Разница православный и католический крест: Как отличить православный крестик от католического

Разное

Чем отличается православный крестик от католического

Когда Христос, сын Божий и человеческий, принимал муки на кресте (а это не религиозный догмат, а исторический факт), он наверняка не мог помыслить о том, что вера в Бога не будет единой. Но История рассудила иначе: теперь мы имеем не только православие и католицизм, но и массу иных течений в рамках христианской церкви.

Даже символика внутрихристианских конфессий различается: православный крестик отличается от католического, а протестанты и вовсе не признают нательных крестов и прочих символов, почитаемых главенствующими течениями христианства.

Лицевая и тыльная стороны православного креста

Можно ли православному носить иерусалимский крест? Обязательно ли наличие распятия? Чем различаются нательные кресты основных христианских конфессий? Разбираемся вместе!

Раскол христианской церкви произошел еще в середине XI столетия в результате многолетних разногласий между Римом и Константинополем. А немного позже от нее отделились еще десятки течений. Даже православная церковь не едина!

Как выглядит католический и православный крестик

Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.

В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.

Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!

Иерусалимский крест

Христианский нательный крестик больше присущ православию. Католики носят нательные кресты реже, а протестанты и вовсе отвергают, считая, что истинная вера не нуждается ни в каких материальных носителях!

Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического. Обратите внимание на следующие различия:

  • Поза Спасителя. До раскола христианской церкви Христа было принято изображать воскрешенным и торжествующим. Однако в последующие века в католичестве Спасителя стали изображать страдающим, бессильно обвисшим на кресте.
  • Голова. Католический Христос обычно бессильно опускает голову либо вздымает ее вверх с невыразимыми муками на лице. Часто присутствует терновый венец. Православный Спаситель одухотворен и возвышен, смотрит на людей с благостным выражением. Может наличествовать нимб с греческими буквами, обозначающими «Сущий».
  • Руки. В православной традиции руки Христа практически прямые, ладони раскрыты – он как бы хочет обнять все Человечество. В католицизме он висит на расслабленных руках, пальцы сведены в кулаки от боли.
  • Ноги. Перед нами визуальное воплощение предмета наиболее яростных споров между католическими и православными теологами. Католики полагают, что Спаситель был прибит к кресту тремя гвоздями (ступни наложены одна на другую и пронзены одним гвоздем). Православные полагают, что гвоздей было четыре, и располагают ноги Христа параллельно.
  • Титло. Во время казни преступников на крестах полагалось прибивать сверху таблички с перечнем их преступлений. Для Христа придумали саркастическую надпись: «Иисус из Назарета, Царь Иудеи». В православной традиции такая табличка (титло) трансформировалась в верхнюю планку восьмиконечного креста. На ней обычно изображают аббревиатуру І.Н.Ц.І. (церковнославянский) или И.Н.Ц.И. (русский). В католицизме латинская аббревиатура I.N.R.I., обозначающая то же самое, пишется прямо на кресте.
  • Христограмма. На православном кресте часто наличествует христограмма, то есть, инициалы Иисуса Христа. Обычно она располагается на поперечной перекладине креста по обе руки Спасителя.
  • НИКА. Это греческое слово, обозначающее «победа», встречается только на православных крестах. И немудрено: крест с такой надписью император Константин воздвиг в Византии (позже Константинополе). Он считал, что именно вера в Христа помогла ему одержать победу над римским «коллегой» Марком Аврелием (естественно, язычником). А Константин считается первым христианским императором, впоследствии более почитаемом именно в православии.
  • «Спаси и Сохрани». Речь идет о надписи с тыльной стороны креста. Эти слова начертаны исключительно на православных крестиках. Они могут быть декорированы виноградными гроздьями.
  • Глава Адамова. Речь идет о символе, ввергающем в изумление многих непосвященных. Зачастую под распятием (обычно на православных крестиках) изображается череп со скрещенными костями. Конечно, это не пиратский «Веселый Роджер» и не оккультный символ. Дело в том, что христианская религиозная доктрина размещает могилу праотца Адама именно на Голгофе. Там в земле покоились его останки, которые впоследствии омыла кровь из христовых ран. Таким образом Христос искупил грехи не только нашего пращура, но и человечества в целом.

В качестве нательного креста католики обычно используют простой четырехлучевой вариант без распятия. У православных четырехлучевой вариант тоже распространен, но лучи имеют замысловатую форму. Распятие встречается чаще.

Можно ли православному носить католический крестик

В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.

Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы. В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии.

Католики предпочитают вариант без распятия

Более прогрессивные представители РПЦ не запрещают носить католический крест православному человеку. Они закономерно полагают, что духовное содержание креста и степень жертвенного подвига Иисуса не зависят от визуальных нюансов материального объекта.

С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.

Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.

Отличие православного креста от католического, фото

При покупке нательного крестика в ювелирном магазине люди иногда задумываются, в чем же отличие православного креста от католического, поэтому стоит по этому поводу сделать несколько замечаний.

Основные стереотипы

Вообще, иногда дело не ограничивается лишь указанием на нательный крест, а приобретает более широкий размах, доходит до принципиальной позиции и привязке к какой-либо из традиций изображения креста как самой главной, важной, правильной и т. п. Если попытаться поискать в интернете заметки о том, чем отличается католический крест от православного, то мы в большинстве случаев найдём набор стандартных штампов.

1. Количество концов креста. Православный – восемь, католический – четыре.
2. Положение Тела Христа. На православном кресте Спаситель изображается с распростертыми руками, перпендикулярными туловищу, на католическом – Тело провисает на руках (иногда Господь выглядит уже умершим). Таким образом, в восточной традиции делается акцент на радости, в западной – на страдании.
3. Количество гвоздей, которыми прибиты ноги Христа. В православии – два, в католичестве – один.
4. Язык надписи над головой Христа. В православии это славянское ІНЦІ  (І҆и҃съ Назѡрѧни́нъ, Цр҃ь і҆ꙋде́йскїй), в католицизме – латинское INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum).

Так ли они важны?

Проблема заключается в том, что указанные разности для некоторых православных приобретают сакральный характер, при этом западная традиция изображения креста хулится чуть ли не как еретическая. Однако прежде чем отстаивать ту или иную позицию, стоит хотя бы просто посмотреть на фото обоих крестов и подумать над тем, что и там, и там мы видим Христа – нашего Спасителя. И там, и там – это Крест – орудие победы над грехом, дьяволом и смертью. Мечась между двумя традициями изображения главного символа христианства, мы забываем, что существуют десятки различных типов креста, и это, не говоря о множестве более мелких вариаций. В каждом случае для христиан крест оставался крестом – драгоценным и незаменимым. Поэтому, перед тем как пытаться отличить «католический» крест и «православный», важно подумать, насколько действительно важны некоторые различия?

Двойные стандарты не для христиан

Для начала нужно сказать, что нельзя связывать традицию изображения креста и западно-христианские отступления от веры. Если католики или протестанты в своем большинстве используют ту или иную форму главного символа христианства, то это отнюдь не значит, что сам крест становится каким-то еретическим. Более того, четырехконечный крест присутствовал в богослужебной практике христиан с самых ранних веков. В таком виде он использовался и в Византии, и в Древней Руси. Не секрет, что и сегодня в православии четырехконечный крест употребляется без всяких колебаний и не считается чем-то специфически западным. А вот привычный для нас восьмиконечный крест – лишь одна из вариаций его изображения.

Главный аргумент некоторых православных здесь основан на том убеждении, что восьмиконечный крест исторически наиболее достоверный. Да, действительно с некоторого времени верхняя перекладина креста  указывает на надпись, оставленную Понтием Пилатом, а нижняя – на дощечку, которую, вероятнее всего, подставляли под ноги распятого человека, дабы он мог немного не нее опираться и не сразу умереть от удушья. Интересно, что при этом западная традиция изображения максимально правдоподобного положения Тела Спасителя критикуется как натуралистическая, хотя и в византийской, и древнерусской иконографии имеются примеры разного положения Тела Христа. В итоге получаются какие-то двойные стандарты: положение Тела достоверно изображать нельзя, а сам крест – можно. Кроме того, если так уж важна историческая правда, то надпись над головой Христа была составлена на греческом, еврейском и римском (латинском) языках (Лк. 23:38; Ин. 19:19–20), а никак не славянском, которого тогда еще и в помине не было. В конце концов, если гнаться за историзмом, как, например, за количеством гвоздей для ног, то нужно также сказать, что в руки гвозди вбивались не в районе ладоней, а в запястья – между лучевой и локтевой костями предплечья. О такой практике распятия говорят, например, исследования останков казненных иудеев (в частности, некоего Йоханана бен Агалгола), убитых после подавления Римом восстания в 70 году. К слову, у этого молодого иудея сбоку были пробиты пяточные кости одним 18-сантимеровым гвоздем, что также свидетельствует о развороте ступней при распятии.

Приведенные сведения взяты из исследования археолога Василия Цафериса и патологоанатома доктора Н. Хааса, но если мы отвлечемся от научных данных, то должны подумать: о чем здесь вообще спорить? О точности или символизме изображения положения Тела Христа на Кресте? Зачем обращать внимание на такие тонкости, если Спаситель везде Один и Тот же? Да, западные христиане через физиологический реализм делают больший акцент на Страданиях Христа. Восточные же – обычно стремятся передать более просветленный, возвышенный образ Господа. Но разве Страдания вочеловечшегося Сына Божьего для православных не имеют значения? Вопрос, думаю, риторический.

Но давайте вернемся к форме креста. Если кого-то смущает четырехконечный крест, то стоит сказать, что в катакомбах (начиная с III века) превалирует именно такой вариант изображения. Более того, в своем «Розыске» свт. Димитрий Ростовский ясно указывает, что Крест Христов нами почитается не по числу концов, а по Самому Христу, чьею Кровью он обагрился, и если какой крест проявляет силу, то действие это не его самого, а распятого на нем Спасителя. Также и в каноне Животворящему Кресту, написанном прп. Григорием Синаитом, крест назван «четвероконечной силой». Поэтому четырехконечный крест никак не перестает быть христианским крестом только от того, что его сегодня чаще используют именно западные христиане.

Что до надписи на табличке над головой Христа, то стоит напомнить Евангелие, где четко сказано: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими» (Лк. 23:38). Как видим, латинские (римские) буквы  – это всего лишь отражение евангельского текста, а никак не признак католичества. Буквы же славянского языка – дань языку, употребимому именно в нашей Церкви (у тех же греков надпись, соответственно, приводится по-гречески: INBI — Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων).

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что любой спор относительно традиции изображения креста имеет смысл больше в каких-то археологических или искусствоведческих научных кругах, а для христиан это во многом «сотрясание воздуха». Поэтому для тех, кто задается вопросом: «Можно ли православному/православной носить католический крест?» – я советовал бы задуматься над тем, что всё зависит от того, насколько каждый конкретный крест на самом деле «католический», а не мы сами, по собственному невежеству, его в таковые записали. Есть просто Крест – христианский символ победы над дьяволом, грехом и смертью.

Протоиерей Владимир Долгих

Почему католики и православные крестятся по-разному? — GetReligion

ВОПРОС ГЕЙЛ:

Почему православные и римо-католики не крестятся одинаково?

ОТВЕТ РЕЛИГИОЗНИКА:

Католические и православные прихожане совершают «крестное знамение» перед личной молитвой, при входе в храм, в различные моменты богослужения и в других случаях. Священники совершают знак не только во время таинств, но и используют его для благословения людей или предметов. Не говоря уже о привычном зрелище суеверных спортсменов, делающих это перед штрафными или пенальти.

В последнее время коммунистические лидеры в Китае напали на сотни церквей, чтобы снести наружные кресты, которые считались слишком выдающимися, что свидетельствует о том, насколько мощным символ всегда был и остается.

Представьте на мгновение, насколько все это замечательно. До зарождения христианства крест был ужасающим напоминанием об имперской власти Рима и об унижении и унижении, ожидавших смутьянов. Как мы видим в Новом Завете, христиане сразу превратили его в эмблему Божьей любви и самопожертвования в Иисусе Христе, ведущих к спасению и духовному торжеству.

Гейл относится к тому факту, что римские католики совершают знак, касаясь по очереди лба, груди, левого плеча и правого плеча. Те англиканцы и протестанты, которые соблюдают этот обычай, делают то же самое.

Восточные православные, а также юрисдикции «восточного обряда» в католицизме касаются правого плеча раньше левого. Гай не нашел для этого полностью согласованной причины, но вот некоторые из того, что мы знаем:

Христиане делали «маленький крест» большим или указательным пальцем на лбу по крайней мере во 2 веке. Популярность этой религиозной практики была упомянута в начале 3-го века Тертуллианом в «De Corona Militis», глава 3: «… во всех обычных действиях повседневной жизни мы чертим знак на лбу». Более крупный «знак креста», о котором спрашивает Гейл, появился позже.

Что касается архитектуры и дизайна, то Второй Никейский собор (787 г. н.э.), последний вселенский собор, признанный как православными, так и католиками, объявил, что наряду с иконами «образ честнаго и животворящего креста» является « выставляться в святых храмах Божиих, на священных сосудах и облачениях, стенах и панелях, в домах и на улицах».

Движение справа налево, до сих пор используемое в православии, было «универсальным для всей Церкви примерно до XII века», — пишет католический священник Вирджинии Уильям Сондерс. По сей день католические священники и прихожане всегда делают знак правой рукой, даже если они левши. Одно из объяснений этого предпочтения состоит в том, что Иисус изобразил разделение добрых овец справа от злых козлов слева на Страшном суде (Матфея 25:33).

Папа Римский Иннокентий III, живший в 13 веке, указал, что сдвиг начинает происходить. Он сказал, что справа налево означает, что вера простирается от евреев (справа) до язычников (слева). Но, продолжил он, другие меняют порядок, потому что христианин переходит от «страданий» (слева) к «славе» (справа) «точно так же, как Христос перешел от смерти к жизни». В позднесредневековом объяснении говорится, что Иисус пострадал за нас (слева), а затем вознесся на небеса (предпочтительно справа). Богословы предлагали и другие версии.

Случайный наблюдатель может задаться вопросом, какая разница?

Читать далее «Почему католики и православные крестятся по-разному?» Ричард Остлинг.

Почему православные крестятся иначе, чем католики?

Сначала они касаются правого плеча, затем левого, тогда как католики сначала касаются левого плеча. Эта разница важна? Есть ли разница?

Православные крестятся справа налево. сначала мы опишем механику крестного знамения, затем объясним, почему действительно важно правильно креститься.

«Возложить на себя крест»

  1. Мы кладем большой и первые два пальца вместе в точку, а последние пальцы прижимаем к ладони. Три пальца вместе представляют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, а два пальца на ладони представляют две природы Христа.
  2. Касаемся лба, затем живота, обводя вертикальную часть креста.
  3. От живота подносим руку к правому плечу, касаясь его.
  4. Завершаем надевание креста касанием левого плеча.

Акт «Возложить на себя крест» — это просьба о благословении у Бога. Делаем справа налево, чтобы отражать действия священника, когда он благословляет нас. Священник, глядя на прихожан, благословляет слева направо. Поэтому прихожане, надев на себя крестное знамение, делают это справа налево.

Поскольку Господь отделил овец от козлов, поставив верных овец по правую сторону Себя, а козлов по левую,
Церковь всегда рассматривает правую сторону как предпочтительную. Крестимся только ПРАВОЙ рукой. Священник, благословляя человека, сначала касается или указывает на его ПРАВУЮ сторону, затем на левую. Также каждение Престола в Алтаре всегда делается сначала с ПРАВОЙ стороны; каждение иконостаса, прихожан и самого храма всегда начинается с правой стороны. Священник всегда причащается ПРАВОЙ рукой, даже если он левша. Есть и другие примеры предпочтения правой стороны.

Когда родитель крестит ребенка, они крестят его слева направо, как благословляет священник. Когда они крестятся над собой, они, по логике вещей, сделают это наоборот.

Католическая энциклопедия утверждает, что в Римско-католической церкви верующие крестились справа налево, как и православные, до 15 или 16 века. Они должны объяснить, почему они изменили древнюю и апостольскую традицию. Мы не можем ответить на вопрос об их мотивах.

Важно ли креститься определенным образом? Одним словом, ДА. У нас нет полномочий выбирать волей-неволей, каким частям Традиции Кристины мы хотим следовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts