Религиозная этика: Религиозная этика | Понятия и категории
Содержание
Что такое религиозная этика: книжные рекомендации
Что такое религиозная этика: книжные рекомендации | СФИПерейти к основному содержимому
Об институте
Ректор
Руководство. Профессорско-преподавательская корпорация
Учёный совет
Попечители
Богословский факультет
Исторический факультет
Факультет религиоведения
Отделение социальной работы
Богословский колледж
Библиотека
Студенту
Дистанционное обучение
Ассоциация выпускников и студентов
Клуб «В поисках смысла»
Сведения об образовательной организации
Пресс-служба
Контакты
Образовательные программы
Теология (бакалавриат)
Теология (магистратура)
История (магистратура)
История РПЦ в XX веке
Основы православного богословия
Социальная история Отечества
Религия, культура и общество
Социальная работа в системе долговременного ухода
Библия: Ветхий завет и Новый завет
История церкви
Основы языка изобразительного искусства
Христиано-мусульманские отношения
Выпускные квалификационные работы
Вестник СФИ
Кафедра богословия
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Кафедра церковной и социальной истории
Научно-методический центр по миссии и катехизации
Научно-практические конференции
Сретенские чтения
Доклады и выступления
Издательство
Книжный интернет-магазин
Книжный магазин
Архив журнала «Православная община»
- Вестник СФИ
- Каталог библиотеки
- Абитуриенту
- Дистанционное обучение
Сведения об образовательной
организации
Ольга Ильинична Ярошевская
Кандидат медицинских наук, специалист по религиозной этике
13 августа 2020
- Тиле Корнелис Петер. Основные принципы науки о религии. Часть 1. Морфологическое исследование. (Любое издание.)
Исследование с позиций религиоведа, в нем развивается концепция о разных подходах к этике в разных религиях, рассматривается подразделение на «естественные» религии, религии «полуэтические» и «этические». Изложено очень понятным языком. Классическая работа, конец XIX века. - Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000.
В книге даются основные понятия этики. Авторы далеки от богословия и религиоведения и феномен собственно религиозной этики не обсуждают, но дают изложение основных этических учений древности и Нового времени, в том числе этических учений великих религиозных авторитетов христианства и других религий (Конфуций, Будда, Мухаммад и др). - Кристофер Райт. Око за око (этика Ветхого Завета). Коллоквиум. 2010.
Фундаментальная книга с подробным обзором определенных частных этических проблем и истории изучения ветхозаветной этики. Для общего понимания специфики и структуры библейской этики и ее связи с библейской верой. К обязательному прочтению – Введение и первая часть. - Д. Бонхеффер. Этика. ББИ. 2019.
Книга поможет понять, что такое христианская этика не в смысле пресловутых «традиционных ценностей». Кроме того, необходимо обязательно прочитать введение к книге «Дитрих Бонхеффер для нас» Ольги Седаковой. Если сама книга Дитриха Бонхеффера не закончена и для чтения тяжеловата, то со статьей Ольги Седаковой рекомендую ознакомиться обязательно. - Йен Барбур. Этика в век технологий. М.: ББИ, 2001.
Это не собственно религиозная этика, в книге рассматриваются с позиций этики (в том числе и с христианских позиций) современные проблемы – наука, социальные вопросы, биоэтика, экология.
Об авторе
Ольга Ильинична Ярошевская
Кандидат медицинских наук, специалист по религиозной этике
Религиозная этика — «Саентология: религия в Южной Африке»
В каждой религии вырабатываются этические правила, этические стандарты и ценности, которыми руководствуются верующие в обычных, мирских ситуациях, в повседневной, личной и общественной жизни. У Церкви Саентологии тоже есть система религиозной этики. Принципы поведения выражены в ряде этических кодексов: в Кодексе саентолога, где перечислены основные принципы этичного поведения; в Кодексе одитора, который является этическим уставом пастырской деятельности и регулирует поведение саентологических священников; в Кодексе чести, в котором изложены этические идеалы для всех саентологов. Эти кодексы не только регулируют поведение отдельных людей, но и являются основой для преображения общества, результатом которого станет мир без безумия, преступности и войны.
В основе этих этических кодексов лежит особый подход к религиозной этике, согласно которому этичное поведение считается неотъемлемой частью духовного роста. Этичное поведение рассматривается как непосредственный результат продвижения по Мосту к духовному освобождению. Таким образом, этика тесно связана со всеми религиозными верованиями и практиками Церкви Саентологии.
Считая, что все люди в основе своей хорошие, саентологи вместе с тем признают, что люди способны творить зло. Однако плохие поступки человека рассматриваются как отклонение от врождённой человеческой добродетели. Согласно такому подходу, главная функция саентологической этики — устранять отклонения от этичного поведения и восстанавливать исходную добродетель человеческого духа. По сути, религиозная этика необходима для восстановления изначального состояния этической гармонии.
Считая, что все люди в основе своей хорошие, саентологи вместе с тем признают, что люди способны творить зло. Однако плохие поступки человека рассматриваются как отклонение от врождённой человеческой добродетели. Согласно такому подходу, главная функция саентологической этики — устранять отклонения от этичного поведения и восстанавливать исходную добродетель человеческого духа.
Из истории религии известно, что различные системы религиозной этики касались не только отдельных действий человека. Они не просто налагали запрет на некоторые действия, например запрещали ложь, воровство или убийство, но и одновременно с этим поощряли другие. Религиозная этика скорее имела дело с тем, что можно назвать характером желаний или склонностями. Например, в Христианстве средневековые теологи сформулировали семь смертных грехов: гордыню, гнев, похоть, лень, алчность, чревоугодие и зависть. Однако эти грехи были не конкретными действиями, а склонностями, уводившими людей от Бога. Как сказал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии», эти семь грехов есть семь различных форм «заблудшей любви».24 По словам Данте, заблудшие желания отворачивают людей от любви к Богу, управляющей великой гармонией небесных сфер. Таким образом, религиозная этика прежде всего рассчитывает на преобразование духовного диссонанса в духовную гармонию.
Подобным образом и этика Буддизма определяет три смертных греха: эмоции похоти, алчности и гнева, которые можно понимать и как формы желания. В данном случае заблудшее желание не гармонирует с чистотой и независимостью характера Будды. Следовательно, как в христианской, так и в буддистской традиции считается, что функцией религиозной этики является приведение человеческих желаний в гармонию с духовным идеалом. 25
Саентологическая этика основывается на подобном же анализе соотношения между гармонией и диссонансом в характере человеческих желаний. Этот этический анализ яснее всего выражен на так называемой Шкале тонов. На Шкалу тонов в диапазоне значений от нуля до сорока нанесены различные духовные состояния, определяющие характер действий человека. В самом низу этой шкалы расположены низкие духовные состояния, например апатия и отчаяние. Они расположены так близко к смерти, что, находясь в них, человек неспособен на этичные поступки. Чуть выше по шкале такие качества, как страх, гнев и враждебность, подавляют свободу, необходимую для этичной жизни. В следующем диапазоне наблюдается подъём по Шкале тонов от консерватизма через состояние сильного интереса к жизни до состояния радости. Здесь этичное поведение становится возможным. Однако свобода действовать этично возрастает по экспоненте при подъёме ещё выше по шкале через состояния энтузиазма, эстетики и восторга вплоть до самых высоких уровней, представляющих собой источник всех действий и высшую безмятежность существования.
Таким образом, Шкала тонов является средством оценки относительного несоответствия человеческих склонностей духовным идеалам Саентологии или, наоборот, гармонии с ними. По словам Л. Рона Хаббарда: «Можно считать, что по мере понижения по Шкале тонов в тэту вносится всё больший и больший диссонанс… Если провести аналогию с музыкой, звук становится всё менее и менее похож на чистое, гармоничное колебание и становится всё более и более фальшивым».26 Таким образом, в религиозной этике Саентологии этичный характер действия зависит от восстановления исконного состояния духовной гармонии человеческого духа.
Изучение религиозной этики в повседневной жизни
Религиозная этика — это моральные принципы, которыми руководствуются религии и которые устанавливают стандарты приемлемого и неприемлемого поведения. Удивительно похожие от одной религии к другой, эти фундаментальные принципы проистекают из основных верований и древней мудрости религии, а также ее учителей и традиций.
Добродетели — это стандарты этического, нравственного поведения — они позволяют вам каждое утро смотреть на себя в зеркало, не съеживаясь. Личные добродетели, такие как смирение, благодарность и надежда, прославляют Бога или, в восточных религиях, отражают более высокое состояние бытия.
Золотое правило: универсальный принцип
В детстве вы, возможно, выхватывали игрушку у своего товарища по играм, который, конечно, тут же начинал плакать. Затем вы услышите, как ваша мама/папа/учитель скажет что-то вроде: «Ну, как бы тебе понравилось, если бы кто-то сделал это с тобой?!»
Знакомо? Урок, который эти взрослые пытались преподать, известен на Западе как «золотое правило». Это правило приказывает людям выйти за пределы собственного эгоизма и эгоцентричной изоляции. Золотое правило служит напоминанием о том, что то, что причиняет боль нам, причиняет боль другим, а то, что исцеляет нас, исцеляет и других.
Почти во всех религиях мира личная мораль начинается с простой концепции: относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Таким образом, золотое правило является, пожалуй, самой основной из личных добродетелей.
У разных религий есть своя версия этого универсального послания:
- «Ни один из вас не является верующим, пока не пожелает для своего брата того же, что желает для себя» (40 хадисов ан-Навави 13, Ислам).
- «Не рани других, не причиняй никому вреда ни мыслью, ни делом, не произноси слова, чтобы причинить боль своим ближним» (Свод законов Ману, индуизм).
- «Не делай другому того, чего не желал бы себе» (Аналекты 12:2, конфуцианство).
- «Если не хочешь, чтобы другие обижали тебя, сам ни с кем не обижайся» (Советы Адурбада 92, Зороастризм).
- «Мы обретаем спасение, любя наших ближних и Бога» (Грант Джапджи 21, сикхизм).
- «Сделав себя примером, не следует ни убивать, ни заставлять убивать… Каков я, таковы и другие существа; так пусть не ударит один другой и не получит другого удара. Вот смысл» ( Дхаммапада, буддизм).
- «Нельзя вести себя по отношению к другим так, как это неприятно самому себе. В этом суть морали. Все остальные действия обусловлены эгоистичными желаниями» (Анусансана Парва 113.8, Индуизм).
- «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18, иудаизм).
- «Итак, все, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.» (Матфея 7:12, христианство).
Сострадание
Слово сострадание означает «страдать вместе». Наличие сострадания означает, что вы можете чувствовать боль других. В христианстве, иудаизме и исламе, проявляя сострадание к другим, верующие подражают бесконечной доброте и милосердию, которые Бог изливает на них. Хотя человеческая способность к состраданию и доброте не безгранична, как Божья, верующие стремятся развивать ее, даже если это трудно, потому что это приближает их к Богу.
Одной из центральных добродетелей буддизма является каруна, понимание и отождествление со страданием всех живых существ. Каруна является причиной того, что некоторые люди, достигшие просветления, возвращаются в этот мир как бодхисаттвы, чтобы учить других. Их сострадание настолько велико, что они возвращаются в мир, который в них нуждается. В индуизме сострадание называется дайа, и, наряду с милосердием и самообладанием, является одной из трех центральных добродетелей индуизма.
Смирение
В монотеистических религиях смирение является признаком уважения к Богу и осознания того, что все благословения исходят от Бога, Которому следует благодарить. В иудаизме, например, Моисей считается добродетельным прежде всего из-за его смирения.
Христианство дает классическое религиозное заявление о смирении в Нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5). Идея Иисуса здесь, которую перекликаются с другими религиозными традициями, состоит в том, что светский мир признает и вознаграждает власть и богатство, но религиозный мир возвышает тех, кого мир обошёл стороной и раздавил. Таким образом, смирение является не только добродетелью, но и добродетелью, противоположной той, которую ценит нерелигиозный мир.
В исламе (что само по себе означает сдача ) смирение является главной добродетелью. Мусульмане демонстрируют свое осознание величия Бога и места человечества в мире, соблюдая пять столпов своей веры. Каждый столп укрепляет правильный порядок во Вселенной.
Даосизм сосредотачивает мысли верующих на удивительной красоте и чуде Природы. Когда вы размышляете о великолепии Природы, вы учитесь уважать наше место относительно звезд и времен года — унизительный опыт.
Через смирение буддисты могут освободиться от гнева и научиться жить без привязанностей и страданий.
Надежда
Многие священные иудейские, христианские и исламские тексты и ритуалы включают идею надежды. В христианстве это одна из трех главных добродетелей (две другие — вера и любовь). В исламе это понимание того, что Аллах знает все; что происходит, то происходит по какой-то причине, и верные будут вознаграждены в раю, а неверующие будут наказаны в аду.
В мировых религиях надежда возможна благодаря человеческим ограничениям. Большинство людей не знают будущего, и, поскольку они его не знают, они боятся его. Надежда уменьшает этот страх. В религии надежда тесно связана с тем, что приходит после смерти.
Для христиан надежда, которая поддерживает их, — это надежда на скорое Второе пришествие Иисуса как Христа и вечную жизнь на Небесах. Эта надежда поддерживает христиан в том, что они часто считают безнравственностью земного царства.
В зороастризме, исламе и, в меньшей степени, в иудаизме надеждой является жизнь или некая форма существования после смерти. Эта вера в грядущий мир является поддерживающей добродетелью. Знание того, что смерть — это не конец, помогает людям поверить в то, что никакое бремя не может быть слишком тяжелым, и что они не будут разлучены навеки с людьми, которых они любят.
Конечно, не только монотеистические религии считают надежду добродетелью. В буддизме надежда проистекает из идеи, что любой человек может достичь просветления.
Религиозная надежда — это не то же самое, что оптимизм. Оптимизм — это отношение к тому, что все прекрасно. Религиозная надежда на самом деле основана на идее, что все не так уж хорошо, но мы не видим всей картины. Неполнота человеческого знания компенсируется надеждой на то, что мир сулит больше, чем мы можем видеть с нашей ограниченной точки зрения.
Христианская и религиозная этика | Факультет теологии и религии
Область христианской и религиозной этики – это место, где изучается, каким образом религиозные верования формируют взгляды на человеческое процветание и виды поведения, которые способствуют или умаляют его. Здесь становится очевидным практическое значение религии — будь то в отношении к сексу, медицине, политике, обществу, экономике или окружающей среде. Оксфорд — один из ведущих англоязычных мировых центров изучения религиозной этики, особенно христианской традиции. Помимо Regius профессора нравственного и пастырского богословия, в этой области работают два доцента (один по христианской этике, другой по религиозной этике) и два научных сотрудника с докторской степенью. Вместе они проводят второй курс бакалавриата по христианской этике и третий курс по религиозной этике, в котором рассматриваются этические вопросы, возникающие в связи с некоторыми из основных мировых нехристианских религиозных и интеллектуальных традиций. Они также руководят интеллектуальным сообществом, состоящим из двадцати аспирантов, которые зачислены либо на один из двух магистерских курсов по христианской этике, либо на докторскую программу. Обсуждение различных дисциплин и взаимодействие академических исследований с общественными делами усиливается Центром теологии, этики и общественной жизни Макдональда, Партнерством по ценностям здравоохранения и сотрудничеством с Оксфордским проектом персонажей.
Преподаватели и исследователи кафедры
Другой факультет
почетный
Центр этики и общественной жизни Макдональда
Центр Макдональда поддерживает диалог как между христианским богословием и другими дисциплинами, так и между академическими кругами и теми, кто формирует общественное обсуждение и политику. Основанный на факультете теологии и религии Оксфордского университета, Центр щедро поддерживается Фондом Макдональда Агапе.
Оксфордский проект персонажей
Оксфордский проект персонажей — это междисциплинарная инициатива группы научных сотрудников из области гуманитарных и социальных наук, посвященная характеру и лидерству в высших учебных заведениях и коммерческих организациях. У проекта есть множество партнеров по сотрудничеству, и он щедро финансируется за счет исследовательского гранта от Фонда Джона Темплтона.
Партнерство по ценностям здравоохранения
Партнерство по ценностям здравоохранения возглавляет профессор Джошуа Хордерн, который сотрудничает с рядом коллег в Оксфорде и других местах. Изучая ценности, которые формируют здравоохранение сегодня, дух партнерства заключается в развитии рабочих отношений между пациентами, исследователями, практикующими врачами, менеджерами и политиками. Партнерство осуществляется при поддержке Британской академии, фонда Sir Halley Stewart Trust, фонда Wellcome Trust, Совета по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук и Инновационного фонда высшего образования.