Различия католицизма и православия: О Православии и католичестве / Православие.Ru
Содержание
Католичество и православие: различия, самое главное
Чем католичество отличается от православия? Когда произошло разделение Церквей и почему так случилось? Как правильно православному ко всему этому относиться? Рассказываем самое главное.
Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви
Разделение Единой христианской Церкви на православие и католичество случилось почти тысячу лет назад — в 1054 году.
Единая Церковь состояла, — как и сейчас состоит православная, — из многих поместных Церквей. Это значит, что Церкви, — например, Русская православная или Греческая православная, — имеют в себе какие-то внешние отличия (в архитектуре храмов; пении; языке богослужений; и даже в том, как проводятся те или иные части богослужений), но они едины в главных вероучительных вопросах, и между ними имеется Евхаристическое общение. То есть, русский православный может причащаться и исповедоваться в греческом православном храме и наоборот.
Согласно Символу Веры — Церковь едина, потому что во главе Церкви — Христос. Это значит, что на земле не может быть нескольких Церквей, у которых было бы разное вероучение. И именно из-за разногласий в вероучительных вопросах в XI веке произошло разделение на католичество и православие. Как следствие этого, католики не могут причащаться и исповедоваться в православных храмах и наоборот.
Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Фото: catedra.ru
Какие существуют различия между православием и католичеством?
На сегодняшний день их очень много. И условно они делятся на три типа.
- Различия вероучительные — из-за которых, собственно, и случился раскол. Например, догмат о непогрешимости Папы у католиков.
- Различия обрядовые. Например — отличная от нас у католиков форма Причастия или обязательный для католических священников обет безбрачия (целибат). То есть, у нас имеются принципиально разные подходы к некоторым сторонам Таинств и Церковной жизни и они могут усложнить гипотетическое воссоединение католиков и православных. Но не они стали причиной для раскола и не они мешают воссоединиться вновь.
- Условные различия в традициях. Например — органы в храмах; скамейки посередине церкви; священники с бородой или без; различная форма облачений у священников. Другими словами, внешние особенности, которые совершенно не влияют на единство Церкви — поскольку некоторые похожие отличия встречаются даже внутри Православной церкви в разных странах. В общим, если бы разница между православными и католиками заключалась только в них, Единая Церковь никогда бы не разделилась.
Разделение на православие и католичество, которое случилось в XI веке, стало для Церкви прежде всего трагедией, которое остро переживалось и переживается и «нами», и католиками. За тысячу лет несколько раз делались попытки воссоединения. Однако ни одна из них не оказалась по-настоящему жизнеспособной — и об этом мы тоже расскажем ниже.
В чем отличие католичества от православия — из-за чего на самом деле разделилась Церковь?
Западная и Восточная христианские Церкви — такое разделение существовало всегда. Западная Церковь — это условно территория современной Западной Европы, а позже — все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь — это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.
Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни. Именно на Востоке в III веке возникло такое явление, как монашество, которое распространилось затем на весь мир. Латинская (Западная) Церковь — всегда имела образ христианства внешне более деятельного и «социального».
В главных же вероучительных истинах они оставались общими.
Преподобный Антоний Великий, основатель монашества
Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто — отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды. Поэтому различия, которые стали причиной разделения Церкви на католичество и православие, на момент «принятия решения» оказались слишком укоренившимися.
Вот что в католическом учении не могут принять православные.
- непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
- изменение текста Символа Веры
- учение о чистилище
Непогрешимость папы в католичестве
У каждой церкви есть свой предстоятель — глава. В православных Церквях — это патриарх. Предстоятелем Западной Церкви (или Латинской Кафедры, как ее еще называют) являлся папа, он же сейчас главенствует в католической Церкви.
Католическая церковь исходит из того, что папа непогрешим. Это значит, что любое суждение, решение или мнение, которое он озвучивает перед паствой — это истина и закон для всей Церкви.
Нынешний папа Римский — Франциск
По православному учению ни один человек не может быть выше Церкви. Например, православный патриарх — в случае, если его решения идут вразрез учению Церкви или укоренившихся традиций, — вполне может быть лишен своего сана решением архиерейского собора (как случилось, например, с патриархом Никоном в XVII веке).
Кроме непогрешимости папы в католичестве существует учение о первенстве Римского престола (Церкви). Это учение католики основывают на неверном толковании слов Господа в беседе с апостолами в Кессарии Филиповой — о якобы превосходстве апостола Петра (который позже «основал» Латинскую Церковь), над другими апостолами.
(Мф 16:15–19) «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Подробнее о догмате непогрешимости папы и первенстве Римского престола можно прочитать здесь.
Различие между православными и католиками: текст Символа Веры
Различный текст Символа Веры — это еще одна причина разногласий между православными и католиками, — хотя различие заключается всего лишь в одном слове.
Символ Веры — это молитва, которая была сформулирована в IV веке на первом и втором Вселенских соборах, и она положила конец многим вероучительным спорам. В ней сформулировано все, во что верят христиане.
В чем различие текстов у католиков и у православных? Мы говорим, что верим «И в Духа Святаго, иже от Отца исходящего», а католики добавляют: «…от «Отца и Сына исходящего…».
На самом деле, добавление всего лишь одного этого слова «И Сына…» (Filioque) существенным образом искажает образ всего христианского учения.
Тема богословская, трудная, о ней сразу лучше читать хотя бы на Википедии.
Учение о чистилище — еще одно различие между католиками и православными
Католики верят в существование чистилища, а православные говорят про то, что нигде — ни в одном из книг Священного Писания Ветхого или Нового Заветов, и даже ни в одной из книг Святых Отцов первых веков — нет упоминаний о чистилище.
Трудно сказать, как это учение возникло у католиков. Тем не менее, сейчас Католическая Церковь принципиально исходит из того, что после смерти есть не только Царство Небесное и ад, но и место (вернее, состояние), в котором оказывается душа человека, умершего в мире с Богом, однако недостаточно святого, чтобы оказаться в Раю. Эти души, по-видимому, обязательно придут в Царство Небесное, но для начала им надо пройти очищение.
Православные смотрят на загробную жизнь иначе, нежели католики. Есть Рай, есть ад. Есть мытарства после смерти, чтобы укрепиться в мире с Богом (или отпасть от Него). Есть необходимость молиться за умерших. Но никакого чистилища нет.
Подробнее о чистилище можно прочитать опять же на Википедии.
***
Вот те три причины, в которых различие между католиками и православными настолько принципиальное, что тысячу лет назад возникло разделение Церквей.
Одновременно за 1000 лет раздельного существования возникли (или укоренились) ряд других различий, которые тоже принято считать тем, что отличает нас друг от друга. Что-то касается внешних обрядов — и может казаться достаточно серьезным различием, — а что-то касается внешних традиций, которые обрело христианство там и тут.
Православие и католичество: различия, которые на самом деле нас не разделяют
Католики причащаются не так, как мы — так ли это?
Православные причащаются Телом и Кровью Христовым из чаши. Католики до недавнего времени причащались не квасным хлебом, а опресноками — то есть, хлебом пресным. Причем, обычные прихожане, в отличие от священнослужителей, причащались только Телом Христовым.
Прежде чем говорить почему так сложилось, нужно заметить, что такая форма католического Причастия в последнее время перестала быть единственной. Сейчас в католических храмах появляются и другие формы этого Таинства — в том числе, и «привычная» для нас: Телом и Кровью из чаши.
А отличная от нас традиция Причастия возникла в католичестве по двум причинам:
- Относительно использования пресного хлеба: католики исходят из того, что во времена Христа евреи на Пасху преломляли не квасной, а именно пресный хлеб. (Православные исходят из греческих текстов Нового Завета, где при описании Тайной Вечери, которую совершил Господь с учениками, используется слово «артос», обозначающее квасной хлеб)
- По поводу причастия прихожан только Телом: католики исходят из того, что Христос пребывает в равной и полной мере в любой из частей Святых Даров, а не только тогда, когда они соединены воедино. (Православные руководствуются текстом Нового Завета, где Христос прямо говорит о Своем Теле и Крови. Мф 26:26–28: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»).
В католических храмах сидят
Вообще говоря, это даже не различие между католичеством и православием, поскольку в некоторых православных странах — например, в Болгарии — также принято сидеть, и во многих храмах там также можно увидеть много скамеек и стульев.
Много скамеек, но это не католический, а православный храм — в Нью-Йорке.
В католических храмах есть орг
ан
Это тоже заблуждение считать, что органы есть только в католических храмах. Они есть, например, и в некоторых православных храма Греции — стране, которая считается одним из оплотов православия в мире.
Орган — это часть музыкального сопровождения службы. Музыка — это одна из неотъемлемых частей богослужения, потому что если бы это было иначе, не было бы хора, а всю службу читали. Другое дело, что нам, православным, сейчас привычно одно лишь пение.
фото: catedra.ru
Во многих латинских странах в храмах устанавливали еще и орган, поскольку считали его божественным инструментом — настолько возвышенным и неземным находили его звучание.
(При этом возможность использования органа в православном богослужении обсуждалась и в России на Поместном соборе 1917—1918 гг. Сторонником этого инструмента был известный церковный композитор Александр Гречанинов. )
Обет безбрачия у католических священников (Целибат)
В православии священником может быть и монах, и женатый священник. Мы достаточно подробно писали об этом.
В католичестве любой священнослужитель связан обетом безбрачия.
Католические священники бреют бороды
Это еще один пример различных традиций, а не каких-то принципиальных различий между православием и католичеством. Есть борода у человека или ее нет — никаким образом не сказывается на его святости и ничего не говорит о нем, как о хорошем или плохом христианине. Просто в Западных странах с каких-то пор брить бороду принято (скорее всего, это влияние латинской культуры Древнего Рима).
Сейчас никто не запрещает брить бороды и православным священникам. Просто борода у священника или монаха — это настолько укоренившаяся у нас традиция, что ее нарушение может стать «искушением» для окружающих, а потому мало кто из священников решается на это или вообще об этом думает.
Митрополит Антоний Сурожский — один из самых известных православных пастырей XX века. Какое-то время он служил без бороды.
Продолжительность богослужений и строгость постов
Так сложилось, что за последние 100 лет Церковная жизнь католиков значительно «упростилась» — если можно так сказать. Сократилась продолжительность богослужений, стали проще и короче посты (например, перед причастием достаточно не вкушать пищу лишь несколько часов). Таким образом, католическая Церковь постаралась уменьшить разрыв между собой и светской частью общества — боясь, что излишняя строгость правил может отпугнуть современных людей. Помогло это или нет сказать трудно.
Православная Церковь в своих взглядах на строгость постов и внешних обрядов исходит из следующего:
Безусловно, мир сильно изменился и жить по всей строгости большинству людей сейчас будет невозможно. Однако память о Правилах и строгой аскетической жизни все равно важна. «Умерщвляя плоть, мы освобождаем дух». И забывать об этом нельзя — хотя бы, как об идеале, к которому нужно в глубине души стремиться. А если эта «мера» пропадет — то как сохранить нужную «планку»?
***
Это лишь малая часть внешних традиционных различий, которые сложились между православием и католичеством.
Однако важно знать и что наши Церкви объединяет:
- наличие Церковных Таинств (причастие, исповедь, крещение и т.д)
- почитание Святой Троицы
- почитание Божией Матери
- почитание икон
- почитание святых угодников и их мощей
- общие святые за первые десять веков существования Церкви
- Священное Писание
В феврале 2016 года года на Кубе состоялась первая в истории встреча патриарха Русской православной Церкви и Папы Римского (Франциска). Событие исторического масштаба, но никакой речи об объединенении Церквей на ней не шло.
Православие и католичество — попытки объединиться (Унии)
Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.
Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии — между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:
- Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
- Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
- Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью — священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.
Вот эти три Унии:
Лионская Уния (1274 год)
Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.
Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)
В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства — крестовыми походами, Византия — противостоянием с Турками, Русь — с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.
Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге — народ объединение на таких условиях не поддержал.
Достаточно сказать, что первая «униатская» служба была совершена в столице Византии в Константинополе только в 1452 году. А меньше чем через год его захватили Турки…
Брестская Уния (1596 год)
Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).
Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен — хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык — остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.
После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий — а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.
Сегодня на территории Западной Украины, Прибалтики и Белоруссии имеются униатские приходы.
Униатская церковь в белорусской деревне Боруны
***
Разделение православия и католичества: как к этому относиться?
Мы бы хотели привести короткую цитату из писем православного епископа Илариона (Троицкого), который умер в первой половине XX века. Будучи ревностным защитником православных догматов, он тем не менее пишет:
«Несчастные исторические обстоятельства оторвали Запад от Церкви. В течение веков постепенно искажалось на Западе церковное восприятие христианства. Переменилось учение, переменилась жизнь, отступило от Церкви самое жизнепонимание. Мы [православные] церковное богатсво сохранили. Но вместо того чтобы другим давать взаймы от этого неиждиваемого богатства, мы сами еще в некоторых областях попали под влияние Запада с его чуждым Церкви богословием». (Письмо пятое. Православие на Западе)
А вот, что еще веком ранее ответил одной женщине святитель Феофан Затворник, когда та спросила: «Отче, объясните мне: никто из католиков не спасется?».
Святой ответил: «Я не знаю, спасутся ли католики, но знаю точно одно: что сам без православия не спасусь».
Этот ответ и цитата Илариона (Троицкого), возможно, очень точно обозначают то верное отношение православного человека к такому случившемуся несчастью, как разделение Церквей.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Присоединяйтесь!
Отличие Православия от Католицизма. Таблица
5
(1)
Достоверно известно, что до 1054 года вся христианская религия была неделимой и единой. Пиковый раскол произошел между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Разногласия начались из-за закрытия последним четырех латинских церквей в 1053 году. По этой причине представители папства отлучили Кирулария от Церкви.
В ответ на это патриарх предал папских посланников анафеме. Однако с наступлением 1965 г. Конфликт был улажен, но разногласия и противоречия так и остались между обоими представительствами. В это время происходит раскол Христианства на три больших направления: православие, католицизм и протестантизм.
Рис 1 По численности верующих католицизм занимает 1-е место в мире, православие 2-е, протестантизм – 3-е.
Значимых отличий в вероисповеданиях не отмечается, однако расхождения в проведении таинств, трактовки Священного Писания, Признания культа Богородицы все же существуют. Западная церковь (католическая) всегда отличалась агрессивным, но более динамичным характером. Православие (ортодоксальная церковь) является более спокойным и лояльным направлением.
Отличия православия от католицизма и протестантизма
За длительные периоды раскола христианской церкви появилось множество расхождений. Однако главного принципа христианской религии – принятие Иисуса Христа, как Сына Божьего, они не коснулись. Если посмотреть на трактовку тех или иных событий Нового и Ветхого Заветов, то отличия настолько могут быть велики, что взаимоисключают друг друга. Несовместимость затрагивает и проведения церковных таинств и обрядов.
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Управление | Главным по иерархической лестнице считается – Патриарх, главный храм – это Собор | Руководство священнослужителями и костелами принадлежит – Папе Римскому | Ведущий религиозный орган – это совет епископов, всемирный совет церквей |
Организация | Епископы и иерархиреи в большинстве своем практически не зависят от Патриарха, напрямую зависят от рекомендаций и инструкций по деятельности от Собора | Организовано жесткое и четко контролируемое подчинение Папе | Активно действует множество конфессий, которые создают местные органы управления, опираются в своей деятельности на Священное Писание |
Святой Дух | Является единым и исходит только от Отца | Святой Дух олицетворяет собой и Отца, и Сына | Согласно основным догматам исходит и от Отца и от Сына |
Бог Отец | Каждый верующий должен сам расплачиваться за любые деяния, а Бог является существом отвлеченным и бесстрастным | Даже за малейшую провинность человека на земле Бог очень страдает | За все грехи человечества на небесах отвечает Бог Отец |
Догмат Спасения человечества | В результате мучений на кресте Иисус искупил все грехи человечества, однако первородный грех считается самым страшным и является причиной гнева Бога Отца | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа | |
Брак среди священнослужителей | Разрешен всем без исключения | Только с особого разрешения и в соответствии с византийским обрядом венчания | Разрешен |
Разводы | Допускаются, но в индивидуальном порядке после личной беседы со священником | Запрещены | Разрешены, но при наличии веский оснований, процесс очень длительный |
Непорочное зачатие Девы Марии | Богородица не избавлена от первородного греха, однако возведена в ранг особых Святых | Дева Мария считается абсолютно безгрешной, ее появление на свет определяется путем непорочного зачатия, так же, как и рождение ее сына, Иисуса Христа | Категорически не признается, культа Девы Марии не существует |
Иконы | Считаются святынями, приравнены к Священному писанию, каждая из которых несет особый сокровенный и религиозный смысл. Изготавливаются в строгом соответствии с главными церковными канонами | Несут только эстетический смысл и просто украшают костелы | Не применяются |
Ветхий завет | Используется еврейский и греческий | Единым признан греческий | Только еврейский канонический |
Отпущение грехов | Обряд проводится священником | Является невозможным |
Из таблицы становится ясно, что например культ Девы Марии в протестантизме исключается полностью. В том время, как у православных Богородица олицетворяет собой непросто зарождение жизни, она является символом и оберегом материнства, семьи, детей. Взятие Богоматери на небо хоть и не подтверждено никакими догматами, но негласно считается фактом имеющим место. Католики и протестанты полностью опровергают эту теорию в своем вероисповедании.
Рис 2 У католиков и протестантов служения в храмах проходят на латыни, у православных на национальных языках.
Современные отношения Церквей
Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.
Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».
В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.
Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.
По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.
Таким образом, основное отличие православия от католицизма – это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная – и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.
Христианский крест: различия
Различия между церквями затрагивают и основную религиозную атрибутику. В католицизме крест характеризуются простой четырехугольной формой. У православных верующих он восьмиконечный. Представители Восточной Церкви утверждают, что такая форма наиболее полно соответствует Новому завету. Верхняя дополнительная перекладина символизирует табличку, прибитую к кресту с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Самая нижняя, косая служит подпоркой для ног Иисуса и олицетворяет собой «мерило праведное».
На крестах разных направлений спаситель также изображается с отличиями. Изображение живого Иисуса Христа, победившего смерть на четырехконечном кресте очень реалистично. Иногда такие иконы создаются с потоками крови, ноги соединены вместе и прибиты гвоздем. На голове Сына Божьего терновый венец, как символ особых мучений и страданий. Все наглядные различия можно увидеть на картинке с крестами. В протестантской церкви крест служит символом Папы, поэтому его используют очень редко.
Рис 3 Распятие Иисуса на кресте у православных показывается не так естественно и реалистично, как у католиков.
Особенности иконописи
Значительные расхождения между православием, католицизмом, протестантизмом наблюдаются в иконах. С отличиями изображаются Иисус Христос, Богоматерь, Святые. У католиков руки на всех иконах представлены так, что правая находится всегда сверху левой. Глаза у Святых всегда полуприкрыты. Процесс изготовления вполне обычный, привлекают к нему даже простых художников.
Иконы служат у католиков простым оформлением храмов и не несут никакой смысловой и религиозной ценности.
Рис 4 Протестанты не используют иконы вообще, считая их атрибутом язычничества. В православии иконостасы являются особым символом и приравниваются к святыням.
Важно! Православные иконы изготавливаются в строгом соответствии с древними Византийскими канонами, рисуются всегда только священниками или монахами. Освящаются в церкви и относятся к особым религиозным святыням.
Каждая икона имеет свой праздник и покровителя Святого. В молитвослове к каждому изображению есть молитвы.
Как поссорились православные и католики
Что мешало окончательной победе христианства и как сформировались две главные христианские традиции — греческая и латинская
Павел Кузенков
Что мешало окончательной победе христианства и как сформировались две главные христианские традиции — греческая и латинская
22 минуты
4/9
Монашество
В каждом из христианских направлений отличия касаются и монашества. В большинстве стран монастырь является автономной организацией и имеет собственное полноценное руководство, главным в котором считается архиерей. У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой. Такие церковные союзы могут быть разбросаны по всему миру, но подчиняться будут одному руководству. Монастыри можно считать даже более обособленной и самостоятельной частью церкви, чем саму церковь.
Рис 5 К одним из ведущих видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества является Святой Василий.
Протестанты не примелют в своем учении наличие монастырей. Один из основателей этого направления – Лютер, даже женился на монахине. Вот уже несколько веков последователи этого вероисповедания целенаправленно игнорируют монашество.
Заключение
Подводя итог, я хотел бы сказать, что сегодня речь идет о будущем христианской цивилизации, если хотите – о ее выживании. И я думаю, что в этой ситуации было бы очень правильно и своевременно объединить усилия тех христиан, которые стоят на традиционных нравственных позициях, а это, прежде всего, православные и католики. Если нам удастся объединить усилия, мы сможем сделать гораздо больше для благосостояния и благополучия людей. Я думаю, что в нашем диалоге с католиками это задача первоочередной важности. Ради ее выполнения можно отказаться от оскорбительной терминологии, можно сидеть за столом переговоров, можно предпринимать с обеих сторон различные усилия – ведь речь идет о реальной жизни и о реальном благе людей.
Что же касается богословского диалога, то он будет развиваться своим путем. Может быть, когда-нибудь он приведет к каким-то результатам, а может и нет. Мы этого сейчас не знаем. Но мы должны, не дожидаясь этих результатов, выстраивать наши взаимоотношения с католиками здесь и сейчас – выстраивать их на основе взаимного уважения и желания взаимодействовать во всем, в чем мы только можем сегодня взаимодействовать, не поступаясь нашими принципами.
Отличия в церковных таинствах
В церковных обрядах православной и католических конфессий выделяют 7 основных таинств. В этом направления похожи. Однако основные отличия касаются значения, которое придается тому или иному таинству. Например, в католицизме настроение и принятия Божественного смысла обряда лично человеком не принимается в расчет.
Важно! В православной церкви, наоборот, считается, что действенными миропомазание, крещение, причащение буду действенными только при исключительно набожном отношении и сильной веры в Бога.
Именно поэтому некоторые представители православия, сравнивают католические таинства с языческими ритуалами, в которых вера в Бога не считается главным условием. А прежде всего, важна внешняя сторона всего церковного действие.
Протестанты используют только два таинства:
- причащение;
- крещение.
Остальные обряды воспринимаются как наносные и отвергаются верующими.
При крещении в православии принято погружать младенцев в воду полностью. Лишь в последние десятилетия стали несколько отходить от этой традиции, и священники сначала спрашивают родителей, нужно ли малыша окунать в святую воду полностью. Католики при крещении только окропляют или обливают детей. Эти догматы установлены много веков назад и пока не меняются.
Рис 6 Миропомазание у православных проводится сразу после ритуала крещения, у католиков по достижении ребенком 7-12 лет.
Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых верующих. Православные при посещении церкви или свершении таинства должны в обязательно порядке иметь при себе нательный крестик. У католиков и протестантов к нему относятся более снисходительно.
Католическая церковь
В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.
Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний – восьмой – окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же – завоевание земель, принадлежавших мусульманам.
В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции – церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре – именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.
Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) – тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.
В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.
Разница между восточными православными и католиками
Возможно, вас это удивит, но восточная православная церковь и католическая церковь очень похожи. До 1054 года обе Церкви были фактически объединены в одну. Вместе они помогли сформировать Семь Вселенских Соборов в 325-787 гг. и проложили путь христианским пониманиям и верованиям.
Поскольку Римская империя была такой огромной, Церковь в конечном итоге разделилась на две фракции: грекоязычную Восточную Римскую империю и латиноязычную Западную Европу.
Со временем культурные и геополитические различия между ними привели к спорам, которые только еще больше обострили их отношения, усилив недоверие, обиду и враждебность обеих сторон друг к другу.
В 1054 году папская делегация, посланная к Константинопольскому Патриарху, отлучила Патриарха за непризнание верховенства Папы, который, в свою очередь, тут же отлучил Папу, тем самым непоправимо разделив восточную и западную ветви Церкви.
Всякая надежда на воссоединение двух церквей рухнула в 1204 году после разграбления Константинополя. Крестоносцы с запада, которые должны были направляться в Иерусалим, вместо этого провели три дня, грабя и разрушая столицу Восточной Римской империи.
Сегодня Восточная православная церковь, официально известная как Православная католическая церковь, является второй по величине христианской церковью, насчитывающей примерно 200–260 миллионов членов. Хотя протестантизм, возможно, является второй по величине основной группой (не церковью) христиан, его 920 миллионов членов принадлежат к разным деноминациям с разными верованиями и практиками, которые не образуют единой общины.
Содержание
- 1 Какие страны являются преимущественно православными католическими
- 2 Что общего у католиков и православных
- 3 В чем их различия?
- 4 Краткое руководство
- 4.1 Католическая вера
- 4.2 Православная католическая вера
- 5 Другие статьи о религиозных различиях
Какие страны являются преимущественно православными католиками
Большинство православных католиков проживает в основном в Юго-Восточной и Восточной Европе, а также в общинах на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке России. Это дает следующие страны с самым высоким населением православных католиков:
- Беларусь
- Болгария
- Кипр
- Грузия
- Греция
- Молдова
- Черногория
- Северная Македония
- Румыния
- Россия
- Сербия
- Украина
Что общего между католиками и православными? и восточно-православные католики исповедуют свою веру. Они оба имеют одинаковую систему верований и многие из тех же традиций.
- Их духовные служители относятся к той же категории:
- Deacons
- Priests
- Bishops
- They believe in the same three bodies of the Holy Trinity:
- The Father in heaven
- The Son Jesus Christ
- The Holy Spirit
- The Virgin Mary is пользовался таким большим уважением в обеих конфессиях.
- Обе конфессии утверждают, что являются преемниками ранней христианской веры.
- Обе религии имеют глубокую и богатую историю богословских и научных традиций, которые передавались из поколения в поколение.
- Сложные церемонии можно найти в обеих конфессиях.
- Таинства являются фундаментальной частью обеих религий.
- Они используют одну и ту же Библию.
В чем их отличия?
Два самых больших различия между католической верой и восточным православием сводятся к двум основным спорам:
- Верховенство Папы и использование централизованной духовной власти.
- Споры о Филиокве — в которых текст Никейского символа веры был изменен в течение 6 века, чтобы включить «и Сын». Католики верят, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына в Святой Троице. Православные католики верят, что Святой Дух исходит только от Отца, а не от Сына.
Краткое руководство по различиям
Вот несколько незначительных отличий для вашего удобства:
Католическая вера | Православная католическая вера |
Дева Мария | |
|
|
Споры о Филиокве | |
|
|
Брак и развод | |
|
|
Папская власть и непогрешимость | |
|
|
Руководители церкви | |
|
|
Чистилище | |
|
|
Календари | |
|
|
Пасха | |
|
|
Жертва и Воскресение Иисуса Христа | |
|
|
Молитва | |
|
|
Религиозная одежда для женщин | |
|
Девочек с раннего возраста учат, что их головы должны быть покрыты, когда они молятся или пророчествуют. |
Другие статьи о религиозных различиях
- Разница между католиками и христианами
- Разница между католиками и баптистами
В чем разница между католиками и православными?| Национальный католический регистр
Недавний Святой и Великий Собор православных дает возможность рассмотреть различия между католической и восточно-православной церквями.
ВАТИКАН. Учитывая, что в минувшие выходные восточные православные завершили Святой и Великий Собор Православной Церкви, возможно, самое время взглянуть на факторы, которые отделяют католиков от этих сестринских Церквей Востока.
Основные вопросы разногласий между Католической Церковью (в которую входят Латинская церковь и 23 sui juris Восточных церквей в общении с Римским епископом) и Восточной Православной (в которую входят 14 автокефальных восточных церквей в общении с Патриархом Римским) Константинополь) являются приматом епископа Рима и элементами тринитарного учения, хотя также существуют различия в отношении непорочного зачатия, чистилища и других доктрин.
В течение 1000 лет после смерти и воскресения Христа церкви Востока и Запада в основном находились в общении друг с другом, проведя семь вселенских соборов между 325 и 787 годами для определения христианской веры. Исключениями из этого единства были Ассирийская церковь Востока и шесть восточных православных церквей, крупнейшей из которых является Коптская православная церковь, разорвавшая общение из-за христологии в V веке.
Но на протяжении всего этого времени церкви латиноязычного Запада и грекоязычного Востока все больше и больше отдалялись друг от друга, между ними росло недоверие и вражда. Время от времени случались расколы, но они были исцелены, например, акакийский раскол конца пятого века и фотийский раскол 860-х годов.
Первенство епископа Рима
Но после 1009 года епископ Рима не фигурировал в диптихах (списке епископов, находящихся в общении с поместной Церковью) Константинополя. А в 1054 г. папская делегация к Константинопольскому Патриарху отлучила патриарха и в свою очередь была им отлучена. Хотя этот раскол был в такой же степени результатом личной неприязни и непонимания, как и все остальное, раскол так и не был улажен, как это было с более ранними расколами.
Не менее важным, чем раскол 1054 года, было разграбление Константинополя в 1204 году. Крестоносцы с Запада, которые должны были продолжить свой путь в Иерусалим, чтобы освободить его от контроля мусульманских правителей-айюбидов, вместо этого потратили три дня на грабежи и осквернение столицы Восточной Римской империи. Мешок укрепил недоверие Востока и негодование по отношению к Западу, предотвратив любое исцеление раскола.
Главным богословско-экклезиологическим разделением между восточным православием и католицизмом является роль епископа Рима или Папы. На Западе церковное единство выражалось в общении с епископом Римским, как преемником св. Петра. Первенство Петра среди апостолов было краеугольным камнем на Западе, тогда как Восток считал святого Петра и его преемников как епископа Рима «первым среди равных».
Папское первенство было определено для католической церкви на Первом Ватиканском соборе, состоявшемся в 1870 году. Этот собор, который католики считали вселенским, учил, что епископ Рима обладает непосредственной и прямой юрисдикцией над всей Церковью, и что, когда он говорит ex cathedra он обладает непогрешимостью.
Восточные православные, с другой стороны, имеют соборную модель Церкви. Для них единство осуществляется через общую веру и общение в таинствах, а не через централизованную власть. Они не признают власти епископа Рима над всеми христианами, но считают его равным другим епископам, хотя и с первенством чести.
Восточное православие поддерживает различные формы соборности: классически это выражалось в «пентархии», смысле пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Однако пентархии бросили вызов появление новых патриархатов за пределами классического христианского мира и их вызовы историческим патриархатам.
Константинополь стал считать себя «Вторым Римом» после падения Римской империи на Западе, но после захвата города османами в 1453 году Москва стала считать себя «Третьим Римом». Эта теория приписывается русскому аббату Филофею Псковскому, который включил ее в письмо, написанное в 1510 году. Она была подкреплена утверждениями русских православных о том, что Константинопольский патриархат впал в ересь, приняв Флорентийский собор в пятнадцатом веке, и (хотя и ненадолго) вступил в союз с епископом Рима.
Соборность известна в Русском Православии как соборность , термин, обозначающий Церковь как общность индивидуального многообразия в свободном единстве.
Отец Сергей Булгаков, русский православный священник, писал в своей работе 1935 года Православная Церковь , что «целостное единство» для Церкви «может быть реализовано только двумя путями: православной соборностью, «соборностью» или авторитарной монархия католицизма».
Филиокве
Помимо вопроса о первенстве папы, препятствием воссоединению между католиками и православными является filioque («и Сын»), который был добавлен к тексту Никейско-Константинопольского символа веры на Западе для описания шествие Святого Духа.
Текст символа веры был согласован на Первом Никейском и Первом Константинопольском соборах в 325 и 381 годах соответственно, говоря, что Святой Дух исходит от Отца. Но католическая церковь в Испании добавила к символу веры в шестом веке, чтобы сказать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, как способ борьбы со скрытым арианством.
Добавление filioque медленно распространялось на Западе, но на Востоке рассматривалось как нововведение, которое в лучшем случае было ненужным, а в худшем — еретическим. По словам митрополита Каллистоса Уэра, некоторые православные считают, что filioque сам по себе не является еретическим, при условии, что он правильно объяснен и понят, но, тем не менее, является несанкционированным дополнением к символу веры.
Папский совет по содействию христианскому единству заявил, что доктрина filioque «не может показаться, что он противоречит ни монархии Отца», ни роли Отца как единственного источника Духа.
А Североамериканская православно-католическая богословская консультация в 2003 году смогла подписать соглашение , в котором говорилось, что filioque не обязательно должно быть вопросом, разделяющим Церковь. Более того, католики не всегда произносят filioque в символе веры: всякий раз, когда он читается на греческом языке, используется исходный текст символа веры, и 23 восточно-католические церкви теперь не читают его, видя его использование как латинизация.
Нерушимость брака
Особое значение в последнее время имеет то, что православные и католики также расходятся во мнениях относительно нерасторжимости брака. Католическая церковь считает, что сакраментальный брак, который был заключен, может быть расторгнут только смертью, тогда как восточные православные признают нерасторжимость характеристикой брака и идеалом, к которому нужно стремиться, они обычно признают, что развод может произойти в случае супружеской неверности. , и повторный брак может произойти при определенных обстоятельствах.
Восточно-православное принятие развода связано с историческим подчинением Церкви императору в Византийской империи, по словам архиепископа Кирилла Василя, секретаря Конгрегации восточных церквей. Именно император Юстиниан II вновь ввел развод в Византийской империи примерно в 700 году, и из-за тесных связей между Константинопольским Патриархатом и империей это нововведение постепенно разрешилось на Востоке.
Тем не менее, для восточных православных трудно найти общий ответ по вопросу о браке, и среди них наверняка много противников развода.
Чистилище, непорочное зачатие и другие различия
Чистилище — еще одна тема разногласий. В то время как католическая церковь разработала концепцию чистилища, восточные православные имеют другой взгляд на очищение после смерти, молясь за усопших верующих и имея некоторое представление о том, что они находятся в ситуации, требующей нашего заступничества.
Кроме того, в то время как восточные православные верят в то, что Дева Мария была безгрешной, почитающие ее как Богородицу («Богоносицу») чаще всего отвергают доктрину непорочного зачатия, поскольку они не принимают католическое понятие «первородного греха». По словам отца Александра Шмемана из Православной церкви в Америке, восточные православные отвергают ее Непорочное зачатие «именно потому, что оно делает Марию чудесным «разрывом» в этом долгом и терпеливом росте любви и ожидания, в этом «голоде по живому Богу». который наполняет Ветхий Завет».
По словам отца Андрея Лаута, русского православного священника, восточные православные не верят в «первородный грех» в том виде, в каком он был задуман св. Августином Гиппопотамом и принят Церковью на Западе. Скорее, у них есть понятие «первородного греха». Поскольку вера в унаследованный первородный грех отвергается, это означает, что восточные православные также не обязаны верить в Адама и Еву. Но достопочтенный Пий XII в своей энциклике 1950 года Humani generis учил, что после Адама ни один человек не мог получить свое происхождение от него путем естественного зарождения, а Адам не мог представлять «определенное число прародителей».
После семи вселенских соборов, признанных как католической, так и восточной православной церковью, католическая церковь провела еще 14 соборов, которые она считает вселенскими. Восточные православные провели несколько соборов после Второго Никейского собора в 787 году, но ни один из них (всеобще) не признан вселенским.