Псковский монах филофей имел отношение к чему: Псковский монах филофей имел отношение 1) к отстранению бояр Шуйских от власти 2) к

Разное

Правление Ивана III и Василия III

На этой странице вы узнаете 

  • Почему династия Рюриковичей вдруг пресеклась в конце XVI века?
  • К какому роду принадлежать лучше: дворянскому или боярскому?
  • Почему Иван III и Василий III не давали своим родственникам жениться?

Зачастую хорошее государство и государственное управление — это залог счастливой жизни человека. Уверенно смотреть в завтрашний день люди стремились во все времена. В предыдущих статьях, посвященных теме возвышения Москвы, мы выяснили, что к XIV веку раздробленность, как процесс и как форма устройства государства, не устраивала фактически никого. Тогда Москва взяла все в свои руки и начала процесс объединения земель. 

И все же до хеппи-энда было далеко: в государственном управлении, по меркам современного человека, происходили абсолютно неприемлемые вещи. Было необходимо создать новую систему и закончить объединять земли для спокойной жизни. Как это было организовано и что для этого предпринималось, мы рассмотрим на примере правления Ивана III и Василия III.

Иван III: внешняя политика

Рассмотрим ситуацию на Руси на момент начала правления Ивана III:

Иван III (1462-1505) был сыном Василия II. Он участвовал в управлении государством еще при жизни отца, поскольку тот был слеп и ему была необходима помощь.

ФактКомментарий
Москва окончательно утвердилась в качестве центра объединения земель.Москва обладала самым высоким статусом среди всех городов: отныне ни один другой город не мог сравниться с Москвой по совокупной мощи.
Процесс объединения земель был «в полном разгаре».Осталось лишь присоединить самые непокорные города: Новгород, Тверь, Рязань и несколько других.
«Великая замятня» в Золотой Орде и начало распада целого государства на отдельные части.  Появились Большая Орда, Ногайская Орда, Казанское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство и т. д. Конец жизни Орды был уже близок.
Государство, в общем понимании этого слова, уже существовало, однако государственная система централизованного управления фактически отсутствовала.Нет единой валюты, системы мер и весов, сборника законов, органов управления и т.д.
Византия пала под натиском турок в 1453 году.Это событие ознаменовало конец целой эпохи, когда Византия была одним из самых передовых государств мира.

Отношения с Ордой

При Иване III произошло одно из важнейших внешнеполитических событий в истории России. В 1480 году произошло стояние на реке Угре, по итогам которого была ликвидирована зависимость от ордынцев.

Для Москвы было очень важно освободиться от монголо-татарской зависимости. Кому может понравиться постоянный контроль со стороны другого, совершенно постороннего человека / государства?

Что подтолкнуло Орду к войне? Перед тем как затеять Стояние, Москва уже несколько лет, можно сказать, провоцировала Большую Орду, во главе которой стоял хан Ахмат. Сначала Москва перестала выплачивать дань, а впоследствии Иван III и вовсе отказался ехать в Орду за ярлыком (разрешение на княжение от монгольского хана). Зачем это делать, если можно не делать? Его действия послужили поводом к тому, что Орда пошла войском на Москву.

Союзники — это важно! Русские войска поддерживал крымский хан Менгли-Гирей, а ордынцев во главе с ханом Ахматом поддерживал польский правитель Казимир IV. Однако непосредственного участия в Стоянии они не принимали, а столкнулись друг с другом в районе Киева.  

Что в итоге? Битвы не было, русские и ордынские войска просто пришли, постояли, посмотрели друг на друга, не решились начать битву и ушли. Именно тогда Москва поняла, что Орда больше не властна над ней. С этой даты отсчитывается окончание зависимости Руси от Золотой Орды.

Узнать данную карту и успешно решить задания по ней вам помогут следующие отличительные знаки: 
1. Город Воротынск рядом с р. Угрой и местом встречи двух войск. 
2. Стрелки продвижения одной стороны начинаются из Москвы, другой — с территории Золотой Орды

Решая задание 12 по этой карте, вам могут встретиться факты о конкретном имени хана, который защищал Орду на тот момент, о названии реки, на которой происходило стояние и об имени русского правителя, который на тот момент находился на престоле. 

В таком случае не стоит переживать, ведь прочитав нашу статью, вы уже точно знаете ответы на эти вопросы: столкновение произошло на р. Угре между Русью, войско которой возглавлял Иван III, и Золотой Ордой, которую защищал на тот момент хан Ахмат.

Одна беда ушла — другая пришла. После окончания монголо-татарской зависимости у Москвы начались конфликты с Крымским ханством, которое совершало постоянные грабительские набеги на южные земли. 

Почему начались конфликты? Причиной противостояния бывших союзников — Москвы и Крыма — стало появление общей границы после падения Большой Орды. Также причиной стала женитьба крымского хана Менгли-Гирея на вдове казанского хана Ибрагима, а Казанское ханство, как и Крымское, находилось на границе с Русью. С тех пор идея воссоздания единого Крымско-Казанского ханства стала «головной болью» для московских великих князей и царей.

Для того чтобы прекратить постоянные набеги, Москва начала выплачивать поминки крымскому хану и ближайшие два века будет продолжать делать это. 

Поминки — выплаты, которые Москва, а позже и единое русское государство осуществляла в пользу Крымского ханства с целью предотвращения их набегов.   

Присоединение земель

При Иване III происходит активное присоединение непокорных городов, среди которых:

  • Ярославль (1460-е),
  • Ростов (1474),
  • Тверь (1485),
  • Новгород (1478).

Они сопротивлялись, но безуспешно. Более того, Иван III присоединял города, которые до этого никогда не входили в состав бывшей Киевской Руси. Например, это были Вятка и Пермь.

Новгород был значимым и сильным городом, поэтому история его присоединения нам очень важна. Остановимся на ней подробнее.

Как присоединялся Новгород? Новгород понимал: Москва настолько сильна и мощна, что рано или поздно она придет завоевывать и этот город. Поэтому новгородское вече решило заручиться поддержкой польско-литовского государства, чтобы с его помощью противостоять Москве.

В чем выражалось противостояние Новгорода Москве? К 1470 году Новгород перестал выплачивать пошлины, а также вернул земли, потерянные по Яжелбицкому договору 1456 года за поддержку галицких князей — противников Москвы.

По этим причинам в 1471 году Москва со своим войском, во главе с Даниилом Холмский, направилась на Новгород. Между двумя городами в этот год произошло столкновение — битва на реке Шелони. Войска Москвы под руководством Даниила Холмского воевали против войск Новгорода, во главе которых номинально стояла Марфа Борецкая, вдова одного из новгородских посадников. Марфа желала отстоять прежнюю независимость Новгорода.

Новгород проиграл битву, что фактически означало признание Москвы сильнейшей державой. Однако окончательное присоединение произошло лишь в 1478 году, когда в Новгороде было упразднено посадничество. Для того чтобы ознаменовать победу Москвы над Новгородом, из него был увезен вечевой колокол — главный символ города, звон которого долгое время собирал всех жителей города на вече. 

Как присоединялась Тверь? В 1467 г. умерла тверская княжна, жена Ивана III, Мария Борисовна. Ее брат Михаил Тверской заключил договор о подчинении Литве и Польше. Однако после присоединения Новгорода, Тверь, оказавшись иноземной, стала «клином» между Москвой и Новгородом. Поэтому в 1485 г. Иван III присоединил Тверь к Москве.

При Иване III также происходит активная борьба с Литвой, по итогам которой к Москве были присоединены Чернигов и Вязьма. В 1500 году Москва одержала победу в битве при Ведроши.

Иван III: внутренняя политика и создание системы

Личная жизнь Ивана III

Иван III был женат на племяннице византийского императора Константина XI Софье Палеолог. Она занимала необычайно сильную для женщины того времени позицию в политике. Софья оказала серьезное влияние на Русь:

  • Именно из-за связи с византийской принцессой в 1497 г. Иван III принял византийский герб в виде двуглавого орла в качестве государственного. 
  • Также с 1485 года Русь стала именоваться Россией на византийский манер.
  • Сам Иван отныне был не князем, а Государем всея Руси.

Чтобы подчеркнуть величие Москвы, Иван III построил в ней кирпичный Кремль.

Вплоть до времен правления И.В. Сталина Кремль белился, то есть его внутренности были красными, а снаружи он был белым. Следовательно, если вы увидите на изображении белый Кремль, не спешите говорить, что это время Дмитрия Донского, когда был отстроен тот самый белокаменный Кремль.

Данный факт может помочь вам при выполнении задания 16, которое связано с иллюстративным материалом.

Почему династия Рюриковичей вдруг пресеклась в конце XVI века?

Вы никогда не задумывались, почему так произошло? Ведь всегда было столько людей, столько родственников, что часто даже не хватало княжеств, чтобы представителю Рюриковичей было где княжить. 

Вся проблема в том, что со времен правления Ивана III начинается политика истребления родственников. Это должно было помочь избежать повторения Феодальной войны 1425–1453 гг.

Подробнее о пресечении династии Рюриковичей можно почитать в статье «Смутное время. Часть 1. Правление Федора Иоанновича и Бориса Годунова».

Религиозные вопросы

Во времена Ивана III в церкви происходили различные изменения. Так, разразился спор между иосифлянами и нестяжателями

В чем состояла суть спора? Иосифляне, во главе с Иосифом Волоцким, выступали за то, что церковь должна быть богатой, для того чтобы иметь возможность помогать бедным. Нестяжатели, во главе с Нилом Сорским, утверждали, что церковь должна быть аскетичной и бедной. 

Чем все закончилось? В итоге на церковном соборе 1503 года нестяжатели были осуждены и церковь осталась богатой. Также именно в это время появляются первые ереси — учения, отклоняющиеся от официального религиозного учения. Более подробно ереси рассмотрены в статье «Культура России в конце XV–XVII вв. ».

Правовое устройство

Иван III активно занимался обустройством государства. Тем более, что во вновь объединенных княжествах действовали различные статьи Русской Правды. Так, в 1497 г. был издан Судебник, в котором были прописаны некоторые важные моменты обустройства государства, среди которых:

Процесс закрепощения крестьян — это очень важный момент, который необходимо понимать.

Закрепощение крестьян: от свободы к Юрьевому дню

С чего всё началось? Примерно с XII-XIII вв. формировалась система, в которой князь раздавал земли за службу старшей дружине — боярам — в наследственное владение. В это время младшая дружина получала на время кормление (выплаты натурой) за исполнение своих обязанностей — выполнение различных княжеских поручений.

Однако земля бесполезна без людей, которые могут ее обрабатывать. Другими словами, если у вас есть дача, то вы прекрасно осведомлены, что дача без рабочих рук бесполезна. Чтобы хоть что-то вырастить, нужно приложить немало усилий: вспахать землю, посеять семена, периодически удобрять и поливать. Без рабочей силы, дача — это просто участок земли, не приносящий никакой пользы.

Поэтому с XV века за счет сокращения удельных (не принадлежавших Москве) княжеских и боярских земель московские правители стали выдавать на время земли с крестьянами за службу служилым дворянам или просто дворянам.

При этом у бояр и удельных князей крестьяне несли только оброк, то есть дань натурой (зерном, молоком, мясом и т.д.), так как им хватало своих холопов. А служилые дворяне хотели получать больший доход с малого участка за время службы. Поэтому они заставляли крестьян кроме оброка нести еще барщину, то есть выполнять все полевые работы своими орудиями труда и рабочим скотом. Это примерно, как если бы вас отправляли подметать улицы своими метлами и убирать зимой снег собственной уборочной техникой.

Важно! 

В то время крестьяне не были прикреплены к земле или к владельцу земли. Это давало свободу действий. Если им что-то не нравилось, то они в любой момент могли уйти с неё и работать на земле другого хозяина.

Что поменялось? Из-за ордынцев, крымского хана, феодальной войны везде стало плохо. Крестьяне начали часто переходить с одного двора на другой, в поисках «нормального пристанища», где можно спокойно вести хозяйство. Чаще всего они убегали на земли удельных князей и бояр, где нужно было нести только оброк.

Из-за постоянных перебежек, показатели сельского хозяйства сильно ухудшились и дворяне мало что получали от своей земли. 

Именно поэтому Государь принял решение ввести правило Юрьева дня.

Правило осеннего Юрьева дня (26 ноября) заключалось в том, что крестьяне могли покидать место своей «работы» только за неделю до этого дня и через неделю после.

Однако все было не так просто и сказочно. Везде есть какие-то меркантильные штучки и правило Юрьева дня не исключение.

В результате на крестьянина легли все три тяжелых камня повинности:

  1. Пожилоечтобы покинуть землю дворянина, крестьянин должен был заплатить ему специальный «налог за уход».
  2. Оброк — сумма денег, продуктов, товаров сельского хозяйства, которую крестьянин уплачивал дворянину за работу на его земле. 
  3. Барщина — непосредственно работа крестьянина на земле дворянина, которую он обязан выполнять в обмен на пользование дворянской землей.

Оброк можно сравнить с деньгами, которые родительский комитет собирает на ремонт в школе. А барщину — с вашей работой на огороде, когда родители в выходные везут вас на дачу.

Вопросы государственного управления

В целом мы видим, что Иван действительно сделал много. Но кто всем этим будет управлять? Ведь в России не было каких-то органов управления различными сферами жизни, что характеризовало бы её как централизованное государство.

Именно по этой причине началось формирование органов управления в государстве. Так, появились:

  • Первые приказы, которые ведали различными отраслями жизни общества — будь то внешняя сфера или налоговое ведомство.
  • Казна — главный финансовый орган.
  • Дворец — орган, который занимался управлением земель государя.

Приказы — центральные отраслевые органы управления, появившиеся при Иване III, достигшие своего расцвета при Иване IV и ведавшие различными сферами жизни общества.

Немного о социальном устройстве общества

Последний пункт, который нам необходимо рассмотреть в теме правления Ивана III, — это различие между дворянами и боярами. В этом нам поможет таблица.

ДворянеБояре
Название держанияПоместьеВотчина
ВладелецГосударь, дворянин лишь пользуется землей, пока служит государству.Непосредственно боярин.
Условия полученияСлужба на государство.Их нет, она безоговорочно принадлежит боярину, а его дети наследуют вотчину.
Возможность покупки и продажиНетДа
К какому роду принадлежать лучше: дворянскому или боярскому?

Вопрос достаточно спорный. Для государства сословие дворян было выгоднее, потому что они служили на государство и были подчинены ему.

Бояре же имели высокий статус просто благодаря своему происхождению и завоевывать его как-то или выслуживаться перед государем необходимости у них не было. Государство часто страдало от бояр, и в будущих статьях мы сумеем это проследить.

По следам отца: правление Василия III

После смерти Ивана III на престол взошел его сын Василий III (1505-1533).  

Именно при нем фактически завершается раздробленность. Посмотрев на карту времен правления Василия III, мы увидим, что он присоединяет последние непокорные города и создает единое государство:

  • Псков (1510),
  • Смоленск (1514),
  • Рязань (1521).
  • Новгород-Северский (1522).

В честь присоединения Смоленска был построен Новодевичий монастырь. Этот факт является достаточно важным и может встретиться как при работе с картой времен Василия III в задании 12, так и при работе с иллюстративным материалом в заданиях 15, 16.

Во внутренней политике Василий продолжил линию отца и также ограничивал права братьев. Большая их часть умерла бездетными, лишь только Андрей Старицкий сумел создать свою семью. Как мы видим, Иван III и Василий III не особо придавали значение семейным ценностям. Кто знает, насколько несчастными они были из-за этого…

Почему Иван III и Василий III не давали своим родственникам жениться?

Как мы упоминали раньше: и Иван, и Василий очень сильно боялись, что кто-то из родственников захочет оспорить их право на престол. Более того, им было невыгодно раздавать земли (опять бы началось их дробление). Поэтому они шли на жестокие меры: запрещали заводить семьи, заключали под стражу или даже убивали.

Последнее, о чем стоит упомянуть в правлении Василия III — это появление теории «Москва — Третий Рим». Ее автором является монах Филофей. В теории объявляется, что Москва является центром христианства и наследницей некогда великой Византии. Все это отражает, насколько высокий уровень у Москвы был на тот момент.

Важно! Москва называлась наследницей Византии во многом потому, что отец Василия III Иван III был женат на византийской принцессе. Этот факт говорит о том, что дети Ивана III были кровными родственниками византийской династии Палеологов.

Термины

Вотчина — земельное держание боярина, которое было полностью его собственностью, могло наследоваться, продаваться и покупаться.

Закрепощение — процесс постепенного становления личной и экономической зависимости крестьян от помещика, который был начат в 1497 г. с введением правила Юрьева дня.

Иосифляне — церковное движение в начале XVI в., возглавляемое Иосифом Волоцким и выступавшее за богатую церковь, обладающую имуществом.

Кормления — система, при которой человек, занимавшийся управлением какого-либо города, получал средства на существование непосредственно от города, в котором он работал.

Местничество — система назначения лиц на должности, заключающаяся в том, что высшие государственные посты получают лишь представители богатых боярских родов.

Нестяжатели — церковное движение в начале XVI в., возглавляемое Нилом Сорским и выступавшее за бедную и аскетичную церковь.

Поместье — земельное держание дворянина, которое выдавалось ему только за несение государственной службы и которое не могло наследоваться, продаваться и покупаться.

Судебник — сборник законов, в котором прописываются важные моменты не только судоустройства, но и управления государством в целом.

Юрьев день — праздник на Руси в конце осени, за неделю до и через неделю после которого, согласно Судебнику 1497 г., крестьянам разрешалось переходить от одного помещика к другому, предварительно заплатив определенную плату.

Фактчек

  • Правление Ивана III было насыщено различными событиями как во внутренней, так и во внешней политике. В частности, была ликвидирована зависимость от ордынцев и присоединены некоторые непокорные города (Новгород, Тверь). 
  • Во внутренней политике был издан важнейший документ — Судебник, началось закрепощение крестьян, было регламентировано понятие «кормление». Начали появляться органы управления — приказы, Казна и Дворец.
  • Василий III считается правителем, при котором с присоединением Пскова, Смоленска, Рязани и Новгорода-Северского закончилась раздробленность.  
  • Как и его отец, он проводил политику ограничения прав родственников, чтобы оставалось меньше претендентов на престол. 
  • При Василии также появляется теория «Москва — Третий Рим», которая идеологически и кровно связывала Москву с Византией.

Проверь себя

Задание 1.
Выберите вариант, в котором все перечисленные личности имели какое-либо отношение к стоянию на реке Угре в 1480 г.:

  1. Иван III, Менгли-Гирей, Даниил Холмский
  2. Хан Ахмат, Иван III, Казимир IV
  3. Мамай, Даниил Холмский, Марфа Борецкая
  4. Иван III, Марфа Борецкая, Казимир IV

Задание 2.
Соотнесите правителей и земли (города), которые были присоединены к Москве во время их правления:

1. Иван IIIА. Новгород
2. Василий IIIБ. Вятка
В. Пермь
Г. Новгород-Северский
Д. Смоленск
Е. Ярославль
Ж. Ростов
З. Псков

Задание 3.
Выберите вариант, в котором все предложенные слова / словосочетания не имеют отношения к Судебнику 1497 г.:

  1. Ликвидация крепостной зависимости, государственная идеология, государственная валюта.
  2. Закрепощение, местничество, пожилое.
  3. Поминки, полюдье, кормления.
  4. Утверждение единой системы мер и весов, регламентация лествичного порядка престолонаследия, запрет взяточничества на государственном уровне.

Задание 4.
Выберите из предложенных характеристик те, которые характеризуют поместье:

  1. Имеет свойство наследоваться.
  2. Принадлежит непосредственно тому, кто пользуется поместьем.
  3. Условием пользования является государственная служба.
  4. Пользователем поместья является дворянин.
  5. Имеет свойство купли-продажи.

Задание 5.
Расположите в правильной последовательности порядок присоединения городов при
Василии III:

  1. Рязань
  2. Псков
  3. Новгород-Северский
  4. Смоленск

Ответы: 1. — 4; 2. — 1 – А, Б, В, Е, Ж, 2 – Г, Д, З; 3. — 1; 4. — 3, 4; 5. — 2, 4, 1, 3.

сериал «Московия — тупиковая ветвь цивилизации» (МЕССИАНСТВО МОСКОВИТА)

 

МЕССИАНСТВО МОСКОВИТА[1]

Немецкий автор «Истории Украины» писал ещё в 1796 г.: «Как это произошло, что эти гордые, свободные казаки оказались в московском ярме? Каким образом Московия смогла набросить кандалы на казаков, нация, которая была устрашением Турции, Польши и самой же Московии? Как это случилось, что место свободно избранного занял московский губернатор?» (J.C.Engel, “Geschihte der Ukraine”).

Историки отвечают: миролюбивая Украина была окружена со всех четырёх сторон народами-агрессорами. На юге – азиаты турки, на востоке – азиаты татары, с севера – азиаты московиты, с запада – воинственные германцы, потеснившие поляков, а те, в свою очередь, теснили украинцев. Румынов выталкивали на восток угры. Миролюбивая Украина – это остров среди вражеского моря, со всех сторон нет естественных границ – всюду открытая степь. Не удалось Украине создать союз ни с одним из соседей против другого соседа, поскольку все они желали захватить как можно больше плодородной украинской земли. Это доказали все попытки таких союзов. Так объясняют отсутствие украинской государственности сторонники материалистической философии.   

Сторонники же идеалистической философии, украинские националисты вопрошают: а каким образом крошечная по сравнению с Украиной Англия не только не потеряла свою государственную независимость, но и основала Британскую империю на пяти континентах?  Ведь английские острова тоже открыты для агрессоров со всех сторон. А почему от империи Чингисхана остались лишь мизерные остатки крымских  волжских татар? Ведь ту империю не уничтожила другая, более сильная. А какая сила создала из слабосильного городка громадную Римскую империю? И какая сила разрушила её? А откуда дикий, крошечный финно-угорский народишко черпал силы, чтобы преобразовать своё неказистое Суздальское княжество в империю, занимавшую одну шестую часть суши? Какою силой этот маленький народишко поработил более многочисленные и развитые Золоту Орду, Украину, Польшу, а затем и пол-Европы?

    

Чтобы живое существо не погибло в борьбе за существование, Бог-творец дал ему инстинкт самосохранения. Этот инстинкт властно требует от человека верить в свою силу, в свою победу, в своё высшее предназначение. Нет в свете народа или даже племени, которое не имело бы национальной гордости. Если нет никаких оснований для таковой, инстинкт самосохранения приказывает выдумать подобные основания. В фольклоре народ сохраняет собственный исторический опыт, свою философию жизни, завещание следующим поколениям. Элита, правящая верхушка анализирует всё это и синтезирует в короткой, но всеобъемлющей формуле-итоге. Этот итог становится национальной доктриной.

Такая доктрина всегда указывает нации направление её развития. В ней нация высказывает ЦЕЛЬ своего существования, своё предназначение в мире. Так национальная доктрина приобретает силу догмы. А каждая догма имеет свою силу и основана на ВЕРЕ в неё. На вере, а не на убеждениях!

Подчеркнём: каждая национальная доктрина только тогда имеет огромную силу и жизнеспособность, когда создана самой жизнью, а не кабинетными мечтателями-теоретиками, когда зиждется на нерушимой почве исторического опыта собственной нации, на духовности собственного народа, на жизненной философии собственной нации.

Свою национальную  доктрину нельзя позаимствовать у чужеземцев. Когда же теоретики, случалось, совершали это, нация их не воспринимала. Так московская нация не восприняла (ДА И СЕЙЧАС АКТИВНО НЕ ВОСПРИНИМАЕТ) европейские доктрины либерализма, демократизма, а возжелала свою национальную деспотию. Всех, кто предлагал европейские ценности, Московия неизменно вышвыривала из активной общественной жизни (Сперанский, Милюков, Керенский, Гайдар и иже с ними).

Народы, которые свои национальные доктрины вывели из собственного исторического опыта, из собственной духовности, творили историю всего человечества.

Английское “Britania rule the waves” (Британия, правь морями) сотворило Британскую империю на берегах всех океанов. Англичане подарили человечеству механическую машину и показали путь к либерализму – первыми в мире создали парламент.

Немецкое “Deitchland uber Alles” (Германия превыше всего) сотворило такую могущественную материально и духовно державу-нацию, что понадобились усилия всех великих держав, чтобы её укротить. Германия дала миру множество великих учёных, философов, писателей.

Французское “Vive la France” (Да здравствует Франция) неоднократно спасало французский народ от порабощения соседями. Франция создал едва ли не лучшую в мире литературу, подарила миру прогрессивные идеи свободы и прав человека, повела человечество по пути народовластия и демократизма.

«Американская мечта» направила все силы американцев на создание новой цивилизации, и за пару столетий тамошние степи и девственные леса превратились в самую богатую, самую свободную, а теперь и в самую могущественную в мире державу.

Московское «Москва-Третий Рим» привело московскую нацию к пику её исторической славы – созданию СССР.

Украинское «З Києва піде світло Христове» создало самую развитую в культурном отношении и самую могущественную на то время Киевскую Русь, которая спасла европейскую цивилизацию и культуру от уничтожения азиатскими ордами, понесла свет Христа к берегам Ледовитого и Тихого океана. Призыв запорожского казачества “За веру, свободу и честь” несколько столетий спасал европейскую культуру от уничтожения современными варварами – московитами. От украинской легенды об апостоле Христа Андрре Первозванном происходит  беспримерная национальная доктрина Тараса Шевченко “Бог і Україна, Бог і Народ”. Именно она должна стать общенациональной доктриной сегодняшней Украины.

      Московский историк утверждает: «1169 г. следует считать годом рождения Московской державы. В тот год князь Андрей Боголюбский разрушил Киев и основал новую столицу Владимир и новое великое княжество – Суздальское. В личности А.Боголюбского московиты впервые выступают на историческую арену» (В.Ключевский, «Курс русской истории». Этот же факт признаёт М.Покровский. Категорически не согласны с таким утверждением Н.Карамзин, В.Татищев, С.Соловьёв, Д.Иловайский и практически все историки советского периода.

      Захватчики всех времён всегда стремились оправдаться некими высокими идеалами, им не хватало лишь права меча, и они искали санкции высшего судии: Бога, справедливости и пр. Так возникло МЕССИАНСТВО народов-агрессоров.

      Идейное обоснование под свою агрессивность московиты начали подводить с момента зарождения собственного государства. Тогда, в XII в., в Вышгородском монастыре (под Киевом) хранился чудотворный образ Божьей Матери, привезённый некогда из Византии. Предание об этом образе гласило, что там, где он есть – будет стоять столица великой державы. Русы забрали её из Царьграда – и Византия пала под ударами турок. Привезли этот образ в Киев – и он стал столицей великой державы. В XII-XVII вв. люди свято верили в правдивость легенд, преданий, пророчеств. Поэтому Вышгородский образ стал палладиумом (святым покровителем державы). А.Боголюбский вывез этот образ из Вышгорода в столицу своего княжества Владимир на Клязьме (позже его перенесли в Москву). Московиты перенарекли его в «Владимирскую Богоматерь».

Таким образом, ВЕЛИЧАЙШАЯ СВЯТЫНЯ СОВРЕМЕННОЙ МОСКОВИИ – ВОРОВАННАЯ УКРАИНСКАЯ РЕЛИКВИЯ.

     Множество наций искали способ усилить веру в свои силы, чувствовать национальную гордость, которая произрастает из воинских побед и достижений культуры нации. Национальную гордость творят великие личности (вожди, герои, писатели, деятели искусства, учёные, философы), лелеявшие культуру и историю нации. Европе, в частности Украине, есть чем гордиться, потому что она развивает свою культуру более 5 тысяч лет в постоянных взаимосвязях с наидревнейшими культурами Малой Азии, Египта, Индии, Китая.

     Обособленная от всего цивилизованного мира Московия начала развивать свою культуру 700-800 лет назад силами украинцев и немцев. Науку московиты начали развивать в XVI-XVII вв., а литературный язык только в XIX в. – опять таки прежде всего усилиями не-московитов. Псковский монах Филофей позаимствовал с Балкан идею «третьего Рима» и создал в 1524 г. московский миф «Москва – Третий Рим», который вошёл в плоть и в кровь всего московского народа, стал его глубокой верой в мессианское предназначение Московии, тем творческим духом, который творил саму московскую историю (А.Оглоблин, «Московская теория Третьего Рима в XVI-XVII вв.”). До татарского периода Московии, и какое-то время после него, Московия состояла из нескольких фактически самостоятельных княжеств, включая республику Великого Новгорода.

   “Культурная жизнь Великого Новгорода была связана с культурой Кивской Руси и её Русько-Литовского потомка. Потому не удивительно, что даже когда Москва завоевала и разрушила в 1478 г. Великий Новгород, политически побеждённый город был аж до середины XVI в. очагом культуры всей Московии. В Великом Новгороде существовала тогда группа европейски образованных учёных во главе с архиепископом Геннадием Гонзовым. К этой группе принадлежал учёный монах Филофей из Пскова. Этот кружок знал о европейской идее 3-го Рима. Филофей был едва ли не самым умным и образованным в тогдашнем новгородско-псковском обществе. Летописец XVI в. пишет о нём, как о большой духовной, моральной и умственной силе и авторитете» (А.Оглоблин, «Московская теория Третьего Рима в XVI-XVII вв.”).  Именно тогда в 1510 г. Московия захватила Псков и уничтожила его вольности, вывезла в Московию тысячи псковских известных деятелей и послала во Псков своих управителей. Филофей  был псковским патриотом и увидел, что Москва становится столицей нового государства, а Псков и Новгород обречены исторической судьбой. Идея “исторической судьбы” (провиденциализма) была той основой философского мировоззрения Европы, люди свято верили в Божье предопределение существования людей и государств. Значит, и Филофей верил, что упадок Рима и Константинополя, возвышение Москвы наперёд определены Богом. Так псковский патриот и славянин Филофей, имевший все причины ненавидеть азиатскую Москву, поверил в её историчесую миссию. Это вера привела его к переносу балканской идеи “третьего Рима” на Москву в виде известного аформизма: “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти” (В.Малинин, “Старец Филофей и его послания”). 

    Филофей провозгласил свою идею в послании 1504 г. в послании к великому князю Ивану III, а окончательно сформулировал в 1524 г. Московский митрополит, новгородец Макарий несколько лет втолковывал Ивану и его боярам значение этой идеи для государства. Московкая держава и церковь утвердили её только в 1859 г. в “Уложоной грамоте” об основании Московского патриархата. Кстати, Московская церковь (на 460  ЛЕТ МОЛОЖЕ КИЕВСКОЙ) объявила сама себя матерью Украинской. При Борисе Годунове московиты уже официально указывали: “В Богохранимом царствующем граде, в Третьем Риме”.

     В XII-XVIII вв. нацию отождествляли с государством, а государство с монархом (династией). Следовательно, чтобы доказать право Москвы на наследие Рима, необходимо было доказать родство московских князей с римскими императорами или правителями Византии. Этим и занимались Филофей и Макарий в 1543-1563 гг. Оба помнили, что московские князья происходят из Рюриковичей (вымер в Московии в 1598 г.), а киевские князья породнились со всеми европейскими династиями, в т.ч. и с византийскими. Освящение через Киев отбрасывало Москву на четвёртое место (Рим-Константинополь-Киев-Москва). Да и сами московиты признавали Киев «матерью городов русских». Значит, Киев становился «третьим Римом», а Москва – разве что четвёртым…Московия лихорадочно выискивала способ избавиться от киевского старшинства. Именно тогда Ватикан искал силу, которая помогла бы ему привести Византию под его власть, и ему было всё равно, кто это будет. Турецкий султан отказался перейти в христианскую веру, а Москва откликнулась на предложение Ватикана поженить Ивана III и племянницу византийского императора Зою Палеолог. При этом Ватикан планировал с помощью Московии освободить Константинополь от турок и признать верховенство Ватикана над Московской церковью. Московия пообещала это сделать, но ОБМАНУЛА, зато максимально использовала подаренную католиками возможность возвыситься. Породнившись с византийским кесарем напрямую (а не через Киев), Иван III немедленно начал называть себя также кесарем, вернее «цесарем» или попросту «царём» (видимо, потому, что уже тогда даже двусложные слова давались московитам с трудом). Иван IV уже повелел записать в державные законы новый титул. И пошло-поехало: «Брак с Софией Палеолог (окрестили Зою по-своему, по-московски, не подошло греческое крещение-то) сделал Ивана III наследником прав византийских императоров, а православная московская держава – после завоевания Византии турками – стала вождём и основой всего православного мира и всего славянства» (БСЭ).

   НО турки захватили Константинополь в 1453 г. Следовательно, Византии УЖЕ НЕ БЫЛО за 19 лет до брака Зои-Софии, а сами Палеологи обитали … в Риме. Даже теоретически Зоя не имела ни малейших прав на наследование престола, поскольку их унаследовал брат последнего византийского императора Константина – Фома Палеолог, у которого было два сына и две дочери. Но по династическим правилам Византии престол могли унаследовать ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ. Так что Зоя не имела бы этих прав даже после смерти братьев.

   Старший сын Фомы Мануил перешёл в магометанство. Младший сын Андрей мечтал о вызволении Константинополя, но не имел для этого надлежащей силы, потому искал покупателя на свои императорские наследственные права. Дважды предлагал это сделать московитам, по одному разу – в 1494 французскому императору Карлу VIII (который Андрею ничем не помог) и в 1502 испанскому королю Фердинанду Католику.

Продолжение следует. ..

Православная церковь в политической идентичности России – THE GLOBAL VISION

Рекомендуемый источник изображения: National Geographic

«Два Рима пали. Третий отдых. Царство христианского царя никто не заменит». – Филофей, монах Псковский, Россия (1465-1542).

  В 1990 году американский политолог Джозеф Най ввел понятие мягкой силы как «способность страны добиваться желаемых результатов от других стран без применения силы или принуждения». В настоящее время мягкая сила применяется в качестве стратегии в национальной и международной политике для достижения конкретных целей и связана с нематериальными активами, такими как культура, институты, политические ценности, религия и другие.

Най утверждал, что для процветания государствам необходимо применять жесткую силу, связанную с военными и экономическими средствами, и мягкую силу. Его предложение стало повторяющейся практикой после холодной войны. Однако до того, как автор разработал концепцию и внедрил ее в сферу международных отношений, Россия уже много веков назад реализовала эту модель для обеспечения своих национальных и региональных целей, развивая особые отношения с Православной Церковью.

Кремль и связи Русской Православной Церкви с Московским Патриархатом стары как мир. Оба сформировали симбиотические отношения, используя религию в качестве платформы для обеспечения своего влияния и регионального господства на протяжении всей истории.

Вечное русское политическое учение берет свое начало в XV веке, когда Константинополь был оккупирован турками, Москва провозгласила себя наследницей Византии и лидером православной цивилизации. В результате империя подчинила близлежащие княжества, создав как политический ресурс славянское учение, утверждая, что все славянские народы должны объединиться под русским руководством.

К XVI веку Церковь дала русским правителям политическую теологию, эквивалентную Явлению Судьбы, в которой содержалась идея божественности Москвы как «Третьего Рима» или «Второго Иерусалима» . » В подкрепление этой концепции Филофей, преподобный Псковский, описал Россию как единственную в мире страну, которая не оставила христианства, возложив на русский народ священный долг.

При царизме Русская православная церковь подчинялась государству, служила опорой самодержавного строя. Религиозное учение провозглашало, что Царь был избран Богом, и тот, кто бросает вызов «Отцу», оскорбляет Его. Влияние православной церкви на крестьян, соединенное с неграмотностью людей и доверием к священникам, убедило их в том, что Россия есть земля Божья, и сохранило веру в власть. Взамен учреждение получало денежное вознаграждение от императорской семьи.

В 1918 году трехсотлетняя династия Романовых рухнула, а вместе с ней и огромная империя. Возникновение Советского государства в 1922 году было сложным временем для Церкви из-за конфискации церковного имущества, среди прочих мер. Однако даже в этот период Кремль стремился влиять на международные организации для достижения своих политических целей с помощью аппарата религиозной пропаганды. Эти действия отражали официальную позицию режима местных религиозных комитетов, связанную с советской внешней политикой.

Несмотря на то, что Россия веками использовала религию как политический механизм, с тех пор, как в 2000 году к власти пришел Владимир Путин, страна стала мировым лидером в применении мягкой силы. Московский патриархат, насчитывающий около 150 миллионов последователей по всему миру, распространил свое духовное влияние за пределы России, служа ключевым инструментом для удовлетворения амбиций Кремля.

Святая Русь Путина

Как и его предшественники, Путин понимал важность Православной церкви как средства поддержания общественного контроля и мобилизации людей с националистическими настроениями, проводя при этом авторитарную политику и прогрессивные имперские геополитические амбиции. Таким образом, как патриарх Московский, так и президент скрепили союз в стремлении к общим ценностям внутри страны и за рубежом, формируя российскую идентичность в соответствии с официальной правительственной пропагандой, придавая режиму «человеческое лицо».

Наиболее актуальными дискурсами Церкви являются национальное единение и продвижение Русского мира (Русского мира), наделяющего Кремль защитником русского народа, проживающего за границей. Чтобы укрепить эту идею, в период с 2011 по 2012 год Кремль укрепил свои отношения с Московским Патриархатом, продвигая патриотический нарратив, включающий консервативные ценности, против «моральных угроз Запада». Связи режима нынешнего президента и Православной церкви настолько тесны, что даже глава Церкви патриарх Кирилл назвал путинскую эпоху «чудом Божиим».

Союз двух учреждений был укреплен в декабре 2014 года Основами государственной культурной политики, что отводит Церкви «особую роль» в укреплении национального единства и продвижении российских ценностей, обозначая нравственные и духовные ценности как вопрос национальной безопасности. . Более того, культурная политика не ограничивается отказом от западных ценностей, а устанавливает постсоветскую российскую идентичность, основанную на православной истории и духовности.

В последние годы Православная Церковь возродилась как общественный институт, защищающий интересы государства. В то же время его речь пронизала политику чувством духовного превосходства. По данным исследовательского форума Pew Research Forum, число россиян, идентифицирующих себя как «православных христиан», увеличилось примерно на 35% в период между 19 и 20 годами. 91 и 2008 г., увеличившись с 37% до 72%. Помимо роста религиозной идентичности, 69 % россиян считают, что их культура, включая религию, «превосходит другие».

Влияние Владимира Путина было ключевым для развития Церкви в российской идентичности и национальной безопасности, что подчеркивает важность духовных ценностей, включая «духовное обновление» и «духовно-нравственный импульс государства к обновлению развития общества». ” Центральная роль Православной церкви в национальной идентичности направлена ​​на заполнение идеологического вакуума, образовавшегося после распада Советского Союза, и сыграла «важную роль в укреплении российского государства как глобальной антитезы западному миру». Учитывая симбиоз между двумя институтами, расширение влияния Церкви представляет угрозу для бывшего Советского Союза и стран Восточного блока в отношении их целостности и демократического развития, сея пропаганду и русские настроения в этих многонациональных государствах.

Лус Паола Гарсия Годинес

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Россия взаимодействует со всем миром — NYPL

Москва, Третий Рим
Бояре при Иване IV
Отрочество

Глобализация России:
Ключ

Отмеченные события
характерные для внутреннего развития Московии/России.
Отмечены
важные мировые исторические или культурные события.
указывает
конкретные точки социокультурного или военного взаимодействия
между Московией/Россией и иностранными державами или отдельными лицами.

 

 

  Иллюминация русской рукописи
NYPL, Коллекция Спенсера

По вероисповеданию Православной Церкви, Константинополь
(Царьград) был центром единственно истинной формы христианства,
так как Рим стал резиденцией «латинских еретиков». Однако,
в 1453 году турки-османы захватили «второй Рим» и
превратил город в исламскую столицу. Двадцать семь лет
позже русские окончательно перестали платить дань монголам,
которые правили Россией почти 250 лет. Таким образом, Московия стала
единственное в мире независимое православное государство. церковники бросились
повысить значение Москвы, «третьего Рима» и
его правителей, царей. В 1510 году монах из Пскова Филофей
(Filofei) (эт. 16 век), сформулировал классическое утверждение
доктрины: «Все христианские царства придут к концу
и соединится в единое царство нашего суверена,
есть, в Русское царство, по пророческим книгам.
Оба Рима пали, третий стоит, а четвертому уже никогда не будет.
быть.» Этот миф был разработан, чтобы описать русский христианский мир
как кульминационная глава в священной истории мира
и утверждать, что Бог избрал Москву и ее правителей, чтобы вести
судьба православия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы