Учение платон об идеях: Вопрос 5. Учение Платона об идеях
Содержание
Вопрос 5. Учение Платона об идеях
Платон (427–347 гг. до
н.э.). Все сущее Платон делит на две сферы:
с одной стороны, вечные и самосущие идеи
(общие понятия) и, с другой, проходящие,
текущие и несамостоятельные вещи
чувственного мира.
Идеи существуют
безотносительно к миру вещей, они –
более ранние мысли, чем мысли о вещах.
Идеи – модели вещей, с которыми мы имеем
дело. Они вечны, неизменны, беспредельны.
Они их сущность. И доступны они лишь
понимающему уму. Идеи рождаются из
принципов Единого и Диады. «Единое» –
есть Благо в себе.
Человеческая душа
подобна идее. Она едина и неделима. Душа
состоит из двух частей:
1) высшей, разумной,
с помощью которой человек созерцает
мир идей;
2) чувственной. Платон
сторонник теории переселения душ. Только
самые совершенные, исправившиеся души
остаются навсегда в царстве идей. Тело
– темница для души (1000 лет). Освободиться
из нее можно путем познания идей, которые
созерцает разумная душа.
С этим связано и
учение о припоминании, которое оказало
большое влияние на развитие идеалистической
теории познания не только в античности,
но и в Средние века, и в Новое время.
Платон полностью
разделяет рационалистический подход
Сократа к проблемам этики: условием
нравственных поступков также считает
истинное знание. Платон пытается
преодолеть субъективизм теории познания
софистов и достигнуть верно го,
объективного знания. Работа с понятиями
по установлению родовидовых отношений
получила название диалектики.
Основная задача и
предмет философии – познание мира идей
путем диалектического процесса мышления
как процесса образования и разделения
понятий, и выявление их совместимости
(или несовместимости) с предметным
миром. Существует 2 метода познания:
чувственный (неподлинный) и
понятийно-мысленный (подлинный).
Объект познания
распадается на два: мир изменчивых и
конечных во времени предметов и мир
вечных неизменных идеальных сущностей
– идей. Предметный мир есть мир теней,
отражение подлинного, идеального; Идеи
претендуют на роль «действительной»
реальности.
Философия Платона
– объективный идеализм, т.к. материя
рассматривается как производное от
нематериально предшествующих материи
идей, существующих вне и независимо от
сознания людей. Идея мыслится им как
нечто неизменное и тождественное себе,
а материя – как «начало иного» –
изменчивого, текучего, непостоянного.
Она – принцип чувственного мира. Материя
лишена определенности и потому
непознаваема. По Платону, вещи и явления
мира «становления» не могут стать
предметом научного знания в силу их
материальности.
Платон признает
существование вполне реального,
независимого от сознания человека, т.е.
объективного идеального бытия. Платон
создал теорию общего как закона для
единичного, теорию необходимых и вечных
закономерностей природы и общества,
противостоящую их фактическому смешению
и слепой нерасчлененности.
Философская мысль
Древней Греции достигла наибольшей
высоты в творениях Аристотеля (384-322 до
н. э.), воззрения которого, энциклопедически
вобравшие в себя достижения античной
науки, являют собой грандиозную систему
конкретно-научного и собственно
философского знания. Исходя из признания
объективного существования материи,
Аристотель считал ее вечной, несотворимой
и неуничтожимой. Материя не может
возникнуть из ничего, не может также
увеличиться или уменьшиться в своем
количестве. Однако сама по себе материя,
по Аристотелю, пассивна. Она содержит
лишь возможность возникновения вещей.
Чтобы эту возможность превратить в
действительность, надо придать материи
соответствующую форму. Под формой
Аристотель подразумевал активный
творческий фактор, благодаря которому
вещь становится действительной. Материя
— своего рода глина. Для того чтобы из
нее возникли разнообразные вещи,
необходим гончар — бог (или ум). Форма
и материя неразрывно связаны между
собой, так что каждая вещь путем
естественного развития получает свою
форму. Весь мир представляет собой ряд
форм, находящихся в связи друг с другом
. По утверждению Аристотеля, мировое
движение есть цельный процесс: все его
моменты взаимно обусловлены, что
предполагает и наличие единого двигателя.
Далее, исходя из понятия причинности,
он приходит к понятию о первой причине.
А это так называемое космологическое
доказательство бытия божия. Бог есть
первая причина движения, начало всех
начал. Есть причина, сама себя
обусловливающая, ни от чего не зависящая:
причина всех причин. Началом является
божество как общемировая сверхчувственная
субстанция.
Аристотель дал
анализ различных «частей» души: памяти,
эмоций, перехода от ощущений к общему
восприятию, а от него — к обобщенному
представлению; от мнения через понятие
— к знанию, а от непосредственно
ощущаемого желания — к разумной воле.
Душа различает и познает сущее. Согласно
Аристотелю, смерть тела освобождает
душу для ее вечной жизни: душа вечна и
бессмертна.
Познание у Аристотеля
имеет своим предметом бытие. Основание
опыта — в ощущениях, в памяти и привычке.
Любое знание начинается с ощущений: оно
есть то, что способно принимать форму
чувственно воспринимаемых предметов
без их материи. Разум же усматривает
общее в единичном. Нельзя приобрести
научное знание лишь с помощью ощущений
и восприятий в силу преходящего и
изменчивого характера всех вещей.
Формами истинно научного знания являются
понятия, постигающие сущность вещи.
Детально и глубоко разработав теорию
познания, Аристотель создал труд по
логике, который сохраняет свое непреходящее
значение и сейчас. Он разработал теорию
мышления и его формы, понятия, суждения,
умозаключения и т.д. Аристотель является
основоположником логики.
Учение Платона об идее и ее значение.
назад в содержание |
Основной вопрос философии он решает однозначно —
идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который
мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь
«тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир
вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи,
возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно
сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За
эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием
и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного
познания.
Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом
говорил В. И. Ленин в «Философских тетрадях», заключена уже в
первой элементарной абстракции («дом» вообще наряду с отдельными
домами). Платон объясняет, например, подобие всех существующих в
материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все
существующие столы — лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи
стола Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием
действительности. В действительности идея стола возникает как
абстракция, как выражение определенного подобия (т. е.
абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов.
Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных),
абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же.
Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира
и не зависят от него, объективны (ипостась понятий),
материальный мир им лишь подчинен. В этом — ядро объективного
идеализма Платона (и рационального объективного идеализма
вообще).
Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием
(т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по
Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир
действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и
пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия.
Действительные, реальные вещи представляют собой соединение
априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной
«принимающей» материей (небытием).
Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия)
является важной частью философского учения Платона. Чувственно
воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в
которых отражены определенные образцы — идеи. У Платона можно
встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит,
что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если
его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего
периода, открывает определенную возможность движения к
иррационализму.
Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу
«иерархизации идей». Эта иерархизация представляет определенную
упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит,
по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все
реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна
и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других
идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной
действительного познания и свидетельством полноценности жизни.
Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных
работах второго периода — «Пир», «Закон», «Федон» и «Федр».
назад в содержание |
Теория идей Платона (с критической оценкой)
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы познакомитесь с платоновской теорией идей с критической оценкой.
Платон принял без изменений сократовскую теорию познания — знание, по его мнению, не есть ни восприятие, ни вера, ни мнение. Всякое знание есть знание через понятия. Понятия фиксированы, поскольку они тождественны определениям, и они не изменяются от человека к человеку по мере того, как меняются мнения, восприятия или убеждения. Итак, понятия дают нам объективное знание. «Знание основано на разуме, а разум есть способность понятий».
Для Сократа понятия были ментальными. Они помогают нам думать о целом классе конкретных вещей. Понятия, будучи не чем иным, как определениями, имеют в мышлении только регулятивное значение, говорит Сократ. Мы сравниваем любое животное с определением человека, чтобы установить, является ли оно человеком. Платон строит на этом учении Сократа собственную новую и совершенно несократовскую метафизику. Он превращает сократовскую теорию познания в теорию природы реальности, — говорит профессор Стейс. Как выразился Б. Рассел, «однако в учении Платона есть нечто очень важное, что не восходит к его предшественникам, и это теория идей или форм».
РЕКЛАМА:
На философию Платона оказал влияние не только Сократ, но и философские воззрения Пифагора, Парменида и Гераклита. Как пишет Б. Рассел, от Пифагора Платон получил религиозное направление, веру в бессмертие, потусторонность, свое уважение к математике, а также к тому, что связано с сравнением с пещерой. От Парминида он получил веру в то, что реальность вечна и что все изменения должны быть иллюзорными.
Из Гераклита он вывел отрицательное учение о том, что в чувственно воспринимаемом мире нет ничего постоянного. Из комбинации всего этого Платон построил свою собственную философскую систему, в которой наиболее важной частью является то, что чувственный опыт не дает нам знания. Знания достигаются только интеллектом. Его теория познания лежит в основе его теории идей.
Теория идей или форм Платона отчасти логична, отчасти метафизична. Логическая часть касается значения общих слов. Есть много животных, некоторые из которых называются «кошками». Что мы подразумеваем под словом «кошка»? Слово «кошка» означает нечто, отличающееся от каждой конкретной кошки.
Животное является кошкой, потому что оно имеет общий и существенный характер кошачьего характера. Языку нужны эти общие слова (например, кошка) для обозначения разных классов вещей, а не той или иной конкретной вещи. Идея означает эту классовую сущность. Это общее слово не рождается, когда рождается конкретная кошка, и не умирает, когда она умирает.
РЕКЛАМА:
На самом деле он не в пространстве и времени, он вечен. Эта логическая часть доктрины независима от метафизической части, в которой рассматривается теория о том, что слово «кошка» означает некую идеальную кошку, «кошка», созданная Богом, а уникально-частные кошки являются копиями «кошки». но более или менее несовершенные копии. Только из-за этого несовершенства много частностей. Кошка реальна, отдельные кошки — это видимость. В этой последней книге «Государства» Платон очень ясно излагает свою теорию идей.
Здесь Платон объясняет, что всякий раз, когда несколько индивидов имеют общее имя, они имеют также общую «идею» или «форму». Например, несмотря на то, что существует много таблиц, существует только одна «идея» или «форма» таблицы. Подобно тому, как отражение стола в зеркале только кажущееся, а не «реальное», различные отдельные «столы» нереальны, будучи лишь копиями «стола-идеи», который является единственным реальным столом и создан Богом.
Об одном этом столе, сделанном Богом, может быть знание, а о множестве столов, сделанных плотниками, может быть только мнение. Философ хочет знать истину, предельную реальность или, говоря языком Платона, Идею, или Форму, или Всеобщее. Обычный человек хочет знать только внешний вид.
Теория идей Платона уникальна в том смысле, что его теория есть теория объективности понятий. То, что понятие, например, «человек», является не просто идеей в уме, но чем-то, что имеет собственную реальность, вне и независимо от разума, — в этом суть философии Платона.
РЕКЛАМА:
Платон, таким образом, одновременно идеалист и реалист. Платон идеалист в том смысле, что реальны только идеи и ничего больше. Есть только идеи. Но Платон также реалист в том смысле, что идеи не зависят в своем существовании от человеческого разума, но они существуют сами по себе. Теория идей Платона — это теория объективности понятий.
Истина есть соответствие:
Эта теория основана на представлении о том, что истина означает соответствие наших представлений фактам существования или реальности. Если я вижу гору, и если такая гора действительно есть, то моя мысль верна. Но если горы нет, моя идея ложна. Это сон, или иллюзия, или галлюцинация — продукт воображения, а не знания. Ложь состоит в том, чтобы иметь представление, не являющееся копией чего-либо существующего (реального).
Знание есть знание понятий. Понятие является истинным знанием только тогда, когда оно соответствует объективной реальности. Итак, вне моего разума должны быть общие идеи или концепции. Платон дает техническое название «Идеи» этим реальным сущностям, которым соответствуют наши понятия. То или иное прекрасное не имеет реальности. Реальность принадлежит только идее Красоты вообще.
Платон объясняет это положение так: есть много прекрасных вещей. Свежий красный цветок прекрасен, лицо молодой женщины прекрасно, лунный свет прекрасен. Все разные. И все же они похожи друг на друга. Наши чувства не могут дать нам этого сходства, потому что оно предполагает сравнение, а сравнение есть акт ума, а не чувств.
РЕКЛАМА:
Итак, в нашем уме находится представление о красоте, с которым мы сравниваем красивые вещи и признаем их похожими на наше априорное представление о красоте в нашем уме. Теперь эта идея либо соответствует чему-то вне нас, либо не соответствует. В последнем случае наше представление о красоте — плод воображения, а не реальность. Следовательно, эта красота существует вне ума и является чем-то отличным от всех прекрасных вещей.
Таким образом, все идеи, например, идея лошади, или красоты, или справедливости, или добра, — являются реальными сущностями. Лошадей, воспринимаемых нашими чувствами, много, а идейная лошадь только одна, как видно из того, что мы употребляем одно слово, чтобы подразумевать всех лошадей.
Единая идеальная лошадь — это реальность, существующая независимо от всех конкретных лошадей. Что же тогда является конечной реальностью, из которой объясняется все остальное? Она состоит, по Платону, в Идеях.
Платон иначе объясняет внедуховную реальность Идей: Наша душа бессмертна; оно несет свое знание Идеи от рождения к рождению. Представления об идеальной прямой линии или совершенной красоте были в уме из наших прошлых жизней. Эта идея совершенства является эталоном, по которому мы можем судить обо всех воспринимаемых треугольниках, прямых линиях или красивых вещах как о несовершенных имитациях или копиях соответствующих им совершенных идей.
РЕКЛАМА:
Итак, Идеи существуют независимо от нашего разума в царстве реальности. Из-за этой связи души с телом в этой жизни эти идеи теперь только неясны и расплывчаты. Цель надлежащего образования состоит в том, чтобы сделать смутные представления о совершенстве все яснее и яснее.
(а) Характеристики идей:
Платон переходит к характеристикам Идей, Форм или Универсалий:
(1) Идеи существуют сами по себе, поэтому они называются «субстанциями». Качества зависят от субстанций, но субстанция не зависит от качеств. Идеи являются самообусловленными, самодетерминированными, абсолютными и конечными реальностями.
РЕКЛАМА:
(2) Идеи — это универсалии. Идея «корова» — это не та или иная конкретная корова. Это общее понятие для всех коров.
(3) Идеи — это не вещи, а мысли. Платон имеет в виду под этим, что Идеи не являются субъективными идеями, зависящими от индивидуальных умов. Идеи — это объективные Реальности.
(4) Идеи суть классовые сущности вещей и существ. Определение дает нам то общее и существенное в группе частностей. «Человек» определяется как разумное животное, поэтому рациональность необходима всем людям. Отдельные люди могут различаться во всех других отношениях, таких как рост, цвет лица, вес и т. д., но они должны быть «разумными животными». Это подразумевается в идее человека.
(5) Идеи не находятся в пространстве и времени, потому что, если бы они были в пространстве и времени, они могли бы быть восприняты нашими органами чувств. Идеи не могут быть восприняты органами чувств, но познаются только разумом.
РЕКЛАМА:
(6) Определения бытия. Идеи постоянны или неизменны. Мужчины могут приходить и мужчины могут уходить, но определение «человек» остается прежним. Это вечно.
(7) Идеи познаются только мыслью или разумом. Они не познаются интуицией или чувственным восприятием. Чувственное восприятие дает нам только отдельные вещи и существа. Разум дает нам Идеи.
(8) Идей много. Существуют разные виды идей, например. Идеи класса — «кошка», «человек», «лошадь» и т. д., идеи качества, такие как «белизна», «округлость» и т. д., идеи отношений, такие как «равенство», «подобие» и т. д., идеи математики. как прямые линии, точки, круги и треугольники, идеи идеалов, таких как «истина», «красота» и «добро». Есть даже Идеи «грязь», «волосы» и т. д.
(9) Хотя Идеи бывают разных видов, они связаны друг с другом в системе иерархии. Менее широкие идеи включаются в более широкие идеи, более широкие — в еще более широкие идеи, так что все идеи заключаются в одной абсолютной идее Блага. Идеи красноты и голубизны включены в более широкую идею цвета; идеи цвета и вкуса, в идее качества.
В конечном счете, на вершине всех идей в пирамидальном расположении находится идея Бога, которая охватывает все остальные идеи. Каждая идея включает в себя всех членов класса. Идея «человек» едина, но это единство всех членов класса человек. Таким образом, идея есть единство в многообразии. Оно охватывает внутри себя всех и каждого члена одного и того же класса.
Идеи пребывают в объектах чувств. Кошка есть кошка только потому, что в ней живет идея кошачьего. Оно особенное, нереальное, но оно реально, поскольку оно причастно всеобщему. Есть много синих вещей, но одна «голубизна» присутствует в каждой синей вещи. Нашему разуму известны голубизна, кошачий характер и т. д.; голубые предметы и кошки известны нашему чувственному восприятию.
РЕКЛАМА:
Все частные объекты являются лишь проявлениями Идеи, которые являются реальностью. Философ хочет знать истину, высшую реальность или, говоря языком Платона, Идеи или Формы. Обычный человек хочет знать только видимость.
Платон объясняет отношение идей между собой следующим образом. [«Один и тот же класс может быть родом по отношению к другому классу и видом по отношению к более высокому или более широкому классу. Таким образом, начиная с самых узких видов, мы можем подняться к более высоким и широким классам и получить иерархию классов. В соответствии с этим мы получаем иерархию универсалий, или Идей, или реальности. По мере того, как мы постепенно идем от низшего уровня к высшим уровням класса, число родов постепенно уменьшается, на высшей или самой широкой ступени будет только один класс, род Summum. Точно так же идеи, соответствующие классам, будут лишь одной из существующих универсалий. Это высшее всеобщее есть идея добра. Все идеи подпадают под эту единую идею, идею Добра».]
Вот как идеи соотносятся друг с другом в философии Платона. Согласно Платону, философы, желающие достичь познания действительности, знают эту всеобъемлющую организованную систему Идей, которая есть единство в многообразии. Эта система Идей есть сверхчувственные субстанции и может быть познана только Разумом.
В другом аргументе Платон пытается доказать объективную реальность Идей или универсалий. Идеи создаются Демиургом или Силой Бога, и отдельные объекты этого мира являются копиями этих Идеи. Таким образом, Идеи одновременно независимы как от индивидуального разума, так и от разума Бога. Так обслуживается Платоном объективная реальность Идей.
(b) Возражения против объективности идей:
Но доводы Платона в пользу объективной реальности Идей неудовлетворительны, потому что, во-первых, он думает, что ничто в этом мире не совершенно. Мы познаем несовершенную природу мирских вещей по тому факту, что в нашем уме заранее существует объективный эталон совершенной красоты и совершенного нравственного действия. Этот стандарт не субъективен, но реален независимо от всех умов.
ОБЪЯВЛЕНИЙ:
Но мы можем объяснить этот факт без ссылки на объективность Идей. Мы можем судить об одной несовершенной части красоты по более совершенной красоте. Таким образом, мы можем достичь такой прекрасной вещи, что человеческий разум не может представить себе более прекрасной вещи. И это есть Идея Красоты, которой мы достигли на опыте, а не на каком-либо априорном эталоне совершенства.
Более того, Платон прибегает к предсуществованию Души до рождения, чтобы объяснить объективную реальность Идей или Форм. Но это учение о предсуществовании души есть только гипотеза, а не установленная и проверенная теория.
(c) Связь идей с отдельными вещами мира:
Относительно отношения Идеи к отдельным объектам мира Платон говорит, что Идеи являются причиной, основанием чувственных объектов. Идеи обитают в этих объектах, и объекты не иллюзорны. Они также реальны в той мере, в какой они разделяют универсалии. Платон иногда использует выражение «копии» или «подражания», иногда «причастность», чтобы объяснить точное отношение между частностями и Идеями.
По его мнению, чувственные объекты являются лишь тусклыми или бедными, несовершенными копиями универсалий. Он снова говорит, что вещи участвуют в Идеях, Красивые предметы участвуют в одной Красоте, голубые предметы участвуют в одной Голубизне. Таким образом, красота есть причина красивых вещей; синева является причиной синих предметов.
Таким образом, идеи одновременно трансцендентны и имманентны. Трансцендентны в той мере, в какой они реально существуют сами по себе, независимо от конкретных вещей. Имманентный в том смысле, что Идеи пребывают в конкретных вещах.
РЕКЛАМА:
(г) Иерархия идей:
Таким образом, Платон по-своему объясняет отношение одного и многих. Один, по его мнению, включает в себя идею многих и не может быть мыслим без многих. Опять же, «одно» может быть определено только как то, чего немного, а много — это то, что не есть одно. Эти два, один и многие, являются соотносительными идеями, которые включают друг друга. Идеи или универсалии, образующие, по Платону, как бы пирамиду, имеют вершину.
Эта высшая идея есть идея Добра; это высшая идея, конечная основа себя, других идей и всей вселенной. Это платоновская наука об идеях, или диалектика, или теория идей. Именно познание отношений всех Идей друг к другу и есть цель познания для философов.
Критическая оценка учения об идеях Платона:
(1) Платон не пытался объяснить, как на самом деле все другие Идеи происходят из одной-единственной Идеи. В диалектике есть один важный недостаток, который Платону следовало бы исправить. Высшая идея, говорит он, есть Добро. Это основа всех других идей. Он должен был вывести все другие идеи из этой высшей идеи. Но он этого не сделал.
(2) Опять же, Платон часто отождествлял Бога с высшей идеей Добра. Но как соотносятся Бог и Идея Добра? Либо Бог тождественен Добру, либо нет.
Если Бог отличен от высшей идеи, как указывает Целлер, есть только три возможности:
РЕКЛАМА:
(i) Бог есть основа идеи Добра. Эта возможность показывает, что Добро как высшая идея не является субстанцией или конечной реальностью9.0003
(ii) Вторая возможность состоит в том, что Бог обязан своим существованием идее Добра. Это разрушает престиж Бога и ставит его существование в зависимость от Идеи Блага. Тогда Бог становится только видимостью,
(iii) Третья альтернатива состоит в том, что Бог и Добро являются равно независимыми конечными реальностями, что означает, что теория Платона есть не что иное, как дуализм.
Центральным положением всей системы философии Платона является теория идей. Все остальное — его физика, его политика, его взгляд на искусство — не что иное, как вывод из этой теории идей. Именно здесь мы должны искать как его достоинства, так и недостатки платоновской системы.
Теория Платона состоит в том, что Абсолютная реальность есть разум, есть мысль. Это основной тезис идеализма. Платон, таким образом, является основателем всего идеализма. Его величайший вклад в историю философии состоит в том, что «абсолютная реальность — это универсальная мысль».
Как писал Платон, идеи и отдельные вещи этого мира противопоставлены друг другу по природе. Идеи — это всеобщее, частное — индивидуальность, Идеи — реальность, частное — видимость. Идеи познаются разумом, частное познается восприятием. Идеи вне пространства и времени, частное всегда пространственно и временно, Идеи — мысли, частное — вещи. Идеи самообусловлены, независимы от частностей, но частности имеют свое основание в идеях и реальны постольку, поскольку они участвуют в идеях.
РЕКЛАМА:
Теперь возникает вопрос. Как Идеи, Формы или универсалии соотносятся с частностями? В своей книге «Парменид» Платон объясняет отношение как (1) существующее между оригиналом и копией. (2) Иногда он говорит, что это отношение участия. Частности — это тусклые, несовершенные копии Идеи. Отдельные люди являются несовершенными копиями Человека-идеи. Платон снова говорит: единичные причастны всеобщему, отдельные люди причастны идее «человека».
(1) Но «копия» или имитация — это метафора. Точно так же «участие» между Идеей и частностями также является метафорой. Метафора — это не объяснение. Если партикулярии являются копиями идей, то универсалии следует рассматривать как партикулярии. Копия дерева частна, но исходное дерево также частно.
Оригинал и копия — это частное. Если и идею, и частное под ней трактовать как частное, то на основании общих черт между ними придется допустить еще одну «идею» (всеобщую). Эта последняя идея, если принять ее за исходную, будет частностью, для объяснения которой мы должны принять ее как еще одну идею. Таким образом, нам придется столкнуться с бесконечным регрессом.
Аристотель, ученик Платона, выдвинул аналогичный аргумент против теории Платона, известный как «аргумент третьего человека». «Когда индивид является копией идеи, индивидуум и идея подобны; поэтому должна быть другая идея, охватывающая как частные, так и первоначальную идею. И должен быть еще один, охватывающий частное и две идеи, и так до бесконечности».
Универсалии нельзя отождествлять, даже по аналогии, с какими-либо вещами, которые являются партикуляриями, ибо это означало бы, что они перестают быть универсалиями. Отношение универсалий (идей или форм) не похоже ни на какое другое отношение. Отношение копии к вещи, копией которой она является, есть еще отношение между одним и другим.
(2) Платон использовал другую метафору для объяснения отношения между идеей и конкретной вещью. Частное «участвует» во всеобщем. Экипаж и пассажиры корабля участвуют в корабле. Но эта аналогия не выдерживает критики. Потому что люди на корабле, сам корабль — это частное. Возможно, Платон осознавал эту проблему.
В «Пармениде» сам Платон, по словам Парменида, ставит два вопроса:
(а) Участвуют ли отдельные лица во всей идее? или
(б) Только в его части? Если мы примем первый вариант, то мы должны признать, что одна идея в равной степени и полностью присутствует в каждом отдельном члене класса.
Если принять второй вариант, то идея одна и одновременно многие. Но каждый из них идет вразрез с платоновской теорией идей.
Отношение можно объяснить следующим образом. Отношение не может быть буквально или даже похоже на какую-либо ситуацию, которую представляет Платон.
Как отмечает Джон Хосперс – «Более точное определение отношения, на которое Платон намекал, но никогда не формулировал полностью, было бы следующим: отношение между (Идеями) всеобщим и частным не похоже ни на какое другое отношение. Это отношение экземплификации инстанцирования, которое однозначно отличается от любого другого существующего отношения. Конкретный синий служит примером или олицетворяет голубизну, этот треугольник олицетворяет треугольность и так далее».
Вслед за Тилли мы можем заключить, что, за возможным исключением платоновской теории форм, никакая другая платоновская теория (например, его учение о душе, Боге, мире, его философия Политики, Этики и Природы) не оказывала более длительного или более непрерывное влияние. Платоновское учение об идеях, хотя и содержит ряд ошибок, тем не менее знаменует собой очень важный шаг вперед в философии, поскольку является первой теорией, подчеркивающей проблему универсалий, которая сохраняется и по сей день.
Мы не можем выразить себя на языке, состоящем исключительно из имен собственных, но должны иметь также общие слова, такие как «человек», «собака», «кошка», или относительные слова, такие как «подобный», «до» и т. д. . Такие слова не являются бессмысленным шумом, и трудно понять, как они могут иметь значение, если мир целиком состоит из отдельных вещей, например, обозначаемых именами собственными.
Платоновская теория форм или идей дает prima facie аргумент в пользу универсалий (Б. Рассел). Он не понял, насколько велика пропасть между универсалиями и частностями. Его «идеи» — это всего лишь другие частности. Он сам, позднее, начал видеть эту трудность, как это проявляется у Парменида, который содержит, по словам Б. Рассела, один из самых замечательных в истории случаев самокритики со стороны философа.
Как отмечает У. Т. Стейс, любая успешная философия должна удовлетворять двум условиям:
(1) Он должен быть способен объяснять мир, и
(2) Он должен объяснять свой первый принцип как не требующий пояснений.
Относительно объяснения мира Платон говорит, что мир отдельных вещей и существ есть «копии» или «подражание» Идеям. Они «участвуют» в Идеях. Но почему? Почему существуют такие копии? Для этого должна быть причина. Эта причина должна существовать в природе самих идей. В идеях должна быть внутренняя необходимость, которая заставляет их воспроизводить себя в вещах. Но в «Идеях Платона» такой необходимости нет.
Идеи — единственная реальность. Они самодостаточны. Им ничего не хватает. Им не нужно ничего добиваться. В мире есть белые объекты. Но почему идея белизны должна производить белые вещи? В Идеях нет необходимости принуждать их к воспроизведению самих себя. Таким образом, мы можем сказать, что они не обладают принципом для объяснения вещей.
Второй тест состоит в том, является ли принцип Идей самоочевидным принципом. Теперь единственный самоочевидный принцип в мире — это сам разум. Причина есть собственная причина. Объяснение вещи означает показать, что вещь рациональна. Когда Платон говорит, что Абсолют есть понятие, он говорит, что это разум. Заслуга Платона заключается в этом признании конечного принципа его философии как разума или понятия.
Но, чтобы быть самоочевидным, каждое понятие должно быть необходимым понятием. Но идеи Платона не относятся к этому необходимому роду. Мы можем мыслить мир без идеи белизны. Почему существует идея белизны? Мы не можем видеть. Нет причины. Нет необходимости. То же самое относится и ко всем другим идеям. Это не рациональные концепции.
Платон говорит, что конечная основа или причина всех низших идей находится в Высшей идее Добра. Но невозможно вывести идею белизны из идеи Добра. Вполне возможно мыслить Добро, не думая о белизне.
Платон принимает всеобщее за частное, когда говорит, что частное является его копией или имитацией. Но составить картину всеобщего — значит мыслить его именно тем, чем он не является, — единичным.
Таким образом, Идеи Платона не могут объяснить своего отношения к миру, а Идеи не могут объяснить самих себя. Идеи Платона существуют в своем собственном мире. Так, Стейс комментирует, что «Платон совершает величайший грех, который можно приписать философу. Он рассматривает мысль как вещь. Он был великим основателем идеализма, но его идеализм груб».
доктрина идей в nLab
Пропустить навигационные ссылки |
Домашняя страница |
Все страницы |
Последние версии |
Обсудить эту страницу |
Контекст
Философия
Философия
онтология
логотипы, Наука логики
бывшее, ставшее
Школы
- объективный идеализм
Математики
- Философия математики
Физики
натурфилософия
философия физики
Изменить эту боковую панель
- Идея
- Перспектива Гегеля
- Родственные концепции
- Ссылки
Идея
То, что стало называться учением об идеях или формой теории Платона, 4 возвращаясь в основном к диалогу Парменида и аллегории «Пещеры» в диалоге Республики.
Аристотель развивает это. В 19 веке идеализм становится . У Гегеля есть «Идея» в абсолютном смысле (WdL — Die Idee).
Перспектива Гегеля
Ибо Гегель отождествляет идею не с платоновским архетипом, а с формально-конечной причиной Аристотеля. Гегель видел в Аристотеле, а не в Платоне, настоящего основателя абсолютного идеализма. (Байзер 05, стр. 66)
Гегель противопоставляет идею Платона «идее Аристотеля» (sic), … в отличие от идеи Платона она делает цель действенной (Ferrarin 04, p. 106)
- Георг Гегель, Логика :
WdL §55 Um dies in die Vorstellung wenigstens aufzunehmen, ist die Meinung auf die Seite zu legen, als ob die Wahrheit etwas Handgreifliches sein müsse. Solche Handgreiflichkeit wird zum Beispiel selbst noch in die Platonischen Ideen, die in dem Denken Gottes sind, hineingetragen, als ob sie gleichsam existsierende Dinge, aber in einer anderen Welt oder Region seien, außerhalb welcher die Welt der Wirklichkeit sich befinde und eine von jenen Ideen verschiedene, erst durch diese Verschiedenheit reale Substantialität habe. Die Platonische Idee ist nichts anderes als das Allgemeine oder bestimmter der Begriff des Gegenstandes; nur in seinem Begriffe hat etwas Wirklichkeit; insofern es von seinem Begriffe verschieden ist, hört es auf, wirklich zu sein, und ist ein Nichtiges; die Seite der Handgreiflichkeit und des sinnlichen Außersichseins gehört dieser nichtigen Seite an.
§55 Чтобы получить некоторое представление об этом, нужно отбросить предубеждение, что истина должна быть чем-то осязаемым. Такая осязаемость привносится, например, даже в платоновские идеи, находящиеся в мышлении Бога, как если бы они были как бы существующими вещами, но в другом мире или области; в то время как мир действительности существует вне этой области и имеет субстанциальное существование, отличное от этих Идей, и только благодаря этому различию является субстанциальной реальностью. Платоновская идея есть всеобщее или, точнее, понятие объекта; только в своем понятии нечто обладает действительностью, и в той мере, в какой оно отличается от своего понятия, оно перестает быть действительным и есть не-сущее; сторона осязаемости и чувственной самовнешности принадлежит этому нулевому аспекту. Но, с другой стороны, можно обратиться и к понятиям самой обычной логики; ибо предполагается, например, что определения, содержащиеся в определениях, принадлежат не только познающему, но являются определениями предмета, составляющими его сокровенную сущность и самую его собственную природу. Или, если из данных определений выводятся другие, то предполагается, что выводимое не есть нечто внешнее и чуждое предмету, а принадлежит самому предмету, что мысли есть соответствующее бытие.
- Георг Гегель, Лекции по истории философии
Глава III: Первый период, Третий дивизион
Третий отдел, относящийся к Платону и Аристотелю, встречается в греческой науке, где объективная мысль, идея, складывается в целое. Конкретное, в себе определяющее Мысль, есть у Платона еще абстрактная Идея, но в форме всеобщности; в то время как у Аристотеля эта идея понималась как самоопределяющая или определяющая ее действенность или активность. (источник)
- Георг Гегель, Лекции по истории философии – Аристотель – 1. Метафизика (английский перевод):
Из этого определения мы теперь ясно видим своего рода оппозицию идеи Аристотеля идее Платона, ибо, хотя идея Платона сама по себе по существу конкретна и определена, Аристотель идет дальше. Поскольку идея определена сама по себе, отношение моментов в ней может быть определено более точно, и это отношение моментов друг к другу должно мыслиться как не что иное, как деятельность.
Платоновская идея, с другой стороны, есть, скорее, отмена противоположностей, где одна из противоположностей сама есть единство. Итак, если у Платона главным соображением является утвердительный принцип, идея как лишь абстрактно тождественная самой себе, то у Аристотеля прибавляется и выдвигается момент отрицательности не как изменение и даже не как ничтожность, а как различие или определение. . Аристотелю свойственен принцип индивидуализации не в смысле случайной и просто частной субъективности, а в смысле чистой субъективности.