Псалом 1 для чего читают: Значение псалма 1 для православных христиан и правила его прочтения
Содержание
Значение псалма 1 для православных христиан и правила его прочтения
Многие православные знают Псалом 1. Он дает наставление на праведный путь, показывает, насколько неустойчив и несчастен дух человека, павшего в порок. Какие загадки таит история его написания и в какие моменты его принято читать? Ответы на эти и другие вопросы в нашей статье.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПСАЛМА 1
Историки и теологи до сих пор не установили истинного автора, который написал первый псалом. Они исключают царя Давида, составившего Псалтырь, поскольку свои тексты он подписывал. Даже приблизительно установить время написания и исторические события того периода затруднительно.
Псалом причисляют к типу песней-размышлений, поскольку он не содержит конкретизирующих фактов. Он показывает различия между праведными и грешными людьми, и служит введением к поэтической книге Псалтырь.
Более поздние исследования натолкнули ученых на размышления о том, что Псалом 1 и 2 были единой песнью. Если предположить, что эти догадки верны, то автором является Давид, который написал их в период военных действий с сирийцами и аммонитянами (книга Царств).
ТОЛКОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОГО ПСАЛМА
Главная идея, проходящая красной линией через песнь, заключается в том, что праведник – блажен. Это означает, что человек, соблюдающий слово Божье и ступающий его дорогой, счастлив. Под счастьем подразумевается как земное, так и духовное благополучие. Слово «муж» обозначает обычного человека, а «нечестивый» – отступившего от заповедей Всевышнего.
Толкование Псалма дает лучшее представление о тексте и его глубинном смысле. В первом стихе содержится описание деяний праведного человека, который любыми путями избегает общения с грешниками. «Не ходит, … не стоит, … не сидит» – три вида уклонения от греховного. Во втором стихе заключена мысль о постоянном пребывании праведника в мыслях о Всевышнем вместо общения с неправедным.
Когда читаем третий стих, погружаемся в последствия исполнения Божьего слова. Праведный человек благополучен как в духовном, так и материальном аспекте. Автор сравнивает его с деревцем, которое пустило корни у водоема. В 4-6 стихах сравниваются праведники и грешники. Отступников сравнивают с пылью, которую уносит при малейшем дуновении ветра. Также идет речь о суде, который свершится над ними, только не ясно о каком именно – небесном или земном.
В первом псалме раскрываются три темы, важные для нашего спасения: истинное счастье, смысл человеческой жизни и что нас ждет в конце концов.
Книга псалмов не случайно начинается со слова «блажен». «Блаженный» переводится с церковнославянского языка как счастливый. В нынешнее время понятие счастья весьма размыто. Оно подменяется радостью, весельем… – измельчало. Исконное (от строения слова – с-часть-е) значение слова показывает, что человек счастлив, когда является частью своей семьи, рода, народа, страны, … , Бога. Истинное и наивысшее счастье для человека – жизнь с Богом. Не зря на Руси блаженными называли людей, для которых привычные ценности земного мира утрачивали значение, им открывался другой, Божий мир. И эти два мира представлены в Псалтири представителями трех групп людей – праведников (которые описаны в 14-м псалме как граждане неба), нечестивых и кающихся грешников.
В Псалтири слово блажен встречается многократно, и чаще всего показывает путь к истинному счастью. Понятие блаженства есть основание и начало учения о нравственной жизни людей.
В первом псалме Господь показывает опасность общения с греховным миром.
Пс.1:1 «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».
Советом нечестивых, по толкованию святого Афанасия, «можно назвать собрание людей лукавых», а по словам святого Василия Великого, совет нечестивых — нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело. Не иде, не ста, не ceдe, — эти слова выражают и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов.
С кем поведешься… А теперь, когда общение чаще становится виртуальным, можно сказать – чем себя наполнишь, останется ли в твоей душе место для Бога, времени на духовное делание. А как говорит святой Иоанн Кассиан, «без ежедневного упражнения в духовном делании» нет духовной жизни.
Второй стих поясняет — в неуклонном исполнении воли Божией и заключается благочестие верующего человека и соединенное с ним счастье — блаженство.
Пс.1:3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.
Слова этого стиха представляют также почти буквальное сходство со словами Божиими, изреченными через пророка Иеремию, обличавшего нечестие евреев. В 17-й главе своих пророчеств Иеремия сравнивает участь человека благочестивого, надеющегося на Господа Бога, с участью нечестивого, и о первом из них говорит: «Благословен человек, иже (который) надеется на Господа… и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной (жара, засуха), и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода» (ст. 7—8). Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида.
Образ древа, приносящего плод, соотносится с земной деятельностью человека. Наши плоды – добрые дела, помощь ближнему. Сам Господь дал нам в назидание притчу о бесплодной смоковнице. В этом предназначение человека на земле, истинный смысл жизни – жить для ближнего и для Бога.
Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.
Дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Эти люди по долготерпению Божию пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» (21:14—15).
Третья тема псалма – что ждет в конце человеческого пути каждого живущего на земле.
Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.
Слова псалма созвучны со словами Святого Евангелия: «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда» (Ин. 5:28—29). Все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными (Мф. 25:32), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или — что то же — в жизнь вечную.
Пс.1:6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.
Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим (Пс. 118:2; 33:11), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем «день и ночь» (Пс. 11:1; 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему (Иак. 1:22—25;Лк. 11:28). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).
ВИДЕО «ТОЛКОВАНИЕ ПСАЛМА 1»
В этом видеосюжете представлено подробное толкование молитвы.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
Первая кафизма содержит псалом 1, который читают на утренней службе, т. е. в субботу вечером в церкви. В домашних условиях его можно читать как на церковнославянском языке, так и в современном переводе.
ТЕКСТ ПСАЛМА 1 ИЗ КНИГИ ПСАЛТЫРЬ на русском языке
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, (не так): но они — как прах, возметаемый ветром (с лица земли).
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Первый псалом доносит до человека основное значение веры. Он раскрывает отличия между праведными и грешными людьми, а также предрекает их дальнейшую судьбу.
«Нельзя идти на грех, входить в грех и, тем более, не дай Бог, успокаиваться в грехе».
† Валаамский монастырь
«Этот псалом – не совсем молитва; т.е. не один из тех громогласных, страдальчески-просительных или благодарственно-ликующих воплей к Богу, из каковых состоит большая часть Псалтири. Его назначение другое. Он предпослан всем последующим псалмам, как произносимой молитве предпосылается размышление в тишине»
Псалтирь
Псалом 1: Блажен муж…
Существует история про молодого инока, который пришел к опытному монаху, духовному авторитету, с желанием получить назидательное поучение. Несколько дней и ночей проведя у кельи отшельника, молодой монах, наконец, попал к нему.
«Отче, – взмолился молодой монах, – дай мне поучение»!
Отшельник, погруженный в молитву, не сразу отреагировал, но потом пробормотал первую фразу первого псалма Давидова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе…».
Молодой инок медленно проговорил: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе. ..», затем поклонился в ноги отшельнику и удалился в свою пустыню.
Спустя полвека встретились тот самый отшельник, уже в глубокой старости, и бывший молодой послушник, тоже уже преклонных лет монах. Старец, прошедший путями духовного подвига, навыкший в молитве и аскетических упражнениях, спросил, почему, лишь раз пришедши к нему, монах более не вернулся за духовными советами…
Старец, по великому смирению, которого он достиг, думал, что дело в нем… что он не оказал должного внимания молодому иноку, не научил… Монах, ветхий днями, повергся перед старцем с возгласом: «Что вы, отче святый, просто вашего первого поучения оказалось для меня достаточно. Я всю жизнь, все эти годы пытался исполнить слова премудрого Давида и не знаю, получилось ли у меня».
Всю свою жизнь монах пытался претворить в жизнь первые слова первого псалма Давидова, в переводе на русский язык гласящего: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей. ..»
Видео : Всенощное бдение:»Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
По словам Сергея Аверинцева: «Этот псалом – не совсем молитва; т.е. не один из тех громогласных, страдальчески-просительных или благодарственно-ликующих воплей к Богу, из каковых состоит большая часть псалтири. Его назначение другое. Он предпослан всем последующим псалмам, как произносимой молитве предпосылается размышление в тишине».
Здесь уместно вспомнить предания о великих древних и христианских, и еще ранее еврейских учителях молитвы, которые не дерзали приступить к молитве, не приготовив себя к ней долгим внимательным молчанием.
Собственно, главная тема псалмов Давидовых – это жизнь человека перед Лицом Божиим. Радость и отчаяние, удача и огорчение, счастье и трагедия – сюда вошли все темы, волнующие человека.
Почти все обращения и молитвы, слова любви к Богу или возгласы отчаяния, уныния – написаны от лица одного человека. Авторы псалмов могут меняться, но здесь важно другое – этот обращающийся в псалме к Богу человеквмещает в себя всех нас, он говорит от лица всех нас.
И вот первый псалом, как замечают исследователи, необычен тем, что здесь нет беседы. Здесь есть констатация факта: человек описывает свое блаженство, проистекающее от послушания Богу. Это блаженство, коренящееся в радостном и охотном, великодушно-добровольном соединении воли человеческой с законом и наставлением Бога, «осуществляется в непрерывном возрастании, подобном возрастанию насыщенного влагой, зеленеющего дерева, и увенчивающегося живым общением с Богом. Именно потому в первом псалме нет внешних примет диалога между Богом и человеком, что он (этот псалом) как раз в этот диалог и вводит» (С. Аверинцев).
Итак, первая фраза первого псалма ставит нас перед констатацией факта: Блажен тот, кто: не ходит на совет нечестивых; не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.
Перед нами три отрицания: не ходит – не стоит – не сидит.
Глагол, переведенный у нас как ходить, имеет в Библии исключительно широкое значение. Он означает вообще всякое действие совершения пути: человек идет, зверь бежит, змея ползет, вода течет, корабль плывет и т.д. Более того, это слово подразумевает активную психологическую установку человека: например, делать какой-то выбор, шаг, принимать решение.
В словах: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых заключена мысль о человеке, который совершенно четко решил не идти к злым, к нечестивым и развращенным. То же можно сказать о следующих фразах. В словах кто не стоит на пути грешных, мы должны видеть не просто факт физического стояния, вместе с грешниками, но факт внутреннего выбора: человек не хочет иметь ничего общего с грешниками. Здесь слово стоять правильнее понять как оставаться, оставаться с грешниками. Наконец, слово садиться, в контексте кто не сидит в собрании развратителей, или, по–славянски, и на седалище губителей не седе, означает не просто садиться, присаживаться, но оставаться,селиться, становиться оседлым.
Итак, в этой первой фразе священных слов Давида перед нами три слова: ходить – стоять – сидеть. «Первый глагол дает образ движения, устремления, но в то же время нестабильности, а потому неокончательности. Второй глагол – переход к стабильности. Третий глагол добавляет к стабильности – успокоение»(С. Аверинцев). «Не просто же Давид, – восклицает св. Феодорит Киррский, – упомянул сперва о пути, потом о стоянии и, наконец, о седении, а напротив того, в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом устанавливается, и после сего принимает некое непоколебимое постоянство».
А теперь давайте посмотрим, что означают слова, переведенные у нас как: «совет нечестивых», «путь грешных» и «собрание развратителей».
Выражение совет нечестивых, по самым современным исследованиям, указывает на людей, враждебных Богу и Его замыслам. «Нечестивые» можно перевести и понять как «богохульники, безбожники».
Общение с этими людьми – первая ступень зла. Это еще не окончательное окостенение в грехе, но это уже очень и очень скользкий путь. Сколько вокруг нас этих богохульников, которые с радостью пересказывают сплетни в адрес Церкви, радуются вызывающим богохульным выходкам… К сожалению, похоже, начало первого псалма – именно о нашем времени.
За первым движением идти вслед за грешниками человек чаще всего входит в грех и остается в нем. Но и тут еще не все потеряно. «Очевидно, пока человек стоит, – как пишет С. Аверинцев, – хотя бы там, где стоять не должно, в его осанке сохраняется хотя бы толика трудного напряжения. В оборотах, связанных с метафорой «стояния» – «на том стою», «такова моя позиция» и проч., – может присутствовать гордыня, закоренелость, даже остервенелость, но еще не слышится нотки цинизма. Воля направлена ложно, однако она пока еще остается волей. История предлагает нам в изобилии примеры подобного состояния – героические террористы, готовые на самопожертвование убийцы, смертельно серьезные безбожники. Но долго так не простоишь…
И потому последняя ступень зла, описываемая в заключительной части трехчленной формулы, характеризуется новым сравнительно с предыдущими ступенями настроением покоя. Это поистине шедевр сатаны – адская пародия на благодатное успокоение, обретаемое в Боге. Недаром здесь употреблен тот же самый глагол, который в зачине знаменитого псалма 90/91 передает безопасность и защищенность «под кровом Всевышнего».
Как говорят наши современники, «расслабьтесь»; в определенный момент ад говорит то же самое своему адепту. Некуда больше ходить, ни к чему больше стоять. Кто созрел для последней ступени зла, оказывается в особой компании: это не просто противники дела Божия, как на первой ступени, не просто сбившиеся с пути беспутники, как на второй, – это циничные «насмешники», «кощунннки», lecim. Их глумливая болтовня, их сумасшедший смешок, их расслабленное и расслабляющее суесловие – разве мы не видели, разве мы не насмотрелись до тошноты, как это приходит на смену более «серьезным»… стадиям зла? А на смену цинизму не приходит больше уже ничего. Ибо в нем выражает себя последнее, окончательное, безнадежное растление».
Итак, три ступени зла. Три уровня падения. 1) Человек делает в сторону зла первые шаги; 2) человек встает рядом с грехом, и, наконец, 3) человек садится туда, где грех, то есть, успокаивается во грехе.
Эта фраза – пролог ко всей Псалтири, потому что она показывает динамику приближения человека ко греху, показывает, что, если человек идет на грех, входит в него и затем успокаивается во грехе, он не услышит псалмов, не услышит боговдохновенной Псалтири. И Псалтирь Давидова будет для такого человека в лучшем случае лишь памятником культуры Древнего Востока, но никак не словом Божиим.
Святитель Василий Великий заметил: «Что значит основание в доме, подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов».
Бесконечно прав святитель Василий. Прав в том, что, прочитав эти первые слова первого псалма, ты понимаешь, что это рубеж, граница. Это призыв опомниться. Ведь дальше на протяжении 150 псалмов будет говориться о том, как жить человеку перед Лицом Божиим, как строить свою духовную жизнь, как плакать о грехах, как молиться об укреплении, как радоваться вместе с Богом. И доступно это будет лишь тому, кто поймет, что нельзя идти на грех, входить в грех и, тем более, не дай Бог, успокаиваться в грехе.
Блажен, кто мудрости высокой
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явен Божеский закон:
Он не пойдет в беседу злую,
На путь греха не ступит он.
Ему не нужен пир разврата;
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумный,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть…
(Н. Языков. Подражание Псалму. 1844 г.)
…Мы с вами говорили, что первый стих первого псалма Псалтири Давидовой: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, – святые отцы называют поистине основной формулой духовной жизни.
Как мы говорили, в этой фразе указывается на три степени, три стадии развития греха: это соизволение на грех, стояние в грехе и коснение во грехе. Указываются здесь и те, кто уловляет человека в свои сети: эти люди называются в псалме (в русском переводе) нечестивыми, грешными и даже развратителями. Но все это – одна и та же категория людей: это враги Богу и Его замыслам. Это кощунники, безбожники, вернее, не просто неверующие, а богоборцы – те, кто враждует против добродетельной и чистой жизни. Это циничные насмешники над верой и благочестием.
Последнее слово в ряду беззаконников звучит как развратители, в славянском тексте – губители, по-еврейски –лецим, то есть, насмешники, в греческом же – лимóн (от лимос – язва, зараза) – заразные, или, вернее, заражающие.
Соответственно, блажен тот, кто удаляется от этих злых людей, кто не хочет заразиться грехом.
Премудрый Давид не просто советует нам избегать развращающих нас сообществ, чтобы не попасть в сеть греха, он дает совет и о том, как упражняться в доброделании. Об этом как раз и говорится дальше в первом псалме:
«Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли.
Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.
Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет».
Мало просто не соизволять на грех, надо активно упражняться в доброделании. И, прежде всего, – изучать, что есть Воля Божия, причем размышлять об этом следует постоянно – и день, и ночь.
Здесь важно обратить внимание на слова о том, что именно воля человека учится законам Божиим, а не разум. Что это значит?.. Воля – это деятельная сила души. Именно воля позволяет нам выбирать между добром и злом. Если сказано, что именно воля в законе Господа, этим самым сказано, что следует не отвлеченно-интеллектуально познавать Правду Божию, Божий замысел о мире, но быть Божиим делателем в мире.
И такой человек будет подобен плодородному дереву, произрастающему у потоков вод. Деревья по берегам рек, озер (а уж кто, как не Давид, житель засушливого и жаркого Ближнего Востока, это знал) – самые пышные. Их корни питаются живительной влагой. То же можно сказать и о человеке, удаляющемся от греха и упражняющемся в добродетели. Благодатью Божией такой человек укрепляется и поддерживается, в нем раскрываются все таланты, все способности и силы, данные ему от Бога.
В чинопоследовании Крещения, в тайной молитве, читаемой священником обычно про себя, а не вслух, священник испрашивает у Бога помощи в том, чтобы крещаемый был непоколебимо утвержден на основании Апостолов и пророков. Далее священник говорит: «и насади его насаждение истины, во Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви, и да не восторгнеши…» По-русски это можно перевести как «и соделай крещаемого растением истины, в саду Твоей Соборной и Апостольской Церкви, да никогда не вырывай его» (имеется в виду, что сухие, не приносящие плода деревья садовником вырываются и бросаются в огонь).
Этот, такой понятный и привычный, символ человека как растения обладает большой глубиной смысла. Как растение нуждается в воде, так человек нуждается в Боге. Бог насыщает душу человека, как влага насыщает дерево. Если дерево засыхает, оно умирает. Человек без Бога тоже умирает.
Далее Псалмопевец говорит нам, что такой человек во всем, что он ни делает, успеет. Понятно, конечно же, что слово успеет происходит от слова успех. Успеет значит обретет успех. Попутно возникает вопрос: о каком успехе говорит Псалмопевец – материальном, социальном, политическом? Конечно, нет (хотя, если человек ищет главного, Господь даст и все остальное). Согласно мысли Псалмопевца, доброделание и стремление жить по-Божьему рождает в душе неизъяснимое блаженство. Вот подлинный успех христианской жизни. Парадокс ситуации в том, что этот успех христианства, торжество и блаженство христианства не колеблются внешними неудачами и скорбями. Христиан гноили в тюрьмах, распинали на крестах, сжигали, закапывали живьем – а они радовались… Это потому, что, как позже скажет Ап. Павел: «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим 8, 28). Может быть, кажется порой, что успех-то одерживают гонители и хулители… Да, в рамках нашего мира, в рамках мелкой человеческой истории так бывает часто. Но в рамках целой жизни, я уже не говорю о Вечной Жизни… успех будет на стороне верных Богу.
И вот далее Псалмопевец, сказав, сколь блаженна жизнь и труды праведника, человека, любящего Бога и желающего жить по-Божьему, объясняет, какова же будет судьба грешников и нечестивцев. Она логична и понятна…
Эти люди, как сухие растения, будут ввержены в огонь.
Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли.
Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.
Слово прах можно перевести как пыль, солома. Не имея корня, как имеет его дерево, нечестивцы и богохульники будут сметены в день Суда с земли огненной бурей.
Под этим ветром, пишет свт. Афанасий Великий, «разумей грозное Божие вещание: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный” (Мф. 25, 41). Услышавшие глас сей не устоят, но падут, потому что не утверждены во Христе, Который есть опора и основание верующих».
Здесь боговдохновенный автор использует образы, известные и близкие его современникам. Объясню: крестьянин собирал колосья, затем из них вымолачивали зерно. Для этого обычно делали на земле площадку диаметром около 10 метров – гумно. На площадку слоем около 30 сантиметров насыпали колосья. Начиналась молотьба. По уложенным колосьям гоняли волов; иногда к ним припрягали сзади деревянную площадку, на которую для тяжести становился человек.
Задача была проста: извлечь из колосьев все зерно. Иногда же для этой цели применяли палки или специальные цепы, но это было гораздо труднее и дольше. Затем зерно вместе с соломой ссыпали на гумно. Здесь эту смесь сгребали широкой лопатой или частыми деревянными вилами и подбрасывали. Подбрасывали сотни раз. Ветер уносил мякину и более легкие зерновые отходы, а зерно падало на землю, в кучу. Помните, Иоанн Креститель, выходя на Иордан, предупреждает, что приближается Мессия: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3, 16-17). Здесь как раз указание на то, что солома-мякина предназначена к сожжению. О том же читаем и в нашем псалме: нечестивые… как прах, возметаемый ветром.
Чтобы увеличить эту «плоскость» приложения идей псалма к нашей жизни,давайте вспомним, что чуть выше говорилось о праведнике. Праведник успешен, он приносит свой плод, он цветет, он радует людей. Мякина же только раздражает…
Вот так же, по мысли Псалмопевца, и богопротивящийся человек.
Библеисты отмечают, что праведник в тексте описывается двенадцатью словами, нечестивец – четырьмя. Двенадцать – это много, это число полноты, четыре – мало. Жизнь нечестивца непохожа на жизнь праведника. Она несовершенна, неполна, вот почему автор псалма не хочет тратить на нее слова.
По мысли автора псалма, такая негодность для земной жизни ведет к негодности и для Вечной Жизни. Древний ветхозаветный образ Суда Божьего как пламени, испытующего качественность, прочность человека и его дел, поможет нам понять мысль Священного автора. Грешники просто сгорят, как горит солома, как горит мусор. Вот что мы читаем: …не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Славянский же текст, основываясь на греческом, дает еще больший эсхатологический акцент: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
То есть, грешники не просто потерпят поражение на Великом Божьем Суде, а вообще не воскреснут на Суд..
Священник Константин Пархоменко
Устойчивое слово Библия Комментарий Псалм 2
Видео для Псалма 2:
Псалом 2 — правление помазанника Господа
Псалом 2 — Когда Бог смеется
подчеркнуто в последнем стихе. Мы можем бросить вызов Богу и погибнуть, или мы можем сдаться Ему и получить благословение. Сам псалом не указывает его автора, но Деяния 4:25-26 ясно приписывают его Давиду.
А. Ярость народов и смех Бога.
1. (1-3) Народы восстают.
Почему народы бесятся,
И люди замышляют напрасное?
Восстают цари земные,
И правители совещаются вместе,
Против Господа и против Его Помазанника, говоря:
«Разорвем узы Их на части
И сбросим с себя узы Их. ”
а. Почему неистовствуют народы : Псалмопевец кажется искренне озадаченным. У наций нет причина гневаться на Бога, и у них нет пользы в гневе на Него. Их противостояние Богу есть не что иное, как напрасное .
б. Правители совещаются вместе : Со времен Вавилона люди продолжают объединяться против Бога. Их ошибочное мнение состоит в том, что у двух или более человек, объединившихся против Бога, больше шансов, чем у одного человека, настроенного против Бога.
в. Против Господа и против Помазанника Его : Они противятся и Господу, и Его Помазаннику. Помазанник говорит о Христе, Помазаннике. Поскольку Иисус является совершенным представлением Отца (Иоанна 10:30, 14:9), противостоять Богу-Отцу — значит противостоять Иисусу. Если вы против Иисуса, вы против Бога Отца.
д. Разорвем Их узы на куски : Те, кто противится Господу и Его Помазаннику, думают о Боге как о рабе. Такое отношение является свидетельством духовного безумия, потому что Бог разрушает рабство, а не приносит рабство.
и. «Неблагодатной шее иго Христово невыносимо, а спасенному грешнику легко и легко… По этому мы можем судить о себе, любим ли мы это ярмо или хотим сбросить его с себя?» (Сперджен)
2. (4-6) Смех ГОСПОДА с небес.
Сидящий на небесах посмеется;
Господь посмеется над ними.
Тогда Он заговорит с ними в Своем гневе,
И огорчит их в Своем глубоком недовольстве:
«Но Я поставил Моего Царя
На Моем святом холме Сион.
а. Тот, кто сидит на небесах, будет смеяться : Бог смотрит на то, как человек замышляет против Него, и Он смеется. Бог не боится, не смущается и не угнетается противодействием человека. Бог смеется над этим.
я. Бог смеется, потому что Он сидит на небесах . Он восседает как Великий Король на славном троне. Он не ходит взад и вперед по небесному тронному залу, задаваясь вопросом, что Ему делать дальше. Бог сидит в полном покое и уверенности.
ii. Бог смеется, потому что Он сидит на небесах . Он занимает не земной престол; это престол небес, имеющий власть над всем творением. Чего небо должно бояться земли?
iii. «Бог не дрожит. Он не прячется за громадным небесным валом, считая врага и прикидывая, хватит ли у него сил, чтобы противостоять этому новому вызову своему королевству. Он даже не встает с того места, где сидит. Он просто «смеется» над этими великими идиотами». (Бойс)
iv. «Этот насмешливый смех Божий есть утешение для всех, кто любит праведность. Это смех могущества святости; это смех силы любви. Бог не ликует над страданиями грешников. Он высмеивает все гордое хвастовство и жестокость тех, кто стремится помешать Ему исполнить Его волю». (Морган)
б. Господь посмеется над ними : На протяжении веков многие противились Богу и Его Царству в Иисусе Христе. Каждый из этих противников будет разбит и раздавлен.
и. Известным примером противника христианства был римский император Диоклетиан (годы правления 284–305 гг. н. э.). Он был таким решительным врагом христиан, что беспощадно преследовал церковь и воображал, что победил христианство. Он приказал изготовить медаль с надписью: «Имя христианства угасает».
ii. Диоклетиан также установил два памятника на границе своей империи с такими надписями:
Диоклетиан Иовиан Максимиан Геркулес Цезарь Август за расширение Римской империи на восток и запад и за уничтожение имени христиан, которые привели республику к разрушить
Диоклетиан Иовиан Максимиан Геркулес Цезарь Август за повсеместное уничтожение суеверия Христа за распространение поклонения богам
iii. Диоклетиан умер и ушел, сноска на страницах истории. Слава и слава Иисуса Христа распространяется по всей земле. Господь посмеется над ними .
в. Он заговорит с ними в Своем гневе : Бог смеется на небесах, но Он не бездействует. Он смеется, но не только смех. Прежде чем действовать против дерзкого человечества, Он сначала говорит мятежному человечеству.
я. В этом проявляется великая милость Божия. У него есть все основания и все права просто действовать против дерзких мужчин. Любовь и милосердие заставляют Бога произнести слово предостережения, прежде чем действовать.
д. Я поставил Моего Царя на Моей святой горе Сиона : Бог хочет , чтобы дерзкое человечество знало , что Он установил Царя . Непокорные люди, наиболее близкие в псалме, — это цари и правители, и Бог особенно хочет, чтобы они знали, что существует Король больше, чем они есть. Божий Царь — это , установленный ( set ) и установленный в Иерусалиме ( Сион ).
B. Божий указ народам.
1. (7-9) Указ Сына.
«Я объявлю указ:
Господь сказал Мне,
‘Ты есть Сын Мой,
Сегодня Я родил Тебя.
Просите Меня, и Я дам Вам
Народы на Ваше наследство,
И края земли за Ваше владение.
Ты сломаешь их жезлом железным;
Ты разобьешь их на куски, как сосуд горшечника».
a. Я объявлю указ : Следующий отрывок указывает, что это говорит Сам Помазанник Господень. Он провозгласит указ , который Бог Отец говорил с Ним.
б. Ты Мой Сын, сегодня Я родил Тебя : Помазанник Господень вспоминает, что говорил Ему Бог-Отец, отождествляя Его с Сыном Отца и подчеркивая Его положение как рожденного от Отца.
я. Автор Послания к Евреям цитирует этот отрывок из Послания к Евреям 1:5 как свидетельство божественности Иисуса и его превосходства над всеми ангелами. Он упоминает более превосходное имя , которое получил Иисус, более великий, чем все ангелы. Это «имя» Сын . Хотя ангелов иногда называют сыновьями Бога в общем смысле (Иов 1:6), Отец никогда не говорил « Сын Мой » какому-либо ангелу в особом смысле. Это зарезервировано для Бога-Сына, Второго Лица Троицы.
ii. Порожденный также является важной идеей, в отличие от созданного . Иисус не был создан; скорее, Он создал все, что было создано (Колоссянам 1:16-17). Рожденный описывает отношения между двумя существами одной и той же сущности и сущности, но мы создаем вещей иного существа и природы, чем мы сами. Человек создает статую, но рождает ребенка.
в. Я дам Тебе народы в Твое наследие : Помазанник Господень держит народы как Свое наследие. Он будет господствовать над всеми народами, и Ему вверен весь суд (Иоанна 5:22).
я. В Откровении 11:15 описывается волнующее завершение этого наследия: Тогда седьмой ангел вострубил: И раздались на небе громкие голоса, говорящие: «Царства мира соделались царствами Господа нашего и Христа Его, и Он царствовать во веки веков!»
д. Ты сокрушишь их жезлом железным : Помазанник Господень имеет такую власть над народами, что они подобны глиняным горшкам, которые он может разбить ударом жезла железного . Это показывает, почему так глупо со стороны народов пренебрегать Господом и Его Помазанником. Нет причины и нет выгоды для их дерзкой оппозиции.
2. (10-12) Указ народам о Сыне.
Итак, будьте мудры, цари;
Будьте наставлены, судьи земли.
Служи Господу со страхом,
И радуйся с трепетом.
Поцелуй Сына, чтобы Он не прогневался,
И ты погибнешь в пути,
Когда Его гнев возгорится лишь немного.
Блаженны все те, кто уповает на Него.
а. Будьте мудры, о цари : После слов предостережения от Помазанника Господня, псалмопевец советует царям земли отказаться от своего глупого неповиновения Господу.
б. Служи Господу со страхом, и радуйся с трепетом : Псалмопевец призывает царей земных предаться Богу, оказывая Ему должное благоговение. В этом покорном, сдавшемся месте они могут радоваться – но с соответствующим трепетом .
в. Поцелуй Сына : Это в первую очередь имеет в виду поцелуй подчинения, когда сановник получает смиренный поцелуй низшего. Это также намекает на привязанность Бога к Себе. Бог хочет, чтобы мы осознали свое место перед Ним, но также и радоваться в Нем и проявлять нежность в наших отношениях.
я. «Поцелуи были символом подчинения и дружбы ». (Кларк)
ii. Если царям и судьям земли велено смириться перед Помазанником ГОСПОДНИМ, признавая Его полное превосходство, то что же делать остальным? Говоря с царями и судьями , следовательно, включает в себя все человечество.
д. Блаженны все уповающие на Него : Те , кто бросает вызов Богу , сокрушены , но те , кто зависит от Него , благословлены . Псалмопевец оставляет каждому выбор: сокрушенный или блаженный?
(c) 2020 Устойчивое слово Библейский комментарий от Дэвида Гузика — ewm@enduringword. com
. 8 – Слава Божья в творении
Название этого псалма гласит: Главному музыканту. На инструменте Гата. Псалом Давида . Он указывает на слушателей псалма ( Главный Музыкант ) , автора псалма ( Давид ) и звучание псалма ( инструмент Гефа ). В этом псалме Давид говорит о славе Божией и о том, как слава человека и его судьба отражаются на Боге.
A. Ясно видимая слава творения.
1. (1) Слава Божья на земле и на небе.
Господи, Господи наш,
Как прекрасно Имя Твое во всей земле,
Вознесший славу Твою выше небес!
а. ГОСПОДЬ, наш Господь : Здесь Давид признал как завет имя Бога ( ГОСПОДЬ ), так и положение Яхве по отношению к Своему народу ( Господь ). Это был простой, прямолинейный и распространенный способ сказать: «Наш Бог — наш Господин».
и. « Иегова Адонейну; О Иегова, наша опора, наша опора, наша опора. … Корень дан означает направлять, править, судить, поддерживать . Итак, Адонай — это Директор, Правитель, Судья, Сторонник людей». (Кларк)
б. Как прекрасно имя Твое на всей земле : Давид также признал, что, хотя Господь был Богом завета Израиля, Он был также Богом не только Израиля. Его зовут отлично… на всей земле .
с. Кто поставил Твою славу выше небес : В то же время земли было недостаточно, чтобы измерить славу и совершенство Бога. Его слава над небесами .
2. (2) Слава Бога в Его силе над Его врагами.
Из уст младенцев и грудных младенцев
Ты предначертал силу,
Из-за врагов Твоих,
Чтоб Ты мог заставить замолчать врага и мстителя.
а. Из уст младенцев и грудных младенцев Ты повелел силу : В первом стихе Давид усматривал величие Бога в Его очевидной силе и славе в творении, как на земле, так и на небесах. Теперь он считает, что силу и славу Божию можно увидеть в маленьких детях – младенцах и грудных младенцах – поскольку в них проявляется сила Божья .
я. Здесь Давид коснулся знакомой библейской темы: идеи о том, что Бог использует слабые вещи, чтобы показать Свою славу и силу. 1 Коринфянам 1:27 является примером этой идеи: Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное .
ii. Трудно представить что-либо более слабое и беспомощное, чем младенец; но тот же самый Бог, Который может послать силу из уст младенцев и грудных детей , может дать силу и поддержку мне посреди моей слабости.
iii. «Слово здесь скорее означает силу … что из такого хрупкого материала, как детская речь, Бог строит башню силы, которая, как какой-то пограничный замок, обуздает и укротит неугомонного врага». (Макларен)
iv. «Хвала Мессии, прославляемая в церкви Его детьми, заключает в себе силу и могущество, которым ничто не может противостоять; они могут пристыдить неверность, когда она достигает наивысшего расцвета, и заставить замолчать сам ад». (Хорн)
v. Примечательно, что Иисус процитировал этот отрывок Своим негодующим обвинителям в Евангелии от Матфея 21:16, поскольку Иисус творил чудеса в районе храма и как Он получил похвалу от детей, которые восклицали Осанна Сыну Божию. Дэйвид! (Матфея 21:15).
б. Из-за Твоих врагов, чтобы Ты мог заставить врага замолчать : Причина, по которой Бог проявляет Свою силу в неожиданных сосудах, заключается в том, что это работает, чтобы заставить врага замолчать ; Сатане и его товарищам-противникам нечего сказать, когда Бог так сильно действует в слабом человеке.
я. Одним из драматических примеров этого является история Иова. В нем Бог заглушил обвинения сатаны как против Бога, так и против Иова тем, что Он поддерживал Иова Своей невидимой рукой посреди глубокой слабости.
ii. Цитируя этот отрывок из Матфея 21:15-16, Иисус сказал Своим обвинителям, кем был Он и кто они . Поскольку младенцев и грудных детей восхваляют Бога в Псалме 8, Иисус назвал Себя Богом. В этом Иисус также назвал возмущенных книжников и учителей врагами и мстителями , описанными в этом псалме.
iii. «Ага! Ага! О противник! Быть побежденным бегемотом или левиафаном может разозлить тебя; но если тебя выбьют из уст младенцев, ты будешь кусать прах в крайнем бесчестии. Ты сильно сломлен, теперь, когда «из уст младенцев и грудных детей» ты посрамлен». (Сперджен)
B. Удивительная слава человечества.
1. (3-5) Несмотря на кажущуюся незначительность, человек увенчан славой и честью.
Когда я рассматриваю Твои небеса, дело Твоих пальцев,
Луну и звезды, которые Ты устроил,
Что такое человек, что Ты помнишь о нем,
И сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Ибо Ты сделал его немного ниже ангелов,
И славою и честью увенчал его.
а. Когда я рассматриваю Твои небеса : Давид знал цену простому , считая славой Божьего творения. Он знал, каково это — смотреть в звездное небо и думать, какой великий Бог сотворил эту огромную, прекрасную вселенную.
я. Невооруженным глазом можно увидеть около 5000 звезд. В четырехдюймовый телескоп можно увидеть около 2 миллионов звезд. В 200-дюймовое зеркало большой обсерватории можно увидеть более миллиарда звезд. Вселенная настолько велика, что если бы кто-то путешествовал со скоростью света, то ему потребовалось бы 40 миллиардов лет, чтобы достичь края вселенной. Созерцание небес позволяет нам увидеть величие Бога.
ii. Эти великие небесные объекты, такие как луна и звезды , являются работой перстов Бога . «Несмотря на поразительную величину Солнца, у нас есть все основания полагать, что некоторые из неподвижных звезд намного больше: и все же нам говорят, что они дело рук ПАЛЬЦЕВ БОЖЬИХ! Что за рука , чтобы двигать, формировать и запускать эти шары!» (Кларк)
б. Что такое человек, что Ты помнишь о нем : Размышление о величии небес также заставило Давида задуматься об относительной малости и незначительности человека. Дэвид недоумевал, почему такой большой, великий Бог должен быть помня о таких маленьких существах.
я. «Мы дали вам лишь слабое представление о нашей сравнительной незначительности, когда сказали, что великолепие обширного леса пострадает не больше от падения одного листа, чем слава обширной вселенной пострадает, если земной шар, по которому мы ступаем, , и все, что он наследует, должно раствориться». (Чалмерс, цитируется у Сперджена)
ii. Бог настолько велик, что Он создает вселенную Своими пальцами; человек настолько мал, что он кажется карликом Вселенной. Однако Давид не сомневался, что Бог было памятованием человека; он просто сказал » Вы помните о нем » и только удивился почему . Прежде чем мы разделим вопрос Давида, мы должны сначала поделиться его твердой уверенностью в том, что Бог помнит о нас ; Он думает о нас и рассматривает то, что мы делаем.
iii. «Прости, больной человек, масса смертей, карта страданий, смесь или соединение грязи и греха… и все же Бог помнит о нем». (Трапп)
iv. «В вопросе Дэвида можно задать много нюансов. В Псалме 143:3-4 высмеивается высокомерие мятежника; в Иова 7:17 это мольба страдальца об отсрочке; в Иова 25:6 он содрогается перед человеческим грехом. Но здесь нет оттенка пессимизма; только удивление что ты помнишь и ты заботишься о ». (Киднер)
г. И сын человеческий, чтобы Ты посетил его : Действительно, используя поэтический прием повторения, Давид усилил мысль. Сын человеческий — это титул, подчеркивающий «человечность» человека, и мы можем сказать, что посещают его еще сильнее, чем помнят о нем .
я. Давид был уверен, что Бог не только тщательно думал о человеке, но и имел некую личную связь и контакт с людьми ( что Вы посещаете его ). Он думает о нас и действует в нашей жизни.
ii. Морган рассматривал использование терминов человек и сын человеческий как «контраст между величавым великолепием луны и звезд, и человеком — Енош — бренный человек — и сыном человеческим Бен-Адамом». — явно земного происхождения. Контрасты графичны». (Морган)
д. Ибо Ты сделал его немного ниже ангелов : Давид увидел, что Бог создал человека немного ниже ангелов , и это видно по тому, что человек ниже ангелов в настоящей славе, силе и близости к Богу.
я. Слово, переведенное как ангелов , звучит как Элохим и чаще всего относится к Самому Богу. Некоторые (например, Бойс) считают, что Давид хотел сказать, что человек немного ниже Бога , подчеркивая идею о том, что человек создан по образу Божьему.
ii. Однако древние переводчики Библии с еврейского на греческий понимали элогим здесь, чтобы говорить об ангельских существах; что более важно, именно так это понимал автор Послания к Евреям. «На иврите [ ангелов ] — это просто «Бог» или «боги» («Элогим»). Это может относиться к ангельским существам». (ВанГемерен)
iii. Примечательно, что Давид не сказал, что человек «немного выше зверей», хотя можно сказать, что это правда. Богословы со времен Фомы Аквинского отмечали, что человек находится в среднем положении между ангелами и животными: ниже ангелов, но выше животных. И все же Давид справедливо заставляет нас смотреть вверх, а не вниз, хотя многие считают человечество скорее животным, чем ангельским, Давид писал, что Вы сделали его немного ниже ангелов .
iv. «Несмотря на то, что мужчины и женщины сотворены по образу Божьему и призваны становиться все более похожими на Бога, на которого они взирают, они отвернулись от Бога. А так как они не будут смотреть вверх на Бога, что является их привилегией и обязанностью, они на самом деле смотрят вниз, на зверей, и таким образом становятся все более похожими на них». (Бойс)
v. Этот самый отрывок цитируется в Евреям 2:5-9, чтобы усилить и развить именно этот момент. В нем он отмечает, что низкое положение человека относится только к этому миру, а не к миру грядущему (Евреям 2:5). Более того, автор Послания к Евреям использовал этот отрывок из 8-го Псалма, чтобы показать, что Иисус действительно действительно добавил человеческой природы к Своей божественной природе и, таким образом, также стал немного ниже ангелов .
эл. Ты увенчал его славой и честью : Хотя для маленького поставленного ниже ангелов, судьба человека состоит в том, чтобы однажды увенчаться славой и честью , превосходящей даже ангелов. Судьба искупленных мужчин и женщин — однажды возвыситься над ангелами (1 Коринфянам 6:3, Откровение 1:6, 5:10).
и. « Маленький иногда может означать «ненадолго» как на иврите, так и на греческом языке, что, вероятно, подразумевается в [евреях]». (Киднер)
ii. «Немного ниже по природе, так как они бессмертны, и лишь немного, потому что времени мало; и когда это закончится, святые уже не ниже ангелов». (Сперджен)
iii. Божья слава выше небес ; тем не менее Он возложил ту же славу и честь на человека как венец. «Это эффективный способ отождествить человека с Богом и сказать, что он был создан по образу Божьему, отражая Божью славу так, как другие части творения этого не делают». (Бойс)
iv. Как указывает автор Послания к Евреям, кажется, что этот божественный призыв и дар великого господства над всей землей, данные человеку, трагически не исполняются; падший человек кажется таким слабым и неспособным владычествовать над своими мыслями и желаниями, тем более увенчанным славой и честью. Тем не менее, как правильно сказано в Послании к Евреям, , но мы видим Иисуса (Евреям 2:9).
v. «В Нем мы получили полное откровение о величии человека. Но мы видели больше, чем это. Мы видели Его, «увенчанного славой и честью, чтобы по благодати Божией Он вкусил смерть за каждого человека». Это видение вселяет в нас уверенность в том, что человек, наконец, осуществит Божественное намерение». (Морган)
VI. «Сатана, без сомнения, преисполняется презрением к человеку, когда он смотрит на него и сравнивает его с собой. «Неужели это тварь, которая должна быть поставлена над всеми творениями рук Божьих, сделанная из земли и воды, фосфатов и металлов? Я гораздо благороднее его. Могу ли я не вспыхнуть, как молния, в то время как он должен ползать по миру, чтобы найти себе могилу?» (Сперджен)
2. (6-9) Власть человека и превосходство Бога.
Ты дал ему владычествовать над делами рук Твоих;
Ты положил все вещи под ноги Его,
Всех овец и волов –
Даже зверей полевых,
Птиц небесных, 2 И рыб морских
Проходящие морскими путями.
Господи, Господи наш,
Как прекрасно Имя Твое во всей земле!
а. Ты дал ему владычествовать над делами рук Твоих : Давид понял мандат, данный Адаму и Его потомкам при сотворении (Бытие 1:26-28 и 9:2). И по указу Бога, и благодаря превосходным способностям человек действительно имеет господство над другими существами и ресурсами земли.
я. «В этом разделе псалма неизбежны намеки на первую главу Бытия, что показывает, что Давид был хорошо знаком с этой книгой». (Бойс) Возможно, это знание Слова Божьего пришло от матери Давида, которую он дважды в Псалмах называет служанка Господня (Пс. 86:16 и 115:16).
ii. В рамках этой власти человечество несет ответственность за мудрое управление существами и ресурсами этой земли таким образом, чтобы это прославляло Бога и было хорошо для человека. Это означает, что неправильно рассматривать человека как просто часть экосистемы (таким образом отрицая его предопределенное Богом владычество ). Также неправильно со стороны человека злоупотреблять экосистемой, что делает его плохим распорядителем того, что в конечном счете принадлежит Богу (Псалом 24:1). Мандат владычество просит человека использовать существ и ресурсы земли, но использовать их разумно и ответственно.
б. Ты все положил под ноги его : Здесь Давид развил идею, изложенную в первой строке Псалма 8:6. владычество человека распространяется на все вещи , включая овец, волов… зверей полевых, птиц небесных и рыб морских .
я. Апостол Павел процитировал этот отрывок в 1 Коринфянам 15:27. Павел процитировал его почти так же, как автор Послания к Евреям в Евреям 2:5-9., показывая, что это обещание владычества в настоящее время лишь не полностью выполнено среди людей. Тем не менее, в конечном счете она исполнится в Иисусе, абсолютном Человеке, и однажды также полностью исполнится в Его воскресших последователях.
ii. В свете всего этого великая трагедия, когда человек захвачен и держится в рабстве вещей этого мира. Мы родились, чтобы иметь господство над такими материальными вещами, вместо того, чтобы быть в рабстве у них.
в. Господи, Господи наш, как прекрасно имя Твое на всей земле : Когда Давид подумал о том, какие обширные владения Бог дал человеку, это заставило его снова и снова восхвалять Бога. То, что это смиренное создание — смиренное в свете величия вселенной, смиренное в свете своего нынешнего положения под ангельскими существами — получило такую власть, является демонстрацией как совершенства, так и благости Бога.
я. Давид понимал, что положение человека в творении говорит о славе Бога гораздо больше, чем о славе человека. Понимание всего этого должно заставить нас славить Бога, а не человека. «Ибо господство человека над природой, каким бы чудесным оно ни было, стоит на втором месте после его призвания в качестве слуги и поклонника, чьим детям имя Господа было открыто». (Киднер)
ii. В этом псалме содержатся три замечательные и важные истины о человеке; когда эти истины отрицаются или ими пренебрегают, человек никогда не становится тем, чем его создал Бог.
·Бог создал человека.
·Бог создал человека чем-то славным.
·Бог создал человека для высокой и достойной судьбы.
iii. Все три этих принципа уходят корнями в то, что Бог создал человека ; они не существуют и не выполняются из плана или работы человека. Вот почему этот славный псалом о человеке еще более является псалмом о Боге. «Самая поразительная черта Псалма 8… это описание человека и его места в сотворенном порядке. Но псалом не начинается с разговора о человеке. Он начинается с празднования превосходящего величия Бога». (Бойс)
iv. «Он сделал нас владыками словом творения. Своей кровью Он сделал нас царями Богу. Поэтому его имя будет прославлено по всей земле». (Мейер)
v. «Даже ты, глупый червь, будешь чтить его, когда откроется, что Бог сделал для тебя, какие похоти Он умертвил и какие милости Он даровал тебе». (Сперджен)
(c) 2020 The Enduring Word Библейский комментарий Дэвида Гузика – ewm@enduringword.