Радищев основные идеи: Идеи Радищева — Русская историческая библиотека

Разное

Идеи Радищева — Русская историческая библиотека

Реакция во взглядах Екатерина II, которая, видя кровавые события Французской революции, отказалась от идей «Наказа», привела императрицу к отрицанию прав русского общества на самостоятельное просвещение и самостоятельную общественную жизнь. Результатом стали гонения на масонов и на Новикова, который ранее вырос под её же непосредственным влиянием.

 

Александр Радищев. Видеофильм

 

То же произошло и с теми русскими мыслителями, которые остались верными французской «освободительной» философии, – но ушли в этом направлении дальше императрицы. В речах этих русских «философов» скоро зазвучало негодование, озлобление на русскую действительность, на русские порядки, которые Екатерина тщательно старалась прикрыть блеском своего царствования.

Главным представителем таких настроений и идей надо считать Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802) (см. его краткую и подробную биографии, а также статью Философия Радищева). Если для Новикова хорошей практической школой было участие в екатерининской комиссии, то Радищев получил прекрасною теоретическую подготовку за границей, в лейпцигском университете. Посланный туда с несколькими молодыми дворянами для изучения юридических наук, Радищев пять лет провел там за самым серьезным изучением философии и права. Самостоятельное чтение дало рационалистическое направление умам и чувствам этого молодого кружка русской молодежи, – они увлеклись системами материалистическими и сенсуалистическими.

Если Вольтер и его сподвижники, Монтескье, даже Дидро, – ученики английской философии, стояли еще на почве теории и не выходили за пределы земных отношений, то их ученики-продолжатели, – с одной стороны, попытались на практике приложить теории учителей, а с другой стороны, распространили их освободительное учение на мир «потусторонний», – на веру в Бога, на область вопросов нравственности и проч. В результате, получилось своеобразное «предреволюционное» настроение не только французской, но и вообще европейской мысли.

Выражением этого настроения была литература, богатая и числом произведений, и разнохарактерностью авторов, ее представивших. Насколько широко и сильно было её воздействие на тогдашнюю Европу, видно, хотя бы, из того, что любимые идеи этой литературы проникли не только в журналистику, но даже в детские книги, в романы; они завладели поэзией, философией, богословием, наводнили собой книжные рынки Европы.

Эта «предреволюционная» литература брала количеством, а не качеством, – в ней мало было оригинального, самобытного. Все её идейное содержание было лишь повторением, дополнением, расширением тех идей, которые неразрывно были связаны с именами великих вожаков французской мысли XVIII века. Многие из авторов этой литературы довели до нелепых крайностей идеи своих великих учителей; эта литературная «чернь», подобно всякой толпе, увлеклась уже инстинктом разрушения, не зная ничего святого.

Волна этой литературы, нахлынувшая из Франции на всю Европу, докатилась и до России. Если в нашем отечестве она еще не могла найти сочувствующей массы, не могла создать здесь общественного движения, то все же она овладела умами отдельных личностей, а потом и кружков.

В такую «предреволюционную» атмосферу попали наши юноши за границей Известно, что они увлеклись Гельвецием, убежденным проповедником сенсуализма. Ушаков, друг Радищева, бывший с ним вместе в Лейпциге, четыре раза прочитал его сочинение «Об уме». Хотя он и отнесся ко многим идеям Гельвеция критически, тем не менее, следуя за ним, и он отрицал свободу воли, отвергал бессмертие души, существование Бога. Для него жизнь человека обратилась в животное существование, не сдерживаемое никакими принципами, никакими страхами.

Философские взгляды Радищева изложены им в рассуждении «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792). Автор, подобно Ушакову, ученик материалистов (Гельвеция, Гольбаха), не решается, однако, вполне отказаться от старой веры. Признавая дуализм души и тела, он отрицает только то, что после смерти душа сохраняет свою сознательность и индивидуальность. Взаимодействие души и тела его тоже интересует; психические явления он ведет из физиологических причин. В жизни материи он видит большое участия «огня», «электричества» и «магнетизма». Процесс мировой жизни представляется ему в виде картины непрерывного развития цепи существ, – от минералов до человека, – высшего момента этого развития.

Таким образом, Радищев в 1792 году нашел какой-то средний путь между «верой» и «разумом», но едва ли в 1767 – 1771 гг., когда он был под влиянием Ушакова, довольствовался он таким «срединным» решением вопросов: друг Ушаков, 23-летний юноша-философ, умирал на его глазах неверующим…

Особенно сильно захватили русских юношей политические интересы. Из слов Радищева мы видим, что он, например, восхищался английскою революцией. Для такого настроения, конечно, старые теоретики – Вольтер, Монтескье, Руссо казались уже «отсталыми». Радищев с друзьями преклонился перед Мабли и другими подобными политиками, требовавшими демократического представительства и политической свободы. Впрочем, к некоторым крайностям Мабли они не решились примкнуть и отнеслись критически.

Вопросы нравственности решались Радищевым и друзьями с точки зрения материалистического сенсуализма. Закон самосохранения и физической потребности человека, – одним словом, «эгоизм» в философском смысле – был поставлен в центре этой моральной системы.

С таким миросозерцанием ехали на родину лейпцигские студенты; они приехали как раз в период равнодушия императрицы к реформам. Таким образом, родина сразу встретила их сильным разочарованием – приходилось свои заветные идеалы затаить про себя. Радищев в течение 15 лет в литературе не проявлял своего мировоззрения. Однако начало французской революции, очевидно, поднявшее его дух, и чтение горячо написанной книги Рейналя о тяжелом положении чернокожих в Индии, заставили Радищева присмотреться к положению русских крепостных и взяться за перо. В 1790 он выступил со своим «Путешествием из Петербурга в Москву» (см. его полный текст и анализ).

 

Философия Радищева – кратко — Русская историческая библиотека

Самым значительным из радикалов екатерининской эпохи является, безусловно, Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) (см. его краткую и подробную биографии). Интересно, что он в числе других молодых людей был послан императрицей для обучения в Германию, где и кончил Лейпцигский университет. Он хорошо усвоил идеи Лейбница и впоследствии французских энциклопедистов, крайние из которых были материалистами и атеистами. Он усвоил «западные идеи» не только с их критической, отрицательной, но и с положительной стороны. Он был первым полноценным русским рационалистом.

 

Радищев. Краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига

 

Усвоив дух западного гуманизма, Радищев резко критиковал недостатки русского быта и особенно крепостное право. В этом он был союзником Новикова. Но если Новиков разоблачал только злоупотребления крепостным правом, то Радищев подверг осуждению сам принцип рабовладения, как несовместимый с достоинством человека, в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» (см. его полный текст и анализ). Книга эта начинается характерными словами: «Я взглянул окрест меня – и душа моя страданиями человечества уязвлена стала» – слова, которые русская интеллигенция могла бы взять своим «лозунгом».

Если бы эта книга появилась до пугачевщины и до Французской революции, то она вряд ли вызвала столь резкую реакцию со стороны императрицы, которая ведь и сама в молодости увлекалась просветительными идеями. Но книга Радищева вышла в 1790 году, когда всякий либерализм стал для Екатерины пугалом. Императрица, прочитав книгу, пришла в ужас от радикализма автора. Она назвала «Путешествие» «рассеянием французской заразы» и устроила суд, который приговорил автора к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Русская интеллигенция зачислила Радищева в свой мартиролог как первого мученика, хотя ссылка его совсем не была тяжела. В 1796 году новый император, Павел, освободил Радищева. При Александре I тот покончил жизнь самоубийством – и, по-видимому, совсем не от «гонений», а по пустой причине.

Значение Радищева не исчерпывается его обличительным «Путешествием». Из-под его пера вышел также замечательный философский трактат «О смертности человека и его бессмертии». Составлен этот трактат с большим искусством, основательностью и некоторой самостоятельностью мысли. В нем Радищев подробно приводит аргументы материалистов против бессмертия души и затем опровергает эти аргументы, выступая в качестве защитника бессмертия, понимаемого им в духе учения Лейбница о перевоплощениях («метаморфозе»).

Коммунисты позже изображали Радищева в качестве первого русского материалиста и атеиста, что совершенно неверно. Радищев, правда, с сочувствием приводил некоторые взгляды французских энциклопедистов, но в то же время критиковал их. Он признавал реальность материи, отрицаемую спиритуалистами, но отрицал первичность материи по отношению к духу. Радищев был реалистом и дуалистом, а не материалистом. Изображать его защиту бессмертия как самозащиту против цензуры, как делали большевики, – значит извращать факты. Радищевская концепция бессмертия далека от христианского учения и могла уже поэтому подвергнуться давлению цензуры, если бы цензура в то время была столь строгой, как в позднейшие, николаевские времена. Но трактат Радищева появился до Французской революции, когда цензура была еще достаточно либеральной.

В своей этике Радищев также выступает как последовательный гуманист. Он ратует за подчинение страстей разуму, во имя человеческого достоинства и свободы духа, но он – против всякого аскетизма. «В человеке… никогда не иссякают права природы, – пишет он, – совершенное умерщвление страстей – уродливо».

Трактат Радищева написан в высшей степени зрело. Это – первая русская философская работа, стоящая вполне на уровне тогдашней философской культуры, не потерявшая интереса и по сегодняшний день. В лице Радищева русская мысль еще не научилась летать, но она уже расправила крылья.

Как известно, Радищева высоко ценил Пушкин, и одна из редакций его «Памятника» гласит: «Вослед Радищеву восславил я свободу». Большевики без достаточного основания причисляли Радищева к своим предшественникам. «Друг свободы» не мог быть предтечей коммунистического рабства.

Радищев – первый из крупных представителей дворянской интеллигенции, который предвосхитил позднейший разрыв интеллигенции с правящим слоем. Говоря словами историка Федотова, русская интеллигенция, в ее целом, в эпоху Екатерины II и Александра I шла вместе с правительством – с тем, чтобы впоследствии перейти во враждебный лагерь. И Радищев был застрельщиком этой вражды, этого раскола между правящим слоем и большинством интеллигенции.

 

См. также статью Идеи Радищева.

 

Эпизод 28 — Писать на человеческой коже — Просвещенный деспотизм, часть I, Россия

Эпизоды

Акцент эпохи Просвещения на науку, прогресс, терпимость и рациональность привлекал не только философов — даже абсолютные монархи мечтали о «Просвещении сейчас». Но как включить откровения Просвещения, не подрывая при этом традиции и идеи, которые в первую очередь узаконивают абсолютное правление? К счастью для модернизирующихся европейских правителей, некоторые из наиболее выдающихся философов континента 18-го века, включая Вольтера, были готовы восхвалять новые ветры «просвещенного деспотизма», охватившие такие страны, как Россия и Пруссия.

В этом эпизоде ​​мы рассказываем о России — эпицентре просвещенной деспотии — и о царе Петре Великом, который, по словам Вольтера, в одиночку протащил страну через время и пространство из Средневековья и Азии в 18 век. и Европа.

Среди затронутых тем:

  • Как преимущества современной науки, образования и свежий воздух веротерпимости привлекали Петра Великого;
  • Как Петр верил в «быстрое движение и нарушение традиции» и сочетал просветительские реформы с безжалостным подавлением;
  • Как Петр начал свою модернизирующую реформу с заявления о моде: приказал мужчинам брить бороды, а женщинам одеваться как парижанки;
  • Как реформы Петра посеяли семена более либеральных реформ Просвещения;
  • Как Екатерина Великая внедрила идею и принцип свободы слова в глубоко традиционную культуру России;
  • Как Екатерина смоделировала свое «Великое наставление» по идеям Монтескье и Беккариа и переписывалась с такими мыслителями, как Вольтер, Дидро и Даламбер;
  • Как Екатерина изменила курс и ужесточила цензуру;
  • Как Французская революция заставила Екатерину расправиться с радикальными русскими писателями, такими как Александр Радищев и Николай Новиков; и
  • Как Александр Радищев опирался на «свободу печати как на великий оплот свободы», чтобы написать самую радикальную и надежную защиту свободы слова в истории России.

Вы можете подписаться и слушать Clear and Present Danger в Apple Podcasts, Google Play, YouTube, TuneIn и Stitcher или загружать выпуски напрямую из SoundCloud.

Будьте в курсе новостей Clear and Present Danger на страницах шоу в Facebook и Twitter. Отправьте нам отзыв по адресу [email protected].

  • Александрова К. (2010, 22 августа). Екатерининские девицы – Прекрасные, Невзрачные, Благородные. The Moscow Times. Получено 9 июля 2019 г. отсюда.
  • Блом, П. (2011). Злая Компания . Основные книги. Киндл издание.
  • Бобровников, В. (2006). Ислам в Российской империи. В: Ливен, Д. (ред.). Кембриджская история России. Издательство Кембриджского университета.
  • Энгель, Б.А. (2006). «Женщины, семья и общественная жизнь». В: Ливен, Д. (ред.). Кембриджская история России. Издательство Кембриджского университета.
  • Фридман, Т.Л. (2017, 23 ноября). Наконец-то арабская весна в Саудовской Аравии: у наследного принца большие планы на общество. Нью-Йорк Таймс. Получено 9 июля 2019 г. отсюда.
  • Израиль, Дж. (2011). Демократическое Просвещение: философия, революция и права человека, 1750-179 гг.0. Издательство Оксфордского университета.
  • Израиль, Дж. (2010). Революция разума: радикальное Просвещение и интеллектуальные истоки современной демократии. Издательство Принстонского университета.
  • Израиль, Дж. (2008). Оспариваемое Просвещение: философия, современность и освобождение человека 1670-1752 . Издательство Оксфордского университета.
  • Израиль, Дж. (2001). Радикальное Просвещение: философия, современность и освобождение человека 1670-1752 гг. Издательство Оксфордского университета.
  • Хьюз, Л. (2006). Русская культура в восемнадцатом веке. В: Ливен, Д. (ред.). Кембриджская история России. Издательство Кембриджского университета.
  • Хьюз, Л. (2002). Петр Великий: Биография. Издательство Йельского университета.
  • Калин С. (2019, 27 марта). Саудовские активистки подробно излагают обвинения в пытках в суде. Получено 8 июля 2019 г. отсюда.
  • Кумар, К. (2017). Российская и Советская империи. В: Видения империи: как пять имперских режимов сформировали мир . Издательство Принстонского университета.
  • Ливен, Д. (2006) (ред.). Кембриджская история России. Издательство Кембриджского университета.
  • Папмель, К.А. (1971). Свобода слова в России восемнадцатого века. Гаага: Мартинус Нейхофф.
  • Пауэрс, Э. (ред.) (2011). Свобода слова: история одной идеи . Издательство Бакнеллского университета.
  • Рясановский Н.В. (1985). Образ Петра Великого в русской истории и мысли. Издательство Оксфордского университета.
  • Робертсон, Дж. (2015). Просвещение. Очень краткое введение. Издательство Оксфордского университета.
  • Шэнк, Дж. Б. (2015). Вольтер. Стэнфордская философская энциклопедия (осеннее издание 2015 г. ), Zalta, E.N. (ред.). Получено 8 июля 2019 г. отсюда.
  • Шишкин М. (2013, 1 июля). Поэты и цари: от Пушкина до Путина: печальная история демократии в России. Новая Республика. Получено 9 июля 2019 г. отсюда.
  • Смит, Д. (2011). «Путешествие Александра Радищева из Петербурга в Москву и пределы свободы слова в царствование Екатерины Великой». В: Пауэрс, Э. (ред.). Свобода слова: история одной идеи . Издательство Бакнеллского университета.
  • Уолтон, К. (2009). Контроль общественного мнения во время Французской революции: культура клеветы и проблема свободы слова . Издательство Оксфордского университета. Киндл издание
  • Зарецкий Р. (2017, 30 июля). «Пишу на человеческой коже»: Екатерина Великая и правовое государство. Лос-Анджелесское обозрение книг. Получено здесь от 9 июля 2019 г.

Первоисточники

  • Екатерина Великая (1767а). Предложения по новому Кодексу законов. Взято отсюда.
  • Екатерина Великая (1767б). Указ о крепостных . Взято отсюда.
  • де Мисси, Дж. (ок. 1730 г.). Жизнь Петра Великого. Взято отсюда.
  • Гордон, А. (1718). История Петра Великого . Взято отсюда.
  • Монтескье, К.Л. (1748 г.). Духи законов . Из: Полное собрание сочинений, 4 тома. (1777 г.). Получено 9 июля 2019 г. отсюда.
  • Фон Корб, Дж. (1698–1699). Дневник. Взято отсюда.
  • Вольтер: Письма об Англии. Переведено и представлено Л. Танкоком. Пингвин. Киндл издание.
  • Вольтер (1764 г.). Философский словарь. Взято отсюда.
  • Вольтер (1750 г.). La Voix du Sage et du Peuple . Из: Œuvres complètes de Voltaire , Гарнье, том 23 (стр. 465–472). Получено 8 июля 2019 г. отсюда.

Отличные подкасты на эту тему

  • История русских правителей Подкаст Марка Шаусса. Эпизоды 29–51.

Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву Александра Радищева, Андрея Кана, Ирины Рейфман — 9780231185912

  • Варианты доставки: Доставка на адрес Австралии
  • Когда моя книга будет отправлена ​​с вашего склада?
  • Когда прибудет мой заказ?
  • Отслеживание доставки
  • Международные заказы
  • Ограничения на доставку
  • Проблемы с доставкой

 

Варианты доставки: Доставка на австралийский адрес

 

Служба Цена за заказ
Австралия широкий
Срок поставки 1
После отправки
Экономная доставка (отслеживается)
через почту Австралии

Заказные товары будут отправлены, как только они поступят на склад. Заказ может быть отправлен несколькими партиями, однако с вас будет взиматься только фиксированная плата.

7,95 $ 2-10 дней после поступления всех товаров на склад
 Экспресс-доставка 2  (отслеживается)
через StarTrack Express 3

Заказные товары будут отправлены экспресс-почтой, как только они поступят на склад. Заказ может быть отправлен несколькими партиями, однако с вас будет взиматься только фиксированная плата.

14,95 долл. США  1-2 дня после поступления каждого товара на склад

1 Ожидаемый срок доставки после отправки заказа выбранным вами способом доставки.
2 Express доступен не для всех товаров.
3 Обратите внимание, что эта услуга не имеет приоритета над временными рамками статуса «Отправлено в», и что временные рамки «Обычно отправляются в» по-прежнему применяются ко всем заказам.

NB Все наши расчеты основаны на рабочих днях и предполагают, что отправка и доставка не осуществляются в праздничные и выходные дни.

 

Когда моя книга будет отправлена ​​с вашего склада?

После того, как мы получим ваш заказ, мы проверим его, завершим выставление счетов и подготовим ваши товары перед отправкой с нашего склада в Сиднее.

Вы заметите, что на каждой странице продукта на веб-сайте указан предполагаемый диапазон дат доставки для экономичной доставки, а также для экспресс-доставки, если она доступна для этого продукта.

Этот предполагаемый диапазон дат доставки представляет собой комбинацию:

  • времени отправки вашего заказа с нашего склада и
  • время, необходимое для отправки вашего заказа вам.

В дополнение к предполагаемому диапазону дат доставки, на странице продукта вы найдете, сколько времени потребуется для отправки товара.

  Время отправки
Время, необходимое для проверки заказа, выставления счета, подготовки вашего товара (ов) и отправки.
Пояснение
Время отправки будет зависеть от статуса вашего товара(ов) на нашем складе.
Немедленная загрузка

Немедленная загрузка

Только цифровые загрузки

Отправка на следующий рабочий день

Обычно отправляется на следующий рабочий день +

В наличии на нашем складе.

Отправка в течение 4-5 рабочих дней

Обычно отправка в течение 4-5 рабочих дней +

Заказ размещен у поставщика, ориентировочное время прибытия на склад 4-5 рабочих дней.

Отправка в течение 5-14 рабочих дней

Обычно отправка в течение 5-14 рабочих дней +

Заказ размещен у поставщика, ориентировочное время прибытия на склад 5-14 рабочих дней.

+ Все наши оценки основаны на рабочих днях и предполагают, что отправка и доставка не осуществляются в праздничные и выходные дни.

 

Когда прибудет мой заказ?

Расчетная дата доставки — это предполагаемая дата доставки вашего заказа в выбранное вами место доставки.

После отправки заказа вы получите электронное письмо с подтверждением и обновлением статуса.

  • Если вы заказываете несколько товаров и не все из них есть на складе, мы сообщим вам ожидаемое время их прибытия.
  • Для предметов, которых нет в наличии, мы будем предоставлять текущую предполагаемую отгрузку и сроки доставки.
  • Как только ваш заказ будет отправлен с нашего склада в Сиднее, вы получите электронное письмо со статусом «Заказ отправлен». Это будет содержать вашу информацию об отслеживании

Все наши оценки основаны на рабочих днях и предполагают, что отправка и доставка не осуществляются в праздничные и выходные дни.

 

Отслеживание доставки

Экономная доставка: почта Австралии

Почта Австралии Посылки можно отслеживать в пути с помощью eParcel. Вы можете отслеживать свою доставку, перейдя на страницу отслеживания AusPost и введя свой номер отслеживания. Электронное письмо с отправленным заказом будет содержать эту информацию для каждой посылки.

  • Доставка стандартной почтой Австралии обычно происходит в течение 2–10 рабочих дней с момента отправки. Обратите внимание, что сроки доставки могут варьироваться в зависимости от области доставки, и по разным причинам доставка может занять больше времени, чем первоначально предполагаемые сроки.
  • Если вы не получили посылку в установленное время, мы советуем вам сначала связаться с местным почтовым отделением, так как посылка может находиться там, ожидая вашего получения.
  • Если вы не получили никакой информации после обращения в Почту Австралии, свяжитесь с нами, чтобы подтвердить правильность сведений о доставке, зарегистрированных у нас. После этого мы свяжемся с вами и предложим соответствующие действия.

Экспресс-доставка через StarTrack Express

Вы можете отслеживать свою доставку, перейдя в StartTrack для отслеживания, используя свой номер накладной. Номер накладной высылается вам по электронной почте вместе со счетом-фактурой во время отгрузки.

  • Имейте в виду, что сроки доставки могут варьироваться в зависимости от региона доставки — приблизительное время доставки обычно составляет 1-2 рабочих дня.
  • По вопросам доставки вашего заказа обращайтесь в службу поддержки клиентов Star Track по телефону 13 23 45 и укажите указанный выше номер накладной.
  • Если вы не получили никакой информации после контакта со Star Track, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы подтвердить правильность зарегистрированного у нас адреса доставки. После этого мы свяжемся с вами и предложим соответствующие действия.

Международная доставка

Чтобы отслеживать заказы, отправленные DHL, перейдите на страницу отслеживания DHL. Тарифы на международные направления доставки указаны ниже. При международной доставке мы задержим ваш заказ до тех пор, пока не сможем отправить вам все товары сразу.

Вес посылки Новая Зеландия Гонконг США и Канада Соединенное Королевство
До 1 кг $30 35 $ 40 долларов 45 $
1,5 кг 35 $ 45 $ 50 долларов 60 $
2 кг 40 долларов 50 долларов 60 $ 70 $
2,5 кг 45 $ 60 $ 70 $ 80 $
3 кг 50 долларов 65 $ 75 $ 90 $
3,5 кг $55 $75 85 $ 100 долларов
4 кг 60 $ 80 $ 95 $ 105 долларов
4,5 кг 65 $ 85 $ 100 долларов 115 $
5 кг 70 $ 95 $ 110 $ 125 $

 

Если вес вашего заказа превышает 1,0 кг (2,2 фунта, что примерно эквивалентно 1 или 2 книгам в мягкой обложке), мы сообщим вам стоимость доставки и запросим ваше одобрение перед отправкой заказа.

Обратите внимание, что некоторые страны могут время от времени взимать с получателя пошлины за «импорт» посылок. Поскольку эти сборы являются обязанностью получателя, пожалуйста, проверьте таможенную службу в стране назначения, чтобы узнать, применимы ли сборы.

Чтобы отслеживать заказы, отправленные DHL, перейдите на страницу отслеживания DHL. Вы можете проверить, находится ли адрес доставки в удаленном районе, в DHL Remote Area Services.

Повторная доставка: Если ваш заказ возвращен нам компанией доставки из-за неверных или недостаточных сведений о доставке, с вас будет взиматься стоимость повторной доставки заказа. Обратите внимание, что если адрес доставки указан неверно и заказ был отправлен, в зависимости от выбранного варианта доставки мы не сможем изменить адрес доставки до тех пор, пока заказ не будет возвращен.

 

Проблемы с доставкой

В случае, если курьерская компания не сможет доставить ваш заказ из-за неверной информации об адресе, она вернет заказ обратно в Dymocks Online.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы