадцати лет. Святитель Афанасий Великий, знавший его лично и написавший его житие, говорит, что он вышел из этой крепости «посвященным в таинства и исполненным Духа Божия». Впоследствии, из-за давления верующих, лишавших его уединения, он был просвещен Богом для путешествия с некоторыми бедуинами, пока не пришел на гору в пустыне у Красного моря, где прошел оставшуюся часть своего пути. жизнь.

Святой Афанасий говорит о нем, что «лицо его имело великую и чудную благодать. Этот дар он также получил от Спасителя. Ибо если он присутствовал в большом сонме монахов и кто-нибудь, не знавший его прежде, желал видеть его, тотчас же, выходя вперед, он проходил мимо остальных и спешил к Антонию, как бы привлеченный его видом. И все же ни ростом, ни широтой он не выделялся среди других, а простотой своего поведения и чистотой своей души». Так престав житие свое и став образцом добродетели и правилом для монашествующих, преставился он 17 января 356 года, прожив всего около 105 лет.

Цитаты из св. Антония Великого
  • Св. Антония Великого Если мы прилагаем все усилия, чтобы избежать смерти тела, то тем более мы должны стремиться избежать смерти души. Нет препятствия для человека, который хочет спастись, кроме нерадения и лености души.
  • «Истинно разумный человек преследует одну единственную цель: повиноваться и соответствовать Богу всего. С этой единственной целью он дисциплинирует свою душу, и с чем бы он ни столкнулся на пути своей жизни, он благодарит Бога за объем и глубину Его промыслительного устройства всего сущего. Ибо нелепо быть благодарным врачам, дающим нам горькие и неприятные лекарства для излечения нашего тела, и в то же время быть неблагодарным Богу за то, что кажется нам суровым, не понимая, что все, с чем мы сталкиваемся, для нашей пользы и согласно с Его провидением. Ибо познание Бога и вера в Него есть спасение и совершенство души».
  • «Мужчин часто ошибочно называют умными. Разумные люди — это не те, кто сведущ в изречениях и книгах древних мудрецов, а те, у кого есть разумная душа и кто может различать добро и зло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts