Раскольников и совесть: Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Разное

Содержание

Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Пример 1

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бедный студент. Он хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому убил старуху – процентщицу. Родион уверен, что с её смерть многим станет легче жить. Поначалу студент абсолютно уверен, что поступил правильно. Однако потом он анализирует свои действия, задумывается верно ли он поступил или нет, его начинают мучить муки совести. Он морально истощен, очень устал от тягостных дум, поэтому сильно заболевает. Родион переживал, что совершил преступление, оставив улики, однако вроде бы пока никаких доказательств его причастности к этому нет. Его внутренние метания сказываются на внешнем поведении: в участке он ведет себя очень странно, чем почти выдал себя. Так еще и услышав разговор об убийстве старухи, свалился в обморок, чем подкрепил догадки следователя, что он виновен в содеянном. Со временем он осознает, что нельзя сделать мир лучше или помочь другим, совершив злодеяние. Ведь жестокость порождает новую жестокость, и так до бесконечности. Соня Мармеладова, которой он рассказывает о том, что совершил, советует ему пойти к следователю и сознаться. Она убеждает его, что нужно облегчить свою совесть, тогда и на душе станет лучше, тогда он сможет отпустить эту ситуацию, у него появится возможность поменяться к лучшему. Конечно, ему придется понести наказание за свое преступление, но оно того стоит. Необходимо сделать этот шаг, чтобы начать жить дальше. В итоге Родион приходит в полицию и рассказывает правду, его отправляют на каторгу в Сибирь, а Соня едет за ним.

Автор спрашивает нас: “А смог ли Родион пройти проверку совестью?”. Скорее всего – да. Ведь он сознался и заплатил сполна. Однако сам он бы не смог прийти к верному решению, его подтолкнула Соня, а так же Разумихин, который проводил много времени с матерью и сестрой Родиона, тем самым дав студенту время для размышлений наедине с собой. И мы понимаем, что совесть нас мучает тогда, когда человек не одинок, а находится в обществе, которое помогает осознать верно или неверно он поступил. Это произведение является доказательством того, что за все свои действия в этом мире нужно платить. Совесть не может молчать, она всегда подсказывает, что правильно, а что нет.

Проблема совести — аргументы из литературы

Проблема совести и аргументы из литературы, на которые можно сослаться в выпускном сочинении, актуальна для школьников 9 класса и 11 класса, желающих успешно сдать ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку.

Попробуем привести в статье самые удачные аргументы для написания сочинения.

  • Что такое совесть — определение для сочинения
  • Аргументы из литературы для сочинения на тему совести
  • Проблема совести в литературных произведениях
  • Произведения о совести для детей
  • Примеры совести из жизни человека
  • Примеры из истории
  • Вывод о роли совести в жизни человека

Что такое совесть — определение для сочинения

По толковому словарю Даля понятие «совесть» обозначает способность человека понимать мораль, нравственность, контролировать свои действия в рамках права и нравственности, требовать от себя их выполнения, давать отчет о своих поступках.

Достоевский Ф. М. говорил, что это чувство есть действие Бога в человеке. Суворов А. В. дополнял эту мысль тем, что она трогает нежно душу и освещает человека, следует за ним везде, помогает осознать ошибки, не дает ему поступать неправильно.

Древнегреческий философ Демокрит давал определение совести как стыд перед собой.

Аргументы из литературы для сочинения на тему совести

Тема совести актуальна в литературе. Практически в каждом произведении найдется герой, который старается жить по ней.

Например, у В. М. Шукшина главный герой Егор является бывшим уголовником, который принес своей матери много несчастий. Когда после долгих лет жизни он встречает мать, то долго не может признаться, что он является ее сыном.

Впоследствии друзья хотят его вновь вернуть на путь криминала, но он отказывается, не испытывая муки совести, даже под страхом смерти.

Проблема совести в литературных произведениях

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе «Война и мир» Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова «Сотников» главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

Роман Федора Михайловича — самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не «тварью дрожащей», а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

У В. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой».

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь «Мертвые души»

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

Произведения о совести для детей

В каждом мультфильме, в каждой сказке говорится о ней. С малых лет детей учат поступать правильно, выбирая мораль и нравственность вместо лжи и предательства.

Так, в мультфильме и книге «Даша-Путешественница» главная героиня вместе со своим другом Башмачком исследует мир и помогает всем, кто нуждается в помощи.

Однако на их пути всегда стоит хитрый лис Жулик, который вечно пытается что-то украсить, совершая бессовестный поступок. Тогда Даша говорит Жулику, что красть нехорошо, и тот отдает украденное и искренне просит прощение.

В. М. Гаршин «Человек обостренной совести»

Другое название сказки Аttalea princeps. Она рассказывает про молодую пальму, которая в сказке Гаршина не была совестливой. Она хотела свободы любой ценой, поэтому не считалась ни с какими другими деревьями.

Став большой и сломав крышу здания, она стала погибать. Уже в конце своей жизни пальма призналась, что была неправа и отбирала воду и место у других растений.

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

Сказка Виктора Драгунского повествует о мальчике, который очень не хотел есть кашу и выбросил ее в окно, пока мама не видела. Маме сказал же, что все доел.

Она похвалила сына, и сказала, что они идут к Кремль в награду за хороший аппетит. Чуть позже в дверь стучится человек.

Мама открывает и видит, что этот человек весь в каше. Когда мама очистила пришедшего, мальчик спрятался и не хотел подходить к ней. Но позднее пересилил себя и попросил прощения, запомнив урок.

Дмитрий Пантелеев «Честное слово»

В сказке Леонида Пантелеева мальчик пообещал ребятам не уходить во время игры.

Но ребята обманули и разбежались по домам, а главный герой так и остался стоять, ответственно сдержав свое обещание.

Увидев беду мальчика, мужчина не отвернулся, а решил помочь, поступив по совести, и отвел ребенка домой, сделав так, чтобы тот не бросил свое обещание на ветер.

Владимир Железняков «Чучело»

В рассказе «Чучело» главная героиня, будучи хорошей подругой Димы Сомова, берет вину мальчика перед одноклассниками на себя.

Сам Дима не говорит, что является предателем, а молчит, когда дети начинают издеваться над девочкой.

На дне рождения он все же рассказывает ребятам о том, что девочка ни в чем не виновата. И в конце все дети просят прощения за то, что они терзали девочку.

Альберт Лиханов «Мой генерал»

В рассказе действие разворачивается вокруг Антона Петровича и внука Антона.

Внук очень гордится дедушкой и всем одноклассникам рассказывает, что он был на войне, имеет много орденов и наград. Но, будучи на пенсии, дедушка работает кладовщиком.

За это внуку становится стыдно. Позднее у мальчика просыпаются чувства на могиле дедушки, ведь ему рассказывают правду жизни: дедушка нашел мальчика у тела погибшей матери и передал его на воспитание своим родственникам.

Так, мальчик учится уважению к старшим и тому, что каждая профессия важна, и нельзя судить человека по тому, чем он занимается.

Примеры совести из жизни человека

Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.

Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно.

Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.

Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма «Мальчик в полосатой пижаме», где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.

Примеры из истории

Практически каждый великий человек из истории был совестливым.

Так, апостол Петр при жизни был гоним за распространение христианства римским полководцем Иродом и большую часть жизни провел за решеткой. Казнить его не могли, поскольку он был гражданином Рима.

Когда дошли слухи, что Петр учит своего лекаря христианскому учению, было принято решение его казнить.

До этого события Петр видел, как мучается сын римского полководца, и сказал, что может помочь ему, если его ненадолго отпустят из-под стражи. Он излечил сына от страшного заболевания.

Тот, понимая, что может спасти Петру жизнь, в качестве благодарности, не решается это сделать и всю жизнь от этого мучается.

Вывод о роли совести в жизни человека

Подводя итог, можно сказать, что значение совести в том, что она руководит поступками человека в жизни, помогает принимать решения. Только человек с чистой совестью сможет достойно прожить в мире, не мучаясь и не терзая свою душу.

Источник: https://1001student.ru/literatura/problema-sovesti.html

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича. Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да. Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло. Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.

Наказание преступления по закону совести в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. Основное содержание романа. 2. Нравственное метание Раскольникова. 3. Теория сверхчеловека. 4. Главное наказание преступления. Время создания Ф. М. Достоевским «Преступления и наказания» стало периодом тяжелого одиночества и трудных решений. Уходят дорогие ему люди — жена Мария Дмитриевна, брат Михаил Михайлович, единомышленник и сотрудник, поэт и критик Аполлон Григорьев. «И вот я остался один, и стало мне просто страшно, — пишет он другу. — Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало все вокруг меня холодно и пустынно». Когда роман создавался, писатель проживал в районе Сенной площади в Столярном переулке, места мрачного, пустынного и печального. В котором и явился ему образ бедного студента Раскольникова. Жарким душным вечером, когда солнце бросает косые лучи на пыльную мостовую Петербурга из своей крохотной бедной каморки «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников». Так начинается великий роман. А дальше, на предельном ритме, без передышки, в полубезумном исступлении начинается основное действие — Раскольников мчится в бреду по улицам и переулкам, заходит в подъезды и поднимается к мостам, и даже во сне не находит покоя, продолжая напряженно мыслить и в исступлении метаться по зараженному горячкой городу. В начале романа читателю дается понять о некоем деле, которое герой замыслил еще месяц назад и которое скоро должна осуществиться. А еще раньше герой вынужден оставить старухе-процентщице практически самое ценное, что у него есть, — подарок сестры, небольшое колечко. В кабаке, прокуренном и зараженном пороком, Раскольников слышит разговор о никчемности старухи, и болезненная идея окончательно сформировывается в его голове: «За одну жизнь, — продолжает студент, — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Убей старуху, возьми ее деньги, обреченные в монастырь, возьми не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость». А еще раньше, где-то полгода назад, когда Раскольников выпускался из университета, написал он статью «О преступлении», где было рассмотрено «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Здесь же была высказана героем преступная по своей природе мысль о том, что часть людей, сильных духом, имеет право на совершение преступления для определенных нужд: «…что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) то есть на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». И дальше он разъясняет свои слова: «Первые склонны к послушанию, смирению, благоговению пред законом. Вторые — во имя нового, лучшего могут преступить закон и для своей идеи, если потребуется, дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Такое преступление нарушение закона в глазах необыкновенного человека — не преступление». Эта идея и состояние героя о совершения преступления помогают осознать весь трагизм его внутреннего мира и истинные причины, толкнувшие его на преступление. Переосмысление теории начинается в грязном трактире, где герой встречается с пьяненьким Мармеладовым, несущим полуистину, полубред о родной дочери, ужасной ценой спасающей семью от разорения: «Катерину Ивановну облегчает, средства посильные доставляет, Мармеладову последние тридцать копеек вынесла — на полуштоф. Ко всему-то подлец человек привыкает». И тут — яркая вспышка мысли у главного героя: «Ну а коли я соврал, — воскликнул он вдруг невольно, — коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..». Следующий удар, ставший ступенью ко внутреннему бунту героя, — письмо от матери, где сообщается о сестре Дунечке, всходящей на Голгофу, не отдающей нравственную свободу в обмен на комфорт и спокойное жизненное существование. И в воспаленном мозгу Раскольникова вновь всплывает образ Сонечки: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»
Наконец, встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Она тоже жертва. Жертва неведомых стихий, управляющих безвольным и податливым человеческим существом, спокойно и глупо оправдывающимся перед самим собой: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту; должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Но ведь Сонечка то, уж попала в этот процент, так легче ли ей оттого, что туг закон, необходимость, судьба? И можно ли принять такую судьбу покорно и безропотно? А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет! не в тот, так в другой?..». Не собственная нужда или страх за родственников толкают Раскольникова на преступление. Нужда всеобщая, вселенская терзает главного героя, не дает ему успокоиться или забыться. Он жертва безумного, нелепого, жестокого мира, оставаться в котором не имеет ни желания, ни сил. А чтобы отрешиться от него, стать выше, возвыситься над прочими, по теории им же выведенной, необходимо стать «собственно человеком». Именно эти мысли и толкают Раскольникова на преступление. С момента убийства процентщицы до самого признания проходит месяц. Тяжкий месяц раздумий и борьбы с самим собой. Душевная борьба, ставшая для преступника самым страшным наказанием, приходит еще до совершения убийства. Уверенный в истинности своей идеи, герой не уверен в том, что сможет совершить преступление, то есть довести свою теорию до конца. Начинается хождение души по мукам, терзания и неуверенность в себе. Благодаря странной случайности Раскольникову удается совершить идеальное преступление, лишенное каких бы то Ни было материальных улик. Тем важнее становится для убийцы нравственная сторона. Он постоянно анализирует свои действия, размышляя над тем, является ли он истинным человеком. И тем страшнее открытие — совершенное им преступление бессмысленно, безрезультативно, то есть сам создатель теории не является сверхчеловеком: «Те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг». К этому Раскольников приходит уже будучи на каторге. Но главная ошибка, как в теории, так и в преступлении, заключалась в том, что он до конца был уверен: человек, даже самый жалкий и бесполезный, не вошь. И если не было бы такого убеждения у него, убил бы он не только старуху, но и Мармеладова, Ра-зумихина, Порфирьева, Соню… Не смог герой преодолеть и тяги к людям, порвать с ними навсегда, а ведь без этого бессмысленно и его возвышение над ними. Убийство, совершенное им, проложило между героем и близкими ему людьми непреодолимую грань: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Образовалось два мира: страшный мир преступника и светлый — его бывшего окружения. Апофеозом нравственных мучений стало ужасное видение гибнущего мира — бессмысленного скопища разобщенных человеческих единиц. Наказание Раскольникова не физическое, а нравственное, в том, что он оказался непригоден самому себе. Он неспособен быть верным собственному идеалу, выношенному в тяжких муках. Главный герой оказался жестоко наказанным. Но через это наказание грядет его очищение, а следовательно, и перерождение героя.

Проблема совести в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Проблема совести в романе Преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.

Совесть — это инструмент, благодаря которому человек может анализировать себя и свои поступки, приходить к выводам, исправляться.

Родион Раскольников на протяжении всего романа испытывает муки совести. Моральная измученность, усталость и истощение стали причиной истощения физического и болезни молодого человека. Он страдал не только морально, но и физически.

Родион Раскольников переживал, что совершил преступление не идеально чисто. Его не устраивал план, к которому он подошел. Он не подумал, что после него придет еще один посетитель, что в соседней квартире будет идти ремонт. Он боялся, что попался на глаза свидетелям, которые сообщат полиции, что он — убийца.

Его внутренние переживания сказывались на его внешнем поведении. Например, его пригласили в отдел полиции с целью допроса как свидетеля, а он всем своим нестандартным и необычным поведением выдавал себя. Также он упал в обморок, что еще больше показало следователю, что он виновен. Родион Раскольников стал более меланхоличным, медлительным, осторожным. Он всегда чего-то боялся. Он не мог нормально спать, работать, учиться. Его жизнь была окутана страхом из-за мук совести.

Совесть — очень важный регулятор общественной жизни, если человек предварительно моделирует в голове ситуацию и анализирует возможные последствия. Родион Раскольников же не думал о последствиях перед тем, как совершить убийство. Он совершил его неосторожно, нелепо и, в целом-то, очень глупо. Вся его предварительная подготовка оказалась пустой и не помогла ему.

Муки совести Родиона Раскольникова усиливались и от того, что он был очень невротичным и тревожным. Он много переживал, поэтому такое глобальное событие стало для его души большой проблемой.

Смог ли Родион Раскольников пройти испытание совестью? Можно сказать, что да, ведь в конце всего он пришел в полицию с признанием. Однако, сам он не мог бы прийти к такому поступку. Ему помогли его друзья: Соня одна знала правду и не бросила его, Разумихин помогал Авдотье и Пульхерии, тем самым позволил Родиону проводить больше времени наедине с собой и своими мыслями. Без поддержки совесть не работает. Да и в целом, совесть немыслима без общества. Она действует и возникает лишь тогда, когда человек находится в группе людей.

Также читают:

← Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире
← Герои романа Преступление и наказание↑ ДостоевскийГерои повести Белые ночи →
Женские образы в Преступлении и наказании →

Картинка к сочинению Проблема совести в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

  • Родной край в истории моей семьи 4 класс (сочинение Окружающий мир)

    Мой родной край – моя Кубань! Здесь я родилась, здесь пошла в школу. Здесь, в этом благодатном краю – мой дом, моя семья, мои друзья. И все это – моя Родина. Нигде нет такой красивой природы, как на Кубани.

  • Интересные факты о Менделееве

    Фамилию Менделеев, наверное, слышал каждый человек, хоть раз посещавший урок химии в школе. Поскольку, в его честь названа таблица периодических элементов, являющаяся основой химии, и по сей день, а также школьные учебники пестрят другими его открытиями.

  • Шукшин

    Сочинения по творчеству Шукшина

  • Природа в повести Прощание с Матерой Распутина сочинение

    Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется довольно большая роль. Для местных жителей остров значит многое — они не желают покидать

  • Сочинение Творчество является выражением смысла жизни (Н.К. Рерих). 265 лет со дня основания Российской академии художеств

    О том, что Россия нуждается в квалифицированных кадрах в области искусства, говорил еще Петр I. Именно он подписал указ о создании учебного заведения, где можно было бы получить профессиональное художественное образование

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Несогласные с совестью и несогласие: профессии хороши настолько, насколько хороши их практикующие

. 2021 сен; 33 (3): 233-245.

doi: 10.1007/s10730-020-09395-8.

Брайан С Пилкингтон
1

2

Принадлежности

  • 1 Школа здоровья и медицинских наук Университета Сетон Холл, Натли, Нью-Джерси, 07110, США. [email protected].
  • 2 Департамент медицинских наук, Медицинская школа Хакенсак Меридиан при Университете Сетон Холл, Межпрофессиональный кампус медицинских наук, 340 Kingsland Street, Nutley, NJ, 07110, США. [email protected].
  • PMID:

    32112192

  • DOI:

    10.1007/с10730-020-09395-8

Брайан С. Пилкингтон.

Форум HEC.

2021 Сентябрь

. 2021 сен; 33 (3): 233-245.

doi: 10.1007/s10730-020-09395-8.

Автор

Брайан С Пилкингтон
1

2

Принадлежности

  • 1 Школа здоровья и медицинских наук Университета Сетон Холл, Натли, Нью-Джерси, 07110, США. [email protected].
  • 2 Департамент медицинских наук, Медицинская школа Хакенсак Меридиан при Университете Сетон Холл, Межпрофессиональный кампус медицинских наук, 340 Kingsland Street, Nutley, NJ, 07110, США. [email protected].
  • PMID:

    32112192

  • DOI:

    10.1007/с10730-020-09395-8

Абстрактный

В данной статье я рассматриваю роль совести в медицинской практике. Если добросовестная практика отдельных практикующих врачей не может быть защищена или является непоследовательной или необоснованной сама по себе, то нет особых причин поддерживать защиту совести и спорить о ее месте в современном медицинском ландшафте. Если это так, то от защиты совести следует отказаться. Наоборот, я утверждаю, что не следует отказываться от защиты совести. Моя аргументация принимает форму анализа существенной черты аргументации инакомыслящего, роли несогласия внутри «медицинской профессии». Сторонники совести делают определенные предположения в своих аргументах о профессии, разногласиях внутри профессий и о том, как такие разногласия следует разрешать. Если дело в том, что эти предположения являются точным отражением современного медицинского ландшафта, то у сторонников защиты совести на одну ногу меньше. Я стремлюсь показать, что это не так и что предположения инакомыслящих не только ошибочны, но и являются ошибками значительного масштаба, настолько значительными, что вызывают серьезные вопросы о достоинствах их позиции. Если аргументация в этой статье верна, то, по крайней мере, разговор о защите совести в медицине в частности и здравоохранении в целом должен продолжаться.


Ключевые слова:

Совесть; отказ от военной службы по соображениям совести; Добросовестная практика; несогласие; несогласный; Медицинская этика; Профессионализм.

© 2020. Springer Nature B.V.

Похожие статьи

  • Возражение против совести: аргумент против исключений из совести в здравоохранении.

    Джубилини А.
    Джубилини А.
    Биоэтика. 2017 июнь; 31 (5): 400-408. doi: 10.1111/bioe.12333. Epub 2016 23 декабря.
    Биоэтика. 2017.

    PMID: 28008640

  • Отказ от военной службы по соображениям совести в медицине: обнародование.

    Бен-Моше Н.
    Бен-Моше Н.
    Форум HEC. 2021 сен; 33 (3): 269-289. doi: 10.1007/s10730-020-09401-z.
    Форум HEC. 2021.

    PMID: 32221817

  • Насколько особенной является медицинская совесть?

    Одерберг Д. С.
    Одерберг ДС.
    Новый Биоэт. 2019Сен; 25 (3): 207-220. дои: 10.1080/20502877.2019.1651078. Epub 2019 12 августа.
    Новый Биоэт. 2019.

    PMID: 31405364

  • Помните о зле: оставшиеся предположения в подходах к защите совести, основанных на автономии.

    Пилкингтон, Британская Колумбия.
    Пилкингтон, Британская Колумбия.
    Дж. Биоэт Инк. 2019 дек; 16 (4): 483-488. doi: 10.1007/s11673-019-09949-7. Epub 2019 2 декабря.
    Дж. Биоэт Инк. 2019.

    PMID: 31792783

  • Отказ от военной службы по соображениям совести в медицине: приспособление против профессионализма и общественного блага.

    Шукленк Ю.
    Шукленк У.
    Бр Мед Булл. 2018 1 июня; 126 (1): 47-56. дои: 10.1093/bmb/ldy007.
    Бр Мед Булл. 2018.

    PMID: 29608648

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

использованная литература

    1. Аулисио, член парламента, и Арора, К.С. (2014). Не говорить зла? Совесть и обязанность информировать, направлять или передавать заботу. Форум Комитета по этике здравоохранения, 26(3), 257–266.

    1. Бьюкенен, А. (2009). Есть ли в доме медицинская профессия? В А. Бьюкенена (ред.), Правосудие и здравоохранение: избранные эссе (стр. 175–202). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    1. Гринблюм, Дж., и Каспербаур, Т.Дж. (2018). Забудьте о зле: автономия, отношения между врачом и пациентом и обязанность направлять. Журнал биоэтических исследований, 15 (3), 313–317.

      DOI

    1. Мюллер П. и др. (2008). Деактивация имплантированных сердечных устройств у неизлечимо больных пациентов: практика и отношение. Электрокардиостимуляция и клиническая электрофизиология, 31(5), 560–568.

      DOI

    1. Мюллер П. и др. (2011). «Я чувствовал себя ангелом смерти»: ролевые конфликты и моральные страдания среди смежных специалистов, занятых в индустрии имплантируемых электронных устройств для сердечно-сосудистых заболеваний в США. Журнал интервенционной электрофизиологии сердца, 32(3), 253–261.

      DOI

термины MeSH

Католическое учение о совести и инакомыслии

Католическое учение о совести и инакомыслии

Католики признают, что в обществе существуют глубокие разногласия по многим моральным вопросам,
включая проблему абортов. Однако это не сводит проблемы к личному выбору.
Мораль рабства или апартеида была источником значительных разногласий: но это
не означает, что эти трудные вопросы должны быть оставлены на «личное» решение тех, кто в них вовлечен.
В этой краткой статье мы рассмотрим совесть в контексте аборта, но принципы
совести применимы и к другим моральным вопросам.

Некоторые считают, что вопросы аборта и уважения к нерожденной человеческой жизни лучше всего
оставлено на совести заинтересованных женщин. Католическая церковь всегда придерживалась
примат совести и учил, что люди должны следовать своей совести, даже когда они
не правы. (Ватикан II, О религиозной свободе (1965), §2)

Тем не менее важно понимать разницу между совестью и личной
предпочтения или произвольной частной интуиции (ср. Ватикан II, Церковь в современном мире (1965), §30,
на «барахтаться в роскоши чисто индивидуалистической морали»). Совесть есть внутренний стержень
людей, благодаря чему, вынужденные искать истину, они признают объективные нормы
нравственное поведение, на самом деле диктуемое Божьим законом, и вынести практическое суждение о том, что должно быть
делается здесь и сейчас, применяя эти стандарты (Рим. 2:15-16; Ватикан II, О религиозной свободе
(1965), §§2,3; Церковь в современном мире (1965), §16). Таким образом, нравственный характер поступков
определяется объективными критериями, а не только искренностью намерений или благими мотивами,
(Ватикан II, Церковь в современном мире (1965), §51) и все люди призваны формировать свои
соответственно совести.

Глубоко в своей совести люди обнаруживают закон, на который они не наложили
собой, но которым они должны подчиняться. Его голос, вечно призывающий их любить и делать то, что
добра и избегай зла, говорит им внутренне в нужный момент: то делай, того избегай. Для человека
люди имеют в своем сердце закон, начертанный Богом… тем более правильная совесть
преобладает, тем больше люди и группы отворачиваются от слепого выбора и пытаются руководствоваться
объективными нормами нравственного поведения. Но часто бывает так, что совесть уходит
сбивается с пути из-за невежества, которого он не может избежать, не теряя при этом своего достоинства. Этот
этого нельзя сказать о человеке, который мало заботится о том, чтобы выяснить, что истинно и хорошо, или
когда совесть постепенно почти ослепляется из-за привычки совершать грех.
— Второй Ватиканский Собор, Церковь в современном мире (1965), §§27

Как же тогда сформировать правильную совесть? Католики стремятся информировать свою совесть согласно
разум и откровение, руководствуясь церковными учениями. Они верят, что «своей верой, пробужденной и
поддерживаемый Духом истины, Народ Божий, ведомый авторитетом священного учения
(магистериум) и, повинуясь ему, получает не просто слово людей, но истинно слово
Бог» (Второй Ватикан, Церковь (1964), §12). Это учение обращено к папе и епископам.
возложена власть. Как выразился Второй Ватиканский собор: «В вопросах веры и морали
епископы говорят от имени Христа, и верующие, со своей стороны, обязаны принять их
учение епископов с готовностью и почтительным послушанием ума» (Церковь (1964), §25). Таким образом
чтобы католик не согласился с тем, чему учит церковь в отношении абортов, ему или ей необходимо было бы
очень ясные причины и убеждения. Они могли следовать только за подлинным поиском смысла через
послушание церковному учению, чтению, молитве, советам, развитию добродетели благоразумия и
скоро. Тогда любой конфликт будет внутри совести человека, а не между совестью
и какая-то чужая высшая власть.

Формируя свою совесть, верующие должны обращать пристальное внимание на священные и несомненные
учение Церкви. Ибо католическая церковь по воле Христа является учителем истины.
Ее долг — авторитетно провозглашать и учить истине, которая есть Христос, и в то же время
времени, чтобы провозгласить и подтвердить своим авторитетом принципы морального порядка,
от самой человеческой природы.
— Второй Ватиканский Собор, О религиозной свободе (1965), §14

Иногда справедливо отмечают, что ни один Папа не провозгласил учение Церкви об абортах в
конкретное заявление ex cathedra, объявляющее это важным вопросом веры и безошибочно истинным, и
что есть степени авторитета в постановлениях магистра. Но католики считают, что даже
когда он не говорит ex cathedra, авторитетное учение папы должно быть принято с пониманием.
уважением и искренним согласием, и что последовательное учение Церкви должно соблюдаться «с
верное и послушное согласие веры» (Ватикан II, Церковь (1964), §25). Учение Церкви
об абортах неизменно предлагалось на протяжении веков папами, епископами и
богословами, и в максимально ясной форме переформулирован Вторым Ватиканским Собором всех
епископами, а также всеми папами современности и епископскими конференциями многих
странах (включая почти ежегодные заявления наших епископов). Серьезность, с которой церковь
Взгляды на этот вопрос подтверждается тем фактом, что производство абортов является одним из немногих
преступления, которые по-прежнему влекут за собой автоматическое отлучение от церкви в соответствии с новым Кодексом канонического права (CIC
1398).

Иногда говорят, что человек может публично не соглашаться с учением Церкви по такому вопросу, как
аборт и до сих пор остается добросовестным католиком. Но те, кто это делает, конечно, не согласны с
серьезное учение Церкви. Ученые и преподаватели могут временно отказать в согласии не-
безошибочно предлагаемое обучение при определенных строго определенных условиях; они могут все еще обсуждать такие
проблемы как «одушевление»; и они, возможно, пожелают прояснить и заново представить учение Церкви в этой области в
современные термины. Но они не служат Церкви как подлинные учителя, если публикуют взгляды.
вопреки недвусмысленному, ясному и весьма авторитетному учению Церкви. Призвание
другие католики, такие как политики, адвокаты и судьи, должны a fortiori взять на себя инициативу в цивилизованном
и сделать более гуманными и нравственными дела человеческого общества. 6

Таким образом, сегодня католическая церковь является наиболее выдающимся рупором прав
невинных и беззащитных нерожденных, и многие простые католики принимают «мученическую смерть», придерживаясь
их часто неудобные и непопулярные принципы в этом вопросе, который они считают величайшим
проблема прав человека нашего времени. Они делают это, потому что считают аборт самым
актуальная проблема прав человека нашего времени: вопрос жизни и смерти для 60 000 австралийских младенцев,
180 000 британских младенцев и еще больше младенцев в США и других странах каждый год.

И они делают это, потому что им небезразлично, какое слово мы строим для двадцать первого
век. Они мечтают об обществе, где ничья совесть не позволит им убивать слабых и
беззащитный, независимо от возраста, состояния физического или интеллектуального совершенства, адреса или социального положения,
общество, в котором правит хорошо информированная совесть, а значит, справедливость, сострадание и истина.

Отец Энтони Фишер OP
Идентификатор CompuServe 76711,1340 (Майкл Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts