Развенчание церковного брака процедура: процедура развенчания церковного брака, можно ли, причины и обряд
Содержание
Развенчание церковного брака
Для Церкви понятия «развенчание», то есть конкретной процедуры расторжения брака, не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место. В Церкви никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Господь задумал семью как союз двух людей на всю оставшуюся жизнь, как малую Церковь, задача которой — духовное спасение всех, кого она объединяет. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, — говорит Христос (Мк. 10: 9). Церковный брак заключается не на бумаге, а перед Богом, и именно перед Ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.
Однако реальность далека от Божиего замысла, и современные люди перестали видеть в семье высшую ценность, абсолютную, непопираемую святыню.
Не «развенчание», а повторный церковный брак
Тем не менее милосердие к поврежденной человеческой природе не позволяет Церкви отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни. Если восстановление супружеского союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде. То есть Церковь благословляет не свободу отношений, не «развенчание», а повторный церковный брак, венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения, официально признанные государством (зарегистрировались в ЗАГСе).
Какова процедура повторного брака в Церкви?
Для проведения повторного венчания людям, уже бывшим в церковном браке, необходимо обратиться в епархиальное управление и подать прошение на имя правящего архиерея о развенчании, то есть о снятии венцов, о снятии благословения. Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ.
Подать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих супругов необязательно. При этом надо предоставить следующие документы:
1) паспорт
2) свидетельство о расторжении первого брака в ЗАГСе
3) свидетельство о заключении первого церковного брака
4) письменное согласие на расторжение церковного брака от первой (первого) супруги (супруга).
Развенчаться против воли второго супруга нельзя. Если второй супруг готов идти на примирение и искренне раскаивается в грехе, который стал (может стать) причиной развода, христианское вероучение говорит о том, что нужно постараться его простить. Соответственно, когда согласия на развод нет, благословения на второй брак не будет.
Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это; если первый супруг умер, следует предоставить свидетельство о смерти.
Когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, который попросит назвать причины, подтолкнувшие вас к разводу. В случае, если причины не являются уважительными для Церкви, вам могут отказать в повторном венчании.
Весомыми причинами для расторжения брака Церковь считает:
- измену одного из супругов или противоестественные пороки
- аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям
- смену веры одним из супругов (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии)
- неспособность к супружеской жизни и, как следствие, к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены
- болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие)
- вступление мужа или жены в другой брак
- алкоголизм и наркоманию одного из супругов
- риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму
- сводничество
- длительное отсутствие одного из супругов
- несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия
- попытка суицида.
Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака. То есть если вы не сошлись в интересах с супругом (супругой), у вас разные характеры, уровень образования, если проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что Церковь не благословит развод и повторный брак.
Право повторного церковного брака дается тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза, именно эта сторона получает возможность построить новые отношения.
Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии, разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной Церковью.
По церковным канонам беспрепятственно получить разрешение на повторное венчание может только вдовец (вдова).
Сколько раз можно венчаться?
Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда пойдете за разрешением на венчание в третий раз, не исключено, что вас попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) недостойно истинно верующего человека.
Поэтому, как вы уже поняли, подходить к вопросу венчания нужно серьезно и ответственно. Обращайтесь в храм, только если уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
09.11.2020
Развенчание в православной церкви: правила и документы
В жизни могут случиться разные неприятные ситуации, которые в итоге приводят к семейному краху. В ЗАГСе разводят достаточно быстро и особо не интересуются причиной. И даже если один из супругов против и желает сохранить семью, то в любом случае, разведет суд через какое-то время. А вот как развенчаться в церкви после развода, и возможно ли развенчание в принципе, узнаете на сайте svadbagolik.ru.
Развенчание церковного брака
Процедуры развенчания нет, в отличие от развода в отделении записи актов гражданского состояния. В церкви не аннулируют венчание, и не выдают документ о развенчании.
Как можно развенчаться?
По факту развенчание – это получение одобрения на повторное венчание. Но получить его может совсем не каждый, кто ранее состоял в церковном браке. По православным законам союз возлюбленных, заключенный перед Господом, нерасторжим. Но исключения есть в любых правилах, поэтому могут быть следующие причины развенчания:
- смерть одного из супругов,
- долгое отсутствие,
- неспособность жить супружеской жизнью,
- смена веры,
- измена,
- аборт без одобрения супруга,
- болезнь, которая может передаться детям,
- порочный образ жизни (преступность, алкоголизм и т.д.),
- сводничество.
По этим причинам по правилам, установленным в православной церкви, возможно развенчание.
Процедура развенчания
Перед тем, как развенчаться в церкви, ваш брачный союз, зарегистрированный в отделении ЗАГСа, должен быть прекращен. Условия прекращения следующие:
- смерть мужа (жены),
- недействительный брак с момента его регистрации,
- расторжение официального брака, развод.
В зависимости от причины прекращения брака, в ЗАГСе вы должны получить соответствующий документ. А также, так как расторгнуть церковный брак значит получить разрешение на второй такой, вам необходимо свидетельство о законной регистрации нового союза. С этими двумя документами обращаетесь в Епархиальное управление и на имя правящего архиерея пишите прошение о разрешении. Его форма так же различна и зависит от причины прекращения первого брачного союза. Подать заявление о снятии венцов может один из супругов, присутствие обоих не требуется.
Почему могут отказать?
Как вы уже поняли, не всем позволяют венчаться во второй раз. Следующие причины не являются вескими для того, чтобы провести обряд развенчания в православной церкви:
- не сошлись характерами,
- муж/жена мало зарабатывает и не может содержать семью,
- брак по расчету,
- просто прошла любовь.
После того, как вы подадите прошение о разрешении, вам предстоит беседа со священником, который и будет решать, насколько объективны причины вашего развода.
Итак, можно ли развенчаться после развода? Ответ на этот вопрос: «Нет, можно лишь получить благословение и венчаться повторно». И если причины не уважительные для церкви, то вам откажут.
Церковное развенчание: как проходит обряд?
Развод с первым супругом (супругой) позади, вторая свадьба уже состоялась, а беседа со священником прошла успешно. А значит, вы получили благословение и можете во второй раз заключить союз перед Богом.
Повторное венчание
Напомним, что процедура развенчания – это повторное заключение церковного брака. В процессе беседы священник выясняет причину распада семьи, и кто является основным виновником. Одобрение повторного церковного венчания получает лишь неповинный супруг. Второму же навсегда воспрещается венчаться, но регистрация в ЗАГСе не запрещена.
Второе венчание проходит так же, как и первое. Однако над головами новобрачных не держат венцы, даже если один из них венчается впервые.
Популярные вопросы
В чем суть процедуры развенчания после официального развода? Расторжение церковного союза возможно только в самой крайней невозможности сохранить семью. Происходит это посредством создания нового церковного брака. В таком случае повторно венчаться дозволено лишь тому, кто неповинен в разводе.
Можно ли развенчать первый церковный брак без вступления во второй? Нет, даже если вы уже разведены и состоите в отношениях с другим человеком, развод в церкви состоится лишь при венчании во второй раз. Портал Свадьбаголик.ru напоминает, что церковь не приветствует гражданские браки (не официальные, сожительство). По православным меркам это называется «Жизнь в грехе».
Какие документы нужны для второго венчания?
- Паспорта новобрачных.
- Свидетельство о разводе.
- Свидетельство о втором браке.
- Заявление на имя правящего архиерея о снятии венцов.
Необходимо ли присутствие второго супруга для развенчания? Так как расторгнуть первый церковный брак можно лишь вступив в новый, то присутствие бывшего супруга не требуется.
Как оплачивается? За венчание, и тем самым развенчание, не предусмотрена плата. Только добровольное пожертвование, размер которого либо называет священник храма, либо вносится на ваше усмотрение.
Создание крепкой семьи – это сложное и энергозатратное дело. И если кто-то не был до конца готов к этому, то в итоге наступает время разводиться. Но бывают и неподвластные человеческим действиям ситуации, приводящие к тому же. Пусть ваш брак будет счастливым и крепким.
В какое время лучше венчаться: благоприятные даты и запретные дни
Когда лучше венчаться? Этот вопрос задают многие пары, которые планируют заключить не только законный, но и церковный брак. Если как благоприятные даты, так и целые временные периоды.
Благоприятные дни для венчания в 2021 году
Венчание – один из самых главных церковных обрядов. Планировать его нужно с учетом всех православных канонов и правил. Когда лучше всего идти под венец? Вашему вниманию – благоприятные дни венчания в 2021 году.
Нормы порядка расторжения брака в пользу веры 6 декабря 1973 года
Арт. 1
Порядок выдачи индульта при расторжении законного брака определяется компетентным местным ординарием в соответствии с нормами Апостольского послания Causas Matrimoniales IV, § 1, либо лично, либо через другого делегированного им клирика. Это делегирование или поручение должно быть зафиксировано в актах, которые должны быть переданы Святому Престолу.
Арт. 2
Представленные факты должны быть не просто констатированы, но и доказаны в соответствии с предписаниями канонического права, будь то документами или показаниями заслуживающих доверия свидетелей.
Арт. 3
Представленные документы, независимо от того, являются ли они оригиналами или заверенными копиями, должны быть рассмотрены самим ординарием или делегированным судьей.
Ст. 4
§1. При подготовке вопросов, которые будут заданы сторонам и свидетелям, необходимо заручиться поддержкой Защитника Облигаций или другого лица, делегированного в отдельных случаях для выполнения этой задачи. Это делегирование должно быть задокументировано в актах.
§2. Свидетели должны поклясться говорить правду до того, как их допросят.
§3. Ординарий или его делегат должны задать заранее подготовленные вопросы, но он также должен добавить другие вопросы, которые, по его мнению, уместны для лучшего понимания фактов или которые могут быть предложены из полученных ответов.
Когда стороны или свидетели дают показания относительно фактов, касающихся других лиц, судья также должен спросить, как и от кого они узнали об этом.
§4. Судья должен внимательно следить за тем, чтобы вопросы и ответы были записаны с помощью нотариуса и подписаны свидетелем.
Арт. 5
§1. Если свидетель-некатолик отказывается явиться под показания, могут быть приняты письменные показания свидетеля по этому вопросу, подписанные перед государственным нотариусом или заслуживающим доверия лицом. Этот факт должен быть прямо зафиксирован в актах.
§2. Чтобы определить, заслуживают ли доверия эти письменные показания, обычный или делегированный судья должен вызвать свидетелей под присягой, особенно католиков, которые знают свидетеля-некатолика и которые расположены и имеют право свидетельствовать о правдивости свидетеля.
§3. Даже сам судья может высказать свое мнение о достоверности этих показаний.
Арт. 6
§1. Отсутствие крещения одного из супругов должно быть доказано так, чтобы можно было преодолеть всякое благоразумное сомнение.
§2. Супруг, утверждающий, что он некрещеный, по возможности должен быть допрошен под присягой.
§3. Кроме того, должны быть заслушаны свидетели, особенно родители и родственники, а также другие лица, особенно те, кто проживал с лицом в детстве, и те, кто знал это лицо на протяжении всей его или ее жизни.
§4. Свидетели должны быть допрошены не только об отсутствии крещения как такового, но и об обстоятельствах, демонстрирующих достоверность и вероятность того, что крещение не было даровано.
§5. Должны быть представлены доказательства того, что записи о крещении были проверены в тех местах, где предполагаемая некрещеная сторона провела свое детство, особенно в церквях, где лицо получало религиозное образование, или в церкви, где это лицо заключало брак.
Арт. 7
§1. Если некрещеный супруг принимает крещение в период, в который испрашивается индультив о расторжении брака, должно быть проведено указание с вмешательством Защитника Уз, используя, по крайней мере, суммарный процесс, относительно выхода из супружеской жизни. после принятия крещения.
§2. У супруга нужно под присягой спросить, имел ли он или она после развода супругов какие-либо отношения с другой стороной и какого рода, и прежде всего, были ли после крещения брачные отношения с стороной.
§3. Другая сторона также должна быть допрошена под присягой, если это возможно, относительно незавершения брака.
§4. Кроме того, из родственников и друзей должны быть выбраны другие свидетели, которые должны быть заслушаны под присягой не только о событиях, происшедших после расставания сторон и особенно после крещения, но и о честности и правдивости супругов, следует ли считать их показания заслуживающими доверия.
Ст. 8
Если заявитель обратился и был крещен, этого человека следует спросить, когда это произошло, о его или ее душевном состоянии и о том, кто побудил его принять крещение или обратиться.
Арт. 9
§1. В этом случае судья должен задать пастору и другим священникам, помогающим в передаче вероучения и подготовке к обращению, вопрос о мотивах, побудивших просителя принять крещение.
§2. Ординарий никогда не должен посылать запросы в Священную Конгрегацию о доктрине веры до тех пор, пока не будут развеяны любые разумные подозрения в искренности обращения.
Арт. 10
§1. Обычный или делегированный судья должен допросить истца и свидетелей о причине раздельного проживания или развода и, естественно, о том, было ли это запрошено истцом или нет.
§2. Судья должен приложить подлинную копию решения о разводе.
Ст. 11
Судья или ординарий должны определить, родились ли какие-либо дети от брака или союза, и как заявитель обеспечил или намеревается обеспечить их религиозное образование.
Арт. 12
Судья или ординарий также должен описать, как заявитель обеспечил или намеревается обеспечить на справедливой основе бывшую супругу и любое потомство в соответствии с законами справедливости.
Арт. 13
Обыкновенный или делегированный судья должен собрать информацию о супруге-некатолике, из которой можно сделать вывод, можно ли надеяться на восстановление супружеской жизни; при этом не забывая сообщить, пыталась ли некатолическая сторона заключить новый брак после развода.
Ст. 14
Ординарий должен прямо сообщать, если в случае предоставления индультата возникнет опасность скандала, удивления или клеветнического толкования среди католиков или некатоликов, что может показаться, что Церковь поощряет использование развод через эту практику. Должны быть указаны обстоятельства, при которых эта опасность может быть усугублена или устранена в данном конкретном случае.
Арт. 15
Ординарий должен в каждом случае объяснять причины, благоприятствующие предоставлению индульта, всегда обращая внимание на то, пытался ли проситель каким-либо образом заключить новый брак или же проситель живет в незаконном союзе. Обыкновенный также должен дать подробный отчет о выполнении условий для предоставления индульта и если какая-либо из гарантий, упомянутых в н. I, c [1] были даны. В таком случае необходимо приложить заверенный документ.
Ст. 16
Ординарий должен передать Священной Конгрегации Доктрины Веры петиции, акты и всю собранную информацию. Все, что требуется, должно быть представлено в трех экземплярах.
[1] «Что лицо, которое не крещено или крещено вне католической церкви, предоставляет католической партии свободу и право исповедовать свою собственную религию, а также крестить и воспитывать детей как католиков: это состояние должно быть гарантировано в качестве меры предосторожности».
Наставление о роспуске брака в пользу веры, 6 декабря 1973 г.
Священная община для доктрины веры
Наставление о растворении
– Как отмечено
Как отмечено, эта Конгрегация рассматривала и долго изучала вопрос о расторжении брака в пользу веры.
Теперь, наконец, после тщательного изучения вопроса, Папа Павел VI дал свое одобрение этим новым нормам, в которых сформулированы условия предоставления расторжения брака в пользу веры, будь то со стороны проситель, крещеный независимо от того, обращен он или нет.
I. Для законного разрешения на роспуск абсолютно необходимы три условия:
а) что один из двух супругов не принял крещения за все время супружеской жизни;
б) что не было осуществления супружеской жизни после фактического крещения, полученного некрещеной стороной.
c) что лицо, не крещенное или крещеное вне католической церкви, предоставляет католической партии свободу и право исповедовать свою религию, а также крестить и воспитывать детей как католиков: это условие должно быть гарантировано , в качестве меры предосторожности.
II. Кроме того, требуется:
§1. Что нет возможности восстановить супружескую жизнь из-за глубоко укоренившегося и непоправимого разногласия.
§2. Что от предоставления indult не возникнет опасности публичного скандала или серьезного удивления.
§3. Что заявитель не несет виновной ответственности за разрушение законного брака и что сторона-католик, с которой должен быть заключен или конвалидирован новый брак, лично не спровоцировала развод супругов по своей вине.
§4. Что другая сторона от предыдущего брака включена, если это возможно, и что эта сторона не имеет разумных возражений.
§5. Тот, кто ходатайствует о расторжении брака, тщательно заботится о воспитании детей от предыдущего брака.
§6. Что заявитель обеспечивает справедливо, в соответствии с законами справедливости, для предыдущего супруга и любых детей.
§7. Что католическая сторона, с которой ищется новый брак, живет в соответствии с обещаниями, данными им при крещении, и заботится о новой семье.
§8. Что при обращении с оглашенным, с которым ищется брак, имеется нравственная уверенность в скором принятии крещения, если нет возможности дождаться самого крещения (что является предпочтительным путем).
III. Расторжение брака будет проще, если есть другие веские причины ставить под сомнение действительность самого брака.
IV. Брак между католиком и некрещеным лицом, заключенный с освобождением от препятствия несоответствия культа, также может быть расторгнут при условии, что соблюдены условия, изложенные в пунктах II и III выше, и доказано, что католическая сторона , в силу особых региональных обстоятельств (особенно из-за малочисленности католиков в регионе), не мог избежать брака и не мог действовать в браке согласно католической религии. Также необходимо, чтобы эта Священная Конгрегация была проинформирована о последствиях прославленного брака.
V. Расторжение законного брака, заключенного с освобождением от препятствия неравенства культа, не предоставляется католической стороне, которая стремится вступить в новый брак с другим некрещеным лицом, которое не обращается.