Ранняя божественная литургия сколько длится: Что такое божественная литургия, и что она дает верующему человеку?

Разное

Содержание

Литургия

5 ступеней веры

  • Раздел «Литур­гия — глав­ная служба Церкви»
  • Боже­ствен­ная Литур­гия: текст, пояс­не­ния и аудио
  • Литур­гия в вопро­сах и отве­тах
  • Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста с пере­во­дом
  • Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого – в чём раз­ница? свящ. Феодор
  • Литур­гия про­топр. Алек­сандр Шмеман
  • О слу­же­нии двух Литур­гий проф. Н.Д. Успен­ский
  • Время совер­ше­ния литур­гии: ночная литур­гия иг. Мел­хи­се­дек
  • Литур­гия: исто­ри­че­ский и бого­слов­ский ком­мен­та­рий митр. Ила­рион (Алфеев)
  • О Литур­гии прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • Фото­рас­сказ о Литур­гии
  • Видео о Литур­гии
  • Аудио о Литур­гии
  • Схема Литур­гии
  • Тест: Литур­гия
  • Фото­вик­то­рина. Боже­ствен­ная Литур­гия
  • Кросс­ворд «Литур­гия»

Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литур­гиа) — общее дело) — глав­ное хри­сти­ан­ское бого­слу­же­ние, во время кото­рого совер­ша­ется Таин­ство При­ча­ще­ния или Евха­ри­стия (от греч. εὐχαριστία (евха­ри­стиа) — бла­го­да­ре­ние, бла­го­дар­ность).

Первую Литур­гию совер­шил Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Сион­ской гор­нице и каждая Литур­гия явля­ется таин­ствен­ным про­дол­же­нием этого собы­тия.

«…В нас нет истин­ной жизни без источ­ника жизни – Иисуса Христа. Литур­гия есть сокро­вищ­ница, источ­ник истин­ной жизни, потому что в ней Сам Гос­подь. Вла­дыка жизни пре­по­дает Себя Самого в пищу и питие веру­ю­щим в Него и в избытке дает жизнь при­част­ни­кам Своим… Наша Боже­ствен­ная Литур­гия, и в осо­бен­но­сти Евха­ри­стия, есть вели­чай­шее и посто­ян­ное откро­ве­ние нам любви Божией» (cвятой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский).

Три вида Литур­гии

В наше время обще­упо­тре­би­тельны три вида Боже­ствен­ной Литур­гии: Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста, свт. Васи­лия Вели­кого и Литур­гия пре­ждео­свя­щен­ных Даров, или св. Гри­го­рия Вели­кого, Двое­слова, папы Рим­ского.

1. Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста совер­ша­ется в тече­ние всего года, когда не поло­жено совер­шать двух осталь­ных литур­гий.

2. Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого совер­ша­ется десять раз в году: во все Вос­крес­ные дни Вели­кого поста, исклю­чая Верб­ное вос­кре­се­нье; в Вели­кий чет­верг и суб­боту на Страст­ной неделе; 14 января (память свт. Васи­лия Вели­кого) и нака­нуне или в самый день празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня.

3. Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ется в Вели­кий Пост:

  • по средам и пят­ни­цам,
  • в чет­верг 5‑ой сед­мицы Вели­кого поста,
  • в поне­дель­ник, втор­ник и среду на Страст­ной сед­мице,
  • в дни памяти св. Иоанна Пред­течи (9 марта в неви­со­косн. г., 8 марта – в висо­косн. г.) и Сорока муче­ни­ков Сева­стий­ских (22 марта), если эти празд­ники при­хо­дятся на период Вели­кого Поста и не попа­дают на вос­кре­се­нье,
  • в хра­мо­вый празд­ник и в празд­ник чти­мого свя­того (кроме празд­ника Бла­го­ве­ще­ния), слу­чив­ши­еся в ука­зан­ный период.

Эта литур­гия назы­ва­ется так потому, что на ней при­об­ща­ются Свя­тыми Дарами, освя­щен­ными ранее на литур­гии Иоанна Зла­то­уста или Васи­лия Вели­кого.

Повсе­мест­ное совер­ше­ние Пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии в дни Святой Четы­ре­де­сят­ницы утвер­ждено 52‑м пра­ви­лом Шестого Все­лен­ского Собора, и имеет целью не лишать веру­ю­щих таин­ствен­ного обще­ния с Гос­по­дом и, вместе с тем, не нару­шать поста и пока­я­ния совер­ше­нием тор­же­ствен­ной полной литур­гии.

Три части Литур­гии

1. Про­ско­ми­дия, во время кото­рой при­го­тов­ля­ется вино и хлеб (просфоры) для Евха­ри­стии и поми­на­ются души хри­стиан живых и усоп­ших, за кото­рые свя­щен­ник выни­мает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погру­жают в Чашу с Кровью с молит­вой «Отмый, Гос­поди, грехи поми­нав­шихся зде Кровию Твоею Чест­ною, молит­вами святых твоих».

Поми­на­ние живых и усоп­ших на Про­ско­ми­дии явля­ется самой дей­ствен­ной молит­вой. Про­ско­ми­дия совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лями в алтаре, в храме обычно в это время чита­ются Часы.

2. Литур­гия огла­шен­ных, кото­рая начи­на­ется сло­вами свя­щен­ника: «Бла­го­сло­венно цар­ство Отца и Сына и Свя­таго Духа ныне и присно и во веки веков» и окан­чи­ва­ется сло­вами: «огла­шен­нии, изы­дите».

На этой части могли при­сут­ство­вать огла­шен­ные, кото­рые слу­шали чтения из Еван­ге­лия и Апо­стола.

3. Литур­гия верных, кото­рая начи­на­ется сло­вами: «елицы вернии, паки и паки миром Гос­поду помо­лимся…» и кон­ча­ется отпу­стом.

«В насто­я­щее время тре­бо­ва­ние о при­сут­ствии на Литур­гии верных только воцер­ко­в­лён­ных людей (верных) на прак­тике не выпол­ня­ется; однако на более глу­бо­ком уровне оно всё-таки реа­ли­зу­ется, потому что все, что будет дальше про­ис­хо­дить на Литур­гии, совер­шенно закрыто от непо­свя­щён­ного, нецер­ков­ного созна­ния. Литур­гия вос­при­ни­ма­ется только верою и пони­ма­ется только после вхож­де­ния в тра­ди­цию цер­ков­ной жизни и зна­ком­ства с уче­нием Церкви».

На Литур­гии верных совер­ша­ется наи­бо­лее важный момент в Литур­гии – Ана­фора (Евха­ри­сти­че­ский канон). Он начи­на­ется сло­вами свя­щен­ника «Бла­го­дать Гос­пода Нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и при­ча­стие Свя­таго Духа буди всеми вами» и окан­чи­ва­ется сло­вами «И да будут мило­сти вели­каго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Литур­гия с пояс­не­нием Святых Отцов

Ана­фора – серд­це­вина Литур­гии

Цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ской Литур­гии, во время кото­рой про­ис­хо­дит пре­ло­же­ние Святых Даров, явля­ется Ана­фора (Евха­ри­сти­че­ская молитва, Евха­ри­сти­че­ский канон). Древ­ней­шая по своему про­ис­хож­де­нию она явля­ется наи­бо­лее важным момен­том всего пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния в целом.

Во всех Ана­фо­рах можно выде­лить несколько основ­ных частей:

  1. Praefatio (лат. вве­де­ние) – началь­ная молитва, содер­жа­щая сла­во­сло­вие и бла­го­да­ре­ние Богу.
  2. Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят…».
  3. Anamnesis (лат. вос­по­ми­на­ние) – вос­по­ми­на­ние Тайной Вечери с про­из­не­се­нием таи­но­уста­но­ви­тель­ных слов Иисуса Христа.
  4. Epiclesis (лат. при­зы­ва­ние) – при­зы­ва­ние Свя­того Духа на «пред­ле­жа­щие» Дары.
  5. Intercessio (лат. заступ­ни­че­ство, хода­тай­ство) – молитвы за живых и усоп­ших, состав­ля­ю­щих Цер­ковь, с вос­по­ми­на­нием Бого­ро­дицы и всех святых.

Время и дни совер­ше­ния Литур­гии

Совер­ша­ется Литур­гия в круп­ных храмах еже­дневно (за исклю­че­нием дней, когда она не может совер­шаться), в боль­шин­стве других – каждое вос­кре­се­нье. Начало Литур­гии обычно в 9–10 часов утра, в храмах, где более одного пре­стола, может совер­шаться также и ранняя литур­гия (в 6–7 часов утра). Про­дол­жи­тель­ность службы (в зави­си­мо­сти от того, совер­ша­ется она свя­щен­ни­ком или епи­ско­пом): 1,5–2 часа.

Что каса­ется Типи­кона (глава 8‑я: О литур­гиях), то там дается время начала Литур­гии и время постав­ле­ния тра­пезы на раз­лич­ные дни (сб, вс, празд­ники). Раз­ница между тем и другим рав­ня­ется 1 часу.

Литур­гии не поло­жено в сле­ду­ю­щие дни.

  • В среду и пят­ницу Сырной сед­мицы (сед­мица перед Вели­ким постом).
  • В поне­дель­ник, втор­ник и чет­верг седмиц Вели­кого поста.
  • В Вели­кую Пят­ницу, если этот день не сов­па­дает с Празд­ни­ком Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы (7 апреля), когда поло­жена Литур­гия свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста.
  • В пят­ницу, пред­ва­ря­ю­щую празд­ники Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния Гос­подня, если сами дни празд­ни­ков выпа­дают на вос­кре­се­нье или поне­дель­ник.

Литур­гия и Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния

При­ча­стие это не обя­зан­ность, а при­ви­ле­гия хри­стиан. Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил, что чело­век регу­лярно при­ча­ща­ю­щийся св. Хри­сто­вых Тайн посте­пенно освя­ща­ется. Сам Гос­подь гово­рил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Древ­няя прак­тика преду­смат­ри­вала еже­не­дель­ное и даже еже­днев­ное При­ча­стие. См. раздел: Как часто при­ча­щаться.

Жела­ю­щий при­ча­ститься за Литур­гией Святых Хри­сто­вых Тайн, должен сна­чала очи­стить свою совесть в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди). Также перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Смысл Таин­ства рас­кры­ва­ется в молит­вах ко св. При­ча­ще­нию, кото­рые можно найти в молит­во­слове. К При­ча­стию нужно гото­виться, но пол­но­стью к нему гото­вым не может быть никто.

При­ме­ча­ние. В совре­мен­ной при­ход­ской прак­тике на празд­ники Пасхи и Рож­де­ства Хри­стова литур­гия слу­жится после полу­ночи (в этом случае евха­ри­сти­че­ский пост состав­ляет 6 часов).

  • 119 тыс. 1

Эта статья является частью серии статей о
Божественной литургии
Литургия Приготовления
Проскомидия
Богослужебные предметы
Облачения
Литургия Слова
Великая ектенья
Антифоны
Малый вход
Тропарь
Трисвятая песнь
Послание
Евангелие
Проповедь
Ектения усердных молений
Ектения об усопших
Ектения оглашенных
Литургия Евхаристии
Херувимская песнь
Великий Вход
Ектения Совершения
Никейско-Константинопольский Символ веры
Анафора
Эпиклезис
Мегалинарион
Молитва Господня
Антидорон

Причастие

Отпуст

Изменить это поле

Службы Православной Церкви
Евхаристия: Божественная Литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика
Ежедневный цикл (Божественное управление)
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион
Прочие услуги
Акафист | Параклезис | Молебен
Великое благословение воды | Артоклазия
Служба Крещения | Святое Елеосвящение
Служба посвящения | Брачная служба
Ритуальные услуги | Поминальная служба

Эта статья является частью серии
Введение в православие
Священное Предание Священное Писание | Символ веры | Вселенские соборы | Отцы Церкви | Литургия | Каноны | Иконки
Святая Троица Бог Отец | Иисус Христос | Святой Дух
Церковь Экклезиология | История | Святые Тайны | Церковная жизнь
Изменить это поле

Эта статья является частью серии статей о Божественной литургии
Литургия Приготовления
Проскомидия
Богослужебные предметы
Облачения
Литургия Слова
Великая ектения
Антифоны
Малый вход
Тропарь
Трисвятая песнь
Послание
Евангелие
Слово
Усердная молительная ектения
Литания об усопших
Литания оглашенных
Литургия Евхаристии
Херувимская песнь
Великий Вход
Ектения Совершения
Никейско-Константинопольский Символ веры
Анафора
Эпиклезис
Мегалинарион
Молитва Господня
Антидорон

Причастие

Отпуст

Изменить это поле

Службы Православной Церкви
Евхаристия: Божественная Литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика
Ежедневный цикл (Божественное управление)
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион
Прочие услуги
Акафист | Параклезис | Молебен
Великое благословение воды | Артоклазия
Служба Крещения | Святое Елеосвящение
Служба посвящения | Брачная служба
Ритуальные услуги | Поминальная служба

и святой . В большинстве других языков этот диалог имеет коннотацию: «Святое для святых! / Только один — святой! Только один — Господь: Иисус Христос…» Это довольно заметное напоминание о том, что наша святость находит его источник только в Боге, и особенно в нашем участии в этом общении.

Верующие общаются в соответствии с православной традицией, получая оба вида (хлеб, разбавленный вином) из ложки, традиция, восходящая к четвертому веку. Получив тело и кровь Спасителя, берут кусок антидора. По русской традиции также предлагается небольшая чашечка вина.

После отпуста, обычного для церковных служб, верующие выходят вперед, чтобы поклониться кресту, и покидают храм. Обновленные евхаристической трапезой, они посылаются в мир как свидетели Христа.

Формы Божественной литургии

Наиболее часто совершаемыми формами Божественной литургии являются Литургия св. Иоанна Златоуста и чуть более старая Литургия св. Василия. Первый празднуется в большинство воскресений и праздничных дней в течение всего года, тогда как последний празднуется в шесть воскресений Великого поста (если только Благовещение не приходится на одно из них), а также на Страстной неделе, в Великий Четверг и Великий и Великий. Великая суббота, всего десять раз в течение года. Большая часть различий между двумя литургиями заключается в молитвах, произносимых священником за иконостасом, которые исторически были неслышны прихожанам, но все чаще в некоторых приходах слышны. Третья литургия, Литургия Преждеосвященных Даров, совершается в будние дни Великого поста, когда совершение Божественной литургии запрещено из-за ее праздничного характера. Преждеосвященная литургия, задокументированная Григорием Двоесловом и исторически приписываемая ему, но, согласно недавним исследованиям, весьма возможно, возникшая у восточного православного патриарха Антиохийского Севера, совершается ранним вечером и представляет собой принятие зарезервированного причастия. , освященный на предыдущей Божественной литургии.

Существуют менее широко отмечаемые литургии, такие как древняя литургия св. Иакова и литургия св. Марка. Говорят, что Божественные литургии св. Василия и св. Иоанна Златоуста произошли от первого, который был древним обрядом Иерусалима, престола св. Иакова Справедливого, с влиянием древней анафоры Двенадцати Апостолов, исторически использовавшейся в Антиохия, в то время как последний является древним обрядом Александрии, престола апостола Марка. Первый все чаще отмечается 23 октября, в праздник св. Иакова (и также остается основой литургии Сирийской православной церкви, в то время как последний в последние годы отмечается в некоторых семинариях в праздник св. Марка). ; вариант его, названный по имени Кирилла Александрийского, иногда используется, в основном, в Великий пост, в Коптской Православной Церкви.Недавно митрополит Пирейский Серафим (Менцелопулос) совершил Божественную литургию согласно реконструкции, основанной на Евхологионе Серапиона Фмуисского, литургия александрийского обряда, подобная литургии св. Марка, возможно, это было первое совершение этой древней православной литургии за более чем тысячу лет.

В Антиохийском викарате западного обряда используются две литургии: Литургия св. Григория Великого, происходящая от Римско-католической тридентской мессы, и Литургия св. Тихона Московского, основанная на англиканской литургике высокой церкви; в обоих случаях литургии были скорректированы, чтобы отразить православное богословие. Приходы западного обряда в РПЦЗ в первую очередь празднуют обряд Сарум, древнее использование Солсберийского собора до Великого раскола.

См. также

  • Типика
  • Таинства
  • Кровь в Библии
  • Евхаристия
  • Западный обряд

Библиографические ресурсы

  • Bp. Августинос Н. Кантиот (епископ Флорины, Греция). О Божественной литургии: Православные проповеди . 2 тома. Перевод и нападающий Астериос Геростегиос. (Массачусетс: Институт византийских и новогреческих исследований, 1986). ISBN полного комплекта 0-914744-71-2.
Первоначально появился на греческом языке под названием: εις την θειαν λειτουργιαν, πατρικαι ομιλιαι , опубликовано «Православным миссионерским братством». Очерки ранних восточных евхаристических молитв (Колледжвилль, Миннесота: Liturgical Press, 1997) ISBN 081466153X.
Очерки евхаристических молитв ( анафор ) разных периодов и мест.
  • Каминг, Джеффри Дж. и Р. К. Д. Джаспер. Молитвы Евхаристии: ранние и реформатские (Collegeville, Миннесота: Liturgical Press, 1987) ISBN 0814660851. Василий Великий и святой Иоанн Златоуст.
  • Хацидакис, о. Эммануэль. Небесный пир: понимание Божественной литургии (2-е изд., Чикаго, Иллинойс: Православный свидетель, 2010 г.) ISBN 978-0-9778970-3-2 .
Объяснение Божественной Литургии. 420p, твердый переплет.
  • Каллистос (Посуда) Диоклеи. «Значение Божественной литургии для византийского молящегося». В: Розмари Моррис (ред.), Церковь и люди в Византии , Двадцатый весенний симпозиум византийских исследований. Манчестер, 1986 (Бирмингем: Центр византийских, османских и новогреческих исследований, Бирмингемский университет, 1990), 7–28. ISBN 0704411008.
  • Шмеманн, Александр. Евхаристия (Крествуд, Нью-Йорк: SVS Press, 1987) ISBN 0881410187.
Классическое размышление о значении Божественной литургии от одного из пионеров литургического богословия.
  • Тафт, Роберт Ф., С.Дж. Божественные литургии — человеческие проблемы в Византии, Армении, Сирии и Палестине (Берлингтон, VT: Ashgate, 2001) ISBN 0860788679 .
  • Тафт, Роберт Ф., С.Дж. История Литургии Св. Иоанна Златоуста (Рим: Папский Восточный Институт)
Это многотомная работа.

  • Том II: Великий вход (4-е изд., 2004 г.) ISBN 978-8872100994 .
  • Том IV: Диптихи (1991) ISBN 978-8872102855 .
  • Том V: Обряды перед причастием (2000) ISBN 978-8872102855.
  • Тафт, Роберт Ф., С.Дж. Их собственными глазами: литургия, какой ее видели византийцы (2006). ISBN 978-1932401066.

Внешние ссылки

  • Небесный пир: понимание Божественной литургии Наиболее полный комментарий к Божественной литургии, доступный на английском языке.
  • Музыкальный проект «Божественные литургии» Тысячи страниц византийской музыки на английском и греческом языках в западной и византийской нотации
  • Православная традиция и литургия Введение в православную литургическую практику с большим количеством фотографий
  • Служебник священника со ссылками на Проскомидию, Божественную литургию св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts