Псалом 90 толкование: Псалом 90 – Толкование на Псалтирь, Толковая Библия А.П. Лопухина

Разное

Толкование христианского 90 псалма — Философия

Пожалуй, нет в православии второй такой загадочной и, в то же время, востребованной молитвы, как 90 псалом. Ее текст, поначалу кажущийся напоминающим какой-то древний заговор, раскрывает весь свой смысл тому, кто искренне молится и просит у Бога помощи и разумения. Это, конечно, касается не только 90 псалма, читать который каждый день приходится каждому православному христианину, поскольку он входит в ежедневное молитвенное правило, но и всех остальных молитв. Для понимания сути недостаточно читать 90 псалом на русском языке – это поможет лишь понять незнакомые слова, но не вникнуть в глубинную суть этой сильной христианской молитвы. При ее чтении многое зависит от духовного состояния человека: одним смысл псалма раскрывается после первого прочтения, другим необходимо ознакомиться с толкованием 90 псалма, чтобы избежать заблуждений, вызванных самотрактовкой.

Псалтирь 90 псалом царя Давида

Читать 90 псалом принято в случае грозящей опасности. Это может быть как физическая опасность (преследование врагов, ущемление со стороны начальства или власть имущих), так и духовная (нападение греховных помыслов и желаний).

Толкование на 90 псалом поясняет, что он был написан иудейским царем и пророком Давидом после избавления его народа от моровой язвы. В те времена это была страшная эпидемия, уносившая сотни и тысячи жизней за день. Согласно историческому исследованию, эпидемия, о которой идет речь, продолжалась, в отличие от остальных, всего три дня, и в благодарность за эту невероятную Божью милость царь Давид пополнил псалтирь 90 псалмом. Содержание псалма – возвышенно-хвалебное, благодарственное.

Самая сильная молитва 90 псалом

90 псалом – молитва, упоминаемая даже в Евангелии. Когда сатана искушал Спасителя во время Его сорокадневного поста в пустыне, он цитировал 11 и 12 стихи этой древней ветхозаветной молитвы.

Текст 90 псалма на русском языке дает нам прекрасное представление о его содержании: он убеждает нас, что человеку, верующему в Бога всем сердцем, не страшна никакая опасность: ни стрелы, ни дикие животные, ни ядовитые змеи. Церковное предание подтверждает истинность этого утверждения: известно, что святые апостолы укрощали хищников и не боялись змеиных укусов.

Тем, у кого нет времени на ежедневную усиленную молитву, можно слушать 90 псалом по пути на работу – для этого нужно всего лишь скачать его бесплатно в одной из православных электронных библиотек.

Слушать на видео христианский псалом 90

Православный текст псалом 90 Хвалебная песнь Давида, на русском языке

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!” Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: “Господь – упование мое”; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. “За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое”

Псалтырь, читать текст псалом 90 на церковно-славянском языке

Живый в помощи вышняго, в крове Бога нбнаго водворится, речет Господеви; заступник мой eси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него. Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна; плещма своима осенит тя, и под криле eго надеешися; oружiем обыдет тя истина eго. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящiя во дни, от вещи во тме преходящiя, от нападенiя и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебe, к тебе же не приближится; oбаче oчима твоима смотриши и воздаянiе грешников узриши. Яко ты, Господи, упованiе мое; вышняго положил eси прибежище твое. Не прiидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспiда и васiлiска наступиши, и попереши льва и змiя. Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне, и услышу eго; с ним eсмь в скорби, изму eго и прослвалю eго; долготою днiй исполню eго и явлю eму спасенiе мое.

Псалом 90 | это… Что такое Псалом 90?

Девяностый псалом — 90-й псалом из книги Псалтырь (в масоретской нумерации — 91-й). Известен по первым словам «Qui habitat» (лат.) и «Живый в помощи» (церк.-слав.). Зачастую используется как молитва в опасной ситуации.

Содержание

  • 1 Надписание и авторство псалма
  • 2 Содержание
  • 3 Богослужебное использование
  • 4 Псалом 90 в культуре
  • 5 Интересные факты
  • 6 Примечания, ссылки

Надписание и авторство псалма

В еврейском тексте Библии псалом не имеет заголовка, в Септуагинте имеет надписание Αἶνος ᾠδῆς τῷ Δαυΐδ — «хвалебная песнь Давида», которое перешло и в другие переводы. Надписание в церковно-славянском тексте: «Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей», в Вульгате — «laus cantici David XC» (хвалебная песнь Давидова). Указание авторства псалма в Септуагинте является результатом позднейшей приписки, которая могла быть сделана переводчиками.[1] Еврейская традиция называет в качестве автора псалма Моисея, потому что считает этот псалом смысловым продолжением предыдущего, 89-го, где авторство Моисея указано в надписании.

Содержание

Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику или к сыну, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним. В последних трёх стихах вводятся слова Самого Бога, подтверждающие сказанное выше. В «Толковом Типиконе» указывается, что данный псалом «рисует в форме наставления все выгоды полной надежды на Бога».

Афанасий Великий в своём толковании пишет про данный псалом, что в нём вводятся лица:[2]

тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: страхом нощным, стрелою летящею во дни, вещию во тме преходящею, срящим и бесом полуденным, тысящами и тмами, аспидом и василиском, львом и змием. И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы

Богослужебное использование

В иудаизме указанный псалом читается семь раз во время похоронного обряда. Его произносят ежедневно в молитве перед отходом ко сну, также он включён в утреннюю молитву субботы.

В западном христианстве псалом обычно читается в вечерней службе, а также в первое воскресенье Великого поста.

В Православной церкви 90 псалом читается за богослужением 6-го часа (состав псалмов данной службы известен из древнейших рукописных часословов)[3], а также на панихиде и отпевании.

Псалом 90 в культуре

Лента с текстом 90-го псалма

  • Феликс Мендельсон включил два стиха из псалма в свою ораторию «Илия».
  • В песне Шинейд О’Коннор «Never Get Old» из её дебютного альбома «The Lion and the Cobra» текст псалма читает Эния.
  • В фильме «Бой с тенью 2: Реванш» Артём Колчин читает несколько стихов из Псалма 90 во время финального поединка с Ларри Палмером.
  • В фильме «Бой с тенью 3D: Последний раунд» Псалом 90 читают в конце фильма Артём Колчин (Денис Никифоров) и Вагит Валиев (Андрей Панин) по строкам.
  • В романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главный герой, Юрий Живаго, во время боя красных лесных партизан с белогвардейцами обнаруживает на шее убитого партизана-телефониста ладанку с бумажкой, содержащей извлечения из текста девяностого псалма, записанные искаженно, «на слух». Упоминается, что в народе «текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль». Далее Живаго обнаруживает на шее раненого белогвардейца золотой футлярчик на цепочке, со сложенной бумажкой, содержащей девяностый псалом, «но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».
  • В фильме «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» Псалом 90 читает священник, которого играет Сергей Гармаш, когда его и медсестру, героиню Надежды Михалковой, обстреливают с воздуха немцы.
  • В фильме «Царь» Псалом 90 читает во время своей казни на дыбе племянник главного героя — митрополита Филиппа — воевода Колычев (Алексей Макаров).
  • В кавер-версии песни «Течет река Волга» группы «Пикник» Эдмунд Шклярский читает Псалом 90 на латыни.
  • В фильме «Легенда о пианисте» на отпевании Дэнни Будмана читают строчки из Псалма.
  • Концерты в рамках The MDNA Tour легендарной певицы Мадонны начинаются с исполнения григорианских песнопений баскским трио Kalakan, которое содержит строки из Псалма.
  • «Живый в помощи» — название книги писателя Виктора Николаева.

Интересные факты

Согласно Евангелиям, слова 90 псалма процитировал дьявол во время искушения Иисуса Христа, когда поставил Его на кровле Иерусалимского Храма и предложил броситься вниз (Мф.4:5-7, Лк.4:9-12).

Ленты и ремни с написанным на них текстом 90 псалма часто используются в качестве оберега. При этом официальная христианская церковь не одобряет этот обычай из-за его сходства с практикой иудаизма — надеванием тфилин и прикреплением на косяки дверей мезузы. [4][5]

Примечания, ссылки

  1. Григорий Разумовский, прот. Объяснение Священной книги Псалмов
  2. Афанасий Великий. Толкование на псалмы
  3. Скабалланович Н. М. Толковый Типикон
  4. Молитвы (тема на форуме)
  5. Кожаный ремень с 90-м псалмом (тема на форуме)

GeoScriptures — Псалом 90:4 — Божьи дни не такие, как наши дни — GeoChristian

«Ибо тысяча лет в глазах твоих — как вчерашний день, когда он прошел, или как стража в ночи». — Псалом 90:4 (ESV)

Христиане расходятся во мнениях относительно возраста Земли и Вселенной. Некоторые христиане настаивают на том, что единственный возможный способ толкования первых глав Бытия состоит в том, что Земле всего около 6000 лет, и что любая другая интерпретация является компромиссом с атеистическим натурализмом. Другие христиане, столь же искренние в своем доверии Библии как Слову Божьему, изучили Бытие и пришли к выводу, что Библия не так ясна в отношении возраста мира и что есть место для альтернативных толкований.

Важный принцип библейской герменевтики (искусство и наука толкования) заключается в том, чтобы позволить Писанию интерпретировать Писание. Например, в 1 Иоанна есть стихи, которые, взятые сами по себе, звучат так, будто христианин не может грешить (например, 1 Иоанна 3:9). Что ж, я все еще грешу, поэтому, если бы я знал только 1 Иоанна 3:9, я бы погряз в отчаянии. Но если я посмотрю на другие стихи в 1 Иоанна, я уверюсь, что Бог по-прежнему любит меня, даже несмотря на то, что я все еще борюсь с грехом. Я имею в виду, в частности, 1 Иоанна 2:1-2:

«Дети мои, я пишу вам это, чтобы вы не грешили. а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира».

Чтение 1 Иоанна 2:1-2 помогает мне понять, что 1 Иоанна 3:9 не учит тому, что спасутся только совершенные.

Думаю, справедливо будет сказать, что большинство библеистов интерпретируют Псалом 90:4 означает, что взгляд Бога на время сильно отличается от взгляда человечества на время. Бог вечен, но мы быстро обращаемся в прах. Бог знает конец от начала; настоящее мы видим смутно, а о будущем можем только догадываться. Тысяча лет ничто для Бога, но это далеко за пределами нашего личного опыта.

Лет нашей жизни семьдесят,
или даже по силе восемьдесят;
но их продолжительность — только тяжелый труд и беспокойство;
их скоро нет, и мы улетаем. (Псалом 90:10)

В этом кратком эссе я хочу показать, что Псалом 90:4 актуален, поскольку мы пытаемся понять, что подразумевается под словом «день» в Бытие 1. Требуется ли Бытие 1 шесть буквальных последовательных 24 часовых дней творения, или можно ли интерпретировать главу несколько менее буквально? Когда мы смотрим на Псалом 90:4, я прошу вас принять во внимание следующие моменты:

1. Еврейское слово, используемое для обозначения дня в Псалме 90:4, — это йом , то же самое слово, которое используется для обозначения дня в Бытие 1. В Псалме 90:4, yom — это не дневной период света между восходом и заходом солнца и не примерно 24-часовой период от заката до заката. В Псалме 90:4 йом явно фигурален.

2. Моисей был автором Бытие 1 и 90-го Псалма. 90-й Псалом называется «Молитва Моисея, человека Божия». Этот заголовок является частью текста на иврите, а не вставкой англоязычных переводчиков. Понятно, что слово йом  употреблено в переносном смысле в Псалме 9.0:4, так что не исключено, что Моисей мог писать о фигуральных днях, по крайней мере, в некоторых контекстах.

3. Контекст стиха 4 — это сотворение, поэтому правомерно, по крайней мере, рассмотреть, применимо ли переносное использование йом в Псалме 90 к нашему пониманию дней Бытия 1. Окружающие стихи (Псалом 90:2-6) все говорят об аспектах творения:

2 До того, как были созданы горы,
или когда-либо еще вы создали землю и мир,
от века и до века ты Бог.
3 Вы возвращаете человека в прах
и говорите: «Вернитесь, дети человеческие!»
4 На тысячу лет в глазах твоих
лишь как вчера, когда оно миновало,
или как часы в ночи.
5 Сметаешь их, как потопом; они подобны сну,
как трава, которая утром обновляется:
6 утром цветет и обновляется;
к вечеру увядает и увядает. (ESV)

Есть несколько упоминаний о творении: появление гор, образование земли, создание человека из праха, потоп, рост и увядание травы.

4. Число 1000 используется в общем смысле в Псалме 90; цель состоит в том, чтобы показать, что взгляд Бога на время отличается от взгляда человека на время. Точно так же было бы сказать, что 1 000 000 лет — или даже, возможно, вся история вселенной — для Бога — как день или бдение в ночи.

5. Бог был единственным свидетелем событий Бытие 1, и, как мы видели в Псалме 90:4, время Бога не совпадает с нашим временем.

6. Сложите все это вместе, и мы поймем, что Моисей — и Бог — не так озабочен буквальными 24-часовыми днями, как большинство молодых креационистов Земли.

Мне известно о возражениях креационистов молодой Земли (YEC) против такого использования Псалма 90:4, поэтому я упомяну некоторые из них.

  • YEC скажут, что простое значение йом в Бытие 1 — это 24-часовой день, независимо от того, что говорит Псалом 90:4. Я отвечу на это возражение, сказав, что йом используется для обозначения чего-то другого, кроме 24-часового дня, более чем один раз в Бытие 1-2, и никоим образом не очевидно, что другие случаи не должны быть образными. . Самое первое использование йом в Бытии 1 находится в стихе 5, где сказано: «Бог назвал свет днем, а тьму назвал ночью». Йом  в этом отрывке означает «период времени, когда светло», а не 24-часовой день. Даже фраза «Был вечер и было утро, и -й день», которая повторяется для каждого из шести дней, представляет собой нечто иное, чем 24-часовой день, поскольку еврейский «день» длился от заката до заката, не от заката до утра, что является лишь частью 24-часового дня. Кроме того, в Бытие 2:4 используется йом в переносном смысле, где он относится ко всей неделе творения.

Возможно, решающим фактором является то, что седьмой день остается открытым; фраза «вечер и утро» не повторяется (см. Бытие 2:1-3). Евреям 4:3-11, кажется, учит, что седьмой день продолжается, и что одни люди входят в этот покой, а другие нет.

  • YEC также обычно возражают против того, что Исход 20:11 требует, чтобы мы читали дни в Бытие 1 буквально.

«Ибо за шесть дней Господь сотворил небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Поэтому благословил Господь день субботний и освятил его».

Я отвечу, что значение «дня» в Бытие 1 должно определять наше понимание «дня» в Исход 20:11. Если день фигуративен в Бытие 1, то он может быть фигуративен и в Исход 20:11. Причина, по которой я говорю это, заключается в том, что седьмой день творения является образцом не только для еженедельной субботы, но также для субботнего года и юбилейного года в Левит 25. быть «буквальным», чтобы служить образцом для еженедельной субботы в Исходе 20, а также для года субботы и юбилейного года.

  • Третье возражение YEC заключается в том, что Книга Бытия – это исторический документ, поэтому дни следует понимать буквально. Я возражаю против этого, говоря, что Бытие 1 явно имеет структуру, которой нет в других отрывках исторического повествования Ветхого Завета. Бытие 1 — это не поэзия, как в Псалмах или Притчах, но это явно не строго историческое повествование, такое как то, что можно найти в большей части Бытия и 2 Паралипоменон. Это необходимо учитывать при толковании Бытия 1, но в целом YEC просто смешивают эту главу с другими историческими повествовательными отрывками.

Это не означает, что Бытие 1 неисторично; Я считаю, что это рассказ о сотворении неба и земли. Но его особый стиль в сочетании с другими соображениями заставляет меня думать, что в пассаже больше гибкости, чем позволяют YEC.

В этом кратком эссе я, конечно же, не «доказал», что Бытие 1 допускает вселенную старше 6000 лет. Но ясно, что дни Бога не обязательно совпадают с нашими днями, и это необходимо принимать во внимание, когда мы интерпретируем рассказ о сотворении, данный в Бытие.

Благодать и мир

——————————
ПРИМЕЧАНИЯ:

Все библейские цитаты взяты из английской стандартной версии (ESV).

Я заявил, что Моисей был автором Бытие 1. Я не вижу существенных причин отвергать Моисея как основного составителя Пятикнижия, включая Бытие, хотя я не исключаю незначительного последующего редактирования, такого как обновление географических названий или включение рассказа о смерти Моисея во Второзаконие 34. Моисей, безусловно, мог работать с более ранними источниками, устными или письменными.

Я был немного небрежен для ясности. Когда я пишу «Бытие 1», я на самом деле имею в виду Бытие 1:1-2:3, то есть полный раздел. Бытие 1 говорит о шести днях творения, а Бытие 2:1-3 говорит о седьмом дне, дне Божьего покоя.

2 Петра 3:8 похож на Псалом 90:4 —

 « Но не упускайте из виду, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. ».

Я решил сосредоточиться на Псалме 90:4, а не 2 Петра 3:8, потому что Псалом 90 был написан Моисеем, тем же человеком, который составил Бытие.

В «Отчете Комитета по изучению сотворения» (Пресвитерианская церковь в Америке) дается хороший обзор различных точек зрения на сотворение: http://www. pcahistory.org/creation/report.html

веб-страницы о значении слова «день» в Бытие 1:

http://www.icr.org/article/meaning-day-genesis/

https://answersingenesis.org/days-of-creation/24 -часов-просто-как-день/

http://www.icr.org/article/meaning-day-genesis/

Когда они упоминают Псалом 90:4 или 2 Петра 3:8, они склонны отмахиваться от этих стихов как не имеющих отношения к Бытие 1.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Псалом 90: Мудрость и путь пребывания в Господе

Используйте это руководство для индивидуального или группового изучения Псалом 90:1-17 . Вы также можете использовать его вместе с личной литургией Бобби Гросса для рабочего дня 9.0004 на основе Псалма 90.

Псалом 90 — удивительное достижение. Он реалистичен, прямо и без колебаний смотрит в глаза неприятным реалиям. В то же время это трогательно и красиво, когда мы сталкиваемся с нашей неуверенностью и предлагаем лекарство и надежду. Медленно прочитайте весь псалом (не просматривайте его, уделяя ему только свое рассеянное внимание). Если у вас нет доступа к Библии, вы можете нажать здесь для отрывка.

Вы также можете загрузить учебное пособие и используйте его в свободное время или с группой преподавателей.

Возможно, некоторые слова этого псалма знакомы, потому что они лежат в основе очень знакомого гимна Исаака Уоттса: «Боже, Помощник наш в прошлые века». Если можете, найдите гимн (это наиболее широко издаваемый гимн на английском языке) и спойте его вместе.

  1. Проанализируйте псалом как стихотворение. Какова структура псалма? Какие литературные приемы он использует чаще всего? Какие образы он использует и что или кого они «образуют»? Какие «обороты» кажутся вам наиболее яркими?
  2. Сосредоточьтесь на стихах 1–2. Эти стихи знакомят нас с Богом, а не с человечеством. Внимательно рассмотрите стихи и определите, что они говорят нам о нашем Боге. Какое измерение жизни находится в центре внимания этих стихов? К чему этот акцент, в свете всего псалма? Какая центральная «метафора» используется в этом описании Бога? К чему эта метафора? Думаете ли вы о Боге в этих терминах? Можете ли вы назвать время или случай, которым вы могли бы поделиться с другими, когда мысль о Боге как о вашем «жилище» была важна для вас?
  3. «Реалистичность» псалма наиболее очевидна в ст. 3-11. Какие испытания, к которым призывает нас псалмопевец, угрожают и портят нашу жизнь? Только ли продукт неизлечимо меланхолического духа говорить, что жизнь кончается стоном (9) и что долгие дни означают лишь продолжительную печаль (10)? Как эти две проблемы связаны друг с другом? (Возможно, стоит заметить, что в еврейском тексте стих 7, как и стих 4, начинается с «Ибо…» ). Стих 11 завершает этот раздел псалма вопросом. Почему так важно ответить на этот вопрос? Как люди в нашей культуре справляются с этими сопутствующими недугами? Почему это отрицание мудрости, даже верх глупости, подавлять и отрицать эти вызовы?
  4. Остальная часть псалма (12 – 17) представляет собой серию из шести молитв. Что мы можем узнать о месте молитвы перед лицом разрушающей силы греха и гнева Божия из этих прошений?
  5. Изучите каждое из ходатайств и изложите их своими словами. О чем просит каждая петиция? Что каждое прошение предполагает или выражает о Боге, которому оно адресовано? Рассмотрим следующее толкование псалма:

    Вот четыре крепкие стены нашего вечного жилища в Боге: Он наша мудрость (12), наше прощение (13), наша устойчивость в наши дни (14), наше обновление (15). (Алек Мотьер, New Bible Commentary , стр. 545)

  6. Стих 1 и стих 17 относятся к нашему Богу как «Господь». Чем это отличается от ст. 14 «ГОСПОДЬ»? Это повторение в начале и в конце псалма предполагает, что начальный и заключительный стихи псалма могут образовывать inclusio (заключение, которое восходит к введению и повторяет его). Как вв. 1-2 и ст. 16-17 похожих по темам рассматривают? Насколько они разные? Что делать вв. 16-17 добавляют, что делает их прекрасным завершением псалма?
  7. Просмотрите шесть петиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts