Рахманинов личная жизнь: Супруга Сергея Рахманинова раскрыла семейную тайну лишь перед смертью: сердце композитора принадлежало не ей одной | Персона | Культура

Разное

Супруга Сергея Рахманинова раскрыла семейную тайну лишь перед смертью: сердце композитора принадлежало не ей одной | Персона | Культура

Ольга Шаблинская

Примерное время чтения: 7 минут

88741

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 22. Почему в России так мало детей 30/05/2012

«Тройственный союз»: бас Фёдор Шаляпин (в центре) симпатизировал и супруге композитора, и самому Сергею Рахманинову (справа)

По сложившейся традиции открыл «Белую сирень» внук композитора Александр Рахманинов — руководитель Международного фонда им. Рахманинова в Швейцарии, почётный президент казанского фестиваля. Александр Рахманинов, постоянный читатель «АиФ», впервые согласился рассказать о неизвестных страницах жизни своего деда.

Сеансы «гипноза»

— О моём дедушке Сергее Васильевиче в музыкальной среде сложилось крайне неверное мнение. Мол, композитор имел тяжёлый, мрачный характер. На самом деле в семье сохранились воспоминания, что он был очень весёлым, обожал шутить, устраивать розыгрыши. Как-то ближайший его друг, знаменитый бас Фёдор Иванович Шаляпин, попросил Рахманинова написать для него камерное сочинение. Композитор согласился с загадочной ухмылкой. Был салонный концерт певца. Шаляпин, держа в руках, как он думал, ноты уже известного ему по репетициям нового сочинения, приготовился к премьерному исполнению. Рахманинов же сел у двери в последнем ряду… Шаляпин начал петь и запнулся — не хватило дыхания. Извинился перед публикой. Во второй раз — то же самое… А в третий раз знаменитый певец схватил стул и в гневе стукнул им об пол. Оказалось, что в экземпляр нот Шаляпина Сергей Васильевич втихую «всунул» ноту, которую великий бас заведомо не мог взять. Мой дед выбежал из зала и смеялся полчаса. …Три месяца друзья не разговаривали, но потом, конечно же, помирились. У них были удивительно близкие отношения, оба постоянно подтрунивали друг над другом. Фёдор Иванович любя называл Сергея Васильевича «ты моя татарская морда», зная о татарских корнях древнего рода Рахманиновых.

Есть ещё одно неверное мнение: оно касается длительной меланхолии, которой якобы страдал композитор. Как ни странно, слух об этом распространила жена Мастера, моя бабушка Наталья Александровна. Сделала она это преднамеренно… За шесть месяцев до смерти она пригласила меня и сказала: «Я хочу освободить свою душу от греха и расскажу тебе правду… Однако при одном условии — что до 2000 года (т. е. почти в течение 50 лет. — А. Р.) ты никому не расскажешь о моей исповеди…»

Сергею Рахманинову было всего 22 года, когда он написал свою Первую симфонию. Тогда он не мог и предположить, что её судьба окажется настолько тернистой. Во время первого её исполнения дирижёр А. Глазунов, как известно, способный встать за пульт в нетрезвом виде, управлял оркестром соответствующе. Но главное — он абсолютно не понял глубины и масштаба произведения, написанного таким молодым человеком. .. Как итог — провал сочинения… Для Сергея Васильевича это стало настоящим потрясением. В течение трёх лет после этой неудачи он ничего не мог писать — меланхолия лишила его творческих сил. Семья невесты (в тот момент он уже был официальным женихом Натальи Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой) бросилась на помощь Сергею. Рахманинов согласился обратиться к известному московскому врачу Николаю Далю, которого ему настоятельно советовали родственники. Наталья и представить не могла, чем обернутся в их будущей семейной жизни с Сергеем эти несколько сеансов «гипноза». Ведь у доктора была красавица-дочь…

 

Виллу в Швейцарии они назвали «Сенар» — Сергей и Наталья Рахманиновы

Постепенно силы и вдохновение возвращались к композитору. Он пишет Второй концерт, ставший всемирно известным. Однако не посвящает его ни своей невесте, ни её семье, ни Николаю Далю. Наталья чувствовала, что за частыми поездками Сергея в дом врача кроется отнюдь не забота о здоровье. Она тяжело переживает, что концерт посвящён не ей. И буквально за несколько минут до первого публичного исполнения произведения, зная, в каком невероятно напряжённом состоянии пребывает Сергей (уже переживший тяжёлый провал Первой симфонии), моя бабушка требует изменить дарст­венную надпись и посвятить Второй концерт доктору Далю, чтобы таким образом навсегда скрыть имя соперницы. Она сказала: «Ты дал слово жениться на мне. Если не изменишь посвящение — я откажусь стать твоей женой». Рахманинов сдержал слово дворянина, и молодые были обвенчаны в военной церкви.

Кроме глубокой сердечной привязанности к Наталье Сергей всю свою жизнь оставался безмерно благодарен её матери, своей тётке — Варваре Сатиной (сестре его отца), в доме которой нашёл теплоту и любовь. Дело в том, что отец юноши, мой прадед Василий Рахманинов, спустил всё приданое супруги в карточных играх, ушёл из семьи, оставив жену с детьми в абсолютной нищете. Московская родня Сергея, генерал Сатин, его жена и дочери приняли юношу в семью как родного и тем самым спасли его от нищенского существования.

Букет сирени

Любимая кузина Наталья Александровна обожала Сергея и прощала его насмешки: «Чёрная, как галка, тощая, как палка, мне тебя жалко, девка-Наталка». Она боготворила этого высокого, с благородной внешностью, а главное — Богом отмеченного молодого человека. И стала Рахманинову женой, матерью их двоих детей. Душевная красота и духовное величие этой женщины заслуживают отдельного разговора. Истинный смысл визитов Сергея к доктору Далю она решила завуалировать навсегда. Так и появилась созданная ею легенда о длительной меланхолии композитора. О том, какие страсти кипели в душе этой сдержанной женщины, можно было только догадываться. Семья Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Однако оба они знали: после каждого концерта музыканта в его артистической будет ждать букет белой сирени от другой женщины. Наталья никогда не произнесла ни слова упрёка и не выясняла отношений с мужем.

Отцом Сергей Васильевич был невероятно нежным и заботливым. Сохранились кинокадры, снятые в США, Швейцарии и Франции, — его игры с дочерями Ириной (старшей) и Татьяной (моей мамой), его искренний смех, нежные взгляды. .. Татьяну он нежно называл Тутушок, Тутунька, Туки. Наша семья во время войны осталась во Франции — моя мать категорически отказалась уехать со мной в благополучный Нью-Йорк, потому что отец был на фронте. Через Красный Крест Сергей и Наталья Рахманиновы при любом удобном случае передавали коротенькие письма, где дедушка спрашивал: есть ли в семье деньги?… не очень ли Танюша устала?… Каждое из его писем завершалось словами: «Христос с Вами, мои Дорогие. Люблю Вас!» Все эти письма Сергея Васильевича и Натальи Александровны бережно хранятся в нашем семейном архиве. Рахманинов тяжело переживал расставание с Родиной, а когда она оказалась в пучине войны — известно, какую огромную помощь он оказывал и армии, и отдельным людям в России. Он очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей.

Сергей Васильевич очень много курил, практически не выпускал изо рта сигарету. И заболел раком. Последние месяцы жизни он провёл в Калифорнии. Наталья Александровна и Ирина были рядом. Уход из жизни был очень тяжёлым. Сергей Васильевич шёпотом спросил: «Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»…» В этот трагический момент тихо отворилась дверь в спальню и к изголовью теряющего последние силы композитора подошла ещё одна женщина, за которой срочно посылала шофёра сама Наталья Александровна. Ни произнеся ни звука, она жестом попросила её подойти ближе к кровати, указав на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…

Фото из семейного архива Александра Рахманинова

Смотрите также:

  • Любовный треугольник Рахманинова. Кому посвящал концерты великий композитор →
  • Легенда по имени Люся. Все тайны частной жизни Людмилы Гурченко →
  • История любви: Жорж Санд и Фредерик Шопен →

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Чиновники не дают денег на открытие музея Рахманинова, считая его ренегатом

  • Спаситель, пианист, «золотая клетка». Непростая личная жизнь Аиды Ведищевой

  • Он ей в отцы годится! 6 мужчин российского шоу-бизнеса, которые выбрали жену «не по годам»

  • Наталья Дурова: «Муж был мне отцом, другом и любовником»

  • Счастлива вопреки. История жизни и творчества Натальи Андрейченко

Новости СМИ2

Личная жизнь

В сердце великого композитора не раз вспыхивала любовь, которая подвигала его на сочинение прекрасных лирических романсов.

Гостя летом в Ивановке, в имении сестры своего отца, семнадцатилетний Сергей Рахманинов встретился там с тремя сестрами Скалон, одной из которых была Верочка, которую Сергей прозвал «Психопатушка». Девушка влюбилась в юного музыканта, и он ответил ей взаимностью. Это была чистая юношеская любовь. Своей «Психопатушке» он посвятил в то изумительное для них лето в Ивановке созданный там же романс «В молчанье ночи тайной» (на стихи А.Фета). Уехав в Москву, он писал ей трогательные, возвышенные письма, которых было написано более 100 штук. Но почти в то же время восемнадцатилетний Сергей Рахманинов безоглядно влюбляется в жену своего друга Петра Лодыженского, Анну Лодыженскую, кроткую и ласковую женщину с огромными черными глазами, сестру известной цыганской певицы. Ей он посвятил свой романс «О нет, молю, не уходи!»

А Верочке Скалон Сергей оставил, кроме романса «В молчанье ночи тайной», еще два бесценных подарка: романс для виолончели и фортепьяно и вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.

Но уже в 1893 году он увлекся Натальей Александровной Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет и с которой провел практически все отрочество. Ей 20-летний композитор посвятил изумительный романс «Не пой, красавица, при мне». 29 апреля 1902 года они поженились. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года — дочь Татьяна.

Людмила Ростовцова, дальняя родственница Сергея Рахманинова, сестра Верочки Скалон, писала полвека спустя: «Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает…» Молва приписывает Сергею Рахманинову еще много романов. Высокий, красивый, неизменно элегантный, он имел множество поклонниц. За свою жизнь С.Рахманинов написал более 80 романсов, каждый из которых имел посвящение какой-то женщине. Так, в сентябре 1916 года всего за две с половиной недели им были написаны шесть романсов, посвященные молодой 22-летней певице Нине Кошиц (ее полное имя — Нина Павловна Порай-Кошиц). В октябре прошли ее концерты, на которых ей аккомпанировал Сергей Рахманинов, потом прошли их гастроли по многим городам России. Рахманинов не скрывал своей влюбленной восторженности, что давало почву для пересудов. Но революция и эмиграция Рахманинова положили конец этой истории. В эмиграции им не было написано ни одного романса. Последние восемнадцать лет Сергея Васильевича в его гастрольных поездках сопровождала его жена, которая делила с ним все тяготы длительных переездов, многочисленных пересадок и утомительных бессонных ночей. Она оберегала его от сквозняков, следила за его отдыхом, едой, после концертов укладывала вещи и, главное, морально поддерживала его. Сергей Васильевич называл свою жену «добрый гений всей моей жизни».

Жизнь Сергея Рахманинова | Хоровое общество Сан-Франциско

Сергей Рахманинов преуспел как композитор, пианист и дирижер. Он был не только одним из самых совершенных пианистов своего времени, но и как композитор считается последней великой фигурой позднего русского романтизма.

Рахманинов родился в 1873 году в аристократической русской семье. Его отец и дед служили царю в армии и ожидали, что Сергей будет следовать этой традиции. Однако когда выяснилось, что мальчик обладает необычным даром игры на фортепиано, родители нашли ему учителя. Его талант был очевиден сразу; в 10 лет он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. От планов на военную карьеру отказались.

Сергей был одним из шести детей, воспитанных строгой, но любящей матерью, распутным отцом и снисходительной бабушкой по материнской линии. Именно его бабушка — его бабушка — часто водила его на богослужения в русскую православную церковь, где он был очарован звуками литургических песнопений и церковных колоколов. Хотя внешне он никогда не отличался особой религиозностью, любовь к церковной музыке никогда не покидала его.

Церковные колокола и песнопения оказали раннее влияние

К сожалению, отец Рахманинова был плохим финансовым менеджером. К тому времени, когда мальчику исполнилось 10 лет, его отец растратил почти все солидное состояние семьи. В 1883 году его родители разошлись, и Сергея отправили жить к тете. Без тщательной дисциплины со стороны матери он вскоре не успевал по всем школьным предметам, кроме музыки. Было решено отдать мальчика к Николаю Звереву, известному пианисту и педагогу в Москву.

В 1885 году Рахманинов переехал в дом Зверева, чтобы брать уроки игры на фортепиано и учиться в Московской консерватории. Зверев не только строго дисциплинировал своих учеников, но и знакомил их с культурной жизнью города, водил на концерты и театральные постановки. Послушать игру юных учеников Зверева часто приглашали выдающихся современных музыкантов, таких как Антон Рубинштейн и кумир Рахманинова Чайковский.

Рахманинов отличился в консерватории. Посещая уроки контрапункта и гармонии, он вскоре обнаружил, что любит сочинять. В 16 лет он выразил желание стать композитором. Это привело к серьезному расколу со Зверевым, который настоял на том, чтобы молодой человек сосредоточился исключительно на игре на фортепиано. Зверев был в такой ярости, что отказался говорить с Рахманиновым, который был вынужден покинуть дом Зверева и переехать к его родственникам Сатиным.

Вдохновленный тихой сельской местностью

Семья Сатин тепло приветствовала его. С тех пор Рахманинов проводил лето в просторной загородной усадьбе семьи Ивановка. Это были одни из самых счастливых времен для молодого человека, который нашел мир и покой сельской местности способствующими сочинительству. Там он написал некоторые из своих лучших произведений, в том числе свой Первый фортепианный концерт.

В 1892 году для выпускного экзамена по композиции Рахманинов написал оперу, Алеко, , который имел немедленный успех. Услышав эту пьесу, его старый наставник Зверев обнял его, положив конец их вражде. Экзаменационная комиссия единогласно присудила ему «Большую золотую медаль» — высшую награду Московской консерватории.

Опустошенный и неспособный сочинять в течение трех лет

После выпуска Рахманинов подписал издательский контракт и вскоре сочинил то, что должно было стать его самым известным произведением, Фортепианную прелюдию до минор, произведение, которому он во многом обязан своим ранним творчеством. популярность. (Позже он жаловался, что настойчивые требования публики, чтобы он играл это произведение на своих концертах, находил его весьма утомительным!)0006

Музыкальная карьера Рахманинова началась, но золотой блеск его школьных достижений вскоре померк. Он изо всех сил пытался свести концы с концами, преподавая музыку в нескольких школах для девочек и сочиняя музыку, когда мог. Его первая симфония, премьера которой состоялась в 1897 году, была встречена не очень хорошо. Он был настолько опустошен его плохим приемом, что не мог ничего сочинить в течение трех лет. Вместо этого он занялся новой карьерой — дирижированием, устроившись на работу в частную оперную труппу.

В то время как он продолжал приобретать известность как пианист и дирижер в России и, после его дебюта в Лондонском филармоническом обществе в 1899, как и в остальной Европе, в эти годы он часто впадал в депрессию. В конце концов он преодолел свой «композиторский блок» с помощью доктора Николая Даля, который, как сообщается, загипнотизировал его, чтобы поправить здоровье. То ли из-за приемов Даля, то ли просто из-за теплой дружбы, возникшей между двумя мужчинами, Рахманинов начал восстанавливать свою уверенность. Вскоре он начал работу над своим Вторым фортепианным концертом, который посвятил доктору Далю. Премьера с большим успехом состоялась в Московской филармонии в 1900, с Рахманиновым за фортепиано.

В 1902 году Рахманинов женился на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной. Он освоился в домашней жизни, продолжая сочинять музыку и гастролировать в качестве концертирующего пианиста. Он с энтузиазмом взялся за управление Ивановкой, родовым поместьем жены. Как всегда, он находил тишину и покой сельской местности вдохновляющими. К сожалению, покой, который он нашел, длился недолго.

Революция разрушает сельский приют Рахманинова

В 1914 году в Европе разразилась война. Рахманинов давал многочисленные благотворительные концерты в помощь войне и в поддержку русских войск. Затем, всего через несколько лет, большевистская революция вынудила Сергея, Наталью и двух их дочерей бежать из России, бросив все — дом, друзей и мирские блага. Любимая Ивановка Рахманинова была полностью уничтожена революцией.

Семья путешествовала сначала по Европе, затем в ноябре 1918 года поселилась в США. Хотя Рахманинов предпочел бы большую часть своего времени посвящать сочинению музыки, он вскоре понял, что проще всего зарабатывать на жизнь концертирующим пианистом. В 1921 году Рахманиновы купили дом в Нью-Йорке, где сознательно воссоздали атмосферу Ивановки, развлекая русских гостей и соблюдая русские обычаи.

Рахманинов и Горовиц образуют прочную связь

В последующие десятилетия Рахманинов продолжал гастролировать как концертирующий пианист, сочиняя гораздо меньше, чем хотел. В 1928 году он познакомился с Владимиром Горовицем и двумя мужчинами, которые оба потеряли все во время революции, подружились и остались друзьями на всю оставшуюся жизнь. Они часто выступали вместе; в частности, Горовиц прославился своей интерпретацией Третьего фортепианного концерта Рахманинова.

Хотя Рахманинов нашел новый дом в Америке, он никогда не переставал тосковать по России, которую он был вынужден покинуть. Он всегда скучал по любимой Ивановке. Он умер от рака в Беверли-Хиллз, не дожив до своего 70-летия.

— Нина Энн Гили

Его семья, происхождение, детство и студенческие годы: интерлюдия

Василий Рахманинов

На протяжении всей истории музыки многие композиторы могли претендовать на аристократическое происхождение. Так обстоит дело с Сергеем Рахманиновым, родившимся 1 апреля 1873 года. Его отец Василий Рахманинов, сын помещика Аркадия Рахманинова и Варвары Рахманиновой, урожденной Павловой, был ротмистром кавалергардов, «принадлежал к знатному роду русской помещичьей аристократии». Их род восходит к «господарам» Драгошам, которые основали царство Молдай и правили им двести лет. Аркадий Рахманинов, офицер Санкт-Петербургской гвардии, поддержал воцарение императрицы Елизаветы Петровны и был награжден имением «Знаменское» Тамбовского уезда. Об отце Сергея говорили, что он имел «большое обаяние наружности, среднего роста, но очень широкоплечий, смуглый, с красивыми, быстрыми, выразительными жестами и наделенный необыкновенной физической силой». Он ушел из армии в раннем возрасте и женился на Любови Бутаковой, дочери Петра Бутакова, командира Аракчеевского военного училища в Новгороде, и его жены Софьи Литвиновой.

Сергей Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор, соч. 1

Любовь Бутакова

Судя по всему, Василий был очень музыкален, «но он использовал свой талант только для того, чтобы очаровать рой восхищенных светских дам своим прекрасным прикосновением к роялю, когда он играл к ним оперные мелодии и танцевальные наигрыши. ” Музыкальные способности он унаследовал от отца, «человека спокойного, величавого и мягкого, воевавшего в русско-турецкой войне». Аркадий рано ушел из армии, чтобы посвятить себя музыке. Он был незаурядным музыкантом и превосходным пианистом, «брал уроки у Джона Филда в Санкт-Петербурге. Без сомнения, он принадлежал к «высшему разряду музыкантов-любителей, классу артистов, широко представленному в России в первой половине XIX в.век». Мать Сергея, Любовь Бутакова, принесла в брак богатое приданое в виде пяти прекрасных имений, и в союзе родилось шестеро детей. Мы до сих пор точно не знаем, в каком из двух родовых имений родился Сергей, то ли Онеге, что под Великим Новгородом, то ли Семеново, что под Старой Руссой. Рождение было зарегистрировано в церкви Старой Руссы, но до девяти лет воспитывался в Онеге.

Сергей Рахманинов: «Песня без слов» (Владимир Ашкенази, фортепиано)

Сергей Рахманинов в возрасте 10 лет

Позже Рахманинов рассказывал о своем раннем детстве: «Моя память восходит к моему четвертому классу… Поскольку я, должно быть, проявлял очень ранние признаки музыкального дара, моя мать начала давать мне уроки игры на фортепиано, когда мне было четыре года. Вскоре после этого мой дед по отцовской линии объявил о своем визите. Мама говорила мне, что он великий музыкант и прекрасный пианист, и он, скорее всего, хотел бы послушать, как я играю… Когда приехал дедушка, меня посадили за рояль, и пока я играл свои маленькие мелодии, он добавил красивую и самую привлечённый аккомпанемент. .. Дедушка хвалил меня, и я был очень счастлив… Я, должно быть, неплохо преуспел в игре на фортепьяно, ибо помню, что уже в четыре года меня заставляли играть для людей; если я шалил, мое наказание заключалось в том, что меня клали под рояль… Положить под рояль казалось мне самым унизительным и унизительным».

Сергей Рахманинов: «Мелодия ре мажор» (Майкл Гребанье, виолончель; Джанет Гуггенхайм, фортепиано)

Сергей Рахманинов, 1892

Было быстро решено, что у Сергея должен быть учитель с постоянным проживанием, и они наняли Анну Орнатскую, недавнюю выпускницу Санкт-Петербургской консерватории. Сергей вспоминает: «Анна жила с нами года два-три, но преподавала только фортепиано. Должно быть, у меня были и другие учителя, потому что я достаточно хорошо овладел французским языком. После того, как я научился читать и писать, одним из наказаний за преступление, совершенное в школьные часы, было то, что я должен был написать полное спряжение французского неправильного глагола». Отец Рахманинова всегда хотел, чтобы его сын пошел в армию, «но был вынужден продать пять имений одно за другим, чтобы выплатить долги из-за своей финансовой некомпетентности, и поэтому не мог позволить себе дорогую военную карьеру. «Последнее имение в Онеге было продано с аукциона в 1882 году, и семья была вынуждена переехать в небольшую квартирку в Петербурге».

Сергей Рахманинов: 12 романсов , соч. 14, № 11 «Весенние воды»

Центр музыкальной культуры им. Сергея Рахманинова

Только после того, как, по словам Сергея, «мой отец проиграл в карты и промотал пять прекрасных имений, он заявил, что удовлетворен идеей музыкальное образование для меня». Сергею было девять лет, когда Анна Орнатская начала готовить его к поступлению в Санкт-Петербургское музыкальное училище. Она не только обеспечила своему ученику стипендию, но и была непреклонна в том, что он должен учиться у ее собственного учителя, профессора Кросса. «К моему счастью и ее собственному удовлетворению, — пишет Рахманинов, — она преуспела в обоих случаях, поскольку профессор Кросс заявил о своем согласии при условии, что меня должным образом подготовил Демянский, бывший его ученик».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts