Рабы божии: Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»? – Православный журнал «Фома»

Разное

Почему мы — рабы Божии? Мы же сыны? – Православный журнал «Фома»

9 декабря 2019

Автор: ЕПИФАНЦЕВ Сергий, протодиакон

jonty.fisher

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Вопрос читателя: 

Молитва Господня начинается словами «Отче наш», то есть Бог – наш Отец, а мы – Его дети. Также об этом говорится в Ветхом Завете. Почему же тогда мы считаем себя рабами Божьими? Ведь сын не может быть рабом своего отца.

Артемий

Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:

Здравствуйте, Артемий!

Я очень люблю этот вопрос и часто слышу его, ответ на него кажется мне очень простым. Этот вопрос, кстати,  любят неоязычники, комментируя его пафосными заявлениями на подобие «мой бог меня рабом не называл. ..»

Вспомним, что говорит об этом Сам Христос, как Он называет нас. «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что́ делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:14-17).

Действительно, в чем же логика? Ведь Спаситель прямо говорит, что не называет нас рабами? Зачем же нам это «унизительное» наименование?

Древние христиане, используя это название, представляли себе римского раба, а не бесправного жителя средневековой Азии. Не буду вдаваться в исторические подробности рабовладельческого строя. Представлю вам выводы, вернее даже — интуицию, ощущения. «Я — раб Создателя Космоса и всей материи и подчиняюсь непосредственно ему. От всего остального я свободен и никому более не подчиняюсь. В общении с людьми я руководствуюсь теми законами, которые Он мне дал, а законы людей исполняю до тех пор, пока они не противоречат Его законам». Это очень, даже ОЧЕНЬ высокое положение. Намного выше, чем окруженный почестями, приехавший в провинцию слуга императора. Ну или секретарь президента. Понимаете? Это не унижение, а невероятное возвышение.

Есть и еще одна сторона. Вспомните притчу о блудном сыне. Когда он, умирая от голода, осознал, что поступил как свинья, какие слова пришли ему в голову?  «…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18-19). И вот тут, я думаю, полнота ответа на ваш вопрос.

Сын не может быть рабом своего отца? Но сын может быть предателем, который понимает, что он недостоин  сыновства! Если быть честным, я не раб Божий. Я раб своих греховных страстей, изображенных в притче под видом свиней, которых пас несчастный. И вот, я прихожу на исповедь, понимая, что предел моей надежды — это перестать быть рабом мерзости, в которой я погряз, и начать работать Богу, Который меня любит и Которого я предал.

И на исповеди меня встречает бегущий навстречу Бог, в слезах радости возвращающий мне мое сыновство. И в этой Его радости я еще больше осознаю свое свинство, мне стыдно. Он ведет меня на трапезу, Он сажает меня рядом с апостолами, дает мне небесную пищу — Евхаристию. А мне все еще не верится, не осознается, что можно ТАК прощать… И я повторяю молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному…». А потом поворачиваюсь к бывшим хозяевам-свиньям и говорю : «Я раб Бога Живаго  и Ему служу Я не ваш раб и не буду больше служить вам, я отказываюсь от вас». И вот здесь словосочетание «раб Божий» сверкает в устах христианина, как острый меч. Я работаю Богу и не хочу больше работать страстям.

Конечно, так должно быть. А на деле — мы малодушны и после исповеди вновь возвращаемся к своим свиньям. Но в том то и дело, что мы вновь и вновь приходим к Отцу за прощением. И он вновь и вновь называет нас сыновьями и дочерьми. А мы — напоминаем себе, что мы «рабы Божьи», если хотите — воины Царя Небесного, мы хотим исполнять Его благую волю, а не волю врага, желающего нашей погибели.

И в этом я искренне желаю и себе и вам благодатного поспешения, раб Божий Артемий! Храни вас Господь!

  Подробнее читайте в материале:
  |Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

Фото jonty.fisher

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Почему «Раб Божий» – это высокий титул?

«Раб Божий» – это словосочетание околоправославной среде смущает многих и порождает множество спекуляций со стороны атеистов. «Православие, – говорят они, – как, впрочем, и все авраамические религии пронизано человеконенавистничеством и унижает достоинство верующих! Мы не рабы, рабы – не мы!». Цель данного экскурса показать, что «раб Божий» – одно из высочайших наименований, которое мы можем применять к себе.

Итак, почему же все христиане, включая апостолов, называют себя рабами Христовыми[1]? С одной стороны, в этом есть глубочайшее смирение и вера в то, что Иисус есть Сын Божий, есть Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки. С другой же стороны, нельзя не отметить, что Сам Господь употребляет словосочетание «раб Мой» только к определенным лицам: к Аврааму[2], к Моисею[3], к Халеву[4], к Давиду[5], к Елиакиму, сыну Халкиину[6], к Иову[7], к Своим пророкам[8] и к Иакову (Израилю)[9], под которым подразумевается весь народ, происходящий от него. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора[10], рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4 Цар. 21:15), в некоторых мессианских пророчествах Своего единородного Сына[11]

Из этого перечисления персонажей Ветхого Завета видно, что они, кроме Единородного Сына Божия, в большей или меньшей степени грешные люди. Порой они действовали против воли Божией, но, прибегая к целительной силе покаяния, возвращались к Господу. Но понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, когда как ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделен свободной волей и даже Господь не может ее нарушить. Следовательно, употребляя слово «раб», Господь влагает в него иной, Божественный смысл. Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин. 8:34), не укоренен в нем, что он раб праведности (см.: Рим. 6:16-20).

Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличии от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими. Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нем Господь только дает нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы. Можно сказать, что сразу после Крещения человек встает на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой. Это, кстати, позволяет по-другому взглянуть на традицию древней Церкви, по которой верующие крестились уже в зрелом возрасте (в 30 лет и позже): человек должен был духовно дорасти до Святого Крещения и хотя бы приблизиться к званию «раб Божий».

Все же крещенные во Христа призваны быть детьми Божиими: в молитве Господней мы обращаемся к Нему словами «Отче наш». Мы должны стремиться быть достойными именоваться детьми Отца Небесного. А для этого, по мысли святых Отцов[12], нужно возрасти из состояния раба, делающего все из страха перед господином, сначала в состояние наемника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего все из любви к отцу. Проблема лишь в том, что немногие крещенные достойны носить даже звание раба Божиими, являясь рабами греха.  

При этом, «раб Мой» – это не единственный эпитет, который употребляет Господь к людям. В Ветхом Завете Он называет Авраама Своим другом[13], в Новом же Господь наш Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Такое обращение означает полное доверия Господа к тем, кто исполняет то, что Он заповедал (см.: Ин. 15:14). Только Своим друзьям Бог открывает тайны Домостроительства. Так было с Авраамом, который был избран, чтобы от него произошел Спаситель, после того, как он по Божиему повелению едва не принес в жертву единственного сына. Так же и апостолы были названы Христом Своими друзьями перед тем, как Он, вверив им великое Таинство Евхаристии н весь мир, добровольно взошел на крест. 

Смотрите также:  
Иеромонах Павел (Черкасов). «»Пес смердящий» и «грешный паче всех человек»: почему в православных молитвах так много самоуничижения».

[1] Иак. 1:1; 2Пет. 1:1; Иуд .1:1; Рим. 1:1; 1Кор.7:22; 2Кор.4:5; Гал. 1:10; Еф. 6:6; Фил. 1:1; Кол. 4:12; Тит. 1:1; Откр.1:1.

[2] Быт. 26:24.

[3] Чис. 12:8; Нав. 1:2,7; 4Цар.21:8; Мал. 4:4.

[4] Чис. 14:24.

[5] 2Цар. 3:18; 2Цар. 7:5,7; 3Цар. 11:13,32,34,36,38; 3Цар. 14:8; 4Цар. 19:34; 4Цар. 20:6; 1Пар. 17:4,7; Пс. 88:21; Ис. 37:35; Иер. 33:21,22,26; Иез. 34:23,24; Иез. 37:24,25 

[6] Ис. 22:20.

[7] Иов. 1:8; Иов. 2:3; Иов. 42:7,8.

[8] 4Цар. 9:7; 4Цар. 17:13; Иер. 7:25; Иер. 26:5; Иер. 29:19; Иер, 35:15; Иер. 44:4; Иез. 38:17; Зах. 1:6.

[9] Ис .41:8; Ис. 44:1,2,21; Ис. 45:4; Ис. 49:5,6; Ис. 65:9; Иер. 30:10; Иер. 33:26; Иер. 46:28; Иез. 28:25; Иез. 37:25

[10] Иер. 25:9; Иер. 27:6; Иер. 43:10.

[11] Ис. 49:3,5,6; Ис .52:13; Ис. 53:11; Зах. 3:8.

[12] См., напр.: прп. Авва Дорофей, поучение четвертое: о страхе Божием.

[13] Ис. 41:8.

Семь отметок божественного слуги

$ 0,00 CART