Радищев противник крепостного права в россии: Крепостное право в произведении Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев

Разное

Первый призыв к борьбе против крепостничества

1. Крепостничество и самодержавие тормозят развитие России.

В конце XVIII в. крепостническая Российская империя, казалось, находилась на вершине могущества. Она простиралась теперь от Белого и Балтийского морей на севере до черноморских берегов на юге. Она обладала сильной армией и флотом, прославленными в сражениях. Дворянин чувствовал себя владыкой в своем имении. Он как хотел расправлялся с крестьянами, продавал их, покупал, дарил, проигрывал в карты.

Но это могущество и процветание дворянской России подтачивались изнутри. Крепостное право задерживало развитие промышленности и сельского хозяйства. Оно препятствовало росту вольнонаемного труда, мешало развитию культуры. Крепостных людей не допускали в университет.

Изобретения талантливых людей: Ползунова, Кулибина и других — не находили применения.

В Англии и Франции уже произошли буржуазные революции. Там развивался капиталистический вольнонаемный труд, складывался новый класс — пролетариат. В передовых странах был нанесен удар по абсолютизму, а в России царило самодержавие, заботившееся более всего об интересах дворянства.

Между тем страна была полна сил и развивалась вопреки стеснявшим ее крепостническим путам. Понимание необходимости бороться с крепостным правом и самодержавием овладевало сознанием лучших, передовых людей России.

 

2. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

В 1790 г. Екатерине II принесли только что вышедшую в России книгу с простым заглавием «Путешествие из Петербурга в Москву». Имени автора не было на обложке. Со страниц книги в лицо Екатерины полыхнуло пламя революции.

О чем же было написано в этой книге? Ее автор со страстью и силой говорил о вреде и несправедливости крепостного права. Он называл помещиков «зверями алчными, пиявицами ненасытными».

Вот что он писал о помещике, жестоко притеснявшем своих крестьян: «Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина. Богатство твое нажито грабежом. Зовите его вором, сокрушите орудия его земледелия, сожгите его риги, овины и житницы и развейте пепел по нивам, на которых совершалось его мучительство».

Автор призывал к полному уничтожению крепостного права, к освобождению крестьян. Он признавал право крестьян на восстание против помещиков.

«О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем,- писал автор,- разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися (т. е. вышли) великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие».

Книга направлена против самодержавия. Ее автор — республиканец. Он считал, что верховная власть в стране должна принадлежать народу. Царь для него был «злодей, злодеев всех лютейший».

Неизвестный автор книги призывал к уничтожению самодержавия.

— Это бунт! — с ужасом воскликнула Екатерина II, прочтя книгу.- Автор — бунтовщик, хуже Пугачева!

Она приказала арестовать продавца книги. От него выпытали имя автора. Выяснилось, что книгу написал А. Н. Радищев.

Александр Николаевич Радищев родился в 1749 г. в семье дворянина. Живя в деревне, он познакомился с бытом крепостных крестьян. Потом учился в Москве и Петербурге, много читал, думал, сопоставлял.

Его послали учиться за границу. Он провел там ряд лет. Он знал четыре иностранных языка, прочел много иностранных революционных книг. В России он служил простым чиновником в Сенате, а потом в таможне. Здесь его окружали тупые, ограниченные чиновники, взяточники и казнокрады. У Радищева все более вырабатывалось критическое отношение ко всему государственному строю царской России. Особенно большое впечатление на молодого Радищева произвела крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Постепенно Радищев превратился в революционера-республиканца.

В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. II. Радищев бичевал всю феодально-крепостническую систему в целом, призывал к ее революционному уничтожению.

Екатерина II заключила Радищева в тюрьму. Суд приговорил его к смертной казни. Но Екатерина побоялась привести приговор в исполнение. Она была знакома с европейскими философами и разыгрывала просвещенную царицу. Что бы сказали о ней в Европе? Она заменила Радищеву смертную казнь десятилетней ссылкой в Восточную Сибирь, в глухой Илимский острог.

Радищев прожил в ссылке шесть тяжелых лет. В Петербурге за него хлопотали друзья, поэтому его удалось освободить раньше срока. После возвращения Радищев поступил на службу в комиссию по составлению законов. Здесь он написал такой свободолюбивый проект, что начальство пригрозило ему второй ссылкой в Сибирь.

Надломленный и больной Радищев не выдержал — он отравился и умер в сентябре 1802 г.

Александр Николаевич Радищев первым в России выступил против самодержавно-крепостнической системы в целом. Он не ограничился критикой ее отдельных пороков.

 

А. Н. РАДИЩЕВ ОБ УГНЕТЕНИИ КРЕСТЬЯН ПОМЕЩИКАМИ

Отрывок из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе по нем скользило. Четыре стены, до половины покрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; оконницы, в коих натянутый пузырь, смеркающий в полдень, пропускал свет; горшка два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякой день есть пустые шти).

 Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть; спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча, как будто в тумане или за завесою кажется. К счастью, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. 

Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. Вот в чем почитается, по справедливости, источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов, их шероховатая, так сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем,- воздух. Да, один воздух! Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет.

Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно! Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны, почти всесилие, с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме …

  • < Живопись, Скульптура, Театр — в середине и второй половине XVIII в. в России
  • -> Заключение — вторая половина XVIII в. в России >

Теги:

 Россия 

 Радищев 

 Крепостничество 

 Императрица Екатерина II 

 Восстания 

 XVIII век 

Добавить комментарий

Обличение самодержавия и крепостничества в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева

1. Осуждение Радищевым крепостничества.
2. Авторское присутствие в «Путешествии…».
3. Отношение писателя к самодержавию.

Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала.
А. Н. Радищев

Произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своей прямотой, откровенностью и неслыханной для того времени дерзостью, с которой автор обличал главные недостатки тогдашней императорской России: самодержавие и крепостничество.

 

Российская империя во второй половине XVIII века усилилась и окрепла, став одной из самых могучих мировых держав. В это время энергично развиваются просвещение, промышленность, расцветают литература, наука и искусство. Однако на фоне такого благополучия в стране обостряются социальные противоречия, более жестоким становится крепостнический гнет. Крестьянин был в полном распоряжении помещика, который имел право ссылать крепостного на каторгу без всякого суда. Каторгой также карались жалобы крестьян на помещиков. Именно это положение имел в виду Радищев, когда писал в своем произведении, что «крестьянин в законе мертв». Не было законов, определяющих размер крестьянских повинностей. Барщины — бесплатной крестьянской работы на помещика — и оброка — суммы денег, которой крестьянин откупался от такой работы, оставаясь в собственности у помещика. Была широко распространена торговля людьми. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая семьи крестьян. Радищева возмущало такое положение вещей. Он отмечал, что помещики смотрят на крестьян как на своих домашних животных, как на «вола в ярме», как на вещь. Причиной этого безграничного зла Радищев считал всю систему самодержавия и крепостничества. Поэтому он обрушивает свою обличительную критику на устои современной ему России: царскую власть и крепостное право, которая в полной мере отразилась в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».





В тот период, когда в Радищеве созревал замысел книги, Екатерина II весной 1787 года отправилась в путешествие из Петербурга в Новороссию и Крым. Путешествие было организовано с необычайной пышностью, что повлекло за собой колоссальные затраты, тяжесть которых легла на крестьянство. Для проезда царицы и ее свиты, крестьяне в самую горячую пору должны были выставить семьдесят шесть тысяч лошадей. По приказу новороссийского генерал-губернатора Потемкина на всем протяжении пути императрицы были сооружены искусственные деревни, впоследствии названные «потемкинскими деревнями». Целью создания таких деревень был показ якобы счастливой и изобильной жизни русского крестьянства. Подкупленные писатели отображали в своих сообщениях то, что народы России процветают под руководством императрицы.

 

Радищева крайне возмущал подобный обман. В своем «Путешествии из Петербурга в Москву», которое в известной степени совпадает с маршрутом Екатерины II, автор показывает истинную, не приукрашенную картину крепостнической действительности. Цель этой книги — открыть глаза общественности на безграничное бесправие закрепощенного крестьянства, на невыносимую тяжесть самодержавного гнета. Повествование в книги ведется от имени путешественника, устами которого Радищев выражает свои взгляды. Путешествие совершается из Петербурга в Москву на перекладных, по дороге рассказчик останавливается на двадцати четырех почтовых станциях, где меняет лошадей. Путешественник является любознательным, внимательным и душевным человеком, который располагает встречающихся ему людей к доверительному общению. В каждой новой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» перед читателем предстают разнообразные, но одинаково типичные картины произвола, обмана и угнетения, безнаказанно совершающиеся в самодержавно-крепостнической стране. О тяжкой крестьянской неволе повествование развертывается уже с третьей главы «Путешествия…» — «Любани», при описании крестьянской пахоты в воскресенье. С чувством негодования и скорби рисует автор картины крепостного угнетения и насилия во всех главах своего произведения. В «Зайцово», где описывается зверское отношение с крестьянами отставного чиновника, который начал свою службу в должности придворного истопника и дослужился до дворянского чина. В главе «Вышний Волочок», где ведется рассказ о помещике, который достиг процветания в своем имении за счет полного разорения крестьян. В главе «Медное» — трагедия продажи крестьян с публичного торга, в «Городне» — жестокость рекрутского набора, в «Пешках» — описание нищего крестьянского быта, убогой избы.

 

В «Путешествии из Петербурга в Москву» не существует «благополучных» деревень. Конечно, иногда в произведении встречаются положительные образы «добрых» дворян. В главе «Кресцы» добродетельный дворянин прививает своим детям здравые понятия о семейных отношениях и воспитании. В главе «Городня» добрый старый барин воспитывает крепостного мальчика наравне со своим родным сыном, но, не успев дать ему «отпускную», умирает. С новыми господами для Ванюши настает мучительная, полная унижений и издевательств, жизнь. Радищев показывает, что личные качества некоторых добрых дворян не способны изменить существующее положение вещей. Добро, которое они делают, силой крепостного строя превращается в зло.

Радищев осознавал, что крепостничество и самодержавие органически связаны друг с другом. По мнению писателя, царь — «преступник изо всех первейший», который является главным виновником совершающегося зла. Не имея возможности прямо выступить против Екатерины II, Радищев в главе «Спасская Полесть» помещает аллегорический сон путешественника — очень смелую сатиру на императрицу и ее ближайшее окружение. В нем Радищев замечает, что царь прослыл в народе «обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом», и обращает внимание на несоответствие между словами и делами Екатерины II: показной блеск и великолепие фасада империи скрывает ужасные картины угнетения народа. Центральное место сна занимает встреча царя с «неизвестной странницей» Прямовзорой, истиной, которая снимает царю пелену с глаз. После этого все вещи предстают перед царем в естественном их виде. Прямовзора обращается к царю со словами, полными гнева и презрения: «Ведай, что ты…первейший разбойник,…враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».

 

Обличив Радищевым самодержавия и крепостничества отличаются небывалой для того времени резкостью и силой. Для Радищева зло и угнетение не являются исключением в жизни, как для его литературных предшественников, а существуют, как правило, сложившееся в самодержавно-крепостническом строе. Описывая частные примеры проявления насилия, обмана и произвола, Радищев неизменно указывает на их основную причину — самодержавную власть и крепостное право.

Председатель российского суда удивленно восхваляет крепостное право

Как высокопоставленный чиновник, которому поручено охранять высший закон России, глава Конституционного суда страны может сказать несколько удивительных вещей о крепостном праве.

В большой статье об истории правовых реформ, опубликованной в правительственной газете «Российская газета», многолетний глава Конституционного суда Валерий Зорькин описывает крепостное право как «стержень», скреплявший российское общество.

Его упразднение царем Александром II в 1861 г. «разрушило и без того сильно ослабевшую связь между двумя основными общественными классами нации — дворянством и крестьянством», Зорькин написал недавно .

«Несмотря на все тяготы крепостного права, именно оно составляло главную скрепу, скреплявшую внутреннее единство нации», — писал он. «Недаром крестьяне — по словам историков — после реформ говорили бывшим господам: „Мы были ваши, а вы — наши“».

царя и крестьянства, устранив между ними «главный амортизатор»: дворянство.

«Это стало одной из основных причин роста «мятежей», а затем и организованных революционных процессов в России в конце 19 — начале 20 веков», — пишет он.

Позже он утверждает, что отмена смертной казни лишила крестьян «общественной справедливости».

Реакция на статью в российских СМИ и социальных сетях варьировалась от саркастической до серьезной.

«Странно слышать апологию крепостничества, предполагающего неравенство, от главы Конституционного суда, который по идее должен защищать верховенство закона и равенство перед законом», — уважаемая российская деловая газета «Ведомости» написал в редакционной статье .

Статья Зорькина отмечена в западных СМИ журналисткой Еленой Холодной, которая написала о ней для «Business Insider» 30 сентября. поразительно, особенно если учесть, что и историки, и философы, и выдающиеся русские литераторы в равной степени осудили это заведение.

Несмотря на то, что отмена смертной казни долго откладывалась и, возможно, плохо осуществлялась из-за того, что самодержавие стремилось не подорвать основы собственной абсолютной власти, трудно найти человека, который мог бы сказать что-нибудь хорошее о самом крепостном праве.

«Ко времени полного развития крепостного права, в 18 веке, дворянин и крестьянин казались такими же отличными друг от друга, как белый и черный, европеец и африканец», — писал историк Петр Колчин в сравнительной истории американского рабства и русского крепостного права.

«Русские дворяне, таким образом, смогли создать между собой и своими крестьянами некую социальную дистанцию, необходимую для сохранения крепостного права», — добавил Колчин.

Дворянин-диссидент XIX века философ Петр Чаадаев назвал крепостное право «страшной язвой» и спросил: «Почему… русский народ попал в рабство только после того, как стал христианином? … Может ли [Православная церковь] объяснить, почему он не поднял свою материнским голосом против отвратительного насилия, совершаемого одной частью нации над другой?»

В конце 18 века дворянин Александр Радищев был сослан в Сибирь за публикацию своей критики крепостного права. В какой-то момент книги позиция Радищева кажется расходящейся с позицией Зорькина в том, что именно отмена крепостного права вызвала революционные волнения в России. Это было само крепостное право.

«Трепещи, жестокосердый помещик! На челе каждого твоего мужика я вижу написанным твой осуждение», — писал Радищев.

«Месть крепостных», гравюра Шарля Мишеля Жоффруа (1845 г.)

В 1847 году литературный критик Виссарион Белинский написал свое знаменитое письмо Николаю Гоголю, в котором писал, что Россия «представляет собой ужасное зрелище страны, где мужчины торгуют людьми, даже не имея предлога, коварно используемого американскими плантаторами, утверждающими, что что негр не мужчина».

Россия есть «страна, где нет не только гарантий личности, чести и собственности, но даже нет полицейского порядка, и где нет ничего, кроме громадных корпораций чиновничьих воров и разбойников разного толка», — писал Белинский.

Он добавил, что «наиболее насущными национальными проблемами в России сегодня являются отмена крепостного права и телесных наказаний и строжайшее соблюдение хотя бы тех законов, которые уже существуют».

Писатель Федор Достоевский был чуть не казнен, а затем сослан в Сибирь за участие в социалистической группе, выступавшей за отмену крепостного права. В своих «Записках из дома мертвых» он писал, что тираническая власть над другими людьми губит души знати.

«Человек, член общества, навсегда утонул в тиране», — писал он. «И ему практически невозможно восстановить человеческое достоинство, покаяние и возрождение. Власть, данная одному человеку для применения телесных наказаний к другому, является социальной язвой и неизбежно ведет к распаду общества».

Диссидент и журналист девятнадцатого века Александр Герцен писал, что «свобода личности есть величайшая вещь».

«На этом и только на этом может развиться истинная воля народа», — писал он.

Нобелевский лауреат Александр Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ» писал, что «весь смысл существования крепостного права и Архипелага один и тот же».

«Это общественные структуры, — писал Солженицын, — для безжалостно-принудительного использования бесплатного труда миллионов рабов».

Параллели между Авраамом Линкольном и русским царем Александром II | История

Фредерик Дж. Фроммер

Отношения между США и Россией не всегда были такими холодными. Полтора века назад, в 1860-х годах, у лидеров двух стран — президента Авраама Линкольна и царя Александра II — были теплые отношения и общая цель: покончить с рабством в своих странах.

В преддверии Гражданской войны в США обе страны шли одним и тем же путем, и стремление к отмене крепостного права нарастало в России, поскольку аболиционисты боролись за отмену рабства в США. Сторонники обоих движений указывали на пример, поданный такими европейскими державами, как Франция. Великобритания и Дания, отменившие рабство к 1848 г.

«И президент Линкольн, и царь Александр II осознавали, что их страны стали исключением, когда дело дошло до рабства и крепостничества», — говорит Кэролин Харрис, писатель и историк из Университета Торонто. «Они оба знали, что перемены не за горами, и размышляли, как справиться с этими переменами».

Картина Бориса Кустодиева 1907 года, изображающая русских крепостных, слушающих провозглашение Манифеста об освобождении в 1861 году.

Общественное достояние через Wikimedia Commons

Александр начал действовать первым, освободив около 20 миллионов крепостных посредством Манифеста об освобождении 3 марта 1861 года. Одна из нескольких поразительных исторических связей между двумя людьми произошла за день до первой инаугурации Линкольна.

Но новый американский президент, выступавший на платформе кампании, направленной на прекращение распространения рабства на новые территории и штаты, а не на его отмену, еще не достиг той же точки, что и его российский коллега. «У меня нет цели прямо или косвенно вмешиваться в институт рабства в штатах, где он существует», — заявил он в своей инаугурационной речи. «Я считаю, что у меня нет законного права делать это, и у меня нет намерения делать это».

Тем не менее, американцы приняли во внимание указ царя, положивший конец многовековой практике, привязывавшей крестьян к земле, на которой они жили, и, соответственно, к своим помещикам.

Манифест «абсолютно ускорил отмену рабства» в Соединенных Штатах, говорит Тед Видмер, историк Городского университета Нью-Йорка и автор книги Линкольн на грани: тринадцать дней до Вашингтона . «Это получило благоприятное освещение в прессе на Севере. Это считалось триумфом просвещенного лидерства».

Решение Александра освободить крепостных сделало США еще более аутсайдером среди западных стран. К тому времени это была одна из немногих стран, где все еще разрешалось рабство, наряду с Нидерландами и рядом других видных противников. (Во время «Манифеста об освобождении России» большинство стран, ранее практиковавших крепостное право, уже отменили его, в том числе Венгрия, Дания и Хорватия.)

Григорий Мясоедов, Крестьяне читают манифест об освобождении , 1873

Общественное достояние через Wikimedia Commons

«Стыдно, если ты считаешь свою нацию современной и этичной, — говорит Видмер. «Большая часть нашей истории была основана на идее, что мы даем нашему народу много свободы — это прямо в Декларации независимости, которую Линкольн все время цитировал. Рабство было настолько вопиющим противоречием, что заставляло задуматься над собой. Линкольн великолепно указал на эти несоответствия».

Гораций Грили, редактор New-York Tribune и один из ведущих американских аболиционистов, быстро противопоставил решительную эмансипацию царя бездействию США

«Весь мир и все грядущие века будут рукоплескать императору Александру за отмену рабства в России», — писал он в апреле 1861 года, за несколько дней до начала Гражданской войны. «Но что мир думает, что подумают будущие поколения о попытке сделать рабство вечным в Америке?»


В России борьба за крепостное право была частью более крупного спора между двумя противоположными интеллектуальными движениями: западниками и славянофилами. Как объясняет Харрис, группы задавались вопросом, должна ли Россия «смотреть вовне, на Запад и сравнивать себя с европейскими державами. Или России следует обратиться к своей собственной истории, … рассматривать себя больше как азиатскую державу и смотреть на Восток, и ориентироваться на свои традиции, а не сравнивать с Западом?»

Западники, выступающие за модернизацию, выступали против крепостного права, считая его признаком отсталости России. Им «идея крепостного права и крестьянства, привязанного к земле, казалась особенно устаревшей. Крепостное право ассоциировалось со Средневековьем», — говорит Харрис. Не все славянофилы защищали этот институт, добавляет она, но они утверждали, что любое решение, которое примет Россия, должно исходить из ее собственной истории и культуры.

Портрет Александра II

Общественное достояние через Wikimedia Commons

Российское крепостное право восходит к своду законов 1649 года, который давал помещикам полную власть над крепостными крестьянами, которые жили на их земле. Этот контроль включал в себя власть над свободой передвижения крепостных в другие места. В США защитники рабства использовали безосновательные утверждения о физических различиях между расами для оправдания рабства; в России сторонники крепостничества ссылались на классовые различия. Ключевое различие между этими двумя практиками заключалось в том, что русские крепостные были той же расы и национального происхождения, что и их помещики. Их также рассматривали как членов общества, какими бы скромными они ни были.

Александр был западником и не терял времени на разглашение своих планов по освобождению крепостных после того, как станет царем в 1855 году. Если мы не дадим крестьянам свободы сверху, они возьмут ее снизу».

В молодости царь путешествовал по Европе и встретился с королевой Викторией, которая взошла на британский престол в 1837 году, через четыре года после отмены рабства в Великобритании. «Александр II имел очень четкое представление о том, что происходит в Европе, — говорит Харрис, — и хотел привести Россию в соответствие с европейской державой», а не с восточной державой. Она отмечает, что Россия ранее была западной державой, особенно во время наполеоновских войн начала XIX века.век.

До Гражданской войны споры вокруг американского рабства и российского крепостного права влияли друг на друга через Атлантику. Хижина дяди Тома , антирабовладельческий роман Гарриет Бичер-Стоу, оказал значительное влияние на Россию, найдя знакомый отклик у русских противников крепостного права. «Многие сцены, описанные в книге, кажутся точным описанием столь же ужасных сцен в России», — писал русский писатель Иван Тургенев американской аболиционистке Марии Уэстон Чепмен, получив от нее экземпляр книги.

« Хижина дяди Тома получила широкое распространение после публикации в 1852 году», — говорит Аманда Беллоуз, историк Новой школы и автор книги Американское рабство и русское рабство в постэмансипационном воображении . «Это вызвало бурные дебаты по всему миру на темы рабства и свободы».

Полностраничная иллюстрация Хэмматта Биллингса к первому изданию «Хижина дяди Тома » (1852 г.). Элиза сообщает дяде Тому, что его продали, и она убегает, чтобы спасти своего ребенка.

Общественное достояние через Wikimedia Commons

Она добавляет: «Образованные русские читали и обсуждали книгу в конце 1850-х гг. Это было время, когда российские правительственные чиновники, многие из которых были дворянами, владевшими крепостными, разработали условия Манифеста об освобождении России».

Защитники рабства тем временем нашли общий язык с защитниками крепостничества. Джордж Фитцхью, адвокат и писатель из Вирджинии, выступающий за рабство, писал в эссе 1857 года, что «за исключением России, Юг является единственной консервативной частью цивилизованного христианского мира». Он беспокоился, что на Севере «черный республиканизм находится на подъеме, и он радикален и революционен до крайности».

За столетие до того, как сенатор Джозеф Маккарти в «Красной угрозе» очернил подозреваемых в коммунистах в США, Фитцхью заявил, что «все аболиционисты — социалисты, которые предлагают уничтожить все институты общества».


Вскоре после того, как в апреле 1861 года началась Гражданская война в США, Россия дала понять США, на ком лежит их лояльность.

«Во всех случаях Американский Союз может рассчитывать на самое искреннее сочувствие со стороны [царя] в ходе серьезного кризиса, который сейчас переживает Союз», — писал министр иностранных дел России в июльском Коммюнике 1861 г. русскому посланнику в Вашингтоне. Александр даже добавил рукописную запись: «Да будет так».

В ответ Линкольн обратился к послу России в США с просьбой «передать Императору нашу благодарность и заверить Его Величество, что вся нация ценит это новое проявление дружбы». Два лидера продолжали переписываться во время войны, подписывая друг другу письма «Ваш хороший друг».

«Похоже, что в своих письмах они приближались к искреннему дружелюбию», — говорит Видмер, отмечая, что заключительное приветствие теплее, чем требует дипломатический протокол.

Фрэнсис Бикнелл Карпентер, г. Первое чтение Прокламации президента Линкольна об освобождении рабов г., 1864 г.

Общественное достояние через Wikimedia Commons

«Это очень значимое раннее выражение поддержки профсоюзного дела из России, что удивительно, потому что Россия так далеко», — добавляет Видмер. «Россия посылает искреннее и искреннее приветственное сообщение о поддержке профсоюзного дела. Это дало Линкольну некоторую поддержку с очень неожиданной стороны».

В январе 1863 года, через два года после того, как Александр освободил крепостных, Линкольн издал Прокламацию об освобождении рабов в мятежных государствах. Указ был ограничен в своем охвате, сохраняя рабство в приграничных штатах, которые остались верными Союзу; рабство не было официально отменено в США до ратификации 13-й поправки в декабре 1865 года.

Беллоуз отмечает, что у двух лидеров были похожие прозвища: Царь-Освободитель и Великий Освободитель. Но южные критики Линкольна использовали это сравнение в негативном свете, назвав Прокламацию об освобождении рабов своевольным указом в духе царского указа и напав на президента как на «американского царя».

Позже, в 1863 году, Россия пошла дальше ободряющих писем, отправив корабли ВМФ в гавани Нью-Йорка и Сан-Франциско в знак поддержки дела Союза в то время, когда США беспокоились, что Франция и Великобритания могут признать Конфедерацию. В Нью-Йорке российских моряков чествовали на роскошном балу, украшенном флагами США и России. «Присутствие в наших водах эскадры, принадлежащей Военно-морскому флоту Его Императорского Величества, не может не быть источником удовольствия и счастья для наших соотечественников», — писал министр ВМС США Гидеон Уэллс в письме российскому послу, добавляя в своем дневнике: «Боже благослови русских».

Примерно в это же время министр иностранных дел России предупредил американского дипломата в Санкт-Петербурге, что у Союза «мало друзей среди держав. Англия радуется тому, что с вами происходит», а Франция «не ваш друг. … Я не могу выразить вам, насколько глубокую тревогу мы чувствуем, насколько серьезны наши страхи».

Рисунок, изображающий убийство Александра II в 1881 году.

Общественное достояние через Wikimedia Commons

«Это был период времени, когда отношения между Соединенными Штатами и Россией были достаточно крепкими, потому что обе страны были обеспокоены Великобританией, — говорит Харрис. «Они увидели, что у них есть общие интересы». (Несколькими годами ранее Россия проиграла Крымскую войну союзу Британии, Османской империи, Франции и Сардинии-Пьемонта.)

В Европе некоторые наблюдатели обратили внимание на эту странную динамику. Например, на карикатуре за октябрь 1863 года в лондонском журнале Александр и Линкольн пожимают друг другу руки через разделительную полосу, а позади них разворачивается смертельная битва, над заголовком, который гласит: «Встреча крайностей».


Во время Гражданской войны Линкольн видел политическую выгоду в сравнении крепостного права и рабства. В день Рождества 1863 года президент написал письмо своему бывшему дипломату в России, недавно вернувшемуся в Вашингтон, с такой просьбой: «Я думаю, что хорошая лекция или две о крепостных правах, крепостном праве и освобождении в России были бы и тем, и другим». интересно и ценно. Неужели ты не мог поднять такую ​​штуку?»

Конечно, между крепостным правом и рабством и способами их отмены существовали существенные различия. «Крепостные не были порабощены совсем таким же образом. У них были определенные ограниченные права», — отмечает Видмер. «Защитники крепостного права в России никогда не были так идеологически преданы, как защитники рабства в Америке, и, конечно, расовая политика была совсем другой».

И хотя в России крепостное право было отменено указом, понадобилась кровавая Гражданская война, чтобы положить конец рабству в Соединенных Штатах.

Тем не менее, параллели заметны.

«Эти два чрезвычайно важных акта эмансипации произошли менее чем через два года в этих двух странах, которые странно похожи в некоторых отношениях и очень различны в других», — говорит Видмер. Он добавляет, что люди «думали об Америке и России одними и теми же мыслями. Алексис де Токвиль в Демократия в Америке размышляет о будущем и думает, что [в нем] будут доминировать Россия и Америка. И во многом он был прав».

У Линкольна и Александра было еще кое-что общее. Оба будут убиты: Линкольн сторонником Конфедерации всего через несколько дней после того, как США выиграли Гражданскую войну в апреле 1865 года, а Александр в 1881 году, примерно через 20 лет после его Манифеста об освобождении, революционной группой, стремившейся свергнуть русское самодержавие.

Литография с изображением убийства Авраама Линкольна

Общественное достояние через Wikimedia Commons

В недалеком прошлом российское и американское правительства рассказывали об общих горнилах своих двух середины 19-го века.лидеров ХХ века как способ улучшения дипломатических отношений.

«Оба боролись и внедряли уважение к людям и уважение к свободе, которых не знали ни в Соединенных Штатах, ни в России», — сказал тогдашний посол России в США Сергей Кисляк на мероприятии 2009 года в Канзасе. Город, посвященный 200-летию Линкольна и выставка «Царь и президент».

Два года спустя Государственный департамент и правительство России помогли профинансировать аналогичную выставку в Москве «Царь и президент, Александр II и Авраам Линкольн: освободитель и освободитель» в здании Российского федерального архива. Перед зданием стояла недавно созданная огромная скульптура двух лидеров, пожимающих друг другу руки. Некоторые участники открытия расценили выставку как отражение «перезагрузки» президента Барака Обамы в отношениях между двумя странами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts