Путь ильи муромца в киев карта: Пути-дороги Ильи Муромца

Разное

Святокиевский богатырь | Газета «День»

Откуда родом был Илья Муромец?

01 июля, 20:09

Поделиться:

Всем нам с детства знакомы сказочные образы былинных богатырей. Герои народного эпоса, они стали олицетворением бесстрашных защитников родной земли от набегов кочевых орд. Само слово «богатырь» тюркского происхождения. Впервые оно встречается в Ипатьевской летописи в рассказе о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 годами. Для обозначения того понятия, которое сегодня обозначается словом «богатырь», в древнерусском языке вплоть до XIII века употреблялось слово «хоробр» или, с церковно-славянской окраской, «храбр», которое со временем превратилось в эпитет «храбрый». Таким образом, выражение «храбрый богатырь» — тавтология, то же, что и «масло масляное».

Несомненно, центральной фигурой богатырского эпоса является Илья Муромец. О нем существует наибольшее количество былин. Около тринадцати самостоятельных сюжетов об Илье насчитывается только в классическом былинном эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие песни оригинального содержания. Известны также лубочные обработки историй об Илье Муромце. Наверняка, многие хорошо знакомы с сюжетами основных подвигов этого популярного эпического героя. Менее известно, что былинный богатырь Илья Муромец почитается православной церковью как святой. Останки богатыря и сегодня покоятся в одной из пещер Киево-Печерской лавры, в стеклянной гробнице, вместе с гробницами других киевских святых.

Наши предки ничуть не сомневались в том, что Илья Муромец — реальное лицо, воин, служивший киевскому князю, который затем подался в монахи и после смерти был канонизирован православной церковью. Сегодня трудно решить вопрос, насколько достоверна фигура преподобного Ильи. В Киево-Печерском патерике, составленном в начале XIII века, он не упомянут. Официально Илья Муромец был канонизирован лишь в 1643 году в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца — гравюра из Киево-Печерского патерика середины XVII века. Возможно, что дело идет о совершенно другом человеке с именем богатыря, с которым его впоследствии отождествили. Однако нельзя исключить и вероятность того, что в древней лаврской пещере действительно погребен реальный прототип героя былинного эпоса.

Традиционная российская историография, в том числе советская и постсоветская, однозначно трактует Илью Муромца как воплощение духа русского народа, и в частности — российского крестьянства. Однако исторический Илья Муромец, ставший прототипом былинного героя, на самом деле не был ни крестьянином, ни, что наиболее интересно, даже муромцем.

Привычний зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли то из города из Мурома, из того села да Карачарова», казалось бы, не оставляет никаких сомнений в том, что он происходит из русского города Мурома, неподалеку от которого до сих пор существует старинное село Карачарово. Но былинный Илья Муромец, оказывается, был известен в Южной Руси задолго до первых записей российских былин в конце XVIII— XIX веков. В документальном источнике имя знаменитого героя впервые упомянуто в 1574 году в письме украинского магната Филона Кмиты Чернобыльского к троцкому кастеляну Остафию Воловичу, в котором он говорит о силе «Ilii Muravlenina i Solowia Budimirowicza». Кмита занимал в Великом княжестве Литовском должность старосты в пограничном с Московским государством городе Орше. Обязанности его были очень хлопотные: он должен был через лазутчиков разузнавать обо всех событиях «на Москве», доносить о них польскому королю и быть всегда наготове отразить нападение врага. В своем письме Кмита жалуется на свое печальное положение, на холод и голод, который он терпит от недостатка провизии, вследствие невнимания к нему со стороны короля. Кмита припоминает эпизод из киевского дружинного эпоса о витязе Илье и применяет его к своему собственному положению: подобно тому, как у князя Владимира явилась надобность в силах Ильи Муравленина и Соловья Будимировича, так наступит момент, когда и королю понадобятся его силы. Примечателен здесь и тот факт, что Филон Кмита был потомком чернобыльского державца Криштофа Кмиты, который в 1524 году с Сеньком Полозовичем принимал участие в формировании отряда киевских казаков, совершивших затем поход против ордынцев на Тавань.

Следующим упоминанием об Илье является свидетельство Эриха Ляссоты. Посланник австрийского императора Рудольфа II Эрих Ляссота, побывавший проездом в Киеве в 1594 году, направляясь с дипломатической миссией к запорожцам, в своих путевых заметках пишет о виденной им в киевском Софийском соборе местной достопримечательности, разрушенной гробнице богатыря: «В другом приделе была гробница Ельи Моровлина (Morowlina), он был знатный герой, или, как говорят, богатырь, гробница эта ныне разрушена, но другая гробница его товарища еще цела в той же часовне».

Заслуживает внимания и тот факт, что в древнейших списках былин (XVII век) имя Ильи звучит как Муровец. В рукописях XVIII века до нашего времени дошли древнейшие прозаические пересказы былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Ее списки подразделяются на две редакции: «себежскую» (в ней Илья по пути из Мурома в Киев освобождает г.Себеж) и «черниговскую» (в ней богатырь освобождает г. Чернигов). Все вварианты более древней «себежской» группы восходят к одному источнику XVII века. Наиболее близкий к протографу список называет Илью не «Муромцем», а «Муровцем», «уроженцем города Морова». Известны и южнорусские (украинские) списки таких пересказов. Точно так же в финских пересказах былин имя богатыря передается как Muurovitza, на Дону существует казацкая былина об Илье Муровиче, у испанца Кастильо, который жил в России в конце XVIII века, опять-таки Ilia Muravitz.

Все это указывает на то, что древнейшей формой имени Ильи было — не Муромец, а Муравленин, Моровлин, Муровец. Эти формы более древнего прозвища Ильи (с XVI века и до конца XVIII века) заставили исследователей изучить название разных городов и местностей в Киевской Руси. Изучение привело к констатированию существования целого ряда названий, весьма близких к старому прозвищу Ильи. Так, например, на Волыни близ города Дубно обращали внимание на местность под названием Муравица. Однако большинство исследователей связывают происхождение прозвища Ильи с древним Черниговским княжеством, с такими его городами как Моровийск и Карачев. Такое предположение находится в полном согласии с историей: в течение более двух веков (с XI—XIII) Чернигов играет роль соперника Киева по силе, богатству и славе. Черниговское княжество является ареной, где происходят многочисленные военные столкновения русских князей друг с другом или с половцами. Сюжет былины, изображающий освобождение Чернигова от осаждающей его силы, является, несомненно, отголоском исторических событий, связанных с именем этого города.

Сегодня в Черниговской области есть город Моровск, соответствующий древнерусскому городу Моровийску. Первое упоминание о Моровийске встречается в летописях под 1139 годом. Именно в этом городе Ярополк Киевский заключает мир с Всеволодом Ольговичем. В 1152 году Изяслав по дороге в Чернигов, осажденный Юрием Долгоруким и половцами, останавливается у Моровийска, спустя два года в 1154 году Юрий Долгорукий во время похода на Чернигов останавливается у этого же города. Святослав Черниговский под 1159 годом, перечисляя принадлежащие ему города, называет, между прочим, в Моровийск. В 1160 году в Моровийск приехал Святослав Мстиславович для заключения союза, а в 1175 году Олег Святославич Новгород-Северский в борьбе со Святославом Всеволодовичем сжигает его город Моровийск.

На границе Черниговского и Новгород- Северского княжеств находился город Карачев, упоминаемый в летописях впервые с 1146 года: во время усобицы с черниговскими князьями Новгород-Северский князь Святослав Ольгович, не надеясь удержаться в своем городе, направился к Карачеву, разорил его и бежал далее к вятичам. Заключив мир около 1155 года, Святослав выменял себе Карачев. Затем Карачев становится достоянием Святослава Всеволодовича Киевского (одного из героев «Слова о полку Игореве») и служит для киевских князей базой в борьбе с половцами и Рязанью.

Впервые муромо-карачаровскую локализацию богатыря подверг сомнению еще в XIX веке известный исследователь былин В.Ф.Миллер. Он обратил внимание, что о муромском и карачаровском происхождении богатыря нет ни слова в наиболее архаичных записях былин (по мнению В.Ф.Миллера таковыми являются те из них, где не упоминается еще о казачестве Ильи Муромца, а сам он называется не стариком, а «добрым молодцем», молодым богатырем). Комментируя письмо Кмиты Чернобыльского, В.Ф.Миллер заметил, что Кмита, литовский подданный и враг Москвы, успешно оборонявший литовскую границу от московских ратных людей, вряд ли в Илье Муравленине видел «мужика из московского города Мурома». На этом основании и, указывая на другие древнейшие варианты имени Ильи, исследователь сделал вывод о том, что прозвище знаменитого богатыря Ильи «Муромцем» первоначально не связывалось со старинным русским городом Муромом, а имело в виду какой-то другой географический ориентир. По мнению В.Ф.Миллера, Муром в былинах явился позднейшей заменой города Моровска Черниговского княжества.

Сторонники муромского происхождения богатыря (Д.С.Лихачев, Б.А. Рыбаков и др.) считают, что южнорусский город Моровск, лежавший на пути из Чернигова в Киев, не подходит на роль загадочного «града Морова». По их мнению, расстояние от Моровска до Киева слишком ничтожно, чтобы поездка из него в Киев воспевалась в былинах как богатырский подвиг, а более естественным был путь в Киев из Мурома через Чернигов. Однако, если обратиться к обычной географической карте, то нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат практически на одной линии. То есть «дорожка прямоезжая» из Мурома неизбежно проходила бы через село Девять Дубов в окрестностях Карачева, где и «гнездился» Соловей-разбойник. Таким образом, Илья Муромец, должен был бы сначала сразиться с Соловьем, поскольку ему никак было не объехать «те леса, Брынские, ту речку Смородинную», а уж затем попасть в Чернигов. Однако, как следует из былины, Илья сначала освобождает Чернигов, а лишь потом отправляется на поиски Соловья-разбойника.

Учитывая, что Моровск был черниговским городом, естественным было, что, прежде, чем отправиться на службу к киевскому князю, Илья должен был сперва послужить Чернигову. Указание на это видим и в самом тексте былины. Так, отец и мать, отпуская Илью по его просьбе в Киев, говорят, чтобы он ехал через Чернигов. По другому варианту былины Илья сам просит у отца благословения ехать в Чернигов и уже из Чернигова отправляется в Киев к Владимиру. Таким образом, нет никакого противоречия между былинами и карачевскими преданиями. Илья выехал из своего родного города Моровска в стольный Киев-град через Чернигов, в окрестностях Карачева сразился с Соловьем-разбойником и с плененным душегубом поехал прямо к великому киевскому князю Владимиру.

С исторической точки зрения сама экспедиция против Соловья-разбойника могла исходить именно из Киева. Соловей-разбойник — это образ богатыря, представителя племени, с которым киевским князьям приходилось вести борьбу. Если принять во внимание, что Соловей-разбойник залег на прямоезжей короткой дороге из Суздальского края в Киев, проходившей через территорию, покрытую густыми лесами, обширными болотами, то можно предположить, что Соловей — образ богатыря племени вятичей или какого-либо из угро-финских племен, живших тут же. Летопись отмечает ряд походов киевских князей на вятичей. Под 966 годом сообщается о том, что Святослав победил вятичей и обложил их данью. В 981 году против вятичей предпринимает победоносный поход Владимир. Когда в 982 году «заратишася» вятичи, Владимир снова пошел на них и опять нанес им поражение. Такого рода столкновения, вероятно, далеко не все отмеченные летописью, должны были породить образ вятичского богатыря, живущего в глухих лесах.

Илья Муромец, побеждая Соловья-разбойника, очищает «дорожку прямоезжую», что имело большое историческое значение и вполне соответствовало исторической дйствительности. Ведь именно эти прямоезжие дорожки (по Днепру — к Черному морю, а по Волге — к Каспийскому) оказывались обычно перехваченными: в X—XIII веках — хазарами, печенегами, половцами, а позднее, с XIII по XVI века, — волжскими или крымскими татарами. Очищение их от «соловьев- разбойников», чинивших разбой на дорогах, было равнозначно подвигу и поэтому воспевалось в былинах. Таким образом, очевидно, в основе былины лежат реальные события — киевская или черниговская экспедиция (или экспедиции), посылаемые княжьей властью против разбойников, а, возможно, также против беглых смердов. Что же касается Мурома, то едва ли город, расположенный — даже если двигаться по прямой линии — за тысячу верст от Киева и являвшийся вначале племенным центром финского племени муромы, фигурировал в древнем эпосе.

Существует еще одна довольно обоснованная версия происхождения прозвища Ильи, связывающая его не с черниговским, а уже непосредственно с киевским периодом деятельности богатыря. Следует помнить, что киевский цикл былин о князе Владимире Красное Солнышко и его богатырях складывался как раз в тот исторический момент, когда перед древнерусским государством остро встал вопрос о защите своих рубежей. Перед лицом надвигающейся со стороны Великой Степи угрозы первоочередной была задача перекрыть врагу подступы к «матери городов русских». И Владимир переходит от политики походов на непокорные соседние народы к планомерному строительству оборонительных сооружений вокруг Киева. Под 988 годом летописец записал: «И рече Володимеръ: «Се не добро есть мало городовъ около Кыева. И нача ставити городы по Десне и по Устрьи, по Трубешеви и по Суле, и по Стугне». Порубежные «города» древнерусского государства не были городами в современном значении этого слова. Они представляли собой укрепленные военные поселения, а на начальном этапе своего существования — деревянные крепости или замки частокольного типа, так называемые заставы, главная задача которых заключалась в своевременном сообщении князьям о нападении кочевников, а также в принятии в своих стенах в лихую годину жителей окрестных поселений.

Было бы ошибкой думать, что князь Владимир лично «ставил городы». т. е. непосредственно занимался их возведением. Осуществление строительства могло быть поручено наиболее опытному и достойному человеку, каким и мог быть Илья. «Под славным городом под Киевом. На тех на степях на рыцарских Стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илья Муромец…». За этими строками древнерусской былины сквозь мрак столетий так и проступают очертания неприступных дубовых стен на высоких земляных валах, на которых несут службу дружинники-богатыри, пристально вглядываясь в бескрайние степные просторы. Таким образом, Илья свое прозвище «Муровец» мог получить не по названию какого-то конкретного населенного пункта, а оттого, что возводил оборонительные сооружения, крепостные стены (по-древнерусски «муры») для защиты Киева от набегов кочевников.

Образ Ильи Муромца пережил значительную эволюцию. Илья — крестьянский сын и Илья-казак — это более поздние образы, созданные в XVI—XVII веках на северорусской почве. В реальности же он, по-видимому, был киевским воеводой или великокняжеским дружинником. Смутное время наложило на него свою печать, сделав его «казаком», и, наконец, на дальнем Севере он оказался крестьянским сыном. Кроме того, за свою долгую жизнь образ Ильи Муромца в былинном эпосе расширился за счет других богатырей, вытеснив их из некоторых сюжетов, и, несомненно, привлек к себе значительное количество различных бродячих сюжетов.

Выпуск газеты №:

№116, (2005)

Section

История и Я

Илья Муромец на перепутье — Молодая Гвардия

Как стало известно, Министерство обороны Украины внесло правки в статью о русском былинном богатыре Илье Муромце в «Википедии», изменив место его рождения. Наряду с общепринятой деревней Карачарово, расположенной недалеко от Мурома, в украинской версии «Википедии» появился город Моровск (Моровийск) под Черниговом, который в древности назывался Муромском. Историк, автор книги «Илья Муромец» Александр Королев прокомментировал желание украинских чиновников сделать всем нам известного с детства героя украинцем.

В основе горячего желания нынешних киевских властей превратить Илью Муромца в украинца лежит чисто политический интерес, замешанный на комплексах нации, история которой насчитывает чуть более столетия. Ведь еще в середине XIX века мало кто решался всерьез говорить о том, что малороссы — особый народ, отличный от русских. Отсюда и стремление преувеличить культурное значение украинства, на самом деле возникшего из стремления Австро-Венгрии удержать в своем составе Галицию, а выпестованного в ходе проводившейся в советское время политики «коренизации» малых народов СССР. Нового в этом ничего нет — как и во времена подвизавшегося в австрийском Львове профессора М. С. Грушевского (выросшего в Тифлисе, но неожиданно, уже в зрелом возрасте, ощутившего себя украинцем), всякий значительный (и не очень) деятель культуры, родившийся, воспитывавшийся или даже какое-то время проживавший на территории Малороссии-Украины, автоматически записывается в украинцы. История с Ильей Муромцем — просто один из примеров. Конечно, известно, что былинные богатыри «привязаны» к древнему Киеву. Однако любой фольклорист знает, что былинный Киев ничего общего не имеет с Киевом историческим, а былинная древность мало напоминает историческую древность. На то они и былины! Фольклор! Известно и то, что на территории Украины и Белоруссии не удалось записать ни одной былины. Все они записаны в Великороссии. Правда, в Киево-Печерской Лавре туристам показывают могилу Ильи Муромца, а древнейшие упоминания о богатыре в письменных источниках происходят из западнорусских земель, принадлежавших в XVI в. Речи Посполитой. Сначала, в 1574 году, в письме оршанского старосты Филона Кмиты Чернобыльского наш богатырь появляется под именем Илии Муравленина. Затем, в 1594 году, посол императора Священной Римской империй Рудольфа II Эрих Лассота, побывавший в Киеве, сообщил о том, что в Софийском соборе когда-то находилась гробница Елии Моровлина, «знаменитого героя и богатыря, о котором рассказывают много басен», ныне разрушенная. Посетив Киево-Печерскую Лавру, Лассота увидел здесь могилу некого «великана и богатыря» Чоботка, «на которого, как говорят, когда-то внезапно напали неприятели как раз тогда, когда он надел было один из сапогов своих. Не имея под рукой другого оружия, он в то время оборонялся от них другим сапогом, еще неодетым, и перебил им всех своих врагов, почему и был назван Чоботком». Позднее, в 1638 году, в Киеве вышел труд монаха Афанасия Кальнофойского о Киево-Печерской Лавре, в котором, между прочим, было сообщено, что среди могил печерских чудотворцев есть и захоронение «законника» (инока) Ильи, которого «напрасно простой народ называет Чоботком». Тут же Кальнофойский, неизвестно из каких соображений, указал, что инок Илья жил за 450 лет до него, т. е. в конце XII века. К имени инока Ильи, под явным воздействием информации о русском богатыре Илье Муромце, пришедшей в Киев из Великороссии, будет присоединено прозвище «Муромский». Так могила, принадлежавшая изначально некому Чоботку, станет захоронением Ильи Муромца.

Илья Муромец. Художник Николай Кочергин

Известно, что в цикле былин об Илье Муромце сюжет о его исцелении и происхождении из села Карачарова под Муромом является одним из позднейших, появившимся уже после сложения всего цикла, когда в народе обратили внимание на то, что популярный богатырь всегда старый. Вот и возник вопрос о том, чем Илья занимался в молодости. Отсюда и возникновение мотива о чудесном исцелении сидня. С сюжетом об исцелении связан и мотив крестьянства Ильи, также сложившийся в позднее время. А поскольку крестьянин Илья должен жить в селе, а не в городе, Муром заменили Карачаровым. Однако уже к XVI веку относятся какие-то намеки на предания о богатырях, бытовавшие в Муроме. По крайней мере, в описании Мурома, составленном в 1574 году (в год первого упоминания Ильи в западнорусских источниках) встречаются не только храм Ильи Святого и Большая Ильинская улица, но и какая-то Богатырева гора «против Оки реки», и даже Скокова гора. Конечно, из упоминания во второй половине XVI века на территории Мурома Богатырской и Скоковой гор вовсе не следует, что скакавший по горам богатырь прозывался Ильей Муромцем. Точнее, муромцем он вполне мог быть — дело-то происходило в этом городе. Но вот как его звали, и какое отношение к популярному былинному персонажу он имел — вопрос до конца не разрешенный. Если речь идет о каких-то местных преданиях, которые жители Мурома передавали друг другу, то вряд ли они называли своего героя «Муромцем» — это его никак не характеризовало, ведь они все были муромцами. Прозвище «Муромец» выдает восприятие Ильи за пределами его эпической родины — это определение, которое дается извне. Вот и обращают на себя внимание, встречающиеся в западнорусских источниках прозвища богатыря: «Илия Муравленин» и «Елия Моровлин». Но что они означают? В разное время учеными предлагались для них довольно оригинальные объяснения. Среди многочисленных вариантов, есть и версия крупного ученого начала ХХ века В. Ф. Миллера, попытавшегося вывести прозвище богатыря из черниговского города Моровска (Моровийска), недалеко от которого находился и древний го­род Карачев (Карачев = Карачарово). Миллеру казалось, что из Моровска Илье было проще, чем из Мурома, добраться до Чернигова, и далее — до Киева. На этой версии и основываются составители украинской «Википедии». Правда, давно установлено, что мнение это является явной натяжкой. Во-первых, для его составления использовалась былина, на самом деле говорившая о Муроме, но ее действие зачем-то переносилось на другую, обнаруженную на карте, созвучную местность, которая могла похвастать лишь тем, что ее название было чуть ближе по написанию с «Моровлином». Во-вторых, прокладывая путь Ильи из родительского дома в Киев, все-таки не следует забывать, что былина — не путеводитель, а литературное произведение. Да и находился Чернигов как раз на обычном пути XI—XII вв. из Мурома в Киев. Муромская земля в древнейшую пору входила в состав Черниговского княжества, поэтому путь Ильи из Мурома в Киев через стольный город Черниговского княжества был вполне естественен. Моровийск же, или Моровск, находится на половине пути между Черниговом и Киевом, и ехать из него в Киев через Чернигов попросту невозможно. Кстати, с таким же успехом можно попытаться объяснить прозвище «Муравленин»-«Моровлин» через «Муравский шлях (путь)», который когда-то шел до самого Крыма через степь, мимо Змиевых Курганов, Каганского перевоза, Святых Гор, и мимо города Карачева.

Илья Муромец и Соловей-Разбойник. Художник Николай Кочергин

Рассуждая о том, какое из прозвищ Ильи появилось раньше — «Муравленин» (Моровлин») или «Муромец» — нельзя не отметить мнение видного филолога А. И. Соболевского, считавшего, что решение этого вопроса «в значительной степени зависит от решения другого вопроса: под каким названием был известен в Киеве старого времени великорусский город Муром? Так что не был ли «Муравленин»-«Моровлин» производным от неправильно понятого в Западной Руси названия родного города Ильи?

Что же касается желания приурочить жизнедеятельность Ильи Муромца к концу XII в., то тут необходимо учесть — уже в XII веке сказания о нашем богатыре были настолько популярны на Руси, что через Новгород, Полоцк или Смоленск дошли до немецких купцов, торговавших с русскими. В результате Илья Русский попал в число персонажей поэм «Ортнит» и «Тидрек-сага» А ведь если датировать кончину Ильи 1188 годом (исходя из замечания Афанасия Кальнофойского) или продлевать его жизнедеятельность до начала XIII в., становится неясно, как Илья смог за пару десятилетий превратиться в эпического героя, популярного настолько, чтобы попасть в число персонажей немецких поэм.

Александр Королев

Прогуляемся: Лучшие парки Киева

Это идеальное время для прогулки по Киеву. Много атмосферных и необычных парков, что очень здорово. Какой из них выбрать и отправиться в ближайшие выходные или сейчас вы можете прочитать в нашей подборке.

Владимирская горка

Владимирская горка

Владимирский спуск, 1, Киев, Украина, 02000

Доля

Показать на карте

Памятник князю Владимиру и его живописный парк стали визитной карточкой украинской столицы. Однако не все знают его историю. Между тем парк Владимирская горка был создан в XIV веке. Памятник, благодаря которому парк получил свое название, был установлен в 1853 году, а первая из Кокоровских беседок — в 1898 году.

Кстати, памятник Владимиру Великому, который смотрит на левый берег, не всего одна скульптура в парке; здесь вы можете увидеть и другие творения киевских мастеров.

Именно через Владимирскую горку проходит один из основных туристических маршрутов столицы, ведь рядом много памятников культуры и интересных мест. Из года в год парк продолжает привлекать туристов и горожан, тем более что в этом году глава Киева обещает установить фонтан со скульптурой покровителя города — Архангела Михаила. Его планируется разместить в верхней части парка, за Михайловским Златоверхим монастырем.

Парк «Муромец»

Парк Муромец

Оболонский проспект, 40, Киев

Поделиться

Показать на карте

Это парк площадью более 200 га, который находится между Оболонью и Троещиной. Это известное место, где горожане любят проводить время еще с советских времен. Речь идет о парке Дружбы народов, получившем два года назад новое название «Муромец».

Основан в 1972 году и разделен на 4 части: мемориальную, детскую, водно-спортивную и пляжную. Чуть позже к парку присоединился остров Муромец. Почему он назван — Муромец? По одной из легенд, во времена Киевской Руси именно здесь богатыри ждали встречи с князем Владимиром. По другой легенде остров был назван в честь Ильи Муромца, защищавшего урочище Омут от разной нечисти. Что было на самом деле мы уже никогда не узнаем, но вы увидите там памятник силачу Илье.

Парк «Муромец» сегодня уникальное место. Здесь и свежий воздух, и прогулки по зеленым пейзажам, и множество экстремальных развлечений. Ведь именно здесь находится спортивно-развлекательный комплекс X-PARK. Это место, куда приезжают за хорошим отдыхом и дозой адреналина со всей Украины.

Сквер имени Гейдара Алиева

Поделиться

Показать на карте

Сквер со знаменитым ковром-водопадом появился в столице не так давно — в 2013 году. Он был открыт в честь 90 лет со дня рождения азербайджанского лидера. Кстати, здесь же находится памятник Алиеву.

Прогуливаясь по улице Глубочицкой, вы точно не обойдете стороной эту небольшую площадь. Прежде всего, благодаря необыкновенному водопаду, выполненному в виде восточного ковра, выложенного из керамики и муранского стекла. Это единственная копия в натуральную величину знаменитого ковра Шейха Сафи, который является восьмым чудом света. Оригинал этой красоты хранится в Лондоне в Музее Виктории и Альберта. На фоне водопада виднеется огромная стела, стилизованная под бакинскую крепость.

Еще одним украшением парка является клумба в форме азербайджанца, что символизирует единство народа этой страны.

Парк Пушкин

Парк Пушкин

проспект Победы, Киев

Поделиться

Показать на карте

До 1898 года здесь был нерентабельный фруктовый сад, его решили переделать в общественный парк.

Почему он так называется? Потому что на следующий год, в 1899, именно в этом парке планировалось проведение гуляний в честь столетия со дня рождения Пушкина. Имя прижилось. В 1900 году здесь было высажено около ста тысяч саженцев, год спустя – были созданы две аллеи, по которым можно было передвигаться не только пешком, но и на машине или лошадях.

В конце 1962 года здесь был установлен памятник выдающемуся поэту, имя которого носит этот парк.

Парк Отрадный

Парк Отрадный

ул. Михаила Донца, 13, Киев

Поделиться

Показать на карте

Этот парк когда-то был фруктовым садом, как и парк Пушкина, который со временем стал местом отдыха. Кроме того, здесь было озеро. Сегодня это озеро принято называть Интегральным из-за похожей формы. В 1971 году парк был назван Груским, но местные жители продолжали называть его так до тех пор, пока название Парк Отрадный не стало официальным.

Сейчас парк «Отрадный» — это 17 гектаров красоты с детскими площадками, подходящими для прогулочных дорожек, летним театром и площадкой для выгула и дрессировки питомцев.

Голосеевский национальный природный парк

Поделиться

Показать на карте

Целого дня его не обойти, ведь его площадь составляет 4500 га.

Прежде всего, Голосеевский парк – это большое разнообразие растений, 23 вида которых занесены в Красную книгу. В южной части этого парка вы найдете сосны и ольху, а в северной части — листопадные дубы, липы, ясени и клены. Также есть пруды с лебедями и утками, в которых барсуки и выдры построили свои домики. Одним словом, это необыкновенное место для встречи с дикой природой.

Парк Киевского политехнического института

Поделиться

Показать на карте

Любимый студентами и белками парк украшает и защищает столицу Хогвартс — Киевский политехнический институт. Кажется, что парк и университет – это одно целое. Работа над обоими велась одновременно. Их вручил один и тот же человек, это был Иероним Китнер. Только представьте: раньше на месте парка было военное поле без деревьев, а значит, растения были посажены с нуля.

Сегодня парк КПИ – это калейдоскоп дорожек, фонарей и скамеек для отдыха в окружении деревьев. Добавьте сюда великолепное здание КПи, большое количество памятников и стрит-арта — и получите идеальную локацию для весенней прогулки.

Безусловно, Мариинский парк, парк Вечной славы и парк Шевченко могут побороться за статус самого красивого, эстетичного и благоустроенного киевского парка. Эти островки зелени в центре Киева должен знать каждый. Но, тем не менее, сюда всегда стоит возвращаться. Ведь в этих признанных произведениях садово-паркового искусства сосредоточен неповторимый дух Киева.

Мариинский парк

Мариинский парк

ул. М. Грушевского, 1, Киев

Поделиться

Показать на карте

Мариинский парк или Марьинка – это красивый фонтан, аллеи, около ста видов деревьев и особая атмосфера. Что делает его особенно привлекательным? Величие этого парка заняло место в самом сердце правительственного квартала. Прогулка по уютным дорожкам возле Верховной Рады дает ощущение причастности к созданию современной истории Украины. Но он прекрасен не только этим.

Марьинка — прекрасный образец европейского садово-паркового искусства конца 18 века. Планы В подобном стиле разрабатывались парадные резиденции влиятельных государств Европы — Австрии, Франции, Германии. Вся сложная композиция Мариинского парка формируется вокруг дворца (нынешней парадной резиденции Президента Украины).

Кроме того, Марьинка, наряду с Городским и Крещатым парками, является центральной парковой системой Киева. Прогулки по этим местам плавно перетекают одно в другое, и это отличная программа для ленивых солнечных выходных. Здесь и панорамные виды Киева, и интересные архитектурные сооружения во главе с волшебным кукольным театром, легендарные скульптуры и памятники разных эпох и, например, такая модная молодежная достопримечательность, как Мост влюбленных.

Парк Шевченко

Поделиться

Показать на карте

Это парк с лучшей инфраструктурой, а также арт-площадка, дизайнерские скамейки и статуи, претендующие на звание современного произведения искусства. Парк Шевченко был заложен в середине XIX века на месте дикого пустыря перед главным университетом Украины по указанию бразильского императора Дона Педро, который официально посетил Киев.

Теперь здесь есть не только красивые проспекты, но и интересные достопримечательности современности. Например, библиотека-скворечник и единственный в мире зеркальный киоск по проекту Клауса Лефо. Их планируется установить в лучших парках Нью-Йорка, Барселоны и Лос-Анджелеса. Также здесь традиционно устраиваются уличные развлекательные мероприятия: любительские чемпионаты по шахматам, различные танцевальные мастер-классы и т. д.

Парк Вечной Славы

Поделиться

Показать на карте

Потрясающая смотровая площадка, романтический павильон, длинные аллеи с разными скамейками и интересная детская площадка — прогулка по этому парку поднимает настроение. Задуманный как символический памятник Неизвестному солдату, он превратился в очень приятное место для отдыха и свиданий — здесь можно гулять бесконечно, находя в разных его уголках особую атмосферу.

Парк Вечной Славы расположен на двух террасах над Днепром между Днепровским спуском и Лаврской улицей — эти части гармонично контрастируют друг с другом. На днепровских склонах широкий партер с травянистыми лужайками и винтовыми лестницами между ними. А нижняя часть, проложенная горизонтально, отделена от днепровского спуска линией деревьев и доходит до Аскольдова могилы — важного исторического района нашей столицы.

Парк «Наталка»

Парк «Наталка»

ул. Оболонская Набережная, 9, Киев

Поделиться

Показать на карте

По словам мэра Киева Виталия Кличко, парк лучше, чем Центральный парк в Нью-Йорке и Гайд-парк в Лондоне, это столичный Наталка-парк. Чтобы полюбоваться ею и погулять по ней, приезжайте на Оболонь. Живописный парк расположен в южной части Оболонской набережной, и до 2000-х годов здесь приходилось строить новые небоскребы.

Только в 2010 году район Оболонь стал превращаться в одно из лучших мест для романтических прогулок и фотосессий в столице. Наконец-то парк был официально открыт после реконструкции ко Дню Киева в 2017 году. Зеленые насаждения и оригинальные клумбы, дорожки для катания на велосипедах и роликах, удобные скамейки и смотровые площадки, три больших павильона с видом на Московский мост и Левый берег, так побывав однажды в парке Наталка, вы обязательно останетесь здесь на целый день, задумчиво бродя по аллеям и любуясь видами.

Таинственный парк на углу Институтской и Шелковичной

Еще одно прекрасное место для прогулок прячется в недрах правительственного канала. Почему-то этого небольшого парка нет ни в одной адресной книге — у него даже нет названия. Местные жители называют этот оазис просто парком-двором. Но, тем не менее, он ухожен, а на входе красуется серьезная охрана. Самое главное — в этом парке находится, пожалуй, самый красивый фонтан Киева.

Тайна красоты этого места кроется в истории создания. Во времена Российской империи здесь располагался великолепный дворец генерал-губернаторов, окруженный большим садом, построенным в 18 веке. В разные исторические моменты он принадлежал разным властям и выполнял разные функции — когда-то здесь была церковь, потом Генеральный секретариат УНР, резиденция Симона Петлюры, большевистская ЧК. А в 1920 году поляки организовали свой боевой штаб и взорвали его при отступлении. Это одна из крупнейших архитектурных потерь Киева.

Но в 1925 году советская власть убрала руины, которые не подлежали восстановлению, и облагородила запущенный сад, построив по периметру дома для его элиты. Появились беседки, скамейки, скульптуры с монументальным фонтаном в центре. В середине прошлого века этот парк даже попал в советский фильм «Она тебя любит». В настоящее время фонтан отреставрирован — теперь он сделан из китайского мрамора и выглядит великолепно.

Феофанский парк

Феофанский парк

ул. Академика Лебедева, 37, Киев

Поделиться

Показать на карте

Среди удаленных от центра столичных парков обязательно стоит посетить Феофанский парк. Это удивительная природная достопримечательность Киева, которую хорошо продумали ландшафтные архитекторы.

Помимо невероятной красоты местных пейзажей и павильонов, комплекса озер и альпийских горок, Феофанский парк ценен еще и религиозными объектами. Есть паломническая тропа и целебные источники Слезы Божьей Матери. Здесь также растут такие лекарственные растения, как лаванда, мать-и-мачеха и зверобой.

Илья Муромец, Былинный богатырь Святого Киева

Откуда он на самом деле?

12 июля, 00:00

Поделиться:

Всем нам с детства знакомы легендарные имена былинных богатырей. Рожденные из народных эпосов, они стали воплощением бесстрашных защитников нашей земли от набегов кочевников. Слово богатырь (эпический богатырь) происходит из тюркского языка и впервые упоминается в летописях Ипатия, в рассказе о татарских воеводах 1240, 1243 и 1263 годов. Современное понятие богатырь было известно еще в Древней Руси. на народном языке хоробр, или храбр на старославянском языке, а позже трансформировалось в то, что до сих пор известно на украинском языке как хоробры, что означает храбрый. Так что словосочетание хоробрый богатырь — это тавтология, как и «маслянистое масло».

Илья Муромец (Илья Муромец), безусловно, центральная фигура в былинах о древнерусских богатырях и герой наибольшего числа подобных былинных рассказов. О нем известно около 13 классических былин. Добавьте сюда сказки и самобытные казачьи песни, а также популярные литературные обработки сказок об Илье Муромце. Многие наверняка знакомы с подвигами, совершенными этим популярным былинным героем. Мало кто знает, что Илья Муромец был канонизирован Православной церковью. Его останки хранятся в стеклянном саркофаге в одной из пещер Киево-Печерского монастыря наравне с другими киевскими святыми.

Наши предки никогда не сомневались, что Илья Муромец был реальным человеком, воином, который служил киевскому князю, потом стал монахом, а потом был канонизирован. Трудно определить правдивость этого св. Ильи. В Киево-Печерском патерике (Книге житий святых), составленном в начале XIII века, он не упоминается. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году, один из 69 святых Киево-Печерского монастыря. Его самое раннее сохранившееся изображение святого — гравюра середины 17 века. Может быть, с героем отождествлялся совсем другой человек, хотя не исключено, что останки в монастырской пещере и есть останки прототипа этого былинного героя.

Традиционная российская историография, в том числе советская и постсоветская, трактует Илью Муромца как воплощение русского национального духа, в частности русского крестьянства. Фактическим историческим прототипом был не крестьянин и, что еще интереснее, не муромец.

Обычная исходная строка, свойственная былинам, когда Илья выходит на сцену, гласит: «Не из града ли Мурома, из села Карачарово. ..» вроде бы не оставляет сомнений, что богатырь был муромец, Русский город, тем более, что Карачарово до сих пор существует недалеко от Мурома. Однако исторические данные свидетельствуют о том, что Илья Муромец был известен на юге Руси задолго до того, как были записаны первые былины на рубеже XIX и XIX веков.век. Имя легендарного героя впервые упоминается в 1547 году в письме украинского магната Филона Кмыты Чернобыльского Остафию Воловичу, кастеляну Троцкому, в котором он упоминает о силе «Ильи Муравленина и Соловея Будимировича». Кмыта был старостой в Орше, городе Великого княжества Литовского, граничащего с Московией. Обязанности его были обременительны, так как он должен был собирать разведданные о том, что происходит «в Московии» через разведчиков и шпионов, подавать донесения польскому королю, и всегда должен был быть готов отразить атаки неприятеля. В своем письме Кмыта жалуется на свою жалкую судьбу, голод и холод, от которых он страдает из-за скудных припасов, вызванных невниманием царя.

Кмыта вспоминает сцену из былины о богатыре по имени Илья, одном из войск киевского князя, и сравнивает ее со своей ситуацией; как князю Владимиру пришлось прибегнуть к силе Ильи Муравленина и Соловея Будимировича [например, Ильи Муромца и Соловья-разбойника], так придет время, когда и королю понадобится их помощь. Еще одним примечательным фактом является то, что Филон Кмыта был в родстве с Кшиштофом Кмитой, чиновником из Чернобыля, который в 1524 году вместе с Сенько Полозовичем участвовал в формировании отряда киевских казаков, которые позже осуществили нападение на татарскую орду на остров Таван.

Илья упоминается Эрихом Ласоттой. В качестве посланника австрийского императора Рудольфа II он проезжал через Киев в 1594 г. по пути на Запорожскую Сечь. В его путевых заметках есть запись о том, что он видел в Софийском соборе: богато украшенный ларец с останками местного богатыря: «Во втором приделе было погребение Ильи Моровлина (Моровлина), известного богатыря, или богатырь, как его называли; это захоронение ныне разрушено, но еще один его боевой товарищ цел и находится в той же часовне».

Примечателен факт, а именно, что в древнейших былинных записях (XVII в.) упоминается «Илья Муровец». Сохранившиеся рукописи XVIII века содержат древнейшие прозаические пересказы былин об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Есть две редакции: себежская версия (в которой Илья освобождает город Себеж по пути из Мурома в Киев) и черниговская (в которой освобождается Чернигов). Все версии более старой серии «Себеж», по-видимому, происходят из одного источника XVII века. Коллекция, которая представляется наиболее близкой к прототипу, идентифицирует героя как Илью Муровца, а не Муромца, и как жителя города Морива. Имеются южнорусские (украинские) записи таких былин. В финских версиях его фамилия упоминается как Мууровица. Есть эпос донских казаков о богатыре по имени Илья Мурович. Испанец Кастильо, живший в России в конце 18 века, писал об Илье Мурвице.

Все это свидетельствует о том, что его древняя исконная фамилия была не Муромец, а что-то вроде Муравленин, Моровлин, Муровец. Эти вариации от 16 до конца 18 веков побудили исследователей изучить названия различных городов и местностей Киевской Руси. Это исследование подтвердило ряд имен, похожих на первоначальную фамилию Ильи. Так, населенный пункт, известный как Муравица, располагался в окрестностях города Дубно Волынской области. Однако большинство исследователей относят фамилию Ильи к древнему Черниговскому княжеству с городами Моровийск и Карачев. Это предположение полностью соответствует истории: на протяжении более 200 лет, на протяжении XI-XIII веков, Чернигов бросал вызов Киеву в политической и военной мощи, богатстве и славе. Черниговское княжество было местом многочисленных вооруженных столкновений между русскими князьями и половцами. Существует эпос, описывающий освобождение осажденного захватчиками Чернигова, что, безусловно, является отголоском реальных исторических событий, связанных с названием этого города.

Моровск — город в Черниговской области. Название очень напоминает древнерусский город Моровийск. Последняя впервые упоминается в летописях 1139 года н.э. Именно здесь князь Киевский Ярополк заключил союз с князем Всеволодом Ольговичем. В 1152 году князь Изяслав по пути в Чернигов, осажденный Юрием Долгоруким и половцами, сделал остановку в Моровийске. Через два года, в 1154 году, то же самое сделал Юрий Долгорукий, направляясь в осажденный Чернигов. Князь Святослав Черниговский с перечислением городов, находящихся под его юрисдикцией в 1159 г., — отметил Моровийск. Князь Святослав Мстиславич посетил Моровийск в 1160 году, а в 1175 году князь Олег Святославич Новгород-Северский в междоусобице с князем Святославом Всеволодовичем сжег Моровийск.

Город Карачев находился на границе Черниговского и Новгород-Северского княжеств; впервые упоминается в летописях в 1146 г. В междоусобице между черниговскими князьями Святослав Ольгович, лишенный всякой надежды удержать свой город, ушел в Карачев, напал на него и разграбил его, а сам пошел к вятичам. Заключив мир где-то в 1155 году, Святослав заключил меновую сделку и получил обратно Карачев. Позже город перешел к киевскому князю Святославу Всеволодовичу (одному из героев «Слова о полку Игореве»), а позже город служил военной базой киевских князей в их борьбе с половцами и рязанцами9.0003

В XIX веке известный исследователь былин В. Ф. Миллер поставил под сомнение якобы муромско-карачевское происхождение Ильи Муромца. Он указывал на ее отсутствие в древнейших письменных былинах (по его мнению, такими былинами были те, в которых не упоминалось о казачьем статусе Ильи и где он упоминался как храбрый молодой витязь, а не как старик). Комментируя письмо Кмыты Чернобыльского, В. Ф. Миллер отметил, что автор был литовским подданным, а значит, врагом Московии, эффективно защищавшей литовские границы от московских рыцарей, поэтому вряд ли мог считать Илью Муравленина «крестьянином из русского города». Мурома». Поэтому, обращаясь к древнейшим вариантам имени богатыря, исследователь пришел к выводу, что фамилия знаменитого былинного богатыря Ильи Муромца изначально была связана не с древнерусским городом Муромом, а с другой местностью. По его мнению, Муром в былинах на самом деле был Моровийском Черниговского княжества.

Сторонники муромского происхождения богатыря (например, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков и др.) утверждают, что южнорусский город Моровск, на пути из Чернигова в Киев, не вписывается в эпический узор этого таинственного « город Моров»; что расстояние между Моровском и Киевом слишком мало, чтобы быть прославленным в былинах отмеченным богатырскими подвигами; что дорога из Мурома в Киев, через Чернигов, больше похожа на нее. Однако при взгляде на обычную карту хорошо видно, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев расположены примерно на одной линии. Иными словами, упоминаемая в былинах «прямая дорога» из Мурома неизбежно должна была проходить через Девят Дубов, деревню в окрестностях Карачева, где устроил логово Соловей-Разбойник. И вот Илье Муромцу пришлось драться с ним первым, потому что никак не обойти «те Брынские леса» и не перейти реку Смородину, не дойдя до Чернигова. Однако легенда гласит, что Илья сначала освободил Чернигов, а потом отправился на поиски Соловья-разбойника.

Учитывая, что Моровск входил в состав Черниговского княжества, логично, что Илья должен был сначала послужить Чернигову, а потом предложить свои услуги киевскому князю. Доказательство этому находим в тексте былины: отец и мать, удовлетворив его просьбу поехать в Киев, говорят ему ехать через Чернигов. Согласно другой былине, Илья просит у отца благословения на поездку в Чернигов, откуда он проследует в Киев к князю Владимиру. Иными словами, противоречия между былинами и карачевскими легендами нет. Илья уехал из родного Моровска. Направляясь в Киев, он проехал через Чернигов, где сразился с Соловьем-разбойником в окрестностях Карачева, схватил его и отвез в Киев, где был удостоен аудиенции у великого князя Владимира.

Исторически сама экспедиция против Соловья-Разбойника могла исходить из Киева. Соловей-разбойник — образ былинного богатыря, представителя племени, с которым часто приходилось воевать киевским князьям. Легенда гласит, что Соловей-разбойник имел свое логово на прямой, короткой дороге из Суздаля в Киев, которая проходила через густую лесистую местность, в том числе обширные болота. Можно с уверенностью предположить, что образ Соловья – это образ героя, происходящего из вятичей или других местных финно-угорских племен. В летописях упоминается о ряде походов киевских князей на вятичей. 9 год66 г. засвидетельствована победа князя Святослава над этим племенем, согласившимся платить дань. Князь Владимир Киевский предпринял победоносный поход против них в 981 году. В 982 году, когда вятичи взбунтовались, князь Владимир напал на них и снова разбил их. Таких столкновений должно было быть много, больше, чем зафиксировано летописцами; они должны были породить образ вятицкого былинного богатыря, живущего в дремучем лесу.

Илья Муромец победил Соловья-разбойника и расчистил «прямую дорогу», что имело большое историческое значение и соответствовало исторической правде. Такие прямые дороги (например, пути по Днепру до самого Черного моря, по Волге до Каспийского моря) обычно захватывались врагами — хазарами, печенегами, половцами в X—XIII вв., а также волжскими и Крымские татары в 13-16 вв. Очистка этих путей от разбойничьих соловьев — разбойников с большой дороги — была трудом, равносильным ратному подвигу, и воспевалась в былинах. Иными словами, легенды коренятся в исторических фактах, вроде походов против разбойников (возможно, и против беглых крепостных), которые заказывали киевские и черниговские князья. Что же касается Мурома, то этот город примерно в тысяче верст по прямой линии от Киева изначально фигурировал в былинах как родовой центр финно-муромских племен.

Существует и другая вполне обоснованная версия, объясняющая фамилию Ильи, связывающая его не с черниговским периодом, а непосредственно с киевским периодом богатырской деятельности. Следует помнить, что киевский цикл былин о князе Владимире Солнечном и его богатырях был составлен именно в тот исторический момент, когда древнерусское государство столкнулось с неотложной задачей защиты своих границ. Столкнувшись с угрозой, надвигавшейся из Великой Степи, Киев прежде всего должен был перекрыть все подходы врага. Князь Владимир перешел от политики набегов на непокорные соседние народы к плановому оборонному строительству вокруг города. В 988 летописец писал: «Владимир сказал: «Нехорошо иметь небольшое число городов в окрестностях Киева», и начал строить такие города по берегам рек Десны и Устрии, Трубешова, Сулы и Стугни. ». Пограничные «города» древнерусского государства не были городами в современном понимании этого слова. Это были компактные военные поселения, первоначально построенные как примитивные деревянные крепости или «замки», защищенные частоколом, известные как заставы — форпосты раннего оповещения, чтобы князь мог своевременно получать информацию о нападении кочевников — и где жители соседних поселений могли получить убежище в отчаянные времена.

Было бы ошибочным полагать, что князь Владимир лично возводил такие города, т. е. лично руководил их строительством. Само собой разумеется, что такие проекты были поручены кому-то другому, чьей порядочности и трудолюбию князь мог доверять. Илья Муромец был таким человеком. «Это было у славного города Киева. В рыцарских степях стояла богатырская застава. Атаманом заставы был Илья Муромец…» Эти строки из древнерусского эпоса передают сквозь мрак веков очертания неприступных дубовых частоколов и высоких крепостных земляных валов, укомплектованных богатырями-богатырями, зорко взирающими в бескрайнюю степные просторы. Таким образом, Илья мог получить свою фамилию Муромец не от топонима, а от того, что он возводил оборонительные сооружения, крепостные стены (известные как муры на древней Руси) для защиты Киева от набегов кочевников.

Образ Ильи Муромца претерпел значительную эволюцию. Илья-крестьянский сын или Илья-казак — более поздние образы, созданные в XVI-XVII вв. на севернорусской земле. На самом деле он должен был быть киевским воеводой или офицером княжеского войска. Тот бурный период наложил на него свой отпечаток, превратив его в «казака» и, наконец, в сына крестьянина, по преданиям, ходившим на Крайнем Севере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts