Ранняя божественная литургия сколько длится: Что такое божественная литургия, и что она дает верующему человеку?
Содержание
Литургия
5 ступеней веры
- Раздел «Литургия — главная служба Церкви»
- Божественная Литургия: текст, пояснения и аудио
- Литургия в вопросах и ответах
- Литургия свт. Иоанна Златоуста с переводом
- Литургия свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чём разница? свящ. Феодор
- Литургия протопр. Александр Шмеман
- О служении двух Литургий проф. Н.Д. Успенский
- Время совершения литургии: ночная литургия иг. Мелхиседек
- Литургия: исторический и богословский комментарий митр. Иларион (Алфеев)
- О Литургии прот. Григорий Дьяченко
- Фоторассказ о Литургии
- Видео о Литургии
- Аудио о Литургии
- Схема Литургии
- Тест: Литургия
- Фотовикторина. Божественная Литургия
- Кроссворд «Литургия»
Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение, благодарность).
Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.
«…В нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией» (cвятой праведный Иоанн Кронштадтский).
Три вида Литургии
В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Великого, Двоеслова, папы Римского.
1. Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.
2. Литургия свт. Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (память свт. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
3. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Великий Пост:
- по средам и пятницам,
- в четверг 5‑ой седмицы Великого поста,
- в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице,
- в дни памяти св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосн. г., 8 марта – в високосн. г.) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье,
- в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.
Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52‑м правилом Шестого Вселенского Собора, и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
Три части Литургии
1. Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых твоих».
Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.
2. Литургия оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».
На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.
3. Литургия верных, которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом.
«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви».
На Литургии верных совершается наиболее важный момент в Литургии – Анафора (Евхаристический канон). Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».
Литургия с пояснением Святых Отцов
Анафора – сердцевина Литургии
Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.
Во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей:
- Praefatio (лат. введение) – начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу.
- Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят…».
- Anamnesis (лат. воспоминание) – воспоминание Тайной Вечери с произнесением таиноустановительных слов Иисуса Христа.
- Epiclesis (лат. призывание) – призывание Святого Духа на «предлежащие» Дары.
- Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) – молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.
Время и дни совершения Литургии
Совершается Литургия в крупных храмах ежедневно (за исключением дней, когда она не может совершаться), в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 9–10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6–7 часов утра). Продолжительность службы (в зависимости от того, совершается она священником или епископом): 1,5–2 часа.
Что касается Типикона (глава 8‑я: О литургиях), то там дается время начала Литургии и время поставления трапезы на различные дни (сб, вс, праздники). Разница между тем и другим равняется 1 часу.
Литургии не положено в следующие дни.
- В среду и пятницу Сырной седмицы (седмица перед Великим постом).
- В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.
- В Великую Пятницу, если этот день не совпадает с Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.
- В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.
Литургия и Таинство Святого Причащения
Причастие это не обязанность, а привилегия христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек регулярно причащающийся св. Христовых Тайн постепенно освящается. Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Древняя практика предусматривала еженедельное и даже ежедневное Причастие. См. раздел: Как часто причащаться.
Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко св. Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, но полностью к нему готовым не может быть никто.
Примечание. В современной приходской практике на праздники Пасхи и Рождества Христова литургия служится после полуночи (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).
- 119 тыс. 1
-
0 -
- Л
Сколько длится рождественская литургия в храме? :: SYL.ru
Рождество для христианина — это гораздо больше чем наряженная елка и подарки. Этот день считается вторым по значимости после Пасхи, которую называют «Праздник праздников». Рождество Христово — это одновременно событие мирового масштаба, не теряющее важности несмотря на прошедшие века, и очень личный для каждого православного человека праздник. Ведь Христос родился для всех и для каждого.
Те, кто хорошо знаком с христианством, понимают, что воплощение Бога на земле — уникальное событие, которое приблизило человека к создателю. Праздник этот наполнен удивительной радостью и умиротворением, но при этом и некоторой грустью, потому что родился этот младенец для тяжелой миссии.
Поэтому главное в праздновании Рождества — это отнюдь не ломящийся яствами стол, хотя и это важная часть любого праздника, а рождественская служба.
Многих впервые приходящих на эту ночную службу волнуют вопросы, сколько длится рождественская Божественная литургия, что читается и поется на этой службе. Эта статья и предназначена ответить на подобные вопросы.
Из чего состоит рождественская служба?
Служба начинается поздно вечером в Сочельник, то есть 6 января. В 11 вечера начинается праздничное богослужение, которое длится до 3-4 часов утра. Из Всенощного бдения, часов и Божественной литургии Василия Великого и складывается рождественская служба. Литургия обычно совершается утром, но праздничные литургии происходят ночью, сразу после Всенощного бдения и часов. Так же происходит и на Пасху.
Всенощное бдение включает в себя утреню и повечерие. Не надо удивляться, что названия служб не соответствуют времени суток. В церкви существует суточный цикл богослужений, но на великие праздники утренняя и вечерняя служба объединяются во Всенощное бдение. Утреня совершается по чину великих праздников. На ней поется канон «Христос рождается…»
Собственно литургия длится не так уж и долго и завершает весь цикл праздничных богослужений. Скорее всего, люди, которые задают вопрос, сколько длится рождественская литургия в храме, имеют в виду рождественскую службу в целом. Ведь приходят молящиеся на всю ночь, а не под конец.
Текст рождественской литургии во многом аналогичен текстам литургий в обычные дни. Рождественскую отличают поющиеся на ней праздничные антифоны: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих».
Причастие на Рождество
Совершается на рождественской литургии и причастие. Для многих христиан очень радостным событием является не только присутствие на праздничных службах, но и Причастие на них.
Исповедь на этой службе происходит не во всех храмах, ведь она длительна и насыщенна, в храм приходит много людей, а в некоторых местах служат всего один или два священника.
Чаще всего исповедь перед рождественской литургией проводится заранее, за 1-2 дня. В некоторых храмах есть даже возможность два раза причаститься после одной исповеди. К примеру, исповедуют вечером 3 января, а причастие происходит на литургиях утром 4 и ночью 7. При этом важно прочитать оба раза Последование ко Святому Причащению.
Готовимся правильно
Как подготовиться к рождественской литургии? Сочельник проводится в строгом посте, голодать до первой звезды совсем не обязательно. Идет эта традиция с тех пор, когда вечерня начиналась после обеда, а после нее следовала литургия Василия Великого, которая оканчивалась уже в темное время. После нее и можно было вкушать пищу, и именно это означало «до первой звезды».
Так что гораздо важнее 6 января по возможности посетить храм, а не голодать. Противоположная традиция – приготовить в этот день 12 постных блюд – тоже не установлена церковью, и лучше провести этот день спокойно, молитвенно и сосредоточенно, а не в суете. Зато можно приготовить сочиво – блюдо из зерен пшеницы и меда. Лучшей подготовкой к рождественской литургии в храме будет чтение духовной литературы, изучение предстоящего богослужения. Это придаст сил на долгой службе, потому что все, что поется и читается, станет понятным.
А вот ставить свечки и прикладываться к иконам, когда храм переполнен, совсем не обязательно.
Символика праздника
Все рождественские традиции, которые позже перенеслись на празднование Нового года, имеют глубокий смысл. Например, елка – символ вечной жизни благодаря своей вечнозеленой хвое. На вершину ее надевается восьмиконечная звезда, обычно серебристая или золотая, которая напоминает о Вифлеемской. Это в советское время ее заменили пятиконечной и красной. В сочельник же принято ставить на подоконник горящую свечу – знак того, что мы ждем Христа, освещаем путь в зимней темноте.
Дары волхвов
На рождественской литургии читается отрывок из Евангелия о поклонении волхвов. Кстати, обычай дарить подарки на Рождество связан именно с этим эпизодом Священного Писания. Так же, как волхвы преподносили Младенцу Христу свои дары, так же и мы дарим подарки друг другу. Эти дары – золото, ладан и смирна (мирра) – символичны. Золото преподнесли Младенцу как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку, которому предстоит страдать и умереть, ведь это вещество применялось при бальзамировании погребаемых тел.
Символика подготовки к Рождеству
Чтобы еще глубже погрузиться в смысл праздника, вернемся немного назад. Предпразднство Рождества, то есть особые церковные службы, предваряющие праздник, длится со 2 января по 6 января. У других праздников предпразднство длится всего 1 день. И что интересно, церковные службы в период подготовки к Рождеству имеют параллель с текстами служб Страстной седмицы. Это напоминает нам о том, что Воплощение Спасителя – это первый шаг к Его искупительной миссии.
Более того, само рождение в виде беззащитного ребенка – огромный шаг Бога навстречу к людям, временный отказ от своей безграничной силы, как это называется в Богословии – кенозис (от греч. Снисхождение).
Родился Младенец не в царских палатах, а в яслях, Марии и Иосифу не нашлось даже в гостинице места. Не с добром встретил его мир. Преследования будущего Мессии начались с самого рождения. Царь Ирод, узнавший от волхвов о том, кто родился в Вифлееме, устроил избиение младенцев, потому что боялся, что новый Царь отнимет у него власть. Марии и Иосифу с младенцем удалось бежать в Египет.
Мир в душе
Никому было невдомек, что родился Иисус не для земной власти. «Царствие Мое не от мира сего» — говорил Спаситель. Царствие Небесное до конца времен так и не наступит на земле. Но мы можем открыть наши сердца Христу, и тогда Он будет царить в наших сердцах, и в них наступит мир. Ведь по словам Христа, «Царствие Божие внутри вас есть».
Стремиться к этому можно в любое время года и в любой период жизни, а православные праздники будут напоминать о самом главном – о Боге, о любви, о нашей собственной душе. Если Рождество Христово оставило в человеке именно такой след, значит, оно прошло для него не напрасно и он встретил его правильно независимо от того, соблюдал ли он какие-то традиции.
Божественная литургия — Православная Вики
Эта статья является частью серии статей о Божественной литургии | |
Литургия Приготовления | |
Проскомидия Богослужебные предметы Облачения | |
Литургия Слова | |
Великая ектенья Антифоны Малый вход Тропарь Трисвятая песнь Послание Евангелие Проповедь Ектения усердных молений Ектения об усопших Ектения оглашенных | |
Литургия Евхаристии | |
Херувимская песнь Великий Вход Ектения Совершения Никейско-Константинопольский Символ веры Анафора Эпиклезис Мегалинарион Молитва Господня Антидорон ПричастиеОтпуст | |
Изменить это поле |
Божественная Литургия является основным богослужением Церкви. Божественная литургия – это евхаристическое богослужение. Он состоит из двух частей: Литургии оглашенных , иногда называемой Литургией Слова , на которой провозглашаются и разъясняются Писания; и Литургия Верных , иногда называемая Литургией Евхаристии , в которой приносятся и освящаются дары хлеба и вина; затем верующие принимают их в Таинстве Святого Причастия. Церковь учит, что дары действительно становятся телом и кровью Иисуса Христа, но она никогда не догматизировала конкретную формулу для описания этого преобразования. Prothesis (или Proskomedia ), службу приготовления святых даров, можно считать третьей частью, предшествующей собственно Литургии.
Содержимое
- 1 Подготовка
- 2 Литургия оглашенных
- 2.1 Обряды вступления
- 2.2 Обряды провозглашения
- 3 Литургия верных
- 3.1 Большой вход
- 3.2 Анафора
- 3.3 Причастие и отпуст
- 4 формы Божественной литургии
- 5 См. также
- 6 Библиографические ресурсы
- 7 Внешние ссылки
Подготовка
Перед началом Божественной литургии священник и диакон, если он служит, начинают с приготовления даров хлеба и вина для употребления в богослужении. Эта подготовка сама по себе является значительной услугой. Это больше, чем простое откладывание хлеба и вина, здесь развился надежный ритуал с тщательно продуманной символикой. Хотя основная схема аналогична для большинства православных церквей, могут быть некоторые различия в зависимости от того, какой типикон используется в той или иной юрисдикции.
Используется пять хлебов, напоминающих о пяти хлебах в пустыне, которыми питались массы. Во время Протезии священник вырезает из основного хлеба (просфоры) квадрат, называемый Агнцем. Он будет освящен во время литургии верных, чтобы стать святым телом Христовым. Он также снимает мелкие частицы и кладет их на дискос (или дискос) в память о Богородице, различных святых, живых и усопших верующих. Остатки хлеба освящаются и раздаются прихожанам и посетителям после службы; этот хлеб называется антидорон .
Во время Протезирования священник также освящает вино и воду, которые наливаются в чашу. После эпиклезы в чашу будет добавлена теплая вода.
Естественно, дары несколько раз окуриваются во время Протеза. Заключение Протезиса ведет непосредственно к началу Божественной литургии.
Литургия оглашенных
Входные чины
Службы Православной Церкви |
Евхаристия: Божественная Литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика |
Ежедневный цикл (Божественное управление) |
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня |
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион |
Прочие услуги |
Акафист | Параклезис | Молебен |
Великое благословение воды | Артоклазия |
Служба Крещения | Святое Елеосвящение |
Служба посвящения | Брачная служба |
Ритуальные услуги | Поминальная служба |
После более или менее спокойного разговора между священником и диаконом, если он служит, Божественная литургия начинается памятным возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Дух, ныне и присно и во веки веков». Собравшиеся верные отвечают: «Аминь».
Диакон (или священник, если диакон не служит) продолжает Великую ектению, названную так потому, что она длиннее большинства ектений и ее прошения касаются нужд мира: мира и спасения, Церкви, ее епископов, ее верных, пленников и их здравие и спасение, избавление от гнева и нужды. Она завершается, как и большинство ектений, призывом на память верующих свидетельство Богородицы и святых. В свете этого сильного свидетельства верным поручено вверить свою жизнь Господу нашему Иисусу Христу. Заключительную молитву возглашает священник.
Далее следуют три антифона, которые различаются в зависимости от дня и юрисдикции. За первыми двумя анитфонами следует более короткая ектения и молитва. За третьим следует Малый вход, на котором поется: «Прииди, поклонимся и припадем Христу. Сыне Божий… спаси нас, поющих Тебе: Аллилуиа!» «Сын Божий» обычно сопровождается вставкой, например, «воскрес из мертвых», «див во святых Твоих» или «молитвами Богородицы», в зависимости от дня.
Далее следуют тропари и кондаки, предписанные на день, время года и храм.
Полностью литургически войдя в храм и собравшись вокруг Слова, собравшиеся поют Трисвятое.
Обряды провозглашения
Провозглашение Писания провозглашается прокименом, псалмом или песнопением, исполняемым в ответной манере. Затем чтец провозглашает апостольское чтение из послания или из Деяний апостольских. Это чтение обычно произносится нараспев, но из экономии в местных ситуациях может быть разрешено и устное чтение. (В некоторых традициях чтец начинает петь очень тихим голосом, а к концу чтения поднимается высоким голосом. Это напоминание о том, как Ранняя Церковь поднялась из катакомб.)
Поется троекратная аллилуия, тоже стихами, как на прокимене. Эта аллилуйя возвещает чтение Евангелия. После аллилуйи происходит короткий обмен между священником и народом, после которого он или диакон поет Евангелие.
Вслед за Евангелием священник часто произносит проповедь, короткий или средний экскурс по Писанию, времени года, нынешнему празднику или памятной дате, что примерно эквивалентно протестантской проповеди. Проповедь также может быть произнесена после причастия или даже после отпуста.
Служба продолжается ектенией усердного моления, отмеченной настойчивым троекратным повторением «Господи, помилуй». В определенные дни за этой ектенией следует ектения об усопших.
Литургия оглашенных завершается литанией, молящейся о постоянном возрастании оглашенных в вере вплоть до дня их крещения. Хотя во многих церквях нет катехуменов, эта литания остается в литургии и служит постоянным напоминанием о Великом поручении, основании Церкви как миссии в мире.
Литургия верующих
Великий вход
Когда собрание начинает петь Херувимскую песнь, служители подходят к протезу или столу приготовления. Священник преподносит дискос диакону и сам берет чашу. Диакон ведет священника через северную дверь иконостаса. Священнослужители крестным ходом подносят дары к царским вратам, центральным дверям иконостаса, а диакон призывает верующих к вниманию, прося, чтобы Господь помянул всех людей в своем царстве. Когда святые дары торжественно проносят через святые врата, собравшиеся верующие заканчивают Херувимскую песнь. (Примечание: если диакона нет, священник входит только с дискосом и чашей.)
После того, как священник благословит верующих, дьякон восклицает: «Двери! Двери!» Это знаменитое восклицание когда-то обозначило момент службы, когда двери храма были заперты, и остались только верные христиане. На протяжении веков посетителям разрешалось оставаться, хотя эта фраза до сих пор напоминает о торжественности того, что следует за этим.
Затем Церковь исповедует свою общую веру, читая Символ веры. Литургическое название этого символа веры — Символ веры , что указывает на его важность для первых христиан в определении православия лиц, претендующих на принадлежность к Церкви.
Анафора
Следуя Символу веры, священник начинает анафору , великую евхаристическую молитву над дарами, названную так из-за начальной фразы: «Вознесем сердца наши». Двумя основными анафорами, используемыми в Православной Церкви, являются анафоры св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.
Вспомнив историю нашего падения и искупления и установления евхаристической трапезы, священник призывает Святого Духа, прося ниспослать его на дарах. Иногда отмечается, что это заклинание, epiclesis , является кульминацией преобразования даров хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, но среди православных ученых нет полного согласия в том, можно ли на самом деле отнести это изменение к одному моменту службы. Безусловно верно, что молитвы службы рассматривают дары как освященные и измененные после этого момента.
Призвав Святого Духа и освятив дары, священник поминает святых, начиная с Богородицы. В этот момент собравшиеся верующие поют древнюю песнь в честь Богородицы: «Достойно благословить Тебя, Богородица, Присноблаженная и Пречистая, и Матерь Бога нашего. Честнейшая херувимов, запредельных сравни преславнейшую серафимов, непорочно рождшую Бога, Слово. Истинная Богородица, величаем Тебя».
Священник молится о том, чтобы епископ, во имя которого он совершает Литургию, сохранился в православной вере и сохранился в здравии и годах.
Причащение и отпуст
После освящения даров, поминовения святых и молитвы за местного епископа священник поднимает освященные дары, восклицая: «Святое для святых!» На что верующие отвечают: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь». Эта фраза, к сожалению, кое-что теряет в английском языке, так как у нас есть два слова для 9.0078 святой и святой . В большинстве других языков этот диалог имеет коннотацию: «Святое для святых! / Только один — святой! Только один — Господь: Иисус Христос…» Это довольно заметное напоминание о том, что наша святость находит его источник только в Боге, и особенно в нашем участии в этом общении.
Верующие общаются в соответствии с православной традицией, получая оба вида (хлеб, разбавленный вином) из ложки, традиция, восходящая к четвертому веку. Получив тело и кровь Спасителя, берут кусок антидора. По русской традиции также предлагается небольшая чашечка вина.
После отпуста, обычного для церковных служб, верующие выходят вперед, чтобы поклониться кресту, и покидают храм. Обновленные евхаристической трапезой, они посылаются в мир как свидетели Христа.
Формы Божественной литургии
Наиболее часто совершаемыми формами Божественной литургии являются Литургия св. Иоанна Златоуста и чуть более старая Литургия св. Василия. Первый празднуется в большинство воскресений и праздничных дней в течение всего года, тогда как последний празднуется в шесть воскресений Великого поста (если только Благовещение не приходится на одно из них), а также на Страстной неделе, в Великий Четверг и Великий и Великий. Великая суббота, всего десять раз в течение года. Большая часть различий между двумя литургиями заключается в молитвах, произносимых священником за иконостасом, которые исторически были неслышны прихожанам, но все чаще в некоторых приходах слышны. Третья литургия, Литургия Преждеосвященных Даров, совершается в будние дни Великого поста, когда совершение Божественной литургии запрещено из-за ее праздничного характера. Преждеосвященная литургия, задокументированная Григорием Двоесловом и исторически приписываемая ему, но, согласно недавним исследованиям, весьма возможно, возникшая у восточного православного патриарха Антиохийского Севера, совершается ранним вечером и представляет собой принятие зарезервированного причастия. , освященный на предыдущей Божественной литургии.
Существуют менее широко отмечаемые литургии, такие как древняя литургия св. Иакова и литургия св. Марка. Говорят, что Божественные литургии св. Василия и св. Иоанна Златоуста произошли от первого, который был древним обрядом Иерусалима, престола св. Иакова Справедливого, с влиянием древней анафоры Двенадцати Апостолов, исторически использовавшейся в Антиохия, в то время как последний является древним обрядом Александрии, престола апостола Марка. Первый все чаще отмечается 23 октября, в праздник св. Иакова (и также остается основой литургии Сирийской православной церкви, в то время как последний в последние годы отмечается в некоторых семинариях в праздник св. Марка). ; вариант его, названный по имени Кирилла Александрийского, иногда используется, в основном, в Великий пост, в Коптской Православной Церкви.Недавно митрополит Пирейский Серафим (Менцелопулос) совершил Божественную литургию согласно реконструкции, основанной на Евхологионе Серапиона Фмуисского, литургия александрийского обряда, подобная литургии св. Марка, возможно, это было первое совершение этой древней православной литургии за более чем тысячу лет.
В Антиохийском викарате западного обряда используются две литургии: Литургия св. Григория Великого, происходящая от Римско-католической тридентской мессы, и Литургия св. Тихона Московского, основанная на англиканской литургике высокой церкви; в обоих случаях литургии были скорректированы, чтобы отразить православное богословие. Приходы западного обряда в РПЦЗ в первую очередь празднуют обряд Сарум, древнее использование Солсберийского собора до Великого раскола.
См. также
- Типика
- Таинства
- Кровь в Библии
- Евхаристия
- Западный обряд
Библиографические ресурсы
- Bp. Августинос Н. Кантиот (епископ Флорины, Греция). О Божественной литургии: Православные проповеди . 2 тома. Перевод и нападающий Астериос Геростегиос. (Массачусетс: Институт византийских и новогреческих исследований, 1986). ISBN полного комплекта 0-914744-71-2.
- Первоначально появился на греческом языке под названием: εις την θειαν λειτουργιαν, πατρικαι ομιλιαι , опубликовано «Православным миссионерским братством». Очерки ранних восточных евхаристических молитв (Колледжвилль, Миннесота: Liturgical Press, 1997) ISBN 081466153X.
- Очерки евхаристических молитв ( анафор ) разных периодов и мест.
- Каминг, Джеффри Дж. и Р. К. Д. Джаспер. Молитвы Евхаристии: ранние и реформатские (Collegeville, Миннесота: Liturgical Press, 1987) ISBN 0814660851. Василий Великий и святой Иоанн Златоуст.
- Хацидакис, о. Эммануэль. Небесный пир: понимание Божественной литургии (2-е изд., Чикаго, Иллинойс: Православный свидетель, 2010 г.) ISBN 978-0-9778970-3-2 .
- Объяснение Божественной Литургии. 420p, твердый переплет.
- Каллистос (Посуда) Диоклеи. «Значение Божественной литургии для византийского молящегося». В: Розмари Моррис (ред.), Церковь и люди в Византии , Двадцатый весенний симпозиум византийских исследований. Манчестер, 1986 (Бирмингем: Центр византийских, османских и новогреческих исследований, Бирмингемский университет, 1990), 7–28. ISBN 0704411008.
- Шмеманн, Александр. Евхаристия (Крествуд, Нью-Йорк: SVS Press, 1987) ISBN 0881410187.
- Классическое размышление о значении Божественной литургии от одного из пионеров литургического богословия.
- Тафт, Роберт Ф., С.Дж. Божественные литургии — человеческие проблемы в Византии, Армении, Сирии и Палестине (Берлингтон, VT: Ashgate, 2001) ISBN 0860788679 .
- Тафт, Роберт Ф., С.Дж. История Литургии Св. Иоанна Златоуста (Рим: Папский Восточный Институт)
- Это многотомная работа.
- Том II: Великий вход (4-е изд., 2004 г.) ISBN 978-8872100994 .
- Том IV: Диптихи (1991) ISBN 978-8872102855 .
- Том V: Обряды перед причастием (2000) ISBN 978-8872102855.
- Тафт, Роберт Ф., С.Дж. Их собственными глазами: литургия, какой ее видели византийцы (2006). ISBN 978-1932401066.
Внешние ссылки
- Небесный пир: понимание Божественной литургии Наиболее полный комментарий к Божественной литургии, доступный на английском языке.
- Музыкальный проект «Божественные литургии» Тысячи страниц византийской музыки на английском и греческом языках в западной и византийской нотации
- Православная традиция и литургия Введение в православную литургическую практику с большим количеством фотографий
- Служебник священника со ссылками на Проскомидию, Божественную литургию св. Иоанна Златоуста, Благодарственные молитвы и Божественную литургию св. Василия Великого. Перевод Высокопреосвященнейшего Дмитрия (Ройстера), архиепископа Далласского и Южного (ПЦА).
- Служебники на Литургию
- Текст литургии для хора
- Переменные части литургии (старостильные)
- Литургия Иерусалима или Литургия св. Иакова
- SYNAXIS посвящен предоставлению ресурсов для литургистов
- Эволюция Византии Божественная литургия Роберт Тафт С. Дж.
- Литургии св. Марка, св. Иакова, св. Климента, св. Златоуста и Малабарской церкви; перевод, с введением и приложениями. Преподобный Джон Мейсон Нил. Лондон: Т. Хейс, 1859 г..
- Византийская Божественная литургия св. Иоанна Златоуста (русинская редакция — со сносками и библейскими ссылками)
- Византийская Божественная литургия св. Василия Великого (русинская редакция — со сносками и библейскими ссылками)
Эта статья является частью серии Введение в православие | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Божественная Литургия — ПравославнаяВики
Эта статья является частью серии статей о Божественной литургии | |
Литургия Приготовления | |
Проскомидия Богослужебные предметы Облачения | |
Литургия Слова | |
Великая ектения Антифоны Малый вход Тропарь Трисвятая песнь Послание Евангелие Слово Усердная молительная ектения Литания об усопших Литания оглашенных | |
Литургия Евхаристии | |
Херувимская песнь Великий Вход Ектения Совершения Никейско-Константинопольский Символ веры Анафора Эпиклезис Мегалинарион Молитва Господня Антидорон ПричастиеОтпуст | |
Изменить это поле |
Божественная Литургия является основным богослужением Церкви. Божественная литургия – это евхаристическое богослужение. Он состоит из двух частей: Литургии оглашенных , иногда называемой Литургией Слова , на которой провозглашаются и разъясняются Писания; и Литургия Верных , иногда называемая Литургией Евхаристии , в которой приносятся и освящаются дары хлеба и вина; затем верующие принимают их в Таинстве Святого Причастия. Церковь учит, что дары действительно становятся телом и кровью Иисуса Христа, но она никогда не догматизировала конкретную формулу для описания этого преобразования. Prothesis (или Proskomedia ), службу приготовления святых даров, можно считать третьей частью, предшествующей собственно Литургии.
Содержимое
- 1 Подготовка
- 2 Литургия оглашенных
- 2.1 Обряды вступления
- 2.2 Обряды провозглашения
- 3 Литургия верных
- 3.1 Большой вход
- 3.2 Анафора
- 3.3 Причастие и отпуст
- 4 формы Божественной литургии
- 5 См. также
- 6 Библиографические ресурсы
- 7 Внешние ссылки
Подготовка
Перед началом Божественной литургии священник и диакон, если он служит, начинают с приготовления даров хлеба и вина для употребления в богослужении. Эта подготовка сама по себе является значительной услугой. Это больше, чем простое откладывание хлеба и вина, здесь развился надежный ритуал с тщательно продуманной символикой. Хотя основная схема аналогична для большинства православных церквей, могут быть некоторые различия в зависимости от того, какой типикон используется в той или иной юрисдикции.
Используется пять хлебов, напоминающих о пяти хлебах в пустыне, которыми питались массы. Во время Протезии священник вырезает из основного хлеба (просфоры) квадрат, называемый Агнцем. Он будет освящен во время литургии верных, чтобы стать святым телом Христовым. Он также снимает мелкие частицы и кладет их на дискос (или дискос) в память о Богородице, различных святых, живых и усопших верующих. Остатки хлеба освящаются и раздаются прихожанам и посетителям после службы; этот хлеб называется антидорон .
Во время Протезирования священник также освящает вино и воду, которые наливаются в чашу. После эпиклезы в чашу будет добавлена теплая вода.
Естественно, дары несколько раз окуриваются во время Протеза. Заключение Протезиса ведет непосредственно к началу Божественной литургии.
Литургия оглашенных
Входные чины
Службы Православной Церкви |
Евхаристия: Божественная Литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика |
Ежедневный цикл (Божественное управление) |
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня |
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион |
Прочие услуги |
Акафист | Параклезис | Молебен |
Великое благословение воды | Артоклазия |
Служба Крещения | Святое Елеосвящение |
Служба посвящения | Брачная служба |
Ритуальные услуги | Поминальная служба |
После более или менее спокойного разговора между священником и диаконом, если он служит, Божественная литургия начинается памятным возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Дух, ныне и присно и во веки веков». Собравшиеся верные отвечают: «Аминь».
Диакон (или священник, если диакон не служит) продолжает Великую ектению, названную так потому, что она длиннее большинства ектений и ее прошения касаются нужд мира: мира и спасения, Церкви, ее епископов, ее верных, пленников и их здравие и спасение, избавление от гнева и нужды. Она завершается, как и большинство ектений, призывом на память верующих свидетельство Богородицы и святых. В свете этого сильного свидетельства верным поручено вверить свою жизнь Господу нашему Иисусу Христу. Заключительную молитву возглашает священник.
Далее следуют три антифона, которые различаются в зависимости от дня и юрисдикции. За первыми двумя анитфонами следует более короткая ектения и молитва. За третьим следует Малый вход, на котором поется: «Прииди, поклонимся и припадем Христу. Сыне Божий… спаси нас, поющих Тебе: Аллилуиа!» «Сын Божий» обычно сопровождается вставкой, например, «воскрес из мертвых», «див во святых Твоих» или «молитвами Богородицы», в зависимости от дня.
Далее следуют тропари и кондаки, предписанные на день, время года и храм.
Полностью литургически войдя в храм и собравшись вокруг Слова, собравшиеся поют Трисвятое.
Обряды провозглашения
Провозглашение Писания провозглашается прокименом, псалмом или песнопением, исполняемым в ответной манере. Затем чтец провозглашает апостольское чтение из послания или из Деяний апостольских. Это чтение обычно произносится нараспев, но из экономии в местных ситуациях может быть разрешено и устное чтение. (В некоторых традициях чтец начинает петь очень тихим голосом, а к концу чтения поднимается высоким голосом. Это напоминание о том, как Ранняя Церковь поднялась из катакомб.)
Поется троекратная аллилуия, тоже стихами, как на прокимене. Эта аллилуйя возвещает чтение Евангелия. После аллилуйи происходит короткий обмен между священником и народом, после которого он или диакон поет Евангелие.
Вслед за Евангелием священник часто произносит проповедь, короткий или средний экскурс по Писанию, времени года, нынешнему празднику или памятной дате, что примерно эквивалентно протестантской проповеди. Проповедь также может быть произнесена после причастия или даже после отпуста.
Служба продолжается ектенией усердного моления, отмеченной настойчивым троекратным повторением «Господи, помилуй». В определенные дни за этой ектенией следует ектения об усопших.
Литургия оглашенных завершается литанией, молящейся о постоянном возрастании оглашенных в вере вплоть до дня их крещения. Хотя во многих церквях нет катехуменов, эта литания остается в литургии и служит постоянным напоминанием о Великом поручении, основании Церкви как миссии в мире.
Литургия верующих
Великий вход
Когда собрание начинает петь Херувимскую песнь, служители подходят к протезу или столу приготовления. Священник преподносит дискос диакону и сам берет чашу. Диакон ведет священника через северную дверь иконостаса. Священнослужители крестным ходом подносят дары к царским вратам, центральным дверям иконостаса, а диакон призывает верующих к вниманию, прося, чтобы Господь помянул всех людей в своем царстве. Когда святые дары торжественно проносят через святые врата, собравшиеся верующие заканчивают Херувимскую песнь. (Примечание: если диакона нет, священник входит только с дискосом и чашей.)
После того, как священник благословит верующих, дьякон восклицает: «Двери! Двери!» Это знаменитое восклицание когда-то обозначило момент службы, когда двери храма были заперты, и остались только верные христиане. На протяжении веков посетителям разрешалось оставаться, хотя эта фраза до сих пор напоминает о торжественности того, что следует за этим.
Затем Церковь исповедует свою общую веру, читая Символ веры. Литургическое название этого символа веры — Символ веры , что указывает на его важность для первых христиан в определении православия лиц, претендующих на принадлежность к Церкви.
Анафора
Следуя Символу веры, священник начинает анафору , великую евхаристическую молитву над дарами, названную так из-за начальной фразы: «Вознесем сердца наши». Двумя основными анафорами, используемыми в Православной Церкви, являются анафоры св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.
Вспомнив историю нашего падения и искупления и установления евхаристической трапезы, священник призывает Святого Духа, прося ниспослать его на дарах. Иногда отмечается, что это заклинание, epiclesis , является кульминацией преобразования даров хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, но среди православных ученых нет полного согласия в том, можно ли на самом деле отнести это изменение к одному моменту службы. Безусловно верно, что молитвы службы рассматривают дары как освященные и измененные после этого момента.
Призвав Святого Духа и освятив дары, священник поминает святых, начиная с Богородицы. В этот момент собравшиеся верующие поют древнюю песнь в честь Богородицы: «Достойно благословить Тебя, Богородица, Присноблаженная и Пречистая, и Матерь Бога нашего. Честнейшая херувимов, запредельных сравни преславнейшую серафимов, непорочно рождшую Бога, Слово. Истинная Богородица, величаем Тебя».
Священник молится о том, чтобы епископ, во имя которого он совершает Литургию, сохранился в православной вере и сохранился в здравии и годах.
Причащение и отпуст
После освящения даров, поминовения святых и молитвы за местного епископа священник поднимает освященные дары, восклицая: «Святое для святых!» На что верующие отвечают: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь». Эта фраза, к сожалению, кое-что теряет в английском языке, так как у нас есть два слова для 9.0078 святой и святой . В большинстве других языков этот диалог имеет коннотацию: «Святое для святых! / Только один — святой! Только один — Господь: Иисус Христос…» Это довольно заметное напоминание о том, что наша святость находит его источник только в Боге, и особенно в нашем участии в этом общении.
Верующие общаются в соответствии с православной традицией, получая оба вида (хлеб, разбавленный вином) из ложки, традиция, восходящая к четвертому веку. Получив тело и кровь Спасителя, берут кусок антидора. По русской традиции также предлагается небольшая чашечка вина.
После отпуста, обычного для церковных служб, верующие выходят вперед, чтобы поклониться кресту, и покидают храм. Обновленные евхаристической трапезой, они посылаются в мир как свидетели Христа.
Формы Божественной литургии
Наиболее часто совершаемыми формами Божественной литургии являются Литургия св. Иоанна Златоуста и чуть более старая Литургия св. Василия. Первый празднуется в большинство воскресений и праздничных дней в течение всего года, тогда как последний празднуется в шесть воскресений Великого поста (если только Благовещение не приходится на одно из них), а также на Страстной неделе, в Великий Четверг и Великий и Великий. Великая суббота, всего десять раз в течение года. Большая часть различий между двумя литургиями заключается в молитвах, произносимых священником за иконостасом, которые исторически были неслышны прихожанам, но все чаще в некоторых приходах слышны. Третья литургия, Литургия Преждеосвященных Даров, совершается в будние дни Великого поста, когда совершение Божественной литургии запрещено из-за ее праздничного характера. Преждеосвященная литургия, задокументированная Григорием Двоесловом и исторически приписываемая ему, но, согласно недавним исследованиям, весьма возможно, возникшая у восточного православного патриарха Антиохийского Севера, совершается ранним вечером и представляет собой принятие зарезервированного причастия. , освященный на предыдущей Божественной литургии.
Существуют менее широко отмечаемые литургии, такие как древняя литургия св. Иакова и литургия св. Марка. Говорят, что Божественные литургии св. Василия и св. Иоанна Златоуста произошли от первого, который был древним обрядом Иерусалима, престола св. Иакова Справедливого, с влиянием древней анафоры Двенадцати Апостолов, исторически использовавшейся в Антиохия, в то время как последний является древним обрядом Александрии, престола апостола Марка. Первый все чаще отмечается 23 октября, в праздник св. Иакова (и также остается основой литургии Сирийской православной церкви, в то время как последний в последние годы отмечается в некоторых семинариях в праздник св. Марка). ; вариант его, названный по имени Кирилла Александрийского, иногда используется, в основном, в Великий пост, в Коптской Православной Церкви.Недавно митрополит Пирейский Серафим (Менцелопулос) совершил Божественную литургию согласно реконструкции, основанной на Евхологионе Серапиона Фмуисского, литургия александрийского обряда, подобная литургии св. Марка, возможно, это было первое совершение этой древней православной литургии за более чем тысячу лет.
В Антиохийском викарате западного обряда используются две литургии: Литургия св. Григория Великого, происходящая от Римско-католической тридентской мессы, и Литургия св. Тихона Московского, основанная на англиканской литургике высокой церкви; в обоих случаях литургии были скорректированы, чтобы отразить православное богословие. Приходы западного обряда в РПЦЗ в первую очередь празднуют обряд Сарум, древнее использование Солсберийского собора до Великого раскола.
См. также
- Типика
- Таинства
- Кровь в Библии
- Евхаристия
- Западный обряд
Библиографические ресурсы
- Bp. Августинос Н. Кантиот (епископ Флорины, Греция). О Божественной литургии: Православные проповеди . 2 тома. Перевод и нападающий Астериос Геростегиос. (Массачусетс: Институт византийских и новогреческих исследований, 1986). ISBN полного комплекта 0-914744-71-2.
- Первоначально появился на греческом языке под названием: εις την θειαν λειτουργιαν, πατρικαι ομιλιαι , опубликовано «Православным миссионерским братством». Очерки ранних восточных евхаристических молитв (Колледжвилль, Миннесота: Liturgical Press, 1997) ISBN 081466153X.
- Очерки евхаристических молитв ( анафор ) разных периодов и мест.
- Каминг, Джеффри Дж. и Р. К. Д. Джаспер. Молитвы Евхаристии: ранние и реформатские (Collegeville, Миннесота: Liturgical Press, 1987) ISBN 0814660851. Василий Великий и святой Иоанн Златоуст.
- Хацидакис, о. Эммануэль. Небесный пир: понимание Божественной литургии (2-е изд., Чикаго, Иллинойс: Православный свидетель, 2010 г.) ISBN 978-0-9778970-3-2 .
- Объяснение Божественной Литургии. 420p, твердый переплет.
- Каллистос (Посуда) Диоклеи. «Значение Божественной литургии для византийского молящегося». В: Розмари Моррис (ред.), Церковь и люди в Византии , Двадцатый весенний симпозиум византийских исследований. Манчестер, 1986 (Бирмингем: Центр византийских, османских и новогреческих исследований, Бирмингемский университет, 1990), 7–28. ISBN 0704411008.
- Шмеманн, Александр. Евхаристия (Крествуд, Нью-Йорк: SVS Press, 1987) ISBN 0881410187.
- Классическое размышление о значении Божественной литургии от одного из пионеров литургического богословия.
- Тафт, Роберт Ф., С.Дж. Божественные литургии — человеческие проблемы в Византии, Армении, Сирии и Палестине (Берлингтон, VT: Ashgate, 2001) ISBN 0860788679 .
- Тафт, Роберт Ф., С.Дж. История Литургии Св. Иоанна Златоуста (Рим: Папский Восточный Институт)
- Это многотомная работа.
- Том II: Великий вход (4-е изд., 2004 г.) ISBN 978-8872100994 .
- Том IV: Диптихи (1991) ISBN 978-8872102855 .
- Том V: Обряды перед причастием (2000) ISBN 978-8872102855.
- Тафт, Роберт Ф., С.Дж. Их собственными глазами: литургия, какой ее видели византийцы (2006). ISBN 978-1932401066.
Внешние ссылки
- Небесный пир: понимание Божественной литургии Наиболее полный комментарий к Божественной литургии, доступный на английском языке.
- Музыкальный проект «Божественные литургии» Тысячи страниц византийской музыки на английском и греческом языках в западной и византийской нотации
- Православная традиция и литургия Введение в православную литургическую практику с большим количеством фотографий
- Служебник священника со ссылками на Проскомидию, Божественную литургию св.