Псков довмонт: псковский князь, защитник Пскова, выдающийся полководец
Содержание
псковский князь, защитник Пскова, выдающийся полководец
Главное
Довмонт, в крещении Тимофей (умер в 1299 году) – псковский князь, правивший в городе 33 года (1266-1299). Выдающийся полководец, защитник Пскова. Причислен к лику святых Русской православной церкви.
История
Литовский князь Довмонт правил в Нальшанском крае (на территории современных северо-запада Беларуси и юго-востока Литвы). Участвовал в убийстве первого короля Литвы Миндовга, который, по данным Ипатьевской летописи, отнял у него жену. После победы в междоусобной войне сына Миндовга Войшелка был вынужден покинуть Литву и со своей дружиной прибыл в Псков. Там он принял крещение и вскоре был избран князем. Историк Сергей Соловьев писал, что «Псковичи не ошиблись в выборе: Довмонт своими доблестями, своею ревностию по новой вере и новом отечестве напомнил Руси лучших князей ее из рода Рюрикова — Мстиславов, Александра Невского». В первые годы правления Довмонта в Пскове великий князь Ярослав Ярославич дважды пытался его сместить (в 1270 году ему даже удалось ненадолго посадить на место Довмонта некоего Айгуста), но псковичи оба раза поддерживали своего князя и его власть укрепилась.
В начале своего правления Довмонт во главе псковского войска ходил походами на своих противников в Литве. В 1266 году он одержал победу над князем Герденем, которому Войшелк передал Нальшанскую землю, взял в плен его жену и сыновей (один из них стал через много лет тверским епископом с монашеским именем Андрей). В следующем году он воевал против Герденя уже во главе объединенного псковско-новгородского войска и вновь одержал победу, в бою Гердень был убит.
В 1268 году Довмонт участвовал в походе русских войск против Ливонского ордена, сражался в кровопролитной битве при Раковоре (ныне Раквере), в котором поле битвы осталось за русскими. Позднее женился на Марии Дмитриевне, дочери одного из участников этого похода, князя Дмитрия Александровича и внучке Александра Невского. В 1269 году успешно оборонял Псков от войск Ливонского ордена.
В 1282 году во время междоусобной войны на Руси поддержал своего тестя Дмитрия, ставшего к тому времени великим князем, помог ему спасти великокняжескую казну.
Построил в Пскове церковь во имя своего небесного покровителя святого Тимофея Газского. В 1373/1374 гг. на ее месте была построена каменная церковь, упомянутая как «святыи Тимофеи, Доманта князя» — то есть псковичи хранили память о том, кто соорудил первоначальный храм. Также с его именем связывают строительство храмов в честь святых воинов — великомученика Георгия и Феодора Стратилата. В «Повести о Довмонте» сказано: «Сей князь не только одной храбростью отмечен был от Бога, но отличался боголюбием, был приветлив в миру, и украшал церкви, и попов и нищих любил, и все праздники достойно соблюдал, наделял необходимым священников и чернецов, был милостив к сиротам и вдовицам».
С именем Довмонта связывается Довмонтов город, созданный для дополнительного укрепления псковского Крома, расширения территории крепости для защиты городского посада. Стены города включают «Перси» (Довмонтову стену) на севере и новое продолжение крепости на юге, восточная стена находится над рекой Псковой, западная – над рекой Великой.
В 1299 году в последний раз защищал Псков от ливонских рыцарей, разбил их войско под Псковом и через два с половиной месяца скончался. Был похоронен в Троицком соборе Пскова. Его сын Давид вернулся в Литву, правил в Гродно, был соратником великого князя Гедимина, много и успешно воевал с крестоносцами и погиб от рук наемного убийцы.
Состояние
Почитание князя Довмонта началось вскоре после его кончины. Меч Довмонта стал городской реликвией, он хранился на гробнице князя в Троицком соборе, изображался на знамени города и вручался псковским князьям при возведении на престол. Сейчас он хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.
Довмонт и его жена Мария изображены на чудотворной иконе Знамения Божией Матери, именуемой Спасо-Мирожскою. По летописным данным, псковичи обращались к Довмонту за молитвенной поддержкой во время войн с рыцарями. В 1480 году ливонское войско осадило Псков, и Довмонт, явившись одному из местных жителей, сказал: «Возьми одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь». Так и произошло, после чего псковичи одержали победу и князю была составлена церковная служба. В 1530-м году у гроба князя Довмонта чудесно исцелилась слепая. В 1574 году в Пскове был построен храм в честь святого Довмонта-Тимофея.
Общецерковное прославление произошло в конце XVI века, после того как произошло его явление вместе с другими святыми во время осады Пскова Стефаном Баторием, которому не удалось взять город.
Повесть о Довмонте включена во все три псковские летописи, вошла в состав Общерусского летописного свода XV века и многих летописей XV-XVI веков. Князь Довмонт изображен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
Впечатления
Довмонт – святой покровитель Пскова и один из главных деятелей Псковской истории. На гербе Псковской области, утвержденном в 2018 году, начертан золотыми литерами на лазоревой ленте девиз «ПОТЯГНЕМЪ ЗА ОТЕЧЕСТВО». Он основан на фразе князя Довмонта из «Повести о Довмонте», сказанной им в 1266 году при сборе ополчения против Герденя: «…братия моя… потягнете за дом Святой Троицы и за святые церкви, за свое отечество» (полный перевод речи Довмонта: «Братья мужи-псковичи! Кто стар — тот мне отец; а кто млад — тот брат. Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Братья мужи-псковичи, постоим за Святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество!»).
{{objectCandidate.short_description}}
| |
Привязан к брендам:
|
Автор описания: {{objectCandidate.author}}
Сайт: {{objectCandidate.site}}
Координаты:
|
|
|
|
Объекты
{{object. name}}
Комментарии для сайта Cackle
Князь Довмонт-Тимофей Псковский
?-20.05.1299. День памяти святого благоверного князя Довмонта-Тимофея отмечается 2 июня (по новому стилю).
Довмонт (по-литовски Домантас) был одним из литовских удельных князей. Великий князь Литовский Миндовг и Довмонт были женаты на сестрах. После смерти своей жены, Миндовг силой забрал жену Довмонта, сделав ее своей наложницей. Довмонт жестоко воздал на оскобление: он напал на дворец Великого князя и убил его и двух его сыновей. Единственный оставшийся в живых сын Миндовга Войшелк, в свою очередь, заполучив престол, решил мстить за смерть отца и братьев.
Обстоятельства жестокой междоусобицы сложились таким образом, что Довмонт с дружиной и их семьями вынужден был покинуть Литву. Он нашел прибежище в Пскове, где в 1265 году и поселился со своим домом (около 300 литовских семей). Здесь Довмонт, тогда еще язычник, узнал православную веру и, оставив идольское нечестие, крестился. С ним крестился и весь его дом и дружина. В крещении он принял имя Тимофей, что по-гречески означает «благочестивый». Став христианином, Довмонт показал исключительные личные добродетели и приобрел уважение и любовь жителей города. Через год жители Пскова избрали его, иноплеменника, князем, отвергнув при этом другого князя, природного Рюриковича.
Довмонт-Тимофей княжил в Пскове 33 года до самой своей смерти в 1299 году. Княжение Довмонта пришлось на время непрестанных войн. Он предпринял несколько успешных походов с небольшой псковской дружиной в Литву, откуда литовский князь Гердень неоднократно совершал разбойничьи рейды в глубь русских земель. Боролся он и против датчан и ливонских рыцарей, делавших набеги на северные земли Пскова и Новогорода, участвовал и в знаменитой битве при Раковере у реки Кегалы (Эстония) в составе союзных русских войск. Псковская дружина проявила тогда замечательную храбрость: сами немцы признали Довмонта героем Раковера.
Довмонт перед сражением всегда молился и призывал своих воинов не пощадить себя ради христианской веры: «Се же, братие, предлежит нам живот и смерть. Братия мужи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви и за свое отечество!». Особенно ярко видна твердость его веры в одном из боевых эпизодов военной истории Пскова: тогда магистр Ливонского Ордена Отто фон Реденштейн подошел к его стенам со стенобитными орудиями и с восемьнадцатью тысяч войска, что составляло в то время огромную силу. «Слышав же то князь Домант Псковский вниде в церковь Святые Троицы, и снем с себя меч, и положи пред святым алтарем, и паде и начя молитися со слезами». Более позднее житие влагает в уста князя в тот момент такую молитву: «Господи Боже наш! Мы люди Твои и овцы пажити Твоей, имя Твое призываем: призри на кроткие и вознеси смиренныя, и низложи высокие мысли гордых, да не оскудеет пажить овец Твоих!». Игумен Исидор, как повествует летописный свод, «взем меч и препоасаша его и благословивше отпустиша его». После этого Довмонт, не дожидаясь помощи Новгорода, предпринял дерзкую вылазку и нанес немцам ощутимый урон, причем ранил в лицо самого магистра. После этого подоспела новгородская дружина во главе с князем Юрием. Немцы предпочли заключить выгодный для русских мир и вернуться восвояси.
Фрагмент памятника тысячелетию России в Великом Новгороде
Князья (слева направо): Довмонт Псковский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Кейстут Литовский
В дни мира Довмонт занимался строительством. Он построил свой первый храм на земле городского посада, которую впоследствии назовут Довмонтовым городом. Церковь была освящена в честь небесного покровителя Довмонта — св. Тимофея Газского. Позднее он построил также храмы во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. При нем строилась и новая линия крепостных сооружений Довмонтова города.
В марте 1299 года немцы из Ливонии подошли к Пскову. Не взяв города, они сожгли Снетогорский и Мирожский монастыри, жестоко расправившись с братией. Во время набега были убиты св. Иоасаф Снетогорский и св. Василий, игумен Мирожского монастыря. Довмонт, который к тому времени был уже в летах, обрушил на врага свой праведный гнев: с небольшой дружиной он вышел за стены города и перебил немцев.
В том же году, 20 Мая, Довмонт-Тимофей умер, заразившись во время мора, вспыхнувшего во Пскове. Похоронили его в княжеской усыпальнице Троицкого собора.
Меч Довмонта после его смерти как драгоценная реликвия хранился в ризнице Троицкого собора. Его вручали как благословение и знак особой власти тем, кто заступал на княжеский престол в Пскове.
Прижизненное изображение князя сохранилось на иконе Богородицы Мирожской Оранты, где слева от Пречистой — князь Довмонт, а справа — его жена Мария (в иночестве — Марфа), которая умерла через несколько лет после смерти мужа (вероятно в 1313 году?).
Коллекция «Князь Довмонт Псковский» в электронной библиотеке>>>
Псков
военный
политический деятель
Довмонт-Тимофей (князь псковский)
Православная Европа :: Литва
Балтийский северо-восток был последней частью Европы, отказавшейся от язычества. Действительно, в истории Литва часто упоминается как последняя языческая страна в Европе, ибо эти труженики одиннадцатого часа стали христианами только в тринадцатом и четырнадцатом веках. Кем были первые литовские православные?
Прежде всего, мы должны привести в пример святого Довмонта или Тимофея. Родившийся язычником, в 1265 году он оставил свою страну и ее тогдашние языческие обычаи со всем своим семейством и нашел убежище в близлежащем Пскове. Здесь он был крещен под именем Тимофей. Видя выдающееся мужество Довмонта, местные жители избрали его потом своим князем. В течение тридцати трех лет он защищал псковичей и всю северную Русь от язычников, в том числе и от земляков-литовцев. Он отличался благочестивой и добродетельной жизнью, любил истину, миловал бедных, посещал заключенных, давал покой путникам, был предан молитве и посту. Князь Довмонт преставился в 129 г.9, похоронен в Троицком соборе в Пскове и причислен к лику святых. Его поминают 20 мая как литовцы, так и русские православные.
Во-вторых, аналогичный пример святой княжны Харитины. Она тоже родилась, кажется, в знатной литовской семье, возможно, с польскими связями, в середине тринадцатого века. Она тоже была вынуждена покинуть свою землю, ища убежища на Руси от жестокого язычества и междоусобиц в царском доме. Направляясь в Новгород, она зашла в Петропавловский женский монастырь, основанный в конце XII века в двух верстах от города. Хотя некоторые считают, что когда-то она была обручена с русским князем Феодором, ей пришлось отказаться от всех королевских привилегий и стать монахиней. Здесь она вела строгую, аскетичную жизнь и, кажется, стала настоятельницей монастыря. Она скончалась в конце тринадцатого века и почиталась местными как святая Божия. Ее мощи оставались в монастырской церкви до дня памяти русской революции и святой Харитины 5 октября.
Если и святой Довмонт, и святая Харитина были вынуждены покинуть свою землю, чтобы вести православную жизнь, то это не обязательно имело место в следующем столетии. Около пятидесяти лет спустя в самом Вильнюсе произошла мученическая кончина трех первомучеников литовских — святых Антония, Иоанна и Евстафия.
Здесь в 1347 году были обращены два брата, Нежило и Кумец, слуги при царском дворе Ольгерда. Младший брат Нежило и старший Кумец были крещены неким священником по имени Нестор. Получив имена Антоний и Иоанн, они стали жить православной жизнью. Их заметили огнепоклонные языческие жрецы и донесли на них литовскому князю Ольгерду, который в 1346 году отступил от христианской веры. Братья были заключены в темницу, но остались тверды в своей вере, отказавшись есть мясо в постные дни. Однако, в конце концов, старший брат Иоанн уступил давлению и начал делать то, что им приказал Ольгерд. Затем он раскаялся в этом и снова открыто исповедовал свою веру. Арестованный, он был избит и снова заключен в тюрьму вместе со своим младшим братом Антонием. В конце концов, 14 января 1347 года Антоний был повешен на дереве. Видя, что Иоанн и на этот раз не дрогнул, он тоже был казнен и повешен на том же дереве 24 апреля того же года.
Родственник их, прозванный Круглец, видя их веру, также принял Православную Веру и был крещен тем же отцом Нестором, приняв имя Евстафий. Ольгерд пришел в ярость, бил его, истязал, ломал ноги, рвал на себе волосы, отрезал нос и уши. После трех дней таких мучений Ольгерд в ярости приказал повесить Евстафия на том же дереве, что и святых Антония и Иоанна. Это произошло 30 декабря того же 1347 года. В годы после их мученической кончины все больше и больше людей в Вильнюсе обращались в православие. Так, на месте древа, на котором были повешены три мученика, был воздвигнут храм Святой Троицы, а их мощи были положены в новом храме.
Сегодня мощи трех святителей почитаются в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе, который является центром православной церкви в Литве и национальной святыней литовских православных. Память их совершается 14 апреля, в день памяти двух икон Виленской Божией Матери (написаны в 1341 и 1495 годах).
Таким образом, в то время, когда другие части Европы впадают в язычество, труженики одиннадцатого часа в новой независимой Литве благословляются святыми. Итак, словами Евангелия: И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Луки 13, 30).
Святые и праведные Довмонт и Харитина
И святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий,
Моли Бога о литовской земле и народе!
:: наверх ::
Агиография. Сказка о Довмонте — История русской литературы
В рубрике ::: XIV век
Агиография. Как и в летописании, в первой половине XIV века мы находим в агиографии те же явления, что и в предшествующий период. Были написаны жизнеописания как князей, так и церковников. Жития князей продолжали традиции как героического типа (Псковская «Повесть о Довмонте»), так и князей-мучеников в Орде («Повесть о Михаиле Тверском»). Одно из самых ранних произведений московской литературы «Житие митрополита Петра» относится ко второй категории.
Сказка о Довмонте . В 1266 г. князь Довмонт бежал из Литвы из-за тамошних княжеских усобиц и отправился в Псков со своей свитой «и со всеми своими родичами». 10 В Пскове Довмонт принял крещение, наречённый Тимофеем и стал князем Псковским. Его правление ознаменовалось успешными военными действиями против
Литвы и Тевтонского ордена, извечных врагов Пскова. После смерти (1299 г.) Довмонт-Тимофей почитался в Пскове как святой за воинские подвиги.
Точной даты написания «Сказки о Довмонте» у нас нет. Некоторые специалисты считают, что это было в начале 14 века, 11 , в то время как другие датируют его второй половиной или концом того века. 12
«Повесть о Довмонте» встречается в Псковских летописях, но трудно сказать, предназначалась ли она изначально для летописи или включена позже. Есть все основания полагать, однако, что «Повесть» была написана в тех литературных кругах, где составлялись псковские летописи. Это видно из сходства стиля и описательных приемов в Повести и летописных описаниях воинских подвигов псковичей.
Отдельные изображения и целые разделы текста «Повести о Довмонте» взяты из «Повести о жизни Александра Невского». По этой причине Николай Серебрянский заключает, что это просто «хорошая литературная копия с очень хорошего оригинала, но «Сказка о Довмонте» едва ли имеет какое-либо самостоятельное литературное значение». 13 Мы не можем согласиться с этим мнением. Использование в оригинальном произведении отрывков из других памятников на схожую тему было обычным приемом в древнерусской литературе. Опираясь на отдельные образы, ситуации и фрагменты текста «Повести о жизни Александра Невского», автор «Повести о Довмонте» лишь хотел по-особому возвысить Довмонта, показать, что и внешне, и поступками он походил на Александр Невский. В то же время «Сказка о Довмонте» во многом оригинальна и самобытна.
Хлудовское Евангелие. 1323. Инициал. Исторический музей, Москва
Первая половина произведения, описывающая поход Довмонта, уже князя псковского, на Литву, Раковорское сражение и бои на реке Мироповне, не зависит от литературных образов. Она полна отголосков героических рассказов очевидцев и участников этих событий. В некоторых отрывках чувствуется его устно-эпическое происхождение. Это видно по лексике, отдельным выражениям и ритму повествования. Обращаясь к псковичам перед боем, когда он собирается впервые вступить с ними в схватку, Довмонт говорит: «Братья псковичи! Кто стар, тот мне отец, а кто молод, брат. Я слышал о твоем мужестве во всех землях. Теперь, братья, это вопрос жизни или смерти. Братья, псковичи! Встанем за Святую Троицу[1] и святые храмы, за нашу Родину».
Сказка полна воинского героизма. Военная доблесть псковичей подчеркнута с достойной сдержанностью. Наряду с поэтическим пафосом в произведении присутствует характерная для псковской литературы практичность и аутентичность деталей. В тексте присутствуют местные диалектные выражения, используются поэтические эпитеты из народной поэзии.
Хлудовское Евангелие. 1323. Инициал. Исторический музей, Москва
«Повесть о Довмонте» — прекрасный образец псковской литературы, оригинальное и самобытное произведение, тесно связанное в то же время с литературой других древнерусских княжеств.