Религия веды: Веды: что это такое?
Содержание
Веды: что это такое?
Что это такое?
В современное время слово «Веды» становится всё популярнее. Но что такое «Веды» на самом деле мало кто знает. В этой статье мы постараемся кратко и просто рассмотреть всё, что касается Вед.
В слове «веда» слышится что-то родное: ведать, ведомство, ведение, поведение, проповедь…
Язык санскрит на котором написаны Веды, является источником множества языков мира. Точно так же сами Веды содержат в себе основы всех знаний, которыми располагает человечество. В это трудно поверить, рассуждая в материальной плоскости. Но если учесть, что Веды не просто написаны, а поведаны, и не кем бы то ни было, а Самим Всевышним, то все становится вполне правдоподобным…
Веды — это вовсе не религия в привычном смысле, как это представляют себе многие современные обыватели. Веды — это глубокое древнее знание, дающее людям знания, или науку, о:
- истинной природе человека;
- сути откружающего мира;
- Боге;
- взаимоотношениях человека с ему подобными, окружающим миром и Богом.
«Веды» в прямом значении этого слова означают «ведать», или знать, т.е. веды — это знания об устройстве этого мира в котором мы живём .
Веды и история
Ведический мудрец Вьясадева — литературное воплощение Бога — записывает Веды
В истории человечества был период, когда Веды, казалось, были преданы забвению. Но с начала XX века интерес к ним стал неизменно расти. Как писал в одной из статей физик, разработчик атомной бомбы Роберт Оппенгеймер: «Доступ к Ведам — это великая привилегия этого века в сравнении со всеми предыдущими столетиями».
Будучи записаны 5 000 лет назад мудрецом Вьясадевой, Веды представляют собой:
- четыре отдельных части (Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда),
- восемнадцать исторических писаний (пуран),
- великие эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна».
Особое место в ведической литературе занимает «Бхагават-гита», которая представляет собой небольшую часть «Махабхараты».
«Бхагават-гита» — это диалог между Верховной Личностью Бога Шри Кришной и его преданным другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5 000 лет назад. В «Гите» изложена суть философии Вед и она является основной священной книгой почти для всех религиозных течений Индии.
Веды – это знания
Обширные разделы Вед дают подробное описание всех областей знаний, какие только могут понадобиться человеку:
- градостроительство — Вастушастра;
- архитектура — Стхапатьяведа;
- грамматика — Вьякарана-Веданга;
- математика — Схулба-сутра;
- астрономия и астрология — Джьотиша-шастра;
- химия — Расаяна-шастра;
- медицина — Аюр-Веда;
- воинское искусство — Дханур-Веда;
- политика и юриспруденция — Ману-самхита;
- гражданские законы — Нити-шастра;
- этимология — Нирукта-Веданга;
- философия — Упанишады, Веданта-сутра;
а также логика, социология, психология, история и др.
Ведические писания (шастры) составляют гармоничное целое и помогают человеку удовлетворить любые свои материальные нужды, развить физические и интеллектуальные способности, и в итоге подняться на высоконравственный уровень. Но главное назначение ведической литературы — поведать науку духовного самопознания, тем самым приведя человека к освобождению от страданий.
Веды утверждают, что цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье, осознав себя как духовную душу.
Наука о душе подробно изложена в «Бхагавад-гите». Чтобы понять, как индивидуальное живое существо связано с окружающим его миром, необходимо ответить на вечный, как мир, вопрос: «Кто я?»
По ведическим представлениям, человек попадает в плен иллюзий тогда, когда начинает отождествлять себя с материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Он просто упускает данную ему возможность вопрошать о Высшем.
Веды на Земле
Несколько тысяч лет назад ведическая культура была распространена на обширной территории. Ее следы отчетливо видны в истории славянских народов. Многие религиозные течения уходят корнями в Веды. Одним из последовательных продолжателей ведической традиции является Международное общество сознания Кришны, получившее духовное знание по цепи ученической преемственности, начинающейся от высшего авторитета — самого Верховного Господа.
Авторитетно о Ведической философии и законах вселенной — в книгах А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Бхагавад-гита как она есть», «Шримад Бхагаватам», «Наука самоосознания», «Совершенство йоги» и др.
Скачать статью в формате DjVu
(цветной буклетик «Веда» , 1,34 МБ)
Ещё цветные буклеты на тему Вед смотрите в файловом архиве, раздел «Буклеты»
——————-
Еще по теме «Веды» и «Ведическая культура»:
Древняя Ведическая культура
Веды и Ведическая культура: как они изменили мою жизнь
Культура неподвластная времени
4-х дневный подробный семинар «Культура неподвластная времени». Лакшми Нарайна «Вечная мудрость Вед» День первый
Kris.h.Nive
Vedic-Culture.in.ua
Не ведают, что творят с Ведами / / Независимая газета
Новые религиозные движения часто спекулируют на древнем наследии индийской цивилизации
Тэги: веды, ведизм, кришнаиты, индуизм, бхагавадгита, психология, религия, сознание, общество
Соответствовать идеалу «ведической женщины» не так уж и легко. Фото РИА Новости
Просторы интернета, а также полки книжных и сувенирных магазинов заполнены «ведическими» темами и атрибутами. Зачинателями, а затем и основными законодателями моды на древнеиндийскую эзотерическую мудрость были миссионеры Международного общества сознания Кришны. В 1993 году на русском языке появилось «Ведическое кулинарное искусство» – поваренная книга кришнаитов. Была выпущена книжечка «Очерки ведической литературы» за авторством Сатсварупы даса Госвами. Вот с этих изданий и начался в 1990-е годы тот ручеек, который превратился ныне в полноводную реку «ведической» моды.
Позже к тренду присоединились неоязычники и оперативно предложили доверчивому потребителю «Русские Веды», «Веду Коляды» и тому подобные многочисленные квазифольклорные поделки. Апофеозом этого неоспиритуалистского синкретизма стали одиозные «Славяно-арийские Веды. Сантьи Веды Перуна» за авторством Александра Хиневича, признанные в РФ экстремистской литературой осенью 2015 года.
Еще один характерный пример конструирования «ведизма» – деятельность неоиндуистского гуру Свами Вишнудевананда (в миру Валерий Минцев), на протяжении нескольких лет проводившего в Москве «Всероссийские международные конгрессы Адвайта Веданты». Для легитимизации и респектабельности Минцев получил посвящение в индуистском монашеском ордене Джуна акхара, что позволило ему снискать симпатии некоторых религиоведов.
В своем монастырском поселении «Дивья-лока» в Нижегородской области, неподалеку от Дивеева, ученики и последователи Свами Вишнудева возвели несколько «ведических храмов». Фактически это были ротонды, крайне простые по конструкции и внутреннему убранству, такими же новодельными были и статуи богов внутри. В 2016 году решением судебных органов эти сооружения были снесены.
Гуру и «учителями» нью-эйджа восточного толка создан и раскручивается миф о существовании в далеком золотом веке некоей идеальной «ведической цивилизации», богоцентричной и вегетарианской. В этой мифической эпохе, Сатья-Юге, боги якобы жили бок о бок с людьми, регулярно посещая их в качестве аватар (божественных воплощений). Ведисты славянского разлива также культивируют этот образ, но с поправками в пользу «славяно-русов» как «древнейшей» арийской цивилизации.
Индологи vs коучи
«В академической индологии, а также в традиционном, ортодоксальном брахманском индуизме термин «ведический» не применяется для обозначения всего, что имеет отношение к современному индуизму, и тем более – к чему бы то ни было вне его. В научном обиходе «ведический» или, чаще, «ведийский» всегда обозначает что-либо, относящееся к эпохе Вед и ведизму (ведийской религии), которая закончилась в Индии уже к середине 1 тыс. до н.э.», – пишет исследователь новых религиозных движений (НРД) неоиндуистского происхождения Сергей Лобанов.
Веды – священное писание индуизма, так называемое смрити (букв. «запомненное» – санскр.), по месту и канонической значимости условно сопоставимое с Ветхим Заветом в христианстве. Как для последнего актуален Новый Завет, так и на практике в индуизме изучаются и применяются более поздние, «вторичные» тексты – шрути («услышанное»). Это Пураны, Итихасы (Махабхарата и Рамаяна), Тантры и Агамы. Священный авторитет Вед непререкаем. Собственно Вед как таковых – четыре, с каноническими приложениями и дополнениями.
Кришнаиты сакрализуют свое учение и практики авторитетом Вед. Однако на деле пользуются почти исключительно писаниями собственной школы и комментированными в соответствии со своим учением Бхагавад-Гитой (формально – частью эпоса Махабхараты) и Бхагавата-Пураной, объявляя свое учение и толкования «сутью и завершением Вед». Широко используется в аргументации и ряд других поздних писаний типа афоризмов мудреца Чанакьи и «Законов Ману». Собственно же четыре Веды, по сути, не задействованы.
Несть числа противоречиям
Можно привести длинный список несоответствий учений нью-эйджа с древними ведийскими традициями. Рассмотрим некоторые из них. Начнем с пропаганды будто бы присущей «ведическим ариям» вегетарианской диеты. Существует соответствующий набор терминов: мамса – мясо на санскрите, мамсахари – мясоед, этому противостоит шуклахари – «питающийся чистым».
Так называемое ведическое кулинарное искусство Общества сознания Кришны – лишь сборник рецептов этого НРД, на наш взгляд, не имеющих ничего общего с кухней древних ариев.
Даже на фоносемантическом уровне очевидно не столь архаичное происхождение блюд, представленных в поваренной книге кришнаитов, что подтверждает и их рецептура. Например, «сабджи» – персидское название овощей и зелени, «кофта» – прокрученное мясо (хотя кришнаиты придерживаются строгого вегетарианства), «халава» – от арабского названия сладостей (ср. «халва»), кхир – сладкий ароматный рис в молоке, и наконец «гулаб-джамуны» – «сладкие пули», как называл их основатель движения Бхактиведанта Свами Прабхупада. Очевидно, что ничего персидского или арабского – ни кулинарных, ни лексических заимствований не могло появиться в Индии до X–XII веков нашей эры. Что уж говорить о ведийской эпохе!
Особенности диеты одного отдельно взятого НРД – это их дело, но кришнаиты когда подспудно, а когда и прямо определяют «ведическую», то есть кухню древних ариев как вегетарианскую. Однако первоисточники – те же Веды и другие памятники, на которые так любят ссылаться кришнаиты, представляют нам иную, вполне «мясоедную» картину.
Индолог и переводчик санскритских текстов Андрей Игнатьев в своей статье «Истинные арийцы предпочитают мамса!» пишет: «Из гимнов Ригведы становится ясно, что ведийские арии употребляли в пищу мясо, в том числе и говядину. Забивали прежде всего яловых коров (то есть тех, которые не давали приплода). Мясо варили в котлах. Ели не только говядину, но и конину, баранину, козлятину, буйволятину. Мясо также приносилось в жертву богам, его вкушали и жрецы: «Ведь мне готовят сразу пятнадцать-двадцать быков, затем я ем также жир. Мне наполняют обе стороны живота. Индра – выше всего!» (Ригведа X. 86.14)».
Аюрведа, используемая кришнаитами, другими неоиндуистскими организациями и движениями – и особенно в нью-эйджерской среде, – действительно традиционная индийская медицина, в основе которой лежат несколько древних и средневековых трактатов практического, в данном случае медицинского значения. Аюрведа – буквально наука о правильной и здоровой жизни, не имеющая прямого отношения к текстам Вед. Эта традиция, вопреки мнению доверчивых клиентов неоиндуистских организаций, также не постулирует необходимость вегетарианства. Один из классических текстов, Чарака-самхита, прямо предписывает употреблять не только мясо, но и алкоголь, также запрещенный кришнаитам:
«1. 2.31 [23] [Явагу], приготовленная на говяжьем бульоне (гавья-мамса-раса), подкисленная (дадимой), лечит перемежающуюся лихорадку. Для горла – ячменная (ява) каша, приготовленная на топленом и растительном масле с пиппали и амалаки.
1.6.12 Пусть человек ест измельченное мясо обитателей нор и хищников, пьет мадиру (вино), сидху (ром) и мадху (брагу).
1.6.43 Сказано, что после ухода облаков (то есть осенью) следует есть перепелок, куропаток, баранину, оленину, крольчатину, мясо антилопы с рисом шали, ячменем и пшеницей».
Этому источнику вторит Сушрута-самхита, утверждая, что говядина – «хорошее средство от астмы, кашля, простуды, хронической температуры, усталости и для быстрого пищеварения; оно очищает (pavitra) и облегчает ветер».
«Ведическая астрология» – еще один популярный и коммерчески успешный бренд. Джйотиша (от санскр. jyotis – «свет, небесное светило», то есть «наука света») – индийская астрологическая традиция, одна из вспомогательных дисциплин ведийской религии. Традиционно постулируется ее божественное происхождение. Однако самые древние из сохранившихся трактатов датированы первыми веками нашей эры, а основные тексты, на которые опирается современная астрология, были созданы в раннем Средневековье, то есть в пуранический период.
Но самым важным аргументом для клиентов «ведических астрологов» должно послужить мнение всемирно известного и признанного джйотиш-гуру, исследователя и учителя Котамраджу Нарайана Рао. Он принципиально отказался от употребления словосочетания «ведическая астрология», потому что в Ведах астрологии попросту нет: «Слово «ведическая», которое первоначально использовалось для обозначения индийской астрологии, теперь нами отброшено. Великий социальный реформатор прошлого века Свами Дайананда Сарасвати заметил, что в Ведах абсолютно отсутствует какая бы то ни было предсказательная астрология. Использование такого словосочетания как «ведическая астрология» абсолютно неправильно».
«Ведическая психология» – не менее модный и востребованный бренд, зачастую идущий в «пакете услуг» от тичеров и коучей. Любому вдумчивому и мало-мальски образованному человеку очевидно, что никакой «психологии» в ведийский период не существовало и в Ведах не присутствует.
А что же с «ведической женщиной»? Насколько она соответствует патриархально-елейному идеалу, который представляют в своих лекциях и книгах современные гуру?
Увы, и тут едва ли не все с точностью до наоборот. Хотя, как уточняет Андрей Игнатьев, цивилизация ведийских ариев и была патриархальной, «а богини не занимали особого места в пантеоне», «при этом общепризнанный факт, что женщина пользовалась гораздо большей свободой, чем в дальнейшем». «Все женские персонажи, встречающиеся в Ригведе, – это сильные и самостоятельные женщины, проявляющие инициативу в любовных делах, покровительствующие мужчинам или даже безжалостно помыкающие ими», – пишет индолог.
Путаница с источниками
Апологеты «ведической» культуры и цивилизации, как отмечалось выше, используют для мифотворчества в лучшем случае тексты Пуран и эпоса, «переработанные и дополненные» по собственной прихоти, а также их толкования в своеобразном духе. Но есть один индуистский текст, почитаемый ими чуть ли не как богооткровенное руководство к жизни «по Ведам». Это так называемые законы Ману.
Как пишет в одной из своих статей Игнатьев, «некоторые энтузиасты, вдохновленные лекциями небезызвестного Торсунова, даже пытаются строить свою семейную жизнь по заветам легендарного мудреца Ману» (речь идет о последователях «коуча» Олега Торсунова). Они верят, даже не читая переведенный и общедоступный текст, что «Манава-дхарма-шастра» описывает идеал «ведической» женщины и жены, правила жизни «ведической семьи», проповедует вегетарианство.
В действительности же Кодекс Ману – один из множества текстов подобного рода, дхармашастр, сборников советов и рекомендаций этического и социального характера. По мнению индологов, «Законы» младше Вед как минимум на тысячу лет, и, оформившись на рубеже тысячелетий, они принадлежат к совсем другой эпохе и культуре, чем Ригведа.
Вот для примера выборка цитат из «Законов», демонстрирующая разнообразие и плюрализм индийцев по вопросу вегетарианства (как и многим другим):
«Глава 5
32. Кто, почтив богов и предков, ест мясо, купив [его], добыв самостоятельно или получив от других, – не совершит греха.
33. Дважды рожденному, знающему правила, не следует есть мяса вопреки правилам, за исключением крайних обстоятельств, так как, поев мяса вопреки правилам, он после смерти, беспомощный, пожирается теми, которых он сам ел при жизни.
39. Животные самим Самосущим созданы для жертвоприношения, жертвоприношение – для благополучия всего этого [мира]; поэтому убийство при жертвоприношении – не убийство.
42. Дважды рожденный, знающий истинный смысл Веды, убивая животных для этих целей, себя и животных ведет к высшему блаженству.
55. «Меня (mam) тот (sa) да пожирает в будущем мире, мясо которого я ем здесь!» – так мудрецы объясняют значение слова мясо (mamsa).
56. Нет греха в употреблении мяса, спиртных напитков и в плотских удовольствиях – таков образ жизни живых существ; но воздержание от всего этого приносит большую награду».
Очевидна основная идея текста – греховен не сам факт мясоедства, но употребление такой пищи лишь ради прихоти и удовольствия.
Поздний пуранический индуизм с присущим ему вегетарианским по преимуществу рационом эволюционировал от нормативного и даже сакрализованного мясоедения эпохи ведийских ариев в сторону ахимсы («ненасилие» – санскр.) не в последнюю очередь под влиянием буддизма и джайнизма.
«Ложный друг» переводчика с санскрита
И немного о «славяноарийских» «ведистах». Да, слово «веда» и его производные одинаково звучат на санскрите и некоторых славянских языках и означают примерно одно и то же – ведание, знание. На этом все сходство и заканчивается, однако «возродителям» славяно-арийско-ведических древностей этого достаточно.
Подобно «ведистам» неоиндуистской формации, у их славяно-арийских коллег в качестве древней ведической цивилизации золотого века фигурирует уже не Индостан, а древняя, изначальная Русь. Она или отождествляется с прародиной ариев, либо описывается ее прямой наследницей. Древнерусский язык в этой мифологии – прародитель санскрита и множества, если не всех индоевропейских языков и наречий.
«Переводимые с санскрита» мифотворцами топонимы, преимущественно с Русского Севера, имеют отчасти финно-угорское, отчасти славянское происхождение. А если обратиться к научной этимологии того же слова «арья» – это лишь самоназвание древних иранцев и индоариев, не имеющее никакого, ни лингвистического, ни генетического, общего корня со славянами. Словосочетание «славяноарии» – такое же нелепое и безграмотное, как и «шведославяне», «славяногреки», «славяноиспанцы», «славянонемцы» и т.д. Пpeдки славян себя ариями не называли. Нет такого слова в древнерусском и других славянских языках. Слово «арья» («ариец») присутствует только в языках древних иранцев и древних индоариев, соответственно авестийском и ведийском историческом предшественнике санскрита. Kpoме них, «ариями» никто больше себя не называл», – разъясняет Сергей Лобанов.
Ведическая религия | Индийская религия
- Ключевые люди:
- Ашвалаяна
- Похожие темы:
- дэва
Ведическое пение
асура
Адитьи
Дьяус
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Ведическая религия , также называемая Ведизм , религия древних индоевропейских народов, пришедших в Индию около 1500 г. до н.э. из региона современного Ирана. Он получил свое название от сборников священных текстов, известных как Веды. Ведизм — древнейший пласт религиозной деятельности в Индии, для которого существуют письменные материалы. Это была одна из основных традиций, сформировавших индуизм.
Знание ведической религии получено из сохранившихся текстов, а также из определенных обрядов, которые продолжают соблюдаться в рамках современного индуизма. Самые ранние ведические религиозные верования включали в себя некоторые общие черты с другими индоевропейскими говорящими народами, особенно с ранними иранцами. Хотя невозможно сказать, когда ведизм в конце концов уступил место классическому индуизму, можно наблюдать снижение литературной активности среди ведических школ, начиная с V века до н.э., и примерно в это же время начал появляться более индуистский характер.
Подробнее по этой теме
Индуизм: индоевропейские источники
…учеными как брахманизм или ведизм, который развивался в Индии среди индоевропейских народов. Ученые периода британской…
Ведические тексты
Единственными сохранившимися ведическими материалами являются тексты, известные как Веды, которые составлялись и передавались устно в течение примерно 10 столетий, примерно с 15 по 5 век до н.э. Ведический корпус составлен на архаичном санскрите. Самые важные тексты являются также и самыми старыми. Это четыре сборника (самхиты), которые называются Ведами или Ведами. Ригведа, или «Веда стихов», самая ранняя из них, состоит примерно из 1000 гимнов, адресованных различным божествам и в основном составленных для нужд семей жрецов, которые были хранителями этой священной литературы. Яджурведа, или «Веда жертвенных формул», содержит прозаические формулы, применимые к различным обрядам, а также стихи, предназначенные для той же цели. Самаведа, или «Веда песнопений», состоит из подборки стихов, почти полностью взятых из Ригведы, снабженных нотной записью и предназначенных для помощи при исполнении священных песен. Наконец, Атхарваведа представляет собой более поздний сборник, включающий заклинания и магические заклинания.
К каждой Веде прилагается корпус более поздних прозаических произведений, называемых Брахманами ( ок. 800–600 гг. до н. э.), которые объясняют церемониальное применение текстов, а также происхождение и важность жертвенных обрядов, для которых были составлены Веды. . Дальнейшие приложения, Араньяки ( ок. 600 г. до н.э.) и Упанишады ( ок. 700–500 гг. до н.э.), соответственно, разъясняют символику более сложных обрядов и рассуждают о природе вселенной и отношении к ней человечества.
Когда ведическая религия постепенно превратилась в индуизм между 6-м и 2-м веками до нашей эры, тексты, взятые в совокупности, стали самой священной литературой индуизма. Они известны как шрути («то, что слышно»), божественно явленный раздел индуистской литературы, в отличие от более поздних пластов религиозной литературы, известных как смрити («то, что помнят»), традиционных текстов, приписываемых человеческим авторам. Но в современном индуизме шрути, за исключением Упанишад и нескольких гимнов Ригведы, в настоящее время малоизвестны, в то время как некоторые тексты смрити остаются чрезвычайно влиятельными.
Мифология
Ведизм был политеистической религией жертвоприношений, включавшей поклонение многочисленным мужским божествам (и нескольким богиням), большинство из которых были связаны с небом и природными явлениями. Священники, проводившие это богослужение, были выходцами из социального класса брахманов. Сложные ведические церемонии, для которых были составлены гимны Ригведы, были сосредоточены на ритуальном жертвоприношении животных и питье священного изменяющего сознание напитка, полученного из растения, называемого сома. Основной ведический обряд совершался путем подношения их священному огню, который сам был обожествлен как Агни и нес подношения богам ведического пантеона. Агни и Сома были в то же время материальными элементами ритуального подношения: Агни был огнём солнца, молнии и горящего дерева; Сома была обожествленным аспектом жидкости, наливаемой в жертвоприношение. Однако богом высшего ранга был Индра, воинственный бог, который среди прочих подвигов победил бесчисленных врагов-людей и демонов и вернул солнце после того, как оно было украдено. Другим великим божеством был Варуна, поборник космических и нравственных законов. В ведизме было много других меньших божеств, среди которых были боги, богини, полубоги и демоны.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Ритуал
Древние почитатели Вед приносили жертвы этим богам в надежде, что они взамен даруют обильное количество скота, удачу, крепкое здоровье, долгую жизнь и потомство мужского пола, помимо прочих материальных благ. Чтобы обеспечить эффективность своих молитв, люди пришли к выводу, что их подношения можно сделать более приемлемыми для богов, если они будут сопровождаться хвалебными песнями и другими воззваниями к могуществу и силе богов. Так возникли обряды, описанные в Ведах. Каждое жертвоприношение совершалось от имени отдельного лица, покровителя или яджамана («жертвователь»), который взял на себя расходы.
Ритуалы ведических жертвоприношений были относительно просты в ранний период, когда была составлена Ригведа. Они не нуждались ни в храмах, ни в изображениях. Церемонии проходили на открытом пространстве, которое заново освящалось для каждого важного события. Алтарь ( vedi ) представлял собой четырехугольник, обозначенный углублением или небольшим приподнятием земли. agnyadheya («установка огня») была необходимой подготовкой ко всем большим общественным ритуалам, и ей предшествовал пост покровителя.
Сами жертвоприношения были двух основных типов — домашние ( грихья ) и общественные ( шраута , или вайтаника ). Домашние обряды соблюдались самим домохозяином или с помощью одного жреца и совершались над огнем домашнего очага. Некоторые происходили ежедневно или ежемесячно, а другие сопровождали определенное событие, такое как самскар , таинства, отмечающие каждый этап жизни индийца из высшей касты, от зачатия до смерти.
Великие обряды, совершаемые публично, напротив, длились несколько дней или месяцев и обычно могли проводиться только богатыми людьми или королями. Они требовали услуг многих священников и обычно совершались у трех огненных алтарей. Наиболее характерным из публичных церемоний было жертвоприношение сомы, которое обеспечивало процветание и благополучие как людей, так и богов. В этом основном ритуале сначала посвящали мирянина, после чего из растения сома трижды отжимали сок, часть которого предлагали огню, а часть потребляли жрецы. Каждому из трех случаев предшествовали и сопровождались чтением и пением. Съедобные продукты, такие как мясо, масло, молоко и ячменный пирог, также можно было предлагать священному огню.
Жертвоприношение животных — убийство барана или козла — существовало либо независимо, либо как неотъемлемая часть жертвоприношения сомы. Знаменитое ашвамедха , «жертвоприношение коня», было тщательно продуманным вариантом жертвоприношения сомы. Человеческое жертвоприношение ( пурушамедха ) описывается и упоминается как прежняя практика, но, вероятно, была просто символической. Жертвоприношение мифического великана Пуруши, из расчлененных конечностей которого возникли четыре основных социальных класса ( варна s), вероятно, послужил образцом для предполагаемых человеческих жертвоприношений. Другие церемонии отмечали фиксированные даты лунного календаря, такие как полнолуние или новолуние или смена времен года.
Развитие и упадок
На протяжении веков ведические обряды становились все более сложными и подчинялись бесчисленным правилам, которые вместе с гимнами и молитвенными формулами были воплощены в Ведах. В поздневедический период сложности ритуалов подчеркивались до такой степени, что только хорошо обученные брахманы могли правильно их выполнять, и утверждалось, что неправильное или неправильное выполнение обрядов может, если их не исправить, привести к бедствию или смерти.
В ответ на этот чрезмерный упор на ритуал (а также на растущую силу брахманов) ведическая мысль в свой поздний период стала более спекулятивной и философской по своему подходу. Много размышлений было направлено на поиски гармонии и соответствий между макрокосмом и микрокосмом, с конечной целью, заключающейся в сведении реальности к всеобъемлющему единству посредством последовательных уравнений. В Араньяках ведический ритуал интерпретируется скорее символически, чем буквально, а Упанишады ставят под сомнение сами предположения, на которых основывался ведизм. Ключевой идеей, возникшей в этот период интенсивных вопросов, была идея о брахман , высшая реальность, а также своего рода руководящий принцип. Центральная тема Упанишад состоит в том, что атман, неизменная сердцевина человеческого существа, является частью брахмана . Отождествление атмана с брахманом стало основой индуистской метафизики. Распространение в VI веке до н.э. родственных концепций реинкарнации, кармы и достижения освобождения ( мокша ) от этого цикла (сансары) посредством медитации, а не посредством жертвоприношения ознаменовало конец ведического периода.
Наследие ведического поклонения проявляется в нескольких аспектах современного индуизма. Основное расслоение ведического общества на четыре варн -х — брахманов (жрецов), кшатриев (воинов или правителей), вайшьев (торговцев) и шудр (слуг) — в целом сохранилось в более позднем индуизме. Жертвоприношения, совершаемые в соответствии с ведическими обрядами, продолжают время от времени совершаться в Индии, а подношение жертв священному огню ( хома ) является важным элементом многих современных индуистских культов ( см. яджна ). Индуистский обряд инициации ( упанаяма ) является еще одним непосредственным пережитком ведической традиции. Вишну и Шива, главные божества классического индуизма, кратко упоминаются в ведической мифологии, а Индра остается царем богов в повествованиях, хотя ему больше не поклоняются.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Мэттом Стефоном.
Веды — энциклопедия всемирной истории
Веды — это религиозные тексты, составляющие основу религии индуизма (также известной как
). 0039 Санатана Дхарма означает «Вечный Порядок» или «Вечный Путь»). Термин веда означает «знание» в том смысле, что считается, что они содержат фундаментальные знания, относящиеся к основной причине, функции и личному отклику на существование.
Они считаются одними из древнейших, если не самыми старыми, религиозными произведениями в мире. Их обычно называют «писанием», что верно в том смысле, что их можно определить как священное писание о природе Божественного. Однако, в отличие от писаний других религий, считается, что Веды не были ниспосланы определенному лицу или лицам в определенный исторический момент; считается, что они существовали всегда и были восприняты мудрецами в состоянии глубокой медитации в какой-то момент до c. 1500 г. до н.э., но когда именно, неизвестно.
Удалить рекламу
Реклама
Веды существовали в устной форме и передавались от учителя к ученику из поколения в поколение, пока они не были записаны между ок. 1500 — ок. 500 г. до н.э. (так называемый ведический период) в Индии. Они были тщательно сохранены в устной форме, так как учителя заставляли студентов запоминать их вперед и назад с упором на точное произношение, чтобы сохранить то, что первоначально было услышано.
Следовательно, Веды считаются Шрути в индуизме означает «то, что слышно», в отличие от других текстов, обозначенных как Смрити («то, что помнят»), рассказов о великих героях и их борьбе в таких произведениях, как Махабхарата , Рамаяна и Бхагавад-гита (хотя некоторые секты индуизма рассматривают Бхагавад-гиту как Шрути ). Тексты, составляющие Четыре Веды:
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
- Риг Веда
- Сама Веда
- Яджур Веда
- Атхарваведа
Каждый из них далее делится на типы текста, включенного в них:
- Араньяки – ритуалы, обряды
- Брахманы — комментарии к указанным ритуалам
- Самхиты — благословения, молитвы, мантры
- Упанишады – философские повествования и диалоги
Сходство между ранней иранской религией и ранним индуизмом предполагает общую систему верований, которая затем развивалась отдельно.
Упанишады являются наиболее известными и наиболее часто читаемыми из Вед, потому что их дискурс представлен в форме диалога/повествования, и они были первыми, которые были переведены на другие языки. Четыре Веды, наоборот, считаются буквальными звуками Божества, которые при чтении или пении воссоздают первичные вибрации вселенной. Соответственно, их фактически невозможно перевести, и то, что читаешь в переводе, следует понимать в лучшем случае как парафраз.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Ортодоксальные индуистские конфессии признают Веды важным духовным авторитетом, но не все индуистские секты следуют их примеру. Реформаторские движения в современную эпоху, начиная с 19 века н.э., придают большее значение личному религиозному опыту, чем авторитету Священных Писаний и традициям, и поэтому некоторые секты или ответвления индуизма (например, Движение Брахмоса) полностью отвергают Веды как суеверие. . Несмотря на это, произведения продолжают читать, изучать и почитать в настоящее время, и они остаются важной частью индуистских религиозных обрядов, фестивалей и церемоний.
Раннее происхождение, знакомства и развитие
Никто не знает происхождения Вед, хотя многие ученые и богословы выдвинули разные мнения по этому поводу. Наиболее распространено мнение (хотя и не общепризнанное), что ведическое видение пришло в Индию через кочевые арийские племена, которые мигрировали туда из Центральной Азии примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры. «Арийцев» следует понимать так, как это понимали люди того времени, означая «свободные» или «благородные», класс людей, а не расу, и не европеоидов (как утверждали 18-е и 19-е гг.западные ученые X века н.э.). Считается, что эти индоарийцы откололись от более крупной группы, в которую также входили индоиранцы, поселившиеся в районе современного Ирана и ставшие известными на Западе (через греков) как персы. Сходства между ранней иранской религией (и более поздним зороастризмом) и ранним индуизмом предполагают общую систему верований, которая затем развивалась отдельно.
Удалить рекламу
Реклама
Теория индоарийской миграции утверждает, что ведическое видение было разработано в Центральной Азии и принесено в Индию во время упадка коренной хараппской цивилизации (ок. 7000–600 до н. э.) между ок. 2000-1500 гг. до н.э., слияние верований этой культуры со своими собственными. Однако другая теория, известная как «Из Индии» (OIT), утверждает, что хараппская цивилизация уже развила это видение и экспортировала его из Индии в Среднюю Азию, откуда затем вернулась с миграцией индоарийцев.
Крупные памятники индо-иранского неолита и цивилизация Инда
Джон Хантингтон (CC BY-NC-SA)
Имеются веские причины для признания мотивации, по крайней мере, для любого утверждения (хотя OIT отвергается основной академической средой), и ученые, кажется, придерживаются того или другого больше по личным причинам, чем по каким-либо причинам, основанным на объективных научных исследованиях. Самый разумный ответ на вопрос о происхождении и датировке Вед — просто не знать. Однако человеческая потребность разрешить то, что кажется загадочным, поддерживает споры в наши дни. Ученые Герман Кульке и Дитмар Ротермунд кратко комментируют раннее развитие проблемы датировки/происхождения:
Датировка этих текстов и культур, их породивших, долгое время обсуждалась индологами. Известный индийский националист Бал Гангадхар Тилак написал книгу о арктическом доме Вед , в которой утверждал, что Вед можно датировать шестым или пятым тысячелетием до нашей эры. Он основывал свои выводы на интерпретации ссылок на положения звезд в тексте, которые могли быть использованы астрономами для детального расчета соответствующей даты. Немецкий индолог Герман Якоби независимо пришел к очень похожему заключению и предложил середину пятого тысячелетия как дату IX века.0039 Вед . Но другой немецкий индолог, Макс Мюллер, преподававший в Оксфорде, предположил гораздо более позднюю дату. Он взял за отправную точку рождение Будды около 500 г. до н.э. и предположил, что Упанишад , которые предшествуют буддийской философии, должны были быть созданы примерно между 800 и 600 г. до н.э. Более ранние тексты брахманов и мантр из Вед тогда были бы созданы примерно с 1000 по 800 и с 1200 по 1000 соответственно. Эти даты, предложенные Максом Мюллером, очень хорошо согласуются с современными археологическими исследованиями, показывающими, по крайней мере, полтысячелетия между упадком Индской цивилизации и иммиграцией нового кочевого населения, которое можно отождествить с ведическими индоариями. (34)
Работа Мюллера продолжает информировать дискуссию и по сей день, и его утверждения обычно считаются наиболее вероятными или даже достоверными. Где бы ни возникло ведическое видение и как бы долго оно ни существовало в устной форме, оно развивалось в Индии в ведический период после прихода индоариев.
Удалить рекламу
Реклама
Ведический период
Ведический период (ок. 1500 — ок. 500 г. до н. э.) — это эпоха, когда Веды были записаны, но это не имеет ничего общего с возрастом понятий или самих устных традиций. Обозначение «ведический период» — это современная конструкция, основанная на свидетельствах индоарийской миграции, которая, как уже отмечалось, не является общепризнанной. Тем не менее, эта теория наиболее часто принимается как исторически достоверная на основании имеющихся данных. Развитие текстов описано ученым Джоном М. Коллером:
Ведическая эпоха началась, когда санскритоязычные народы стали доминировать в жизни и мышлении в долине Инда, вероятно, между 2000 и 1500 годами до н. э. Историки привыкли думать, что эти говорящие на санскрите народы, называвшие себя арийцами, пришли в долину Инда на северо-западе Индии как завоеватели около тридцати пяти столетий назад. Но недавние исследования поставили под сомнение этот тезис о завоевании арийцев. Что мы знаем, так это то, что более ранняя культура Инда, которая процветала с 2500 по 1500 год до н. Мы также знаем, что ведическая мысль и культура, отраженные в Ригведе, имеют непрерывную историю господства в Индии в течение последних тридцати пяти столетий. Вполне вероятно, что культурные традиции ведических народов смешались с традициями и обычаями народа Инда. (5)
Религиозные верования людей Хараппской Цивилизации неизвестны, так как они не оставили письменных трудов. Раскопки в Мохенджо-Даро, Хараппе и других местах указывают на высокоразвитую структуру верований, которая включала ритуальное омовение и некоторую форму богослужения. Единственным явным свидетельством религиозных верований и практик являются скульптуры духов природы, известных как якшей , которые датируются до c. 3000 г. до н.э. в рудиментарной форме и продолжаются с большей доработкой до 1 века до н.э.
Колодец и платформа для купания, Хараппа
Обед Сухайл (CC BY-SA)
Культы Якша, похоже, были сосредоточены на повседневных нуждах (если интерпретировать свидетельства в духе культов предков), поскольку духи могли быть доброжелательными или злонамеренными, а жертвы приносились либо за просьбы об одолжении, либо для отражения вреда. Как и в азиатских культах предков, не было акцента на «общей картине» того, откуда произошли люди, какова может быть их цель или куда они отправляются после смерти. На эти вопросы отвечает первая из Вед, Ригведа (что означает «Знание мудрости», «Стихи мудрости» или, буквально, «Восхваляющее знание»), которая информирует остальные три.
Удалить рекламу
Реклама
Веды
Как уже отмечалось, приверженцы Санатана Дхармы (индуизма) верят, что Веды существовали всегда. Ученые Форрест Э. Бэрд и Реберн С. Хеймбек отмечают:
Из всех своих многочисленных священных текстов индусы приписывают сверхъестественное происхождение только Ведам. Этим четырем книгам доверяют исключительно для раскрытия основных знаний о жизни. Такое знание, считают индусы, существовало вечно в виде вибраций, звучащих во всей вселенной. Эти неуловимые вибрации оставались незамеченными до тех пор, пока некоторые индийские мудрецы, обладающие духовным слухом, наконец не услышали и не сформулировали их на санскрите, начиная примерно 3200 лет назад. (3)
Таким образом, считается, что Веды воспроизводят точные звуки самой вселенной в момент сотворения и далее и поэтому принимают форму, в основном, гимнов и песнопений. Считается, что читая Веды, человек буквально участвует в созидательной песне вселенной, которая с начала времен породила все наблюдаемое и ненаблюдаемое. Ригведа устанавливает стандарт и тон, которые развиваются Самаведой и Яджурведой, в то время как последняя работа, Атхарваведа, развивает свое собственное видение, основанное на более ранних работах, но идущее своим собственным первоначальным курсом.
Брахма, камбоджийская статуя
Метрополитен-музей (авторское право)
Ригведа : Ригведа является старейшим из произведений, состоящих из 10 книг (известных как мандалы) из 1028 гимнов из 10 600 стихов. Эти стихи касаются надлежащих религиозных обрядов и практик, основанных на универсальных вибрациях, как их понимали мудрецы, впервые услышавшие их, но также затрагивают фундаментальные вопросы, касающиеся существования. Комментарии Коллера:
Ведические мыслители задавали вопросы о себе, окружающем мире и своем месте в нем. Что такое мысль? Каков его источник? Почему дует ветер? Кто поместил на небе солнце, дарующее тепло и свет? Как получается, что земля порождает эти мириады форм жизни? Как нам обновить свое существование и стать целым? Вопросы как, что и почему являются началом философской рефлексии. (5)
Это философское размышление характеризует сущность индуизма в том смысле, что смысл личного существования состоит в том, чтобы поставить его под сомнение по мере того, как человек движется от основных жизненных потребностей к самоактуализации и союзу с Божественным. Ригведа поощряет такие вопросы через гимны различным богам — особенно Агни, Митре, Варуне, Индре и Соме — которые в конечном итоге будут рассматриваться как аватары Высшей Души, Первопричины и источника существования, Брахмана. Согласно некоторым школам индуистской мысли, Веды были составлены Брахманом, чью песню затем услышали мудрецы.
Сама Веда : Сама Веда («Знание мелодий» или «Знание песен») представляет собой произведение литургических песен, песнопений и текстов, предназначенных для пения. Содержание почти полностью заимствовано из Ригведы, и, как заметили некоторые ученые, Ригведа служит лирикой к мелодиям Самаведы. Он состоит из 1549 стихов и разделен на две части: гана (мелодии) и арчика (стихи). Считается, что мелодии побуждают к танцу, который в сочетании со словами возвышает душу.
Яджур-веда состоит из декламаций, ритуальных формул поклонения, мантр и песнопений, непосредственно связанных с богослужениями.
Яджурведа : Яджурведа («Знание поклонения» или «Ритуальное знание») состоит из декламаций, формул ритуального поклонения, мантр и песнопений, непосредственно связанных с богослужением. Как и Сама Веда, ее содержание восходит к Ригведе, но основное внимание в ее 1875 стихах уделяется литургии религиозных обрядов. Обычно считается, что он состоит из двух «разделов», которые являются не отдельными частями, а характеристиками целого. «Темная Яджур Веда» относится к тем частям, которые неясны и плохо организованы, тогда как «светлая Яджур Веда» относится к стихам, которые более ясны и лучше расположены.
Атхарваведа : Атхарваведа («знание Атхарвана») значительно отличается от первых трех тем, что касается магических заклинаний для отражения злых духов или опасности, песнопений, гимнов, молитв, ритуалов инициации, брака и похорон. церемонии и наблюдения за повседневной жизнью. Считается, что название происходит от имени священника Атхарвана, который якобы был известен как целитель и религиозный новатор. Считается, что произведение было составлено человеком (возможно, Атхарваном, но маловероятно) или людьми примерно в то же время, что и Сама Веда и Яджур Веда (ок. 1200–1000 гг. До н. Э.). Он состоит из 20 книг по 730 гимнов, некоторые из которых основаны на Ригведе. Характер работы, используемый язык и форма, которую она принимает, заставили некоторых теологов и ученых отвергнуть ее как подлинную Веду. В наши дни его принимают некоторые, но не все индуистские секты на том основании, что он имеет дело с более поздним знанием, которое помнят, а не с изначальным знанием, которое было услышано.
В каждую из этих работ включены другие типы, упомянутые выше — Араньяки, Брахманы, Самхиты и Упанишады, — которые можно считать толкованиями, дополнениями или комментариями к реальному тексту.
Упанишады считаются «концом Вед», как в последнем слове текстов. Термин Упанишад означает «сесть рядом», как ученик с учителем, чтобы получить некоторую информацию, не предназначенную для остальной части класса. Упанишады в каждой из Вед комментируют текст или иллюстрируют его с помощью диалогов и повествований, тем самым проясняя трудные или неясные отрывки или концепции.
Вишну с Лакшми и Саравати
Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)
Заключение
Веды, особенно Упанишады, в конечном итоге сформируют фундаментальное понимание Санатана Дхармы и зададут направление и цель в жизни приверженцев. Стало понятно, что существует единая сущность, Брахман, который не только создал существование, но и был самим существованием. Поскольку это существо было слишком велико, чтобы его могли понять люди, оно появилось как аватары, такие как Брахма (создатель), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель), а также множество других божеств, каждое из которых на самом деле было Брахманом. Целью человеческой жизни было познание своего высшего Я ( Атман ) и выполнять дхарму (долг) человек был дан с соответствующей кармой (действием) для того, чтобы освободить себя от цикла перерождений и смертей ( самсара ), который характеризовался страданием и потери, переживаемые в физическом мире. Как только человек разорвал эти узы, его Атман вернулся к Брахману и вечному миру.
Эта система верований непрерывно развивалась до подъема ислама на севере Индии, начиная с 7 века н.э., который стал провозглашаться к 12 веку н.э. Исламское правление лишь постепенно стало терпимо относиться к индуистским обычаям. Гораздо более серьезная угроза ведическому видению пришла позже в форме британского колониализма и империализма в 18-20 веках нашей эры. Британцы пытались обратить индийский народ в протестантское христианство и приложили значительные усилия для перевоспитания населения и отказа от индуизма как злого суеверия.
Это в конечном итоге привело к негативной реакции в виде движения Брахмос во главе с Рамом Моханом Роем (1772–1833 гг. Н. Э.) И продолжено другими, такими как Дебендранат Тагор (1817–1905 гг. Н. Э., Отец поэта Рабиндранат Тагор), который ответил , отчасти путем переосмысления своей веры, чтобы отделить ее от традиционной формы, которая, казалось, была испорчена внешними влияниями. Это переосмысление включало в себя отказ от авторитета писаний, и статус Вед снизился. Движение Брахмоса, по сути, полностью отвергло Веды как суеверную чепуху и сосредоточилось на личном опыте общения с Божественным, который на самом деле был очень похож на богословскую направленность как протестантского христианства, так и более раннего индуистского движения бхакти в средние века.