Противник патриарха никона: Протопоп, Противник Реформы Патриарха Никона
Содержание
Протопоп, Противник Реформы Патриарха Никона
Решение этого кроссворда состоит из 7 букв длиной и начинается с буквы А
Ниже вы найдете правильный ответ на Протопоп, противник реформы патриарха Никона, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда, продолжайте навигацию и воспользуйтесь нашей функцией поиска.
ответ на кроссворд и сканворд
Среда, 21 Июля 2021 Г.
CodyCross Концертный зал Rруппа 589
АВВАКУМ
предыдущий
следующий
ты знаешь ответ ?
ответ:
CODYCROSS Концертный зал Группа 589 ГОЛОВОЛОМКА 2
- Говорят, что он приходит во время еды
- Популярный курорт минеральных вод в польше
- Орнамент стиля рококо в виде ракушки
- Главный специалист по составлению букетов
- Договор на поставку товара в будущем
- Трехсложный размер с ударением на последнем слоге
- Вкус грейпфрута писатель по имени максим
- Старославянский август
- Железный канцлер, объединивший германию
- Ударные инструменты с регулировкой высоты звучания
- Альфонс в пчелиной семье
- Из него изготовлена целая гостиная в эрмитаже
- Актриса, сыгравшая главную роль в триллере ма
- Выбритый круг на голове у католического монаха
- Особое отложение в мозге при болезни альцгеймера
- Трикотажная кофта без застежек
связанные кроссворды
- Аввакум
- Протопоп, описавший собственное житие
- Над своим житием он работал 15 лет в тюрьме
- Аввакум
- Др евр пророк букв
- Русский протопоп, автор «житие» букв
- Древнееврейский пророк букв
- Аввакум
- Протопоп, выступивший против реформы никона
похожие кроссворды
- Протопоп, выступивший против реформы никона
- Противник реформы никона 7 букв
- Город, в который был сослан и потом казнен протопоп аввакум
- (неронов) протопоп 8 букв
- Протопоп 7 букв
- Протопоп, описавший собственное житие
- Русский протопоп, автор «житие» 7 букв
- Русский протопоп 7 букв
- Сожжённый протопоп 7 букв
- Русский протопоп, автор «житие» букв
- Сожженный протопоп
- Экономические реформы в сша 80-х гг. получили такое название
Каким был главный противник патриарха Никона — Кириллица — энциклопедия русской жизни
2018-05-08 14:31:09
В нижнем течении реки Печеры, в 20 километрах от современного города Нарьян-Мар, когда-то был Пустозерский острог – первый русский город в Заполярье. Здесь сохранился памятник «пустозерским страдальцам», сожженным по преданию на этом самом месте. Один из них – протопоп Аввакум Петров. Какой же была судьба этого человека, приведшая его в дикий заполярный край, где он нашел свою смерть?
Приходской священник
Родился Аввакум Петров в 1620 году в семье приходского священника Петра Кондратьева в селе Григорове под Нижним Новгородом. Отец его, по собственному признанию Аввакума, был склонен к «питию хмельному», матушка, напротив, жизни была самой строгой и тому же учила сына. В 17 лет Аввакум по приказанию матери женился на Анастасии Марковне, дочке кузнеца. Она стала ему верной женой и помощницей на всю жизнь.
В 22 года Аввакум был рукоположен в диаконы, еще через два года – в священники. В молодости Аввакум Петров знался с многими книжными людьми того времени, в том числе и с Никоном, тем самым, который впоследствии станет инициатором церковных реформ, приведших к расколу.
Однако до поры до времени их пути разошлись. Никон уехал в Москву, где быстро вошел в кружок приближенных к молодому царю Алексею Михайловичу, Аввакум стал священником села Лопатицы. Сначала в Лопатицах, затем в Юрьевце-Повольском Аввакум проявил себя таким строгим и нетерпимым к человеческим слабостям попом, что неоднократно был бит собственной паствой. Он прогонял скоморохов, обличал грехи прихожан в храме и на улице, однажды отказался благословить боярского сына за то, что тот бреет бороду.
Противник Никона
Спасаясь от разгневанных прихожан, протопоп Аввакум с семьей перебрался в Москву, где надеялся найти покровительство у своего давнего приятеля Никона и ближнего царского окружения. Однако в Москве по инициативе Никона, ставшего Патриархом, началась церковная реформа, и Аввакум довольно быстро сделался лидером ревнителей старины. В сентябре 1653 года Аввакум, написавший к тому времени ряд резких челобитных царю с жалобами на церковные нововведения и не стеснявшийся выступать против действий Никона публично, был брошен в подвал Андроникова монастыря, а затем сослан в Тобольск.
Ссыльный
Сибирская ссылка длилась 10 лет. За это время Аввакум и его семья прошли путь от относительно благополучной жизни в Тобольске до страшной Даурии – так называли в ту пору Забайкальские земли. Аввакум никак не желал смирять своего сурового, неуступчивого нрава, повсюду обличал грехи и неправду прихожан, в том числе и самых высокопоставленных, гневно клеймил нововведения Никона, которые достигали Сибири, и в результате оказывался все дальше и дальше от обжитых земель, обрекая себя и семью на более тяжелые условия жизни.
В Даурии он оказался в составе отряда воеводы Пашкова. Про отношения с этим человеком Аввакум написал так: «То ли он меня мучил, то ли я ево, не знаю». Пашков не уступал Аввакуму в суровости и крутости характера, и, похоже, поставил целью сломать упрямого протопопа. Не тут-то было. Аввакум, неоднократно битый, обреченный на зимовку в «студеной башне», страдающий от ран, голода и холода, смиряться не желал и продолжал клеймить своего мучителя.
Расстрига
Наконец Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Вначале царь и его приближенные приняли его ласково, тем более что Никон в ту пору был в опале. Впрочем, очень скоро стало ясно, что дело не в личной вражде между Аввакумом и Никоном, а в том, что Аввакум является принципиальным противником всей церковной реформы и отвергает возможность спасения в Церкви, где служат по новым книгам. Алексей Михайлович сначала увещевал его, лично и через друзей прося его угомониться и прекратить обличение церковных нововведений.
Однако терпение государя все же лопнуло, и в 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где продолжил свою проповедь, очень горячо поддержанную в народе. В 1666 году Аввакума привезли в Москву на суд. Для этой цели специально был созван церковный собор. После долгих увещеваний и препирательств Собор постановил лишить его сана и «опроклинать». Аввакум в ответ немедленно наложил на участников собора анафему.
Аввакум был расстрижен, наказан кнутом и сослан в Пустозерск. За него заступались многие бояре, просила даже царица, но тщетно.
Мученик
В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет. Вместе с ним отбывали наказание другие видные деятели Раскола — Лазарь, Епифаний и Никифор. В Пустозерске мятежный протопоп написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Эта книга стала не только ярчайшим документом эпохи, но и одним из самых значительных произведений допетровской словесности, в котором Аввакум Петров предвосхитил проблематику и многие приемы более поздней русской литературы.
Помимо «Жития» Аввакум продолжал писать грамоты и послания, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах России. Наконец царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. 14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, Аввакум и трое его сподвижников были сожжены в срубе.
Старообрядческая церковь почитает протопопа Аввакума как священномученика и исповедника.
Читайте наши статьи
на Дзен
Реформы патриарха Никона — WikiSummaries
- Последнее обновление: 10 ноября 2022 г.
Лидер Русской православной церкви вызвал разрушительный раскол в основной конфессии России, пытаясь провести спорные реформы в таких областях, как церковное управление, обучение духовенства, религиозные писания и служебные ритуалы.
Краткое изложение события
В развитии России как нации и организованного общества христианство сыграло жизненно важную роль, предоставив религиозные ценности и практики поклонения, которые преобразовали и объединили население. В то время как основные богословские догматы Русской Православной Церкви в целом оставались неизменными на протяжении веков, проблемы становились все более очевидными, требуя разъяснения и исправления. К ним относятся отношения с византийским православием, детали религиозных ритуалов и практики, а также точность религиозных текстов. (1652-1667)Религия и богословие;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Организации и учреждения;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Россия;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Русская Православная ЦерковьНикон
Реформаторское движение, направленное на восстановление точности первоначальных форм как в письменной, так и в практической форме, возникло в XVII веке, особенно под руководством Никона, дослужившегося до высокого поста патриарха Московского. Снискав благосклонность юного царя Алексея Алексея, он стал митрополитом Новгородским, вторым по важности духовным положением в России. После смерти патриарха Иосифа в 1652 году Алексий оказал давление на церковные власти, чтобы они назначили Никона патриархом. Используя свои новые полномочия и при поддержке русского монарха, Никону удалось провести и осуществить ряд реформ, которые были утверждены церковными соборами, начиная с 1653 г.
Эти усилия были широкомасштабными и имели последствия для Русской Православной Церкви. До назначения Никона, в 1630 году, в Киеве, крупном городе на юге Украины, была основана духовная семинария. Его ученые прославились тщательным анализом религиозных текстов. Никон призвал киевских ученых просмотреть печатные материалы, используемые в России, обнаружив, что ошибки в переводе и копировании изменили оригиналы. Фактически этот процесс начался за несколько лет до того, как Никон стал патриархом, но он продолжил реформаторские усилия своего предшественника. Противники Никона, однако, рассматривали Киев и его религиоведов как выходящие за рамки места, которое они считали центром истинного христианства — Москвы — в отличие от латинской церкви в Риме и византийской церкви. То, что некоторые киевские ученые изучали греческий и латынь и пользовались источниками на этих языках, также вызывало у них подозрение в глазах религиозных традиционалистов в России. Их противодействие планам Никона также выявило русский национализм, противодействие связям или сотрудничеству с отдаленной Украиной, католической Польшей или бывшей Византийской империей, которая теперь находится под контролем Турции и ислама.
Некоторые из этих изменений могут показаться загадочными. Например, одна реформа требовала от священника крестного знамения, поднимая три пальца вместо традиционных двух. (Сдвиг относился к Троице в первом случае, тогда как последний означал божественную и человеческую природу Христа.) В другой реформе форма поклонов или преклонения колен во время молитв была сокращена с двенадцати до четырех, что снова является изменением традиции. Аллилуйя должны были петь три раза, а не два, во время службы. Молитвы должны были петься одним тоном, а не несколькими.
Иконы, двухмерные изображения Христа и других религиозных деятелей, должны были следовать традиционному византийскому стилю, а не стилю, принятому в других странах. Многие иконы были захвачены, разграблены и уничтожены. Старые руководства и руководства, регулирующие религиозную жизнь и ритуалы, конфисковывались из церквей и домов, иногда под угрозой наказания. Даже маршрут церковных процессий должен был следовать новым, утвержденным правилам, согласно расположению солнца. Это лишь некоторые из вариаций, которые Никон стремился навязать религиозной жизни.
Для фундаменталистского и традиционалистского духовенства Православной церкви, десятилетиями следовавшего практике, которую они считали необходимой для прославления Бога и возможного источника спасения, изменения Никона были ересью. Миллионы последователей, в основном неграмотных, также чувствовали угрозу этим изменениям в традициях. Последователи познакомились с церковными традициями и пожелали, чтобы их сохраняли и практиковали как свидетельство их веры. Противниками реформы стали называть старообрядцев Старообрядцы, которые организовали сопротивление под руководством священника Аввакума ПетровичаАввакума Петровича и других священнослужителей. Аввакум регулярно ходатайствовал перед Церковью и монархом о разрешении продолжения традиционных обрядов и выступал против опоры на греческие и латинские источники. Он также критиковал методы Никона и написал царю Алексею письмо, в котором говорилось: «Ничто так не порождает раскола в церквях, как властолюбие власти со стороны власти».
Патриарх Русской Православной Церкви Никон.
(Библиотека Конгресса)
Никон упорствовал в этих реформах, но ему это удалось благодаря одобрению церковных соборов, собравшихся под его руководством. Он был полон решимости контролировать и даже уничтожить Аввакума и оппозицию. Никон в целом преуспел в своих усилиях в течение части 1650-х годов, когда царь Алексей и государство помогали ему в нападении на старообрядцев. Большое количество православных христиан последовало за Аввакумом, сопротивляясь реформам, даже перед лицом угроз отлучения от церкви или телесных повреждений. Ко второй половине века тысячи старообрядцев покончили жизнь самоубийством путем самосожжения, вместо того чтобы принять новые правила. По одной оценке, это число составляет примерно двадцать тысяч человек. Аввакум, не сумев убедить власти в ошибочности никоновского руководства и реформ, был сослан в Сибирь. Он был казнен в 1682 г.
В краткосрочной перспективе Nikon выиграл битву за реформы. Однако в долгосрочной перспективе Русская Православная Церковь серьезно ослабла. Раскол был не только религиозным. Усилия Никона по увеличению религиозного авторитета — особенно роли патриарха — также поставили под сомнение могущество русской монархии. Никон стремился к власти, равной или даже превосходящей царя. Ссылаясь на несколько прецедентов патриархальной власти в начале века, он критиковал ограничения, наложенные на его положение и власть церкви. Его заявление не могло быть более ясным для царя: «Жречество выше царства. Помазание от Бога, а к царю через духовенство».
Это противостояние Русской Православной Церкви и Русского государства в XVII веке длилось несколько десятилетий, но исход не вызывал серьезных сомнений. Отношения между Никоном и Алексеем охлаждались, но иногда они обострялись из-за незначительных предполагаемых пренебрежений, а затем, наконец, разрывались, когда царь посетил и затем столкнулся с Никоном в 1658 году. люди постились насильно, но силой заставить поверить в Бога не мог».
В ответ на то, что он воспринял как личное оскорбление себя и своего высокого положения, Никон в июле 1658 года покинул Москву и отправился в далекий Воскресенский монастырь. Очевидно, он надеялся, что конфронтация с царем вызовет кризис, который даст ему больше полномочий, если его попросят вернуться. Однако монарху и церковным чиновникам было достаточно, и усилия Никона в течение следующих нескольких лет не увенчались успехом.
Между 1658 и 1667 годами, когда был избран новый патриарх вместо Никона, не было активного патриарха. С 1658 г. до своей смерти в 1681 г. Никон жил в нескольких отдаленных монастырях. Церковный собор в конце 1666 г. осудил его и официально лишил его титула. Тот же Собор также объявил Аввакума и старообрядцев еретиками, что еще больше узаконило разрушительный раскол в Православной Церкви в последующие века, раскол, известный как раскол (раскол).
Значение
Противостояние Никона с царем оказалось его окончательным поражением, но оно не должно было удивлять. Некоторые европейские нации в XVII веке постепенно расширяли политическую автократию, в которой первичная власть находилась в руках монарха и светских властей. Царь Алексей не собирался подчиняться Никону или церковной власти. Внук Алексея, Петр Великий, продолжил эту тенденцию, установив полное господство над религиозными учреждениями и чиновниками России.
После 1708 года патриарха не назначали, а Петр упразднил автономную должность патриарха в 1721 году. С этого времени Русская Православная Церковь утратила свою самостоятельность и стала ведомством российского правительства.
Как это ни парадоксально, многие религиозные реформы Никона продолжались в России десятилетиями, показывая, что большинство его реформаторских усилий были успешными. Однако его властная личность и агрессивное лидерство убедили других в том, что его необходимо отстранить от власти.
Дополнительная литература
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Conybeare, F.C. Русские несогласные . Нью-Йорк: Рассел и Рассел, 1962. Конибер описывает противоречия в Русской Православной Церкви и предоставляет целый раздел о Никоне и Аввакуме.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»> Крамми, Роберт О. Старообрядчество и мир антихриста: Выгская община и Российское государство, 1694-1855 . Мэдисон: University of Wisconsin Press, 1970. Одна из самых влиятельных и широко цитируемых книг на английском языке о старообрядцах.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Ключевский В. О. Курс русской истории: XVII век . Перевод Натали Даддингтон. Армонк, Нью-Йорк: М. Э. Шарп, 19 лет.94. Классический труд одного из виднейших историков России. В главе 15 речь идет о Никоне и расколе.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»> Лонгворт, Филип. Алексей: Царь Всея Руси . Нью-Йорк: Франклин Уоттс, 1984. Биография российского монарха, который сначала поддержал, а затем выступил против реформаторских усилий патриарха Никона.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Лупинин, Николай. Религиозный бунт в XVII веке: раскол Русской Церкви . Принстон, Нью-Джерси: Kingston Press, 1984. Эта работа посвящена религиозным спорам и их влиянию на укрепление государственной власти.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Мейендорф, Пол. Россия, ритуал и реформа: литургические реформы Никона в семнадцатом веке . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1991. Подробное описание религиозных реформ и их последствий.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Михельс, Георг Бернхард. В войне с церковью: религиозное инакомыслие в России XVII века . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 19.99. Михельс оценивает разрушительные последствия религиозного спора и фокусируется на противниках Никона.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Миллар Джеймс Р. Энциклопедия истории России . Нью-Йорк: Macmillan, 2003. Обширный четырехтомный источник, включающий статьи об Аввакуме, Алексисе и Никоне.
Связанные статьи в Великие жизни из истории: семнадцатый век
Алексис; Аввакум Петрович; Никон; Стенька Разин; София. Русская Православная ЦерковьНикон
Рубрики: История
Православная Вера — Том III — История Церкви — XVII век — Россия
Том III — История Церкви
Семнадцатый век
Смутное время
Святитель Иов, Патриарх Московский
Со смертью святого, тупоумного царя Феодора в 1598 году прекратилась династия Дома Рюриковичей, правившая Россией с 860 года. При поддержке святителя Иова, патриарха Московского, Народное собрание избрало новым царем Бориса Годунова, зятя Феодора, исполнявшего обязанности главного администратора правительства во время царствования Феодора.
г. Царствование Бориса началось достаточно благополучно, но в 1601 г. на землю обрушился сильный голод, сопровождавшийся эпидемиями. Его меры по облегчению страданий оказались недостаточными, и в разгар беспорядков по Руси стали распространяться слухи, что есть еще жив мужчина из Дома Рюриковичей. В 1591 году последний наследник, царевич Димитрий, умер при странных обстоятельствах в возрасте девяти лет. Теперь молодой человек, выдающий себя за этого Дмитрия и заявляющий, что он законный наследник престола, собирал последователей. Он стал известен как «Самозванец».
Когда этот Лжедмитрий стал угрожать Борису Годунову, царь впал в панику. Он ответил на эту угрозу кампанией террора против реальных и воображаемых врагов в своем собственном правительстве, как и его наставник Иван IV. В разгар борьбы он потерял сознание и умер в 1605 году.
Смерть царя Бориса открыла дорогу самозванцу к власти. После правления около года он был убит в результате государственного переворота, организованного группой бояр (аристократов) во главе с Василием Шуйским, который стал новым царем.
Смутное время продолжалось в течение четырехлетнего правления царя Василия, когда восстал второй Лжедмитрий и установил в городе Тушино соперничающее правительство. Затем вторглись поляки и шведы, намереваясь захватить как можно больше территории у русских в этот момент крайней слабости. Свято-Троицкий Сергиев монастырь стал символом народного сопротивления западным захватчикам, так как это святое место выдержало 16-месячную осаду со стороны польской армии. Чудом обнесенный стеной монастырь выдержал осаду, включавшую обстрел из 63 пушек.
В разгар смуты и беспорядков царь Василий, покинутый своим войском и союзниками после того, как его войска были разбиты поляками, был вынужден отречься от престола, и бояре образовали временное правительство из семи человек. Затем, когда поляки захватили Смоленск, город-крепость, охранявший дорогу на Москву, запуганные и своекорыстные бояре решили капитулировать перед поляками, в надежде получить взамен привилегии для себя. В переговорах с польским королем Сигизмундом III они избрали новым царем молодого сына короля Сигизмунда по имени Владислав и открыли ворота Кремля для польской армии.
Святитель Патриарх Гермоген
Святитель Патриарх Гермоген (годы правления 1606–1612) был посажен поляками под домашний арест в Кремле, но он все еще мог рассылать письма по всей стране, призывая людей вернуть свою родину. За его усилия поляки уморили его голодом.
Воодушевленный видением преподобного Сергия Радонежского, призывавшего его возглавить спасение народа, богатый нижегородский палач Кузьма Минин организовал гражданское войско, изгнавшее поляков из России к концу 1612 г. На этом бурное Смутное время закончилось.
Царь Михаил Романов и
Патриарх Филарет (Романов)
В начале 1613 года в Москве шестнадцатилетний Михаил Романов, внучатый племянник первой жены царя IV, Анастасии Романовой, был избран новым царем на крупнейшем и наиболее представительном Национальном собрании, когда-либо проводившемся в России. Это положило начало династии Романовых, которая правила Россией до отречения царя Николая II в начале 1917 года. В 1619 году отец Михаила Романова, Филарет, который был митрополитом Ростовским, стал Патриархом Московским. Отец и сын вместе управляли крепнущим союзом церкви и государства.
Никонианские реформы
Когда царь Михаил Романов умер в 1645 году, ему наследовал его сын Алексей (годы правления 1645–1676), которому было 16 лет, когда он вступил на престол. К настоящему времени выросло новое поколение настроенных на реформы молодых священников, которые верили, что духовное возрождение произойдет через литургическую реформу, включая стандартизацию различных богослужебных книг, исправление различных ошибок копирования и перевода и совершение богослужений целиком и полностью. В 1652 году царь Алексей выбрал одного из этих энергичных священников, популярного и талантливого, но сильного и строгого, Никона, митрополита Новгородского, новым патриархом России.
Вместе с большинством другого духовенства-реформатора Никон поначалу твердо верил в Москву как в Третий Рим — как блюстителя полной чистоты православной веры. Но прежде чем стать митрополитом Новгородским, Никон несколько лет пробыл настоятелем знатного московского монастыря. Именно в это время он познакомился с несколькими прелатами Элладской Церкви, особенно с Патриархом Иерусалимским Паисием, который время от времени посещал Москву в поисках поддержки Русской Церкви и государства. Эти греческие церковники помогли ему увидеть, что в интересах всеправославного единства русские приводят свои литургические обычаи в более близкое соответствие с обычаями Элладской Церкви. Это также сделало бы русских более осведомленными о бедственном положении Элладской церкви, страдающей от турецкого ига, и, следовательно, более склонными прийти им на помощь. Царь Алексей всячески поддерживал эту программу.
В начале Великого поста в 1653 году патриарх Никон начал свои реформы церковных практик, приведя их в соответствие с греческими практиками. Между прочим, он издал указ о том, чтобы крестное знамение совершалось тремя перстами вместо двух и чтобы во время Ефремовской молитвы шестнадцать полных поклонов, которые привыкли совершать русские, были заменены на четыре полных поклона и двенадцать бантов от талии.
Протоиерей Аввакум, другой лидер реформаторского духовенства, наряду со многими другими, отнесся к литургическим изменениям, предписанным патриархом Никоном, с большим ужасом, даже потрясением. Во-первых, двуперстное крестное знамение было утверждено великим Стоглавым Собором 1551 года (Собором Ста Главам) с анафемами против всякого другого обычая. Также русские были убеждены, что именно греки отошли от первозданной чистоты Веры — своей скандальной готовностью капитулировать перед католицизмом на Лионском соборе 1274 г. и Флорентийском соборе 1439 г.. Кроме того, русские в целом возмущались литургической расхлябанностью, которую демонстрировали приезжавшие в Москву греческие церковники, не привыкшие к очень длительным русским службам и дотошному вниманию к литургическим деталям, с благоговением соблюдаемым русскими. Это усилило подозрения отца Аввакума и его группы.
Продвигая литургические реформы, дерзкая самоуверенность Никона привела к тому, что он недооценил оппозицию, которую вызывали его грубые, грубые предписания. В то время как основная масса народа неохотно соглашалась с его требованиями, священники-реформаторы и их сторонники-миряне заявляли, по словам Николая Зернова, что «они ни при каких обстоятельствах не откажутся от своей веры в превосходство московской традиции над традициями других ветвей». Восточная церковь».
Это упорное сопротивление его планам привело Патриарха Никона в ярость. Он был ошеломлен этим демонстративным неповиновением Патриархату. Это спровоцировало его на вторую большую ошибку — попытку подавить инакомыслие силой. Ведущие несогласные, по словам Зернова, «были арестованы, подвергнуты жестокому обращению, лишены сана и отправлены в ссылку. Все эти меры были бесполезны. . . гонения только воспламенили их рвение и укрепили их убеждение, что Никон был предателем, лжепастырем, против которого до конца будут противиться все верные христиане».
Патриарх Никон продолжал продвигать свою кампанию за литургическую реформу до конца 1656 года. Затем, в январе 1657 года, царь Алексей вернулся из сражений с поляками и обнаружил, что Москва кипит недовольством патриархом Никоном. Царь охладел к поддержке Никона, повелев ему привести к причащению одного из самых откровенных и видных противников реформы отца Ивана Неронова, заключенного в монастырь в 1653 году. старые богослужебные книги и даже говоря: «Оба хороши. Это не имеет значения; используйте любые книги, какие пожелаете». С этого момента Патриарх как будто упал духом в кампании за реформы, обратившись к строительству новых монастырей и церквей.
Затем, 10 июля 1658 г., Никон произнес публичные жалобы на царя по окончании божественной литургии и объявил о своем намерении удалиться от патриаршества, вероятно, ожидая, что царь поспешит к нему с извинениями. Однако царь Алексей прислал только двух бояр, чтобы заверить патриарха в его неизменной дружбе.
Раздражительный Патриарх, неудовлетворенный таким ответом Царя, остался верен своей угрозе и удалился в монастырь, но официально не отрекся от Патриаршества. В течение восьми лет он тянул время, не уйдя в отставку и не приступив к своим обязанностям снова.
Проведено множество консультаций, в том числе с различными восточными патриархами. Состоялось несколько соборов, но Никон все равно оставался в стороне, а Церковь оставалась в каком-то подвешенном состоянии. Наконец, весной 1666 года царь Алексей созвал великий собор всех русских архиереев, который подтвердил новые богослужебные книги, но не осудил старые книги как еретические. На этом основании многие представители духовенства, выступавшие против реформ, приняли их. Тех, кто все же отвергал их, как, например, Аввакума, вновь предавали анафеме. Этот собор продолжал решать многие проблемы всех реформаторов — вопросы пастырской заботы, надлежащего содержания церквей, надлежащего ведения записей, надлежащего совершения служб (в том числе yedinoglasno —одновременно слышен только один голос) и т. д.
Совет 1666–1667 гг.
Однако вопрос о Патриаршестве все еще оставался нерешенным. Царь считал, что для решения вопроса необходимо присутствие других православных патриархов. Поэтому он пригласил их всех приехать в Москву на очередной собор. Пришли двое из них — патриарх Александрийский Паисий и патриарх Антиохийский Макарий. Как только они прибыли, в ноябре 1666 года начался совет.
г. Главной фигурой на соборе был митрополит Газы Паисий Лигарид. Этот человек, который по иронии судьбы прежде был одним из самых ярых сторонников Никона, теперь яростно восстал против него и был его главным обвинителем на этом соборе.
Собор первым рассмотрел вопрос о Патриаршестве. После месяца размышлений Никон, тот самый человек, который провел реформы, которые этот собор должен был утвердить раз и навсегда, был признан виновным в незаконном отступлении от патриаршего престола и проявлении большого неуважения к царю. Он был низложен, лишен сана и заключен в монастырь в 350 верстах к северу от Москвы, и избран новый патриарх — Иоасаф II. Позорное падение Никона способствовало падению самой Патриархии при царе Петре Великом.
Во-вторых, был официально отречен почитаемый Московский Собор 1551 года (Стоглав), так как на этом Соборе Русская Церковь была провозглашена эталоном и образцом для всего мирового Православия. По словам Зернова, «под давлением доводов митрополита Газского Паисия русские архиереи скрепя сердце подписали следующее заявление: «Собор 1551 года объявляем вовсе не Собором, а решения его необязательными, так как а те, кто с ним, действовали и принимали решения по неведению, без причины и совершенно произвольно, ибо не посоветовались с Вселенским Патриархом». Этот митрополит Макарий был причислен к лику святых в 1988 Русской Церковью.
В-третьих, утверждались современные греческие богослужебные обряды, а древнерусские обряды, не согласующиеся с греческими обычаями, осуждались как еретические. По иронии судьбы, это прямо противоречило письму, направленному Патриархом Константинопольским Паисием и 28 другими греческими епископами в Москву в 1655 г.
И в-четвертых, все, кто отказывался принять богослужебные реформы, не только предавались анафеме, но и предавались светским властям для наказания как еретики.
Старообрядческий раскол
Верный своему слову, Аввакум и его группа раскольников отказались подчиниться велениям этого собора, и старообрядческий раскол стал глубокой и горькой реальностью, длящейся до сих пор. Во времена царя Петра Великого (годы правления 1689–1725), которого многие старообрядцы считали антихристом, до одной трети всех русских православных христиан, многие из которых принадлежали к самым благочестивым, самым преданным христианам в земли — были связаны со старообрядчеством.
Аввакум отправлен в ссылку на север России. В 1682 году он был сожжен заживо вместе с тремя своими ближайшими сподвижниками по обвинению в богохульстве, произнесенном против царя и его приближенных. Многие другие старообрядцы подвергались гонениям со стороны церкви и государства, что только углубляло их антагонизм. Стремясь сохранить в чистоте и неизменности обряды Русской Церкви середины XVII века, старообрядцы сумели сохранить древнерусские формы иконографии и богослужебного пения, которые в противном случае, вероятно, были бы утеряны. С тех пор большинство из них сопротивлялись всем попыткам примирения.
Русские святые в XVII веке
Святая Иулиания Лазаревская
Помимо святого патриарха Гермогена, героическую защиту русскими своей веры и народа во время и сразу после Смутного времени олицетворяла святая Иулиания Лазаревская (ум.