Армянский патриарх: Гарегин II, Верховный Патриарх и Католикос всех армян (Нерсесян, арм.

Разное

Католикос всех армян и патриарх Кирилл обсудят вопрос о представительстве РПЦ в Армении

12 октября 2021, 16:08

МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II выразил надежду, что в Армении появится представительство Русской православной церкви, и намерен это обсудить во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

«Эта встреча в России является возможностью, чтобы мы обсудили все те проблемы, вызовы, которые сегодня тревожат наш народ, а также обговорить вопросы, связанные с представлением Русской православной церкви в Армении, что, к сожалению, затягивается уже. Но мы надеемся, что в скором времени это решится, и Русская церковь на высшем уровне будет представлена в Армении», — сказал первоиерарх Армянской апостольской церкви.

Он добавил, что это будет способствовать еще большему укреплению отношений и связей Армянской и Русской церквей, и отметил, что хотел бы на эту тему поговорить с патриархом Кириллом отдельно. Патриарх-католикос также подчеркнул, что для народа Армении в настоящее время — трудные времена, и выразил надежду на помощь России. «Мы верим, что помощью Божией и благодаря нашей вере, а также поддержке со стороны дружественных нам стран, в первую очередь, Российской Федерации, это испытание мы тоже сможем преодолеть», — сказал предстоятель Армянский церкви.

В свою очередь патриарх Кирилл отметил, что эта встреча поможет продолжению братских отношений между народами двух стран, а также взаимодействию между церквями.

«Полагаю, что ваш визит сюда даст нам возможность поговорить о наших двусторонних отношениях, и, может быть, проанализировать то, что в последнее время происходило в этой сфере, наметить какие-то планы на будущее. И содействовать тому, чтобы эта встреча помогала и дальше нашим церквам и нашим народам взаимодействовать, сотрудничать и содействовать продолжению действительно братских отношений между нашими народами», — сказал предстоятель Русской православной церкви.

Он подчеркнул, что у двух церквей многовековые связи, народы двух стран «жили вместе в одной стране на протяжении столетий, и когда страны стали суверенными, к счастью, добрые отношения между Россией и Арменией сохранялись». «И во многом, я думаю, это обуславливается добрыми отношениями между нашими церквам», — пояснил патриарх.

Награждение орденом «Славы и Чести»

По окончании беседы патриарх Кирилл наградил патриарха-католикоса Гарегина II орденом «Славы и Чести» I степени Русской православной церкви «за вклад в развитие дружественных отношений между Армянской апостольской церковью и Московским патриархатом и в связи с 70-летием со дня рождения», отметили в пресс-службе отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата. Глава Армянской церкви поблагодарил патриарха Кирилла за высокую награду. «Воспринимаем эту награду как знак уважения и любви по отношению к нашему народу и нашей церкви со стороны Вашего Святейшества», — приводят его слова в пресс-службе ОВЦС.

Трехсторонняя встреча по урегулированию в Карабахе

Как сообщалось, накануне вечером Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II прибыл в Москву для встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Кроме того, он примет участие в трехсторонней встрече с участием предстоятеля Русской православной церкви и председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде. Она будет посвящена теме карабахского урегулирования. 

Теги:

АрменияРоссияКирилл (патриарх)

ԵՐՈՒՍԱՂԵՄԻ ՀԱՅՈՑ ՊԱՏՐԻԱՐՔՈՒԹՅՈՒՆ ⋆ ՀԵՀԵՄ

Армянский Патриархат Иерусалима является одной из епархиальных кафедр Армянской Апостольской Церкви. Диоцезная степень — архиепископия.

Резиденция Святого Престола в Иерусалиме: Монастырь Св. Акопянц

Армянский патриарх Иерусалима: архиепископ Нурхан Манукян

История

Армянский Патриархат Иерусалима был основан в 7-ом веке. Иерусалимский патриархат ААЦ — автономный патриархат в составе Армянской Апостольской церкви. Армянский Патриарх Иерусалима имеет духовную степень архиепископа и находится в духовном подчинении эчмиадзинского Католикоса Всех Армян и Верховного патриарха ААЦ. Резиденция Иерусалимского Армянского Патриарха находится в историческом районе Иерусалима — армянском квартале Старого города, в монастыре Св. Акопянц. В ведении Иерусалимского патриархата находятся армянские церкви Израиля и Иордании. В настоящее время армянским патриархом Иерусалима является архиепископ Нурхан Манукян.

Первым предстоятелем Иерусалимской церкви, которая считается матерью всех христианских церквей, почитается апостол Иаков, брат Господень. С самого начала христианской эры армянские паломники посещали Иерусалим и многие оставались там. А с IV века армянские нахарарские (княжеские) дома и епископские престолы, заботились о постоялых дворах в Иерусалиме для паломников из числа своей паствы, строили там множество монастырей, число которых в VI веке достигло семидесяти. Таким образом, постепенно сформировалась армянская диаспора Иерусалима.

В 451 году, постановлением Халкидонского собора, внесшего раскол в прежде единую Вселенскую церковь, епископу Иерусалимскому был дан титул патриарха. А после окончательного принятия в VI веке патриархией Иерусалима халкидонского вероучения, иерусалимская Армянская церковь, прежде находившаяся в единстве с нею, отделилась и создала Иерусалимское Армянское патриаршество. Титул патриарха — это административное имя, данное политическими властями армянским архиепископам Иерусалима для установления их автономии, факта независимости от других церковных престолов и управления делами армянских монастырей и церквей в Иерусалиме.

В 7-ом веке арабы предоставили армянской конгрегации Иерусалима равные права с греческим православным патриархом. Первым известным нам армянским патриархом Иерусалима был Абраам, который, видя усиление власти Мухаммеда, в 626 году лично отправился к нему и получил грамоту на неприкосновенность Иерусалимской Армянской церкви.

Армянской собственностью были признаны монастырь св. Акопянц с его имениями, часть церкви Рождества Христова в Вифлееме, церковь св. Марии Богородицы у подножия Елеонской горы, холм Голгофа и т.д. Под духовной властью Армянского Патриархата Иерусалима находились Эфиопская, Коптская и Ассирийская церкви. Патриаршеству также было дано право звонить в колокола. Патриарх пообещал заплатить установленную пошлину и подчиняться только мусульманским правителям. Все последующие власти (арабы, крестоносцы, мамлюки, османы, британцы, иорданцы, израильтяне) признавали равные права армян с греками и латинянами на Святые Места в Иерусалиме и на Святую Землю.

В течение первого периода арабского правления до конца XI века арабы доброжелательно относились к местным христианам, особенно к Армянскому Патриархату Иерусалима. В то время положение Армянского Патриархата, как представителя всех Восточных Православных Церквей было равноправно положению Греческого Патриархата. Позже, несмотря на привилегии, предоставленные прокламациями, армянские монастыри и церкви постепенно были обложены тяжелыми налогами. Положение Армянского Патриархата Иерусалима особенно обострилось во время правления арабской династии Фатимидов в Египте. В 969 году, захватив Иерусалим, Фатимиды более века воевали против сельджуков, а в 1099 г. город был захвачен крестоносцами. В период армянского правления (11-14 вв.), благодаря политической протекции и пожертвованиям армянских князей и царей, Иерусалимский Армянский Патриархат укрепил свои права на Святые Места и поднял свой авторитет.

В 1187 году султан Египта Саладин захватил Иерусалим, положив конец правлению крестоносцев в Священном городе. Саладин не только подтвердил права Армянского Патриархата Иерусалима на христианские святыни, представленные Армянским Патриархом Иерусалима Авраамом Иерусалимским (1180-1191), но и распространил их на несколько церквей и монастырей крестоносцев.

До 1311 г. Армянский патриархат Иерусалима находился под властью армянских царей Киликии и армянского католикоса в Сисе. Когда армяно-кликийский царь Ошин и Католикос Константин III Кесараци принудили глав киликийских епархий Армянской церкви принять решения Сисского собора 1307 г. о принятии догматических и обрядовых изменений, для унии с Римом, патриарх Иерусалима Саргис, желая сохранить чистоту вероучения Армянской церкви, приобрел у султана Египта грамоту о выводе своего престола из-под административной власти католикосата Киликийской Армении и с 1311 г. начал независимо вести свои дела.

В годы османского правления власть Армянского Патриархата Иерусалима распространилась на епархии Сирии, Ливана, Кипра и до 1839 года также на епархию Египта. В 1664 Элиезар Айнтапци учредил католикосат, противодействующий Первопрестольному Святому Эчмиадзину в Иерусалиме, подчинив себе церковные епархии, действующие на территории Османской империи. В 1682 г., после избрания Элиэзер А. Айнтапци католикосом всех армян (1681 г.), Иерусалимский католикосат был упразднен.

В 1702 году Аветик Евдокаци — Армянский Патриарх Константинополя занимал также и кафедру Армянского Патриархата, а до 1715 года Армянским Патриархатом Иерусалима управляли наместники, назначаемые из Константинополя. Патриархат оказался в долгах. В 1715 году Константинопольский патриарх Ованес Колот Багишеци подтвердил независимость Иерусалимского патриаршества. Патриарх Григор Шхтайкир (1715-1749) расплатился с долгами и начал строительные работы. В 1833 году в монастыре Св. Акопянц была основана типография: здесь были изданы «История армян» Ованнеса Драсханакерци (1843 г.), «История Агванской Страны» Есаи Гасан-Джалаляна (1868 г.) и другие книги.

В 17 веке в Иерусалиме были открыты Месропские школы для мальчиков и Гаянские школы для девочек, которые действовали на финансовые средства Армянского Патриархата. В 1843 году в Ремле (в монастыре св. Геворга) усилиями Патриарха Закария Копеци была открыта школа Жарангаворац (духовная школа-интернат), которая в следующем году была переведена в Иерусалим и действует по сей день под управлением Патриархии. В 1928 г., усилиями Патриарха Егише Дурьяна была открыта Школа Св. Переводчиков, названая в память Св. Месропа Маштоца и Св. Саака Партева.

До 17-ого века Армянский Патриархат Иерусалима более или менее успешно боролся с посягательствами греков и латинян на Святые Места. Вместе с ослаблением Османской империи менялась политическая ситуация, и иностранные державы, вмешиваясь во внутренние дела империи, защищали греков и католиков в вопросе прав на Святые Места Иерусалима. Греческий патриархат поддерживался Россией, а латинян поддерживал Запад, в особенности — Франция. Грекам даже удалось на короткое время овладеть монастырем Св. Акопянц, но благодаря материальной и политической помощи армянских эмиров Константинополя, армяне взяли руководство монастыря обратно. Несмотря на трудности и неравную борьбу, Армянскому Патриархату Иерусалима удалось защитить права армян от посягательств Греческой и Латинской церквей и их держав-покровительниц.
В 1917 году, когда Иерусалим перешел под британское покровительство, хранители трех главных христианских святынь Иерусалима — Армянская, Греческая и Латинская церкви были официально признаны тремя законными владельцами Свято-Воскресенского собора в Иерусалиме и Свято-Рождественского собора в Вифлееме. Для каждой церкви были определены права, подразделения, дни и часы богослужения, количество святынь и порядок ответственность за них. Армяне сохраняли равные права с католическим и православным патриархатами.

В 1929 г. Британский представитель в Иерусалиме представил правительству документ под названием «Правовой статус Святых Мест», в котором резюмировались права каждой христианской общины. Эта правовая ситуация сохраняется и по сей день.

В 1916 г. младотурецкое правительство учредило единый католикос-патриархат для армянских верующих в Турции с резиденцией в Иерусалиме. Пост католикоса-патриарха был передан Католикосу Киликийского престола Сааку Хапаяну. После поражения Османской Турции в Первой мировой войне свое существование продолжили Католикосат Киликийский, патриархаты Иерусалимский и Константинопольский. Армянский патриархат Иерусалима процветал во годы правления архиепископа Егише Дуряна (1921-1930) и Торгомского архиепископа Гушакяна (1931-1938). Вновь открылась школа Жарангаворац, большое внимание уделялось типографии, где издавались научные, религиозные и исторические книги. При патриаршестве была открыта духовная семинария, где обучали священнослужителей. В монастыре св. Акопянц хранится 2-е по величине после Матенадарана собрание армянских рукописей. По дате создания некоторых рукописей предполагается, что коллекция возникла в 12-13 вв. С 1866 г. издается официальный журнал «Сион» Армянского Патриархата Иерусалима (1877-1927 гг. издание было прервано).

До 1930 года Армянская Иерусалимская Патриархия имела епархии в Ливане и Сирии, однако после геноцида армян в Турции, ради сохранения института Киликийского Католикосата ААЦ, эти епархии по просьбе Католикоса всех армян были временно переданы Киликийскому католикосату. В настоящее время под юрисдикцией Армянского Патриархата Иерусалима находятся только армянские церкви Израиля и духовенство Иордании.

Патриарх является духовным и административным главой монастыря Св. Акопянц и представителем армянской общины перед политическими властями Иерусалима. Армянский патриарх Иерусалима избирается общим собранием братии монастыря св. Акопянц; выбор утверждается католикосом всех армян в Эчмиадзине и светскими властями Иерусалима.

Духовно-пастырским центром Иордании является церковь св. Фаддея в Аммане. Духовный пастырь (руководитель) – архиепископ Ваан Топалян. Предстоятель назначается армянским патриархом Иерусалима. Национально-церковными делами армянской общины Иордании занимается местный совет.
Община образовалась после Великого геноцида. Армяне в основном проживают в Аммане, небольшое количество – в Русейфе, Матаре, Акабе. Все общинные мероприятия организуются в зале Национальной пресвитерии.
С 1997 г. в Аммане издается прелатская газета «Святой Фаддей».

Адрес сайта Армянского Патриархата Иерусалима: www.armenian-patriarchate.com.

Патриарший Престол – Армянская Церковь

Армянский Патриархат Иерусалима

Армянский Патриархат Иерусалима расположен в Старом городе Иерусалима (Израиль), в Армянском квартале, который составляет одну шестую часть старого города и занимает всю юго-западную часть города. Армянский Патриарх и Братство св. Иакова вместе с греческим и римско-католическим патриархами являются единственными хранителями Доминикальных мест, самых святых святынь христианского мира.

Армянское присутствие в Иерусалиме восходит к раннехристианским временам. Уже с четвертого века у нас есть записи об армянских монахах в Святой Земле. В последующие века армянские монахи и паломники построили несколько монастырей, а армянский писатель седьмого века упомянул до семидесяти учреждений. Армянские мозаики с армянскими надписями пятого и шестого веков указывают на очень раннее армянское присутствие в городе.

Первоначально в городе Иерусалиме был один епископ, и хронологически первым в линии епископов был св. Иаков, брат Господа. Армянские епископы из Великой Армении посещали Святую Землю, и некоторые из них, возможно, жили там в течение длительного периода времени. Эти епископы-пилигримы, священники и миряне, вероятно, подвергались гонениям при византийском правлении в результате церковного раскола после Халкидонского собора 451 г., поскольку иерусалимские епископы придерживались веры Византийской империи, тогда как армяне остались верны ей. учения ранней церкви. Когда арабы захватили Иерусалим в 637 году, армяне воспользовались случаем, чтобы поставить своего епископа, священнослужителя по имени Авраам, чтобы возглавить последователей армянской веры. Для армянских патриархов стало традиционным считать этого Авраама первым из 91 последующие епископы.

Армянский Константинопольский Патриархат

Армянский Константинопольский Патриархат традиционно был основан в 1461 году, когда султан Мехмед Завоеватель приказал армянам и туркам поселиться в городе Константинополь, недавно завоеванном османами, и имел архиепископа Овагеема ( Иоахим), прелат Бурсы, переезжает в свою столицу и председательствует в качестве духовного главы армян в своем царстве. Та же традиция утверждает, что султан Мехмед издал указ, в котором были указаны все права, которые он предоставил архиепископу Ховагему. К сожалению, указ был уничтожен во время одного из пожаров, часто случавшихся в константинопольских храмах, что лишило нас очень важного документа и источника информации. Какими бы ни были степень и характер их юрисдикции и их точный титул, более поздние армянские патриархи Константинополя вели свою линию от Овагеема, считая его первым патриархом. Тем не менее исторические свидетельства указывают на то, что в Константинополе и его окрестностях были армянские епископы, предположительно заботившиеся о духовных потребностях армян в регионе до османской оккупации.

Новый Армянский Патриарх — Армянская Церковь

У Армянского Патриархата Константинополя сегодня новый патриарх в лице епископа Саака Машаляна.

Епископ Машалян был избран 85-м Армянским Патриархатом Константинополя во время специального и долгожданного патриаршего собрания, состоявшегося на этой неделе. Делегаты собрания представляли как духовенство (избранное патриаршим синодом), так и миряне (избранное местной армянской общиной Стамбула).

Около 102 делегатов проголосовали на выборах, результаты которых были объявлены 11 декабря 2019 года. Голосование проходило в церквях, расположенных в Стамбуле, центральной провинции Кайсери и юго-восточных провинциях Диярбакыр, Мардин и Хатай.

Новый «Отец» для новой эры

В своей инаугурационной речи в качестве Армянского Патриарха епископ Машалян выразил благодарность всем, кто способствовал его пути к патриаршему престолу, в первую очередь Католикосу Всех Армян, Его Святейшеству Гарекин II.

Он также отметил государственные органы Турции, в том числе ее президента, министра внутренних дел и мэра Стамбула.

С явной радостью он сказал, что у армян Турции наконец-то снова появится «отец» — намек на десятилетний период, в течение которого предыдущий Патриарх, Блаженнейший Архиепископ Месроб II Мутафян, был недееспособен из-за болезни.

Смерть патриарха Месроба в марте этого года привела в действие механизм избрания преемника. На закрытом собрании патриаршей общины в июле прошлого года епископ Машалян был официально избран местоблюстителем: «местопреемником», который будет управлять патриархатом до тех пор, пока не будет официально избран новый патриарх.

Тогда епископ Машалян выразил надежду на то, что выборы состоятся до конца 2019 года; но для таких сроков еще нужно было получить согласие политических и религиозных властей. Несмотря на некоторые разногласия в начале, согласие в конце концов было получено, и на этой неделе собрание было проведено.

Единственный другой кандидат на выборах 2019 года, многолетний Патриарший викарий архиепископ Арам Атешян изящно поздравил нового патриарха после избрания. «Мы молимся о том, чтобы для этого векового Патриархата открылся новый период процветания, — писал он, — и чтобы его миссия обогатилась новыми достижениями, в возвышении нашей святой Церкви и на благо нашего народа. ».

В своем публичном обращении 11 декабря новоизбранный Патриарх Саак назвал это началом новой эры для армянской общины: периодом мира и единства. Вполне вероятно, что он будет известен как Патриарх Саак II; предшественник этого имени служил патриархом в 1707 году.

Узнать больше о Патриархе Сааке

В США предводитель Восточной епархии епископ Даниил, друживший с епископом Сааком около 30 лет, позвонил новому Патриарху, чтобы предложить поздравления. «Я желаю ему Божьих благословений и водительства, когда он возьмет на себя эту очень важную роль», — сказал епископ Даниил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts