Протоиерей андрей сахно: протоиерей Андрей Владимирович Сахно
Содержание
Настоятель участвовал в «Правовом десанте» | Новости Черкесска
Фото: blago-kavkaz.ru
Настоятель Казанского храма города Ессентуки протоиерей Андрей Сахно вместе с сотрудниками городского отдела МВД участвовал в «Правовом десанте». Священник посетил школы города и выступил перед старшеклассниками с напоминанием о ценности человеческой жизни и опасности преступления законов.
Черкесская епархия РПЦ
Черкесская епархия РПЦ
18 ноября 2022 года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в храме святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси станицы Константиновской.
Черкесская епархия РПЦ
16 ноября 2022 года состоялась рабочая встреча руководителя управления культуры, искусства и молодежной политики города Ессентуки Клавдии Алейник и руководителя Паломнической службы Пятигорской епархии Ларисы Логвиненко.
Черкесская епархия РПЦ
В Воскресной школе Никольского собора Черкесска прошло необычное занятие, которое было посвящено святыням родного края.
Черкесская епархия РПЦ
Бои за освобожденные территории: 20 ноября (обновляется)
https://news-front.info/2022/11/20/boi-za-osvobozhdennye-territorii-20-n…
КПРФ
Бои за освобожденные территории: 19 ноября (обновляется)
https://news-front.info/2022/11/19/boi-za-osvobozhdennye-territorii-19-n…
КПРФ
Нередко причинами пожаров становится неисправное газовое оборудование, а также нарушение правил его монтажа и эксплуатации.
МЧС России
В связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции в мире, Роспотребнадзором проводится комплекс противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Роспотребнадзор
Ежегодно, в третий четверг ноября, отмечается Международный день отказа от курения.
Усть-Джегутинская ЦРБ
В связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции в мире, Роспотребнадзором проводится комплекс противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Роспотребнадзор
19 НОЯБРЯ . ЧЕРКЕССК В Картинной галерее в Черкесске открылась выставка творческих работ учащихся детских художественных школ с ограниченными возможностями здоровья «Мир искусства детям».
РИА Карачаево-Черкесия
18 ноября 2022 года в городе Армавире завершилась Всероссийская научно-практическая конференция по археологии, локальной истории, музееведению Юга России «Лунинские чтения».
Черкесская епархия РПЦ
Не говорите о нем небрежно…
40 лет назад 10 ноября 1982 г. ушел из жизни Леонид Ильич Брежнев – политик, охарактеризовавший свою эпоху «развитым социализмом».
КПРФ
На Кавказе освятили памятник всем казакам, погибшим на гражданской войне / Православие.
Ru
Ессентуки, 6 августа 2012 г.
Трудами
ессентукских казаков Василия и Олега Глуховых, потомков
основателей станицы, по благословению Епископа
Пятигорского и Черкесского Феофилакта на территории
Пантелеимоновского собора города Ессентуки установлен
памятник казакам и казачкам, страдальчески погибшим в
годы братоубийственной гражданской войны, сообщает пресс-служба
Пятигорской и Черкесской епархии Русской Православной
Церкви.
Братоубийственное противостояние, пронесшись кровавым
вихрем по России, не оставило в стороне и Кавказ. Тысячи
репрессированных казаков навсегда покинули свои станицы.
Но память о них — на века. Как сказал журналистам Олег
Глухов, здесь нет разделений на белых и красных, это
память о трагическом периоде российской истории, когда
казаки подверглись жесточайшим репрессиям, унесших
миллионы жизней этих верных защитников Отечества.
Берегут память поколений казаки Ессентуков. В станичном
храме святителя и Чудотворца Николая сохранились памятные
доски георгиевских кавалеров, проявивших храбрость в
борьбе за освобождение Болгарии от турецкого ига. На
площади Возрождения стоит памятный Крест всем казакам,
погибших при защите России, и единственный в стране
величественный памятник Казаку. В 2011 в соборе святого
великомученика и Целителя Пантелеимона установили памятные
доски с именами ессентукских казаков, награжденных
георгиевскими крестами и именным георгиевским оружием за
подвиги в первую мировую войну. Есть и памятная доска с
именами командиров Волгских казачьих полков.
И
вот 4 августа состоялось торжественное освящение
памятника жертвам гражданской войны, которое, по
благословению Архиерея, возглавил благочинный
православных церквей Кисловодского округа, секретарь
епархиального совета Пятигорской и Черкесской
епархии, протоиерей Иоанн Знаменский. Ему сослужили
почетный настоятель Пантелеимоновского храма
протоиерей Анатолий Лобков, настоятель храма
протоиерей Василий Журавлев, настоятель церкви Петра
и Павла иерей Андрей Сахно.
Обращаясь к собравшимся, благочинный отметил, что память о
погибших должна проявляться не только в сооружении
мемориалов и памятных досок, но и в хранении Православной
веры, которую защищали, и за которую страдали наши
благочестивые предки.
На панихиде, предшествующей освящению, молились прихожане
собора, представители администрации, казаки, активисты и
подопечные общественной организации «Здоровое
поколение Кавказа».
Интенциональность православного дискурса на материалах инстаграм-блогов
Аннотация
В статье на основе интенционального метода анализируется православный дискурс популярной социальной сети Instagram. Этот метод позволяет воспринимать текст блогов как отражение коммуникативного замысла автора. При анализе православного контента в Instagram выделяются публичные блоги, которые представляют собой официальные страницы представителей высшей иерархии, синодальных и епархиальных ведомств, митрополий и епархий, а также личные блоги, которые ведут священники, блогеры, православные активистки, матери. Эти блоги используются Русской Православной Церковью для реализации христианской миссии, которая имеет пять форм: просветительскую, апологетическую, внешнюю, примирительную, информационную. Каждая форма представляет собой речевой замысел блогеров, основанный на постулатах христианской миссии. Эти постулаты, основанные на заповедях Христа, определяют макроинтенциональность воспитательных, апологетических, внешних, информационных, примиряющих дискурсов. Макроинтенциональность аккаунтов формирует коммуникативные интенции блогеров, воплощающиеся в дискурсах, предназначенных для определенных групп пользователей. Именно целевая аудитория и коммуникативная интенция блогеров формируют полижанровую микроинтенциональность публичных и личных православных блогов. Исследование показывает, что в публичных блогах чаще встречается новостной дискурс, отражающий внешнюю, информационную и апологетическую миссию Русской Православной Церкви; в личных блогах дискурс ориентирован на интерпретативный жанр, выполняющий воспитательную функцию Русской православной церкви. Основным жанром репрезентации макро- и микроинтенциональности является проповедь, которая в силу формата содержания принимает трансформированные формы.
Ключевые слова: христианская миссиякоммуникативная интенцияинтенциональный методмакроинтенциональностьмикроинтенциональностьправославный дискурс
Введение
По данным исследовательской компании
Mediaskope ([Электронный ресурс], https://mediascope.net/about/company/russia/)
, по состоянию на 2019 год количество пользователей интернета в России составило 78 % от всего населения страны, то есть около 98 млн человек. Одна из самых популярных социальных сетей среди населения России в 2019 годубыл Instagram ([Электронный ресурс], https://mediascope.net/about/company/russia/). Несмотря на относительно молодой возраст, Instagram популярен во всем мире, о чем свидетельствует глава Facebook Марк Цукерберг: около 500 млн пользователей в день ([Электронный ресурс], https://www.facebook.com/4/posts/10106340834478671) просматривать истории в инстаграме. Учитывая тот факт, что жизнь современных людей во многом сосредоточена в социальных сетях, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся 29 апреля на заседании Высшего церковного совета Русской Православной Церкви., 2015 г., словами: «Если мы не хотим, чтобы виртуальная реальность также стала атеизированным явлением, нам придется серьезно задуматься о том, как сегодня Церковь может более эффективно, более надежно с точки зрения передавая миру и особенно молодежи наше послание. ([Электронный ресурс], https://www.newsru.com/religy/29apr2015/kirche_socnetz.html) «На основании этого обращения Русская Православная Церковь в лице своих проповедников и миссионеров ведет довольно активную работу в Интернете, и в частности Instagram, в формате различных православных дискурсов.
Постановка проблемы
Православный дискурс, понимаемый нами как «…связный текст в сочетании с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в аспекте события; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие (Ярцева, 1990), стала обычным явлением в социальных сетях.
Условно православные блоги в Instagram можно разделить на 2 типа: личные (священнослужители, матери, православные активисты и т.д.) и публичные (православные интернет-проекты, журналы, официальные страницы представителей высшей иерархии, блоги синодальных и епархиальных департаментов, митрополий и епархий и др.).
Анализ православного дискурса выполнен на основе тематических материалов социальной сети Instagram, которая в настоящее время востребована аудиторией социальных сетей и активно используется Русской Православной Церковью для реализации христианской миссии: официальный аккаунт главы Русская Православная Церковь, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – «патриархкирилл» ([Электронный ресурс], https://www.instagram.com/patriarchkirill/?hl=ru); проекты «batyshkaonline» ([Электронный ресурс], https://www.instagram.com/batyshkaonline/?hl=ru), «matyshkaonline» ([Электронный ресурс], https://www.instagram.com/matyshkaonline/? hl=ru) и др. Большой популярностью пользуются блоги священников и проповедников, например, иерея Николая Бабкина ([Электронный ресурс], https://www. instagram.com/nickolay_babkin/); иерей Павел Островский ([Электронный ресурс], https://www.instagram.com/pavelostrovski/) ; Священник Андрей Долгополов ([Электронный ресурс], https://www.instagram.com/fr_andrey/). Среди священников-блогеров есть представители Екатеринодарской митрополии, например, священник Евгений Подвысоцкий ([Электронный ресурс], https://www.instagram.com/otets_evgeny/); священник Константин Мальцев ([Электронный ресурс], https://www.instagram.com/o_konstantin/?hl=ru) и другие.
Исследовательские вопросы
Анализируя православный дискурс, авторы попытались выяснить, как макроинтенциональность блогов формирует коммуникативные интенции блогеров, воплощающиеся в микроинтенциональных дискурсах, предназначенных для определенных групп пользователей.
Цель исследования
Цель исследования – выявление интенций создания православных дискурсов священниками и блогерами, а также определение речевых интенций авторов
Методы исследования
Православный дискурс в исследованных блогах проанализирован на основе интенционального метода, разработанного доктором филологических наук Клушиной (2012). Согласно этому методу под интенциональностью понимается способность текста отражать коммуникативную интенцию автора. По мнению языковедов, интенциональность в СМИ представляет собой системное образование, которое определяется традициями употребления в той или иной профессиональной сфере общения (Дускаева, Цветова, 2012). Коммуникативные интенции публичных и личных блогов в Instagram основаны на концепции
христианская миссия
. Современная миссиология выделяет пять ее форм (Гинкель, 2010): просветительская миссия, направленная на обучение христианским первоосновам; апологетическая миссия, направленная на свидетельство истин православной веры и сопоставление их с инославными вероучениями; внешняя миссия, понимаемая как христианское свидетельство у народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной культуре; примирительная миссия, направленная на призыв людей к созиданию мира на различных уровнях личной, семейной и общественной жизни; информационная миссия, которая, по мнению
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
, рассматривается как «деятельность по распространению христианской веры, а также воцерковление людей для их спасения». ([Электронный ресурс], http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html) . Перечисленные формы вербальной интенции отдельных православных блогов определяют макроинтенсивность воспитательных, апологетических, информационных, примирительных дискурсов, например:
«Человек не должен позволять другим «есть» себя. Человек не должен быть объектом для манипуляций. Вообще человек не должен соглашаться с тем, что он объект, что его используют, что его унижают, что его постоянно терроризируют. В этом нет смирения. Мы должны суметь это остановить, уйти от этих отношений. Уйти умело, с достоинством, не озлобившись. Мы должны уметь сопротивляться. Это то, чего мы, по большому счету, не умеем. Мы сразу впадаем в ненависть, конфронтацию, гнев, вражду, войну, но сопротивляться по-хорошему, по-хорошему, достойно еще не научились. Это очень важная христианская наука» – протоиерей Алексий Уминский
[православнайобитель] написал;
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»
(Иоанна 4:16) – [список Библии]»;
«Сегодня Прощеное воскресенье! Помиритесь со всеми и простите всех сами, чтобы начать Великий пост с чистым сердцем и добрыми помыслами. Посвяти святые дни поста Богу и душе своей…»
[матышкаонлайн].
Выводы
Выбранная макроинтенциональность блогов формирует коммуникативные интенции блоггеров, воплощенные в микроинтенциональных дискурсах, предназначенных для определенных групп пользователей. Так, паблик-блог [патриархкирилл], олицетворяющий прежде всего информационную и внешнюю миссию Русской Православной Церкви, строит дискурс как новостной, например: «Встреча Предстоятеля и делегации Поместных Православных Церквей с Королем Иордании Абдалой II бин Аль-Хусейн, 26 февраля 2020 г.». Текст информации дополнен фотоотчетом. Блоги [матышкаонлайн], [батюшкаонлайн], [православнайобитель] и другие реализуют воспитательную функцию, поэтому дискурс ориентирован на поучение, назидание, наставление: «Многие думают, что святые далеки от нас. Но они далеки от тех, кто сам уединился, и очень близки к тем, кто соблюдает заповеди Христовы… Они слышат наши молитвы, и наши души чувствуют, что они молятся о нас», — преподобный Силуан Афонский [православный естествоиспытатель]. ]; «Хороших выходных, дорогие люди! Посвятите эти дни Богу и своим близким. Пусть обычай вместе ходить в церковь станет доброй традицией вашей семьи. Завтра, 1 марта, Масленица… Помиритесь с близкими, попросите прощения, если кого обидели, потому что жить в мире и любви со всеми с чистым и добрым сердцем — это величайшее счастье» [матышкаонлайн].
Автор интенциональной методики изучения медиатекста Клушина называет ряд текстообразующих категорий, которые автор использует при создании текста: идеологема как способ утверждения заданных понятий, номинация, убеждение с помощью оценки, называние как стилистико-мировоззренческая категория, стилистическая тональность текста (Клушина, 2008). Перечисленные текстовые категории помогают не только «приблизить» текст конкретной целевой аудитории, но и расширить его за счет микроинтенциональности.
Микроинтенциональность личных блогов формируется из коммуникативного намерения священников и блогеров показать подписчикам повседневную реальную жизнь прихода и священника в нем, а также желание ответить на насущные вопросы паствы. Поэтому тематикой личных православных блогов являются вопросы домостроительства, семейной жизни, воспитания, отношений и т. д.
Макро- и микроинтенциональность блога реализована в жанрах, ориентированных на разные целевые аудитории. Это может быть жанр представления действительности, рассказывающий о событиях того или иного сообщества и подкрепляемый фото или видео; биографический жанр, повествующий о жизни и проповеди почитаемого святого; жанр истолковательной проповеди и др. (Павловская, 2019). Поскольку целевая аудитория в силу некомпетентности не всегда готова воспринимать православные тексты, блогеры пабликов и личных аккаунтов обращаются к методам «объяснительной журналистики» (Тяжлов, 2016). В инстаграмном православном дискурсе к таким приемам относятся фото и видео, цитаты из авторских источников, инфографика, интерпретация блогеров и т.д. Однако основной жанр и основная форма воздействия священника на слушателей/читателей, в которой макро- и микроинтенциональность православного дискурса проявляется как в храме, так и в социальных сетях, остается проповедь. Но, учитывая формат инстаграм-контента и жанрово-стилистические особенности медиатекстов, священники-блогеры и ведущие сайты вынуждены трансформировать жанр проповеди, адаптируя его к определенным условиям социальной сети (Сахно, 2017). При этом проповедь приобретает более широкое значение, превращаясь в проповедническую деятельность, которую Бурега архимандрит Симеон (Томачинский) считает проповедью (Бурега, 2018). Трансформация проповеди также отражает направленность содержания на конкретную целевую группу (Павловская, 2019).).
Интенциональность, по мнению Неупокоевой, является экстралингвистическим фактором, формирующим концепт всего издания и определяющим его речевой облик (Неупокоева, 2010). Говоря о православном дискурсе, можно утверждать, что макроинтенциональность православных аккаунтов определяется заповедями Христа, которые, в свою очередь, формируют словесную интенцию блогеров и определяют микроинтенциональность этого содержания (Неупокоева, 2010).
Заключение
Таким образом, макро- и микроинтенциональность православного дискурса отражает стремление священников-блогеров, ведущих православные аккаунты, формировать духовный мир человека на основе христианских ценностей и в духе нравственно-этических принципов Христианство. Эти установки проявляются в блогах через идеологические концепты, понимаемые как важнейшие идеи, одобряемые адресатом в его дискурсивной деятельности. Идеологемы наиболее ярко проявляются в идеологически обусловленных высказываниях, при этом эти высказывания могут иметь разную коммуникативную направленность (Журавлев, 2004).
Ссылки
- Бурега В.В. (2018). Архимандрит Симеон (Томачинский). В гомилетике. Москва.
- Дускаева Л. Р. и Цветова Н. С. (2012). Интенционная стилистика: объект, субъект и основные понятия. Жизнь и слова, клятвы… Матер. Междунар. науч. конф. Минск. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/19491/1/DuskajevaCvetova.PDF]
- Гинкель, А. (2010). Миссиология: учебное пособие. В А. Гинкеле (ред.). Москва.
- Клушина Н.И. (2008) Лингвистика убеждения: интенциональные категории публицистического текста. Медиаскоп, д. 1. http://www.mediascope. ru/node/67
- Клушина Н.И. (2012). Интенциональный метод в современной языковой парадигме. Медиаскоп: наук. рез., 4. http://mediascope.ru/node/1242
- Неупокоева О. В. (2010). Речи внешний вид периодического издания. Санкт-Петербург, с. 32.
- Павловская О. Э. (2019). Жанровая специфика православного интернет-дискурса. Проблемы современной речевой коммуникации (стр. 65–75). Монография. КубГАУ.
- Сахно, О. С. (2017). Условность как основа речевого поведения носителя языка. Дискурс в различных сферах коммуникации: современные тенденции и перспективы. Матер. Междунар. науч. конф. дед. к 95-летие КубГАУ имени И.Т. Трубилина и 50-летию кафедры русского языка и речевой коммуникации (с. 186–192). Краснодар.
- Тяжлов Ю.И. (2016). Актуальные формы медиатекстов, посвященных кинематографу: жанровые и языковые тенденции. Медиалингвистика, 2(12), 71–82.
- Ярцева В. Н. (1990). Лингвистический энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. Москва. http://les.academic.ru/320/ %D0 %94 %D0 %B8 %D1 %81 %D0 %BA %D1 %83 %D1 %80 %D1 %81
- Журавлев С.А. (2004). Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе [Канд. Диссертация]. Йошкар-Ола.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Наследие Петра Калнышевского | Газета «День»
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЛОХВИЦЕ. ФОТО НАЧАЛА XIX ВЕКА / ПЕТРО КАЛНЫШЕВСКИЙ
Церковь Рождества Богородицы в Лохвице (1763–1771 гг.), ныне Полтавской области, занимает особое место среди многочисленных культовых сооружений, построенных на средства Петра Калнышевского (1690–1803 гг. ). ), легендарный последний кишский атаман Запорожской Сечи. В строительство он вложил около 10 000 рублей, по тем временам колоссальную сумму.
Калнышевский также потратил большие суммы на строительство Покровской церкви в Ромнах. Она была построена почти одновременно с Лохвицкой церковью. В начале 20 века Роменская церковь была перенесена в Полтаву. Эта жемчужина украинского деревянного зодчества эпохи барокко погибла в 1943, во время Второй мировой войны.
Что делает Лохвицкую церковь особенно интересной, так это то, что в личном архиве Калнышевского есть 230-страничное дело с подробной информацией о ее строительстве, включая затраты, строителя и декораторов интерьера.
Почему Калнышевский так озаботился строительством храма в Лохвице? В 1970-е годы исследователь ромненских древностей Ф. Сахно попытался проследить родственные связи Калнышевского. В одном из своих исследований он утверждал, что потомки атамана проживали на Правобережной Украине, входившей тогда в состав Речи Посполитой, а в начале 18 века обосновались в Гетманщине.
Некоторые другие исследователи считают, что Калнышевский происходил из шляхты, о чем свидетельствуют документы, касающиеся его ссылки в Соловецкий монастырь и идентифицирующие его как «польского дворянина». Родственники Калнышевского поселились в окрестностях Ромнов и Лохвицы. Еще одно свидетельство — беспрецедентный размах его благотворительной деятельности в этих местах.
Калнышевский поддерживал тесные контакты с высшим казачьим старшинством в Лубнах и Лохвицах, в том числе с такими известными сотниками Гетманского государства, как Алексей Маркевич, Иосиф Борисенко, Иван Стефанович, Василий Нельховский и другие. Его лохвицкий друг Максим Яновский рассказал Калнышевскому о гибели своего племянника Иосифа Калнышевского, которого он в свое время назначил полковником Кодаковского полка.
Калнышевский неоднократно посещал Лохвицу. Исторические документы указывают на то, что в 1766 г. он приехал погостить к местному протоиерею К. Кривецкому. Через некоторое время вдова последнего попросила его помочь отремонтировать колокольню в селе Западынка близ Лохвицы.
После того, как в 1748 году сгорела Лохвицкая церковь, местная казачья община попросила Калнышевского помочь построить новый храм. Соответствующие письма в архивах свидетельствуют о том, что его строительство длилось восемь лет и что Калнышевский заключил контракт с лучшими строителями Гетманщины. Строительством сначала руководил Иван Бродацкий, нанятый Калнышевским человек, но он скоропостижно скончался, и его место занял искусный местный зодчий Иван Лукаш.
Несмотря на несколько раундов жесткой советской цензуры, фундаментальный труд Стефана Таранушенко «Монументальное деревянное зодчество Левобережной Украины» (Киев, 1976) содержал уникальный документ: договор между Калнышевским и Бродатским, по которому строитель обязывался «возвести в течение двух лет Рождества Пресвятой Богородицы, применив свое умение и соорудив на месте сгоревшего храма прежнюю прекрасную постройку на прочном основании, такой же ширины и длины, как и основание прежней постройки, и что, я [ заказчик] настоящим обязуется согласиться с любым таким уменьшением размера, которое может быть определено лицами, упомянутыми выше. Высота и стиль будут такие же, как у недавно построенного храма Святой Троицы в Лубнах, или меньше, как решат. Предполагается, что церковь будет пятиэтажной, как и вышеупомянутая Свято-Троицкая церковь в Лубнах, с полусферическими куполами. Они будут облужены за мой счет, с окнами, количество и размеры которых будут определены мною, и которые будут построены и зашпаклеваны также за мой счет. Если какой-либо ущерб будет по моей вине, я возмещу его за свой счет».
Имеется архивный документ, в котором указаны все затраты и материалы на строительство Лохвицкого храма, в том числе 504 дуба на сумму 405 руб. Если в 1-й половине 18 в. мастера расплачивались преимущественно натурой (например, зерном, медом, воском и т. д.), то к концу века все платежи производились деньгами.
Калнышевский поставил во главе всех строительных работ некоего Борисяка. Он регулярно отправлял письма с отчетами о проделанной работе кишскому атаману на Сечи. Когда внутреннее убранство храма было завершено, Борисяк с удовлетворением писал: «Иконостас в Лохвицкой церкви совершенно прекрасен и освящен должным образом».
Особого внимания заслуживает иконостас. Он причислен к исключительным памятникам казачьего периода, хотя это уникальное творение талантливых мастеров лишь кратко упоминается в современной специальной литературе. Что касается фотографии, то она никогда не появлялась в изданиях, посвященных истории старого украинского искусства, вплоть до конца 1990-х годов. Впервые она была опубликована в 1997 году в чернухской газете «Новая практика» как иллюстрация к моей статье о Несторе Городовенко (1885–1819 гг.).64). Неизвестный фотограф сделал снимок центральной части иконостаса в 1931 году, до того, как он был уничтожен местными воинствующими безбожниками.
Иконостас был заказан Сысою Шалматову (1720–1790), известному русскому резчику по дереву, известному как в своей стране, так и в Украине своими монументальными работами. Среди выполненных под его руководством проектов были грандиозные, изысканные иконостасы для Роменской церкви и соборов Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве и Спасо-Преображенского монастыря в Лубенах (оба не уцелели от разрушительного действия времени).
В 1763 году Шалматов переехал в Ахтырку, где велось большое культовое строительство. По просьбе Калнышевского его нашли и предложили новый контракт в Лохвице. (Он в это время оформлял интерьер Мгарского монастыря.) В одном из своих писем Борисяк писал: «Мастера-резчика по дереву (т. Ему показали эскиз, по которому он должен был выполнить свою работу по указанию Вашей Чести…»
На самом деле Калнышевский знал Шалматова лично и высоко ценил его талант, расцветший на Слободской Украине и в Гетманщине, процветавший на эстетические идеалы казачьего периода. Они были друзьями, поэтому Калнышевский довольно часто начинал письмо к нему такими словами: «Мой многоуважаемый Сысой Зотыч…» Шалматов также неоднократно бывал на Запорожской Сечи, где его всегда принимали.
Когда работы были завершены, Лохвицкую церковь украсил величественный иконостас, вырезанный из кипариса, изысканная красота которого сделала его одним из лучших на Левобережной Украине. Он был такой же ширины, как и храм, и доходил до нижней части центрального купола. Резьба выполнена в стиле рокайль, напоминающем Андреевскую церковь с изысканным внутренним убранством и витыми колоннами в Царских вратах, что особенно нравилось Шалматову. Это придавало всему иконостасу неподражаемую красоту. Лозы и виноград, листья аканта и трилистника были преобладающими декоративными мотивами. Хотя иконостас соответствовал пространству храма своей трехлепестковой формой и барочным декором, заметно преобладали белые плоскости, контрастирующие с позолоченными архитектурными элементами, с расположенными через большие промежутки рокайльными картушами. Лохвицкий иконостас положил начало новому украинскому религиозно-декоративному стилю, который стал известен как классицизм.
Еще одной причиной, по которой Калнышевский лично руководил строительством и отделкой храма, было то, что он задумывал его как памятник доблестным казакам Лохвицкой роты (сотни), сражавшимся за свободу Украины в войске Богдана Хмельницкого и проявившим храбрость под огнем противника в каждой кампании. Некоторые историки считают, что кишский атаман был видным деятелем этой компании.
Калнышевский поручил расписать иконостас Павлу Петрашу (Петрашеву), одному из лучших мастеров Полтавы того времени. Договор был подписан в 1766 году и гласил: «Нижеподписавшийся казак Павел Петрашев, житель села Рыбцев, человек 2-й роты Малороссийского Полтавского полка, обязуется по сему договору… с Калнышевским в Лохвицах написать и оклеить иконостас в храме Рождества Богородицы … со всем иконостасом в чистом золоте, с землей в серебре, а потом в венецианской малине. В ровных и достаточно широких позолоченных местах церковные узоры выполнить на настенных иконах венецианскими красками (это были лучшие в то время — Х.Ш.) с хорошими растворами, где это необходимо. А стены и потолок внутри церкви побелить и своды покрасить…» В договоре упоминается художник Шумянский (Шумлянский), который, должно быть, руководил другими декоративными работами.
Летом 1797 года в Лохвицкую церковь попала молния и она сгорела. Произошло это во время богослужения в Ильин день, когда храм был переполнен. Чудом прихожане спасли иконостас и другую церковную атрибутику. Предание гласит, что им помогала чудотворная икона, привезенная из монастыря на Афоне и подаренная храму Калнышевским. После того, как иконостас вынесли наружу, храм рухнул.
Строительство нового храма продолжалось до 1809 года. Это было кирпичное строение, увенчанное куполом, в котором были прорезаны окна. Четыре угловых купола напоминали колокольни. С трех сторон храм имел портики, поддерживаемые четырьмя дорийскими колоннами. Храм выполнен в стиле русского классицизма. Его архитектура в основном напоминает соборы и церкви, построенные в губернских и уездных центрах Российской империи на рубеже XIX и XIX веков по проекту архитектора Ивана Старова. Церковь Святого Николая, построенная в Ревеле (ныне Таллинн) в конце 1820-х гг., по отдельным архитектурным элементам наиболее близка к Лохвицкой церкви. Лохвицкая церковь была одним из первых одноглавых сооружений, построенных на территории нынешней Полтавской области в строгом соответствии с архитектурой классицизма.