Пушкин о ломоносове цитата: Почему А.С.Пушкин называл Ломоносова первым университетом ?

Разное

Пушкин о Ломоносове — Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин — LiveJournal

?

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у hacker в Пушкин о Ломоносове

Ломоносов работы Шубина

«В Ломоносове нет ни чувства, ни воображения. Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности — вот следы, оставленные Ломоносовым.»

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. .. Первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия; с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает машины, дарит художества мозаичными произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.

«Поэзия бывает исключительно страстью немногих, родившихся поэтами: она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни; но если мы станем исследовать жизнь Ломоносова, то найдем, что науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же иногда забавою, но чаще должностных упражнением. Мы напрасно искали бы в первом нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».

Еще определеннее выражается Пушкин о Ломоносове в другом месте (в критике на книгу Л.  Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»).

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом. Но в этом университете профессор поэзии и элоквенции не что иное, как исправный чиновник, а не поэт, вдохновенный свыше, не оратор, мощно увлекающий… Ломоносов сам не дорожил своею поэзией и гораздо более заботился о своих химических опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и пр. Зато с каким жаром говорит он о науках, о просвещении! Смотрите письма его к Шувалову, к Воронцову и пр. Ничто не может дать лучшего понятия о Ломоносове, как рапорт, поданный им Шувалову о своих упражнениях с 1751 по 1757 год».

December 2022
SMTWTFS
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  • ВНИМАНИЕ! НАШИ МЕТКИ
  • Театр «Пушкинская школа»
  • Видеобиблиотека сообщества
  • Пушкинский дом (ИРЛИ РАН)
  • Государственный музей-заповедник «Царское село»
  • Набережная Мойки, 12
  • Государственный музей А. С. Пушкина (Москва)
  • Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»
  • Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Тригорское»
  • Одесский музей А.С. Пушкина
  • Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе
  • Музей А. С. Пушкина в Киеве (информация о музее)
  • Дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе (информация о музее)
  • palborum : (no subject) [+1]
  • homoludens68 : (no subject) [+0]

Powered by LiveJournal.com

Избранные цитаты Ломоносова

Михаил Ломоносов – это русский ученый с мировым именем, который обогатил практически все сферы науки своими гениальными исследованиями.

Это не просто уникум, вошедший в историю, как всесторонне одаренная личность, но и подлинно универсальный гений. Наверное, поэтому его высказывания и цитаты пользуются большой популярностью среди тех, кто ценит мудрость веков.

Предлагаем вашему вниманию лучшие цитаты и афоризмы Ломоносова, в которых собраны меткие наблюдения и глубокий анализ действительности.

Но для начала приведем одно из самых знаменитых его высказываний.

Высказывание Ломоносова о языках

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским (испанским) языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

Афоризмы и цитаты Ломоносова

***

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

***

Кто не может осилить малого, тому и великое не под силу.

***

Любовь подобна молнии. Она пронзает тихо, без грома. И даже самые сильные ее удары нам могут доставить удовольствие.

***

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин ничего не производит.

***

Иногда промедление смерти подобно.

***

Глуп тот математик, который хочет Божью волю измерить циркулем. Точно так же глуп учитель богословия, который полагает, что по Псалтири он может познать астрономию или химию.

***

Идолопоклонническое суеверие держало астрономическую землю в своих челюстях, не давая ей двигаться.

***

Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме.

***

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

***

***

А это четверостишие из одного стихотворения наверняка знают многие:

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

***

Красоту, богатство и силу русского языка можно познать из книг, которые написаны много веков назад. Их писали люди, которые не знали правил, и даже не догадывались о том, что они когда-либо появятся.

***

Только в старости мы можем почувствовать все болезни, которые появились в результате беспечности в юности. Поэтому, самое правильное решение – постараться оградить юность от беспечности.

***

Только упорный труд способен преодолеть все препятствия.

***

Математику стоит любить хотя бы за то, что она помогает привести мысли и ум в порядок.

***

Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий, которые так и остались мыслями.

***

При помощи науки разум человека способен проникать в самые глубины вещества, познать его суть и назначение. Наука и опыт – это всего лишь инструменты, которые просто помогают собирать необходимые для развития разума материалы.

***

Те, кто пишет смутно, либо невольно выдают свою глупость, либо намеренно ее скрывают. Чаще всего смутно пишут о том, о чем не имеют ясного представления.

***

Ничего в этом мире не может произойти без необходимого основания.

***

У льстеца на устах – всегда мед. Но в сердце – лишь яд.

***

***

Не стоит замечать ошибки других. Постараться дать нечто большее, лучшее – вот достойное дело для каждого человека.

***

Никто не должен спешить высмеивать гипотезы. Ведь именно они – единственное, при помощи чего величайшие умы мира смогли совершить открытия.

***

Кто родился на свет волком, никогда не сможет превратиться в лису.

***

Потрясающая цитата Ломоносова, которую нужно прочитать всем, кто по незнанию, или же намеренно в SMS и сообщениях социальных сетей игнорируют грамматику:

Без грамматики оратория – глупа, поэзия – косноязычна, философия – безосновательна, история – непонятна, юриспруденция – сомнительна.

***

Я не считаю грехом пойти против (воли) отца ради науки и отечества. Я посвятил этому всю свою жизнь, чтоб до конца дней своих бороться с невежами и противниками науки. И занимаюсь этим более 20 лет – я стоял на это в молодости, и в старости буду делать так же.

***

Вдохновение подобно распутной девице – она всегда доступна, ее в любой момент можно использовать.

***

Природа довольно проста. И все, что этому противоречит, следует отвергать.

***

Истинный химик должен быть не только практиком и теоретиком – он должен быть еще и философом.

***

Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал своё величество, в другой свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано благоволение Создателя к нашему спасению.

***

***

У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождения вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога, как Творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя.

***

То, что нашим предкам казалось странным, неясным и пугающим, для нас вполне доступно, понятно и приятно.

***

Тому, кто хочет говорить красиво, необходимо уметь говорить правильно и иметь достаточный запас слов, которыми можно высказать мысли.

***

Достоверно известно, что Михаил Васильевич был глубоко верующим человеком. Он написал много стихов и рассуждений на тему отношения человека с Богом. Ниже приведена интересная цитата Ломоносова о науке и религии:

Наука и религия — суть родные сестры, дщери Всевышнего Родителя, они никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показного своего мудрования на них вражду возведет. Напротив, наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга.

***

***

В конце приведем замечательный, небольшой стих Ломоносова. Прочитать его может показаться немного сложным занятием по причине того, что в те времена русский язык и обороты речи были несколько другими. Однако от этого красота, прелесть и богатство последнего не уменьшаются.

Случились вместе два Астро́нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье разсуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

С помощью таких простых и ироничных стихов ученый доказывал глупость в то время еще существовавшей идеи о том, что в центре Вселенной находится земля, а Солнце и прочие планеты вертятся вокруг нее.

Если вам понравились цитаты Ломоносова, — обязательно поделитесь ими в любой социальной сети. Если же вам нравятся развитие, творчество и жизнь — подписывайтесь на InFAK. ru. Развивайтесь с нами!

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:




Александр Пушкин (1799-1837). Критическое и биографическое введение Изабель Флоренс Хэпгуд (1850–1928). Уорнер и др., комп. 1917. Библиотека лучшей литературы мира

Select SearchWorld FactbookRoget’s Int’l ThesaurusBartlett’s QuotationsRespectfully QuotedFowler’s King’s EnglishStrunk’s StyleMencken’s LanguageCambridge HistoryThe King James BibleOxford ShakespeareGray’s AnatomyFarmer’s CookbookPost’s EtiquetteBrewer’s Phrase & FableBulfinch’s MythologyFrazer’s Golden BoughAll VerseAnthologiesDickinson, E. Eliot, T.S.Frost, R.Hopkins, G.M.Keats, J.Lawrence, D.H.Masters, Э. Л. Сандберг, К. Сассун, С. Уитмен, У. Вордсворт, У. Йейтс, У. Б. Вся документальная литератураГарвардская классикаАмериканские очеркиОтносительность ЭйнштейнаГрант, США Рузвельт, история Т.УэллсаПрезидентские инаугурацииВся художественная литератураПолка фантастикиИстории о привиденияхКороткие рассказыШоу, Г.Б.Штайн, Г.Стевенсон, Р.Л. HG
Справочник> FILTIC> FILTICTION> NANCITION> NANIC. > Библиотека
  НАЗАД СЛЕДУЮЩИЙ  
Содержание · Общий индекс · Быстрый индекс · песни и тексты песен · Биографии
Reader S Digest · Студенческий курс · Портреты · Библиографическая запись
К. Д. Уорнер и др., комп. Библиотека лучшей литературы мира.
Антология в тридцати томах. 1917.
 
Александр Пушкин (1799–1837)
Критическое и биографическое введение Изабель Флоренс Хэпгуд (19528)
 
ИНОСТРАНЦАМ, начинающим знакомство с современными русскими романистами поколения «шестидесятников» и без предварительного знакомства с русской литературой XVIII века, будет трудно оценить в должной мере услуги, которые Пушкин оказал и языку, и литературе. Можно сказать, что Пушкин завершил дело, начатое Ломоносовым: вылепить в изящный инструмент, пригодный для всякой службы поэзии и прозы, доселе громоздкие, неотесанные формы языка. Эту славу он в известной мере разделяет с Ломоносовым. В области, в которой русская современная литература держит пальму первенства — простоты, реализма, абсолютной верности жизни, — Пушкин был предшественником великих людей, имена которых являются синонимами этих качеств. В этой области он должен разделить славу признанного отца школы Гоголя. Он был первым русским писателем, вступившим в борьбу с мнимым классицизмом Франции, господствовавшей тогда в Европе, и с переводами и холопскими копиями иностранной литературы, которой был беззаветно предан почти каждый писатель, предшествовавший ему. Он прочно поставил русскую литературу на русскую почву; используя ее богатые национальные традиции, чувства и жизнь, в манере, полной жизни и правды, равно как и высочайшего искусства.   1
  Его силы, возможно, были обусловлены смесью крови, добавленной к богато одаренной природе. Его раннее образование, несомненно, не было приспособлено для производства чего-либо нового, национального или глубокого. Его отец был потомком знатного рода, чьи предки занимали важные посты при отце Петра Великого в семнадцатом веке. Его мать была внучкой Абрама Ганнибала, знаменитого крестника и любимца Петра Великого, о котором Пушкин писал в «Арабе Петра Великого». Ганнибал был на самом деле негром. Он был схвачен на берегу Африки и отправлен в Константинополь в качестве раба. Русский посол купил его и отправил к Петру Великому, который крестил его. Позже, когда брат Ганнибала приехал в Петербург, чтобы выкупить его, Петр отказался расстаться со своим другом. Петр отправил его в возрасте восемнадцати лет во Францию ​​для получения образования; и по возвращении в Россию постоянно держал его рядом с собой. При императрице Анне Ганнибал, как личный враг Бирона, был сослан в Сибирь; но вскоре он тайно вернулся и скрывался в своем имении до восшествия на престол императрицы Елизаветы, которая осыпала его милостями. Его сын, дед Пушкина, был знатным генералом времен Екатерины II и умер вскоре после рождения поэта, которое произошло 7 июня 179 года.9. Хотя у Пушкина были голубые глаза, очень светлая кожа и в молодости очень светлые волосы, его губы и весь склад его лица выдавали негритянскую кровь. Его отец, выйдя в отставку с военной службы, поселился в Москве и стал совершенным образцом галлицированного русского, «любящего удовольствия, всецело преданного обществу и увеселениям», каких было слишком много в России таких примеров. эпоха. Французский был языком семьи и воспитания Александра Сергеевича. Его мать, которая стремилась сделать из него блестящего светского человека, по образцу отца, брала его маленьким мальчиком повсюду с собой в обществе, и он был хорошо знаком с литераторами того времени; Москва еще остается центром этой жизни. В детстве он не был ни умным, ни прилежным, но был всеядным читателем. Будь он восприимчив, его французские воспитатели, несомненно, лишили бы Россию несметных сокровищ.   2
  В возрасте десяти лет он начал писать любительские пьесы и подражания французским стихам, все на французском языке. В возрасте двенадцати лет он был помещен в знаменитый Царскосельский лицей, тогда только открытый; и именно мудрое правило этого учреждения спасло его для его страны. Целью этого лицея, которому удалось подготовить многих выдающихся людей для службы своей стране, было максимальное развитие индивидуальных способностей воспитанников, особенно в области независимости и нравственности. Мальчикам была предоставлена ​​большая свобода вне школы, и они использовали ее в литературных целях; публикуют несколько рукописных журналов и посвящают свои вечера интеллектуальным развлечениям рассказывания историй. Под их покровительством Пушкин начал писать по-русски, начиная с колких эпиграмм. На публичном экзамене в 1815 году он вызвал восторженное восхищение престарелого поэта Державина своей замечательной ловкостью и владением поэтическими формами, хотя оригинальности мысли в его стихотворении было очень мало. Карамзин-историк и Жуковский-поэт тоже угадали чудесные дарования отрока; и тот вскоре стал представлять свои стихи Пушкину на суд чудесно развитого вкуса мальчика. Восхищение великими литературными светилами наконец убедило его родителей в том, что неудовлетворенность его школьными оценками в отношении прилежания и приобретения общих знаний следует отложить в сторону ради гордости за его будущее величие. Важными чертами его поэзии в эту эпоху были изумительное разнообразие сюжетов и поразительная деликатность, с которой он подражал различным поэтическим формам и поддавался различным поэтическим настроениям. Но в это самое время, еще до выхода из лицея, он вступил на новый путь: он начал писать романтически-фантастическую поэму «Руслан и Людмила», в которой впервые в истории русская поэзия со строго национальными темами, на родной почве, выраженной в свободной, естественной, повествовательной манере, совершенно противоположной господствовавшей риторической школе как по неравномерности движения, так и по отступлениям от темы. Это, без сомнения, было плодом его детской любви к народным сказкам, которые рассказывала ему его бабушка по материнской линии; и пораженные критики не знали, что сказать, когда она была опубликована позднее, в 1820 г. 3
Талант Пушкина, дополненный его происхождением и родственными связями, давал ему немедленный доступ в самое веселое общество Петербурга, когда он покидал лицей; и он так дико погрузился в разгул, что многие были серьезно встревожены возможным влиянием на его литературное будущее. Опьяненный своими дарами и восхищением, он открыто и резко нападал в остроумных эпиграммах на всех и все, что ему не нравилось. Наконец градоначальник призвал его к ответу и откровенно снабдил по памяти копиями всех оскорбительных куплетов. Тронутый этим, губернатор ограничил свое наказание мерами, оказавшимися спасением поэта в литературном смысле. Он был переведен из министерства иностранных дел (которое окончили все учащиеся лицея) и отправлен на юг России, обеспеченный путевыми расходами и пожалованный в надлежащем чине в другом ведомстве службы; и были приняты все возможные меры предосторожности, чтобы провести урок, не оскорбляя его чувств или достоинства. В этот период, между 1820 и 1824 годами, он жил главным образом на юге, «сначала в Кишиневе, затем в Одессе; совершил поездку на Кавказ, впечатления от которой зафиксированы в его «Кавказской пленнице»; посетил Крым, в результате чего татарская идиллия была воплощена в «Бакчисарайском фонтане»; и некоторое время гулял с цыганами, впитывая идеи, которые он вложил в «Цыган». упоминалось, и короткие лирические пьесы, такие как «Нереида», ясно показывают. Однако это влияние прекратилось в 1824 г. , после чего от него почти не осталось и следа; Возвращение поэта на север совпало с его возвращением к своим истинным национальным сюжетам и стилю, которые он развивал с большей силой и никогда больше не отказывался от них. То, как его вернули на место и материал, соответствующие его таланту, столь же забавно, сколь и поучительно. Он не ладил со своим начальником в Одессе графом М. С. Воронцовым, которого раздражал своим образом жизни, резкими высказываниями и пренебрежением к общественному мнению. Конец наступил, когда Пушкин бросил свою эпиграмму на Воронцова: «Наполовину барин, наполовину купец, наполовину умник, наполовину балбес; наполовину мошенник, но есть надежда, что он станет еще целым». Граф Воронцов обошелся со своим несговорчивым подчиненным как можно мягче и сделал курьезный доклад правительству, чтобы не настроить против него начальство. «Здесь много людей, — говорилось в официальном документе, — а в купальный сезон число их значительно увеличивается», которые, будучи восторженными поклонниками поэзии Пушкина, выказывают свое сочувствие преувеличенными похвалами и тем самым оказывают ему враждебное обслуживание; поскольку они способствуют затемнению его ума и повышают его мнение о себе как о великом писателе, тогда как на самом деле он лишь слабый подражатель не очень респектабельному образцу — лорду Байрону». правительство могло бы сделать общество менее опасным, а молодому поэту был бы обеспечен досуг для совершенствования его восходящего таланта. Так как он в этот самый момент был виновен в другой неосмотрительности, то был уволен со службы и велел жить в имении Михайловское Псковской губернии, принадлежавшем его родителям. Его отец был приглашен местными властями для наблюдения за ним, чтобы избежать назначения какого-либо другого суперинтенданта; но он исполнял свои обязанности так невыносимо гнетуще, — как будто сын его был отъявленным преступником, — что Пушкин обратился к влиятельному при дворе поэту Жуковскому с просьбой освободить его от этого преследования. Благодаря вмешательству Жуковского дело поправилось; старший Пушкин с отвращением удалился из имения, оставив сына на попечение предводителя дворянства и на душевное спокойствие, которое требовалось ему для работы. Его одиночество было плодотворным. Под влиянием и сказками своей знаменитой старой няни Арины Родионовны он все больше и больше проникался духом родной земли, усерднее изучал ее, усерднее занимался художественным исполнением своего истинного призвания. Слушание няни он называл «восполнением недостатков своего проклятого воспитания», имея в виду французское влияние. Все сказки, которые он издавал, происходили от Арины Родионовны, и его изучение Шекспира, предпринятое в это время, окончательно освободило его от влияния Байрона.   4
  Он жил в Михайловском до осени 1826 года, писал с вполне созревшими талантами, в том стиле, который составляет его главную заслугу. Гармония стихосложения, к которой с тех пор никто не приближался, разве что отчасти Лермонтов; яркая прорисовка характера; простое, но удивительно правдивое описание быта, которым до сих пор пренебрегали все русские писатели, — таковы нерушимые претензии Пушкина на бессмертие. Осенью 1826 г. он был вызван в Москву на свидание с императором Николаем I, который после этого взялся быть цензором сочинений поэта. Это возвращение в свет и развраты столиц, в которых прошла большая часть его оставшейся жизни, действовали в целом неблагоприятно на его талант. Тем не менее, он написал много прекрасных вещей во время своих случайных выездов в деревню, в том числе «Бориса Годунова», ознаменовавшего эпоху в русской драматической литературе и исторической трактовке; Полтава; и масса более коротких кусочков. 5
  В начале 1831 года он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, и начался период его прозы. Он и его семья были завалены императорскими милостями, пенсиями и почестями. Но его собственная склонность к аристократическому обществу и щедрые траты слишком хорошо совпадали с необдуманными требованиями его молодой и красивой жены, которая была царственной красавицей. Тревога о деньгах преследовала поэта в течение короткого остатка его жизни; отец, которому он великодушно пытался помочь, неблагодарно обвинил его в нечестности; накопленные долги; перед этими обескураживающими фактами исчезла всякая склонность к сочинению стихов, и он погрузился в изучение исторических документов Государственного архива, к которым ему был допущен доступ. Результатом этого исследования стала «История восстания Пугачева»; и в его знаменитом рассказе того же периода (Екатерина II) «Капитанская дочка», в котором он почти одновременно с Гоголем заложил прочные основы современной, истинно русской школы. В 1836 году в петербургском обществе заговорили о прелестной госпоже Пушкиной; и барон Джордж Хеккерен-Дантес, внебрачный сын министра из Голландии при русском дворе и хвастливый офицер кавалергардского полка, стал преследовать ее своими ухаживаниями. Пушкин, хотя и полностью снял с жены вину в этом вопросе, чувствовал себя вынужденным вызвать Дантеса на дуэль из-за анонимных писем, присланных ему и его родственникам. Дантес предотвратил дуэль, женившись на сестре Пушкина, что послужило очевидным оправданием его прежнего внимания. Тем не менее сплетни продолжались; Пушкин отказался принять зятя, а тот, подстрекаемый отцом, упорствовал в преследовании госпожи Пушкиной. Наконец Пушкин вызвал на дуэль старшего Геккерена; младший Геккерен (Дантес) принял ссору, и дуэль закончилась смертью Пушкина (в Петербурге, 29 январям, 1837 г. ). Негодование публики против Дантеса было так велико, что власти опасались бунта на похоронах поэта и катастрофы для Геккеренов. Поэтому похороны были назначены тайными, ночью, и для обеспечения безопасности была выставлена ​​охрана. На уплату долгов поэта и издание его произведений император выделил 150 000 рублей, а его семье пожаловал щедрую пенсию.   6
  Пушкин не может считаться вдохновленным из-за границы повернуть русскую литературу на новый путь, несмотря на общепризнанное влияние лорда Байрона и его позднее усердное изучение иностранных писателей. Все континентальные литературы стремились освободиться от уз рабства перед французским псевдоклассицизмом, разрабатывая свои национальные темы; и именно этот путь инстинктивно принял Пушкин еще школьником в «Руслане и Людмиле». Более того, он был первым человеком, полностью осуществившим для русских поэтический идеал, в своей абсолютной свободе отношений к обществу и своему собственному творчеству, и в его характере и темпераменте. За все это и за обращение к их национальным чувствам соотечественники обожали его. Элемент романтизма, усложнявший его реализм, ничуть не мешал, а наоборот, усиливал это обожание; хотя было время, когда читать его стихи считалось довольно предосудительным. Но его несравненный союз внутренней силы с красотой и изяществом внешнего выражения был общепризнан под названием «пушкинский стиль поэзии». тонкое понимание основных особенностей национальной жизни, непревзойденная ясность в их изложении, с простотой, которая усиливает, но не исключает наиболее удовлетворительной полноты. К сожалению для иностранцев, невозможно воспроизвести мелодию его стихосложения; и он соответственно страдает, как должны страдать все поэты, при любой попытке перевести свое произведение на другой язык. Маловероятно, что его творчество в целом когда-либо будет доступно иностранцам; хотя во всех направлениях — лирические пьесы, исторические и драматические фрагменты, прозаические рассказы и переписка — она бесценна для исследователя русского литературного движения в этом столетии. «Руслан и Людмила» было использовано в качестве либретто для оперы Глинки, а Даргомышский аналогично использовал драматический фрагмент «Водяная нимфа» («Русалка»). Обе оперы до сих пор входят в репертуар Императорского Русского театра.   7
  Евгений Онегин по праву считается величайшим произведением Пушкина. Тот факт, что он писался с перерывами, в период с 1822 по 1829 год, дает нам возможность проследить рост поэта с тех дней, когда он был готов изображать в литературе и жизни «русского Байрона», к эпохе, которую он этим открыл, энергичной национальности в мыслях и выражениях. Евгений начинает как байронический молодой светский человек, которого смерть отца отозвала из городских развратов и удовольствий в деревню. Здесь он живет, долгое время избегая любых контактов с соседями, чей социальный опыт и культура не на уровне его симпатий. Владимир Ленский, молодой поэт, сын одного из этих помещичьих дворянских родов, возвращается из-за границы, и между ним и Онегиным зарождается дружба близких по духу и вкусу. Ленский давно женат на Ольге Лариной и склоняет Онегина позвать с собой ее семью. Старшая сестра Ольги, Татьяна, сразу влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, ставшее известным литературным произведением. Онегин произносит ей отеческую проповедь, и инцидент остается неизвестным никому, кроме них самих и скучноватой старой няни Татьяны. Вскоре после этого Ленский уговаривает Онегина поехать к латинянам на именины Татьяны. Онегин, ради приличия в этой болтливой деревне, уступает и уходит. Он поставлен за обедом прямо напротив Татьяны из-за невинных махинаций ее семьи; и находит положение настолько неловким, что в тупом гневе решает отомстить совершенно невиновному Ленскому, флиртуя с Ольгой, которая через две недели станет женой Ленского. Ольга, хорошенькая, но слабохарактерная девушка, принимает его внимание за обедом и последующий танец с таким интересом, что Ленский посылает Онегину вызов на дуэль. Онегин, потрясенный последствиями своего сиюминутного несправедливого гнева, охотно удалился бы и извинился, если бы Ленский не избрал носителем своего вызова местного огнеглотателя и болтуна, который искажал бы его мотивы. Соответственно, он соглашается, и Ленский попадает под его пулю. Затем он отправляется в путешествие; Вскоре Ольга утешается красивым офицером и отправляется с ним в его полк вскоре после их свадьбы. Татьяна, обладающая сдержанным, напряженным характером, томится в этих условиях, отказывается от всех предложений руки и сердца и, наконец, по совету друзей увозится на зиму в Москву. Там, как тихоня на своем первом балу, она пленяет князя из Петербурга, тоже генерала и большого общественного значения. Она подчиняется желанию своих родителей и выходит за него замуж. Когда Онегин через пару лет возвращается в столицу, он, к своему сильному удивлению, обнаруживает, что маленькая деревенская девушка, которую он покровительствовал, отвергал, почти презирал, является одной из знатных дам двора и света. Он, в свою очередь, безумно влюбляется в нее, но не получает от нее ни малейшего признака дружбы. Доведенный до отчаяния ее холодным равнодушием, он пишет ей три письма, на которые она не отвечает; а затем, неожиданно войдя в ее будуар из-за небрежности ее слуг, он застает ее за чтением его письма в слезах. На его признание в любви она отвечает, что любит его по-прежнему, но будет верна своему доброму и благородному мужу. Татьяна с ее сдержанной силой, с ее откровенным, глубоким выражением страсти, с ее верностью в любви и долге считается одним из самых благородных и глубоко верных образов настоящей русской женщины, какие только можно найти в русской литературе, как Онегин, Ленский и Ольга тоже считаются в некотором роде типичными, — Онегин стоит почти на одном уровне с Татьяной по симпатии, вполне на одном уровне как тип. Чайковский использовал «Евгения Онегина» для оперы, которая очень популярна в России. 8
Другое эпохальное произведение Пушкина «Борис Годунов» — это драма периода, непосредственно последовавшего за смертью сына Ивана Грозного Федора, и последовавшего за этим смутного времени. Борис Годунов, брат жены царя Федора и фаворит покойного Ивана Грозного, приказал убить младшего сына последнего, Дмитрия, и стремится захватить престол. Он заставляет дворян, духовных лиц и жителей Москвы со слезами умолять его принять этот желанный престол. Он правит. В Чудовом монастыре, стоящем близ царского дворца в Кремле, молодой монах замышляет выдать себя за умершего царевича Дмитрия, бежавшего от убийц, и отвоевать престол у захватчика. На эту мысль ему наводит беседа с престарелым монахом (написавшим летопись и видевшим убитого Дмитрия), в которой он узнает, что его возраст соответствует тому, которого мог бы достичь Дмитрий, и сожалеет о собственном отсутствии волнующих приключений прежде чем он замуровал себя в монастыре. Этот Григорий Отрепьев, первый из многих Претендентов, мучивших Россию своими утверждениями о том, что он мертвый Царевич, успешно бежит в Польшу; завоевывает поддержку короля и знати, которые не верят в него, но жадно хватаются за предлог, чтобы беспокоить своего древнего врага; и в конце концов царствует недолго в Москве. Своей невесте, Марине Мнишек, честолюбивой дочери одного из его знатных польских сторонников, он признается в ложности своих утверждений. Годунов и его дети, естественно, страдают от непостоянной толпы, которая умоляла его властвовать над ними; но на это намекают, а не показывают в произведении. Эта драма представляет величайший интерес не только сама по себе и как абсолютная новинка, «основа стиля в русской драматургии», но и как отражающая генезис знаменитой «Драматической трилогии» графа Алексея Константиновича Толстого от та же историческая эпоха, написанная сорок лет спустя.
Содержание · Общий индекс · Песни и текст · Студент.

  НАЗАД СЛЕДУЮЩИЙ  
 
Шекспир · Библия · Странк · Анатомия · Документальная литература · Цитаты · Справочники · Художественная литература · Поэзия
Эссе · Настройки файлов cookie
 

«Ода» Ломоносова и «Бахчисарайский фонтан» Пушкина :: Мусульманин в России :: Swarthmore College

Информация и вопросы для чтения

И снова у нас есть две разные работы, относящиеся к разным периодам и отражающие разные идеологии. Я надеюсь, что это различие позволит их специфическим чертам проявиться еще яснее, когда вы их сравниваете.

Михаила Ломоносова (1711–1765) лучше всего назвать «русским Бенджамином Франклином». Он был и литературным деятелем, и ученым — и он объединил эти интересы, написав, например, оду о пользе стекла. Его значение в становлении русской литературы как системы и явления мирового масштаба важнее, чем его значение как писателя как такового (а сегодня его читают нечасто, разве что для обучения студентов истории русской литературы). Очень кратко: до Ломоносова русские поэты писали так, как видели польские или (иногда) румынские авторы. В польском (как и во французском) словесном ударении фиксировано (в польском всегда ударение ставится на предпоследний слог слова, во французском — на последний слог), и это делает менее интересным место ударения в стихотворной строке: строки считают по слогам. а не стрессы. С другой стороны, русский язык имеет непредсказуемое ударение (как английский или немецкий), и Ломоносов обнаружил, что если он пишет стихи на русском языке по образцу немецких стихов или гимнов, то они звучат довольно хорошо. Эта «Ода на взятие Хотина» была первым поэтическим произведением, которым он широко делился, и он определенно хотел, чтобы оно повлияло на то, как писали другие.

С нашей точки зрения, интересен вопрос, почему он решил написать стихотворение, которое хотел произвести впечатление на всех на эту тему. Понятно, почему он решил написать панегирик (и помните, он писал в эпоху царского или императорского покровительства: другого способа зарабатывать на жизнь поэтом или полупоэтом не было, поэтому он должен был угодить императрице ), и хотя он, возможно, выбрал тему этого военного успеха, потому что это были последние новости, когда он отправился писать, это также показывает, что продвижение России на юг и, следовательно, противостояние проживающему там преимущественно мусульманскому народу было актуальной и постоянной темой. . Существовало несколько факторов: ужасно упрощая, они включали обиду на монгольскую эпоху, соперничество с Османской империей (тюрками), которые владели землями к югу от России, желание получить теплые порты, а иногда и аргумент, что Россия была естественной защитницей христианских народов в Османской империи (включая армян, грузин, а дальше на запад — болгар, греков и т. д.). Россия только начала называть себя империей, когда Петр I Великий провозгласил ее империей в начале 18 века. Как определить империю?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ LOMONOSOV:

1) Наш перевод воспроизводит ритм и рифму оригинала и должен ощущаться как произведение «западной» поэзии. Чем это отличается от чтения таких произведений, как «Слово об Игореве» или «Задонщина» (даже с учетом того, что все это в переводе)?

2) Как наш поэт представляет различных мусульманских персонажей в этой истории?

3) Как поэт представляет Анну, императрицу России? Как он советует ей приблизиться к ней различным покоренным народам (и как его собственная позиция как поэта и художника служит примером)?

4) Мы также видим, что поэт пытается интегрировать элементы русского православия с элементами классической греческой мифологии (Аполлон, Музы) — непростая ли это комбинация? Что бы вы предсказали для литературы, которая начинает включать разнородные религиозные отсылки?

5) Что вы знаете об Иване IV («Грозном») и как вы относитесь к тому, что он появляется здесь в образе этакого святого/героя, из облаков над битвой?

6) Что вы знаете о Петре I («Великом») и как отношение Ломоносова к нему (и Ивану) подчеркивает или усложняет его представление об императрице Анне?

 

Александр (Александр) Пушкин (1799-1837) – звезда русской литературы, ее Шекспир и Мильтон в одном лице. Были интересные поэты, писавшие до Пушкина (Державин стоит вашего внимания, если это интерес), но по разным причинам Пушкин был Источником для более поздних писателей. Дайте мне знать, если у вас возникнут вопросы о его биографии, исчерпывающе изучаемой учеными на протяжении последних 150 лет.

Пушкин был сослан на юг России (где в военном отношении дела обстояли погорячее) за сочинение стихов, не одобренных судом: с годами он писал вещи слишком свободолюбивые (или масонские: находясь на юге, он вступил в масонскую ложу), либо слишком неуважительно относился к религии («Габриэлиада», в которой Непорочное зачатие трактуется с вольтеровским юмором и скептицизмом), и хотя ничто из этого не могло попасть в печать через цензуру каждый раз, когда одна из рукописей всплывает, он снова попадет в беду и ему придется объясняться. С другой стороны, время, проведенное на Юге, привело его в контакт со всевозможными интересными местами и людьми — и он познакомился с работами Байрона (подробнее об этом в следующий раз).

«Бахчисарайский фонтан» был написан в 1821-22 гг. и впервые издан (отдельной книгой) в 1824 г. Сейчас он считается одним из слабейших произведений Пушкина (хотя конкуренция очень жесткая!), но он был большим хитом, когда он появился: сладкозвучно написанный, с интригующим сюжетом, читабельный с точки зрения уже известных русским романов и стихов, но также и ощутимо новый. (Действительно, для более позднего Пушкина его ранний успех был чем-то вроде недостатка, так как люди хотели больше того, что он уже сделал.) Действие стихотворения происходит в Крыму, где Пушкин посетил «Фонтан слез» в 1820 г.; название «Бахчисарай» имеет для русского ярко татарское звучание. Крым (рус. Крым, крымско-татарский кырым)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ «БАХЧИСАРАЙСКОГО ФОНТАНА»

1) Какие еще мысли о том, что значит читать рассказ в поэтической форме, а не в прозе (или прозе-поэзии)? Этот жанр называется по-русски «поэмой», длинным стихотворением, и обычно эти длинные стихотворения имеют сильный повествовательный элемент (в отличие от более короткой лирики).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts