Радищев труды: РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

Разное

РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749–1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20 (31) августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766–1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее – в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в Москву. Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои «богомерзкие сочинения». Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой «в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание». В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири, Письмо о Китайском торге, философский трактат О человеке, о его смертности и бессмертии (1790–1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов (О законоположении, Проект гражданского уложения и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 (24) сентября 1802.

Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Согласно его гносеологическим воззрениям, «основанием всего естественного познания является опыт». При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытом разумным». В мире, в котором нет ничего «опричь телесности», свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. «Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?»

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. «Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться». Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что отнюдь не «себялюбие» является источником нравственного чувства: «человек есть существо сочувствующее». Будучи сторонником идеи «естественного права» и всегда отстаивая представления о естественной природе человека («в человеке никогда не иссякают права природы»), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова».

В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: «Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?». Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на «естественность» миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.

См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Пройти тест

биография, писатель, поэт, философ ,ключевая фигура русской истории

Главное

Александр Николаевич Радищев — одна из ключевых фигур русской истории. Без него невозможно себе представить ни русской литературы, ни русской общественной жизни восемнадцатого века, ни русского освободительного движения, ни русской философской мысли. Судьба его притягивает внимание всех, кто интересуется прошлым и будущим своей родины, России. Особое место в популяризации жизни и творчества писателя занимает Государственный музей А.Н.Радищева, находящийся в с.Радищево Пензенской области. Именно здесь, во глубине России, А.Н.Радищев увидел, как живёт русский крестьянин. Здесь зародилась его горячая любовь к народу. На пензенской земле – истоки творчества гениального сына России, того, кто «вольность первый прорицал».


История

Село Радищево, ранее Преображенское, Верхнее Аблязово, основано прадедом А. Н.Радищева Григорием Аблязовым. Здесь, уйдя в отставку, жил отец Радищева Николай Афанасьевич со своей семьей с середины 18 века. В семь лет Радищев был отправлен для обучения в Москву, и с тех пор известно несколько посещений Радищевым Аблязова.

Александр Радищев родился 31 августа 1749 года в Москве. В семь лет он был «явлен» на смотр «недорослей» в Малоярославце. И в 1756г. или 1757г. отправлен для дальнейшего обучения в Москву, где жил у родственников матери Аргамаковых до конца 1763г., обучаясь вместе с его детьми, посещая публичные лекции, университетскую библиотеку, театральные представления и празднества.

В 1762 году Радищеву минуло 13 лет. На престол вступила Екатерина II. По ходатайству М.Ф. Аргамакова Александр Радищев был пожалован в пажи к императрице. Нуждаясь в хорошо подготовленных юристах, императрица в 1766 году выбрала 6 лучших пажей и среди них Радищева, повелев отправить их в Лейпцигский университет. Радищев провел в Лейпциге без малого 5 лет. В Лейпциге Радищев воспринимает европейские идеи, которые легли в основу его мировоззрения, подтолкнули к осознанию явлений русской жизни. Самообразование давало больше, чем образование.

В ноябре 1771 года Радищев возвратился в Россию. Молодой специалист поступает на службу в Сенат – высшее судебное учреждение — на скромную должность протоколиста, подписав клятвенное обещание «верно и нелицемерно во всем повиноваться, не щадя живота своего». Ему 23 года. Он умен, образован, полон надежд и желания принести пользу Отечеству. А в начале 1775г. Радищев подал прошение об отставке «за домашними нуждами».

В 1770-1780-х гг. А.Н. Радищев служил в коммерц-коллегии. Он завоевал любовь и расположение Президента коммерц-коллегии Александра Романовича Воронцова, как умный, деловой, честный и неподкупный чиновник, с отличными знаниями юриспруденции, что было немаловажным в таможне.

Несмотря на большую занятость делами таможни, в 1780-е гг. Радищев создал свои наиболее значительные литературные произведения. Он был человеком энциклопедических познаний, которые требовали выхода. В 1790 году в домашней типографии Радищев напечатал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». За написание книги был приговорен к смертной казни, позже приговор был заменен на 10-летнию ссылку в Сибирь, из которой Радищев возвратился после смерти Екатерины.

Радищев умер 24 сентября 1802 года, обстоятельства его смерти неясны, по одной из версий, в состоянии тяжелой депрессии Радищев покончил с собой.


Состояние

Государственный музей А.Н.Радищева был открыт на его родине в 1945 году. Имени Александра Радищева посвящены все культурно-массовые мероприятия музея. Из их содержания можно узнать, как проводил время маленький Саша, бегая по просторным землям усадьбы бок обок с крепостными детьми, как внимательно слушал он рассказы няни своей Прасковьи Клементьевны и учился грамоте под руководством дядьки Петра Мамонтова. Во время театрализованных экскурсий посетителям предлагается поиграть в бирюльки – старинную русскую настольную игру, а также узнать о том, как сложилась дальнейшая судьба писателя, в юном возрасте покинувшего отчий дом.

В усадьбе Радищевых проводиться конкурс «Что есть сын Отечества», направленный на раскрытие творческих способностей участников в различных номинациях: литературной, художественной, театральной. Среди литературных трудов А.Н. Радищева есть статья под названием «Беседа о том, что есть сын Отечества», По мнению Александра Николаевича, сыном Отечества может быть человек, исполненный чести, благородства, способный всем пожертвовать для блага народа, и если понадобится, если он будет знать, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. Благодаря этой статье и появилось название конкурса «Что есть сын Отечества».

В начале учебного года стало традицией проводить театральное прочтение одной главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву», во время которого посетители становятся непосредственными участниками всех происходящих в главах событий. А тридцать первого августа, в день рождения Александра Николаевича, музей приглашает к себе будущих первоклассников на детский утренник, который так и называется «Первоклассник к Радищеву», для того чтобы рассказать о музее, его правилах посещения и конечно о самом писателе.


Впечатления

«Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя бы единого; блажен, если хотя бы в едином сердце посеял добродетель…» — писал Александр Николаевич Радищев.

Поэт Вера Звягинцева в своём отзыве о музее говорила: «Музей дышит какой-то свежестью, теплом, кажется нарядным. У этого сельского музея, находящегося среди чернозёмных полей, есть что-то своё, ни с чем несравнимое обаяние».

Музей А.Н.Радищева выполняет роль своеобразного культурного центра, который способствует единению городских и сельских жителей, собирая их вместе в залах своих экспозиций. Соприкоснувшись с истинными ценностями, по счастью, не подвластными времени, вы не захотите расстаться с чудом, сохранённым для нас духом далёкой эпохи.







 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

    brands»>


  • {{brand.name}}

 


Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}


Автор описания:

{{objectCandidate.author}}



Сайт:

{{objectCandidate.site}}


Координаты:


{{(objectCandidate. coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}




Объекты

{{object.name}}


Комментарии для сайта Cackle

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САРАТОВСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А.Н. Радищев

Наталья Толстая

Артикул: 

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Выпуск журнала: 

№1 2003 (01)

В 1877 году Алексей Петрович Боголюбов, известный пейзажист и собиратель картин, обратился в Саратовскую городскую думу с предложением передать городу свою коллекцию для основания художественного музея. Боголюбов выбрал Саратов не случайно, так как его дед, Александр Николаевич Радищев, известный писатель и публицист XVIII века, родился в Саратовской губернии. Последний прославился своей книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой императрица Екатерина Вторая к своему большому неудовольствию увидела революционное послание.

В немалой степени благодаря своему авторитету и широкой поддержке, с которой общественность встретила идею открытия художественного музея в губернии, Боголюбов смог не только открыть музей, но и назвать его именем Радищева. Особую роль в этом процессе сыграл император Александр Третий. В ответ на просьбу Боголюбова он писал: «Что касается Радищева, то он умер и был прощен восемьдесят лет тому назад. Свобода русского народа, к которой он стремился, теперь уже дарована. путь его популярности».

БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович. Первое сражение Русского морского флота под командованием Н. А. Сенявина со шведским флотом у острова Эзель. Исследование. 1866
Холст, масло. 46,5 на 74,5

Петербургский архитектор И.В. Штром спроектировал новое здание на главной площади Саратова, воспроизводя типичный дизайн западноевропейских музеев, а местный мастер А.М. Салко руководил строительством. Интерьер украшают железные лестницы, отлитые в мастерской А.В. Завод Чирихиной в Саратове. В здании по сей день находится музей.

Основу коллекции составляет около тысячи произведений, подаренных музею его основателем А.П.Боголюбовым: его собственные картины, а также работы его друзей и учеников — И.Е. Репин, В.Д. Поленов, И.Н. Крамской, К.А. Савицкий, 1.1.Шишкин, И.П. Потихонов, А.А. Иванов и К.П. Эскизы, живопись, графика Брюллова, произведения народно-прикладного искусства; работы художников немецкой дюссельдорфской и французской барбизонской школ. По просьбе А. П. Боголюбова и при содействии Государя в Саратов из Эрмитажа и Академии Художеств были присланы картины старых мастеров. Одним из них стал раритетный «Триумф Вакха» Джорджо Вазари.

Открытие музея состоялось 29 июня 1885 года. В связи с этим событием многие коллекционеры, в том числе братья П.М. Третьякова и С.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, А.В. Звенигородский сделал подарки новой галерее. Ф.А. Бронников, М.М. Антокольский, Ф.С. Журавлёв подарил свои работы. Потомки А.Н. Радищев передал семейные реликвии, в том числе иконы и фамильные портреты. Известная певица Полина Виардо передала в дар личные вещи своего давнего поклонника, великого русского писателя И.С. Тургенев.

Согласно Каталогу Радищевского музея 1886 года, через год после открытия коллекция насчитывает уже 2000 произведений. В него вошли самые разные произведения европейского и русского искусства: от античной нумизматики и помпейских фресок до картин современных художников.

КОРОВИН Константин Александрович. Бульвар в Париже. Серия «Парижские ночи». 1912
Холст, масло. 73,2 на 92,2

До 1917 года Радищевский музей пополнял свою коллекцию в основном за счет пожертвований. Многие помогли пополнить коллекцию русского искусства второй половины XIX в.века, а коллекция конца 19 — начала 20 века также пополнилась. Тогда же в музей поступили первые работы В.Е. Борисов-Мусатов.

После революции произошли большие изменения, когда коллекции по минералогии, архитектуре и этнографии были изъяты, а остались только экспонаты, связанные с искусством. С 1922 по 1936 год Саратовский музей находился в административной части Музея Нижнего Поволжья.

В 1973 году был создан отдел древнерусской живописи, в котором представлены такие шедевры, как иконы «Святитель Николай и избранные святые» XV века и «Богоматерь Тихвинская» XVI века. постоянно дополняется: в 1920-30-е гг. с произведениями художественных объединений Маковец, ОСТ, Общество четырех искусств; а позже, с произведениями как мейнстрима соцреализма, так и так называемого «сурового» стиля художников «новой волны» 1960-х годов.

Государственный Саратовский музей изобразительных искусств имени А. Н. Радищева — одна из самых богатых коллекций в России, насчитывающая более 20 000 экспонатов. Его картины 19-20 веков относятся к вершинам русского искусства.

На рубеже XIX и XIX веков Саратов стал крупным художественным центром, давшим жизнь многим выдающимся художникам, таким как В.Е. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, К.С. Петров-Водкин, А.И. Савинов. А. П. Боголюбов мечтал основать художественную школу для повышения образованности молодежи, и Боголюбовская живописная школа открылась в 189 г.7 уже после смерти его основателя, как филиал Санкт-Петербургского Центрального училища технической живописи барона Штиглица. Многие известные художники, в том числе П.В. Кузнецов и А.И. Там учился Савинов.

Саратовский музей имеет несколько филиалов. Один из них — Дом Павла Кузнецова, где наряду с постоянной мемориальной экспозицией периодически устраиваются выставки молодых самарских и московских художников. Другой — В.Е. Усадьба Борисов-Мусатов. В 2002 году К.С. В состав Саратовского музея вошли Мемориальный художественный музей Петрова-Водкина в Хвалынске и Энгельсская городская картинная галерея. Филиал в Балаково на Волге — площадка для временных выставок Саратовского музея.

 

Назад

Теги:

Живые и мертвые: Визионерские политические идеи Александра Радищева | Калугин

Алексеев А. А., Словообразовательная и семантическая структура слова присутствие, Развитие словарного состава русского языка XVIII века: Вопросы словообразования, Л., 1990, 48–57.

Алексеев А. А., Старое и новое на языке Радищева, XVIII век, 12: А. Н. Радищев и литература его времени, Л., 1977, 99–112.

Белл Д. А., Культ нации во Франции: Изобретая национализм, 1680–1800, Кембридж, Лондон, 2003.

Богданов К. А., Врачи, пациенты, читатели: Патографические тексты русской культуры, Санкт-Петербург, 2017.

Бонне Ж.-К., Les morts illustres, Les Lieux de mémoire, P. Nora, реж., 2: La Nation, Paris, 1986, 217–239.

Бонне Ж.-К., Naissance du Panthéon. Очерк о культе великих людей. L’esprit de la Cité, Paris, 1998.

Браун П., Культ святых: его возникновение и функции в латинском христианстве, Чикаго, 19. 81.

Буланин Д. М., Перевод студии: Путь к русским афинам, Пути и миражи русской культуры, СПб, 1994, 87–154.

Кассен Б., L’effet sophistique, Москва, Санкт-Петербург, 2000.

Касл Т., Женский термометр: культура восемнадцатого века и изобретение сверхъестественного, Оксфорд, 1995.

Курциус Э. Р., Европейский Литература и латинское средневековье, Принстон, 1953.

Деррида Дж., Политика дружбы, Париж, 1994.

Фаджионато Р., Религиозный эклектизм в России на рубеже 18-19vv., Исследовательская группа по России восемнадцатого века, 30, 2002, 49–67.

Гирц С. Дж., Интерпретация культуры, М., 2004.

Гинзбург С., Представительство: слово, идея, вещь, Новое литературное обозрение, 33, 1998, 5–21.

Гоуинг А. М., Империя и память: представление Римской республики в имперской культуре, Кембридж, 2005. Массачусетс, 1992.

Кан А., Я и чувствительность в путешествии Радищева из Санкт-Петербурга в Москву: диалогизм, релятивизм и моральный зритель, Я и история в русской истории, Лондон, 2000, 280–305.

Калугин Д. Я., Между философией и литературой: Концепция присутствия в текстах XVIII века, Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahressschrift für Slavistik, 65/1, 2020, 7–17.

Калугин Д. Я., От гения-творца к гению национальному: репрезентации величия в биографиях М.В. Ломоносова, Русской Литературы, 99, 2018, 39–70.

Калугин Д. Я., Воспитание Просто: перевод западноевропейского философского языка и практики «заботы о себе» в России второй половины XVIII века, Ю. Кагарлицкий, Д. Калугин, Б. Маслов, ред., Понятия, идеи, конструкции: очерки сравнительной исторической семантики, М., 2019, 225–294.

Костин А. А., Религиозные взгляды А. Н. Радищева, XVIII век, 24, СПб, 2006, 255–280.

Лазарчук Р. М., Проза Радищева и традиции эпистолярного жанра, XVIII век, 12: А. Н. Радищев и литература его времени, Ленинград, 1977, 72–82.

Ленен Дж., Adventus principis. Untersuchungen zu Sinngehalt und Zeremoniell der Kaiserankunft in den Städten des Imperium Romanum, Frankfurt am Main, 1997.

Левитт М., Литературная культура России XVIII века, 6: Петра Филологика: профессору Петру Евгеньевичу Бухаркину ко дню шестидесятилетия, ул. Петербург, 2015, 41–57.

Левонтина И. Б., Словарные статьи поля «личность» и «жалость», Ю. Апресян Д., изд., Проспект активного словаря русского языка, Москва, 2010, 585−617.

Лотман Ю.В. М., Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века, Там же, Избранные статьи в трех томах, 2: Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX века, Таллин, 1992, 40–100.

Макогоненко Г. П., изд., Новиков Н. И., Избранные сочинения, М., Л., 1951.

Макогоненко Г. П., Радищев и его время, М., 1956.

Макконнелл А., русский философ. Александр Радищев, 1749 г.–1802, Гаага, 1964.

Миллер Т. А., Античные теории эпистолярного стиля, Античная эпистолография, М., 1967, 5–26.

Мур А. Л., Парусия в Новом Завете, Лейден, 1966.

Пейдж Т., Утилитаризм и его опровержение в мысли А. Н. Радищева, Западные философские системы в русской литературе, изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts