Радищев путешествие из петербурга в москву слово о ломоносове: «Слово о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Содержание
«Слово о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Самым веским доказательством одаренности простого народа является для Радищева судьба М. В. Ломоносова. Ему посвящена последняя глава, как бы венчающая всю книгу. Правда, республиканец Радищев не разделяет монархических взглядов Ломоносова, оды которого кажутся ему «лестью» Елизавете Петровне, но огромный талант этого ученого и писателя служит неоспоримым подтверждением могучих духовных сил, таящихся в крестьянских массах.
Рукопись «Слова» путешественнику подарил парнасский судья, автор оды «Вольность». И вот, приближаясь к Москве, путешественник снова и снова перечитывает драгоценные строки подаренной ему рукописи о первом русском ученом из народа. В ряду возвышенных образов тружеников Ломоносов — вершина и последнее звено. Благоприятно сложилась судьба архангельского мужика Михайло Ломоносова, ставшего первым русским академиком, гордостью российской науки, известным поэтом. «Слово о Ломоносове» построено как панегирик жизни и деятельности великого мыслителя, «песиь заслуге к обществу».
«Михайло Васильевичь Ломоносов… Рожденный от человека, которой немог дать ему воспитания, дабы посредством онаго, понятие его изострилося и украсилося полезными и приятными знаниями; определенный по состоянию своему, препровождать дни свои между людей, коих окружность мысленныя области, недалее их ремесла простирается; сужденный делить время свое, между рыбным промыслом, и старанием получить мзду своего труда; разум молодаго Ломоносова, немог бы достигнуть той обширности, которую он приобрел трудясь в испытании природы, ни глас его той сладости, которую он имел от обхождения чистых Мусс.
От воспитания в родительском доме, он приял маловажное но ключь учения, знание читать и писать, а от природы любопытство. Упорное прилежание в учении языков, сделало Ломоносова согражданином Афин и Рима. Все его пленяет, все поражает. Тако Ломоносов получивши сведение Латинскаго и Греческаго языков, пожирал красоты древних витий и стихотворцев. С ними научался он чувствовать изящности природы; с ними научался познавать все уловки искуства, крыющагося всегда в одушевленных стихотворством видах, с ними научался изъявлять чувствия свои, давать тело мысли и душу бездыханному.
Тогда презрев свет солнечный, живый нисходил в могилу. Тако человек сокрываясь в пропастях земных искал блестящих металов, и сокращал пределы своея жизни на половину, питаяся ядовитым дыханием паров из земли исходящих… Так и добывание металов сокрощая дни ископателей.
В слоях находил иногда остатки животных в морях живущих, находил остатки растений, и заключать мог, что слоистое разположение земли начало свое имеет в наплавном положении вод, и что воды переселялся из одного края земнаго шара к другому, давали земле тот вид, какой она в недрах своих представляет.
Он неоставил возлюбленнаго своего учения стихотворства. И так он вознамерился сделать опыт сочинения, новообразными стихами, поставив сперьва Российскому стихотворению правила, на благогласии нашего языка основанныя. Сие исполнил он написав оду, на победу одержанную Российскими войсками над Турками и Татарами и на взятие Хотина. Раздробляя все части речи, и сообразуя их с употреблением их, Ломоносов составил свою грамматику.
Прияв от природы право неоцененное действовать на своих совремянников, Ломоносов действуя на сограждан своих разнообразно, разнообразныя отверзал общему уму стези на познании. Повлекши его за собою во след, разплетая запутанный язык на велеречие и благогласие, неоставил его при тощем без мыслей източнике словесности.
О! Ломоносов, ты произвел Сумарокова. В стезе Российской словесности, Ломоносов есть перьвый. Беги толпа завистливая, се потомство о нем судит, оно нелицемерно.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Реферат
«Слово о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
От 250 руб
Контрольная
работа«Слово о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
От 250 руб
Курсовая работа
«Слово о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
«Слово о Ломоносове» и его место в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
Реферат
по курсу
«Отечественная
литература XVIII века»
Тема: «Слово
о Ломоносове» и его место
в
«Путешествии из Петербурга в
Москву»
А.Н. Радищева
Самара,
2010
Содержание
Введение……………………………………………. …………
- Представления
о М.В. Ломоносове..…………..………………………………4 - Ломоносов
в глазах современников…………….………………………..4 - А.Н. Радищев
о Ломоносове.……………………………………………..6 - Общественно-политические
взгляды Радищева……………………………..8 - Радищев и
демократический сентиментализм………………………..……11 - Слово о Ломоносове
…………………………………………………………12
Вывод…………………………………………………….…………
Список литературы…………………………………
Введение
«Слово
о Ломоносове» А.Н. Радищева является,
по сути, самостоятельным произведением.
В 1780 г. он начал его писать, закончил
лишь в 1788 г. и включил в «Путешествие из
Петербурга в Москву». Созданное в XYIII
веке оно долго было запрещено в связи
с вольнодумными антимонархическими заявлениями
автора: с закрытым доступом для исследователей.
Можно
сказать, что творчество А.Н. Радищева
до сих пор изучено недостаточно, и одной
из главных проблем является определение
места «Слово о Ломоносове» в «Путешествии
из Петербурга в Москву». Почему Радищев
объединил два самостоятельных произведения?
Почему описывая жизнь русского народа,
как «целого», он ставит в конце «личность»
Ломоносова? Таким образом, цель
моей работы: установление истинного
значения «Слова».
Для
этого я рецензировала взгляды современников
на М.В. Ломоносова, чтобы понять, от чего
отталкивался А.Н. Радищев, какие мнения
о великом ученом и его научной деятельности
мог он переработать и составить свое
собственное. Его отношение также рассмотрено,
на примере текста самого «Слова», где
включены основные тезисы данной главы.
Далее я обратила внимание на общественно-политические
взгляды Радищева, так как они напрямую
отображены в «Путешествии из Петербурга
в Москву». Тем самым я определила основные
связи содержания «Слова» и «Путешествия».
Для
целостной картины взглядов автора
в главе «Радищев и демократический сентиментализм»
было рассмотрено направление литературы,
в котором писал Н.А. Радищев.
И
в итоге, комплексно рассмотрев вышеуказанные
вопросы, была достигнута цель работы.
1.
Представления о
М.В. Ломоносове
1.1.
Ломоносов в глазах
современников
Михаил
Васильевич Ломоносов – был гигантом
XVIII века, имел настолько разносторонние
интересы, что смог внести огромный вклад
и в науку и в литературу. Именно «он опытным
путем доказал закон сохранения вещества,
изучал явления, связанные с атмосферным
электричеством, руководил устройством
фабрики по изготовлению цветных стекол
— «смальт», сам создал несколько мозаичных
портретов и панно, первый заговорил о
возможности судоходства по Северному
Ледовитому океану»1. И именно он
является реформатором русской литературы,
создателем теорией «трех штилей».
Писали о Ломоносове много и по-разному,
как могут писать только о выдающемся
человеке. Особенно интересен взгляд современников,
так как они были свидетелями его жизни
и наблюдателями развития его творчества,
обращая внимании на наиболее близкие
им стороны творчества.
М.Н. Муравьев в своем «Похвальном слове
Михайле Васильевичу Ломоносову…» «возносит
на «пьедестал Гения»»2 Ломоносова.
Он пишет о нем без рационалистической
критики, называя только положительные
характеристики: «защищает такие «антисумароковские»
принципы ломоносовской поэзии, как «стихотворческая
пышность», «восторг», «великолепие»,
«громкость»3 и другие. Собственно,
слову свойственен идеализм в чистом
виде.
Также
Ломоносовым восторгается и Херасков,
русский поэт и дратматург. «В рассужении
о российском стихотворстве» (1772) называя
Ломоносова «великим мужем» Херасков
писал о его заслугах: «разные его труды,
величайшие похвалы достойные, и первее
оды его, исполненные огня божественного
и высоких мыслей…имя Ломоносова соделали
бессмертным», … хотя в лирики Хераскова
заметна явная ориентация на «приятного
Сумарокова». 4
А.П.
Шувалов, который писал о Ломоносове,
«говорит о всенародной скорби русских
людей, оплакивающих Ломоносова во всех
концах необъятной страны, видит в нем
первого просветителя России, сочетавшего
«пальму Архимеда и лавры Пиндара, перо
Тацита и цветы Цицерона». Желая возвысить
Ломоносова, Шувалов пренебрежительно
отзывается о его предшественниках и современниках
(«Правда, до Ломоносова у нас было несколько
рифмачей вроде князя Кантемира, Тредиаковского
и др.»)»5. Это говорит о его непрофессионализме,
который проявляется в бескомпромиссном
субъективизме.
В
отличие от выше представленных
исследователей, академик Я. Штелин отзывался
о Ломоносове неприязненно, называя
его подражателем и указывая на то, что
его произведения являются ни чем иным
чем заимствованиями, например: «Мы были
очень удивлены таким, еще небывалым в
русском языке размером стихов и нашли,
между прочим, что эта ода написана в гюнтеровом
размере и именно в подражание его знаменитой
оде: Eugen ist fort! Ihr Musen nach etc. — и даже целые
строфы были из нее переведены».6
Сумарокову
не нравилась метафоричная манера письма.
Будучи сторонником простоты и ясности
поэтического слога, он считал, что, таким
образом, лучше передается смысл читателю,
который по возможности должен быть единственным.
Все это ведет к поучению – функции, которая,
по его мнению несет в себе литература.
Поэтому Сумароков обвинял Ломоносова
в «неестественности», «умствовании»,
излишней «пылкости»7 и содержания
в произведениях двойного дна: дополнительный
смысл.
Таким
образом, имея возможность прочитать
ранее него написанные работы, Радищев
создал «Слово о Ломоносове» не только
для того, чтобы воздать почести,
но проанализировать творчество Ломоносова,
дать полную картину, не замалчивая заслуги
русского деятеля, но, не переходя в другую
крайность – «обожествление». То есть,
показать реалистично. «О том, что никакая
из предшествующих работ не удовлетворила
Радищева, говорит «Слово о Ломоносове»,
впервые воссоздавшее образ великого
поэта и полемичное по отношению к утвердившимся
взглядам на Ломоносова»8.
1.2.
А.Н. Радищев о Ломоносове
Для самого Радищева очень
важно передать образ
потомкам правдиво, поэтому он делает
акцент на таком явлении, как истина: «Истина
есть высшее для нас божество, и если бы
всесильный восхотел изменить ее образ,
являяся не в ней, лицо наше будет от него
отвращено. Следуя истине, не будем в Ломоносове
искать великого дееписателя»9.
Радищев
не пытается придать Ломоносову метафизическую
сущность, для него – это обычный
человек, который всего добился
своим трудом. «Радищев бы одним
из самых ранних русских-мыслителей-
Его философские взгляды были
глубоко враждебны идеализму и мистике,
схоластике и мракобесию масонства».10
Тем самым, Радищев полемизирует с Муравьевым,
превозносящим «Гений» Ломоносова.
Конечно,
Радищев не опровергает существование
природного таланта, но его надобно
развивать и помогать ему учением. Говоря
о Ломоносове, он постоянно использует
такие слова, как «познание», «упорное
прилежание», «упражнялся». Александр
Николаевич считает Ломоносова чрезвычайно
усердным, который все время желает приумножать
собственные знания. То есть, воспитание,
или точнее желание его получить, в его
понимании должно идти в большей части
от самого человека, чем от окружающих
людей: «Представил бы его, ищущего знания
в древних рукописях своего училища и
гоняющегося за видом учения везде, где
казалося быть его хранилище» (ст. 240).
Реформаторскую
деятельность Ломоносова в литературе
Радищев называет не иначе как
«опыт сочинения новообразными
стихами» (ст. 243), что подчеркивает скорее
пробу, чем результат долгой работы.
Хотя он пишет потом о том, что
«сила воображения и живое
чувствование не отвергают разыскания
подробностей» (ст. 244), тем самым намекая,
что не только интуицией Ломоносову удалось
создать новую систему стихосложения.
«Внимательное изучение лучших образцов
художественной литературы дали возможность
Ломоносову понять, что «изящность слога
состоит на правилах, языку свойственных».
Глубокое знание общенародного языка,
понимание его особенностей, возможностей,
законов явились источником успеха Ломоносова»11
Тем самым, Радищев спорит с Сумароковым,
считавшим язык Ломоносова слишком трудным.
Следует
отметить, что Радищев не одобряет
«хвалебно-одического тона поэзии Ломоносова»12,
посвященной королеве Елизавете. Это в
первую очередь связанно с общественно-политическими
взглядами Александра Николаевича, где
главной движущей силой у него выступает
народ, но никак не монарх. В слове Радищев
не пытается осуждать Ломоносова, скорее
он констатирует факт и сочувствует ему
в этом: «Не завидую тебе, что, следуя
общему ласкати царям, нередко недостойным
не токмо похвалы, стройным гласом воспетой.
Но ниже гудочного бряцания, ты льстил
похвалою в стихах Елисавете» (ст. 247).
Радищев порицает у Ломоносова не то, что
он писал их, а то, что когда он создавал
оды, одновременно и обманывал себя. В
этих похвальных одах он примеривал несвойственное
ему идеалистическое представление государя-просветителя.
Тем
не менее, главным в «Слове о Ломоносове»
остается то, что Михаил Васильевич стал
примером для последующего литературного
поколения: «найдем [в творениях], однако
же, учителя в слове и всегда достойный
пример на последование» (ст. 250).
Кто-то
равнялся на него и подражал, кто-то
изменял и развивал, кто-то отрицал,
но в сущности все равно являлся
продолжателем – каждый вступал с ним
в диалог: «Слово твое, живущее присно
и вовеки в творениях твоих, слово российского
племени, тобою в языке нашем обновленное,
прилетит в устах народных за необозримый
горизонт столетий» (ст. 237).
2.
Общественно-политические
взгляды Радищева
«Радищев
в своем «Путешествии из Петербурга
в Москву»…преодолел
всей предшествовавшей ему литературы
XVIII века, направил свои могучие удары…на
принцип «зла», то есть на самую систему
крепостничества и царизма»13, на
отношения между рабами и хозяевами.
Противопоставление
этих двух понятий стало главной
темой произведения. Например, в главе
«Зайцово» описывается жестокое обращение
асессор с подневольными: «отнял у них
всю землю…заставил работать в сю неделю
на себя, а дабы они не умирали с голову,
то кормил их…по одному разу в день» (ст.
105).
Или
же в «Едрово» Радищев изображает Анюту,
бесхитростную крестьянскую девушку,
которая мечтает о любви. Этому юному и
легкому образу констатируют описания
о барской вседозволенности: «Ибо кто
не знает, с какой наглостью дворянская
дерзкая рука поползается на непристойные
и оскорбительными целомудрию шутки с
деревенскими девками. Они в глазах твари,
созданные на угождения» (ст. 143).
В
главе «Медное», полностью оправдывающей
свое название, перечисляются крестьяне,
притом друг другу родственники, обреченные
на продажу с публичного торга. И вся трагедия
их в том, что они лишены выбора своей судьбы:
чудовищно разделяется семья — «Движимое
имущество» (ст. 197), а не люди.
Таким
образом, Радищев был сторонником
естественного права и
несостоятельность
«Положительный закон должен иметь основание
в естественном законе; по природе все
люди равны, и если одни порабощают других,
то «тут никакой не можно быть связи,
разве насилие». Крепостное право противоестественно,
потому оно является не правом, а насилием,
которому порабощенные могут противопоставить
силу же; оно противоречит общественному
договору, поскольку общество создано
для обеспечения интересов всех и каждого,
а не порабощения одной его части другой.14
Радищев
также был выразителем идеи общественного
договора, выдвинутой Руссо, по которой
власть рождается из соглашения всех людей
(народ при этом обладает суверенитетом),
то есть из компромисса. Но Радищев идет
дальше. Видя весь произвол, творящийся
в России, угнетение небольшой части людей
большинства, невозможность достичь желаемого
компромисса – все это позволяет народу
иметь право на восстание, на революцию.
Главы
«Хотилов» и «Выдропуск» (Проекты
в будущем) как будто написаны
от лица другого путешественника, и
в них видно как либералистическая мысль
Радищева уже эволюционирует в революционность.
В «Хотилове» — из-за близости по звучанию
к слову «хотеть» наводит интуитивно читателя
на желаемое Радищева, то, что нет еще в
реальности, но что возможно осуществить
в будущем. По сути здесь написана целая
программа «раскрепостничества», например:
«Приобретение крестьянином имение ему
принадлежность долженствует…восстановление
земледельца во звание гражданина. Надлежит
ему судиму быть ему равными, то есть в
расправах…запретить произвольное наказание
без суда (ст. 162-163)». И тут же Радищев, вспоминая
табель о рангах, как образец, понимает
то, что эта программа слишком своевольна.
Она не подходит под нынешнее время, «не
соразмерна».
Александр Радищев | Культура России в достопримечательностях
Архитектура, Мемориальные доски писателям, Без рубрики, Дома писателей
russianmonuments Оставить комментарий
Александр Радищев (1749-1802) принадлежит к великим истокам русской литературы, мысли и гражданственности. Из шаткого пути, по которому он шел (и ехал), вытекает так много, что почти невозможно начать рисовать схемы того, кого и что он породил. Я имею в виду, что вы можете это сделать, но рассчитывайте на неделю работы. Скажу только, что для меня Радищев своим трудом и своим примером заложил основу для Алексея Навального, Юрия Дмитриева и Pussy Riot, чтобы просто вытащить из шляпы некоторых моих современников. Другими словами, работа Радищева не сделана. Это никогда не будет сделано, осмелюсь сказать я без радости в голосе. Русский человек, противостоящий дурной власти, коррупции и преступности, всегда — повторяю, всегда — будет идти по одинокой дороге. Они всегда будут похожи на плохую, заезженную пластинку, идя по тем же дорожкам, издавая те же звуки, те же шорохи, скрипы и тиканье, что и все до них. Это не означает, что их труд бессмыслен или бесполезен, но это означает, что это чертовски трудный путь к мотыге.
Радищев был удивительно просвещенным человеком, чему отчасти способствовала его учеба в течение нескольких лет в Германии. Но, как и почти все русские интеллигенты, он был человеком парадоксальных взглядов. Сначала он был недоволен тем, что Екатерина Великая принесла в Россию немецкие обычаи, но в конечном итоге его сформировало его немецкое образование, которое поставило его на путь столкновения, из всех людей, с Екатериной, родившейся в Германии. Не для такого блога мне вдаваться во все нюансы этого человека, его воспитания и общества, в котором он жил, поэтому я просто соглашусь на то, что книга Радищева, Путешествие из Петербурга в Москву вместе с несколькими его философскими сочинениями (например, О человеке, его смертности, его бессмертии ) более чем достаточно, чтобы оправдать его высокое место в русской литературе и культуре. Не кто иной, как Александр Пушкин, был настолько очарован Путешествием , что у него были нереализованные мысли написать продолжение. На самом деле, эта 230-летняя книга была настолько своевременной, что многие хотели написать ее продолжение, а некоторые даже написали. Никто и близко не приблизился к достижению с Радищевым.
Признаюсь, однажды у меня были высокомерные мысли написать продолжение. Мы с женой Оксаной много лет назад отправились в путь из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Пока мы собирались, я схватил небольшой блокнот и собирался что-то записывать. Ты смеешься?!? До сих пор не знаю, как мы пережили эту поездку. Мы думали, что добраться туда было адом — вместо восьми или около того часов, которые мы ожидали, это был 11 или 12-часовой путь, который включал в себя исчезающие участки дороги, местную полицию, выпрашивающую взятки, и отчаянное чувство, что конец поездки будет никогда не приходи. Мало ли мы знали, что это была хорошая часть поездки. Обратный этап, тот же, что и Радищев, из Санкт-Петербурга в Москву, занял у нас более суток, наша машина продиралась через грязь, подпрыгивая на бетонных плитах, наскоро брошенных вниз, чтобы машины не канули в лету, чуть не умерли от голода. потому что негде было поесть, а потом неожиданно провести несколько часов в квадратном придорожном мотеле, потому что наши глаза настолько затуманились, что мы уже не могли разглядеть ночную «дорогу»… К этому времени я уже давно отказался от любых мыслей о писать бессмысленное продолжение Путешествие , все, что я хотел сделать, это забыть это испытание навсегда.
Снимаю шляпу перед Радищевом, он недвусмысленно описал то убожество, бесцивилизованность, нищету и ужас, которые безгранично раскинулись между «двумя русскими столицами» в конце XVIII века. Поверьте, особой разницы во всем опыте в начале 20 века не было.
Радищев заслужил мое и чужое неугасимое восхищение своим разоблачением убогой природы екатерининской России. Но он также вызвал гнев самой Екатерины, которая в 179 г.0, арестовали Радищева и приговорили к смертной казни за его дерзость. Позже она сжалилась над ним и отправила его в Сибирь, видимо, надеясь, что невозможное путешествие на восток убьет его. Это путешествие было настолько плохим, что его друг Александр Воронцов заступился за Радищева и убедил Екатерину вернуть его в Москву, прежде чем он достигнет конечного пункта назначения. Но она согласилась сделать это не для того, чтобы, как можно было подумать, облегчить ему наказание, а для того, чтобы снова отправить его в Сибирь, хотя и на несколько лучших условиях.
Российские лидеры, родившиеся в Германии или нет, похоже, разделяют то же желание мучить и унижать любого, кто не согласен с ними.
В последние годы жизни писателю почти не улыбалась фортуна. Была короткая передышка, когда Екатерина умерла, и новый царь Павел разрешил Радищеву вернуться из Сибири в Москву, более или менее под домашним арестом. Когда Александр сменил своего отца Павла (разумеется, убив его), он думал привлечь Радищева к написанию нового либерализованного свода законов для России, но он, царь, скорее всего, никогда серьезно не относился к этому, и усилия Радищева попал в глухие уши. Разочарованный и безнадежный, Радищев покончил жизнь самоубийством в 1802 году путем самоотравления.
Не отсюда ли Владимиру Путину пришло в голову предположить, что Алексей Навальный в 2020 году отравился российским государственным препаратом «Новичок»?
Величественное здание, которое вы видите на этих фотографиях, — это величественное здание, в котором Радищев жил в Санкт-Петербурге до своего первого ареста в 1790 году. Текст на мемориальной доске гласит:
В этом доме с 1775 по 1790 год жил выдающийся писатель-революционер Александр Николаевич Радищев. Здесь он напечатал на собственной типографии книгу Путешествие из Петербурга в Москву.
В наши дни улица носит имя французского революционера Жана-Поля Марата. Однако, когда здесь жил Радищев, официально улица называлась Ул. Преображенской полковой (ул. Преображенского полка). Но в этом есть загвоздка, ибо улица в просторечии, по-видимому, называлась Грязной улицей. Русская Википедия оставляет нас в неведении относительно того, почему люди назвали улицу так – «», этимология этого названия неясна, ибо, конечно, она была не грязнее других ».
Если вам интересно, я писал о Радищеве в другом месте на этом сайте — о доме, в котором писатель якобы недолго жил в Томске, направляясь в сибирскую ссылку в 1791 году.
Александр РадищевАлександр ВоронцовАлексей НавальныйЕкатерина ВеликаяPussy RiotЮрий Дмитриев
Памятные доски писателям
russianmonuments Оставить комментарий
Щелкните фото для увеличения .
Если вы когда-нибудь планируете писать о русских деятелях культуры в Лондоне, встаньте в очередь после Сары Дж. Янг. Она уже написала об этом, что бы вы ни хотели сказать. И есть еще одна гарантия: она сделала это очень хорошо.
Сегодня я затрону тему, на которой у нее повсюду отпечатки пальцев: мемориальная доска в честь места, где Александр Герцен издавал свою «Свободную русскую прессу» с 1854 по 1856 год. Видите ли, когда мемориальная доска была открыта 26 июня 2013 г. Место, Янга пригласили помочь в церемонии. Она провела большую часть исследований, которые привели к выбору этого адреса в качестве места, где будет висеть мемориальная доска. Это было несложно (выбор, а не исследование), потому что предыдущие и последующие локации уже не годились — их давно снесли. Необходимый факт: то, что сейчас называется Джадд-Плейс, 61, было Джадд-Плейс, 82, когда там была «Свободная пресса».
«Свободная русская пресса» начала свою работу, согласно «Русскому Лондону», « весной 1853 г. в помещении уже созданной Польской демократической прессы на Риджент-сквер, 38 (сейчас снесено). В декабре 1856 года пресса переехала на Джадд-стрит, 2, прямо напротив дома № 61 (с тех пор как он был снесен, а теперь здесь находится площадка для выгула собак) ». Сара Дж. Янг, как всегда, дает пояснения в своем исчерпывающем блоге о прессе: она сообщает нам, что Герцен переместил прессу с Риджент-сквер на Джадд-стрит в декабре 1854 года. В Википедии отсутствует первый адрес на Риджент-сквер, но есть все другие различные места, из которых пресса работала в Лондоне в 1853–1865 годах.
- Джадд Стрит, 82; Брансуик-сквер
- Джадд Стрит, 2; Брансуик-сквер
- Торнхилл Плэйс, 5; Каледонская дорога
- Торнхилл-плейс, 136 и 138; Каледонская дорога
- Elmfield House, Теддингтон, Миддлсекс
- Коттедж Джессамин, Нью-Хэмптон, Мидлсекс
В конце концов Герцен перевез прессу в Женеву в апреле 1865 года, но передал ее работу своему коллеге. Он закрылся в августе 1867 года, проведя время в двух женевских местах: Pre l’Eveque, 40, и Place Bel-Air, Ancient Hotel des Postes.
Первые годы в показанном здесь месте были важными для Герцена и «Свободной прессы». Именно здесь в августе 1855 года он начал издавать свое знаменитое периодическое издание « Полярная звезда ». Второй номер вышел только в мае 1856 г. Пресса оставалась на первом месте на Джадд-стрит до середины декабря 1856 г. своему детищу. Он понимал, что если только лондонские русские или даже русские из Европы будут поддерживать и вносить свой вклад в его прессу, это останется маргинальным предприятием. Его первые два крупных предприятия после переезда из этого места в то, что через улицу, были теми, которые вписали его прессу в историю. В июле 1856 г. он начал издавать Голоса из России , которые действительно принесли ему необходимые материалы с его бывшей родины. Через год, 22 июня 1857 года, в четвертую годовщину основания Печати, он начал издавать «Колокол » ( «Колокол »), ставший одним из важнейших политических изданий в истории России. Вот как Сара Дж. Янг описывает его в одном из своих блогов:
« Тысячи экземпляров были ввезены контрабандой в Россию через различные связи Герцена, и его читала не только интеллигенция или радикалы, но и все власть имущие, включая царя. В замечательных воспоминаниях Герцена Мое прошлое и мысли , читаем: « Колокольчик — авторитет», — сказал мне в Лондоне в 1859 году ужасный dictu Катков, имея в виду архиконсервативного журналиста и издателя романов Достоевского. Если такая заведомо реакционная фигура была готова признать это, это может означать только то, что The Bell действительно имел большое значение. »
Еще одно доказательство важности творчества Герцена можно найти в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. У них есть коллекция под названием «Свободная русская пресса», куда входят не только издания Герцена. Но показательно, что они использовали Герценову прессу как название для всей своей коллекции политических, новостных и запрещенных изданий XIX века. го и начала 20 века. Вот собственное описание фондов библиотеки:
« Национальная библиотека обладает одним из самых полных в России собраний из 15 000 запрещенных и нелегальных изданий, выпущенных как внутри страны, так и за границей в период с 1853 по 1917 год. Первоначально они хранились в фондах Секретный отдел, существовавший в библиотеке до революции 1917 года. Этот сборник, объединенный общим названием «Свободная русская пресса», содержит множество книг, газет и периодических изданий, уже ставших библиографическими раритетами. Среди них такие известные публикации, как « Колокол ( Колокольчик ) 1850-60-х годов и ленинская Искра ( Искра ) 1900-03 годов, а также листовки, наделавшие много шума в свое время… »
Молодой пишет о деятельности печати по первому адресу: « Именно по этому адресу действительно развернулась работа «Свободной русской печати». В 1855 году Герцен издал первый том Полярной звезды [ Полярная звезда ]. Большая часть первого тома была написана самим Герценом, хотя были также письма Мишле, Прудона, Мадзини и Гюго и переписка Белинского с Гоголем. В следующем году в дополнение ко второму тому Полярная звезда , первый том сборника Голоса из России [ Голоса из России ], в который вошли статьи Константина Кавелина и Бориса Чичерина, был издан по тому же адресу… »
Помимо публицистики, в «Свободной русской печати» публиковались многочисленные произведения, запрещенные в России, в том числе стихи А. С. Пушкина, М. Лермонтова и др. В нем перепечатано основополагающее произведение Александра Радищева « Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву» 9.0011 .
Эдит В. Клоуз пишет о важности Герцена и его издательской деятельности в статье в Encyclopedia of the Essay . Сначала она цитирует собственное описание Герцена того, что он намеревался сделать Колокол : «Колокол зазвучит всем, что его коснется — нелепым указом, или бессмысленным гонением на старообрядцев, вельможским воровством или невежеством Сената. Комик и преступник, злодей и грубиян — все будут играть под звуки 9.0011 Колокол. Затем Клоуз добавляет: « Здесь впервые в русской истории был последовательный, долгосрочный штурм внутренней политики царского режима. Не случайно Герцена стали называть «вторым правительством».
Александр ГерценАлександр ПушкинАлександр РадищевFree Russian PressМихаил ЛермонтовПолярная звездаСара Дж. ЯнгThe BellВладимир ЛенинГолоса из России
Архитектура, разное, мемориальные доски писателям, домам писателей
russianmonuments Оставить комментарий
Андрей Платонов (1899-1951, настоящая фамилия Климентов) — писатель, о котором часто можно встретить слова «лучший писатель, которого вы никогда не читали». По крайней мере, так в англоязычном мире. Большинство произведений Платонова — он писал романы, рассказы, стихи и пьесы — были погребены под шумом своего времени. Подавляющее большинство из них вернулись к нам в последние десятилетия. Он уже был в процессе переоткрытия в позднесоветский период, но именно после падения стены он пришел к нам более-менее в полном свете и в полном полете. Табличка в память о том, что он жил на Тверском бульваре, 25 (не путать с Тверской улицей) с 1931 до своей смерти в 1951 году — работа скульптора Федота Сучкова. По воспоминаниям Сучкова, барельеф, созданный им для доски, восходит к бюсту, сделанному им для семьи Платоновых и хранившемуся в доме семьи. Генрих Бёлль, великий немецкий писатель и поклонник Платонова, приобрел копию барельефа для своей личной коллекции. Недалеко от другой висит табличка в честь того, что по этому адресу недолго жил в начале XIX века поэт Осип Мандельштам.30 с. Это тот самый дом, в котором родился публицист XIX века Александр Герцен и где находится Литературный институт имени Горького, о чем я писал ранее в этом пространстве.
Невестка Платонова Валентина Трошкина позже вспоминала: «Андрей здесь много работал, возил свои сочинения в издательства, но лишь изредка мог публиковаться под псевдонимом. Друзья иногда собирались на Тверской. Среди гостей были [Михаил] Шолохов, [Александр] Фадеев, Жорж Чернявщук, замечательный человек, хотя о нем говорили разное». Комментарии Трошкиной, как и Сучкова, опубликованы в мемуарах, опубликованных на Platnov.narod, сайте писательницы, поддерживаемом фанатами.
Трошкина рассказывает другую историю, которую я никогда не слышал: когда немцы подошли к Москве во время Великой Отечественной войны, многие москвичи были эвакуированы, в том числе Платонов. По словам Трошкиной, почти весь свой архив неопубликованных сочинений он оставил мужу Трошкиной Петру на хранение. Платонов взял с собой только одну вещь – произведение, которое он назвал Путешествие из Ленинграда в Москву , основанное, по крайней мере, по духу на великое Путешествие из Петербурга в Москву Александра Радищева (о котором я писала в этом блоге). Произведение, видимо, так много значило для Платонова, что он даже привязывал рукопись к руке, когда спал в поезде, но где-то, в какой-то момент нить, удерживающая ценное произведение литературного искусства, то ли соскользнула с руки автора, то ли была перерезана вор, который, конечно же, понятия не имел, что ворует. Так исчезла потенциально крупная работа Платонова, над которой он работал восемь лет, в основном в доме на Тверском бульваре.
Невозможно представить сейчас советскую литературу без Платонова где-то в центре. Его сильный, уникальный, новаторский язык вызывает в воображении целую эпоху русской/советской истории. Его немигающие картины трудного человеческого положения, наряду с его непоколебимыми гуманистическими убеждениями, делают литературу подлинной силы и влияния.
Александр ГерценАлександр РадищевАндрей ПлатоновФедот СучковГенрих БёлльОсип Мандельштам
Архитектура, Разное, Мемориальные доски писателям
russianmonuments 1 комментарий
Мало что я люблю больше, чем факты, которые невозможно доказать. Что может быть более жизненным? Так или иначе, на картинке выше изображен так называемый Дом Радищева в Томске. Легенда и некоторые документы, по-видимому, гласят, что выдающийся писатель, экономист, юрист и философ Александр Радищев – автор зажигательных путевых заметок Путешествие из Петербурга в Москву – останавливался здесь по дороге в сибирскую ссылку в 1791 году. Говорят, он действительно остановился в другом доме, но, как бы там ни было, именно в этом доме на сегодняшней улице Бакунина (улица Ефремовская, когда Радищев был или не был здесь) на котором есть табличка и имя великого человека в сердцах и умах жителей этого города. Если вы любите русскую культуру так же, как и я, наверняка у вас есть такая же слабость в сердце к Радищеву. Он был одним из первых россиян, кто открыто, публично и многозначительно встал и сказал: «Погодите! Все не совсем так, как вы говорите! За это Екатерина Великая, о которой я писал ранее в этом блоге, арестовала мужчину, сожгла его знаменитую книгу и отправила в Сибирь. Вот вам и встали и сказали правду в России. Его преступление состояло в том, что он открыл глаза и увидел, что великолепие Петербурга и Москвы не имеет даже отдаленного соответствия в грязных, захудалых, богом забытых, нищих, необразованных деревнях и городах, лежащих между этими двумя великими городами. Радищеву пришла в голову гениальная идея сесть в карету, совершить поездку и написать о том, что он встретил. Естественно, поскольку действительное положение дел не соответствовало той версии действительности, которой предпочитала верить императрица, и настаивала на том, чтобы навязать ее подданным, пришлось разбираться с автором. Не совсем «отрубить ему голову!» но шесть лет «с глаз долой и из сердца вон» в сибирском городе Илимске со 179 г.с 1 по 1797 год. Если правдивы бытующие рассказы о днях, проведенных в пути в Томске, Радищев занимал комнату или комнаты на низком, первом этаже этого здания. По словам томского историка и архитектора Павла Рачковского, только этот этаж сегодня остался более или менее нетронутым с конца 18 века. Церкви, возвышающейся за зданием на заднем плане, во времена Радищева не было.
Если вы действительно хотите почувствовать, как мог выглядеть Томск во время проезда Радищева, вы подойдете к рассматриваемому строению с южной стороны, направляясь вверх с северного берега небольшой реки Ушайка. Улица Бакунина — улица Бакунина на русском языке — позволяет заглянуть в прошлое. Это по-прежнему извилистая, ухабистая, неровная мощеная дорога, окруженная множеством старых деревянных зданий. Только редкие Honda или Hyundai или пешеход в парке в холодный ветреный день говорят о том, что мы не вернулись в 19-й век.век, если не 18-й. В последовательности кадров ниже вы видите вырисовывающийся вдалеке дом Радищева, пока мы идем вверх по дороге. К сведению, дальнейшая судьба Радищева сложилась не особенно счастливо. Он был возвращен в Санкт-Петербург в 1797 году преемником Екатерины и очень нелюбимым сыном Павлом Первым, и ему была предоставлена возможность попытаться провести несколько правовых реформ. Однако положение Павла всегда было шатким, и в 1801 г. он был убит. Радищев, возможно, почувствовав, что петля, образно говоря, снова вот-вот будет накинута на его шею, покончил с собой в 1802 г.
Александр РадищевЕкатерина ВеликаяПутешествие из Петербурга в МосквуПавел IПавел Первый
Ищи:
Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединяйтесь к 113 другим подписчикам
Следите за русской культурой в Достопримечательности на WordPress.com
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев в кратком содержании ❤️
Отправившись в Москву после ужина с друзьями, герой проснулся только на следующей почтовой станции — Софийской. Едва разбудив дворника, он потребовал лошадей, но получил отказ из-за ночного времени. Пришлось отдать кучерам за водку, они запрягли, и путь продолжился.
В Тосне герой знакомится с стряпчим, который занимался составлением старинных родословных на молодых дворян. По дороге из Тосны в Любань путешественник видит крестьянина, который пахал «с великим тщанием», несмотря на то, что было воскресенье. Пахарь рассказал, что шесть дней в неделю его семья обрабатывает землю земли и, чтобы не умереть с голоду, он вынужден работать в праздник, хотя это грех. Герой размышляет о жестокости помещиков и в то же время корит себя за то, что имеет слугу, над которым имеет власть.
В Чудове героя везет его друг Ч. И рассказывает, почему он должен поспешно покинуть Петербург. Ч., забавы ради, проплыл
на двенадцатилетней лодке из Кронштадта в Сестербек. В пути разыгралась буря, и бушующей волной лодку зажало между двумя камнями. Он наполнился водой, и казалось, что смерть неминуема. Но два отважных гребца сделали попытку на скалах и вплавь добрались до берега, до которого было версты полторы. Одному это удалось, и, выбравшись на берег, он забежал в дом местного начальника, так что тот срочно отцепил лодки, чтобы спасти оставшихся. Но начальнику было приятно отдохнуть, и сержант, его подчиненный, не посмел его разбудить. Когда чужими усилиями несчастные все-таки были спасены, Ч. Пытался убедить начальника, но он сказал: «Это не моя позиция». Опальный, Ч.
По дороге из Чудова на Спасское поле к герою присоединяется попутчик и рассказывает ему свою печальную историю. Доверившись своему товарищу в вопросах искупления, он был обманут, потерял все свое состояние и попал под уголовный суд. Его жена, переживая случившееся, родила раньше положенного срока и умерла через три дня, а недоношенный ребенок умер. Друзья, увидев, что
пришли его брать под стражу, посадили несчастного в палатку и велели идти «куда глаза глядят». Герой был тронут рассказом попутчика, и он размышляет о том, как бы довести это дело до суда верховной власти, «ибо оно может быть только беспристрастным». Понимая, что он не может помочь несчастному, герой мнит себя верховным правителем, государство которого, кажется, процветает, и все его восхваляют. Но незнакомец Прямой Глаз вынимает занозу из глаза правителя, и видит он, что царствование его было несправедливо, что щедроты изливались на богатых, льстецов, предателей, людей недостойных. Он понимает, что власть – это обязанность соблюдать закон и закон. Но все это было лишь сном.
На станции Подберезье герой встречает семинариста, который жалуется на современное обучение. Герой размышляет о науке и творчестве писателя, задача которого видеть просвещение и восхваление добродетели.
Приехав в Новгород, герой вспоминает, что этот город в древности имел народное правление, и ставит под сомнение право Ивана Грозного на присоединение Новгорода. «Но что правильно, когда действует сила?» он спросил. Отвлекшись от размышлений, герой отправляется обедать со своим другом Карпом Дементьевичем, раньше купцом, а ныне именитым гражданином. Разговор идет о торговых делах, и путешественник понимает, что введенная вексельная система не гарантирует честности, а, наоборот, способствует легкому обогащению и воровству.
У Зайцева во дворе герой встречает давнего друга господина Крестьянкина, служившего в криминальной палате. Ушел в отставку, поняв, что на этом посту пользы отечеству принести не может. Он видел только жестокость, взяточничество, несправедливость. Крестьянка рассказала историю жестокого помещика, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Невеста девушки, защищая невесту, разбила насильнику голову. Вместе с конюхом было еще несколько крестьян, и всех их по размещению уголовника рассказчик должен был приговорить к смертной казни или к пожизненному заключению. Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян его не поддержал, и он был вынужден уйти в отставку.
В Крестцах герой становится свидетелем разлуки отца с детьми, идущими на службу. Отец читает им наставление о правилах жизни, призывает быть добродетельными, подчиняться закону, сдерживать страсти и ни перед кем не пресмыкаться. Герой разделяет мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз родителей и детей должен быть «основан на нежном чувстве сердечном» и нельзя видеть отца в сыне своего раба.
В Яжелбицах, проходя мимо кладбища, герой видит, что там захоронение. На могиле отец покойного рыдает, говоря, что он убийца своего сына, потому что он «насыпал яд в начале его». Герою кажется, что он слышит свое осуждение. Он, в юности предаваясь разврату, болел «вонючей болезнью» и боялся,
Перейдет ли она к его детям. Размышляя о том, кто является причиной распространения «вонючей болезни», путешественник обвиняет в этом государство, открывающее путь порокам, покровительствующее общественным женщинам.
На Валдае герой вспоминает легенду о монахе Иверского монастыря, влюбившемся в дочь валдайца. Когда Леандр пересек Геллеспонт, этот монах переплыл Валдайское озеро, чтобы встретить свою возлюбленную. Но однажды поднялся ветер, бушевали волны, и утром тело монаха было найдено на отдаленном берегу.
В Едрове герой знакомится с молодой крестьянской девушкой Анютой, рассказывает ей о своей семье, женихе. Он удивляется, сколько благородства в головах сельчан. Желая помочь Анюте выйти замуж, он предлагает ее жениху деньги на заведение. Но Иван отказывается их брать, говоря: «У меня, барина, две руки, я их дом и поведу». Герой размышляет о браке, осуждая существующие обычаи, когда восемнадцатилетняя девушка могла выйти замуж за 10-летнего ребенка. Он считает, что равенство – основа семейной жизни.
По дороге в Хотилово героя посещают мысли о несправедливости крепостного права. То, что один человек может поработить другого, он называет «жестоким обычаем»: «порабощение есть преступление», — говорит он. Права на нее имеют только те, кто обрабатывает землю. И государство, где две трети граждан лишены гражданского состояния, не может «называться блаженным». Герой Радищева понимает, что труд по принуждению дает меньше плодов, и это препятствует «воспроизводству народа». Перед почтовой станцией он поднимает бумагу, в которой выражены те же мысли, и узнает от почтальона, что последним из прошедших был один из его друзей. Он, видимо, забыл свои сочинения на почтовой станции, и герой за какое-то вознаграждение берет забытые бумаги. Они определили целую программу освобождения крестьян от крепостной зависимости,
В Торжке человек встречает героя, который отправляет в Петербург прошение о разрешении начать печать в городе, свободном от цензуры. Они говорят о вреде цензуры, которая «как няня водит ребенка по ухабам», и этот «ребенок», то есть читатель, никогда не научится ходить один. Цензура должна служить самому обществу: оно либо признает писателя, либо отвергает его, равно как и театральное исполнение гарантируется публикой, а не директором театра. Здесь автор, ссылаясь на записную книжку, полученную героем от знакомого, рассказывает об истории возникновения цензуры.
По дороге в Медное путешественник продолжает читать бумаги своего знакомого. В нем рассказывается о торгах, которые происходят, если какой-либо помещик разоряется. И среди прочего, люди делают ставки. Старик лет семидесяти пяти, дядя молодого джентльмена, старуха лет восьмидесяти, его жена, кормилица, сорокалетняя вдова, восемнадцатилетняя кошка, ее дочь и внучка старика, ее младенец — все они не знают какая судьба их ждет, в чьи руки они попадут.
Разговор о русском стихосложении, который герой ведет с другом за столиком в ресторане, возвращает их к теме свободы. Друг читает отрывки из его оды с этим именем.
В селе Городня идет призывной набор, вызвавший рыдания толпы. Мать, жена и невеста плачут. Но не все новобранцы недовольны своей судьбой. Один «хозяин», напротив, рад избавиться от власти своих хозяев. Воспитывался добрым дворянином с сыном, побывал с ним за границей.