Молитва пушкин стих: Стихи классиков, Пушкин А.С. Молитва

Разное

«Во дни печальные Великого Поста…» (Ефрем Сирин и Александр Пушкин)

Сре­ди мно­же­ства про­ник­но­вен­ных ве­ли­ко­пост­ных мо­литв и пес­но­пе­ний осо­бен­но вы­де­ля­ет­ся од­на, сум­ми­ру­ю­щая в се­бе глав­ные ве­хи на пу­тях ду­хов­но­го вос­хож­де­ния. Она при­над­ле­жит во­сточ­но­му­ от­цу Церк­ви св. Еф­ре­му Си­ри­ну (ок. 306–373 гг.), за­слу­жив­ше­го у совре­мен­ни­ков по­чет­ное про­зви­ще «си­рий­ско­го про­ро­ка». На­пи­сан­ная в ори­ги­на­ле (на си­рийс­ком язы­ке) сти­ха­ми, эта мо­лит­ва, из­вест­ная как «Мо­лит­ва пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на», зву­чит в на­ших хра­мах в рит­ми­зи­ро­ван­ном сла­вян­ском про­за­и­че­ском пе­ре­во­де. Тво­рит­ся она с вы­со­кой ве­ли­ко­пост­ной тор­же­ствен­но­стью.

В опре­де­лен­ные мо­мен­ты бо­го­слу­же­ния свя­щен­ник вы­хо­дит из ал­та­ря и, стоя на ам­воне, ли­цом к Цар­ским вра­там, гром­ко про­из­но­сит три её про­ше­ния, со­про­вож­дая каж­дое из них зем­ным по­кло­ном. Под­няв­шись, он со­вер­ша­ет две­на­дцать по­ясных (ма­лых) по­кло­нов, каж­дый со сло­ва­ми «Боже, очи­сти мя греш­но­го». По окон­ча­нии их, вы­пря­мив­шись, гром­ко про­из­но­сит мо­лит­ву св. Еф­ре­ма пол­но­стью, все три про­ше­ния од­но за дру­гим, без пе­ре­ры­ва, и тво­рит ещё один зем­ной по­клон, по­сле че­го мол­ча ухо­дит в ал­тарь. Вслед за свя­щен­ни­ком, под­ра­жая ему, по­кло­ны со­вер­ша­ют и все мо­ля­щи­е­ся в хра­ме.

Чте­ние мо­лит­вы Еф­ре­ма Си­ри­на на­чи­на­ет­ся, со­глас­но Уста­ву, со сре­ды Сыр­ной сед­ми­цы (мас­ле­ни­цы) и за­кан­чи­ва­ет­ся в Страст­ную Сре­ду. Ис­клю­чи­тель­ная важ­ность мо­лит­вы за­фик­си­ро­ва­на её бо­го­слу­жеб­ным ста­ту­сом: не яв­ля­ясь осо­бой иерей­ской мо­лит­вой (как мо­лит­вы ев­ха­ри­сти­че­ские или све­тиль­нич­ные), мо­лит­ва Еф­ре­ма Си­ри­на не мо­жет со­вер­шать­ся ни чте­цом (ана­гностом), ни да­же дья­ко­ном (ко­то­ро­му доз­во­ля­ет­ся бо­го­слу­жеб­ное чте­ние Еван­ге­лия!), но лишь свя­щен­ни­ком. «Устав под­вер­га­ет ве­ли­кой от­вет­ствен­но­сти пред Бо­гом и су­дом Церк­ви как свя­щен­ни­ка, ес­ли он без долж­но­го вни­ма­ния чи­та­ет мо­лит­ву и небреж­но со­вер­ша­ет по­кло­ны, так и всех пра­во­слав­ных, ес­ли они со­вер­ша­ют по­кло­ны с бес­тол­ко­вой то­роп­ли­во­стью, не вслу­ши­ва­ясь в сло­ва мо­лит­вы и не под­ра­жая свя­щен­ни­ку»[1]. Про­чтем её вме­сте.

«Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та (жи­тия) мо­е­го! Дух празд­но­сти, уны­ния, лю­бо­на­ча­лия и празд­но­сло­вия не даждь ми.

Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния и люб­ви даруй ми, ра­бу Тво­е­му.

Ей, Гос­по­ди Ца­рю, да­руй ми зре­ти моя пре­гре­ше­ния, и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков. Аминь.»[2]

В 1836 го­ду один пе­тер­бург­ский при­хо­жа­нин дал пе­ре­ло­же­ние этой глу­бо­кой и про­ник­но­вен­ной мо­лит­вы в алек­сан­дрий­ских сти­хах, от­ли­ча­ю­щих­ся боль­шой смыс­ло­вой точ­но­стью (для на­гляд­но­сти, вы­де­ле­ны в его из­вест­ном сти­хо­тво­ре­нии кур­си­вом).

«От­цы пу­стын­ни­ки и же­ны непо­роч­ны,

Чтоб серд­цем воз­ле­тать во об­ла­сти за­оч­ны,

Чтоб укреп­лять его средь доль­них бурь и битв,

Сло­жи­ли мно­же­ство бо­же­ствен­ных мо­литв;

Но ни од­на из них ме­ня не уми­ля­ет,

Как та, ко­то­рую свя­щен­ник по­вто­ря­ет

Во дни пе­чаль­ные Ве­ли­ко­го по­ста;

Всех ча­ще мне она при­хо­дит на уста

И пад­ше­го кре­пит неве­до­мою си­лой:
Вла­ды­ко дней мо­их! Дух празд­но­сти уны­лой,
Лю­бо­на­ча­лия, змеи со­кры­той сей,
И празд­но­сло­вия не дай ду­ше мо­ей.
Но дай мне зреть мои, о Бо­же, пре­гре­ше­нья,
Да брат мой от ме­ня не при­мет осуж­де­нья,
И дух сми­ре­ния, тер­пе­ния, люб­ви
И це­ло­муд­рия мне в серд­це ожи­ви.»

Вы уже до­га­да­лись, что «та­ин­ствен­ный при­хо­жа­нин», вни­ма­ю­щий сло­вам ве­ли­кой мо­лит­вы, – Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин. Нам пред­став­ля­ет­ся в выс­шей сте­пе­ни при­ме­ча­тель­ным, что эти толь­ко что про­зву­чав­шие стро­ки бы­ли на­пи­са­ны им ле­том, 22 июля 1836 го­да, спу­стя по­чти че­ты­ре ме­ся­ца по окон­ча­нии Ве­ли­ко­го по­ста (Пас­ха в тот год при­хо­ди­лась на 29 мар­та). Это зна­чит, что дав­но от­зву­чав­шая в хра­мах мо­лит­ва зву­ча­ла в его серд­це непре­стан­но.

Сти­хо­тво­ре­ние «От­цы пу­стын­ни­ки…» вхо­дит в неза­вер­шен­ный «Ка­мен­но­ост­ров­ский цикл», сви­де­тель­ству­ю­щий о ду­хов­ном са­мо­углуб­ле­нии по­эта, ви­ди­мо, пред­чув­ство­вав­ше­го, что ско­ро ему суж­де­но пред­стать пред Су­ди­ёй вся­че­ских. От­сю­да и ве­ли­ко­пост­ные – по­ка­ян­ные и про­щаль­ные – мо­ти­вы. И дей­стви­тель­но, услы­шать на зем­ле мо­лит­ву Еф­ре­ма Си­ри­на в Ве­ли­ком по­сту сле­ду­ю­ще­го го­да, «ра­бу Бо­жию Алек­сан­дру» уже не до­ве­лось. Пас­ха 1837 го­да бы­ла позд­няя, 18 ап­ре­ля (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю), и Пост на­чи­нал­ся 1 мар­та, а сре­да Сыр­ной сед­ми­цы, ко­гда впер­вые зву­чит в пра­во­слав­ных церк­вах эта мо­лит­ва, при­хо­ди­лась на 24 фев­ра­ля. Ро­ко­вой вы­стрел у Чер­ной реч­ки гул­ко гро­мых­нул в мо­роз­ном воз­ду­хе че­тырь­мя неде­ля­ми ра­нее.

По зна­ме­на­тель­но­му сов­па­де­нию, А. С. Пуш­кин умер на дру­гой день по­сле па­мя­ти свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на, со­вер­шае­мой Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 28 ян­ва­ря по Юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю. В XX и XXI сто­ле­ти­ях оба этих со­бы­тия – при пе­ре­во­де их на но­вый ка­лен­дар­ный стиль – сов­па­да­ют и вос­по­ми­на­ют­ся на­ми од­новре­мен­но – 10 фев­ра­ля.

Вспом­ним се­го­дня об этих двух по­этах. В чем-то они диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны, но то, что их на­все­гда со­еди­ни­ло, – вряд ли мож­но на­звать слу­чай­но­стью.

Ю. Ру­бан,
кан­д. ис­т. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия

 

[1]Бул­га­ков С. В. На­столь­ная кни­га для свя­щен­но-цер­ков­но-слу­жи­те­лей. Часть I. М., 1993, с. 555.

[2] По­дроб­нее об этой мо­лит­ве см.: Уша­ков Н. По­ка­ян­ная мо­лит­ва пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на и чер­ты его жиз­ни. М., 1905; а так­же: Де­ни­сов Л. Жизнь и тво­ре­ния св. Еф­ре­ма Си­ри­на, про­по­вед­ни­ка по­ка­я­ния. С при­ло­же­ни­ем его пред­смерт­но­го за­ве­ща­ния, по­ка­ян­ной мо­лит­вы и уве­ща­ний к по­ка­я­нию, из­вле­чен­ных из «Гим­нов о по­ка­я­нии». М., 1897.

Анализ стихотворения Пушкина Молитва сочинения и текст

  • Анализ стихотворений
  • Пушкин
  • Молитва



Анализ стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии.

Стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу …» – также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью. Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно предательский выстрел Дантеса. Необычно и ритмическое построение стихов: четырехстопный ямб, характерный для Пушкина, заменяется шестистопным, что делает строку более длинной и напевной.

Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у «владыки дней»? «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками (будь то шестикрылый Серафим или простой священник) налицо и в том и в другом произведении. Существенное различие заключается лишь в том, что в «Пророке» «глас бога» взывает к лирическому герою, а не наоборот. «Зреть» свои прегрешенья, а не «жечь глаголом сердца людей» – вот основная мысль стихотворения «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» Подобное сравнение раскрывает эволюцию внутреннего мира самого поэта: за 10 лет меняется не только лирический герой, но и сам Пушкин. Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие‑концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния. Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.

Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как «дольных бурь и битв», «дни печальные великого поста», «дух праздности унылой». Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках. Стихотворение‑молитва, стихотворение – воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов – «возлетать» и «зреть» – введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно‑славянской письменности.

Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.

Произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…» написано 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, когда до его трагиче-ской гибели фактически осталось полгода. При жизни Пушкина стихотворе-ние не было напечатано. Оно входит в цикл, дошедший до нас не полностью, и обозначено под номером II. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, святого, прошедшего тернистый путь познания бога.

Случайно ли то, что именно незадолго до смерти Пушкин обратился к библейским молитвам, создав стихотворение «Отцы пустынники…»? Предчувствовал ли он смерть, или это было просто желание зрелого поэта еще раз обратиться к богу. Пушкина из всех молитв «умиляет» одна. И ею стала молитва, которую читают «Во дни печальные Великого поста». Пост требует от человека смирения, послушания, отказа от многих благ жизни, милосердия и сострадания к ближнему. Это своего рода очищение перед всевидящим господним оком.

Разговор человека с богом – святое таинство, подобно тайне любви, рождения и смерти, и Пушкин произносит свое откровение-молитву искренне, с большим чувством. О чем просит бога поэт? Не благ, не злата и серебра. Он беспокоится о своей душе, о том, чтоб в ней не было «духа праздности», «любоначалия», «празднословия».

И даже Пушкин произносит слово: «Дай!». Потом проникновенно, с волнением взывает ко всевышнему:

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья

Да, рассмотреть и признать свои грехи дано не каждому. Чаще человек склонен видеть грехи других.

Заключительные строки стихотворения можно поставить лейтмотивом всего творчества А.С. Пушкина:

И дух смирения, терпения, любви И целомудрие мне в сердце оживи.

За этими словами – целый мир, такие емкие понятия раскрываются перед читателем из мира поэзии Пушкина. Что такое, к примеру, смирение? В словаре С.И. Ожегова есть толкование этого слова. Мы читаем: «отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле». Но я сомневаюсь, что именно о таком смирении пишет поэт. Здесь речь идет о смирении только перед богом.

А слову «терпение» дано четыре толкования, из которых, по моему мнению, подходит только одно. Это – переносить страдание, боль. От себя хочу добавить – ради высокой, благородной цели.

Почему слово «целомудрие» Пушкин оставляет в самой последней строке? Да потому, что оно стоит многих других. Понятие «строгая нравственная чистота» заключает все то, о чем поэт пишет ранее.

Тон повествования стихотворения размеренный, молитвенный. Размеренность повествования достигается за счет стихотворного размера и четко организованной рифмы. Пушкин прибегает к любимому своему строению стиха, пишет ямбом, располагая рифму в смежном порядке. Произведение обладает целым рядом художественных особенностей.

К примеру, лексика весьма своеобразна. Мы увидим обилие старославянизмов: «взлетать, дальних, уста, владыко, сокрыто». Эти слова усиливают торжественность общего фона. Читая стихотворение «Отцы пустынники…», делаешь для себя маленькие «открытия». Вот, к примеру, сравним два слова: «любоначалие» и «любовь». Они однокоренные, а значит, являются близкими по значению. Но при глубоком анализе их, найдя исторические истоки, убеждаешься, насколько разные эти слова. «Любоначалие» несет отрицательный смысл, а «любовь» — положительный. Да, русский язык поистине достоин удивления, как достойно удивления умение Пушкина так виртуозно владеть им.

Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, с которыми люди обращаются к богу.

Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Но и в ней можно выделить два начала. Поэт взывает к богу с просьбой избавить его душу от «грехов», а затем умоляет о «благодати» для своего сердца.

Что касается синтаксической стороны произведения, то нужно отметить одну особенность. Мы увидим всего два предложения в составе стиха. Если заглянуть в любую молитву «Молитвослова», можно отметить, что они составлены в основном из сложных предложений. И в этом автор сохраняет древнюю традицию, о творчестве А.С. Пушкина сказано очень много громких фраз и высоких слов. Но я считаю, что ценность стихов великого поэта в том, что для каждого человека они остаются постоянным спутником жизни. К творчеству Пушкина никогда не поздно обратиться, чтоб найти мудрый и добрый совет друга, поучиться «смирению, терпению, любви…»

Стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу …» – также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью. Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно предательский выстрел Дантеса. Необычно и ритмическое построение стихов: четырехстопный ямб, характерный для Пушкина, заменяется шестистопным, что делает строку более длинной и напевной.

Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у «владыки дней»? «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками (будь то шестикрылый Серафим или простой священник) налицо и в том и в другом произведении. Существенное различие заключается лишь в том, что в «Пророке» «глас бога» взывает к лирическому герою, а не наоборот. «Зреть» свои прегрешенья, а не «жечь глаголом сердца людей» – вот основная мысль стихотворения «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» Подобное сравнение раскрывает эволюцию внутреннего мира самого поэта: за 10 лет меняется не только лирический герой, но и сам Пушкин. Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие‑концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния. Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.

Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как «дольных бурь и битв», «дни печальные великого поста», «дух праздности унылой». Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках. Стихотворение‑молитва, стихотворение – воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов – «возлетать» и «зреть» – введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно‑славянской письменности.

Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.

Великое творение великого поэта. Как всякое действительно замечательное произведение, роман «Евгений Онегин» стал целым этапом в развитии русской лите…

«Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. И это действительно так. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все …

Как истинно народного поэта Александра Сергеевича Пушкина не могла не волновать история народных восстаний. Поэт изучал документы, относящиеся к истор…

«Отцы пустынники и жены непорочны…» А.Пушкин

«Отцы пустынники и жены непорочны…» Александр Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Анализ стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа. В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии. Ключевая пропагандируемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, — покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста.

Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание». В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами. Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоезычен, завистлив, спорил с соседями, жестоко поступал с друзьями и так далее. Раскаялся он после особенного вразумления Божия. Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».

Главная мысль, транслируемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…», — христианский стихотворец-пророк не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать. Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. Мотив зрячести для лирики Александра Сергеевича необыкновенно важен, хотя встречается он не так уж часто. В частности, тема эта использована в знаменитом «Пророке». В нем шестикрылый серафим легкими перстами коснулся глаз лирического героя, после чего произошло следующее:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Скорей всего, символически прозрение означает отказ от грехов молодости, первый шаг на пути к свободе, какой ее понимает православное христианство. «Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.

«Отцы пустынники и жены непорочны», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку». «И виждь, и внемли».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Язык, тропы и образы

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй. благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.

Послушать стихотворение Пушкина Молитва

Темы соседних сочинений

← Мой друг↑ ПушкинМоя родословная →

Картинка к сочинению анализ стихотворения Молитва

Настроение произведения Молитва

Russian Kids Verses — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(66 релевантных результатов)

Verses на русском языке — Etsy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts