Рабы божии: Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Почему мы — рабы Божии? Мы же сыны? – Православный журнал «Фома»
9 декабря 2019
Автор: ЕПИФАНЦЕВ Сергий, протодиакон
jonty.fisher
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Вопрос читателя:
Молитва Господня начинается словами «Отче наш», то есть Бог – наш Отец, а мы – Его дети. Также об этом говорится в Ветхом Завете. Почему же тогда мы считаем себя рабами Божьими? Ведь сын не может быть рабом своего отца.
Артемий
Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:
Здравствуйте, Артемий!
Я очень люблю этот вопрос и часто слышу его, ответ на него кажется мне очень простым. Этот вопрос, кстати, любят неоязычники, комментируя его пафосными заявлениями на подобие «мой бог меня рабом не называл. ..»
Вспомним, что говорит об этом Сам Христос, как Он называет нас. «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что́ делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:14-17).
Действительно, в чем же логика? Ведь Спаситель прямо говорит, что не называет нас рабами? Зачем же нам это «унизительное» наименование?
Древние христиане, используя это название, представляли себе римского раба, а не бесправного жителя средневековой Азии. Не буду вдаваться в исторические подробности рабовладельческого строя. Представлю вам выводы, вернее даже — интуицию, ощущения. «Я — раб Создателя Космоса и всей материи и подчиняюсь непосредственно ему. От всего остального я свободен и никому более не подчиняюсь. В общении с людьми я руководствуюсь теми законами, которые Он мне дал, а законы людей исполняю до тех пор, пока они не противоречат Его законам». Это очень, даже ОЧЕНЬ высокое положение. Намного выше, чем окруженный почестями, приехавший в провинцию слуга императора. Ну или секретарь президента. Понимаете? Это не унижение, а невероятное возвышение.
Есть и еще одна сторона. Вспомните притчу о блудном сыне. Когда он, умирая от голода, осознал, что поступил как свинья, какие слова пришли ему в голову? «…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18-19). И вот тут, я думаю, полнота ответа на ваш вопрос.
Сын не может быть рабом своего отца? Но сын может быть предателем, который понимает, что он недостоин сыновства! Если быть честным, я не раб Божий. Я раб своих греховных страстей, изображенных в притче под видом свиней, которых пас несчастный. И вот, я прихожу на исповедь, понимая, что предел моей надежды — это перестать быть рабом мерзости, в которой я погряз, и начать работать Богу, Который меня любит и Которого я предал.
И на исповеди меня встречает бегущий навстречу Бог, в слезах радости возвращающий мне мое сыновство. И в этой Его радости я еще больше осознаю свое свинство, мне стыдно. Он ведет меня на трапезу, Он сажает меня рядом с апостолами, дает мне небесную пищу — Евхаристию. А мне все еще не верится, не осознается, что можно ТАК прощать… И я повторяю молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному…». А потом поворачиваюсь к бывшим хозяевам-свиньям и говорю : «Я раб Бога Живаго и Ему служу Я не ваш раб и не буду больше служить вам, я отказываюсь от вас». И вот здесь словосочетание «раб Божий» сверкает в устах христианина, как острый меч. Я работаю Богу и не хочу больше работать страстям.
Конечно, так должно быть. А на деле — мы малодушны и после исповеди вновь возвращаемся к своим свиньям. Но в том то и дело, что мы вновь и вновь приходим к Отцу за прощением. И он вновь и вновь называет нас сыновьями и дочерьми. А мы — напоминаем себе, что мы «рабы Божьи», если хотите — воины Царя Небесного, мы хотим исполнять Его благую волю, а не волю врага, желающего нашей погибели.
И в этом я искренне желаю и себе и вам благодатного поспешения, раб Божий Артемий! Храни вас Господь!
Подробнее читайте в материале:
|Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?
Фото jonty.fisher
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Почему «Раб Божий» – это высокий титул?
«Раб Божий» – это словосочетание околоправославной среде смущает многих и порождает множество спекуляций со стороны атеистов. «Православие, – говорят они, – как, впрочем, и все авраамические религии пронизано человеконенавистничеством и унижает достоинство верующих! Мы не рабы, рабы – не мы!». Цель данного экскурса показать, что «раб Божий» – одно из высочайших наименований, которое мы можем применять к себе.
Итак, почему же все христиане, включая апостолов, называют себя рабами Христовыми[1]? С одной стороны, в этом есть глубочайшее смирение и вера в то, что Иисус есть Сын Божий, есть Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки. С другой же стороны, нельзя не отметить, что Сам Господь употребляет словосочетание «раб Мой» только к определенным лицам: к Аврааму[2], к Моисею[3], к Халеву[4], к Давиду[5], к Елиакиму, сыну Халкиину[6], к Иову[7], к Своим пророкам[8] и к Иакову (Израилю)[9], под которым подразумевается весь народ, происходящий от него. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора[10], рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4 Цар. 21:15), в некоторых мессианских пророчествах Своего единородного Сына[11].
Из этого перечисления персонажей Ветхого Завета видно, что они, кроме Единородного Сына Божия, в большей или меньшей степени грешные люди. Порой они действовали против воли Божией, но, прибегая к целительной силе покаяния, возвращались к Господу. Но понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, когда как ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделен свободной волей и даже Господь не может ее нарушить. Следовательно, употребляя слово «раб», Господь влагает в него иной, Божественный смысл. Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин. 8:34), не укоренен в нем, что он раб праведности (см.: Рим. 6:16-20).
Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличии от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими. Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нем Господь только дает нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы. Можно сказать, что сразу после Крещения человек встает на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой. Это, кстати, позволяет по-другому взглянуть на традицию древней Церкви, по которой верующие крестились уже в зрелом возрасте (в 30 лет и позже): человек должен был духовно дорасти до Святого Крещения и хотя бы приблизиться к званию «раб Божий».
Все же крещенные во Христа призваны быть детьми Божиими: в молитве Господней мы обращаемся к Нему словами «Отче наш». Мы должны стремиться быть достойными именоваться детьми Отца Небесного. А для этого, по мысли святых Отцов[12], нужно возрасти из состояния раба, делающего все из страха перед господином, сначала в состояние наемника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего все из любви к отцу. Проблема лишь в том, что немногие крещенные достойны носить даже звание раба Божиими, являясь рабами греха.
При этом, «раб Мой» – это не единственный эпитет, который употребляет Господь к людям. В Ветхом Завете Он называет Авраама Своим другом[13], в Новом же Господь наш Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Такое обращение означает полное доверия Господа к тем, кто исполняет то, что Он заповедал (см.: Ин. 15:14). Только Своим друзьям Бог открывает тайны Домостроительства. Так было с Авраамом, который был избран, чтобы от него произошел Спаситель, после того, как он по Божиему повелению едва не принес в жертву единственного сына. Так же и апостолы были названы Христом Своими друзьями перед тем, как Он, вверив им великое Таинство Евхаристии н весь мир, добровольно взошел на крест.
Смотрите также:
Иеромонах Павел (Черкасов). «»Пес смердящий» и «грешный паче всех человек»: почему в православных молитвах так много самоуничижения».
[1] Иак. 1:1; 2Пет. 1:1; Иуд .1:1; Рим. 1:1; 1Кор.7:22; 2Кор.4:5; Гал. 1:10; Еф. 6:6; Фил. 1:1; Кол. 4:12; Тит. 1:1; Откр.1:1.
[2] Быт. 26:24.
[3] Чис. 12:8; Нав. 1:2,7; 4Цар.21:8; Мал. 4:4.
[4] Чис. 14:24.
[5] 2Цар. 3:18; 2Цар. 7:5,7; 3Цар. 11:13,32,34,36,38; 3Цар. 14:8; 4Цар. 19:34; 4Цар. 20:6; 1Пар. 17:4,7; Пс. 88:21; Ис. 37:35; Иер. 33:21,22,26; Иез. 34:23,24; Иез. 37:24,25
[6] Ис. 22:20.
[7] Иов. 1:8; Иов. 2:3; Иов. 42:7,8.
[8] 4Цар. 9:7; 4Цар. 17:13; Иер. 7:25; Иер. 26:5; Иер. 29:19; Иер, 35:15; Иер. 44:4; Иез. 38:17; Зах. 1:6.
[9] Ис .41:8; Ис. 44:1,2,21; Ис. 45:4; Ис. 49:5,6; Ис. 65:9; Иер. 30:10; Иер. 33:26; Иер. 46:28; Иез. 28:25; Иез. 37:25
[10] Иер. 25:9; Иер. 27:6; Иер. 43:10.
[11] Ис. 49:3,5,6; Ис .52:13; Ис. 53:11; Зах. 3:8.
[12] См., напр.: прп. Авва Дорофей, поучение четвертое: о страхе Божием.
[13] Ис. 41:8.
Семь отметок божественного слуги
$ 0,00 CART
Поиск
Брэд Арчер
Вы знаете, что у правителей язычников его, и их великие. осуществляет полномочия над ними. Да не будет так среди вас. Но кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. (Матфея 20:25б-27)
Хотя конкретные способы нашего служения различаются по времени, месту и положению, у всех служителей Бога есть нечто общее.
Раб смирен
Ничего не делайте из корыстного честолюбия или тщеславия, но в смирении почитайте других высшими себя. Пусть каждый из вас смотрит не только на свои интересы, но и на интересы других. Имейте между собой этот ум, который принадлежит вам во Христе Иисусе, Который, хотя и был в образе Божием, не почитал равенства с Богом за что-то важное, но опустошил себя, приняв образ раба, родившись по подобию мужчин. И, оказавшись в человеческом образе, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, даже до смерти крестной. (Филиппийцам 2:3-8)
Незадолго до своей смерти Иисус решил дать своим последователям ясное представление о том, какое отношение они должны иметь. Он снял верхнюю одежду, взял таз и вымыл им ноги.
12 пар ног, которые омыл Иисус, принадлежали волосатым мужчинам, которые ходили по ухабистым дорогам вместе со всевозможным скотом, до регулярной уборки дорог или ежедневного душа. Очищать их будет работой слуги, и притом скромного. Ученики сопротивлялись мысли о том, что их учитель и учитель должен опуститься до такой неблагодарной задачи, но Иисус был настойчив.
Вы называете меня Учителем и Господом, и вы правы, потому что я такой. Итак, если Я, ваш Господь и Учитель, умыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то, что я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланный не больше пославшего его. Если вы это знаете, блаженны вы, если делаете это. (Иоанна 13:13-17)
Если Иисус смирил себя таким образом — и даже больше в Своей смерти — тогда и мы должны быть смиренными во всем, что мы делаем для него и других.
Слуга готовится
Лучше приучай себя к благочестию; ибо в то время как телесное упражнение имеет некоторую ценность, благочестие ценно во всех отношениях, так как оно обещает жизнь настоящую, а также жизнь грядущую… Упражняйтесь в этом, погружайтесь в это, чтобы все могли видеть ваш прогресс. (1 Тимофею 4:7б-8; 15)
Когда вы нанимаете кого-то, чтобы сделать важный ремонт или улучшение вашего дома или машины, вам нужен человек, который часами учится и совершенствует свое мастерство и пользуется уважением в своей области. . Вы бы не взяли кого-то без опыта.
Однако именно это и делает Иисус. Он берет на работу полных новичков, не имеющих никакого реального опыта в деле Божьем. Временно, через Писание, присутствие Святого Духа и церковное служение, Бог предлагает обучение на рабочем месте.
Иисус завершил дело спасения для нас на кресте, привел нас к нему, дал нам Святого Духа в качестве нашего советника и поручил нам заниматься Своим делом. Он завершил дело нашего спасения, но по-прежнему призывает нас трудиться для Его Царства. Поэтому с благодарностью и любовью мы учимся быть самыми эффективными слугами.
Слуга Настойчиво
Оставайтесь одетыми для действия и держите свои лампы зажженными, и будьте подобны людям, которые ждут своего хозяина, вернувшегося домой с свадебного пира, чтобы они могли открыть ему дверь сразу, когда он придет и стучит. Блаженны те слуги, которых господин найдет бодрствующими, когда придет… Если он придет во вторую стражу или в третью и найдет их бодрствующими, блаженны те слуги! (Луки 12:35-37а; 38)
Работа, которую нам поручили, долгая и утомительная, за нее мало благодарности или признания, и может показаться, что она ничего не значит, пока она выполняется. Продолжать такую работу — это вызов, с которым никто из нас не может справиться в одиночку.
Но мы не одни. Мастер дает нам других, чтобы работать рядом, славное будущее, к которому нужно стремиться, и обещание, что наша работа не будет напрасной. Самое главное, Он отдает нам Себя, действуя в нас и через нас, чтобы мы могли быть действительно готовы к тому, когда Он придет.
Слуга служит там, где нужно
Ибо, хотя я и свободен от всех, я всем поработил себя, чтобы приобрести еще больше… Я стал всем для всех людей, чтобы во что бы то ни стало сохранить некоторые. Я делаю все это ради Евангелия, чтобы разделить с ними его благословения. (1 Коринфянам 9:19; 22b-23)
Иисус прошел сотни миль. Вероятно, он часто спал на земле. Его облапошивали люди. Он испачкался. Ему приходилось сталкиваться с пререканиями своих коллег. Он вымыл грязные вонючие ноги своего спутника.
Он сделал все необходимое для распространения Евангелия. Преследуя эту цель, перед ним не стояла задача.
Точно так же и у последователей Христа не должно быть ограничений в желании служить; означает ли это поехать за границу или отправиться в не очень приятную часть города; отдавать миссии или отказываться от свободного времени; смена шины или смена подгузника.
Слуга служит (или нет) так, как велит Бог
Давид хотел служить Богу и прославлять его, строя для Него прекрасный и постоянный дом. Он начертил схемы здания, сделал планы всех деталей Храма и даже поговорил со священниками и левитами, чтобы убедиться, что все согласны друг с другом. Несмотря на всю подготовку, которую он сделал, и все другие способы, которыми он служил Богу, 1 Паралипоменон 28 показывает, что Господь не позволил Давиду построить храм. Строить его должен был Соломон, сын Давида. Давид, как послушный слуга Бога, принял это и приготовил для Соломона все, что мог.
Иногда Господь отказывается от наших планов служить. Может есть кто более квалифицированный, или мы уже служим в других местах. Может быть, мы не знаем, почему. Но мы доверяем и повинуемся Богу, зная, что «любящим Бога все содействует ко благу, тем, кто призван по Его изволению» (Римлянам 8:28).
Слуга ожидает страдания
Ученик не выше своего учителя, а слуга не выше своего господина. Достаточно, чтобы ученик был подобен своему учителю, а слуга подобен своему господину. Если они назвали хозяина дома веельзевулом, то тем более будут злословить домашних его. (Матфея 10:24-25)
Когда свет Иисуса будет сиять через нас, люди, любящие тьму (Иоанна 3:19), будут чувствовать себя обличенными и чувствовать себя неловко в свете Его славы, будут ненавидеть и насмехаться над нами. Если мы действительно стремимся служить Иисусу, это только вопрос времени, когда мы должны разделить часть его страданий.
Но мы верим в то, что когда-нибудь Иисус одержит победу, и мы, признавшие его перед людьми, будем стоять с ним.
Слуга не стыдится
Делай все возможное, чтобы представить себя Богу достойным, работником, которому нечего стыдиться, верно преподающим слово истины. (2 Тимофею 2:15)
Работа, которую мы делаем, мы делаем для Иисуса, по повелению Отца, через силу Его Святого Духа. У нас есть привилегия нести в мир Евангелие о том, что Иисус умер, чтобы простить грехи, и воскрес, чтобы победить смерть.
Это радостное дело, которое нам дано, и мы ожидаем того дня, когда наш Господин вернется и скажет каждому из нас: «Хорошо, добрый и верный раб. Вы были верны в малом; Я поставлю тебя над многим. войди в радость господина твоего» (Матфея 25:23).
Какие еще качества отличают истинного служителя Христа?
Брэд Арчер
Брэд Арчер живет в Баффало-Гроув, штат Иллинойс, с женой и тремя детьми. Он активно работает в нескольких областях в Евангелической свободной церкви Орчард в Баррингтоне, штат Иллинойс. В свободное время, которое становится все более ограниченным, он любит играть в настольные игры с друзьями, читать и записывать свои мысли, прежде чем они убегут.
Статьи по теме
Подключайтесь
Кампусы в Арлингтон-Хайтс, Баррингтоне, Итаске, Маренго, Нортфилде и Вернон-Хиллз.
Колин Смит
Старший пастор
Посетите сад
Получите
Откройте Библию Еженедельная электронная почта
Наш еженедельный электронный контент и ресурсы связывают вас с последними новостями и ресурсами.
Поиск
Пожертвование
Поиск
Поиск
Инструменты и обучение
Искать
Проповеди
36 Библейские стихи о служителях Божиих
Библейские стихи о служителях Божьих очень интересны. Посмотрите на эти библейские упоминания о слугах. Ветхозаветные пророки называли себя слугами. Апостолы Нового Завета называют себя слугами. В откровении ангелы являются слугами. Итак, что Библия говорит о служителях Божьих? Давайте посмотрим на некоторые из многих стихов на эту тему.
(Изображение: Bigstock)
На современном языке слуга определяется как лицо, которое выполняет обязанности для других, особенно лицо, нанятое в доме для выполнения домашних обязанностей или в качестве личного помощника . В ветхозаветном иврите (H5650) пророк Самуил именует себя i н рабом, или рабом – Божьим.
Переходя к Новому Завету, в Иоанна 15:15 Иисус использует слово слуга (G1401) как метафору для того, кто отдает себя чужой воле тех, чье служение используется Христом в распространении и продвижении Своего дела среди людей; преданный другому с пренебрежением к собственным интересам.
Он сказал: «Если я нашел милость в твоих глазах, господин мой, не проходи мимо своего слуги. (Бытие 18:3 NIV)
«Владыка Господь, ты начал показывать рабу Твоему свое величие и свою сильную руку. Ибо какой бог есть на небе или на земле, который мог бы совершать дела и великие дела, которые вы делаете? (Второзаконие 3:24 NIV)
Он будет охранять ноги своих верных слуг, но нечестивые будут молчать во тьме. «Не силою побеждает…» (1 Царств 2:9).NIV)
Господь пришел и остановился там, взывая, как и в другие времена: «Самуил! Самуэль!» И сказал Самуил: говори, ибо слушает раб твой. (1 Царств 3:9 NIV)
Ради слова Твоего и по воле Твоей ты сделал это великое дело и возвестил об этом рабу Твоему. (2 Царств 7:21 NIV)
Твой слуга здесь среди народа, которого ты избрал, великого народа, слишком многочисленного, чтобы сосчитать или пересчитать. (1 Kings 3:8 NIV)
Итак, дай твоему слуге проницательное сердце, чтобы управлять твоим народом и отличать добро от зла. Ибо кто может управлять этим вашим великим народом?» (1 Царств 3:9NIV)
Но внемли молитве раба Твоего и мольбе его о милости, Господи Боже мой. Услышь вопль и молитву, которыми молится твой слуга сегодня в твоем присутствии. (1 Царств 8:28 NIV)
Ты, Господи, Бог! Эти блага ты обещал своему слуге. (1 Паралипоменон 17:26 NIV)
Теперь ты изволил благословить дом раба Твоего, дабы он пребывал в глазах твоих вечно; ибо Ты, Господи, благословил его, и он будет благословен во веки веков». (1 Паралипоменон 17:27 NIV)
Он сказал: «Господи, Бог Израилев, нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле — ты, кто соблюдает завет любви со своими слугами, которые всем сердцем продолжают свой путь. (2 Паралипоменон 6:14 NIV)
Но, Господи, Боже мой, внемли молитве раба Твоего и его мольбе о пощаде. Услышь вопль и молитву, которыми молится раб Твой пред Тобою. (2 Паралипоменон 6:19 NIV)
Знай, что Господь отделил Себе верного раба Своего; Господь слышит, когда я взываю к нему. (Псалом 4:3 NIV)
Храни своего слугу и от умышленных грехов; пусть они не властвуют надо мной. Тогда я буду непорочным, невиновным в великом грехе. (Псалом 19:13 NIV)
Не скрывай лица Твоего от меня, не отвращай раба Твоего в гневе; ты был моим помощником. Не отвергни меня и не оставь меня, Боже, мой Спаситель. (Псалом 27:9 NIV)
Стихи из Библии о рабах Божьих
Да светит лице твое на раба твоего; спаси меня своей неизменной любовью. (Псалом 31:16 NIV)
Господь спасет своих слуг; никто, кто уповает на него, не будет осужден. (Псалом 34:22 NIV)
Не скрывай своего лица от своего слуги; ответь мне скорее, ибо я в беде. (Псалом 69:17 NIV)
Хвалите Господа, все Его небесные воинства, вы Его слуги, которые исполняют Его волю. (Псалом 103:21 NIV)
Поступай со слугой твоим по любви твоей и научи меня законам твоим. (Псалом 119:124 NIV)
Я твой слуга; дай мне разумение, чтобы я мог понять Твои уставы. (Псалом 119:125 NIV)
Я заблудился, как заблудшая овца. Ищи раба твоего, ибо я не забыл твоих повелений. (Псалом 119:176 NIV)
Ибо Господь оправдает Свой народ и помилует Своих слуг. (Псалом 135:14 NIV)
Кто приносит разорение своей семье, унаследует только ветер, и глупый будет слугой мудрого. (Притчи 11:29 NIV)
Даже на рабов Моих, мужчин и женщин, изолью Дух Мой в те дни. (Иоиль 2:29 NIV)
Конечно, Суверенный Господь ничего не делает, не раскрывая свой план своим слугам пророкам. (Амос 3:7 NIV)
Другие библейские стихи о служителях Божьих
«Ученик не выше учителя, а слуга не выше своего господина». (Матфея 10:24 NIV)
«Вот мой слуга, которого я избрал, тот, кого я люблю, в котором я наслаждаюсь; обращу на него от Духа Моего, и он возвестит народам правду».